Является отраслью самостоятельной и находится в составе правовой системы РФ. В зависимости от стоящих задач и с учетом своей направленности эта сфера обладаетнекоторыми отличительными признаками.

В качестве отрасли административное право сформировалось с того времени, как в правовой системе определенное место было занято нормами, закрепляющими права личности, а также гарантии от произвола в административной сфере.

Данная отрасль считается одной из самых больших и сложных в России. Это связано с разнообразием задач, которые выполняет административное право. В социальной жизни не существует ни одной сферы, в которой бы не принимала участие государственная администрация. При этом в некоторых сферах (государственной безопасности, здравоохранении, связи, транспорте, энергетике, народном образовании и прочих) ее (администрации) роль считается решающей. Ею определяется эффективность в управлении и реализации многих прав граждан. В России, таким образом, административное право является очень важной правовой отраслью. Это обусловлено значимостью выполняемой государственной администрацией роли.

Предметом административного права считается совокупность социальных отношений, которые складываются в процессе формирования деятельности в сфере власти исполнительной. Таким образом, происходит реализация отношений, которые возникают в процессе образования и работы государственной администрации, а также обслуживание сферы муниципального и государственного управления.

Необходимо отметить, что управление присутствует во всех и обладает разнообразным содержанием и большим объемом. В ряде случаев обладает такой особой специфичностью, что ее регламентирует не только административное, но и прочие отрасли права. Так, например, управление, связанное с финансами, реализует финансовая, и дознание - уголовно-процессуальная правовая отрасль. Таким образом, определяя необходимо делать уточнение о том, что регулирование осуществляется во всех управленческих отношениях, за исключением закрепленных другими правовыми отраслями в Российской Федерации. Регулирование общественных отношений осуществляется при помощи установления правил поведения, закрепленных в нормах и обязательных для соблюдения всеми участниками регулируемых отношений.

Основы административного права можно разделить на две группы. К первой относят внутриаппаратные отношения, ко второй - взаимоотношения власти администрации с гражданами, а также негосударственными и государственными организациями.

На происходящие изменения, связанные с потребностями экономической и социальной жизни населения, отрасль государственного управления призвана четко реагировать. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать правовые нормы.

Субъект административного права обладает определенными обязанностями и правами, присвоенными ему в связи с реализацией своих потребностей. В качестве участника общественных отношений может выступать гражданин, государственный орган, общественное объединение и прочие.

Обязанности и права субъекта формируют в комплексе его образующий общие нормы. Например, общими являются нормы по соблюдению правил пожаробезопасности.

Согласно административно-правовому статусу, субъекты подразделяются на организации и физические лица. Последние включают следующие виды: гражданин РФ, и иностранный гражданин. Организации подразделены на государственные и негосударственные субъекты.

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.

Назначение административного права - регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации , государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

Предмет административного права:

Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.

При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание . Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).

Особенности административного права:

  1. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих в соответствии с федеральным законом исполнительно-распорядительные полномочия, но не являющихся органами исполнительной власти (например, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов, органы военного управления).
  2. Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
  3. Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Виды управленческих отношений

Виды управленческих отношений:

1. В зависимости от субъектов управленческих отношений:

  • определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
  • не связанные отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
  • между субъектами государственного управления и подведомственными, а также и не подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями;
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • между субъектами государственного управления и общественными объединениями;
  • между субъектами государственного управления и .

2. В зависимости от содержания управленческих отношений:

  • связанные с осуществлением вышестоящими субъектами государственного управления руководства деятельностью нижестоящих органов, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
  • связанные с осуществлением субъектами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления;
  • связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования (например, в отношениях с общественными объединениями);
  • связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

3. В зависимости от направления административной деятельности:

  • подготовки и принятия управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
  • повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
  • контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
  • юрисдикционной деятельности органов государственного управления.

4. В зависимости от объема административной деятельности:

  • общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
  • специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
  • отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

5. В зависимости от области административной деятельности:

  • в экономике;
  • в социально-культурном строительстве;
  • в административно-политической деятельности.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства России:

  • между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения;
  • между органами исполнительной власти одноуровневых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);
  • между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).

