С момента переложения задачи управления многоквартирными домами с ЖЭУ и ЖЭК на плечи собственников жилых помещений в доме в нашу жизнь прочно вошла аббревиатура ТСЖ.

За данными буквами скрывается понятие — .

Данная структура призвана решать текущие жилищные и бытовые вопросы между жильцами многоквартирных домов, в том числе по эксплуатации дома и пользованию общедомовым имуществом.

Как функционирует Товарищество?

ТСЖ – это юридическое лицо, оно имеет форму некоммерческой организации . Статья 135 Жилищного кодекса говорит, что ТСЖ – это объединение владельцев квартир в одном либо нескольких рядом стоящих многоквартирных дома.

Последнее возможно, если эти дома расположены на участках, имеющих общую границу, либо у них общая инженерная инфраструктура.

Вступать или нет в ТСЖ, каждый решает сам. Но если подали заявление менее 50% собственников дома, то такое товарищество не может осуществлять свою деятельность и подлежит роспуску.

Идея создания товариществ была в том, чтобы с их помощью владельцы квартир могли удовлетворять свои потребности, связанные с проживанием в доме, и защищать свои интересы.

Но иногда действия ТСЖ бывают направлены отнюдь не на благо его членов. Тогда конфликта не избежать.

Проблема в том, что правление ТСЖ обычно уверено в своих силах , а вот собственники не знают, на что Товарищество имеет право, а на что – нет. И даже если понимают, что их права в чем-то нарушаются Товариществом, все равно не имеют понятия, куда жаловаться на неправомерные действия ТСЖ и как отстаивать свои интересы.

Причины возникновения споров

Вы имеете право оспорить любое решение ТСЖ , если не согласны с ним. Но наиболее часто причиной недовольства собственников являются следующие факты:

Простые члены ТСЖ заинтересованы в том, чтобы плата за пользование помещением была справедливой, поскольку эти деньги используются – должны использоваться – на благоустройство дома и придомовой территории.

Разрешение разногласий через обращение к руководству Товариществом

Руководит товариществом правление, во главе которого стоит . Если вас что-то не устраивает в работе ТСЖ, в первую очередь следует обращаться в правление.

Прежде чем писать жалобу, пройдите по дому и узнайте, как остальные жильцы относятся к тому, что вам не нравится.

Если все остальные довольны положением дел, то одиночная жалоба вряд ли возымеет действие .

Лучше, когда под жалобой стоят подписи многих собственников. Чем больше жильцов согласится с вашей позицией, тем больше вероятность, что руководство действительно как-то воздействует на ТСЖ.

Жалоба подается в письменном виде, в 2 экземплярах . Один останется в ТСЖ, второй – у ее подателей. На этом экземпляре проставляется штамп, в нем указывается дата подачи жалобы и номер.

Помните, что вы жалуетесь на ТСЖ фактически являясь его членом. Если нарушения происходят с ведома руководства и являются источником дохода, ваша жалоба не принесет плодов.

Обжалование через вышестоящие инстанции

Существует несколько инстанций, куда также можно пожаловаться на действия ТСЖ. В их числе:

  • Роспотребнадзор;
  • Государственная жилищная инспекция;
  • прокуратура;

При обращении в первые 2 инстанции не забудьте второй экземпляр жалобы оставить у себя. И потребуйте, чтобы на нем проставили дату принятия .

В последние 2 органа стоит обращаться, если в Роспотребнадзоре и Жилищной инспекции вам не смогли либо не захотели помочь.

Как составить жалобу?

Жалоба на действия ТСЖ не имеет строго утвержденного образца, однако при ее составлении все же следует отразить в тексте следующие моменты:

В любом заявлении должна быть ссылка на закон , в соответствии с которым вы выдвигаете свои требования. При подаче жалобы на ТСЖ изучите Закон «О защите прав потребителей». Особое внимание уделите статьям №№ 27-31.

