Уголовное законодательство Российской Федерации

  • 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.
  • 2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
  • 1. Статья 71 Конституции уголовное законодательство относит к исключительной компетенции Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность или освобождающие от нее, в связи с чем, например, ВС РФ признан противоречащим федеральному законодательству принятый в одном из субъектов РФ закон о помиловании .

Конкретизируя конституционную норму, определяющую источниковую базу уголовного законодательства, ч. 1 комментируемой статьи устанавливает его полную кодификацию, поэтому оно существует лишь в форме УК. Из ч. 1 рассматриваемой статьи следует, что возможно принятие и других законов, содержащих уголовно-правовые нормы, например, комплексных законов, определяющих положения различных отраслей права (в частности, законов об организованной преступности, о коррупции, об усилении ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних). Кроме того, уголовно-правовые нормы могут предусматриваться во Вводном законе о введении в действие УК, в постановлениях Государственной Думы об амнистии и о порядке применения амнистии. Однако последние источники не содержат самостоятельных норм о преступности и наказуемости деяний, не предполагают применение ответственности как основного метода уголовно-правового регулирования (см. коммент. к ст. 8), что корреспондирует с ч. 1 комментируемой статьи.

Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, должны включаться в УК и, следовательно, не подлежат самостоятельному применению. Такое нормативное предписание обусловлено необходимостью закрепления гарантий законности в сфере уголовного судопроизводства и исключения аналогии закона в части преступности и наказуемости общественно опасных деяний (см. коммент. к ст. 3, 8). В силу ст. 54, 71 Конституции, а также ст. 8, 19 УК уголовной ответственности лицо подлежит лишь за деяния, содержащие все признаки состава преступления, предусмотренного только федеральным уголовным законом – УК.

  • 2. Исключением из правила о единстве уголовного закона является представленное в ч. 3 ст. 331 УК в период вступления России в Совет Европы, но не реализованное и не имеющее практических перспектив положение о том, что ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени .
  • 3. В ч. 2 комментируемой статьи установлен приоритет конституционных норм над другими правовыми нормами. Часть 1 ст. 15 Конституции определяет ее высшую юридическую силу и прямое действие. Законы, включая УК, не должны противоречить Конституции , в частности конституционным нормам, закрепляющим права и свободы граждан, обеспечивающиеся правосудием (ст. 18), равенство перед законом и судом (ст. 19); ограничение применения смертной казни (ст. 20); заключение под стражу только по решению суда (ст. 22); недопустимость повторного осуждения за одно преступление (ст. 50); правило об обратной силе закона (ст. 54) и др.

В соответствии с указанной нормой, а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 № 8, суд, разрешая дело, применяет непосредственно нормы Конституции, в частности, в том случае, когда федеральный закон обнаруживает противоречие с положениями Конституции .

Например, по делу М., отказавшегося от несения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям, Президиум ВС РФ признал отсутствие в его действиях состава уклонения от военной службы, поскольку действовавшее в то время законодательство, лежавшее в основе соответствующей бланкетной уголовно-правовой нормы (в частности, не предусматривавшей альтернативной гражданской службы), не соответствовало положениям ст. 28 и ч. 3 ст. 59 Конституции .

При установлении неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции, вправе в любой стадии рассмотрения дела обратиться в КС РФ с запросом о конституционности этого закона путем вынесения мотивированного определения (постановления). В связи с таким обращением производство по делу или исполнение принятого решения приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем специально указывается в определении (постановлении) суда.

4. Признание КС РФ закона, примененного судом в уголовном деле, не соответствующим Конституции, является новым обстоятельством (не известным на момент вынесения судебного решения, устраняющим преступность и наказуемость деяния), влекущим возобновление производства по уголовному делу (п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК). Так, Президиум ВС РФ приговор суда и определение кассационной инстанции по делу О., осужденного по ч. 1 ст. 198 УК, отменил и дело в его отношении прекратил в связи с отсутствием состава преступления. При этом Президиум ВС РФ сослался на Постановление КС РФ от 19.06.2003 № 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих налогообложение субъектов малого предпринимательства – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" , признавшего не соответствующей Конституции статьи указанного Федерального закона, не освобождавшие индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В связи с этим применение судом закона, не соответствующего Конституции, признано новым обстоятельством, влекущим возобновление производства по делу и отмену предыдущих судебных решений .

