Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.

15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.

15 марта 2019 , Пенсионное обеспечение Об индексации социальных пенсий Постановление от 15 марта 2019 года №271. Установлен коэффициент индексации социальных пенсий с 1 апреля 2019 года в размере 1,02.

15 марта 2019 , Развитие Северного Кавказа Утверждена Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года Распоряжение от 7 марта 2019 года №369-р. Стратегия направлена на увеличение притока иностранных туристов, комплексное развитие туризма на Северном Кавказе, рост его вклада в показателях социально-экономического развития СКФО.

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

13 марта 2019 , Оплата труда. Доходы населения О повышении оплаты труда работников бюджетной сферы Распоряжение от 13 марта 2019 года №415-р. С 1 октября 2019 года на 4,3% будет повышена оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2019 год.

11 марта 2019 О ректоре Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Распоряжение от 7 марта 2019 года №380-р

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Белгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2020–2024 годы Распоряжение от 7 марта 2019 года №373-р. Программой предусматривается переселение в Белгородскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Белгородскую область в 2020–2024 годах около 1900 соотечественников.

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 7 марта 2019 года №372-р. Программой предусматривается переселение соотечественников в целях обеспечения потребности экономики Новгородской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства. Реализация программы позволит привлечь в Новгородскую область в 2019–2020 годах около 2 тысяч соотечественников.

1

На сегодняшний день на всех граждан РФ без исключения возлагается обязательство осуществлять внесение платы за коммунальные услуги, которые были потреблены во время проживания на территории конкретного недвижимого объекта. При этом следует отметить, что размер платы за коммунальные услуги может варьироваться от региона к региону, в зависимости от условий проживания, в том числе и от климата. Поэтому говорить о единой стоимости на жилищно-коммунальные услуги было бы неправильно.

Размер платы за коммуналку

Итак, от чего же зависит определение тарифа и плата за жилое помещение и коммунальные услуги? Порядок и правила начисления коммунальных платежей для населения устанавливаются непосредственно органами государственной власти на региональном или же местном уровне. При этом размер платы за коммунальные услуги для населения составляет ту сумму, которую рассчитали в зависимости от потребления услуг, фиксируемых приборами учета.

Если у граждан на территории жилой постройки не установлены так называемые счетчики, то законодательный порядок подразумевает начисления платежей в зависимости от норматива потребления тех или иных коммунальных услуг, установленного органами МСУ. Однако стоит отметить, что законодательный порядок регламентирует, что норматив потребления газа и света для населения может быть закреплен только на федеральном уровне.

Более детально порядок начисления платежей для населения РФ утверждается в многочисленных федеральных законах под номерами 416-ФЗ, 190-ФЗ, 69-ФЗ, 35-ФЗ, 210-ФЗ. Каждый из представленных нормативных актов включает в себя ключевые правила определения размера платы за определенный тип поставленных коммунальных услуг для граждан РФ.

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг

Итак, законодательный порядок предусматривает определение конкретного состава коммунальных услуг, предоставляемых для населения. В частности, это прописано в Постановлении Правительства РФ под № 354. Таким образом, для граждан плата за коммунальные услуги включает в себя следующие пункты:

  • Холодное водоснабжение. В данном случае речь идет о круглосуточной поставке для населения воды, которая отвечает качествам безопасности. При этом следует отметить, что водоснабжение происходит как в многоквартирных постройках, так и частных домах.
  • Горячее водоснабжение населения. Подача воды надлежащего качества осуществляется посредством городской сети, что четко регламентирует законодательный порядок.
  • Водоотведение. Законодательные правила подразумевают дополнительные начисления, осуществляемые ежемесячно, за отвод сточных вод, вырабатываемых в процессе жизнедеятельности граждан.
  • Электроснабжение также включено в состав коммунальных услуг, которые доступны для населения РФ. При этом порядок предоставления электричества подразумевает круглосуточное электропитание как многоквартирных сооружений, так и частных домов граждан от городской сети.
  • Внесение платы за коммунальные услуги подразумевает включение в состав и такой статьи расходов населения, как газоснабжение. Газ, согласно законодательного порядка, должен быть доступен для граждан круглосуточно. При этом в определение и состав размера платежей также включается поставка газа посредством баллонов при отсутствии центральной сети.
  • Отопление также причисляется в состав коммунальных услуг, за которые ежемесячно вносится платеж, что устанавливает законодательный порядок. При этом качество услуг для граждан должно быть соответствующим. В частности, температура воздуха в помещении должна соответствовать НПА, которые утверждают правила предоставления коммунальных услуг.