В заявлении целесообразно уведомить руководство ТСЖ, что вы обратитесь в суд, если конфликт не удастся урегулировать мирным путем. Это подтвердит серьезность ваших намерений.

А суд при удовлетворении иска потребителя может назначить ТСЖ штраф именно за то, что оно довело дело до суда.

Если обращение к руководству ТСЖ все же не принесло результатов, пишите в другие инстанции.

При этом обязательно укажите, сколько раз вы связывались с ТСЖ и получали отказ . И приложите к заявлению в вышестоящую инстанцию копии ваших жалоб и ответов на них Товарищества.

Как уже было сказано, коллективная жалоба имеет гораздо больший вес. Прежде чем писать куда-либо заявления на ТСЖ, заручитесь поддержкой собственников других квартир и попросите их подписать документ.

Хорошо, если под заявлением в Роспотребнадзор, суд или другой орган подписи поставят все люди, которые подписывались под жалобой в ТСЖ.

Основания для подачи жалобы в прокуратуру

Для обращения в прокуратуру достаточно невыполнения ТСЖ своих обязанностей . Вы можете, не пытаясь связываться с руководством товарищества, сразу отправиться в прокуратуру.

Строгих требований к содержанию и оформлению текста жалобы в прокуратуру на действия ТСЖ не имеется, но при ее составлении следует придерживаться предложенного выше образца.

Формально вам не имеют права отказать в принятии жалобы. Но на самом деле, обращаясь в прокуратуру, стоит иметь хотя бы одну отклоненную ТСЖ претензию. А лучше – несколько.

В противном случае представители ТСЖ скажут, что были не в курсе проблемы. И если бы вы не побежали в прокуратуру, а обратились в правление, ТСЖ обязательно решило бы этот вопрос.

Поэтому не нужно пропускать этап общения с руководством ТСЖ и сразу переключаться на прокуратуру или суд. Реальность такова, что это приводит к не слишком хорошим результатам.

Порядок рассмотрения жалобы и возможные меры воздействия

Жалоба на ТСЖ ничем не отличается от других обращений граждан, поэтому ее рассмотрение проходит в соответствии с федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

По результатам рассмотрения ТСЖ обычно обязывают выполнить требования жильцов и назначают для этого определенный срок.

Возможно наложение штрафа на товарищество или его председателя. Наиболее частая причина его – отказ предоставить собственникам квартир .

Видео: Как и куда жаловаться на ненадлежащее управление многоквартирным домом?

В видеоинструкции показывается, какие обязанности входят в сферу деятельности ТСЖ и какими нормативными документами они регламентируются.

Даются рекомендации, каким образом можно действовать собственникам жилья, если ТСЖ или Управляющая компания ненадлежащим образом относятся к исполнению своих прямых задач и относятся к управлению домом «спустя рукава».

Типичные нарушения в ЖКХ в Пермском крае:

Органы прокуратуры подвели итоги работы по соблюдению жилищных прав граждан при установлении тарифов, взимании с населения платежей в системе ЖКХ, в том числе, при осуществлении государственного (муниципального) надзора (контроля) в названной сфере.

Результаты прокурорских проверок показали, что нарушения указанного законодательства допускаются как исполнительными органами государственной власти края, органами местного самоуправления, так и управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

В частности, в работе Инспекции государственного жилищного надзора края выявлены факты ненадлежащего исполнения контрольно-надзорных функций в рамках осуществления государственного жилищного надзора, а именно проведение мероприятий по контролю за исполнением выданных предписаний с нарушением установленного срока либо не проведение их вообще. В связи с чем имеют место факты бездействия управляющих организаций, выразившиеся в неисполнении соответствующего перерасчета по предписаниям, и, как результат, длящееся нарушение прав граждан.

