Работа на территории России для многих иностранных граждан является привлекательной. Темпы экономики и развитие внутреннего хозяйства страны требуют постоянного привлечения рабочей силы. Однако россияне не торопятся устраиваться на низкооплачиваемую или тяжелую работу. Чего нельзя сказать о прибывших гражданах, которых с радостью трудоустраивают работодатели.

Как правило, иностранцы, прибывающие из стран с низким уровнем жизни, отлично работают за относительно низкую заработную плату, не требуют дополнительных компенсаций и особых условий труда.

Требования законодательства, последние изменения

Сегодня Россия находится на 2 месте по количеству работающих в стране трудовых мигрантов. Ежегодно число официально трудоустроенных иностранных граждан переваливает за 1 млн. человек. Но, несмотря на действие законов, регламентирующих нахождение на территории России и устройство на работу иностранцев, в стране процветает нелегальный труд. Это связано с нежеланием приезжих оплачивать пошлины и отказом работодателей платить взносы за трудящихся в различные фонды.

До 1 января 2015 года трудоустройство мигрантов регулировалось Указом Президента РФ «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы», но с начала 2015 года в действующий Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» вписаны поправки. В связи с этим некоторые нормативные акты в Указе Президента утратили силу.

Изменения коснулись порядка въезда мигрантов на территорию РФ, в целом системы миграционного учета и процесса их приема на работу.

В соответствии с Федеральным законом, иностранцы, имеющие временное или постоянное разрешение на проживание, не нуждаются в разрешительных документах для осуществления трудоустройства. Закон подразделяет трудовых мигрантов на прибывших в страну визовым и безвизовым путем .

Кроме того, установлены нормы выдачи патентов на трудоустройство , превышение количества которых запрещено законом. Оформление патента необходимо тем гражданам, чье пребывание в стране не предполагает наличие визы или при пересечении границы в миграционной карте которых целью приезда в РФ было указано трудоустройство.

Получение патента

В соответствии с Федеральным законом, мигранты, прибывающие в Россию, делятся на три группы:

  • Имеющие вид на жительство (дополнительно в эту группу входят граждане Белоруссии).
  • Получившие визу для въезда в страну (к этой группе относятся граждане стран, не входящих в СНГ, а также Грузии и Туркмении).
  • Прибывшие в Россию в безвизовом порядке (жители Украины, Армении, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана).

Если иностранный гражданин прибыл на территорию России безвизовым путем или при въезде в страну указал цель – трудоустройство, то в течение 30 дней с момента пересечения границы он обязан подать заявление на получение патента. Это документ, подтверждающий право осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Для его получения необходимо предоставить в ФМС следующие необходимые документы:

  • Заявление на бланке органа ФМС.
  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Миграционная карта с визой или уточнением цели посещения РФ.
  • Копия квитанции об уплате госпошлины.
  • Полис добровольного медицинского страхования.
  • Справки об отсутствии наркологических и инфекционных заболеваний.
  • Документ о знании русского языка, основ законов РФ и истории страны.

Через 10 дней после рассмотрения документов иностранный гражданин получает патент, разрешающий работать на территории страны. Этот документ действует в течение 12 месяцев . Продление патента не предусмотрено. По окончанию его срока действия иностранец обязан выехать и вновь въехать на территорию РФ, чтобы трудоустроиться повторно.

Еще сложнее получить работу в России стало тем, кто для въезда в страну получил визу. Изменения в законодательстве коснулись организаций, которые трудоустраивают таких граждан. Компания обязательно должна иметь разрешение на принятие на работу мигрантов, а также подать в органы внутренних дел весь пакет документов, включающих сведения о регистрации иностранца на территории РФ.

По закону мигранты могут самостоятельно искать работу в течение 90 дней . Если же за этот период они не смогли трудоустроиться, то придется немедленно покинуть страну.

Подробную информацию о всей документации, необходимой иностранцу, вы можете почерпнуть из следующего видео:

Официальный порядок трудоустройства в Российской Федерации

Для трудоустройства постоянно проживающих в России иностранцев специальных разрешений юридическим и физическим лицам, занимающимся их приемом на работу, не нужно. То же касается и жителей Белоруссии.

Для приема на работу всех остальных трудовых мигрантов действует определенный порядок.

Организация (юридическое или физическое лицо) должна предоставить в орган ФМС:

  • Разрешение на трудоустройство иностранных граждан.
  • Заключение от службы занятости населения о целесообразности использования трудовых мигрантов, для получения которого понадобятся дополнительные сведения:
    • об организации;
    • о численности иностранных рабочих;
    • о профессиях и должностях работников.

Разрешение выдается на срок до 12 месяцев и не может быть передано другому юридическому или физическому лицу, а сотрудники должны быть трудоустроены только в компании, получившей разрешение.

Устройство высококвалифицированных специалистов

К категории высококвалифицированных относятся специалисты, имеющие достижения, навыки и опыт работы в профессиональной сфере деятельности, за использование которых предусмотрено денежное вознаграждение.