Также следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления - с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Тем не менее эти органы действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что условиями отнесения общественных отношений к управленческим , т.е. составляющим предмет административного права, являются:

  1. наличие в них, как правило, соответствующего субъекта государственного управления или его представителя;
  2. связь с осуществлением исполнительной власти.

Государственное управление и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

В теории государства и права под государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В теории государства и права рассматриваются и основания (критерии) классификации функций государства. При этом в качестве наиболее общих критериев отграничения одной функции от другой рассматриваются:

  • особенности объекта государственной деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются;
  • обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. однородных видов государственной деятельности.

Внешние функции:

  1. обороны страны;
  2. сотрудничества и укрепления связей с другими государствами;
  3. экологическая.

Внутренние функции:

  1. экономическая;
  2. социальная;
  3. развития культуры, науки и образования; налогообложения;
  4. обеспечения безопасности государства;
  5. обеспечения общественной безопасности и общественного порядка;
  6. экологическая и ряд других.

В юридической науке деятельность государства по реализации своих функций рассматривается на основе разделения форм государственной деятельности, и в демократическом государстве соответственно на основе разделения властей, осуществляющих эти формы деятельности.

В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются:

  1. законодательная;
  2. исполнительная (управленческая);
  3. судебная.

Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах:

Метод административного права

Наряду с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.

Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. Сущность этого неравенства заключается в том, что в управленческих отношениях всегда есть субъект и объект управления; объект управления подчинен субъекту управления. Соответственно весьма ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними. Административно-правовому регулированию свойствен метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается субъекта управления.

На данной основе представляется возможным выделить особенности административно-правового метода регулирования общественных отношений , вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

  1. для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты);
  2. административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления);
  3. метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения;
  4. в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти);
  5. возможные отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений также предписываются административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).

В связи с этим в административном праве основным является метод императивного регулирования , который базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. Характерными чертами данного метода являются:

  • исполнительская дисциплина;
  • властный приказ;
  • подчиненность одних субъектов другим;
  • обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного управления для нижестоящих.

Императивный метод правового регулирования, применяемый в административном праве, коренным образом отличается от диспозитивного метода правового регулирования, применяемого, в частности, в гражданском праве, который построен на равенстве прав и обязанностей сторон в общественных отношениях и координации их интересов и целей. Так, субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности. При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться в независимый орган - суд.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, одна из функциональных отраслей публичного права правовых систем современных цивилизованных стран; совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, то есть исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при осуществлении ими публично-властных полномочий.

Предметом административного права являются общественные отношения, складывающиеся во взаимоотношениях гражданского общества и государства в процессе деятельности преимущественно органов исполнительной власти и иных государственных органов, а также исполнительных органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих при осуществлении прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом прав и интересов хозяйствующих субъектов в целях обеспечения безопасности личности, общества, государства, охраны общественного порядка, всех форм собственности, реализации внешнеполитической и внешнеэкономической функций государства и обороны страны. К предмету административного права относятся и те общественные отношения, которые складываются в административно-юрисдикционной деятельности органов правосудия (производство по делам об административных правонарушениях).

Особенность административно-правовых отношений состоит в том, что одной из сторон такого правоотношения всегда является орган (должностное лицо) публичной администрации, обладающий определёнными государственно-властными полномочиями.

Административное право - сравнительно молодая отрасль права. В странах Западной Европы и в России административное право возникло в 19 веке на базе полицейского права, определявшего внутреннее управление в государстве и направленного в основном на охрану общественного порядка. Полицейское право формировалось в эпоху абсолютизма, когда государство устанавливало обязательные предписания для граждан и обеспечивало функции полицейского надзора в целях «упорядочения жизни, благосостояния и общественной нравственности». Институты административного права как отрасли публичного права, нормы которой регламентировали деятельность публичной администрации, и особый судебный контроль за правомерностью её действий и решений формировались под влиянием либеральных идей о роли государства, провозглашения принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина. Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов.

Административное право в России. В дореволюционной России административное право развивалось как продолжение полицейского права. Институциональное оформление административно-политического законодательства проходило по двум направлениям: обеспечение «безопасности» и обеспечение «благочиния». Нормы административного права, обеспечивающие «безопасность», регламентировали систему и организацию политического и общеуголовного сыска, систему контроля за передвижением подданных в стране, цензуру печати, вопросы организации полицейской службы (смотри Полиция) и тому подобное. Нормы административного права, регламентирующие вопросы обеспечения «благосостояния», включали контроль за врачебным и строительным делом, охрану природы, ресурсов, попечение о престарелых, вопросы обучения и другие. Дальнейшее развитие административного права во многом было связано с разработкой Свода законов Российской империи, включившего раздел об административном законодательстве, с изданием многочисленных царских указов.

