Исполнение бюджета - следующая стадия бюджетного процесса после его утверждения. Из всех стадий бюджетного процесса исполнение бюджета представляет собой наиболее трудоемкий процесс и связано с деятельностью многочисленных органов власти по исполнению бюджета. По сути, на этой стадии происходит основная текущая работа системы налоговых, таможенных и других органов по сбору запланированных налоговых и неналоговых доходов бюджетов, а также распределение имеющихся бюджетных средств в соответствии с законами о бюджете между участниками бюджетного процесса. В представленной главе рассмотрены вопросы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ по доходам и расходам. В частности, раскрыто назначение сводной бюджетной росписи и кассового плана, определены особенности казначейской системы исполнения бюджета, ее основные преимущества перед банковской системой исполнения бюджета, действовавшей ранее.

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Казначейством России. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

В настоящее время в Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджета, пришедшая взамен действовавшей в России с 1918 по 1992 гг. банковской системы кассового исполнения бюджета. На самом деле, система казначейств уже существовала в России вплоть до 1917 г., но была упразднена. Поэтому образование в Российской Федерации единой централизованной системы органов Казначейства России ознаменовало второе рождение казначейской системы исполнения бюджета.

Действовавшая ранее банковская система исполнения бюджета обладала существенными недостатками. В частности, средства по поручению Минфина России переводились с главного счета бюджета в Госбанке на счета министерств и ведомств. Министерства и ведомства в качестве главных распорядителей бюджетных средств самостоятельно распределяли эти средства между текущими счетами по учету бюджетных средств нижестоящих распорядителей и получателей бюджета, с которых производились конечные расчеты с поставщиками.

В результате средства бюджета были рассредоточены по множеству счетов по учету средств федерального бюджета. Централизованный сбор информации о движении финансовых потоков не осуществлялся. При такой системе исполнения бюджета возможно было проконтролировать только первую стадию движения денежных средств - с главного счета расходов федерального бюджета на счета главных распорядителей бюджетных средств. В дальнейшем бюджетные средства просто терялись. Отсутствовала система надлежащего государственного финансового контроля. В данных условиях распространенным явлением было нецелевое использование бюджетных средств, а именно: использование бюджетных средств с целью получения дивидендов и процентов от их размещения, расходование средств сверх утвержденных лимитов финансирования.

Отсутствие законодательного регулирования порядка открытия бюджетных счетов явилось главной причиной перемещения большинства счетов бюджетов в коммерческие банки, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. При банковской системе исполнения бюджета не удавалось наладить получение своевременной и достоверной информации о состоянии бюджетных счетов, возникали задержки в перечислении бюджетных средств.

Таким образом, после распада СССР в начале 1990-х гг. в России назрела необходимость создания государственного органа, способного обеспечить жесткий контроль за движением государственных средств, искоренить нецелевое использование бюджетных средств, укрепить финансовую дисциплину на государственном уровне.

В 1992 г. Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 «О Федеральном казначействе» в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств была создана единая централизованная система органов Казначейства России с подчинением ее Министру финансов РФ. Это означало передачу централизованной системе органов Казначейства России всех функций по исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета. Основной целью создания казначейской системы исполнения федерального бюджета явилось обеспечение устойчивости финансовой системы.

Казначейская система исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что в ее основе лежит принцип единства кассы. Этот принцип означает, что казначейство на едином счете концентрирует все денежные потоки, возникающие в процессе исполнения бюджета, как по доходам, так и расходам бюджета. Вместо множества разрозненных счетов распорядителей бюджетных средств вводится единый счет Казначейства России, на котором отражаются все поступления в федеральный бюджет и все платежи, осуществляемые из федерального бюджета.

В 2004 г. в ходе административной реформы было принято решение о выделении Казначейства России в отдельную федеральную службу, В своем новом качестве Казначейство России начало функционировать с 1 января 2005 г. Сегодня Казначейство России выполняет одну из ведущих ролей в ходе бюджетного процесса.

В систему органов Казначейства России входят управления Казначейства России по субъектам РФ и более 2 тыс. органов на местах.