Трудоустраивать таких лиц могут следующие организации:

  • Научные.
  • Коммерческие.
  • Образовательные (исключая духовные).
  • Учреждения здравоохранения.
  • Иные, деятельность которых направлена на осуществление научно-технических, инновационных, экспериментальных разработок.
  • Филиалы иностранных организаций, имеющих аккредитацию в РФ.

При трудоустройстве иностранного высококвалифицированного специалиста необходимы:

  • Разрешение на привлечение и использование иностранцев.
  • Разрешение на работу.
  • Полный пакет документов для получения разрешения.
  • Госпошлина – 2000 руб.
  • Цветное фото 3*4.
  • Договор на выполнение работ.
  • Учредительные документы организации.
  • Ходатайство, написанное по установленной форме.
  • Письмо, подтверждающее обязательство возместить расходы государству, если специалист будет депортирован из страны.

Не позднее, чем через 14 дней организация должна получить разрешение или отказ принять на работу иностранного высококвалифицированного сотрудника.

Если такой специалист будет привлечен для выполнения работ в России на срок не более 90 дней, ему не требуется постановка на учет в органе ФМС.

Налогообложение иностранцев

Заработная плата трудовых мигрантов в России облагается . При этом ставка зависит от времени нахождения и ведения трудовой деятельности в стране. Расчет ставки отталкивается от количества трудовых дней за 12 месяцев, в течение которых прибывший из другого государства работал на территории РФ.

Если это количество дней менее 183, то зарплата облагается налогом в размере 30%, если более этого срока, то ставка налогообложения устанавливается в размере 13%.

Кроме того, зарплата иностранцев облагается страховыми взносами. Уплата пенсионных отчислений предусмотрена, если иностранный работник имеет разрешение на временное проживание или вид на жительство. Владельцы миграционных карт взносы на пенсионное страхование платить не обязаны.

Отсутствие разрешения на работу у мигранта или организации не освобождает от уплаты налогов.

Российские организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся своей деятельностью в России, могут столкнуться с необходимостью привлечения на работу граждан других государств. Важно помнить, что процедура оформления иностранных граждан на работу довольно сложна, и ее нарушение может привести к значительным штрафам. Попробуем ответить на вопрос: какова пошаговая инструкция, если мы принимаем иностранца на работу в 2016 году?

Особенности трудовых отношений с иностранцами

Трудовой кодекс РФ, являющийся основным документом в сфере регуляции трудовых взаимоотношений в России, предусматривает общие и характерные для всех работников правила. Однако такой кодекс детально не регламентирует трудовую деятельность иностранных граждан. Для устранения этого пробела в России принят Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ , который описывает процедуру приема на работу иностранца.

Общие черты работы иностранцев в России изложены в статье 13 Закона N 115-ФЗ . Важно отметить, что пунктом 1 указанной нормы иностранцам предоставлено свободное право на распоряжение своим трудом, но с учетом ограничений, предусмотренных российскими нормативными актами.

Для того чтобы не столкнуться с проблемами и сложностями при оформлении иностранцев на работу, отечественная организация вправе прибегнуть к аутсорсингу иностранных работников. Для этого организации или предпринимателю нужно заключить договор с российской же организацией, работы по которому будут выполнять иностранные работники, трудоустроенные в данной организации. Для аутсорсинга характерна передача части непрофильных функций организации внешнему исполнителю.

Следует учесть, что значительные ограничения аутсорсинга и аутстаффинга введены главой 53.1 ТК РФ и ст. 18.1 Закона о занятости населения в РФ .

Правовое положение иностранной рабочей силы в РФ

Действующее миграционное законодательство предусматривает несколько способов оформления на работу граждан иных государств. Для того чтобы определить, какой именно способ оформления иностранцев на работу должен применяться в конкретной ситуации, необходимо знать: прибыл ли соответствующий работник в безвизовом порядке, или же он получал визу.

Также Закон N 115-ФЗ предусматривает, что порядок оформления иностранцев на работу не применяется, если иностранец постоянно или временно проживает в РФ. Например, для оформления гражданина иностранного государства с видом на жительство не требуется:

  • работнику — разрешение на работу или патент;
  • работодателю — разрешение на привлечение иностранцев.

Кроме того, в указанном случае (как и при оформлении на работу иностранца, имеющего разрешение на временное проживание) положения Закона N 115-ФЗ к оформлению на работу граждан иных государств не применяются. Данное исключение прямо прописано в подпункте 1 п. 4 ст. 13 указанного Закона.

Постановка на миграционный учет ВКС

Федерального закона N 115-ФЗ полностью описывает оформление высококвалифицированных специалистов и устанавливает некоторые черты, характерные исключительно для трудовых правоотношений с высококвалифицированными специалистами. Например, отличительной чертой ВКС является привязка действия визы и вида на жительство к действию трудового договора. Пунктом 11 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ прямо предусмотрено, что если ВКС в течение месяца с момента досрочного расторжения договора не заключил нового договора, то вид на жительство для ВКС (как и виза, и разрешение на работу) действительны в течение двух месяцев с момента увольнения.