В деятельности Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края выявлены факты осуществления ненадлежащего исполнения обязанностей по утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, а также по контролю за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Проведенная в Региональной службе по тарифам края (далее - РСТ) проверка показала, что исполнение законодательства о ценообразовании в сфере жилищно-коммунального хозяйства РСТ края осуществляется не в полном объеме, что выражается в некачественном проведении проверок организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения тарифов (цен); в несвоевременном рассмотрении заявлений регулируемых организаций об установлении тарифов; в ненадлежащем контроле за исполнением регулируемыми организациями производственных программ.

В связи с выявленными нарушениями законодательства прокуратурой края в адрес руководителей данных контрольно-надзорных органов края внесены представления, по результатам рассмотрения которых органами власти приняты конкретные меры, направленные на устранение нарушений.

Наиболее распространенными нарушениями в рассматриваемой сфере правоприменения являются неисполнение органами местного самоуправления полномочий по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих порядок предоставления организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, информации, в том числе об установленных ценах, тарифах и т.д.

Например, в результате вмешательства прокуратуры г. Александровска органами местного самоуправления 4 муниципальных образований приняты меры к разработке и принятию указанных актов.

Широко распространены случаи ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления полномочий по проведению проверок исполнения управляющими организациями условий договоров управления многоквартирным домом.

Например, проверкой, проведенной прокуратурой г. Перми в декабре 2013 в департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, выявлено более 20 обращений о неисполнении управляющими организациями условий договора управления, в том числе в части необоснованного начисления коммунальных платежей, подлежащих рассмотрению в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ. При этом проверки по ним не организованы и не проведены.

По результатам внесенного 30.12.2013 прокурором представления, решением Пермской городской Думы от 28.01.2014 № 12 утвержден Порядок проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. За истекший период 2014 года департаментом ЖКХ администрации г. Перми инициировано проведение 15 проверок в порядке ч. 1.1. ст. 165 ЖК РФ.

По-прежнему, допускаются факты незаконного принятия муниципальных нормативных правовых актов по вопросам установления цен (тарифов) в сфере ЖКХ, нормативов потребления коммунальных услуг.

Например, прокурором Нытвенского района 17.03.2014 принесен протест на принятое с превышением полномочий органа местного самоуправления постановление администрации Уральского городского поселения от 22.01.2014 № 10, которым утвержден тариф на оказание услуг по вывозу и утилизации ТБО для населения, проживающих в домах, находящихся в управлении ООО «УК «Лидер». Протест удовлетворен, незаконный правовой акт отменен.

:
Распространенный характер носят нарушения прав потребителей при расчете и взимании платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах. Имеются факты выставления управляющими организациями «двойных квитанций» на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Лысьвы в ООО УК «Жилищно-эксплуатационный участок № 2», установлено незаконное увеличение оплаты за техническое содержание общедомового имущества в многоквартирном доме. Аналогичные нарушения выявлены в деятельности ООО «УК «Сервис Плюс - 3». По итогам проверки в адрес директоров указанных управляющих организаций внесены представления, по результатам рассмотрения которых, жильцам домов был сделан перерасчет по оплате содержания общедомового имущества, должностные лиц, допустившие нарушения закона, привлечены к дисциплинарной ответственности.

По заявлениям прокурора Мотовилихинского района г. Перми судом принято решение о признании незаконными действий управляющей компании, не имеющей права на управление многоквартирным домом, по начислению платы за содержание и текущий ремонт, а также о взыскании в пользу граждан денежных средств, внесенных ими в счет платы данной услуги.

Характерными нарушениями прав граждан, сопряженными с незаконным использованием денежных средств граждан, которые допускаются управляющими организациями, являются: неправомерное использование средств граждан, направляемых на оплату содержания общего имущества дома; незаконное удержание средств жильцов управляющей организацией, прекратившей управление домом; необоснованная оплата управляющей организацией за счет средств граждан работ, которые фактически не выполнены; неправомерное использование управляющими организациями средств граждан на выдачу займов сторонним лицам, в т.ч. аффилированным.

В целях устранения указанных выше нарушений закона прокурорами применялся весь спектр мер прокурорского реагирования, в том числе уголовно-правового характера.