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов (ст. 241.1 БК):
- учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органам Казначейства России отдельно для каждого бюджета в учреждениях ЦБ РФ;
- управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами;
- кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Казначейства России на основании платежных документов, представленных в орган Казначейства России, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;
- все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Казначейства России по кодам бюджетной классификации РФ.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Казначейство России открывает в ЦБ РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Казначейством России либо органом государственной власти субъекта РФ.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с БК в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Включение в сводную бюджетную роспись бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета в части выплат из бюджета позволит отразить в сводной бюджетной росписи все кассовые потоки из бюджета и установить единые процедуры при ее исполнении.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нес осуществляется руководителем финансового органа.

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается органом управления государственного внебюджетного фонда. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете:
- в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5% общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;
- в случае изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им казенных учреждений), вступления в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, использования средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, распределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом - в пределах предусмотренных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период главному распорядителю бюджетных средств на соответствующий финансовый год общего объема бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг и общего объема бюджетных ассигнований по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на текущий финансовый год и плановый период;
- в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10%;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств между разделами, подразделами, целевыми статьями, группами (группами и подгруппами) видов расходов либо между разделами, подразделами, целевыми статьями (государственными (муниципальными) программами и непрограммными направлениями деятельности), группами (группами и подгруппами) видов расходов классификации расходов бюджетов в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного главному распорядителю бюджетных средств на исполнение публичных нормативных обязательств в текущем финансовом году;
- в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, а также в случае сокращения (возврата при отсутствии потребности) указанных средств;
- в случае проведения реструктуризации государственного (муниципального) долга в соответствии с БК;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета при образовании экономии в ходе исполнения бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год;
- в случае изменения типа государственных (муниципальных) учреждений и организационно-прав о вой формы государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований на обслуживание государственного и муниципального долга между подразделами классификации расходов бюджетов в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на обслуживание государственного и муниципального долга;
- в случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных (муниципальных) контрактов в соответствии с требованиями, установленными БК (ст. 217 БК).

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

В сводную бюджетную роспись включаются бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета, кроме операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

В ходе исполнения федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями Минфина России без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете:
- в случае осуществления выплат, сокращающих долговые обязательства;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ на исполнение публичных нормативных обязательств между разделами, подразделами, целевыми статьями (государственными программами Российской Федерации и не программными направлениями деятельности), группами видов расходов классификации расходов бюджетов в пределах общего объема межбюджетных трансфертов, предусмотренного главному распорядителю средств федерального бюджета на исполнение публичных нормативных обязательств в текущем финансовом году на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию деятельности государственных внебюджетных фондов РФ.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

В кассовом плане устанавливается предельный объем денежных средств, используемых на осуществление операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Прогноз кассовых выплат из бюджета по оплате государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров формируется с учетом определенных при планировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд сроков и объемов оплаты денежных обязательств по заключаемым государственным (муниципальным) контрактам, иным договорам.

Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации) (ст. 217.1 БК).

Так, на федеральном уровне Порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году утвержден приказом Минфина России от 09.12.2013 №117н.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
- зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Б К, со счетов органов Казначейства России и иных поступлений в бюджет;
-перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
- зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;
- уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
- перечисление Казначейством России излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Казначейства России, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, в порядке, установленном Минфином России.

Последовательное описание этапов и процедур исполнения бюджета по доходам и расходам предусматривает право финансовых органов на установление порядка исполнения соответствующего бюджета в рамках установленных БК требований.

Так, исполнение бюджета по расходам определяет обязательные этапы по исполнению бюджета исходя из «жизненного цикла» бюджетного обязательства (принятие, подтверждение, санкционирование оплаты, подтверждение исполнения). Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
- принятие бюджетных обязательств;
- подтверждение денежных обязательств;
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в пределах доведенных до него с текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами (ст. 218.1 БК).

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями БК.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств (ст. 219 БК).

Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом. Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств. Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Казначействе России или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

Дополнительным инструментом в целях управления средствами бюджета является закрепление в БК понятия «предельные объемы финансирования».