Также надо учитывать, что иностранные граждане подлежат миграционному учету. Порядок и способы такого учета определены в Федеральном законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ . Статьей 20 указанного Закона предусмотрено, что иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, должны встать на миграционный учет по месту пребывания в течение 7 рабочих дней с момента прибытия.

Для специалистов срок регистрации ВКС по месту пребывания составляет 90 дней (п. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Важно помнить, что если ВКС выезжает в другое место пребывания внутри России на срок не более чем 30 дней, то по новому месту пребывания он регистрироваться не должен.

Нелегальное трудоустройство запрещено законом и карается крупными штрафными санкциями. Следовательно, если мы принимаем на работу иностранца (пошаговая инструкция на 2017 год размещена далее), необходимо соблюдать правила оформления таких работников. Разберемся, какими законодательными актами регламентируется работа граждан иностранных государств и какие разрешения потребуются от соискателя в зависимости от его статуса.

Как принять на работу иностранца

Основным законом, регулирующим права иностранцев в РФ, является ФЗ № 115 от 25.07.02 г. Особенности трудоустройства зависят от категории специалиста – временно прибывшего по визе или карте; временно проживающего по разрешению; постоянно пребывающего по ВНЖ (вид на жительство). Отдельным статусом наделяются специалисты с высокой квалификацией – вид на жительство для ВКС дает право на работу без оформления патента/разрешения. Раньше иностранцами занималась ФМС – федеральная миграционная служба, однако ныне она упразднена, и эти вопросы передали управлению по вопросам миграции МВД (ГУВМ МВД).

О том, как принять на работу иностранца детально рассказывает Закон № 115-ФЗ, где четко регламентирована процедура оформления зарубежных работников по имеющейся категории:

  • Иностранный работник с видом на жительство – постоянно проживающим в РФ специалистам разрешается устраиваться на работу только в пределах срока действия ВНЖ, выданного территориальным отделением миграционной службы (стандартный срок – 5 лет).
  • Для временно пребывающих иностранцев – выполнение трудовой деятельности возможно только на основании патента в пределах той территории РФ, где выдано разрешение (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Иностранцы-жители ЕАЭС могут не получать патент или разрешение, а обязаны зарегистрироваться по адресу места проживания или встать в 7-дневный срок на миграционный учет.
  • Для ВКС – от работодателя не требуется оформление специального разрешения, если такие специалисты привлекаются к сотрудничеству по ст. 13.2 Закона.
  • Для временно проживающих иностранцев – трудоустройство допускается только в пределах той территории, где получено разрешение миграционной службы на проживание.

Обратите внимание! В соответствии с п. 4 ст. 13 не требуется разрешение на работу иностранным сотрудникам, проживающим в РФ на постоянной или временной основе.

ВКС – миграционный учет

Оформление ВКС при приеме на работу выполняется согласно требованиям ст. 13.2 № 115-ФЗ. Так, в п. 11 ст. 13.2 установлено, что виза ВКС считается действительной в 30-дневный срок, равно как и ВНЖ, с момента досрочного расторжения ГПД или трудового договора. При этом специалист вправе самостоятельно искать нового работодателя, а при отсутствии предложений о работе, срок визы продляется еще на 1 мес.

Регистрация ВКС по месту пребывания осуществляется согласно Закону № 109-ФЗ от 18.07.06 г. Постановка на миграционный учет ВКС проводится в 7-дневный срок по месту постоянного пребывания иностранца (п. 2 ст. 20), но высококвалифицированный специалист освобождается от необходимости проходить регистрационную процедуру, если срок пребывания в РФ не превышает 90 дн. (п. 4.1 ст. 20). А в ситуации, когда такие иностранцы перемещаются по территории РФ со сроком пребывания в новом месте не более 30 дн., постановка на учет также не требуется. По истечении указанных сроков ВКС должен пройти регистрацию в 7-дневный срок.

Принимаем на работу иностранца 2017 – пошаговая инструкция для постоянно (временно) проживающих:

  1. Определение статуса работника. Выше подробно написано, как это сделать.
  2. Заключение трудового договора.
  3. Уведомление УВМ МВД в срок до 3 дней с момента подписания трудового договора.

Если специалист прибывает в РФ на время трудоустройства, предварительно работодателю необходимо известить органы занятости о потребности в рабочей силе; затем получить одобрение управления по вопросам миграции в регионе; после чего заплатить государству пошлину (на каждого сотрудника по 10 тыс. руб.) и, наконец, оформить приглашение для въезда и разрешение на работу. Уже после въезда в Россию иностранца извещаются органы УВМ ГУ МВД – на это отводится 3 дня. Если вы увольняете иностранца, миграционную службу тоже надо уведомить.

Для заключения трудового договора, кроме обычных трудовой книжки, СНИЛС, паспорта и документа об образовании обязательно потребуются миграционная карта, виза (для соответствующей категории иностранцев), разрешение на работу и патент (для временно пребывающих). Кроме того, последние должны предъявить полис ДМС. От временно проживающих патент, как и разрешение на работу не требуются. Но работать они могут только в том регионе, где получили регистрационные документы. Жители стран ЕАЭС (это граждане Киргизии, Белоруссии, Армении, Казахстана) оформляются по правилам, действующим для россиян.

