Введение.

Темой моей курсовой работы является методология конституционного права. Данная тема интересна тем, что в литературе нет однозначного ответа на вопрос о методологии права вообще, и конституционного в частности. Во многих статьях и учебниках, которые мне встречались, этот вопрос вообще не затрагивается, хотя по логике изложения должен освещаться. Множественность классификаций создает некоторую путаницу методов. Чем больше литературы я изучала, тем неоднозначнее мною решался вопрос об отнесении или не отнесении конкретных методов к той или иной классификации и к конституционному праву вообще.

В своей работе я поделила все методы на три группы.

В первую группу относятся методы, которые присущи конституционному праву, как отрасли права – методы - императивный и диспозитивный, и способы запрет, дозволение, обязывание.

во вторую – методы конституционного права как науки – это исторический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологических исследований, статистический, системный, логический и другие методы познания.

в третью – как учебной дисциплины.

1. Предмет конституционного права

Невозможно рассуждать о методах конституционного права не раскрыв его предмета, так как методы используются для регулирования именно предмета. Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Конституционное право представляет совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения.

В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом, а также те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования или те общественные отношения, кото­рые подвергаются правовому регулированию .

Самостоятельность и специфика конституционного права России обусловливается в первую очередь особым предметом правового (конституционного) регулирования, то есть теми специфическими об­щественными отношениями, которые регулируются его нормами. В наибо­лее общем виде предмет конституционного права России составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с установлени­ем, осуществлением, передачей государственной власти в различных формах; установлением пределов государственной власти; гарантирова­нием прав и свобод человека и гражданина. Это отношения между че­ловеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Значение вопроса о предмете заключается в том, что он является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании.

Конституционное право регулирует отношения, складывающееся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

Предмет конституционного права регулирует общественные отношения в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково. В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это, прежде всего те отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

2. Общее понятие метода правового регулирования.

Метод правового регулирования – одна из наиболее дискуссионных тем в российской правовой науке. Одни ученые считают, что каждой отрасли права присущ только один метод правового регулирования , другие - несколько , третьи – что метод имеет универсальный, надотраслевой характер

В изученной мной литературе я встретила несколько подходов к пониманию метода в праве.

Часть ученых считает, что метод соответствующей отрасли права позволяет дать ответ на вопрос, каким образом, с помощью каких приемов наука изучает и совершенствует свой предмет , и приводит в своих работах общенаучные методы познания, т.к. логический, исторический, статистический, сравнительно-правовой и др .

Другая часть ученых утверждает, что метод права – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Если следовать такому подходу, то методом КП является метод конституционного регулирования нормами КП общественных отношений. Метод обеспечения наибольшей юридической силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общества и государства.

Кроме того, я заметила, что в учебниках, когда речь идет о конституционном праве, как отрасли права, то применяются одни методы, когда речь идет о конституционном праве как науке, то применяются другие методы, если же конституционное право имеется в виду как учебная дисциплина, то в этом случае применяются третьи методы.

Моя точка зрения по этому вопросу такова:

Если мы имеем в виду конституционное право, как отрасль права, то здесь нужно применять метод, как способ конституционного регулирования нормами КП общественных отношений.

Науке конституционного права присущи методы научного познания, а именно исторический, логический, статистический, конкретно-социальный, диалектический и др.

Конституционному праву, как учебной дисциплине соответствуют методы историко-правовой и формально-юридичес­кий (догматический). Вместе с тем, обращение к таким мето­дам, как социологический, политико-правовой, сравнительно-право­вой, диктуется необходимостью показать в историческом и современ­ном аспектах влияние на устройство отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, оп­ределяющие устои и развитие России. Хотя последние две группы методов схожи и даже некоторые из них полностью совпадают, однако они не идентичны.

3. Методы конституционного права, как отрасли права.

Как я уже отметила, для конституционного права, как отрасли права метод понимается, как совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

Ученые выделяют здесь два метода частно-правовой (диспозитивный) и публично-правовой (императивный) и в рамках этих методов три способа - запрет, дозволение, обязывание .

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является способ обязывания .

Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права: "Ор­ганы государственной власти, органы местного самоуправления, дол­жностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти­туцию Российской Федерации и законы» (часть 2 статьи 15 Конститу­ции РФ); "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы : "Никто не может присваивать власть в Российской Федера­ции» (часть 4 статьи 3 Конституции РФ).

Конституционному праву известен и способ дозволения :

"Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (часть 2 статьи 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при усло­вии предварительного и равноценного возмещения» (часть 3 статьи 35 Конституции РФ).

Итак, конституционное право, как отрасль права, использует разнообразные приё­мы, средства, формы воздействия на общественные отношения, ибо раз­личны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права. Его суть - в сочетании и взаимопроникновении приёмов и спо­собов воздействия на общественные отношения, типичных для полити­ческого, нравственного и правового регулирования .

Кроме такой классификации методов в литературе встречается деление на частно-правовой и публично-правовой методы, которые также можно отнести к методам конституционного права, как отрасли права.

Гражданско-правовой метод (Ю.А. Тихомиров именует его методом диспозитивного регулирования ; В.Б. Исаков – методом координации ; А.Г. Братко и Н.Л. Гранат – методом автономии . Отличительными чертами этого метода являются:

Равноправие участников правоотношений, которое придает правомерному поведению субъектов правоотношений индивидуально-регулятивное значение;

Автономия участников правоотношений, которая означает способность лица свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своем интересе. Не допускается вмешательство в их дела или воспрепятствование им. Речь в данном случае идет о гарантированной законом возможности юридического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право;

Самостоятельность участников правоотношений, выражающаяся в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом, нести ответственность по своим обязательствам, возмещать ущерб, причиненный его неправомерными действиями.

Примерами использования вышеописанного метода регулирования конституционного права является закрепление в конституции прав человека и гражданина, в частности ярко демонстрирует данный метод институт избирательного права граждан.

Следующий методпублично-правовой метод (Ю.А. Тихомиров именует его императивным методом , В.Б. Исаков – методом субординации, А.Г. Братко и Н.Л. Гранат – авторитарным методом). Данный метод построен на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Характерными чертами данного метода являются:

Формирование и использование правоотношений по принципу «команда-исполнение». Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы;

Субъекты, выполняющие властные, управленческие и иные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий;

Характерной чертой публичного метода правового регулирования является позитивное обязывание, которое может носить характер общенормотивной ориентации (когда принимается акт, устанавливающий задачи, функции, полномочия соответствующего органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е. поручения совершить то или иное юридически-значемое действие);

Императивный метод может выражаться также в запрещении каких либо действий когда нормы-запреты в общем или конкретном виде отчерчивают область возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вторжения в эту область.

В литературе отмечается, что «в отраслях права эти первичные методы в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в различных вариациях и сочетаниях… Представляя собой сложное многогранное явление, каждый отраслевой метод есть специфический комплекс приемов и средств регулирования, который, выражая также соответствующие способы регулирования, существует только в данном конкретном нормативном материале, тесно связан с соответствующей группой общественных отношений – предметом правового регулирования» .

Метод правового регулирования - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приёмов, способов юридического воздействия на специальную область общественных отношений .

В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правового регулирования, под которыми понимается совокупность при­ёмов, средств и форм систематического правового воздействия на участников общественных отношений, на весь комплекс социальных яв­лений, образующих предмет данной отрасли права. Специфика общест­венных отношений требует воздействия на них норм именно данной отрасли органически присущими ей способами. Регулируя общественные отношения, упорядочивая их развитие, законодатель избирает такие приёмы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффек­тивное правовое воздействие на общественные отношения.

4. Характеристика методов, присущих конституционному праву, как науке.

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук. Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Наука конституционного права выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

Исторический метод.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.

Исторический фактор оказывает существенное влияние на развитие права. Правовые явления нужно изучать в их историческом развитии. Сегодняшние правовые реалии во многом определяются правовым прошлым. Более того, правовые реалии сегодняшнего дня в значительной степени предопределяют завтрашний день права. Хорошо известно, что американское право во многом унаследовало черты английского права (в основном ориентирование на судебный прецедент). Современное российское право содержит многие черты права бывшего СССР (прежде всего стремление к подробному централизованному регулированию).
В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного права дооктябрьской России.

