Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа "Что для меня железная дорога?" Мероприятие проводится в 10 классе. Классный час проводится с целью рассказать об истории железной дороги и ее роли в жизни человека.

Особой сложностью отличается проведение классных часов в старших классах. Изучая правила дорожного движения, для старшеклассников будет полезной презентация на тему «Железные дороги России и мира», которую мы предлагаем скачать бесплатно. Материал новый, интересный, насыщен цифрами и фактами. Здесь есть сведения о значении, о видах транспорта, об его особенностях. Презентация по ПДД о железной дороге вызовет интерес в 9, 10, 11 классе. Разработку можно скачать бесплатно для проведениия профориентационной работы среди старшеклассников.


Для учащихся 9, 10, 11 классов можно скачать бесплатно презентацию по ПДД для проведения элективных курсов на тему «Железная дорога в России». Эта работа выполнена учащимися 10 класса, поэтому вызовет интерес у тех, кто будет с ней знакомиться. В презентации по безопасности дорожного движения имеются сведения о первых железных дорогах России, о современной РЖД. Учащиеся знакомятся на данном уроке с учебными заведениями, которые готовят кадры для работы на железных дорогах.


Сегодня невозможно представить свою жизнь без услуг железнодорожного транспорта. Вместе с тем каждый год растет количество жертв под колесами поездов и от поражения током электричек. Презентация для детей «Правила поведения на железной дороге», которую можно скачать бесплатно для учеников 5, 6, 7, 8, 9 классов, научит избежать беды, отправляясь в путешествие или при переходе путей. Каждое правило оформлено на отдельном слайде. Для закрепления полученных знаний презентация по правилам безопасного движения для учеников 5 - 9 класса содержит кроссворд.


Материал содержит сценарий классного часа "История железных дорог России". Мероприятие проводится в средних классах школы. Классный час проводится с целью познакомить учащихся с историей российских железных дорог; воспитать гордость за свою будущую профессию, уважение к людям этой профессии; побудить учащихся к более глубокому изучению истории железнодорожного транспорта, активному обогащению своего внутреннего мира и расширению кругозора.

Методическая разработка

мероприятия по ПДД

Классный час

Тема: Безопасное поведение на железной дороге.

«Правила соблюдать – беду миновать!

Цель: осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге.

Основные задачи:

1. Ознакомление с основными причинами травматизма на железной дороге;

2.Расширение знаний учащихся о некоторых объектах железной дороги (железнодорожный переезд, шлагбаум, настил, локомотив);

3. Составление памятки «Правила поведения на железной дороге»;

4. Развитие внимания, памяти, мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), речи;

5. Закрепление умений работать с информацией;

6. Развитие коммуникативных навыков.

Продолжительность занятия: 60 минут

Форма организации – классный час (с предварительной подготовкой)

Материально – техническое оснащение:

ПК, электронный носитель, экран для показа слайдов, презентация, музыкальный центр, диск mp3 «Голубой вагон» (сл. Э.Успенского, муз. В.Шаинского), видеоролик «На пути железнодорожном будь предельно осторожным»;

Реквизит:

модель светофора на переезде, форма дежурного по переезду, флажок жёлтого цвета, картинки железнодорожных знаков, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», карточки с напечатанными словами, результаты игры «Ассоциация», толковые словари, «продукты» решения проектной задачи, конверты с заданием «Ситуация», шариковые ручки, листы А-4.

I. Организационный этап.

Дети заходят в класс. Рассаживаются по группам. Класс оформлен. На доске: картинка с изображением поезда, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», картинки дорожных знаков, результаты игры «Ассоциация», карточки со словами: «машинист», «локомотив», «пассажир», «вагон», «шлагбаум», «настил». На столах: толковые словари, «продукты» решения проектной задачи, конверты с заданием «Проблемная ситуация».

II. Актуализация знаний и представлений.

1. Дети читают (с экрана) загадку и отгадывают её:

«Мчится, мчится железный конек!

По железу железо гремит.

Пар клубится, несется дымок;

Мчится, мчится железный конек,

Подхватил, посадил да и мчит…»

Как вы догадались? (объяснения детей)

2. Работа с толковым словарем. Лексическое значение слова: «поезд».