Следует уточнить, что состав и структура коммунальных услуг, которые предоставляются для граждан, а также определение стоимости происходит только с учетом благоустроенности жилого помещения, в частности, наличия инженерных коммуникаций.

Фактические объемы и нормативы потребления коммунальных услуг

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги - это обязанность, которая возлагается на плечи всех граждан жилищным законодательством. Если обратиться к ст. 157 ЖК РФ, то плата за жилое помещение и коммунальные услуги рассчитывается в соответствии с нормативами потребления, которые закрепляют законодательные правила. При этом следует отметить, что это определение происходит посредством снятия показаний, полученных с приборов учета, установленных в жилых постройках.

В том случае, если плата за жилое помещение и коммунальные услуги начисляется по нормативам, а не по фактическому потреблению, то в таких случаях предусмотрены дополнительные индексы, подразумевающие собой увеличение размера платежей.

Об этом гласят правила, подписанные Правительством РФ.

Нормативы потребления и, соответственно, плата за жилое помещение и коммунальные услуги рассчитываются в соответствии с условиями проживания и могут колебаться от региона к региону РФ. В частности, например, индексы, направленные на увеличение платежей, применяются в том случае, если в домах устанавливается дополнительное электрооборудование, или организуется личное подсобное хозяйство, огород и пр.

Приборы учета

Плата за жилые помещения и коммунальные услуги в большинстве случаев формируется с учетом данных, полученных со счетчиков. При этом законодательные правила устанавливают определенный порядок того, как должны быть установлены приборы учета, как следует снимать показания и эксплуатировать оборудование, и прочие вопросы, которые могут быть важны для потребителей.

Итак, внесение платы за коммунальные услуги и ее предельный размер, который формируется посредством снятия показаний с приборов учета, является более выгодным, чем если бы определение размера происходило посредством применения норматива. Только в этом случае плата за жилое помещение и коммунальные услуги будет зависеть от самого потребителя.

Законодательные правила и порядок классифицируют приборы учета по нескольким основаниям:

  • в зависимости от количества собственников (индивидуальные или общедомовые);
  • в зависимости от коммунальной услуги (газовые, электрические, водные и пр).

Ориентируясь на правила, включенные в состав законодательства РФ, все собственники жилья должны установить приборы учета в отведенный законом срок. Только в этом случае не будут применены индексы, направленные на повышение и изменение размера платы за коммунальные услуги, которая вносится на счет ежемесячно.

Кроме того, все граждане обязуются осуществлять проверку и замену счетчиков в срок, закрепленный законодательством РФ.

Безусловно, подобные правила неоднократно подвергались критике со стороны граждан, так как за любое действие вносится дополнительная финансовая плата, что вызывает собой увеличение издержек населения. Многие уповают, что это нарушение интересов граждан. Но если обратиться к НПА, то, как таковое нарушение не происходит.

Расчет размера квартирной платы и тарифа. Расчет платы за услуги ненадлежащего качества

Расчет и перерасчет размера платы за коммунальные услуги - одна из самых злободневных тем, которая неоднократно становилась предметом обсуждения практикующих юристов. Это связано с тем, что эта тема включена в состав нашей повседневной жизни. Однако не всегда и не все граждане могут понять, как применяются индексы, направленные на повышение или снижение платежей, почему оплата услуг должна происходить ежемесячно, а нарушение подобного условия, то есть невнесение, может караться законодателем. Интересует вопрос и о том, как происходит перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Расчет и перерасчет размера платы за коммунальные услуги формируется с учетом социальной нормы, которую останавливают госорганы власти на уровне субъектов РФ. Кроме того, во внимание берутся тарифы, индексы, направленные на повышение платежей в зависимости от региона РФ, которые включены в обязательный состав платежного документа. При этом сама структура тарифной сетки утверждается ресурсной компанией, которая считается поставщиком той или иной коммунальной услуги.