Система административно-правовых норм, сложившаяся до 1917 года, в ходе революционных событий была подвергнута основательной ревизии. В годы советской власти административное право развивалось нестабильно, его нормы не были систематизированы.

В современных условиях административное право - одна из ведущих отраслей правовой системы Российской Федерации, обеспечивает правовую защиту прав граждан и организаций в сфере государственного управления, регламентирует государственную службу и её реформирование, определяет правовые взаимоотношения государства с институтами гражданского общества, в том числе устанавливает такие административно-правовые режимы (государственная регистрация, сертификация продукции, лицензирование отдельных видов деятельности, контроль и надзор), которые должны способствовать развитию предпринимательства и трудовой активности в сфере хозяйства, развитию культуры, образования, науки и тому подобное. Особая задача административно-правового регулирования - создать правовые барьеры бюрократическим проявлениям и коррупции в государственном аппарате, повысить ответственность чиновников за выполнение возложенных на них функций.

Нормы административного права России, как и других стран, не подверглись общей кодификации. В основном кодифицированы нормы об административной ответственности и процедуре её применения (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). Частично кодифицированы нормы административного права в Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах Российской Федерации и в отраслевых федеральных законах в сфере охраны здоровья граждан, культуры, образования, социального обеспечения, в сфере обороны и безопасности.

Одна из особенностей административного права Российской Федерации состоит в том, что эта отрасль права совмещает функции регулирования, управления, организации, контроля с юрисдикционными функциями (смотри Административная юрисдикция).

В систему административного права входят правовые институты, нормы которых регулируют общественные отношения, характерные для всех сфер и отраслей деятельности публичной администрации (административно-правовой статус граждан, система, структура и полномочия органов исполнительной власти, государственная служба, административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций, административная ответственность, административные процедуры, административная юстиция). Эти институты составляют общую часть административного права. Правовые институты, нормы которых регулируют управленческие отношения в сферах экономики, социально-культурной жизни, охраны общественной и государственной безопасности, обороны, внешних сношений, юстиции, составляют особенную часть административного права.

Административное право опирается на нормы и принципы конституционного права, определяющие правовую базу деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, реализации и защиты прав граждан в сфере деятельности публичной администрации. Нормы административного и гражданского права зачастую взаимодействуют в процессе регулирования имущественных отношений, отношений собственности и других гражданских правовых отношений, когда действуют совместно предписания административно-правового характера (порядок государственной регистрации юридических лиц, выдачи лицензий на отдельные виды предпринимательской деятельности, правила антимонопольного законодательства и другие) и нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения, права и обязанности участников гражданского оборота и тому подобное. Отношения, регулируемые нормами земельного, трудового, финансового, экологического, информационного права, нередко защищаются при помощи административно-правовых форм и методов, путём применения мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.

Нормы административного права, в особенности регулирующие административную ответственность, тесно соприкасаются с уголовным правом, поскольку в составах административного правонарушения и преступления нередко обнаруживаются сходные элементы (например, мелкое хулиганство и хулиганство). Декриминализация уголовной ответственности, как правило, осуществляется путём установления административной ответственности за соответствующие правонарушения.

Источники административного права: Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, федеральные конституционные, федеральные законы и законодательные акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих государственно-властные полномочия; административные договоры и соглашения. Особый источник административного права - нормы международных правовых договоров Российской Федерации, общие принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.

Административное право в зарубежных странах. Во Франции административное право формировалось в связи с созданием в начале 19 века административных судов и административной юстиции как института судебного контроля за государственной администрацией. Французская система административного права была воспринята рядом европейских стран, и к концу 19 века сформировалась континентальная система административного права. Её целью явилось законодательное регулирование управленческих структур и административных процедур. Задача административного права состоит как в защите индивидуума от неправомерных действий публичной администрации, так и в обеспечении эффективной деятельности органов государственного управления (исполнительной власти). В качестве предмета регулирования здесь выступают общественные отношения в сфере определения структуры, функций и организации деятельности органов публичной администрации и публичных учреждений, административные акты, административные процедуры, публичная служба, административная юрисдикция и административная юстиция. Административное право стран континентальной системы регламентирует, прежде всего, организацию системы органов государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, нормы административного права регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.