В случае и порядке, установленных финансовым органом, при организации исполнения бюджета по расходам могут предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования).

Предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо на соответствующий квартал на основе заявок на финансирование главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного законом (решением) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений), могут направляться Минфином России без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга Российской Федерации, а также на исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований.

Субсидии и субвенции, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) (ст. 232 БК).

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются.

Иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных БК.

Порядок расходования бюджетных ассигнований на реализацию специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ. Контроль за расходованием средств при реализации специальных секретных программ осуществляют только органы, на которые это возложено Президентом РФ. Итоги проверки расходования средств на специальные секретные программы представляются исключительно Президенту РФ, председателям палат Федерального Собрания РФ и специальным комиссиям палат.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года также прекращают свое действие 31 декабря.

До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
Межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.

При установлении соответствующим главным распорядителем средств бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, отсутствия потребности в них остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доходы бюджета, из которого они были предоставлены.

2. Аналитическая часть, вариант 3

Список используемой литературы

1. Исполнение федерального бюджета в РФ

Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах: единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета; обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете. Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.

4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе: отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов; централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета; совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

Кассовое исполнение федерального бюджета Российской федерации возлагается на Федеральное казначейство.

Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.

Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства; распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя: утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета; утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета; принятие обязательств федерального бюджета; подтверждение платежных обязательств федерального, бюджета.

В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.

Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.

Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.

В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению исполнительным высшим органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.


Исполнение федерального бюджета проистекает на основании закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и росписью доходов и расходов бюджета, утверждаемой Минфином России. Обеспечивает исполнение федерального бюджета правительство страны. Оно устанавливает сроки и размеры финансирования расходов федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета производится через главных распорядителей бюджетных средств. В их число входят руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций, являющихся прямыми получателями бюджетных средств. После утверждения закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Министерство финансов Российской Федерации в двухнедельный срок доводит до главных распорядителей бюджетных средств поквартальное распределение предусмотренных им бюджетных ассигнований. В свою очередь, главные распорядители бюджетных средств после изучения этой информации должны в пределах выделенных им ассигнований довести объемы поквартального распределения средств до непосредственных получателей.
В ходе исполнения федерального бюджета Минфин России имеет право предоставлять средства на возвратной и платной основе (бюджетные ссуды) сроком не более чем 6 месяцев (в отдельных случаях до конца финансового года) только на мероприятия, утвержденные законом о федеральном бюджете. При этом в доходах федерального бюджета должны быть отражены суммы возврата выданных ссуд и уплаченных процентов по ним.