Вывод – кадровое оформление иностранных специалистов представляет собой довольно сложный процесс, разобраться в котором порой нелегко. Прийти на помощь может аутстаффинг иностранных работников – заключение договора со сторонней компанией на аренду работников. Услуга позволяет пользоваться рабочей силой через возмездную стоимость и без оформления персонала в штат собственного предприятия.

Иностранный гражданин — это физическое лицо, которое не является гражданином РФ и имеет доказательства наличия гражданства (подданства) другого государства. Алгоритм приема на работу иностранного гражданина определяется не только его правовым статусом, но также и видом деятельности, которую осуществляет потенциальный работодатель. По сложившейся практике, компания-работодатель (или заказчик работ, услуг по договору ГПХ) имеет право привлекать иностранных граждан, а иностранный гражданин имеет право трудиться при наличии разрешения на работу или патента (кроме граждан стран — участников ЕАЭС).

Чем регулируются трудовые отношения с иностранными гражданами

Перечень законопроектов:

  1. (115-ФЗ).
  2. Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации».
  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)».
  4. Письмо «Об оформлении трудовой книжки иностранного работника» № 908-6-1 от 15.06.2005 Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости России.

Федеральный исполнительный орган по вопросам миграции, которым ранее являлась Федеральная миграционная служба России, упразднен (Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156). Все полномочия перешли к МВД России, в Главное управление по вопросам миграции МВД России (ГУВМ России).

Ограничения для компании-работодателя

Первоначально при решении вопроса о возможности приема на работу иностранного гражданина — соискателя необходимо определить, не подпадает ли экономическая деятельность юридического лица под ограничение на прием иностранных граждан:

  1. Не имеющих вида на жительство иностранных граждан запрещается привлекать к розничной торговле фармацевтическими товарами и торговле на рынках.
  2. Запрещено привлекать иностранцев на определенные объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
  3. Перечень ограничений для работодателей по предельно допустимому удельному весу иностранцев в штате юридического лица содержит Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315 о квотах.

Действующее законодательство накладывает определенные ограничения и дополнительные обязанности на обе стороны будущего трудового договора. Для работодателя дополнительными будут следующие:

  1. Работодатель не может привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого этому гражданину выдано разрешение на работу (или патент), а также по специальности, которая не указана в разрешении на работу (за некоторыми исключениями).
  2. Высококвалифицированные иностранные специалисты (ВКС) не могут привлекаться работодателем к трудовой деятельности для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью.
  3. Работодатель обязан о заключении, расторжении трудового или гражданско-правового договора в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента заключения или расторжения такого договора.
  4. Работодатель или заказчик работ (услуг) не должен иметь на момент заключения трудового договора неисполненных постановлений о назначении административного наказания за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.
  5. Работодатель контролирует своевременное направление иностранным работником необходимых документов в ГУВМ России. В противном случае патент аннулируется, работник будет продолжать трудовую деятельность на основании недействительного документа. Таким образом, штраф может быть наложен на работодателя.

Ограничения для иностранного работника

При решении вопроса о возможности приема на работу иностранного гражданина — соискателя необходимо определить его принадлежность к гражданству конкретного государства.

Иностранные граждане, приравненные в трудовых правах к гражданам России

Работникам, имеющим гражданство Армении, Казахстана и Киргизии (иностранных граждан из стран ЕАЭС), необходимо предоставить стандартный набор документов для приема на работу. Тем не менее, такие работники подлежат учету миграционной службой в качестве иностранцев ().

Иностранные граждане, получившие вид на жительство (ВНЖ) в Российской Федерации (в течение 7 дней после прибытия встали на миграционный учет самостоятельно. Если работник не встал на миграционный учет, то эта обязанность возлагается на работодателя).

Иностранные граждане, получившие разрешение на временное пребывание (РВП) в Российской Федерации. Они могут трудиться только в том субъекте, в котором ему разрешено временное проживание. Разрешение позволяет временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, срок действия — три года.

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы

Если иностранный гражданин законно находящийся на территории РФ без получения визы (кроме случаев прибытия в РФ в безвизовом порядке, указанных в ст. 2 ), то такой гражданин может быть трудоустроен без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Такой иностранный работник должен иметь разрешение на работу либо патент (п. 4 ст. 13 ). Патенты введены взамен действующих ранее разрешений на работу для безвизовых иностранцев. В миграционной карте должна быть отмечена соответствующая цель въезда — работа, в противном случае в выдаче патента будет отказано, необходимо будет организовывать повторный въезд. Патент также должен быть оформлен надлежащим образом.

«Визовые» иностранные граждане

Если иностранный гражданин въезжает в РФ для осуществления трудовой деятельности, ему выдается рабочая виза. Оформление такой визы — это строго регламентированный процесс (п. 1 ст. 18 ). Требуется оформление приглашения через ГУВМ, которое является основанием для получения рабочей визы.

Работодатель обязан тем не менее уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого трудоустроен иностранный гражданин, о заключении и расторжении с ним трудового договора или гражданско-правового договора не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора (п. 8 ст. 13 ).