Изложенные положения свидетельствуют об особой природе решений КС РФ, содержащих обязательные для правоприменителя правовые позиции (в особенности, постановлений), позволяющих в доктрине относить их, как и положения Конституции, если не к источникам уголовного закона, то к источникам уголовного права.

5. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, а под общепризнанными принципами международного права – основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (см. постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5). Принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней и др. ), а также в международных договорах РФ.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый в целях осуществления положений международного договора . Данный вопрос разъяснен, в частности, в постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 и от 27.06.2013 № 21. Например, Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.) , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. и другие могут применяться лишь при их включении в УК. Положения указанных конвенций имплементированы, в частности, в гл. 24–26, 34 УК. Международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов конкретных преступлений, подлежат применению в Российской Федерации в тех случаях, когда статья УК прямо устанавливает необходимость обращения к международному договору РФ (например, ст. 2261, 2581, 355 и 356 УК) .

В постановлении Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 21 (п. 2) разъясняется, что, как следует из положений ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколами к ней, ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Европейского Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств – участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда .

В связи с этим судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества. Установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости ограничения прав и свобод человека, подлежат отражению в судебных актах (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 21).

1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Комментарий к Ст. 1 УК РФ

1. уголовное законодательство относит к исключительной компетенции Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность или освобождающие от нее, в связи с чем, например, ВС РФ признан противоречащим федеральному законодательству принятый в одном из субъектов РФ закон о помиловании.
———————————
БВС РФ. 2001. С. 15 — 16.

Конкретизируя конституционную норму, определяющую источниковую базу уголовного законодательства, ч. 1 комментируемой статьи 1 УК РФ устанавливает его полную кодификацию, поэтому оно существует лишь в форме УК. Из ч. 1 рассматриваемой статьи следует, что возможно принятие и других законов, содержащих уголовно-правовые нормы, например, комплексных законов, определяющих положения различных отраслей права (в частности, законов об организованной преступности, о коррупции, об усилении ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних). Кроме того, уголовно-правовые нормы могут предусматриваться во Вводном законе о введении в действие УК, в постановлениях Государственной Думы об амнистии и о порядке применения амнистии. Однако последние источники не содержат самостоятельных норм о преступности и наказуемости деяний, не предполагают применение ответственности как основного метода уголовно-правового регулирования (см. ), что корреспондирует с ч. 1 комментируемой статьи.

Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, должны включаться в УК и, следовательно, не подлежат самостоятельному применению. Такое нормативное предписание обусловлено необходимостью закрепления гарантий законности в сфере уголовного судопроизводства и исключения аналогии закона в части преступности и наказуемости общественно опасных деяний (см. коммент. к ст. ст. 3, 8). В силу ст. ст. 54 , 71 Конституции , а также ст. ст. 8, уголовной ответственности лицо подлежит лишь за деяния, содержащие все признаки состава преступления, предусмотренного только федеральным уголовным законом — УК.

2. Исключением из правила о единстве уголовного закона является представленное в в период вступления России в Совет Европы, но не реализованное и не имеющее практических перспектив положение о том, что ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.
———————————
См.: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375; Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2010) // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1014; 1998. N 29. Ст. 3395; 2000. N 32. Ст. 3341; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 12. Ст. 1093; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; N 6. Ст. 637; N 44. Ст. 4534; 2010. N 11. Ст. 1176.

3. В ч. 2 комментируемой статьи 1 Уголовного кодекса РФ установлен приоритет конституционных норм над другими правовыми нормами. Часть 1 ст. 15 Конституции определяет ее высшую юридическую силу и прямое действие. Законы, включая УК, не должны противоречить Конституции, в частности конституционным нормам, закрепляющим права и свободы граждан, обеспечивающиеся правосудием (ст. 18), равенство перед законом и судом (ст. 19); ограничение применения смертной казни (ст. 20); заключение под стражу только по решению суда (ст. 22); недопустимость повторного осуждения за одно преступление (ст. 50); правило об обратной силе закона (ст. 54) и др.
———————————
БВС РФ. 1993. N 8. С. 7.