Историко-юридическое исследование предусматривает научно-обоснованное выявление основных элементов изучаемого объекта, его теоретическую, соответственно мыслительную дифференциацию на отдельные стороны, этапы, происходящих в нем изменений, с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Такое исследование намечает оптимальное направление изучения сущности государственно-правовых явлений, тенденций их развития, присущих им закономерностей. Причем последнее может быть проведено по меньшей мере в двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных сферах. Первое – предполагает выявление конкретно-исторических закономерностей, свойственных определенной стране с учетом всех особенностей ее государственно-правового развития («скачков», «зигзагов» и пр.). Второе – ориентированно на раскрытие общих закономерностей, выводимых в главном на базе конкретных исторических исследований, охватывающих значительный пространственно-временной пласт истории государственности.

«Новая конституция России, отражая уровень современного правосознания общества, учитывает некоторые исторические традиции, политические и территориальные особенности, этнический состав Российской Федерации. Базовые ценности в области конституционного строительства вырабатывались под влиянием идейного наследия отечественных конституционалистов и государствоведов, практики конституционного эксперимента в 1906-1917 гг. и советского строительства. Учет мирового опыта конституционного развития сочетался с переосмыслением концепций Д.Локка, Ш.-Л.Монтескье, Ж.Ж.Руссо применительно к современным условиям ».

Сравнительно-исторический метод.

Данный метод учитывает важную особенность исследования: выявленные исторические факты полнее раскрывают свое подлинное значение при сопоставлении их с серией других сходных, однопорядковых фактов. Это ориентирует на изучение конкретных государственно-правовых явлений путем сопоставления их отдельных качеств, черт с показателями других однотипных и одновременных им явлений (синхронное сравнение).

В большом соприкосновении с ним находятся такие научные приемы исследования как аналогия и экстраполяция.

Умозаключение по аналогии – это вывод о сходстве двух или более явлений в каких либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в каких-либо других отношениях. Обычная (простейшая) формула умозаключения по аналогии: объект В обладает свойствами а, в, с, д; объект С обладает свойствами в, с, д; следовательно объект С, вероятно, обладает и свойством а. В историко-юридической науке аналогия чаще всего применяется при изучении государственно-правовых явлений, сведения о которых неточны, неполны, фрагментарны. Познанию содействует их сопоставление со сходными им явлениями, хорошо известными в науке. Разумеется, выводы по подобным умозаключениям могут быть только гипотетическими. За ними не признается полная доказательственная сила. Считается, что повышение уровня достоверности выводов может быть достигнуто путем максимально возможного увеличения числа элементов, подлежащих исследованию, их дифференциации (разделения) по степени сущностной значимости и соответственно выявление на базе главных элементов их основных, глубинных тенденций развития.

Эти рекомендации в полной мере относятся и к экстраполяции, которая родственна аналогии и в главном основывается на одинаковых с ней методологических установках. Но ей присущи и определенные особенности. Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части одной части явления (процесса) на другую ее часть. Соответственно, экстраполяция содействует научному прогнозированию, особенно в той его части, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования уже свершившейся ступени развития, помогает понять его настоящее и, по меньшей мере, предвидеть основные контуры обозримого будущего. Причем степень обоснованности полученных таким образом выводов, во многом зависит от знания общих закономерностей, присущих всей данной пространственно-временной сфере развития.

Сравнительно-правовой метод.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

«Конституционная наука России сможет занять достойное место в мировой конституционно-правовой науке при условии ее включения в компаративистские (сравнительно-правовые) исследования. Компаративизм в области конституционного права – одно из перспективных направлений государствоведения» .

Национальное конституционное право всегда развивает те или иные идеи, формирует конституционные институты с учетом положительной или отрицательной практики зарубежного конституционного строительства. Труды дореволюционных русских ученых-государствоведов всегда отличались широтой сравнительно-правового кругозора, отсутствием национальной замкнутости.

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

Примером применения сравнительно-правового метода исследования может служить следующее высказывание:

«Основополагающие начала конституционализма в различных государствах именуются по-разному. Так, западноевропейское государствоведение для их характеристики использует термины “конституционные принципы” или “принципы конституционализма”. Некоторые из американских правоведов (А.Е.Дик Ховард) придерживаются термина “элементы конституционного развития”. Конституция РФ закрепила основы конституционного строя, выделив их в отдельную главу и гарантировав их от пересмотра. Такая практика нехарактерная для европейских государств свидетельствует о стремлении предотвратить возможность авторитарных тенденций. При этом важно наличие не только формальных, но и институциональных гарантий, а также социальной политики, направленной на смягчение неравенства ».