Высококвалифицированные специалисты (ВКС)

Порядок трудоустройства иностранных граждан с высоким уровнем квалификации, опытом работы в определенной сфере деятельности отличается от стандартной процедуры.

Пакет документов подается в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган в порядке п. 6.2 ст. 13.2 , п. 38 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России от 30.10.2014 № 589.

Иностранные граждане, обучающиеся в России по очной форме

Иностранные студенты могут оформить разрешение на работу (РНР), разрешение выдается без учета квот на выдачу таких разрешений (пункт 9 статьи 13.4 ). В остальном действует общий порядок для трудоустройства иностранных граждан. РНР выдают сроком на 1 год, затем его продлевают на срок трудового договора, но не более чем срок обучения в вузе. Если студент закончил обучение, отчислился или взял академический отпуск, то РНР аннулируется.

Заключение трудового договора

Порядок заключения трудового договора устанавливается как для российских граждан, так и для иностранных соискателей, однако имеет ряд важных особенностей, которые необходимо учитывать при оформлении приема на работу иностранного гражданина и далее в процессе его трудовой деятельности.

Документы иностранного работника

  • иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации.

Кроме штрафов, для иностранного гражданина предусмотрена такая мера ответственности как административное выдворение за пределы РФ.

Таким образом, работодатель не только заплатит значительный штраф, но и фактически потеряет работника. Кроме того, привлекать на работу иностранных граждан вправе работодатели, не имеющие на момент заключения трудового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан.

Штрафы для работодателей за нарушение миграционного законодательства внушительны, а проверки проводятся регулярно. Важно, что административная ответственность для работодателя наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в РФ или транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 2000 до 4000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в РФ указанного иностранного гражданина или лица без гражданства влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 45 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

В целях контроля миграционных процессов для противодействия незаконному въезду мигрантов, организованному недобросовестными работодателями, установлена и уголовная ответственность. Так, статья.322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции» устанавливает ответственность за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан, их незаконного пребывания в РФ. Такая деятельность наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Особое мнение

Основная трудность при приеме на работу мигранта заключается в неком психологическом барьере. Представьте - вы только что провели собеседование с прекрасным кандидатом, который отлично подходит вашей компании. Застенчиво улыбаясь, он сообщает, что у него нет российского паспорта. И вот в этот момент ни в коем случае не нужно ужасаться и бросать торопливое «Мы вам перезвоним, до свидания!»

Лучше спросить у иностранца, какое у него гражданство и какие документы у него есть. Возможные ответы: ВНЖ, РВП, ВУ, патент, РНР, «я из ЕАЭС». Отталкиваясь от ответа, вы поймете, какие документы нужно попросить принести.

Главная трудность заключается в необходимости определить, является ли иностранец налоговым резидентом, чтобы рассчитать налоговую ставку. Честно говоря, в этом нет ничего сложного (нужно посчитать, какое количество дней за последние 12 месяцев иностранец провел в России; если же у претендента на вакансию есть патент или временное убежище - даже считать ничего не надо), но почему-то некоторые сотрудники HR на этом этапе впадают в ступор. Сейчас продвинутые иностранцы могут бесплатно заказать на сайте ФНС сертификат, где будет написано, резиденты они или нет - и принести вам, если вы сомневаетесь в своих математических способностях.

Главное отличие при приеме на работу гражданина РФ и иностранца - необходимость уведомить МВД о заключении трудового или гражданско-правового договора. Уведомление - это специальная анкета, которую надо заполнить и в течение трех рабочих дней предоставить в УВМ. Тот пресловутый «огромный штраф», которого так боятся многие работодатели, нависает над ними как раз при превышении этого срока. На мой взгляд, трех дней вполне достаточно, чтобы дойти до отделения, тем более, что для приема уведомлений обычно отводится отдельное окно или кабинет. Сейчас на тематических порталах для бухгалтеров достаточно много простых и понятных статей о размере взносов в фонды, так что с этим тоже не должно возникнуть никаких проблем.

Иностранцы - такие же люди, как и россияне! Не нужно относиться к ним предвзято лишь из-за отсутствия паспорта с двуглавым орлом. Между прочим, определенная часть иностранцев довольно хорошо подкована в знании миграционного законодательства, и если вы чувствуете, что зашли в тупик - почему бы не спросить совета у них самих?


Почему компании прибегают к найму иностранных работников? Причин для этого может быть несколько. Во-первых, в целях внедрения передового зарубежного опыта ведения бизнеса. В данном случае речь идет о привлечении иностранных граждан дальнего зарубежья и работников, являющихся высококвалифицированными специалистами. Как правило, привлечение иностранцев свойственно представительствам, филиалам и «дочкам» иностранных компаний.

Другая причина оформления на работу иностранцев – желание компаний сэкономить на сотрудниках. Низкие зарплатные ожидания характерны для так называемых «трудовых мигрантов» или «гастарбайтеров» – граждан, временно прибывающих на территорию РФ из ближнего зарубежья на заработки (это, как правило, безвизовые иностранные граждане).