В соответствии с указанной нормой, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8, суд, разрешая дело, применяет непосредственно нормы Конституции, в частности, в том случае, когда федеральный закон обнаруживает противоречие с положениями Конституции.
———————————
БВС РФ. 1996. N 1.

Например, по делу М., отказавшегося от несения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям, Президиум ВС РФ признал отсутствие в его действиях состава уклонения от военной службы, поскольку действовавшее в то время законодательство, лежавшее в основе соответствующей бланкетной уголовно-правовой нормы (в частности, не предусматривавшей альтернативной гражданской службы), не соответствовало положениям ст. 28 и ч. 3 ст. 59 Конституции .
———————————
БВС РФ. 1996. N 10. С. 7 — 8.

При установлении неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ , вправе в любой стадии рассмотрения дела обратиться в КС РФ с запросом о конституционности этого закона путем вынесения мотивированного определения (постановления). В связи с таким обращением производство по делу или исполнение принятого решения приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем специально указывается в определении (постановлении) суда.

4. Признание КС РФ Закона, примененного судом в уголовном деле, не соответствующим Конституции, является новым обстоятельством (не известным на момент вынесения судебного решения, устраняющим преступность и наказуемость деяния), влекущим возобновление производства по уголовному делу (п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК). Так, Президиум ВС РФ приговор суда и определение кассационной инстанции по делу О., осужденного по , отменил и дело в его отношении прекратил в связи с отсутствием состава преступления. При этом Президиум ВС РФ сослался на Постановление КС РФ от 19.06.2003 N 11-П «По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих налогообложение субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан» , признавшее не соответствующими Конституции статьи указанного Федерального закона, не освобождавшие индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В связи с этим применение судом закона, не соответствующего Конституции, признано новым обстоятельством, влекущим возобновление производства по делу и отмену предыдущих судебных решений.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2695.

БВС РФ. 2004. N 7. С. 13 — 14.

Изложенные положения свидетельствуют об особой природе решений КС РФ, содержащих обязательные для правоприменителя правовые позиции (в особенности, постановлений), позволяющих в доктрине относить их, как и положения Конституции, если не к источникам уголовного закона, то к источникам уголовного права.

5. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы . Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, а под общепризнанными принципами международного права — основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (см. Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5). Принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней и др.), а также в международных договорах РФ.
———————————
РГ. 1995. 5 апр.

БВС РФ. 1994. N 12.

БМД. 2001. N 3.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый в целях осуществления положений международного договора. Данный вопрос разъяснен, в частности, в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5. Например, Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.) , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. и другие могут применяться лишь при их включении в УК. Положения указанных конвенций имплементированы, в частности, в гл. 24 — 26, 34 УК. Международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов конкретных преступлений, подлежат применению в Российской Федерации в тех случаях, когда статья УК прямо устанавливает необходимость обращения к международному договору РФ (например, ст. и ) .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

БВС РФ. 1996. N 1. С. 4.

БМД. 2000. N 8. С. 15 — 50.

Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С. 99 — 105.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

См. об этом, например: Взаимодействие международного и сравнительного уголовного права / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.С. Комиссарова. М., 2009.

Действующее уголовное шконодательство в РФ основано на Уго­ловном кодексе РФ. принятом в 1996 г. и вступившем в силу с I ян­варя 1997 г. УК РФ основан на Конституции РФ и общепринятых нормах международного права.

По объему содержащихся в нем уго­ловно-правовых норм российский уголовный закон относится к іа- конам, представляющим собой законченную систему уголовно-пра-
новых норм, регулирующую нее вопросы Общей и Особенной час­тей УК РФ или их совокупность.

Общая и Особенная части УК РФ тесно взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены и представляют неразрывное, целостное единство. Значение взаимосвязи заметнее всего проявляется при применении уголовного закона. Нельзя применить норму закона, со­держащуюся в Особенной части УК РФ, не обратившись к Общей части. Для этого необходимо прежде всего знать основополагающие положения уголовного права, содержащиеся в Общей части УК РФ:

Понятие преступления (ст. 14-18), вины (ст. 24-28), необходи­мой обороны (ст. 37), крайней необходимости (ст. 39), этапов преступной деятельности и отказа от преступления (ст. 29-31), соучастия в преступлении и эксцесс исполнителя (ст. 32-36);

Понятие и цели наказания (ст. 43), общие начала назначения наказания (ст. 60), освобождение от уголовной ответственно­сти (ст. 75-78), судимость (ст. 86) и др.

