Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Это понятие охватывает основные признаки административного правонарушения:

а) антиобщественность (общественная опасность);

б) противоправность;

в) виновность;

г) ответственность (наказуемость).

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании условий для наступления вреда.

Степень общественной опасности определяется на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: особенности объекта правонарушения: повторность противоправного посягательства; наличие определенных последствий; характер вины; личность правонарушителя.

Административный проступок обладает меньшей степенью обще-ственной опасности по сравнению с преступлением. Разграничение этих видов правонарушений проводится именно по степени их общественной опасности. «Степень общественный опасности - вот тот критерий, - подчеркивает А. Е. Лунев.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, гл. 5 КоАП РФ начинается с видов административных правонарушений.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности.

Административная ответственность за деяния также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. В литературе отмечается, что элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, переход пешехода на запрещающий сигнал светофора является посягательством на безопасность дорожного движения; мелкое хулиганство посягает на общественный порядок и выражается в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство».

Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом, которое может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, земельного, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия - по- вторность, длящееся нарушение.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия (ст. 19.15 КоАП РФ - проживание гражданина РФ без удостоверения личности или без регистрации).

Субъектами административного правонарушения признаются физические и юридические лица.

Среди физических лиц различают следующие категории: а) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; б) должностные и другие лица, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполнения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста.

Так, должностные лица признаются субъектами административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, прием на работу без паспорта или без регистрации по месту жительства руководителем предприятия).

Заметим, что КоАП РФ в Примечании к ст. 2.4 дает понятие дол-жностного лица как постоянно, временно или в соответствии со спе-циальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти либо организационно-распорядительные или администра-тивно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных орга-низациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

К должностным лицам приравнены также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Существует особый порядок привлечения к ответственности не-совершеннолетних. Привлечению к административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет за совершение правонарушений применяются меры, предусмотренные не только КоАП РФ, но и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Определенные ограничения установлены для военнослужащих, беременных женщин, женщин, имеющих детей до 14-летнего возраста, инвалидов 1-й и 2-й групп. Так, к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам - административный арест и т. п. Ст. 2.6 КоАП РФ регулирует административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, а ст. 2.10 КоАП РФ - административную ответственность юридических лиц.

Субъективная сторона административного правона-рушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).

В особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой форме. Однако формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, торговля без документов и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ или иных законах, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, ка-ковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т. е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Так, ст. 7.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа. Отсутствие самовольности исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

Освобождение от административной ответственности, т. е. основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотрены ст. 2.9 КоАП РФ. Согласно этой статье освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). Речь идет о крайней необходимости и невменяемости нарушителя.

Не подлежит административной ответственности лицо, действующее в состоянии крайней необходимости и причинившее вред охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ).

Не подлежит административной ответственности и лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ). Иначе говоря, такое лицо не может быть субъектом административной ответственности.

Условиями освобождения являются: малозначительность правонарушения, которая определяется в результате его объективной оценки; наличие состава административного правонарушения; принятие решения органом (должностным лицом), уполномоченным решать дела. Им же определяется и характер правонарушения.

Последствия - устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.

К юридическим признакам административного правонарушения относятся: 1) административное правонарушение – акт поведения, выражающегося в действии или бездействии. Действие отличается активным поведением субъекта (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.). Бездействие характеризуется пассивностью субъекта (неявка в суд). 2) общественная опасность (вредность) – означает, что административные проступки влекут вредные последствия для общества и государства. 3) административная противоправность – означает, что административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено законом 4) административная наказуемость – означает, что общественно-опасное деяние, запрещенное законом признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность 5) виновность – означает, что деяние является проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом неспособным руководить своими действиями, отдавать им отчет. Любое административное правонарушение характеризуется наличием в совокупности вышеуказанных юридических признаков. Отсутствие одного из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением (преступление).

10Понятие состава административного правонарушения

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

    объект административного правонарушения;

    объективная сторона административного правонарушения;

    субъект административного правонарушения;

    субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и состав административного правонарушения

Понятие административного правонарушения сформулировано в ст. 9 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает в том случае, если характер правонарушения в соответствии с действующим законодательством, не требует уголовной ответственности.