Оформление иностранного работника из дальнего зарубежья в представительство иностранной компании

Компании, заинтересованные в высококлассном специалисте мирового уровня для внедрения передового зарубежного опыта, чаще всего прибегают к найму опытных иностранцев из дальнего зарубежья. Миграционное законодательство РФ предусматривает оформление иностранных граждан на работу двумя способами:

  1. В рамках квот на привлечение иностранных работников в России.
  2. В качестве высококвалифицированных специалистов.

Каждый из способов имеет свои особенности и преимущества, рассмотрим их.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ Представительство не является юридическим лицом, соответственно работодателем в трудовых договорах выступает головная организация.

Трудовой договор с главой представительства, как правило, заключает руководитель головной организации или уполномоченное им лицо по доверенности.

Трудовые договоры с работниками представительства подписывает, как правило, руководитель головной организации или глава представительства по доверенности.

Заключать трудовые договоры с иностранными работниками представительство от имени головной компании может:

  1. В пределах численности иностранных работников, согласованной при аккредитации.
  2. При наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
  3. При наличии разрешений на работу у иностранных работников.

Важно!

Указанные требования распространяются и в случае направления иностранных сотрудников для работы в РФ из головной организации в командировку в силу того, что:

  • Трудовое законодательство РФ действует только на территории РФ, а значит, статус командированного иностранные сотрудники при прибытии в РФ не приобретают.
  • Под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина.

Рассмотрим оформление иностранца на работу в 2017 году, каждый шаг в оформлении иностранного работника в представительство или филиал иностранной компании.

Шаг 1. Оформить разрешение на привлечение иностранных сотрудников

Без этого разрешения невозможно принять на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ на основании визы.

Для оформления разрешения необходимо заплатить госпошлину в размере 10 000 руб. на каждого работника и подать пакет документов:

  • заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • копии учредительных документов (для юридических лиц) либо копию документа, удостоверяющего личность (для ИП);
  • проект трудового договора, соответствующий законодательству РФ и международным договорам, участником которых является Россия (другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников).

Разрешение на привлечение оформляется в отделении МВД России на 1 год. Срок оформления составляет 30 дней.

Обратите внимание!

Выдача разрешений на работу осуществляется в рамках квот, утверждаемых ежегодно Правительством РФ. На 2017 год квоты утверждены Постановлением Правительством РФ от 03.12.2016 № 1288.

Заключение трудовых договоров с иностранными гражданами без оформления разрешения на работу в пределах согласованной при аккредитации представительства численности иностранных работников допустимо только в случае, если имеется международный договор между РФ и иностранным государством о работе граждан этих государств без разрешения на работу на основе принципа взаимности. На сегодняшний день такие договоры заключены только с Французской Республикой (Соглашение от 27.11.2009) и Республикой Кореей (Соглашение от 10.11.2010), а также с государствами-членами ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан (Договор о ЕАЭС от 29.05.2014).

Шаг 2. Оформить приглашения и разрешения на работу

После того как разрешение на привлечение иностранных сотрудников на руках, нужно оформить приглашение на въезд в Россию для получения визы и разрешение на работу – каждому сотруднику.

Для этого в миграционную службу надо подать следующие документы:

  1. ходатайство на русском языке;
  2. документ, удостоверяющий личность работодателя (приглашающей стороны);
  3. копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  4. гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в России;
  5. документы для оформления разрешения на работу (подаются на каждого иностранного работника одновременно с ходатайством о выдаче приглашения на въезд):
    • заявление о выдаче разрешения на работу (по установленной форме);
    • цветное фото работника 30 х 40;
    • копия удостоверения личности;
    • копия документа иностранца о его образовании;
    • справки, подтверждающие отсутствие ВИЧ и других заболеваний;
    • квитанция оплаченной госпошлины.

Важно!

Рабочая виза оформляется сотруднику на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на один год.

Шаг 3. Уведомить территориальное управление по вопросам миграции о прибытии иностранца и его приеме

После выполнения этих формальностей можно приступать к заключению договоров с иностранными гражданами и оформлять их на работу.

Важно!

Иностранные граждане подлежат миграционному учету. Руководителю представительства как работодателю необходимо уведомить управление МВД по вопросам миграции об их прибытии. Это нужно сделать не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца. Уведомление заполняется на каждого иностранца по специальной форме.

За неисполнение данного регламента предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на работодателя - от 400 000 до 800 000 руб. либо административного приостановления деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Шаг 4. Заключить трудовой договор (или договор ГПХ)

Трудовой договор должен обязательно включать следующие положения:

  1. Реквизиты документа, на основании которого осуществляется трудовая деятельность (разрешение на работу/патент/разрешение на временное проживание/вид на жительство).
  2. Реквизиты полиса/договора ДМС.

При приеме на работу иностранные граждане должны предоставить практически те же документы, что и российские.