Положения Общей части распространяются на все составы пре­ступлений, предусмотренные в Особенной части УК РФ, где указаны признаки конкретных видов преступлений, сформулированы их составы и определены меры наказания, применяемые в случае их совершения.

Именно с помощью статьи (правовой оболочки) уголовно-пра­вовая норма и содержащиеся в ней предписания приобретают ре­альное бытие в уголовном законе. Поэтому в одной статье Уголов­ного кодекса может быть выражена как одна уголовно-правовая норма, так и несколько. Например, в ст. 207 УК РФ сформу­лирована одна уголовно-правовая норма, определяющая признаки заведомо ложного сообщения об акте терроризма, в ст. 205 - три уголовно-правовые нормы, характеризующие составы простого (ч. 1), злостного (ч. 2) и особо злостного терроризма (ч. 3).

В случае включения в УК РФ новой статьи (статей) она поме­щается в соответствующий раздел и главу (по признакам родового объекта) и обозначается номером статьи, наиболее близкой к ней по содержанию, но с дополнением к имеющемуся номеру цифрового показателя (например, ст. 127*. 2 1 5 2 " и т.д.). Исключение той или иной статьи из УК РФ также не меняет порядок нумерации, в ко­дексе ставится запись «отмена».

т, „ Преступность и наказуемость деяния устанав-

Дсйствнс уголовного " ..

закона во времени лисаются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Сам про­цесс соїіерніения преступления, охватывающий собой определен­ный период от момента совершения действия (бездействия) до мо­мента наступления в результате этого общественно опасных последст­вий, нередко бывает растянут во времени. Что считать в этих условиях
временем совершения преступления - момент совершения самого действия или следующий за ним с большим или меньшим проме­жутком момент наступления последствий. - вопрос, непосредст­венно связанный с применением того или иного уголовного закона, если во время совершения преступных действий действовал один закон, а к моменту наступления последствий он был отменен и за­менен другим уголовно-правовым актом.

Уголовный закон четко устанавливает, что временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления послед­ствия.

Это значит, что хотя последствия и наступили спустя несколько недель или месяцев уже во время действия вновь принятого закона, применению подлежит акт, действовавший в момент совершения самого действия (бездействия).

Действующий признается уголовный закон, вступивший в силу и не отмененный на момент совершения преступления другим за­коном. Уголовный закон признается действующим, если он принят, подписан и опубликован в установленном порядке.

Уголовный закон обладает обратной силой. Это означает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совер­шившего преступление, распространяется на лиц, совершивших со­ответствующие деяния до вступления такого закона в силу. Это по­ложение распространяется также па лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание, обратной силы нс имеет (ст. 10 УК РФ).

Наказание в соответствии с новым законом смягчается в случаях исключения из альтернативной санкции более тяжкого наказания или замены его более мягким; уменьшения высшего или низшего предела наказания (как основного, так и дополнительного); отмены дополнительного наказания; включения дополнительного наказа­ния в санкцию нового, более мягкого наказания; включения в ста­тью новой части, предусматривающей квалифицирующие признаки, смягчающие наказуемость деяния.

Необходимо иметь в виду, что обратная сила придается не вновь принятому уголовному закону, а закону, уже вступившему в силу.

Это очень важный момент правоприменения, так как между приня­тием закона Федеральным Собранием и его утверждением Прези­дентом РФ и датой вступления закона в силу всегда проходит опре­деленный временной период, причем иногда весьма значительный. Например, новый УК РФ утвержден 13 июня 1996 г., а вступил
в силу 1 января 1997 г. Поэтому до вступления в силу хотя уже и принятого нового правовою акта продолжает действовать только старый закон.

Устранение преступности деяния, ранее признававшегося пре­ступлением, прекращает уголовно-правовые отношения, возникшие ранее по поводу его совершения, и таким образом выводит поступок человека за пределы уголовно-правового регулирования. Отказ за­конодателя от признания преступности деяния (декриминализация) означает, что поведение гражданина индифферентно для уголовного права и в силу этого нс может породить возникновение основания для привлечения его к уголовной ответственности. Устранение пре­ступности деяния - безусловный повод к освобождению лица, его совершившего, от уголовной ответственности на любой стадии уго­ловного процесса или к освобождению от наказания.

Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усили­вающий наказание или иным образом ухудшающий положение ли­ца, обратной сиіьі не имеет. Такой закон ни при каких условиях не.может применяться к лицам, совершившим общественно опасные деяния до вступления его в силу.

Закон придает обратную силу всем без исключения нормам Обшей части уголовного законодательства независимо от того, какой вопрос они регламентируют, при условии, что применение такой нормы определенным образом улучшает положение лица, совершившего преступление или отбывающего наказание. Следовательно, обратную силу могут иметь нормы о возрасте уголовной ответственности, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, об освобожде­нии от уголовной ответственности, об условно-досрочном освобож­дении от отбывания наказания и др.

Правила об обратной силе уголовного закона в настоящее время автоматически распространяются не только на лиц, в отношении ко­торых судом не вынесен обвинительный приговор, но дополнительно еще на две категории лиц: а) уже отбывающих наказание и б) от­бывших наказание, но имеющих судимость. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. Н а н р и м е р, лицо отбывает по при­говору суда наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет, а вновь принятый закон за это же преступление устанавливает в санкции максимальное наказание на срок в 5 лет. Срок наказания осужден­ному подлежит сокращению на один год лишения свободы.

Конституция РФ (п. «д» ст. 84) устанавливает, что Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, к числу которых относятся и уголовные, а ст. 107 и 108 Конституции РФ регламен­
тируют, что принятые Федеральным Собранием федеральные кон­ституционные законы и федеральные законы подписываются и об­народуются Президентом в течение 14 дней. В течение 10 дней они должны быть опубликованы в изданиях «Российская газета» и «Со­брание законодательства Российской Федерации».

Федеральный закон, если в нем не оговорен иной порядок, всту­пает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня его первого официального опубли­кования (с 00 часов следующего восьмого дни).

Возможен и другой порядок вступления уголовного закона в си­лу, когда в его тексте или в специально принятом законодательным органом акте указывается конкретная дата вступления закона в силу (например, с I февраля, с 10 апреля и т.п.).

Действие уголовного закона прекращается-.

В результате его отмены;

В случае замены другим законом;

Но истечении срока, указанного в законе;

В связи с изменениями условий или обстоятельств, в соответ­ствии с которыми этот закон принят;

Ввиду декриминализации законодателем деяния, ответствен­ность за которое была предусмотрена Уголовным кодексом.

Уголовная политика

Вопросы преступности, уголовной ответствен­ности и наказуемости деяний находятся в цен­тре государственной уголовной политики, проявляемой в руководя­щих идеях, принципах, перспективах, вырабатываемых государст­вом и обществом в той же сфере. Поэтому уголовная политика пер­вична по отношению к уголовному праву, воплощается в нем, хотя в определенной степени уголовное право самостоятельно от уголов­ной политики и является более консервативным и стабильным.

Являясь надстроечной категорией, уголовное право не всегда соответствует быстро меняющимся условиям общественной жизни. Уголовная политика мобильнее, быстрее реагирует на новое. Вместе с тем уголовное право аккумулирует в себе сущность уголовной по­литики. Изменения уголовного права зависят от изменений уголов­ной политики, являющейся ядром государственной политики в сфе­ре борьбы с преступностью, в которой уголовному праву отводится значительная роль.

Действующее уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса, принятого Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобренного Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписанного Президентом РФ 13 июня 1996 г. и введенного в действие с 1 января 1997 г. Существенные изменения были внесены Федеральным законом от 21 ноября 2003 г.

УК РФ состоит из Общей и Особенной частей, объединяющих 12 разделов, 34 главы и более 360 статей.

Общая и Особенная части УК тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют единое целое. В Общей части излагаются общие понятия и положения уголовного права, а Особенная часть устанавливает конкретные виды преступлений и наказание за их совершение.