Так же сравнительно правовой метод имеет большое практическое значение в конституционном праве в связи с тем, что положения различных нормативных актов не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, а достигнуть этого можно лишь сопоставляя, сравнивая с правовой точки зрения нормы конституции и нормы других нормативных актов.

Системный метод.

В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выделению места отрасли конституционного права в общей системе права РФ, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Система конституционного права – это объединение конституционно-правовых норм в институты в определенной последовательности в зависимости от их содержания и характера регулируемых отношений.

Система конституционного права включает в себя следующие институты:

1. Основы конституционного строя РФ;

2. Федеративное устройство;

3. Организация органов государственной власти и местного управления;

4. Правовой статус человека и гражданина; и др.

Статистический метод.

Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых этой отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

Применяются такие статистические приемы, как: статистические группировки, обобщающие показатели, а также отношение части к целому – или отношение интенсивности.

Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

Статистический метод помогает исследователю отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями, называемыми обычно «статистическими ансамблями».

Любой результат статистического исследования, будь он положительным или отрицательным не абсолютизируется. Подлинное познание сути явлений, и особенно в конституционном праве, достигается путем сочетания количественных исследований с качественными. Статистический метод в праве всегда должен применяться в сочетании с другими методами познания.

Метод конкретно-социологических исследований.

Используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

Социология права исследует реальное состояние правовой действительности. И исследователю права, и законодателю важно знать, насколько эффективным оказалось то или иное решение. Именно это соотношение между целью, поставленной законодателем, и конкретным полученным результатом выявляет социология права. Социология осуществляет как бы обратную связь юридической практики с теорией и законодателем. Результаты социологии права используются для дальнейшего развития и совершенствования нормативной базы права.

В данном методе применяются такие приемы, как: анкетирование, наблюдение, интервью, тестирование, социальный эксперимент, экспертная оценка.

Анкетирование- это способ исследования путем опроса лиц или обобщения сведений по специально разработанной анкете.

Различают анкеты закрытые, т.е. те в которых необходимо выбрать один из вариантов имеющихся ответов, и открытые, где анкетируемый выражает свое мнение рассуждениями, а также открыто-закрытые анкеты.

Преимуществами данного приема являются возможность в короткий срок и при небольших затратах охватить значительную группу лиц; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени; достичь эффекта анонимности опрашиваемых. Недостатком данного приема является то, что он дает сведения о мнениях, касающихся явления, но не о самих явлениях; возможность ошибочных записей из-за непонимания характера вопроса.

Интервью – беседа, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинством приема является то, что он позволяет получить информацию быстро и полно. Разновидности интервью – свободное и стандартизированное.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующей стандартные вопросы. В тестировании, как правило, выделяют три этапа – выбор теста, проведение и интерпретация результатов.

Наблюдение – процесс визуального восприятия обстановки (ситуации).

Социальный эксперимент применяется при изучении определенных условий общественной жизни, например, эффективности деятельности суда присяжных.

Экспертная оценка – необходима для прогнозирования тех или иных явлений. Используется мнение соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются и анализируются.

В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений.

Логический метод.

Важное место в конституционном праве занимает логический (или как его называют, формально-логический или догматический) метод. Обще логические методы - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование.

Правовая наука постоянно имеет дело с текстами законов и других правовых норм. Логический метод, опираясь на приемы формальной логики, позволяет анализировать тексты правовых норм, сопоставлять их друг с другом, отыскивать связи между частным и общим. На логический метод опираются не только теоретики-правоведы. И законодатели, разрабатывающие тексты новых законов, и государственные служащие-управленцы, и судьи, и другие правоприменители используют логический метод для разработки, применения и истолкования правовых норм.
Этот метод позволяет выявить несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой.

Словарь русского языка С.И. Ожегова содержит следующее толкование слова логика: 1. наука о законах мышления и его формах; 2. ход рассуждений, умозаключений; 3. разумность, внутренняя закономерность чего-либо.