Для оформления трудового договора следует запросить с работника следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • миграционная карта, виза;
  • один из обязательных разрешительных документов, на основании которых осуществляется трудовая деятельность:
    1. Разрешение на работу или патент;
    2. Разрешение на временное проживание;
    3. Вид на жительство.
  • трудовая книжка (если ее нет, то компании необходимо завести её);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если это первое место работы у иностранца, то вы, как работодатель, должны оформить страховое свидетельство;
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (для временно пребывающих иностранцев). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Документы воинского учета у иностранных граждан не требуются. При заключении гражданско-правового договора (подряда или на оказание услуг) запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки.

Важно!

О заключении и прекращении трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера с иностранными гражданами необходимо уведомить МВД не позднее 3-х рабочих дней с даты заключения или расторжения договора.

Обратите внимание! В соответствии со ст. 191 ГК РФ срок уведомления начинает исчисляться со дня, следующего за днём заключения (расторжения) договора. А уведомить МВД компания может не только лично в миграционном отделе, но и направить уведомление почтой с описью вложения и уведомлением о вручении.

Привлечение к работе иностранцев в статусе ВКС

Высококвалифицированный специалист – иностранный работник, отвечающий следующим требованиям:

  1. Имеет опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности (оценивает сам работодатель);
  2. Вознаграждение по трудовому или гражданско-правовому договору составляет не менее 167 тысяч рублей в месяц.

Обратите внимание!

Работодатель обязан ежеквартально уведомлять управление по вопросам миграции МВД России о выполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированному специалисту.

Преимущества приема на работу иностранца в статусе ВКС:

  1. Компании не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
  2. На привлечение высококвалифицированных специалистов не распространяются квоты на разрешения на работу.
  3. Срок действия разрешения на работу, а также рабочей визы ВКС ограничен тремя годами, тогда как для простых иностранных работников – одним годом.
  4. Высококвалифицированный специалист может осуществлять трудовую деятельность в нескольких регионах РФ, указанных в разрешении на работу, тогда как в случае с обычным иностранцем разрешение на работу требуется оформлять в каждом субъекте РФ отдельно.
  5. Высококвалифицированный специалист при указании в трудовом договоре разъездного характера работы может находиться в служебной командировке в любом регионе РФ неограниченное количество времени (обычный иностранный работник – лишь 10 дней в году при условии, что он занимает одну из руководящих позиций, а если в его трудовом договоре прописан разъездной характер работы, суммарно не превышающий 40 дней в году).
  6. Высококвалифицированный специалист освобожден от обязанности постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок до 90 дней со дня въезда в РФ и на срок до 30 дней в случае передвижения по территории РФ (обычные иностранные работники – в течение 7 рабочих дней).
  7. Срок рассмотрения документов на оформление разрешения на работу, а также приглашения для получения рабочей визы для высококвалифицированного специалиста составляет порядка 15 рабочих дней (для обычных иностранных работников порядка 3,5 месяцев).

К сведению!

Прием на работу иностранцев из ближнего зарубежья

Иностранцы из ближнего зарубежья (Украина, Молдова, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан) пользуются упрощенным режимом привлечения к трудовой деятельности:

  1. Компании не нужно получать разрешение на использование иностранной рабочей силы;
  2. Компании не нужно проходить процедуру получения разрешения на работу для иностранца, так как иностранец обязан сделать это лично. Вместо разрешения на работу иностранцы получают патент, а обратиться за его получением они обязаны в течение 30 дней со дня въезда в РФ.

Важно!

Несмотря на то, что патент выдается сроком на один год, срок его действия определяется количеством месяцев, за которые иностранец уплатил авансовые платежи по НДФЛ. В связи с этим рекомендуем:

  1. Закрепить в трудовом договоре обязанность патентного иностранца своевременно предоставлять работодателю копии квитанций об уплате авансового платежа по НДФЛ (уволить за нарушение данной обязанности конечно нельзя, а вот привлечь к дисциплинарной ответственности можно).
  2. Закрепить в трудовом договоре обязанность патентного иностранца своевременно предоставлять работодателю подтверждение продления регистрации, ведь в течение трех рабочих дней со дня очередной оплаты патента принимающая сторона обязана продлить в соответствующем миграционном отделе срок пребывания иностранца на срок действия патента.
  1. Убедиться, что место работы патентного иностранца соответствовало месту выдачи патента, иначе привлечение к трудовой деятельности будет незаконным (так, например, Москва и Московская область – это разные субъекты РФ).
  2. Проконтролировать, чтобы иностранец, впервые получивший или переоформивший патент, в течение двух месяцев направил в миграционный отдел, выдавший патент, копию трудового договора. Если иностранный работник этого не сделает – патент аннулируется, а Вы рискуете быть подвергнутыми санкциям за незаконное привлечение иностранного работника к трудовой деятельности.

Прием на работу граждан из ЕАЭС

Гражданам из стран Евразийского экономического союза (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан) и вовсе не нужно разрешительных документов, а срок постановки на учет по месту пребывания продлен с 7 рабочих до 30 календарных дней, для граждан Республики Беларусь – 90 календарных дней. Срок пребывания в РФ таких граждан определяется сроком действия трудового договора, а значит работодатель (если он является принимающей стороной) обязан продлять регистрацию таких граждан только один раз в год.

Важно!