Например, прокуратурой Дзержинского района г. Перми выявлен факт присвоения руководителями и учредителями управляющей организации ООО «Домоуправление» средств граждан, поступивших в счет оплаты коммунальных услуг, на сумму 9 268 133 руб., а также хищения денежных средств путем выдачи краткосрочных займов аффилированным организациям в размере 8 185 000 руб. В связи с этим 10.09.2013 прокуратурой района материалы проверки направлены в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании руководителей и учредителей ООО «Домоуправление». По результатам процессуальной проверки 23.09.2013 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ, по которому в настоящее время ведется предварительное следствие.

По информации правоохранительных органов в указанной сфере за период 2013 - текущий период 2014 гг. возбуждено и расследовано 13 уголовных дел, совокупный ущерб от преступлений указанной категории составил свыше 360 млн. руб. При этом в рамках предварительного следствия наложен арест на имущество обвиняемых лиц соразмерно сумме причиненного ущерба.

Данный вопрос был рассмотрен на заседании коллегии прокуратуры Пермского края.
(подготовлено по материалам управления по надзору за исполнением федерального законодательства)

ЖКХ или жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой службу, которая обеспечивает снабжение населения энергоресурсами, такими, как газ, свет, вода, тепло и оказывает услуги по вывозу мусора, обустройству канализации, жилого здания. Благодаря данной организации жилые и коммерческие постройки эксплуатируются в полной мере и с должным уровнем комфорта.

Ресурсы и услуги предоставляются за определенную плату. В перечень оплачиваемых услуг включаются:

  • коммунальные услуги (газификация, энергоснабжение, водоснабжение, отопление; канализация, вывоз мусора);
  • содержание и ремонт жилища.

Размер оплаты определяется ежемесячно, исходя из двух параметров: установленного тарифа (стоимости единицы ресурса) и потребленного за месяц объема. Для определения объема также используются два способа: при помощи счетчика , по среднепотребляемой норме.

В счетчике фиксируется точный объем использованного ресурса, а средний показатель устанавливается в специальном для каждого региона законодательном акте.

Полученная при исчислении сумма вносится в квитанцию на оплату и документ также ежемесячно направляется гражданам по почте с указанием порядка и формы внесения денежных средств, что является обязанностью организаций, оказывающих услуги .

Достаточно часто граждане сталкиваются с нарушениями, которые допускает ЖКХ. В список таковых входят и неточности при подсчете площадей, ошибки в расчетах и перерасчетах, нарушение норм законы и другие виды недочетов.

Нарушения в проведении общих собраний

Некоторые нарушения могут быть обнаружены гражданами без назначения и проведения какой-либо проверки деятельности управляющей компании или . Достаточно изучить имеющиеся на руках документы и полученные сведения.

Первым и существенным нарушением является проведение общедомовых собраний многоквартирных домов по инициативе исполнителя , то есть ТСЖ или УК. Такие действия противоречат содержанию , где указанно, что порядок проведения ежегодных общедомовых собраний регулируется владельцами квартиры, а инициировать внеочередную встречу имеет право лишь один из владельцев жилого помещения. О представителе компании в свою очередь, речи не идет.

Следующим видом нарушений является несоблюдение правил определения общей площади дома и соответственно, размера отдельных комнат. Достаточно распространены случаи, когда общая площадь всего строения существенно занижается засчет того, что в ее состав не включатся некоторые виды помещений, к примеру, нежилые. Такая хитрость позволяет повысить процент «участия в общедомовых собраниях» и, соответственно, увеличить количество проголосовавших граждан за предложенное решение. Выявить такое нарушение можно, путем ознакомления с протоколами общих собраний жителей дома и других источников (например, техпаспорта здания), произвести сравнение и направить в прокуратуру для проведения полной проверки.

Вынесение на повестку дня при проведении собрания владельцев вопросов, которые не относятся к компетенции данного органа, также является нарушением, что противоречит положениям Жилищного кодекса РФ. К таким вопросам могут относиться, к примеру, установка нормативов потребления ресурсов , а также перераспределения поступившей .