По решению Правительства Российской Федерации Министерство финансов имеет также право предоставлять отсрочки от уплаты налогов в федеральный бюджет. Такие бюджетные освобождения предоставляются обязательно на возвратной основе. В отдельных случаях с учетом конкретной экономической ситуации Минфину России предоставлено специальное право увеличивать до 10% бюджетные ассигнования на квартал по отдельным министерствам и ведомствам в счет ассигнований последующего квартала.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Он сводится к пропорциональному снижению государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи. К ним относятся зарплата с учетом взносов на социальное страхование, стипендии, государственные пособия, приобретение медикаментов и перевязочных средств и др.
Важно иметь в виду, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.
В целях управления средствами федерального бюджета, го сударственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании Договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с граж данским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допус каются.
Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов, возврат излишне уплаченных сумм доходов, учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов Российской Федерации и утверждается его министром в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату Российской Федерации.
Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета. Санкционирование расходов федерального бюджета предполагает утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям. Оно требует утверждения и доведения до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств, а также принятия денежных обязательств получателями средств федерального бюджета. Санкционирование расходов предусматривает подтверждение денежных обязательств федерального бюджета. Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством в соответствии с Бюджетным кодексом.
На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из него, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета доводит по установленной форме объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства. Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов РФ, главными распорядителями средств федерального бюджета в пределах предоставленных им полномочий.
Объем распорядительных прав получателей средств федерального бюджета на принятие денежных обязательств федерального бюджета устанавливается в порядке утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств. Последние формируются на период, не превышающий три месяца, на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств федерального бюджета утверждается главными распорядителями средств федерального бюджета.
После утверждения лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей средств федерального бюджета не позднее чем за 5 дней до начала срока действия указанных лимитов. Федеральное казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств федерального бюджета на период до 3 месяцев. Свод лимитов бюджетных обязательств по всем получателям средств федерального бюджета в едином реестре лимитов бюджетных обязательств на определенный срок направляется Федеральным казначейством для сведения в Счетную палату Российской Федерации.
Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета. Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем принятых денежных обязательств, подлежащих опла- е за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году, не должен превышать лимиты бюджетных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации. Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Перечень и формы документов, представляемых в Федеральное казначейство для подтверждения принятых денежных обязательств федерального бюджета, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральное казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись. Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств.
Сумма подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Сумма подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа Федерального казначейства подтвердить принятые денежные обязательства по основаниям, установленным Бюджетным кодексом России. Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия. Оно включает разрешение (распоряжение) на платеж и осуществление платежа. Данное финансирование осуществляется Федеральным казначейством.
Разрешение (разрешительная надпись) на платеж и распоряжение о платеже не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет. На основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом, Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете.
В процессе платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Понятно, что сумма платежа из федерального бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах.
Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетных отношений должно быть завершено 20 декабря.
Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета. Лицевой счет распорядителя либо получателя средств федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.
Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Последний обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения.
При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение, подведомственное данному органу исполнительной власти, может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств °т предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.
При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).
При недостаточности денежных средств на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности. На первом месте стоят платежи по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконныхдействий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Во вторую очередь списание производится по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Далее идут списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет, списание средств на основании платежных документов, предусматривающих финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга. В последнюю очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета. При этом списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступ- лений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Порядок регистрации и учета получателей средств федерального бюджета устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утверждаемого Федеральным казначейством. Записи в ней осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета. Ее данные являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
Изменение ассигнований из федерального бюджета по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств федерального бюджета может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета.
Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим. Если же разница более 5%, но не свыше 10%, то принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим может Правительство России. В решении о введении режима сокращения расходов федерального бюджета должна быть указана дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов федерального бюджета. При этом сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов федерального бюджета и получателей средств федерального бюджета.
Если в процессе исполнения федерального бюджета случаются снижения поступлений, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, правительство страны представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете не принимается в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия федерального закона по данному вопросу.
Доходы, полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных законом о федеральном бюджете, направляются Министерством финансов Российской Федерации на уменьшение размера дефицита федерального бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства федерального бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. ЕІри этом Министерство финансов России подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
В случае необходимости направить дополнительные доходы на уменьшение дефицита бюджета либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов федерального бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о федеральном бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Внесение изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете принимается по итогам исполнения федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было фактически получено.
Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете в связи с получением дополнительных доходов вносится правительством страны в Еосударственную Думу не позднее чем через 10 дней после рассмотрения на заседании Еосударственной Думы отчета об исполнении федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было фактически получено. Если указанный законопроект не принимается в срок. Правительство Российской Федерации имеет право осуществить равномерную индексацию расходов федерального бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств.
Министр финансов своим распоряжением может разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам.
подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю средств федерального бюджета, в размере не более 10% ассигнований, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета. Он имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, если последние в соответствии с законом о федеральном бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем бюджетных средств (субъектом Российской Федерации или другим получателем бюджетных средств) определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования оказались невыполненными.
Министр финансов имеет право отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов. Он может также осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств. В то же время он не вправе сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств более чем на 5% ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, за исключением решений о блокировке расходов.
Распоряжения министра финансов о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов должны быть доведены до главных распорядителей бюджетных средств и представлены в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета.
Все доходы федерального бюджета, поступления из источников финансирования дефицита федерального бюджета, расходы федерального бюджета, дефицит федерального бюджета, профи- иит федерального бюджета, а также все операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета. Казначейство же устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения федерального бюджета на основе плана счетов,
Единая методология отчетности об исполнении федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации. Оно представляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр ежеквартальных и годового отчетов об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату Российской Федерации. Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета утверждаются Правительством Российской Федерации.
Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.
После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.
Итак, установленный законодательный порядок исполнения федерального бюджета предполагает, что он должен исполняться в рамках, утвержденных соответствующим законом, как по размерам ассигнований, так и по направлениям исполнения, что все вносимые изменения (в допустимых и весьма ограниченных пределах) должны быть гласными, эффективность отдачи бюджетных средств должна быть максимальной, а отчетность подробной, точной, достоверной и своевременной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Финансы и кредит»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Бюджетная система РФ»