Хотя Договор о ЕАЭС предусматривает, что на граждан стран-участниц не распространяются ограничения, связанные с защитой внутреннего рынка труда, уведомить о заключении/расторжении трудового или гражданско-правового договора компания все же обязана, так как данная обязанность носит не разрешительный или ограничительный, а уведомительный характер и никак не ограничивает право таких граждан на труд в РФ.

ТОП-8 кадровых вопросов для представительств и филиалов иностранных компаний

Вопрос 1: Требуется ли все локальные нормативные акты (приказы, инструкции, положения) в представительстве оформлять на 2-х языках: русском и языке страны представительства?
Ответ: Не требуется. Кадровые документы могут быть оформлены только на русском языке.

Вопрос 2: Контракты с сотрудниками представительства заключены в стране происхождения иностранной организации. Требуется ли заключать с ними трудовые договоры в РФ или достаточно заверить перевод иностранных контрактов на русский язык?
Ответ: Трудовые договоры с сотрудниками представительства должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством РФ. В случае перевода иностранных договоров на русский язык, могут быть не в полной мере соблюдены все требования российского трудового законодательства. Рекомендуем заключить новые договоры на территории РФ. Наши специалисты помогут составить трудовые договоры с иностранными сотрудниками с учетом специфики российского законодательства.

Вопрос 3: Надо ли заводить иностранным сотрудникам представительства российские трудовые книжки?
Ответ: Да, надо. Трудовые книжки необходимо вести на всех работников (кроме совместителей), проработавших не менее 5 дней. Представительство обязано закупить необходимое количество бланков трудовых книжек и вести их учет, хранение и оформление в соответствии с законодательством.

Вопрос 4: В трудовые книжки можно ставить печать представительства?
Ответ: Да, в трудовых книжках должна стоять печать представительства. Она ставится на первом листе (при первичном оформлении трудовой книжки) и при увольнении.

Вопрос 5: Требуется ли получить на иностранных сотрудников представительства страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)? Кто должен обратиться за этими документами в ПФР и ИФНС?
Ответ: Да, на иностранных сотрудников представительства необходимо оформить СНИЛС и ИНН. При этом пенсионное свидетельство обязано оформить представительство. ИНН иностранный работник должен получить самостоятельно в налоговой инспекции.

Вопрос 6: Требуется ли представительству уведомлять ФМС (МВД) и в каких случаях?
Ответ: Да, необходимо уведомлять МВД о заключении и расторжении трудового договора с иностранным сотрудником в течение трех рабочих дней; о прибытии в место пребывания в течение семи рабочих дней; об обязательствах по выплате вознаграждения высококвалифицированным специалистом один раз в квартал.

Надо ли уведомлять миграционный орган об увольнении бывшего иностранца?

Если иностранец получил российское гражданство, пока работал, то при увольнении миграционный контроль за его трудовой деятельностью не проводится. Следовательно, информировать миграционный орган не нужно. К такому выводу пришел ВС РФ в Постановлении от 26.06.2017 № 81-АД17-17. Позиция Верховного суда поможет работодателям в спорах с миграционными органами.

Напомним, если организация-работодатель не сообщит в миграционный орган об увольнении иностранца, ей грозит штраф на сумму от 400 тыс. до 800 тыс. руб. Если нарушение произошло в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, штраф составляет от 400 тыс. до 1 млн руб. Альтернативное штрафу наказание в любом регионе – приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Вопрос 7: Если иностранный сотрудник представительства временно уезжает в основную компанию, будет ли это считаться командировкой?
Ответ: Да, выезд работника в основную компанию необходимо оформлять как командировку в соответствии с российским законодательством. Наши эксперты помогут грамотно оформить кадровые документы по командировке сотрудников и рассчитать заработную плату с учетом командировочных выплат.

Вопрос 8: Какие еще подводные камни могут быть с точки зрения кадрового учета в представительстве?
Ответ: Трудовые отношения иностранных работников с представительством регламентируются трудовым законодательством России. Поэтому кадровый учет в представительстве принципиально ничем не отличается от кадрового учета российской организации. Ведение кадровых документов по иностранным сотрудникам представительства происходит в том же порядке и в том же объеме, что и по российским работникам. «Подводные камни» в кадровом учете часто встречаются в вопросах соблюдения норм и правил Федерального Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Более того, с июля 2017 года вступят в силу изменения к Закону 152-ФЗ. Об особенностях ведения кадрового делопроизводства в части Закона «О защите персональных данных» мы готовы будем рассказать на встрече, в случае необходимости.

Компании часто возлагают обязанности по оформлению и учету иностранных сотрудников бухгалтерам, специалистам по кадрам, а то и вовсе офис-менеджерам, не подозревая, сколько особенностей и подводных камней таит в себе миграционное законодательство, а ответственность за его нарушение может даже пошатнуть бизнес (верхняя планка штрафа – 1 млн руб.). Поэтому стоит задуматься о качественных, но дорогостоящих курсах по обучению специалистов азам миграционного учета, а лучше всего – доверить оформление и кадровое сопровождение иностранцев в компании профессионалам.

Связаться с экспертом