В англосаксонских странах (Великобритания, США) административное право стало самостоятельной отраслью позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего права (common law). С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивалась административная деятельность, и укреплялся аппарат административной власти. Этот процесс сопровождался появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления. Административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Основной целью административного права была провозглашена защита интересов частных лиц от произвола со стороны администрации. Административное право определяет жёсткие рамки деятельности публичной администрации в целях ограничения форм и методов властного воздействия государства на общество и отдельных лиц и с этой целью детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и административных органов. Поэтому вопросы процедуры в англосаксонском административном праве являются доминирующими. Организацию и структуру государственного аппарата административное право регламентирует лишь в той мере, в какой это необходимо для оказания юридической помощи частным лицам.

Лит.: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2001; Административное право зарубежных стран/ Под редактор А. Н. Козырина, М. А. Штатиной. М., 2003; Бахрах Д.Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. М., 2004.

Администрати́вное пра́во - это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Предмет административного права – общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Методы административного права:

1. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

1. Общая часть: Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс

2. Особенная часть: Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне :

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

Конституция РФ

Постановления Конституционного Суда РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ

Нормативные указы Президента РФ

Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

Нормативные постановления Правительства РФ

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)

Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

Конституции (уставы) субъектов РФ

Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Законы субъектов РФ

Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ

Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

Уставы муниципальных образований

Нормативные акты представительных органов муниципального образования

Нормативные акты главы муниципального образования

Нормативные акты местной администрации

Соотношение с другими отраслями права:

Взаимодействие с конституционным правом: конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

права , которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления, в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Администрация (от лат. administratio - управление, руководство). Административное право призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складываются и развиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях национально-государственного и территориального деления.

Признаки

  1. наличие управленческого аппарата;
  2. исполнительно-распределительная деятельность этого аппарата;
  3. используемая при этом власть.

Функции органов государственного управления:

  • управление различными сферами экономики;
  • выполнение задач по социокультурному строительству;
  • обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;
  • реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.

Предмет административного права составляют отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ; отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления; отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).

Субъектами административных правоотношений выступают федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия и учреждения (государственные и негосударственные), общественные объединения (организации), граждане.

Особо следует сказать о таком субъекте административного права , как государственные служащие (должностные лица). Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы в Российской Федерации" определяет, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение , выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Метод административного права характеризуется следующими основными особенностями. В первую очередь , стоит отметить, что административно-правовой метод предполагает неравенство сторон - участников административно-правовых отношений. Сравнение административно-правового и гражданского правового методов позволяет выявить особенности каждого из них. Гражданско-правовой метод предполагает равенство субъектов отношений, а административно-правовой метод, напротив, исходит из неравенства субъектов управленческих отношений. В нем применяются отношения власти, субординационные по своему характеру.

Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Одной стороне при этом предоставлен точно определенный объем властных полномочий, адресованных другой стороне, которая должна подчиняться предписаниям.

Административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов решать управленческие вопросы в одностороннем порядке.

Административное право тесно связано со всеми отраслями права , но прежде всего с конституционным правом. Административное право делится на Общую и Особенную части. Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, правовые основы организации и деятельности исполнительной власти, административно-правовой статус негосударственных организаций.

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества и государства.

Источники административного права

Основным законодательным актом, регулирующим административные правоотношения, является новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 1 данного Закона, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме этого, к источникам можно отнести приказы и постановления министерств и ведомств, распоряжения и постановления органов местного самоуправления (городских и районных администраций), а также приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

Задачами законодательства об административных правонарушениях, согласно законодательству об административных правонарушениях, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В основе административной ответственности всегда лежит административное правонарушение. Лица, совершившие административные правонарушения, согласно административному законодательству, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Основанием для применения мер ответственности может служить только совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, за нарушение которых законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Характеристика административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения определяются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.

Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями. Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип "власть - подчинения" не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

Неравенство сторон. Так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле, то всегда есть сторона, обладающая властными полномочиями по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон.

Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый административный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством. Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.