Кроме того, законодателем предусмотрена возможность осуществлять расчет и перерасчет размера платы за коммунальные услуги дифференцировано. Иными словами, предельный размер тарифа на услугу будет зависеть от категории граждан, в которую входит тот или иной субъект правоотношений. Так, для льготников предусмотрен индекс, который снижает стоимость коммунальных услуг. Для юридических лиц, напротив, индексы могут повлечь за собой повышение стоимости.

В том случае даже если повышающие индексы будут установлены, а нарушение прав и интересов граждан при этом не происходит, то расчет платежей происходит с учетом подобных надбавочных коэффициентов.

Но при этом индекс не может превышать предельный (максимальный) уровень, закрепленный в том или ином субъекте РФ. Этот пункт также вносится в платежный документ.

Кроме того, индексы, направленные на повышение или, наоборот, снижение тарифов могут быть установлены в зависимости от времени суток, когда предоставляется коммунальная услуга, включены ли в тарификацию двухкомпонентные (двухставочные) цены и пр.

Несмотря на то, что расчет коммунальной платы тщательно проработан законодателем, на практике встречаются повсеместно случаи недобросовестных начислений. В такой ситуации гражданин может написать заявление на перерасчет. В частности, заявление должно содержать основание подобного перерасчета: временное отсутствие по адресу проживания, ненадлежащее качество поставляемых услуг, в том числе недоступность услуг на определенное время и пр.

Нарушение оплаты со стороны абонента

Даже если потребитель не согласен с тем или иным тарифом, то он обязуется вносить плату за услуги. Невнесение финансовых средств является прямым нарушением закона. Иными словами, невнесение оплаты может привести к наложению определенных санкций со стороны поставщика услуг. В частности, невнесение может повлечь за собой отключение абонента от городских сетей.

В том случае если будет выявлено нарушение, то есть платеж не вносится на протяжении нескольких расчетных периодов, то поставщик услуг должен направить заявление (уведомление) в адрес потребителя о необходимости исполнить свои обязательства. Кроме того, если нарушение условий предоставления коммунальных услуг происходит на протяжении многих месяцев, то заявление может быть адресовано в судебный орган.

Заявление должно содержать аргументированные факты того, что оплата не вносится на расчетный счет абонентом по неуважительным причинам.

Заявление должно быть представлено либо в письменной форме, либо в электронном виде. При этом заявление должно содержать исчерпывающую информацию как о потребителе, так и о поставщике того или иного спектра коммунальных услуг. Если исковое заявление будет одобрено судебным органом в пользу истца, то есть нарушение будет выявлено, то возможно принудительное взыскание финансовых средств с должника.

Взыскание - один из самых действенных правовых механизмов, который позволяет устранить дефицит бюджета коммунальных компаний. Принудительное взыскание задолженности осуществляется уполномоченными на то органами власти. Однако абонент может подать встречное заявление в судебный орган с целью защиты своих интересов, чтобы произошла отмена решения, направленная на принудительное взыскание. Но как показывает практика, удовлетворение такое заявление скорее всего не найдет, так как налицо выявляется факт злостного уклонения от исполнения обязанностей.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

выселение

Ольга 16.12.2018 12:35

Добрый день! Если у него в собственности две комнаты, то можно обязать его продать одну комнату в счет уплаты долга. Но если у него одна комната, то его нельзы выселить. Согласно ст. 446 ГПК РФ в зыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно являетсяединственным пригоднымдля постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии сзаконодательствомоб ипотеке может быть обращено взыскание. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - "МИП".

Сайботалов Вадим Владимирович 16.12.2018 18:24

Задать дополнительный вопрос

Приходите на консультацию, мы Вам поможем

17.12.2018 10:17

Задать дополнительный вопрос

выселение

Добрый день! Интересует, имеются ли правовые основания для принудительного выселения собственника доли коммунальной квартиры при злостном уклонении от уплаты ЖКУ по инициативе/иску сособственников жилого помещения?

Ольга 16.12.2018 12:35

Добрый день! Если у него в собственности две комнаты, то можно обязать его продать одну комнату в счет уплаты долга. Но если у него одна комната, то его нельзы выселить. Согласно ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - "МИП".

Постановлением правительства РФ утверждены «Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги». Текст документа буквально пронизан заботой о благе населения. И все же в этом свежеприготовленном блюде чего-то не хватает.

Подогнать по мерке

В начальных строках документа отдельным пунктом провозглашено: «Основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учетом этого предельного индекса». Напомним, предельный индекс – это выраженное в процентах максимально возможное ежегодное повышение коммунальных платежей.