III. Создание эмоционального настроя.

Вспомните и назовите детские песенки, мультфильмы, связанные с железной дорогой. (звучит песня В. Я. Шаинского «Голубой вагон»)

Кто из вас уже совершал поездки на поезде? (рассказы детей по впечатлениям)

IV. Самоопределение к деятельности.

1. Рассказ учителя.

- Железная дорога - удобный вид транспорта, которым пользуются многие люди каждый день.

- Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы.

- Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.

- В 2012 году исполнилось 175 лет Российской железной дороге. За эти годы заметно улучшилась работа Российских железных дорог. Значительно увеличилась скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог она достигает 140 км/ч. Сократилось время нахождения пассажиров в пути, быстрее происходит доставка грузов.

- Одновременно появилось много опасностей для человека. Каждый день мы слышим и узнаем о трагических ситуациях, которые происходят на железной дороге. Получают травмы и даже погибают люди: взрослые и дети.

2. Определение темы. (поиск подсказок: плакаты, карточки со словами, результаты игры «Ассоциация», картинки с дорожными знаками). Формулировка темы по группам.

3. Целеполагание.

Учащимся предлагается определить цель занятия. (фронтальный опрос)

- Железная дорога является зоной повышенной опасности.

- Сегодня мы поговорим о правилах поведения на железной дороге.

«Правила эти железнодорожные -

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно».

V. Основной этап.

1. Коллективная работа. «О поездах»

Скажите, какие поезда вам известны? (ответы детей)

Что общего есть у поездов?

Уточнение понятий: «машинист», «пассажир», «локомотив», «вагон», (карточки с напечатанными словами)

На железной дороге работают люди разных профессий.

Догадайтесь, кто так говорит о себе?

Выступают ученики (в спецодежде):

Ученик 1.

« Мы, усталость позабыв,

Не спуская с рельс внимания,

Вместе поведём локомотив,

Уложившись в сроки расписания».

(Машинист и помощник машиниста - локомотивная бригада)

Ученик 2.

« Я – вежливый, добрый, но строгий –

Работник железной дороги.

Встречаю я вас на перроне

И с вами поеду в вагоне». (проводник)

Ученик 3.

« Я - пропускаю поезда,

Знаю всё - кому куда.

Приму поезд и отправлю,

Зря на месте не оставлю». (дежурный по станции)

Ученик 4.

«Вам безопасный всем проезд

Мой обеспечит переезд,

Вы звука слушайте сигнал

И уважайте персонал!» (дежурный по переезду)

Ученик 5

«Мы работаем не в кабинете,

Наше место – отрезок пути,

Можем много мы километров

С инструментом в руках пройти.

Мы выносливы и закалены,

Мы решительны и тверды,

Исправляем поломки на рельсах,

Чтоб в поездках не вышло беды». (Монтеры пути)

2. Работа в группах. «Правила пассажиров в электричке».

Отгадайте:

«Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая?» (дети называют: электричка)

Многие из вас уже ездили в электричке. Назовите основные правила пассажиров. (дети в группах совещаются, записывают на листках правила, представители групп зачитывают)

3. Коллективная работа. «Опасные ситуации на железной дороге».

Выясним, что может привести к травмам на железной дороге? (подготовленные дети читают наизусть стихи – подсказки, другие ученики высказывают версии, которые записываются на доске)

Ученик 1 . «Игры на дороге»

«На дороге две дворняжки

Разыгрались в догонялки:

Позабыв про электричку,

Догоняет брат сестричку!

Рассердился очень папа

И детей отшлёпал лапой»!

Ученик 2. «Высовывание в окно»

«Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, -

Высунул голову Ослик в окошко.

Что же ты делаешь?! Вот озорник!

Сядь-ка на место, - сказал проводник, -

Впредь так не делай, Осёл, никогда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

Ученик 3 . « Переход дороги в неустановленном месте »

«Эй! Не трусь, скорей за мной:

Через рельсы - по прямой!

Здесь гораздо путь короче!

Поезд близко? Перескочим!

Нет, друзья, - ответил Дрозд, -

Безопасно - через мост!»