Исполнение федерального бюджета РФ

Выполнила Бисикеева Динара Темирхановна

Проверил Хаиров Бари Галимович

1. Исполнение бюджета

1. Исполнение бюджета

Исполнение бюджета -- наиболее ответственная этап бюджетного процесса, заключающийся в реализации главного финансового плана того или иного национально-административного или территориального образования. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов. Тем самым дается оценка всей предварительной деятельности как исполнительных органов власти при составлении бюджета, так и представительных органов в ходе его рассмотрения и утверждения.

При исполнении бюджетов решаются следующие задачи:

1) обеспечение аккумуляции плановых поступлений бюджетов;

2) выявление и максимальная мобилизация резервов бюджетных поступлений;

3) своевременное и полное финансирование государственных мероприятий;

4) ориентация бюджетных организаций на экономное расходование государственных средств;

5) регулярное проведение контроля выполнения обязательств перед бюджетами, соблюдение финансовой дисциплины.

«Если на первый трех стадиях бюджетного процесса основную работу проводят только государственные службы, то в последней, четвертой, участвуют все министерства, ведомства и большое количество различный организаций, находящихся в какой-либо связи с движением государственных средств.

Возглавляют работу исполнительные органы государственной власти, администрации субъектов РФ и местный административно-территориальных образований. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, а также действующим законодательством по гражданским, финансовым, бюджетным, налоговым, уголовным и другим вопросам. В них определены права, обязанности и ответственность в рамках исполнения бюджетов» .

Исполнение бюджетов складывается из трех основных участков:

· исполнения доходной части бюджетов;

· исполнения расходной части бюджетов;

· контроля поступлений и расходов бюджетов.

Исполнение бюджетов осуществляется согласно организационным планам, в которых определены: мероприятия по поступлениям или расходам, сроки выполнения и ответственные органы (должностные лица).

В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Все бюджеты: РФ исполняются по принципу единства кассы, согласно которому исполнительные органы являются кассирами распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Принцип единства кассы означает зачисление доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление расходов с единого счета бюджета.

2. Исполнение федерального бюджета РФ

При казначейском исполнении федерального бюджета Федеральное казначейство РФ осуществляет:

1) регистрацию поступлений;

2) открытие и закрытие счетов федерального бюджета;

3) регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;

4) совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

5) осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета.

Исполнение бюджета ведется путем отражения операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Единый счет федерального бюджета (казначейства) находится в Банке России. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров.

Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

· перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;

· распределение федеральных регулирующих налогов;

· возврат излишне уплаченных сумм доходов;

· учет и отчетность о доходах федерального бюджета.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается Министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

В целях исключения нецелевого использования средств или затрат, не обеспеченных доходами федерального бюджета, применяется санкционирование расходов федерального бюджета, которое включает:

· утверждение и доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов;

· принятие денежных обязательств получателями средств;

· подтверждение денежных обязательств.

На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета исполняющий орган в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи доводит объемы ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств через органы Федерального казначейства. Изменение бюджетных ассигнований осуществляется министром финансов РФ и главными распорядителями средств федерального бюджета.

Права получателей средств на принятие денежных обязательств устанавливаются в ходе утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств, которые формируются на срок до трех месяцев на основании сводной бюджетной росписи, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза доходов федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств утверждаются Федеральным казначейством.

Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств утверждается главными распорядителями. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств за 5 дней до начала срока действия доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств через Федеральное казначейство. Последнее вправе отсрочить принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств на период до трех месяцев.

Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств осуществляется путем заключения договоров с поставщиками продукции (работ, услуг). Федеральное казначейство расходует бюджетные средства после проверки соответствия платежных документов требованиям Бюджетного кодекса РФ, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам обязательств.

Объем принятых обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных обязательств не должен превышать объем принятых обязательств. Подтвержденное денежное обязательство является основанием для расходования средств федерального бюджета.

Финансирование расходов федерального бюджета складывается из двух действий: разрешения на платеж и осуществления платежа, которые не могут совершаться одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет. На основе представленных платежных документов Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Сумма платежа не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах. Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации завершается 20 декабря.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется по лицевым счетам бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемым в Федеральном казначействе для каждого распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражаются средства федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

При недостатке средств бюджета бюджетное учреждение может использовать средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Такие средства зачисляются на единый счет федерального бюджета в территориальном органе Федерального казначейства, который обязан отразить средства на лицевом счете учреждения в течение дня.

Важное значение в процессе исполнения бюджета средств имеет очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей. При наличии на счете бюджета денежных средств их списание ведется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств (календарная очередность). При недостатке средств на счете списание осуществляется в следующей очередности:

1) списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) органов власти или их должностных лиц;

2) списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов власти;

3) списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;

4) списание по платежным документам на обслуживание государственного или муниципального долга;

5) списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

«Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета для каждого получателя может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета, либо произведено главным распорядителем средств федерального бюджета. Режим сокращения расходов федерального бюджета вводится при снижении доходов или источников финансирования дефицита федерального бюджета, приводящего к недофинансированию плановых расходов не более чем на 10% годовых назначений. В решении указываются дата ввода режима и размеры сокращения расходов федерального бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10% годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту адресной инвестиционной и целевой программ. Отмена режима производится Правительством РФ» .

При снижении поступлений в федеральный бюджет, приводящем к недофинансированию плановых расходов более чем на 10%, Правительство РФ представляет в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Если проект закона не принимается в указанный срок, то Правительство РФ пропорционально сокращает расходы федерального бюджета до принятия федерального закона по данному вопросу. Сверхплановые доходы направляются Минфином РФ на уменьшение дефицита и сокращение долговых обязательств федерального бюджета. При этом Минфин РФ подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. Для использования дополнительных доходов на другие цели либо в случае превышения ожидаемых доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов федерального бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в федеральный бюджет в связи с дополнительными доходами вносится Правительством РФ в Госдуму не позднее чем через 10 дней после рассмотрения Госдумой отчета об исполнении федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было фактически получено. Если законопроект не принимается в срок, Правительство РФ может осуществить равномерную индексацию расходов федерального бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств. Министр финансов РФ может:

· разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю, в размере не более 10% ассигнований;

· сократить лимиты бюджетный обязательств, если ассигнования выделялись при условии выполнения главным распорядителем бюджетных средств определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетный обязательств эти требования оказались невыполненными;

· отменить решение о блокировке расходов по ходатайству главного распорядителя бюджетных средств (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов;

· осуществить блокировку расходов при выявлении нецелевого использования бюджетных средств.

Министр финансов РФ не может сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств более чем на 5% плановых ассигнований, за исключением решений о блокировке расходов. Все распоряжения министра финансов о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов доводятся до главных распорядителей и представляются в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета.

Правительство РФ представляет годовой и ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание и Счетную палату.

Действие лимитов бюджетных обязательств и исполнение федерального бюджета завершаются 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря.