При первом прочтении все выглядит весьма обнадеживающе. Однако более детальное ознакомление с документом показывает, что чего-либо принципиально нового к защите интересов граждан в расчетах с коммунальными службами он не добавляет. Скорее, наоборот: «ворота» для повышения тарифов, возможно, окажутся еще более открытыми.

Документ определяет принципы и порядок формирования предельных индексов повышения размера платы граждан за коммунальные услуги. Предложения по установлению индекса ежегодно формируются органами местного самоуправления с учетом текущих расходов и средств на развитие коммунальной сферы. Эти предложения утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Главное условие прохождения предложений на всех этапах – доступность платежей для населения. Вывод о доступности делается на базе ранее установленных критериев, основным из которых является доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи. Максимальное значение этой доли каждый регион принимает для себя сам, но оно не должно превышать федерального стандарта в 22%. Если на каком-то этапе согласований выяснится, что платежи недоступны для населения, то предлагается либо умерить громадье планов развития коммунального хозяйства, либо привлечь для их реализации дополнительные бюджетные средства.

По сути, в документе прописана процедура подгонки платежей под возможности населения.

Смысл правительственного наставления можно толковать двояко, кому как больше нравится. То есть можно понимать так, что вся процедура изначально ориентирована на защиту интересов граждан. И потому рост платежей исходно следует ограничивать всеми разумными способами, а под конец еще проверить размер платежей на соответствие критериям доступности. А можно толковать по-другому: пусть коммунальщики повышают цены на свои услуги, как им заблагорассудится (не важно, соответствует ли стоимость объему работ или нет), лишь бы они укладывались в представления власти о способности граждан платить. Судя по контексту документа, скорее всего, имеет место второй вариант. В постановлении нет ни слова об ужесточении или хотя бы о совершенствовании технико-экономического обоснования предложений по поводу повышения платежей. Вместо того чтобы стимулировать коммунальные службы снижать себестоимость услуг, экономить каждую копейку, их чуть ли не провоцируют повышать тарифы до заранее установленного потолка.

Чтобы стало понятнее, попробую пояснить ситуацию на цифрах. По данным Госкомстата, в августе средняя начисленная зарплата по стране на одного работника составила 18 306 рублей. Если исходить из того, что в семье из трех человек двое работают, суммарно получается 36 612. В соответствии с федеральным стандартом максимально допустимые расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг (22% от совокупного дохода) составляют 8054 рубля. Если же коммунальщики насчитают больше, то превышение будет компенсировано жителям адресной субсидией из бюджета.

В то же время по статистике такая семья располагает общей площадью примерно 66 кв. метров, реальная квартплата за которую составляет примерно 3500 рублей. Таким образом, при всех наших жалобах на повышение коммунальных платежей, с точки зрения доступности для населения, им еще можно расти и расти.

Конечно, наименее обеспеченные граждане уже сегодня получают поддержку государства на оплату ЖКУ. Но если говорить о среднестатистической семье, то коммуналка имеет право подорожать еще более чем вдвое. При этом коммунальные платежи будут считаться для нее доступными.

Мера социальной защиты... бюджета

Попробуем оценить вероятные последствия «Основ» повышения платежей для всех заинтересованных сторон.

Для малообеспеченных слоев, которые уже сейчас подпадают под критерий максимальной доли расходов на оплату коммуналки, не меняется ровным счетом ничего. Они как платили установленный в регионе процент от своих совокупных доходов, так и будут платить. Все, что свыше того, компенсирует бюджетная субсидия.

Среднеобеспеченные граждане в полной мере ощутят дальнейший рост тарифов, которые, вполне вероятно, начнут дорожать еще более ускоренными темпами. По крайней мере, как видно из цифр, «Основы» это допускают. Так будет происходить до тех пор, пока платежи этой самой массовой категории жителей не возрастут примерно до регионального стандарта максимальной доли расходов граждан на коммуналку (напомним, в Москве это 10%). Только после этого вступит в действие механизм ограничений, установленный «Основами». Дальше коммунальщикам повышать тарифы не разрешат.

Высокообеспеченные граждане укроются в «тени» среднеобеспеченных, поскольку тарифы для всех одинаковы, и их рост будет ограничен для всех одновременно. Впрочем, предполагаю, что олигархов и миниолигархов вообще мало интересуют тарифы ЖКХ.