В формальной логике насчитываются десятки законов, из них четыре занимают особое место и называются основными законами логики. Это закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. В этих законах выражаются такие требования к мышлению, как ясность, определенность, лаконизм, строгая последовательность, доказательственность.

Учитывая важность положений конституционного права, каждая норма, каждая научная гипотеза в этой сфере должна соответствовать всем законам логики.

Другие методы.

Не умоляя значения всех других методов, я их объединила в один пункт по причине малого количества сведений об этих методах и небольшой их распространенностью применения. Однако эти методы также имеют большое значение, так как достижение желаемого результата может быть достигнуто при применении всех известных науке методов и приемов, нужно проверить, сравнить, проанализировать каждое явление со всех сторон.

В праве вообще и в конституционном в частности в последнее время применяются методы, которые разрабатывает такая наука, как синергетика – наука о самопроизвольных, самоорганизационных, случайных процессах. Эти методологические идеи позволяют лучше понять различные процессы самоуправления и управления в государственно-правовой сфере, особенно при развитии демократических начал в местном самоуправлении, в структуре исполнительной власти. Новые данные о конструктивной роли случая в общественном развитии более глубоко объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяют наряду с закономерными причинно-следственными связями, учитывать и случайные, вероятностные связи.

институциональный метод - ориентирует на рассмотрение институтов, которыми оперирует наука конституционного права, т. е. государства, права, партий, других организаций и объединений и др.

структурно-функциональный анализ - рассмотрение государственного права, как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее экспектаций (ожиданий);

функциональный метод - требует изучения зависимостей между конституционно-правовыми явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т.п.;

4) бихевиористский метод - исходит из необходимости применения к политике приемов, используемые в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп;

нормативно-ценностный подход - предполагает выяснение значения конституционно-правовых явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. д. Требует исходить из должного и желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение;

5. Методы конституционного права, как учебной дисциплины.

Изучение отрасли конституционного права осуществляется на базе теоретических разработок, составляющих содержание науки конституционного права Российской Федерации.

При изучении конституционного права не ставится задача запомнить статьи конституции по номерам. Необходимо научиться применять положения конституции, формулировать государственно-правовые понятия, а также научиться применять методы конституционно-правовой науки.

Здесь также применяются те методы, которые я отнесла к науке конституционного права, но существуют и свои нюансы.

Применяются, прежде всего, историко-правовой и формально-юридичес­кий (догматический) методы. Вместе с тем, обращение к таким мето­дам, как социологический, политико-правовой, сравнительно-право­вой, диктуется необходимостью показать в историческом и современ­ном аспектах влияние на устройство отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, оп­ределяющие устои и развитие России.

Что касается терминов и определений. Для их выведения также существуют свои методы:

В процессе введения терминов особую роль играют определения, которые подразделяются на вербальные и остенсивные. В обыденном мышлении основную роль играют остенсивные определения значения (т.е. объема) терминов, которые даются на базе чувственных восприятий, в частности, с помощью примеров. В научном пониманиии главную роль играют вербальные определения смысла терминов, которые весьма часто именуют просто определениями. Вербальные определения определяемого смысла термина (т.е. понятия, выражаемого данным термином) есть определения через указания смыслов определяющих терминов, уже известных и представляющих смысл определяемого термина.

Ни одна научная теория не может обходиться только вербальными определениями, так как подобный процесс не имеет конца. Поэтому необходимо на чем-то остановиться в определении. Во всяком случае, исходные термины теории должны быть определены либо остенсивно, либо через термины, не принадлежащие данной теории, которые в конечном итоге все равно определяются остенсивно.

Методология дает методы вербального определения научных понятий. И главный из них как выделить определяющие признаки. Для этого необходимо отвлечься от несущественного для решаемой с помощью данного определения задачи и выделить существенное в чистом виде. Для выделения в чистом виде содержания научных терминов методология разрабатывает специальные методы, например, методы алгоритмизации (конструктивизации), квантификации, качественного уточнения и т. п., на основе идеализации .