Все решения, принятые по указанным вопросам, законной силы не имеют, потому что начисление платежей происходит автоматически, а оплата поступает на специально выделенные для каждого вида услуг лицевые счета и никаких корректировок и перераспределений не допускается.

Начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги

Значительные нарушения ЖКХ наблюдаются при исчислении платежей за содержание жилого помещения и его ремонта. Можно выделить такие, как отсутствие решения владельцев недвижимости о сумме оплаты, использования , которые установили органы местного управления, несмотря на то, что данные показатели могут применяться лишь в исключительных случаях, а не относиться ко всем категориям граждан, отсутствие структуры оплаты за содержание и ремонт жилища.

При начислении платежа за капремонт также возникают нарушения в виде отсутствия сметы работ, которые планируют к проведению с указанием их стоимости и сроков. Данный факт противоречит ч. 2 . Еще одной неточностью является ошибка при исчислении размера той части оплаты, которая касается внесения части суммы от владельца жилища. УК и ТСЖ практикуют продолжать начислять данные средства уже и после того как ремонт было проведен.

Зачастую нарушения встречаются при расчете оплаты за коммунальные услуги, включая проведение периодических перерасчетов. По закону, платежи начисляются строго по утвержденным формулам и назначенным правилам проведения расчетов. Перерасчеты могут производиться периодически, но владельцы при этом не наделены полномочиями принимать решения о перераспределении средств.

В качестве нарушений можно также отметить отсутствие перерасчетов платежей за коммунальные услуги или допущение ошибок при их проведения, а также неточности при расчете пени. Данные мероприятия проводятся строго по правилам, определенным законодательством, и прописываются в соответствующем акте. Самовольная установка размера пени противоречит содержанию указанных актов.

Штраф с управляющей компании за неправильно рассчитанную квартплату

В настоящее время разрабатывается постановление, согласно которому будет установлена ответственность поставщиков услуг ЖКХ в виде штрафа за нарушение непрерывности обеспечения граждан коммунальными услугами, а также ошибок, допущенных при оформлении квитанции об оплате.

Данные средства будут взыскиваться в пользу потребителей, которым был причинен материальный ущерб. В планах размер штрафа может составить не меньше 30% от стоимости предоставленной услуги, а за неверное начисление не меньше 50% от излишне рассчитанной суммы.

Заключение

В завершении можно сформулировать ряд выводов:

  1. Сфера деятельности ЖКХ – это предоставление гражданам, имеющим жилые помещения энергоресурсов и коммунальных услуг .
  2. К типичным нарушениям со стороны обслуживающей компании можно отнести самостоятельное проведение общедомовых собраний , ошибки в начислении платежей и пени , отсутствие перерасчетов или неточности при их проведении, несоблюдение правил исчисления сумм для выплаты.
  3. В настоящий момент разрабатываются поправки в законодательство в части введения штрафов для управляющей организации за излишне начисленную квартплату.

В чем состоит ответственность ТСЖ перед собственниками, какую информацию оно обязано раскрывать?

Еще сравнительно недавно руководство товариществ собственников жилья над таким вопросом даже не задумывалось.

Но в 2010 году в силу вступило Постановление Правительства РФ №731 , четко расписывающее, какими секретами ТСЖ обязано делиться, а какие, так и быть, может оставить при себе. Невыполнение грозит юридическому лицу серьезными санкциями — штрафом.

Заинтересованным в раскрытии информации ТСЖ и ЖСК может быть любое лицо, относящееся или не относящееся к данному дому и конкретно к объединению собственников. То есть получается, информация — та,что касается деятельности и цен, должна быть прозрачной и доступной для всех ().

Прежде всего этим должны активно интересоваться те граждане, что проживают в доме, которым и управляет товарищество и своевременно запрашивать у них отчетность о деятельности.