Коммунальщики, по-видимому, могут быть спокойны. В завуалированной форме им дали отмашку: «Вперед! У вас есть еще солидные резервы повышения тарифов». Причем когда предел доступности платежей будет все же достигнут, процесс повышения на этом не завершится, а лишь замедлится. Ведь кризис не вечен. Экономика придет в движение, доходы населения будут расти, и вслед поднимется автоматический шлагбаум на пути роста коммунальных платежей.

А вот государство, кажется, обрело надежную защиту от чрезмерного увеличения своих расходов на субсидии по оплате ЖКУ. Ведь как только тарифы достигнут предельного уровня доступности для населения, то есть когда появится масса новых кандидатов на бюджетные субсидии, коммунальщикам тут же скажут: «Стоп». Потому что на возрастающий объем субсидий не хватает бюджета.

Намордник на Интернет

Наконец о том, что хотелось бы увидеть в «Основах», но чему места не нашлось. Это контроль общества за тарифами через обеспечение их полной прозрачности. Предел мечтаний – чтобы в Интернете, как на ладони, можно было рассмотреть все составляющие тарифа вплоть до копейки. Чтобы можно было увидеть не только итоговую стоимость отопления одного кв. метра жилья в любом муниципальном образовании, но и проследить всю последовательность расчета вплоть до объема вынутого из траншей грунта при ремонте теплосетей, зарплате землекопам и бонусах управленческому аппарату. Тем более что сделать это не так уж и сложно, поскольку весь документооборот ведется преимущественно в электронном виде.

Могут спросить, откуда такой избирательный интерес именно к ЖКХ? Объясню. Это одна из наиболее монополизированных сфер экономики. Граждане лишены выбора. В России постоянно дорожает абсолютно все. Однако стало уже чуть ли не традицией, что темпы роста тарифов ЖКХ существенно превышают инфляцию. Возникает естественное недоумение – почему? Прошедшей зимой мировые цены на нефть упали в четыре раза (!), подешевели и другие виды топлива. В то же время тариф на отопление вырос больше всех прочих – почти на 30%. И ни слова в обоснование.

Президент Дмитрий Медведев на прошлой неделе обратил внимание на то, что потери в системе теплоснабжения достигают 50%. Но энергетиков это вряд ли волнует, ведь население все оплатит. В Москве развернута широкая кампания по установке счетчиков водопотребления. В результате почти повсеместно выясняется, что реальное потребление существенно ниже того, что выписывают коммунальные службы. Вот и хочется «поставить на счетчик» весь жилкомхоз.

Что даст открытость отчетов и обоснований?

Понятно, что рядовые граждане вряд ли кинутся в них разбираться. А вот депутаты от оппозиционных партий или настырные журналисты своего не упустят, начнут публично задавать вопросы. Из частных, но многочисленных вопросов станет вырисовываться общая картина, на основе которой и можно будет делать оргвыводы. А оргвыводы в России испокон веку считались лучшим лекарством от всех болезней и отличным средством профилактики.

Тарифы и Нормативы

Не так давно в нашу жизнь вошло новое понятие - «предельный индекс изменения платы за коммунальные услуги». Правила расчёта индексов закреплены в постановлении правительства № 400 от 30.04.2014 г.

В соответствии со статьёй 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливаются:

  • предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации);
  • индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (утверждаются Правительством Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

В чем отличие между тарифом и предельным индексом предельный индексом изменения платы

Тариф — это стоимость каждого, отдельно взятого ресурса: кубометра воды, киловатт-часа электричества, гигакалории тепла. А плата — это та сумма, на которую вы лично потребили за месяц эти ресурсы.

Индексы изменения коммунального платежа по субъектам РФ на 2015-2018 годы рассчитываются по формуле: инфляция с поправкой на коэффициент, определяемый с учётом прогноза социально-экономического развития РФ, "плюс" значение, которое варьируется по субъектам РФ. Предельно допустимое отклонение от индекса изменения платежей по отдельным муниципальным образованиям субъектов РФ варьируется от нуля до 6%.

Установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу (общей сумме в платёжной квитанции) за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду организаций может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утверждённых показателей.

Совокупная плата за коммунальные услуги включает в себя плату максимум за 6 видов коммунальных услуг:

  • холодное водоснабжение;
  • горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение;
  • отопление.