Ученик 4. «Подлезание под вагоны»

«- Я в обход, - сказал Зайчишка, -

Ты рискуешь жизнью, Мишка.

В это самое мгновенье

Вдруг объявят отправленье,

Поезд тронется, тогда -

Неминуема беда».

«Хождение по путям»

Что ещё может привести к травмам на железной дороге? (фронтальный опрос) Дети высказывают свои версии. (Предполагаемые ответы: спрыгивание с платформы, пробегание перед идущим поездом, невнимательность, неумение правильно оценить расстояние до поезда...)

4. Рассказы старшеклассников « О железнодорожном переезде»

Где же разрешено переходить железную дорогу? (предположения детей)

На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.

Значения слов: « шлагбаум», «настил» (фронтальный опрос)

Послушайте сообщения.

Рассказывают старшеклассники.

Старшеклассник 1.

Рассказ о регулируемом переезде.

- « Движением на регулируемом переезде управляет техника (шлагбаум, светофор) или люди (дежурный по переезду)

Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора, слышится звуковой сигнал. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.

Дорожный знак « Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик».

Что надо сделать, чтобы пройти через регулируемый переезд? (ответы учащихся)

Старшеклассник 2.

Рассказ о нерегулируемом переезде.

- «Если нет шлагбаума и светофора, либо светофор не горит (отключен) и нет дежурного по переезду, такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым , т.е. им никто не управляет (ни автоматика, ни люди). На переезде без шлагбаума может быть установлен светофор.

Внутри треугольника изображен паровоз - этот знак обозначает нерегулируемый « Железнодорожный переезд без шлагбаума ».

Как правильно переходить нерегулируемый переезд? (спрашивает у детей). Ответы.

VI. Представление проектов.

На территории железной дороги размещено много предостерегающих плакатов с надписями. (Дети читают надписи на плакатах)

Вы работали над проектом «Как предостеречь пассажиров от опасности?»

Группы представляют «продукты» решения проектной задачи.

VII. Физкультминутка.

Ролевая игра «На переезде»

VIII. Закрепление знаний. Самостоятельная работа в группах. «Ситуация» (задания записаны на листках)

(учащимся в группах предлагается обсудить ситуацию, представители групп высказывают коллективное мнение - решение проблемы)

Ситуация 1.

«Лена и Оля – подруги. Набрав целые корзины грибов, они возвращались из леса. Идти было тяжело: цепляли кусты, трава, да и корзины нелегки. Девочки решили, что легче пройти вдоль железной дороги, по шпалам и рельсам. Правы ли они?

Ситуация 2.

«Миша и Коля на электричке приехали в деревню к бабушке. Им надо было перейти на другую сторону железной дороги. Железнодорожный мост – высокий и идти до него надо в обратную сторону. А на железнодорожных путях тихо, только товарный поезд стоит. Мальчики подумали, что быстрее подлезть под вагоны состава и оказаться на другой стороне. Так ли это?»

Дополнительная информация: тормозной путь поезда в среднем составляет около тысячи метров. Поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.

Ситуация 3.

«Был жаркий летний день. Ребята отправились купаться. Чтобы добраться до места, им предстояло пройти через железнодорожный мост, который соединял один берег реки с другим. Мост был высокий, под ним громко шумела вода. А от движения поездов ещё и покачивался. Ребята решили, что безопаснее идти по участку земли, который находился между двумя железнодорожными путями. Какая опасность их ожидает?»

Дополнительная информация : Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.

IX. Рефлексия.

1 . Работа в группах. Создание памятки «Правила поведения на железной дороге»

(дети в группах записывают правила, представители групп зачитывают текст)

Примерная памятка:

- Переходить через пути нужно по мосту или по переходу;

- Не подлезайте под вагоны!

- Не устраивайте подвижных игр на платформе!

- Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!

- Переходите дорогу только в установленных для этого местах!

- Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!

- На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!

(выбирается лучшая памятка для оформления в «Классный уголок»

2. Рекомендации. Игра «Детская железная дорога» - хорошее средство для повторения правил безопасного поведения на железной дороге.

X. Просмотр видеоролика «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».

XI. Итог занятия.

- Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. (слайд 31) Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Берегите себя!