Дело в том, что если вдруг встанет вопрос о товарищества и вскроется, что официальной причиной явились систематическая неуплата жителями (а реальной — нетрудно догадаться, что именно), то жильцам, возможно, придется платить по счетам дважды.

И таким образом, закон может ударить не только по проворовавшемуся руководству, что логично, но и по ничего не подозревающим гражданам.

Запрос в ТСЖ о предоставлении информации .

  • общие сведения о юридическом лице;
  • основные данные о ;
  • данные о ценах на проведение работ и услуг;
  • какие работы и услуги предоставляются;
  • тарифы ЖКХ.

Что подразумевается под общими сведениями о компании :

Данные о хозяйственной деятельности — это:

  • за данный и предшествующий года, отчет о их выполнении;
  • были ли аудиторские проверки, если да, то каков их итог?
  • отчетность ревизионной комиссии;
  • данные о договорах подряда;
  • за ушедшие 12 месяцев.

Что должна содержать сведения об услугах :

  • годовой план за прошедший и настоящий года по ремонту и обслуживанию, итоги прошедшего года;
  • имели ли место быть некачественно выполненные услуги, если да, то какие меры были приняты;
  • случаи снижения платы за плохое качество работы или, например, превышение периода планового отключения горячей воды (к примеру, вместо двух недель был месяц).

Если имели место быть случаи привлечения организации к административной ответственности, данные об этом также должны быть преданы огласке — копии протоколов, какие санкции были приняты.

Данные о тарифах должны регулярно обновляться и содержать подробный список всех тарифов, когда и на основании какого нормативного акта они были установлены.

Как товарищество может сообщать собственникам сведения :


В экстренных случаях, если на запросы отвечать отказываются или выдают что-то непонятное, для того, чтобы «привести в чувство» чиновников, можно обратиться за помощью в Роспотребнадзор , либо Госжилинспекцию (читайте о ). В самых крайних случаях — в суд общей юрисдикции .

Узнайте на нашем сайте о том, как и куда можно на ТСЖ и можно ли совсем.

Как правильно оформить запрос?

Сделать это можно через почту — обычную (Почта России) и электронную. А можно лично нанести визит в ТСЖ и подать (только убедитесь, что его приняли и зарегистрировали).

В первом случае запрос отправляется заказным письмом с уведомлением, квитанцию и копию его нужно обязательно сохранить. Если используется электронный вариант, также нужно сохранить копию письма.

В письме нужно сжато и четко описать :

  • кто отправляет запрос;
  • адрес запрашивающего;
  • полное название организации, фамилия председателя;
  • что именно интересует, какие документы?

О вопросах формирования ТСЖ, а также или товарищества, вы можете узнать на нашем сайте.

Жалоба в Госжилинспекцию

Если обращение в ТСЖ не дало результатов, это следует указать, также упомяните, какой ответ вы от них получили (или не получили никакого). Сошлитесь на законодательство — вы запрашиваете то, по поводу чего быть в курсе вам предписывается законом.


Госжилинспекция проведет проверку и выставит предписание руководству товарищества в случае бесспорных нарушений.

Если и тут руководство не образумилось, например, вам по-прежнему непонятно, откуда такие драконовские цены на коммунальные услуги, можно обратиться в прокуратуру.

Правда, те очень не любят заниматься подобными делами и обычно сразу рекомендуют идти разбираться в суд.

Иск в суд

Оформляется от первого лица в количестве экземпляров исходя из числа участников разбора и обязательно содержит в себе :

  • полное наименование судебного участка;
  • от кого, паспортная информация, прописка;
  • на основании какого документа владеете квартирой (например, договор дарения, укажите номер)
  • наименование управляющей организации;
  • требование признания действий объединения жильцов незаконными;
  • ссылки на действующее законодательство;
  • ссылки на претензионный материал;
  • список прилагающихся бумаг;
  • дата, подписи.

Ответственность за нераскрытие

Уклонение от предоставления информации чревато как для отдельных должностных лиц, так и для самой организации в целом.