Т.е. если вы платили за коммунальные услуги условно 100 руб., то теперь, если индекс установлен на уровне 6%, больше 106 руб. не заплатите, при этом тарифы на коммунальные услуги, при необходимости могут варьироваться. Но при росте цены на один ресурс, обязательно должно последовать снижение стоимости какого-либо другого. Проще говоря цены могут тасоваться, но общий чек при этом должен оставаться неизменным. Индекс в каждом регионе России свой собственный.

Самая большая прибавка разрешена в Якутии и Камчатском крае — 6,7% в год, минимальная — в Северной Осетии (3,2%). Если рост платы по отдельно взятой платёжной квитанции превысит индекс, правительство обязано наказывать руководство регионов.

Предельные индексы изменения размера платы граждан рассчитываются в сравнимых условиях, то есть при неизменных наборе и объёмах оказываемых коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, тепло-, газо-, электроснабжение) без учёта льгот и перерасчётов.

Как проверить, что индекс не превысил норматива

Индекс, ограничивающий предельный рост коммунальных платежей, можно найти на сайте администрации вашего региона, а также на сайте ФСТ РФ. Если вы заметили слишком большие изменения в общей сумме платежа за месяц, надо разбираться. Необходимо сравнить, что изменилось в квитанции: стоимость коммунальных или жилищных услуг? Коммунальные — это электричество, газ, вода и тепло. Проверить, правильно ли вам начислили платёж за них, можно на сайте ФСТ с помощью раздела «Калькулятор коммунальных платежей».

Чтобы понять, как выросла плата за коммунальные услуги с учётом индекса, сравните одинаковый набор и объём коммунальных услуг, например, за июнь и июль текущего года.

О применении индексов изменения размера платы за коммунальные услуги в примерах

Перерасчет по предельному индексу – для многих из нас это магические цифры в платежке, согласно которым мы должны заплатить меньше чем реально стоят коммунальные услуги.

Но как понять, правильные ли это цифры, или это хитрые люди из ЖКХ уменьшили плату исключительно по своему усмотрению?

В одних платежках он обозначается как "перерасчет по предельному индексу", в других как "компенсация расходов на оплату коммунальных услуг", но везде смысл один и тот же: предельный индекс устанавливает планку роста платы за коммунальные услуги, и, если коммунальные услуги дорожают быстрее чем это установлено предельным индексом, этот рост компенсирует государство.

Согласно статье 157.1. Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

На практике все довольно просто: сумма оплаты за все коммунальные услуги, которую вы оплачиваете в текущем месяце, не должна быть выше, чем сумма оплаты за все коммунальные услуги, которую вы заплатили в базовом периоде на размер установленного предельного индекса.

За базовый период принимается декабрь предыдущего календарного года. Предельный индекс измеряется в процентах. Если предельный индекс равен Х%, то сумма оплаты за коммунальные услуги не должна быть больше, чем сумма оплаты за декабрь, увеличенная на Х%.

Если вы живете в одной и той же квартире, у вас постоянное количество проживающих, и каждый месяц вы потребляете приблизительно одинаковый объем коммунальных услуг, то для вас все просто.

Чтобы проверить правильность перерасчета (компенсации) по предельному индексу, вы берете в руки платежку за декабрь предыдущего года, и смотрите, сколько вы заплатили за все коммунальные услуги.

Комм.услуга

Объем

Тариф

Начислено

Сумма

Перерасчет

К оплате

Холодная вода

Холодная вода для ГВС

Тепло для ГВС

Водоотведение

Отопление

Электроэнергия

Квитанция 1. Как видно, за декабрь предыдущего года мы заплатили 1477 рублей 56к. Смотрите именно фактическую сумму оплаты.

Потом вы берете эту сумму, и умножаете ее на (100% + Предельный индекс(%))/100%.

Например, в Красноярском крае, во втором полугодии 2015 года установлен предельный индекс 8,9%, поэтому для Красноярского края мы будем умножать на 1,089 (108,9%).

Получившуюся в итоге цифру, мы сравниваем с той, которая написана у нас в платежке за текущий месяц. Например, за август.

