22. Правовое положение федеральных служб: понятие, функции,организационная структура, полномочия.
Указ Президента РФ
«О системе и структуре
федеральных органов
исполнительной власти»
Федеральная служба:
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности , а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение КонституцииРоссийской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;
в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование , кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Вопрос 22.Правовое положение федеральных служб: понятие, функции, организационная структура, полномочия.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Под функциями по контролю и надзору понимаются:
Осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
Выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Фед службы делятся с т.з. подведомственности на подведомственные ПРФ, подведомственные Прав-ву и подведомтсвенные мин-вам. Рук-ли служб назначаются ПРФ \ Прав-вом в зав-ти от подведомственности. Зам-ли рук-ля – тем Ор, кот подведомственна служба (мин-во, прав-во \ прф). В сис-ме Ор подведомственных ПРФ, ПРФ назначает всех замов, незав от того, подведомственна служба ПРФ напрямую \ через мин-во. По функциональному назначению службы делятся на ктрл-надзорные (ФНС), правоохранит (осуществляющие фф в обл обороны и без-ти) и сочетающие 1 и 2 фф.
Функции служб:
1. Ктрл и надзор – базовая ф, на осн кот выделен данный вид ОИВ. Вкл в себя
a. Проведение проверок предприятий, учреждений, организаций, нах в функц подчинённости службы
b. Лицензионно-разрешит деят-ть (выдача разрешений и лицензий)
c. Ведение учётных сис-м (реестров, регистров и кадастров)
d. Регистрация
e. Аттестация
f. Сертификация
g. подтверждение соответствия (пр – кач-ва продуктов требованиям регламентов)
h. издание иных инд актов
2. обеспечение общественного порядка, Г и О безопасности
a. выявление и пресечение правонарушений (в широком смысле – А, нал, Уг…)
b. привлечение виновных лд к соотв видам публ-прав отв-ти (А, нал, фин)
c. применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, к.п. в целях обеспечения защиты от ЧС прир, техногенного хар-ра (пр – ограничит мероприятия в рамках эпидемии эпизоотий)
d. охрана объектов и территорий (приграничная полоса, терр ЗАТО)
3. м осуществлдять Г услуги и осущ нормативное регулирование, т если соотв полномочие прямо закр за ними в положении о соотв фед службе. Службы, кот напрямую подведомственны прав-ву \ ПРФ, к.п., наделяются полномочиями по НП регулированию. С т.з. структуры в службах к.п. нет департаментов.
Наиб крупные стр подразделения по осн напр деят-ти именуются управления, кот делятся на отделы. Если служба осущ правоохр фф, то к.п. в сис-му ведомства, возглавляемого службой, входят ТО. На ур-не субъектов, они к.п. именуются гл управления \ управления. Управление, как структурный е ценр аппарата фед службы не = управление, как самост ГО в сис-ме ведомств (ТО).
Полномочия рук-ля примерно равны полномочиям фед министра (т даёт указания подведомственным ТО).
Особенности правового статуса федеральной службы
В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 ᴦ. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
Цитата из УП РФ федеральная служба (служба):
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба должна быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;
в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуᴦ.
Федеральная служба образована и действует в качестве отраслевого органа государственного управления. Соответственно, во вновь утвержденных Правительством РФ положениях обозначается сфера или отрасль, в которой конкретная федеральная служба осуществляет возложенные на нее функции. Так, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта͵ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, устанавливает: федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.
Федеральная служба несамостоятельна и подчиняется вышестоящим органам государственной власти. При этом она должна быть подчинена как одному органу (к примеру, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство РФ), так и двум одновременно (к примеру, в пп. 2 и 3 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1083, прямо сказано, что руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ, а координацию и контроль ее деятельности - Минобороны России).