По 31 декабря Федеральное казначейство обязано оплатить подтвержденные бюджетные обязательства. Счета исполнения федерального бюджета закрываются в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные от предпринимательской деятельности и не использованные до 31 декабря, зачисляются на вновь открываемые бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам года остаток средств на едином счете федерального бюджета учитывается в качестве остатка средств на начало очередного финансового года. Образовавшиеся излишки средств на начало текущего финансового года, дополнительно полученные доходы или достигнутая экономия средств используются по решению представительных органов власти

Непосредственное исполнение бюджетов возлагается на финансовые органы во главе с Минфином РФ и происходит по росписи доходов и расходов. На основании росписи доходов и расходов федерального бюджета проводится контроль поступлений в бюджет и отпуска средств на финансирование мероприятий. Роспись составляется по всем подразделениям бюджетной классификации согласно с поквартальным распределением доходов и расходов, планами и сводами смет расходов министерств и ведомств и подписывается руководителем финансовых органов.

Под кассовым исполнением бюджета понимается прием кредитными учреждениями доходов, а также хранение, распределение и выдача средств на расходы. До недавнего времени кассовое исполнение возлагалось на ЦБ РФ и систему банковских учреждений различных административно-территориальных образований. С 1994 г. эта функция постепенно передается органам Федерального казначейства.

Федеральное казначейство РФ в центре и на местах несет полную ответственность за кассовое исполнение бюджета, обеспечение правильной организации, учета, документооборота и контроля при зачислении доходов и расходовании бюджетных средств, своевременное представление отчетности о кассовом исполнении бюджета.

В ходе кассового исполнения бюджета Федеральное казначейство осуществляет все необходимые функции, включающие:

· учет кредитов по бюджетам и перевод их из одного банка в другой;

· учет доходов и расходов бюджетов, составление отчетности по остаткам и предоставление отчетности финансовым органам;

· контроль за представлением предприятиями поручений на перечисление средств в бюджет;

· расчетное и кассовое обслуживание бюджетных учреждений;

· контроль расходования бюджетных средств на предприятиях.

Для выполнения данных мероприятий каждому местному бюджету открывается основной текущий счет, на который зачисляются все поступления и с которого ведется выдача средств в пределах остатков. По каждому местному бюджету открываются текущие счета распорядителям кредитов, с которых производятся расчетные операции. По кассовому исполнению бюджетов составляются оперативные ежемесячные и годовые отчеты.

федеральный бюджет финансовый государственный

Список использованной литературы

2. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.

3. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов/ под ред. проф. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2007 - 550 с.

4. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003. - 225 с.

5. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исполнение бюджета и контроль за расходованием государственных средств в России. Бухгалтерские службы бюджетных организаций. Оптимизация расходования бюджетных средств. Право осуществлять авансовые платежи. Нормы, установленные ГК РФ.

    реферат , добавлен 19.09.2006

    Исполнение бюджета как важнейший этап бюджетного процесса по мобилизации и использованию бюджетных средств. Принципы исполнения бюджета. Понятие бюджетных росписи и обязательства. Функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Проверка правильности использования средств, выделенных из федерального бюджета. Использование бюджетных и внебюджетных средств учреждениями образования. Эффективность применения средств федерального бюджета, выделенных субъектам Российской Федерации.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Сущность расходов федерального бюджета, их роль в решении социально экономических задач. Классификация и особенности бюджетных расходов. Факторы, определяющие величину бюджетных расходов. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Исполнение федерального бюджета и необходимость организации Федерального казначейства, задачи и функции соответствующих государственных органов, сфера их полномочий, организационная структура. Принципы управления исполнением Федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Правила учета территориальными органами казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет федерального бюджета. Доведение до главных распорядителей объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.

    реферат , добавлен 04.11.2009

    Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства. Анализ государственных программ в сфере культуры и искусства в РБ. Проблемы и пути совершенствования бюджетных ассигнований федерального бюджета по данным разделам.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2014

    Резервы увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Противодействия уклонению от уплаты налогов и обязательных платежей. Расходы на реализацию государственных программ. Изменения объемов бюджетных ассигнований. Сбалансированность бюджета.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2014

    Структура бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе. Основные виды налоговых доходов и расходов бюджета. Условия предоставления бюджетных дотаций, субсидий и ссуд. Анализ динамики оказания финансовой помощи из федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году. Определение величины расходов краевого бюджета на текущий год по каждому функциональному разделу. Использование метода индексации расчета бюджетных ассигнований.