Комм.услуга

Объем

Тариф

Начислено

Сумма

Перерасчет

К оплате

Холодная вода

Холодная вода для ГВС

Тепло для ГВС

Водоотведение

Отопление

Электроэнергия

Квитанция 2. Как видно, сумма оплаты за коммунальные услуги с учетом перерасчета по предельному индексу увеличилась на те самые 8.9%. Если у вас получилось примерно то же самое, то дальше вы можете не читать.

Этот способ проверки правильности перерасчета по предельному индексу верен для 80% собственников. Но опыт работы приемных Народного контроля в ЖКХ показал, что в оставшихся 20% случаев возникают вопросы и проблемы.

Какие это случаи:

1) Изменились нормативы потребления той или иной коммунальной услуги.

2) Изменился объем потребления коммунальных услуг жителями вашей квартиры.

3) Изменилось количество проживающих.

4) Вы переехали на новое место жительства.

5) Вы установили индивидуальные приборы учета.

Чтобы разобраться во всех этих случаях, разберемся как действует механизм ограничения роста платы за коммунальные услуги.

Размер индексов и порядок их применения определяются согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400. Для краткости будем называть его Постановление №400 .

В соответствии с пунктом 10 Постановления №400 применение предельных индексов должно обеспечивать рост платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года к размеру платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего года (базовом периоде) не более чем на установленную величину предельного индекса .

То есть, если у нас установлен предельный индекс в 8,9% то рост платы за коммунальные услуги не должен быть выше чем 8,9%, а все что выходит за пределы этого значения, исполнитель коммунальных услуг спрашивает не с собственников, а с государства.

Согласно пункту 5 Постановления №400 при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие :

1) изменения набора коммунальных услуг;

2) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг;

3) изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, за исключением мер дополнительной социальной поддержки, направленных на соблюдение установленных предельных индексов;

4) изменения фактических объемов потребления в результате проведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

5) перехода к расчетам за коммунальные услуги с применением дифференцированных по времени суток (установленным периодам времени) цен (тарифов);

6) применения в соответствии с законодательством Российской Федерации штрафных санкций, повышающих коэффициентов к тарифам и нормативам, например, штрафных коэффициентов за не установленные приборы учета;

7) применения дифференцированных по месяцам календарного года нормативов потребления, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) перехода после 1 января 2015 года от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода.

Важно отметить. При перерасчете учитывается полный комплекс предоставляемых коммунальных услуг

В соответствии с пунктом 2 Постановления №400 структура платы граждан за коммунальные услуги установлена в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение , холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Таким образом, размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги согласно предельному индексу рассчитывается исходя из суммы платы за коммунальные услуги, предоставленные гражданину.

От того, как исполнитель коммунальных услуг учитывает все эти особенности и зависит точность перерасчета по предельному индексу.

Разбираем по порядку.

Изменился набор коммунальных услуг.

В этом случае перерасчет делается по тому объему коммунальных услуг, который действовал в декабре предыдущего календарного года (в базовом периоде).

Например, в декабре предыдущего года у вас не было газа, а в течении текущего года он появился. В этом случае берется сумма оплаты за все коммунальные услуги, из нее убирается оплата за газ, и на получившуюся итоговую сумму делается перерасчет.

Обратный пример. В декабре предыдущего года у вас был газ, но сейчас ваша квартира отключена от газоснабжения. В этом случае, при перерасчете не учитывается та плата за газ, которая была в декабре предыдущего гожа (в базовом периоде).

Изменился объем потребления коммунальных услуг определенный по индивидуальным приборам учета или нормативам.

В этом случае, если мы потребили ресурса больше, чем в декабре предыдущего года, то мы получаем перерасчет только за ту часть, которая равна потребленной в том самом декабре предыдущего года.

А если мы потребили ресурса меньше, чем в декабре предыдущего года, то при перерасчете мы уменьшаем сумму оплаты коммунальных услуг в декабре предыдущего периода как будто тогда мы потребили этого коммунального ресурса меньше.

Пример , в декабре предыдущего года мы потребили вот столько ресурсов и заплатили за них вот столько денег.

Комм.услуга

Объем

Тариф

Начислено

Сумма

Перерасчет

К оплате

Холодная вода

Холодная вода для ГВС

Тепло для ГВС

Водоотведение

Отопление

Электроэнергия

Квитанция 3.