Штраф за нераскрытие информации для штатного работника , конечно, меньше, чем для юридического лица — до 50 тысяч рублей. Для организации же сумма взыскания может составлять уже от 250 до 300 тысяч.


Причем должностное лицо подлежит в случае виновности смещению и лишению права на такую деятельность на срок до трех лет.

Для эффективного и грамотного управления в прозрачности информации должны быть заинтересованы обе стороны — и товарищество, и те, кто его создавал.

В конце концов все недопонимания и тяжбы отрицательно сказываются прежде всего на жизнедеятельности всего дома.

Смотрите видео на тему требований к раскрытию информации ТСЖ по новым формам:

Дата публикации: 23.01.2012

В последнее время значительно увеличилось количество товариществ собственников жилья, но, как выясняется, не все они были созданы в интересах собственников жилых помещений в многоквартирных домах.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТСЖ

В параграфе 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ говорится о хозяйственных товариществах, которые представляют собой коммерческую организацию. Казалось бы, товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) относится к той категории юридических лиц, которые предусмотрены в ст. 66 - 86 ГК РФ, но не стоит забывать о том, что кроме ГК РФ существуют и другие нормативные акты. Что же такое товарищество собственников жилья?
Понятие ТСЖ раскрывается в ст. 135 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), согласно которой оно представляет собой вовсе не организацию, целью которой является получение прибыли, а, напротив, является некоммерческой организацией. Целью объединения собственников жилых помещений в многоквартирных домах является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).
Как и любое другое юридическое лицо, ТСЖ наделено законом правами и обязанностями, но все они существуют в рамках реализации норм Жилищного кодекса РФ. Например, в ст. 137 ЖК РФ перечислены права ТСЖ, которые сводятся к управлению, обеспечению эксплуатации, владению, пользованию и распоряжению комплексом недвижимого имущества. То есть ТСЖ может осуществлять свою деятельность исключительно в установленной действующим законодательством сфере. Статья 138 ЖК РФ предусматривает обязанности ТСЖ, к которым относится:
- вступление в договорные отношения, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, с собственниками жилых помещений, не являющимися членами ТСЖ;
- обеспечение выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;
- принятие мер, необходимых для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
- представительство законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, ТСЖ представляет собой юридическое лицо, целью которого не является извлечение прибыли, осуществляющее свою деятельность в сфере управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, а также осуществляющее владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме в установленных законодательством пределах.

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ТСЖ

Порядок создания ТСЖ предусмотрен ст. 135 и 136 ЖК РФ. Собственно, он мало чем отличается от процедуры создания юридических лиц других организационно-правовых форм. Согласно действующему законодательству решение о создании товарищества и его устав принимаются на общем собрании. При этом число собственников жилых помещений, проголосовавших за создание ТСЖ, должно превышать 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3 ст. 135 ЖК РФ). Именно это положение подталкивает недобросовестных "товарищей" на правонарушения. Как показывает практика прокурорских проверок исполнения жилищного законодательства, зачастую число фактически проголосовавших за создание ТСЖ собственников жилых помещений значительно отличается от данных, указанных в протоколе собрания. Например, прокуратура Зеленоградского административного округа установила в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства в товариществе собственников жилья "Гранд", что согласно сведениям собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Зеленоград, корп. 914, 915, 916, 917, количество лиц, проголосовавших за принятие решения о создании ТСЖ, отличается от данных, указанных в протоколе общего собрания (сведения получены на сайте прокуратуры города Москвы mosproc.ru).
Проблема заключается в том, что ТСЖ, созданные путем фальсификации результатов голосования, регистрируются в соответствии с действующим законодательством и с момента внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц приобретают правоспособность и дееспособность. Лже-ТСЖ осуществляют свою деятельность, и порой никто не догадывается о том, что они распоряжаются общим имуществом вопреки интересам "товарищей".

ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ...