XII. Творческое задание на дом.

- Продолжите работу дома. Придумайте и запишите небольшой рассказ

Классный час безопасность на железной дороге и правилам дорожного движения в 3-м -м классе

Цели:

1)формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам, дорогам и железнодорожным путям;

2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге, на железнодорожных путях;

3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы;

4) Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах .

Оборудование: листы с заданиями, «светофор», рисунки детей, презентация.

Ход классного часа

I.Оргмомент

Здравствуйте.

Мы назвали много вежливых слов, они помогают нам в жизни.

Давайте вспомним, какие существуют правила, которые помогают людям жить.

Правила поведения, правила хорошего тона, правила хорошего тона.

А о каких правилах мы поговорим сегодня, вы догадаетесь, просмотрев видеофрагмент.

II. Актуализация знаний

Посмотрите внимательно на слайд.

(просмотр фрагмента мультфильма «Спасатель Жолдос»)

Почему главному герою мультфильма Жолдосу пришлось спасать людей?

Какие правила, они нарушили?

Ребята, о чём попросил вас Жолдос?

Чем мы сможем помочь Жолдосу?

(Соблюдать правила дорожного движения)

III. Сообщение темы и целей

Почти каждое утро вы выходите из дома и идёте в школу. Сегодня на занятии мы с вами повторим правила движения школьников по улице и дороге, чтобы с вами не произошло таких неприятностей как с героями мультфильма.

IV.Работа по теме

    Повторение правил дорожного движения .

Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, и шофёры относятся к нему с уважением. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.

Вспомнить и повторить правила дорожного движения нам поможет Игра “Разрешается – запрещается”. Я говорю начало предложения, а вы правильный ответ.

Играть на мостовой…(запрещается)

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

Идти толпой по тротуару…(разрешается)

Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

Идти по тротуару слева…(запрещается)

Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

Молодцы!

У вас на партах лежат листы. Посмотрите внимательно и найдите в них первое задание.

Что вы видите?

Слова рассыпались.

Расставьте над словами каждой строки цифры, чтобы получились предложения.

Эти предложения помогут нам запомнить правила.

Прочитаем их.

(фронтальная проверка с использованием слайдов)

Правило 1

ходить, только, Пешеходы, по тротуару. должны

Пешеходы должны ходить только по тротуару.

Правило 2:

навстречу, пешеходы, По обочинам, транспорту. идут

По обочинам пешеходы идут навстречу транспорту.

Правило 3:

улицы, При переходе, сначала, налево, надо посмотреть, а потом направо.

При переходе улицы сначала надо посмотреть налево, а потом направо.

Правило 4: На перекрёстке, переходить, дорогу, светофор. правильно, помогает

На перекрёстке правильно переходить дорогу помогает светофор.

V. Физкультминутка

Мы повторили основные правила дорожного движения, а теперь поиграем.

Игра «Светофор». В этой игре все ученики пешеходы.

Когда я показываю на «светофоре» жёлтый свет, то вы выстраиваетесь в шеренгу и готовитесь к движению, когда «зажигается» зелёный свет- можно ходить, бегать, прыгать; при красном свете – все замирают на месте.

2. Безопасный путь от дома до школы.

Расскажите об особенностях месторасположения нашей школы.

На какой улице она расположена, есть ли рядом пешеходные переходы, светофоры?

Дома вы выполняли рисунки «Мой безопасный путь до школы», расскажите нам о самом безопасном маршруте.

(рассказы детей о безопасном пути до школы)

Молодцы, запомните самый безопасный путь и постарайтесь придерживаться его, чтобы не произошло беды.

VI. Закрепление изученного.

А сейчас мы выполним следующее задание и вспомним основные понятия дорожной азбуки.

На листе найдите задание №2.

Я вам буду загадывать загадки, вы их отгадываете и выполняете задания, будьте внимательны.

1) Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке –

По ней люди все идут. (ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД)

-Простым карандашом заштрихуйте ответ, вид штриховки выберите самостоятельно.

2) Неживая, а идёт.

Неподвижна, а ведёт.(ДОРОГА)

3) По обочине дороги

Как солдатики, стоят.

Все мы с вами выполняем

Всё, что они нам велят. (ЗНАКИ)

-Раскрасьте правильную отгадку.