Сегодня стоит задача юридизации российского конституционного права как учебной дисциплины (в прошлом данный курс был слишком политизирован и идеологизирован), ее максимальное приближение к конституционно-правовым нормам и отношениям. Это позволит доско­нально изучить соответствующую отрасль отечественного права.

Преподавание курса "Конституционное право России" опирается на знания, полученные при изучении общей теории права, истории государства и права и других учебных дисциплин. В свою очередь, знания конституционного права способствуют усвоению знаний в об­ласти политологии, экономики. Изучение данного курса по учебному плану высшей школы предшествует изучению специальных правовых дисциплин, поскольку оно содержит необходимые исходные положения для познания остальных отраслей права.

Вывод.

Из вышеизложенного, можно заключить следующее:

Слово методология имеет разный смысл, когда мы говорим о конституционном праве как отрасли, науке или учебной дисциплине.

В одном случае она выступает как метод правового регулирования влияния на поведение участников общественных отношений, на характер взаимосвязей между ними; в другом случае как ответ на вопрос какими способами изучается и совершенствуется наука конституционного права; третьи методы тесно переплетаются со вторыми, но имеют свои особенности, в частности в выведении терминов и понятий.

Особенностью предмета отрасли конституционного права является то, что он включает в себя множество отношений государственно-правового характера и большой круг участников. Говорить о тождестве метода правового регулирования, посредством которого осуществляется влияние на их поведение, на характер взаимосвязей между ними нельзя.

Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации.

Использованная литература:

1. Лучин В.О. Е.И. Колюшин. Конституционное (государственное) право Росси: курс лекций. М., 2000

2. Проблемы конституционного права. Межвузовский сборник. Саратов, 1969г.

3. А.Б. Венгеров. Прямое действие конституции: правовые, социальные, психологические аспекты. ОНС 1995г. №5 с.48

4. Ковалевский М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права.-М.,1880.

5. В. Кнапп, А. Герлох Логика в правовом сознании.

6. Историческое и логическое в познании государства и права. Под редакцией А.И. Королева.

7. Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституци­онное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность.1993,N 6,с.36.

8. Фарбер Е.И.,Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов.,1967.

9. Коток В.Ф. Содержание конституционного права. Со­ветское гос-во и право.1971,N 2.

10. Богданова Н.А. К новой концепции препода­вания конституционного права. Гос-во и право. 1994. N 7. с.11-12.

11. Обсуждение актуальных проблем науки конс­титуционного права. Гос-во и право. 1993. N 3. с.155-159.

12. И. А. Кравец Концептуальные основы Российского конституционализма. Институт философии и права СО РАН, 1997г.

13. Теория государства и права. Ч.I /под ред. А.Б. Венгерова. М.,1996г. с.18

14. Петров Ю.А. Наука и методология, 2000г.


Бабаев В.К.,Баранов В.М., Гойман В.М. Словарь кате­горий и понятий общей теории права. Нижний Новгород. 1992. с.30.

Бабаев В.К. Понятие права. В кн.: Общая теория пра­ва. Курс лекций. Под общ. ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород. 1993.с.136.

См.: Чхиквадзе В.М., Ямпольская Ц.А. О системе советского права. – Сов. Гос. И право, 1967, №9

См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975, с.178; Павлов И.В. О системе советского социалистического права. – Сов.гос. и право, 1958, №11.

Теория государства и права. Ч.I /под ред. А.Б. Венгерова. М.,1996г. с.18

Петров Ю.А. Наука и методология, 2000г.

Выяснив, что непосредственным объектом науки конституционно­го права является конституционное право как специфическая отрасль национального права, и получив пока хотя и общее, но достаточно развернутое представление об этой отрасли, мы получаем возможность четко определить предмет указанной науки. Объект и предмет науки, несомненно, тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если опреде­ление объекта науки позволяет ответить на вопрос, на что направлен в ней познавательный процесс, и тем самым раскрытьсодержание дан­ной науки, то определение предмета науки должно ответить на вопрос, что именно в данном объекте изучает или призвана изучать данная наука, и тем самым более глубоко охарактеризовать ее через выявлениесущности этой науки. Не случайно у разных наук может быть общий объект, но никогда не бывает одного и того же предмета. Очень часто говорят о науке зарубежного конституционного права (или о науке конституционного права зарубежных стран), о науке конституционно­го права развивающихся стран, о науке конституционного права РФ (или другой отдельной страны), о науке конституционного права стран СНГ (или о науке конституционного права зарубежных стран СНГ) и т.д. Но, по сути дела, речь здесь идет не о разных науках, а о различ­ных областях научного знания, его ответвлениях внутри одной и той же науки конституционного права. Ясно, что объекты изучения у них существенно отличаются, хотя все они исследуются с позиций одного и того же предмета единой, общей науки конституционного права.