В последнем случае двойственность подчинения выражается в том, что Президент (Правительство) РФ утверждает положение о конкретной службе, назначает и освобождает от должности руководителей службы, издает обязательные для исполнения службой нормативные правовые акты. В свою очередь, регламентирующее ее деятельность федеральное министерство, которому служба подведомственна, утверждает ежегодный план и основные показатели деятельности службы, а также отчет об исполнении плана; вносит по представлению руководителя службы проект положения, проекты других нормативных правовых актов, касающихся ее деятельности, а также предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников; вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования службы; в целях реализации поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ дает поручения и контролирует их исполнение; вправе отменять противоречащие законодательству РФ решения службы, в случае если не установлен иной порядок их отмены.
Руководители федеральных служб не входят в Правительство РФ, их интересы в данном органе власти представляют соответствующие федеральные министры.
Специальный характер функций федеральных служб во многом вытекает из их наименования. Так, совершенно определенно Федеральная авиационная служба действует в сфере гражданской авиации.
По существу, федеральные службы осуществляют, как федеральные министерства и государственные комитеты (конечно, и федеральные комиссии), функции управления, регулирования, координации (включая и межотраслевую), контроля и надзора. Так, Федеральная дорожная служба оперативно управляет региональными автомобильными дорогами, координирует деятельность в области дорожного хозяйства; Федеральная служба лесного хозяйства является субъектом государственного регулирования и контроля в области использования и защиты лесов; Федеральная служба по телевидению и радиовещанию координирует деятельность общероссийских и региональных телерадиоорганизаций и т.д.
Федеральные службы возглавляются руководителями, иногда называемыми директорами. Система действующих федеральных служб следующая: авиационная; архивная; внешней разведки; дорожная; геодезии и картографии; железнодорожных войск; миграционная; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; по валютному и экспортному контролю; лесного хозяйства; налоговой полиции; охраны; по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; пограничная служба; по телевидению и радиовещанию.
Особенности правового статуса федеральной службы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности правового статуса федеральной службы" 2017, 2018.
Федеральные службы могут быть подведомственны :
- - президенту (ФСБ)
- - министерству, подчиненному президенту Федеральная служба судебных приставов - Минюст
- - правительству напрямую правительству ФАС, ФМС - от 21 мая 2012
- - федеральному министерству, т.е. министерству, подсиненному правительству (Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации
По функциональному признаку бывают:
- - контрольно-надзорные (федеральная налоговая служба)
- - правоохранительные службы, которые обеспечивают общественную безопасность и правопорядок.
- - службы, которые совмещают обе эти функции (федеральная таможенная службы).
Функции служб:
- 1. контроль над соблюдением требований нормативных актов. В чем проявляется:
- - проведение проверок в отношении подконтрольных физических и юридических лиц.
- - выдача лицензий и разрешений.
- - государственная аттестация, регистрация и аккредитация.
- - сертификация деятельности.
- - ведение реестров и иных информационных ресурсов.
- 2. осуществление специальных функций. Это правоохранительные органы.
- - применение мер государственного принуждения в связи с противоправными действиями.
- - выявление и пресечение правонарушений и преступлений.
- - привлечение виновных лиц к юридической ответственности.
- - применение мер по охране территорий, объектов.
- 3. оказание государственных услуг за исключением платных.
- 4. в порядке исключения федеральные службы могут издавать нормативные акты, оказывать платные государственные услуги, управлять государственным имуществом.
Посмотри понятие государственной услуги по ФЗ номер 210 - изменения н
понятия государственные услуги.
Федеральную службу надо понимать в 2 качествах:
- - как центральный аппарат, находящийся в Москве.
- - как ведомство - систему органов, состоящую из центральных и территориальных органов.
Структура федеральных служб.
Возглавляет руководитель или директор. Руководитель назначается Президентом или Правительством в зависимости от подчиненности. Представление готовит соответствующий министр.
Заместители. Их назначает Президент РФ (если ему подчинена), правительство РФ (если подчинены ему), либо министр (если служба подчинена министерству подведомственному Правительству РФ).
Как правило, нет департаментов, но вместо них есть главные отделы, управления. Полномочия руководителя примерно тождественны полномочиям федеральным министрам за исключением, что руководитель службы не входит в состав правительства РФ.