4) Мчат по улицам машины,

Там хозяйничают шины.

Мы спустились в переход,

Там хозяин… (ПЕШЕХОД)

-Нарисуйте рядом с отгадкой воздушный шарик.

5)Не летает, не жужжит -

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Это дал завод ему:

И огни глядеть во тьму,

И колёса, и мотор,

Мчаться, чтоб во весь опор. (АВТОМОБИЛЬ)

-Дополните отгадку надписью.

Поезд – это один из самых безопасных видов транспорта. Но безопасен он будет лишь только тогда, когда вы станете соблюдать правила безопасности на железной дороге.

Вот лишь несколько цифр: каждый год более 2000 человек травмируются железнодорожным транспортом. Из них каждый второй получает травмы не совместимые с жизнью. Это еще раз доказывает, что железная дорога это безопасный вид транспорта, если опять-таки соблюдать правила.

Больше всего травмируются от поездов несовершенно летние дети. И причин здесь несколько, основная из которых – катание на поездах вне вагона. Помните, когда поезд набирает скорость, то спрыгнуть с него без травм, переломов и летальных исходов не возможно! Также как и быстро остановить поезд, который набрал полный ход. Плюс ко всему, если кто-то решил прокатиться на крыше вагона, то его может ударить током, ведь поезда движутся благодаря электричеству и подключены к высоковольтным проводам. Также можно просто упасть с крыши, а точнее вас оттуда сдует ветер. И еще одна опасность это туннели. Если поезд заезжает в туннель, то мест для катания на крыше просто нет, так как туннели не рассчитаны для этого.

Вывод – не стоит кататься на поездах вне вагона, если вы дорожите своей жизнью и жизнью своих близких людей!

Еще один вид, который приводит к травмам – переход через рельсы вне положенном месте. Порой так лень обойти железную дорогу и дойти до специально оборудованного перехода, что люди перебегают через железную дорогу даже тогда, когда поезд едет им на встречу и между ними минимальное расстояние. Также люди не ждут отправления поезда, чтобы перейти железную дорогу, а подлезают под вагоном. При этом поезд может поехать внезапно и в любую минуту. И тогда человек останется под вагоном и под тяжелыми колесами, которые разрезают все, что попадается на рельсы

Вывод – нужно переходить железную дорогу только там, где для этого есть приспособления. Не стоит залазить под стоячий поезд, лучше подождать, когда он уедет. И также не нужно пытаться одному или компанией переносить через железную дорогу тяжелые предметы. Велика вероятность того, что вы не успеете перенести, и вам на встречу поедет поезд, который сметет и вас и предмет со своей дороги.

Железная дорога это не место для игр. Железная дорога это место для поездов, которые, не смотря на все меры предосторожности и новые идеи, не могут останавливаться быстро. Попадая на железную дорогу надо быть внимательным, прислушиваться к шуму поездов. И если вы услышали шум приближающегося поезда, то следует отойти от железной дороги как можно дальше.

В проходящий мимо поезд не нужно кидать камни, так как они отлетают от вагонов и с еще большей силой возвращаются к вам, что может привести не только к травме, но и к смерти.

Не кладите на железную дорогу посторонние предметы. Несмотря на то, что поезд тяжелый, он может сойти с рельс, наехав на посторонний предмет. Т тогда произойдет большая катастрофа, которая может разрушить дома и унести жизни сотни людей!

Избегайте железной дороги и пользуйтесь ей только по назначению!

Покажите рисунки, которые у вас получились.

VII. Подведение итогов.

Как зовут героя, который попросил вас о помощи?

Чем каждый из вас может ему помочь?

Какие правила, мы сегодня повторяли?

Какой должен быть ваш путь от дома к школе?

    Рефлексия.

На листах, в которых вы уже выполняли задание, найдите задание №2.

Что вы видите ещё?

Светофор.

Если сегодня после нашего занятия у вас осталось солнечное настроение, и вы успешно справились со всеми заданиями, раскрасьте зелёный сигнал вашего светофора.

А те ребята у кого после нашего занятия грустное настроение или возникли трудности при выполнении заданий – раскрасьте жёлтый сигнал своего светофора.