А в текущем месяце мы потребили уже вот столько ресурсов:

Комм.услуга

Объем

Тариф

Начислено

Сумма

Перерасчет

К оплате

Холодная вода

Холодная вода для ГВС

Тепло для ГВС

Водоотведение

Отопление

Электроэнергия

Квитанция 4.

Как видно, холодной воды мы потребили на 1,2 куб. метров больше, горячей воды потребили на 1 куб.метр меньше, а водоотведение соответственно увеличилось на 0,2 куб метра, ну и потратили на 5 кВт/ч больше электроэнергии. Из-за этого изменения объема потребления у нас образовалась разница в оплате равная:

разницахвс = 1,2куб.м*15,56р = 18,67р

разницагвс = -1куб.м*15,56+-1куб.м*0,0645Гкал/куб.м*1448,35р = -108,98р

разницаэлектр = 5кВт/ч*1,45р = 7,25р

суммарная разница = -83 р 06 к.

Вот эти -83 рубля 06 копеек и не учитываются при перерасчете по предельному индексу. То есть, при перерасчете мы не учитываем эту разницу в стоимости коммунальных услуг в текущем месяце. Причем, как вы уже заметили, эта разница может быть как положительная, так и отрицательная.

В этом примере, если бы потребление коммунальных услуг было бы на том же уровне, что и в декабре предыдущего года, максимальная стоимость коммунальных услуг была бы равна:

1477 р 56 к * 108,9% = 1609 р 06 к

но как мы расчитали, мы не должны учитывать разницу в -83 рубля 06 копеек, возникшую из за изменения объемов потребления коммунальных услуг. Мы просто прибавляем получившуюся разницу к этому числу:

1609р 06 к + -83р 06к = 1526р

Такова и должна быть сумма, которую мы должны заплатить в текущем месяце за все коммунальные услуги с учетом всех требований постановления №400.

В случае если изменились нормативы потребления или количество проживающих, то поступаем аналогично, только объемы потребления будут равны соответствующим нормативам, помноженным на количество проживающих.

Вы установили индивидуальные приборы учета.

Если в текущем году вами были установлены новые приборы учета, а в декабре предыдущего года вы производили начисление по нормативам, то поступаете также, как и в том случае если изменилось потребление коммунальной услуги. При этом потребление в декабре предыдущего года равно действовавшему тогда нормативу, а потребление в текущем месяце берется согласно показаниям приборов учета.

Переход к расчетам за коммунальные услуги с применением дифференцированных по времени суток (установленным периодам времени) цен (тарифов).

Если мы перешли от одноставочного тарифа по какой-либо коммунальной услуге к тарифу дифференцированному по времени суток, то также как и в предыдущем случае, мы рассчитываем разницу в стоимости коммунальных услуг, возникшую в ходе перехода, и не учитываем ее в стоимости коммунальных услуг за текущий месяц при проведении перерасчета по предельному индексу.

Применение в соответствии с законодательством Российской Федерации штрафных санкций, повышающих коэффициентов к тарифам и нормативам, например, штрафных коэффициентов за не установленные приборы учета.

Если из-за отсутствия приборов учета плата за коммунальные услуги выросла, так как к нормативам потребления коммунальных услуг были применены предельные индексы, то та сумма, на которую увеличилась плата, не учитывается при проведении перерасчета по предельному индексу.

Вы переехали на новое место жительства

Так как в этом случае, у исполнителя коммунальных услуг отсутствуют сведения о том, какова была для вас сумма оплаты за коммунальные услуги в предыдущем месте жительства, Федеральная служба по тарифам рекомендует при проведении перерасчета использовать сведения из платежного документа предыдущего собственника квартиры за декабрь предыдущего года.

В случае же, если речь идет о новостройке, рекомендации ФСТ нам не известны. В таком случае мы рекомендуем предоставить исполнителю коммунальных услуг ваши платежные документы с предыдущего места жительства за декабрь предыдущего года.

А если мы платим за коммунальные услуги не в УК или ТСЖ, а напрямую в ресурсоснабжающие организации?

В этом случае, перерасчет по предельному индексу делает поставщик той коммунальной услуги, удельная доля которой в общей сумме оплаты за коммунальные услуги максимальная. При этом необходимо предоставить этому поставщику сведения о стоимости всех коммунальных услуг.

Дмитрий Иванов специально для нкжкх.рф. Если у вас остались какие то вопросы, задавайте их в комментариях.