Статус руководителя ФС приравнивается к статусу министра (отличие - руководитель ФС государственный служащицъй
Руководитель, заместители руководителя, управления (начальник и заместитель), территориальные органы
Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ):
Министерство РФ является ФОИВ
· осуществляет функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;
· самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств.
· В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента.
· Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).
Федеральная служба (ФС) является ФОИВ
· осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
· ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.
· ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, осуществлять управление гос. имуществом и оказывать гос. платные услуги.
Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности,
· осуществляет функции по оказанию гос. платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление гос. имуществом.
· ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.
· В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры. регистры и кадастры.
· ФА не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.
Структура ФОИВ:
Первый блок - федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ -
· 5 федеральных министерств: МВД России; МЧС России; МИД России; Минобороны России; Минюст России;
· 12 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ Федеральная служба по техническому и экспертному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; федеральная служба охраны РФ и
· 2 федеральных агентства: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
Второй блок ФОИВ находится в ведении Правительства РФ -
· 11 федеральных министерств: здравоохранения и социального развития; культуры и массовых коммуникаций; образования и науки; природных ресурсов; промышленности и энергетики; регионального развития РФ; сельского хозяйства; транспорта; информационных технологий и связи; финансов; экономического развития и торговли);
· 6 федеральных служб: антимонопольная; по тарифам; гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; государственной статистики; по финансовым рынкам; по экологическому, технологическому и атомному надзору).
· 3 федеральных агентства: по атомной энергии; космическое агентство; по туризму.
В введении федеральных министерств находятся все остальные федеральные службы и федеральные агентства. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других ФОИВ утверждаются постановлениями Правительства. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством, если иное не установлено законом. Руководители ФОИВ, подведомственные Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
Еще по теме 26. Правовой статус федеральных министерств, агентств, служб:
- § 5. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
- 2.3. Федеральная налоговая служба России как специализированный орган налогового контроля
- Статья 349. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу
Правовое положение федеральных министерств
В зависимости от соподчиненности федеральные министерства делятся на 2 вида:
Руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (МВД, МИД, МЧС, Министерство Обороны и т. д.).
Руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ (Минздрав, Министерство Образование и т. д.).
Федеральные министерства – федеральные органы исполнительной власти, которые осу-ществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере дея-тельности. Министерство возглавляет федеральный министр. Административно-правовой статус министерства рассматривается в двух аспектах, во-первых, оно действует в качестве органа определенной отрасли (об этом свидетельствует указание на то, что министерство «управляет» установленной сферой деятельности. Во-вторых, оно выступает координатором подведомственной сферы, в том числе функционируя в межотраслевом варианте. В положениях о создаваемых министерствах, прежде всего, обозначается сфера, в которой министерство осуществляет управление и координацию. На основании и во исполнение Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности за исключением вопросов, правовое регулирование которых исключительно осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
В установленной сфере деятельности министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Прави-тельства РФ. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находя-щихся в его ведении федеральных служб и агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:
Утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и феде-ральных агентств, а также отчет об их исполнении.
Вносит в Министерство Финансов предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и агентств.
Назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководите-лей служб и агентств их заместителей за исключением служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.
Участвует в выработке и реализации политики Правительства РФ, а также в подго-товке Постановлений Правительства.
При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Прави-тельству РФ, а по вопросам, отнесенным к полномочиям Президента РФ – Президенту РФ.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществ-ляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охра-ны государственной границы, борьбы с преступностью и общественной безопасности.
Федеральная служба возглавляется руководителем (директором) федеральной службы. В своей деятельности по надзору в установленной сфере служба может иметь статус колле-гиального органа. В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивиду-альные правовые акты, осуществляет координацию и контроль деятельности службы. Фе-деральная служба может быть подведомственна Президенту или министерству, подведом-ственному министерству, а может быть подведомственна Правительству или министер-ству, которое подведомственно Правительству. По общему правилу федеральная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере, если эти полномочия не регламентированы актами Правительства или Президента РФ. Федеральные службы по надзору также по общему правилу не могут осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.