Согласно ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры осуществляют надзор за исполнением закона, при этом соответствующие проверки они проводят на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Данное позволяет сделать вывод о том, что выявление ТСЖ, созданных с нарушением требований закона, возможно только в случае обращения заинтересованных лиц в прокуратуру, так как по собственной инициативе прокуроры контролировать исполнение закона не будут. То есть лица, которые считают, что в процессе создания ТСЖ были нарушены их права и законные интересы и не соблюдены положения действующего жилищного законодательства, должны обратиться с жалобой или заявлением в прокуратуру.
А что если собственники жилых помещений в многоквартирных домах по какой-либо причине не обратились в прокуратуру? Сколько созданных с нарушением закона ТСЖ будут осуществлять свою деятельность?
Думается, что предупредить появление полулегальных ТСЖ проще, чем с ними бороться. Например, только в районе Черемушки выявлено 37 ТСЖ, созданных с нарушением действующего законодательства (mosproc.ru). Если бы в процессе проведения собрания участвовало независимое лицо, нарушений было бы значительно меньше. Если бы существовала специальная и независимая комиссия, участники которой присутствовали бы при проведении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Члены комиссии проверяли бы, все ли собственники жилых помещений в многоквартирных домах уведомлены о проведении общего собрания, явку собственников жилых помещений, соблюдение правил проведения общего собрания и ведения протокола, количество "за" и "против" создания ТСЖ. Думается, что создание независимых комиссий при государственных органах не имеет смысла. Так как коррупция существует во всех сферах, наверное, лучше всего с задачей по предупреждению создания полулегальных ТСЖ справилась бы общественная организация.

ПРОКУРОРЫ ПРОТИВ ТСЖ

В соответствии со ст. 141 ЖК РФ ТСЖ ликвидируется в порядке, установленном ГК РФ. Так, согласно ст. 61 ГК РФ ТСЖ может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Именно выявление допущенных при создании ТСЖ грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, является причиной ликвидации ТСЖ по инициативе прокуроров.
Прокуроры при выявлении нарушений закона обращаются в суд с исковыми заявлениями о ликвидации ТСЖ, основания и предмет которых часто повторяются.
Так, во всех случаях обращения прокуроров с исковыми заявлениями в суд предметом иска выступало признание протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах недействительным и ликвидация ТСЖ. Предмет иска одинаков во всех случаях, но анализ судебной практики и практики прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства показывает, что в исковых заявлениях приводятся разные основания.
В одних случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным в связи с тем, что большинство собственников жилых помещений в многоквартирном доме проголосовали против создания ТСЖ, однако в протоколе общего собрания отражен тот факт, что за создание ТСЖ проголосовали более 50% собственников жилых помещений.
В других случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным по причине того, что большинство собственников жилых помещений в голосовании участия не принимали или вовсе не были уведомлены о проведении общего собрания. Таким образом, основанием для признания протокола недействительным и ликвидации ТСЖ является грубое нарушение закона, а именно несоблюдение положений ст. 44 - 48, 136 и 146 ЖК РФ. По данному основанию только в районе Черемушки по заявлению прокурора возбуждено 37 гражданских дел. Предметом этих 37 исков является признание недействительными протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных в форме заочного голосования, свидетельств о государственной регистрации юридического лица, записей в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), ликвидации ТСЖ.
Однако при подаче исковых заявлений, предмет и основания которых указаны выше, прокуроры часто сталкиваются с серьезными проблемами. Суды часто отказывают в приеме исковых заявлений, если они подаются в интересах одного-единственного собственника жилого помещения, если он не относится к категории, указанной в ст. 45 ГПК РФ. То есть по логике служителей Фемиды прокурор вправе обратиться с исковым заявлением о признании протокола собрания недействительным и ликвидации ТСЖ только при условии, что пострадавший собственник жилого помещения не может самостоятельно обратиться в суд по состоянию здоровья, в силу возраста, по причине недееспособности или другим уважительным причинам.