Положения Общей части распространяются на все нормы Особенной части УК, где указаны признаки конкретных видов преступлений, сформулированы их составы и определены меры наказания, применяемые в случае их совершения. Статьи Общей части служат как бы правовой оболочкой, с их помощью уголовно-правовая норма и содержащиеся в ней предписания приобретают законную силу.

Структурно статьи Общей части отличаются от статей Особенной части. Статьи Общей части состоят из одного элемента - диспозиции, которая содержит определения и принципы данной нормы, например ст. 3, 14, 32 и т.п.

Статьи Особенной части Уголовного кодекса состоят, как правило, из двух частей: диспозиции и санкции. Гипотеза в уголовно-правовых нормах отсутствует, она только подразумевается.

Диспозиция - это часть, структурный элемент уголовно-правовой нормы Особенной части УК, содержащая описание признаков конкретного преступного деяния. Существует четыре вида диспозиции: простая, описательная, бланкетная и отсылочная.

Простая диспозиция только называет преступное деяние, не раскрывая его признаков (например, ст. 329 - надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ, ст. 126 - похищение человека).

Описательная диспозиция не только называет преступное деяние, но и раскрывает его признаки (например, ст. 158 - кража, ч.1 ст. 105 - убийство).

Бланкетная диспозиция не содержит описания конкретных признаков преступления, а отсылает к другим нормативным актам или другой отрасли права (например, ст. 264 - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств отсылает к Правилам дорожного движения, которые регламентируются другой отраслью права).

Отсылочная диспозиция не содержит ни названия, ни признаков преступления, а отсылает к другой статье или части статьи УК (например, ст. 112 УК РФ).

Санкция - это часть уголовно-правовой нормы, которая определяет размер и вид наказания, которое может быть применено к виновному за совершение конкретного преступления.

Санкции могут быть относительно-определенными и альтернативными.

Относительно-определенные санкции устанавливают размер наказания в тех или иных пределах. Иногда санкции содержат только высший предел наказания. В этом случае низшим - является минимальный срок этого вида наказания (например, для лишения свободы - 2 месяцев, для обязательных работ - 60 часов). Чаще всего в санкции содержатся низший и высший пределы наказания.

Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний, которые могут быть назначены виновному за совершение конкретного преступления. Судам в этом случае дается право выбора в применении к виновному того или другого вида наказания. В то же время возможно и сочетание основного и дополнительного наказания. Таких санкций в УК РФ большинство.

1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ проводят распределение предметов ведения и полномочий на находящиеся в ведении собственно Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и в ведении субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и т.д.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса РФ. Все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Это, в частности, означает, что все изменения и дополнения, вносимые в УК РФ различными федеральными законами, подлежат включению в текст УК РФ в виде дополнительных статей, или изменения уже существующих статей, или включения в уже существующие статьи тех или иных дополнений. Однако следует иметь в виду, что уголовное законодательство не ограничивается лишь регламентацией уголовной ответственности, поэтому, по нашему мнению, все иные законы, имеющие отношение к уголовному законодательству, также подлежат включению в УК РФ и лишь после этого могут применяться правоприменителем (это, например, вопросы преступности и наказуемости деяний, виды наказаний и иные меры уголовно-правового воздействия, порядок их применения и т.д.).

В юридической литературе различные авторы в качестве источника уголовного права называют только Уголовный кодекс РФ, основывая свои суждения на части 1 статьи 1 УК РФ. На наш взгляд, это неверно. Источниками Уголовного права также выступают нормы международного права (в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляется положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы); Конституция РФ (т.к. ч. 1 ст. 15 Конституции закрепляет положение о том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ); кроме того, диспозиции многих статей УК РФ имеют бланкетный или бланкетно-описательный характер, то есть отсылают непосредственно к иным законам или подзаконным нормативным актам, в таких ситуациях, на наш взгляд, они также выступают источниками Уголовного права РФ.

Часть 2 статьи 1 УК РФ устанавливает, что Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет над уголовным законодательством, и последнее на них основывается.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором решение о согласии, на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона РФ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Так как нормы международно-правовых актов не имеют санкций, они не имеют прямого действия на территории РФ и могут быть реализованы только в случае, когда эти нормы будут включены в российское (внутригосударственное) уголовное право. На наш взгляд, в этом случае следует говорить о приоритете внутригосударственных уголовно-правовых норм над нормами международного права.