Общими признаками, присущими всем административным правонарушениям, являются:

общественная опасность;

противоправность;

виновность;

наказуемость деяния.

Действие либо бездействие является антиобщественным, когда оно представляет опасность для общества, государства, создает угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняет вред интересам граждан. Именно степень общественной опасности того или иного деяния является критерием подразделения всех правонарушений на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Законодательство определяет, какое деяние и в какой степени является антиобщественным. Деяние, лишенное общественной опасности, не может квалифицироваться как административный проступок.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его противоправность, которая заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и других отраслей права. Административной ответственностью обеспечивается соблюдение соответствующих норм права (административного, конституционного, гражданского, трудового, банковского и др.). Действие либо бездействие, не запрещенное нормами права, не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Однако противоправное деяние только тогда образует административное правонарушение, когда оно является виновным. Именно виновное нарушение служит основанием и необходимым условием привлечения к административной ответственности. Отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением и, следовательно, административную ответственность лица. Виновные противоправные деяния могут быть совершены умышленно или по неосторожности (ст. 10 и 11 КоАП).

Важнейшим признаком административного правонарушения является административная ответственность. Административным правонарушением признается лишь то общественное деяние, за совершение которого предусмотрена законом административная ответственность.

Каждый вид административных правонарушений имеет свои специфические признаки, которые содержатся в КоАП. Кодекс

Республики Беларусь об административных правонарушениях был принят в декабре 1984 г. и введен в действие с 1 июня 1085 г. В Кодексе традиционно выделены Общая и Особенная части. Он урегулировал в одном правовом акте весь комплекс вопросов, составляющих структуру административной ответственности, то есть определил основания ответственности, круг субъектов, назвал органы и должностных лиц, в чьи полномочия входит рассмотрение дел об административных проступках, сформулировал составы правонарушений и разделил их по роду и видам (всего было сформулировано 153 вида административных проступков), а также детально изложил правила производства по делам об административных правонарушениях. За время его действия (с 1 июня 1985 г.) в КоАП включено около 190 новых видов составов правонарушений. Это объясняется переходом Республики Беларусь к рыночным отношениям, потребностями защиты ее экономического суверенитета, укрепления радиационной, экономической безопасности, повышения авторитета государственных органов и должностных лиц и т.д. Ф Д то же время некоторые виды составов правонарушений выключены (например, мелкая спекуляция, занятие запрещенным промыслом) или сформулированы в новой редакции, что также объясняется новыми условиями хозяйствования. Из КоАП исключено 17 статей, зато за время его действия в него включено более 220 статей. административный правонарушение штраф

Некоторые виды административных правонарушений находят конкретизацию, более широкое отражение в других законодательных актах.

Совокупность установленных нормативно-правовыми актами признаков, конкретизирующих, определяющих действие либо бездействие лица в качестве конкретного вида административного проступка, получила название состава административного правонарушения (проступка). Признаки состава административного правонарушения имеют фактическое значение. Признаками состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектами административного правонарушения являются те охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии лица, запрещенном административным правом.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Субъективную сторону административного правонарушения характеризует психическое отношение субъекта к противоправному действию либо бездействию и его последствиям.

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

2. Административная ответственность: понятие и основные черты

Административная ответственность - один из наиболее распространенных видов юридической ответственности. В Республике Беларусь ежегодно привлекаются к административной ответственности более четырех миллионов человек. Наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной она направлена на защиту существующего правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания, установленного материальными нормами административного права, к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, присущими юридической ответственности вообще, но отличается от других видов юридической ответственности следующими основными чертами.

1. Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, которая состоит из законов, многочисленных законодательных и подзаконных актов либо их норм об административных правонарушениях. Прежде всего следует указать на КоАП. Содержащиеся в законодательных и подзаконных актах нормы административной ответственности в своей совокупности образуют самостоятельный институт административного права.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок).

Согласно КоАП субъектами административной ответственности являются физические лица - граждане, должностные лица, несовершеннолетние и т.д. В частности, физическое лицо подлежит административной ответственности при наличии вменяемости (то есть оно способно отдавать отчет в своих действиях или руководить ими) и достижении к моменту совершения административного правонарушения определенного возраста - 16 лет. При этом к лицам до 18 лет не может применяться такая мера административной ответственности, как административный арест. В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет ряда административных правонарушений (например, мелкого хищения государственного или общественного имущества, мелкого хулиганства, неявки по вызову в военный комиссариат и др.) они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Находящиеся на территории Беларуси иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.