- Спасибо за урок.

Классный час на тему

«Правила поведения на железной дороге»

Цель: сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных переездов.

Ход классного часа

Классный руководитель

Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки почти 500 000 человек. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиро

Зачастую всплеск детского травматизма приходится на летнее время, когда многие ребята оказываются предоставленными сами себе. Другой причиной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.

- Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?

Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?

Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?

- Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?

Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

- Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?

Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

- Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?

Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

Нет ничего важнее человеческой жизни. Будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете

Знаешь ли ты, что:

Поезда бывают разные: пассажирские, товарные, ближнего и дальнего следования.

Поезда состоят из локомотива (тепловоза или электровоза) и вагонов.

Поездом управляет машинист. Он руководствуется специальным светофором. Железнодорожный переезд

Если перед настилом переезда есть шлагбаум и светофор (и может быть еще дежурный по переезду), это регулируемый переезд. Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.

Такой светофор может быть установлен на переезде без шлагбаума. Если нет шлагбаума и светофора, либо светофор не горит и нет дежурного по переезду, такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым.

В таком случае надо переходить железнодорожный переезд, руководствуясь следующими правилами:

Товарный поезд

1. Подойти к настилу на железнодорожных путях, сосредоточиться и сказать себе мысленно: «Будь осторожен».

2. Посмотреть во все стороны и прислушаться - не слышен ли звук приближающегося поезда, посмотреть назад - нет ли машин, затем еще раз налево и направо, и только тогда переходить железнодорожные пути. Нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд. Запрещается выходить на переезд при закрытом или начинающем опускаться шлагбауме, независимо от сигнала светофора.

НА ЭЛЕКТРИЧКЕ Электричка движется с большой скоростью и имеет больше вагонов, чем трамвай. А значит, быстро остановить её трудно. Тормозной путь электрички намного длиннее, чем у трамвая. Перебегать железнодорожные пути, когда по ним едет электричка, очень опасно и недопустимо! Останавливаются электрички у специальных посадочных площадок - платформ. Они довольно высоко подняты над землёй. Вести себя на платформе надо очень осторожно. Запрещается стоять на самом краю платформы и садиться на её ограждения. Не следует подходить к краю платформы, чтобы посмотреть, не идёт ли электричка. Тебя могут нечаянно толкнуть, и ты упадёшь на рельсы. Не стоит бегать и играть на платформе. Ты можешь случайно толкнуть других людей. Могут толкнуть тебя. Последствия бывают очень тяжёлыми. Электрички подходят к платформе на большой скорости, а те, которые не останавливаются у данной платформы, проезжают мимо неё очень быстро. Если вести себя неосторожно, электричка заденет или собьёт тебя. Осторожным надо быть при посадке в вагон электрички и при выходе из него. Ведь между платформой и вагоном есть пространство. Во время толчеи можно оступиться и случайно упасть в это пространство. А ещё закрывающиеся автоматически двери могут плотно зажать твою ногу или руку, а электричка может в этот момент поехать и потащить тебя за собой. В вагоне электрички надо вести себя так же, как и в любом другом виде общественного транспорта. Выходи из электрички спокойно, без суеты и постоянно помни очень важное правило: Переходить железнодорожные пути можно только по надземному или подземному переходу. Нельзя стоять возле путей или идти вдоль железнодорожного полотна. Поезд идет с такой скоростью, что поток воздуха может втянуть пешехода под вагон. При движении поезда летят камни, которые могут ударить пешехода.

Запомним правила перехода через железную дорогу:

1. Посмотреть налево, направо, если нет приближающегося поезда, можно переходить

2. Если только что проехал поезд, посмотреть, не идет ли встречный поезд, его можно не заметить, из-за шума уходящего поезда.

3. Не переходить под вагонами, поезд. Может тронуться в любой момент.

4. Не отставать от родителей.

5. Переходить железнодорожные пути по специально проложенным дорожкам.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о правилах поведения на железной дороге.

2. Где можно переходить железнодорожные пути?

3. Какие правила необходимо соблюдать при переходе охраняемого железнодорожного переезда?

4. Какие правила необходимо соблюдать при переходе неохраняемого железнодорожного переезда?