Должностные лица как субъекты административной ответственности несут ответственность за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка, управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности.

За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законами, законодательными и подзаконными актами, регламентирующими производство по делам об административных правонарушениях.

3. Понятие и виды административных взысканий

Мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами. Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности. Узкий подход законодателя к пониманию административной ответственности послужил на практике одним из оснований для выдвижения положения о введении в законодательство особого вида юридической ответственности - экономической (финансовой). Административные взыскания тесно связаны между собой, образуют стройную систему и являются карательными по своей сути, поскольку состоят в ограничении или лишении каких-либо прав или благ.

В КоАП закреплены следующие виды административных взысканий:

предупреждение;

возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

исправительные работы;

административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений (например, за непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками, за нарушение правил пользования жилыми помещениями). Предупреждение, как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о наложении административного взыскания. Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова "предупреждаю") не может рассматриваться в качестве взыскания и вызывать правовых последствий.

Штраф - взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства. Штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц - пятисоткратного размера минимальной заработной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0,1 минимальной заработной платы.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного административного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вырученная от реализации сумма передается бывшему собственнику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Согласно ч. 3 ст. 37 КоАП конфискация вещей и предметов по делам об административных таможенных правонарушениях производится независимо от времени совершения или обнаружения административного правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), на срок до пяти лет применяется в случае грубого или систематического нарушения порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев, когда управление происходило в состоянии опьянения. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

К исправительным работам на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы и с удержанием до 20 % заработка в доход государства привлекаются лица, совершившие административное правонарушение. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней.

Административный арест назначается районным (городским) судом лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток,

В законодательстве сформулированы общие правила наложения взыскания за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы и должностные лица при применении мер административной ответственности. Взыскание за административное правонарушение применяется лишь к лицу, в действиях которого установлен состав проступка, и в пределах, предусмотренных нормативным актом. Законодатель обязывает органы и должностных лиц при наложении взыскания учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (в КоАП дан их перечень).

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Список литературы

2. Основы права. Учебное пособие / Под ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 784 с.

3. Телятицкая Т.В. Административное право Республики Беларусь: Учеб. пособие. - Мн.: ФИНАДО, 1997.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие административного правонарушения, его юридический состав. Противоправность, виновность и наказуемость как основные признаки административного правонарушения. Проблема закрепления в законодательстве понятия состава административного правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Основные положения, определяющие сущность административного правонарушения: его понятие, принципы, состав, виды, особенности нормативно-правового регулирования. Признаки, определяющие содержание административного правонарушения, меры ответственности.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Определение административного правонарушения. Способы совершения правонарушения. Принцип вменяемости виновного субъекта административного правонарушения. Основа классификации административных правонарушений. Условия привлечения к ответственности.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Характеристика административного наказания - меры ответственности, применяемой за совершение административного правонарушения. Виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф и арест, дисквалификация, лишение специального права.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2010

    Понимание сущности административного правонарушения и характеристика его признаков. Состав административного правонарушения и его элементы. Основание административной ответственности. Особые условия привлечения к административной ответственности.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2015

    Понятие и признаки административного правонарушения. Структура и состав правонарушения. Основные виды административного правонарушения и их профилактика. Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве. Общественно вредные последствия.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2014

    Состав, признаки и элементы административного правонарушения. Противоправность, виновность и наказуемость деяния. Признаки, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Объект административного правонарушения.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2013

    Понятие и признаки административного правонарушения. Юридический состав административного правонарушения. Объект и субъект административного правонарушения. Социально-правовая сущность административных правонарушений.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2005

    Понятие, виды и юридическая характеристика состава административного правонарушения. Административная противоправность как признак административного проступка. Отграничения административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Квалификационные признаки и общий состав административного правонарушения. Основные виды административной ответственности физических и юридических лиц. Сравнительный анализ видов государственной службы. Административная ответственность сотрудников МВД.