Предмет науки конституционного права. Не подлежит сомнению, что правильное определение объекта науки конституционного права значительно приближает нас к научному определению ее предмета, но не может его заменить. Поэтому нам представляются неудачными не­редкие попытки уйти в учебной литературе от прямого, четкого и специального рассмотрения вопроса о предмете науки конституционного права, ограничиваясь лишь выяснением объекта (предмета) регулиро­вания конституционного права как отрасли права.* Обращает на себя внимание, что в этом обновленном и в целом удачном учебнике была снята специальная глава «Наука конституционного права», содержав­шаяся в предшествующем издании 1996 г., и оставлена только глава «Конституционное право как отрасль национального нрава». Не нахо­дит читатель четкого определения предмета науки конституционного права и во многих других учебниках и учебных пособиях, хотя практи­чески везде справедливо подчеркивается необходимость разграниче­ния понятий «конституционное право как отрасль права» и «конститу­ционное право как отрасль правовой науки» (см. указанные выше учеб­ники М.В. Баглая, В.Е. Чиркина, К.В. Арановского и др.).

* См, напр.: Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1998. Гл. 1.

Конституционное право как отрасль национального права направ­лено на регулирование фактических (экономических, политических, социальных и духовных) общественных отношений, а наука конститу­ционного права - непосредственно на исследование конституционно­го права как отрасли права, т.е. системы конституционно-правовых норм и отношений. И лишь постольку, поскольку наука конституцион­ного права не может не изучать при этом действие этих правовых норм и отношений в реальной общественной жизни, она опосредованно, сквозь призму этих норм и отношений изучает и фактические (в смыс­ле неправовые) общественные отношения, ими регулируемые.

Но даже тогда, когда особо выделяется проблема предмета науки конституционного права, она опять-таки нередко сводится, по сущест­ву, к вопросу о предмете (объекте) регулирования конституционного права как отрасли права. Так, К.В. Арановский, говоря о науке государ­ственного права зарубежных стран, пишет, что «это отрасль знания, предметом которой является юридическое регулирование организации и деятельности государства, его отношений с лицами, общественными и религиозными движениями, территориальными образованиями и другими субъектами в связи с осуществлением политической власти. Иными словами, в предмет этой науки входит отрасль государственно­го права, государственно-правовые отношения».*

* Арановский К.В. Указ. соч. С. 6.

Во-первых, здесь допущено характерное для многих изданий не­правомерное смешение объекта и предмета науки, ибо «отрасль госу­дарственного права, государственно-правовые отношения» - это объ­ект, а не предмет науки конституционного (государственного) права. Во-вторых, правовая наука, в том числе и наука конституционного права сама по себе, непосредственно не осуществляет «юридическое регулирование организации и деятельности государства», ибо, как по­казано выше, это - задача конституционного (государственного) права как отрасли права, а не соответствующей науки. В-третьих, включать в предмет рассматриваемой науки отрасль государственного права озна­чает не видеть того, что при всей взаимосвязи этих явлений они носят разнопорядковый характер, поскольку одно относится к праву, а дру­гое - к знанию, учению о нем, которое объективируется непосредст­венно не в правовых нормах и отношениях, а в научных трудах, учеб­никах, статьях, докладах и т.д.

В другом случае предметом науки конституционного (государст­венного) права зарубежных стран признается «государственное право конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовые системы, изучаемые как в аналитическом, так и в синтетичес­ком плане».* Спору нет, прежде чем браться за определение предмета науки, необходимо выяснить, каков ее объект, в данном случае «наци­ональные государственно-правовые системы». Но можно ли ограничи­ваться только этим и сводить, например, вопрос об определении пред­мета науки конституционного права лишь к разъяснению того, что такое конституционное (государственное) право как отрасль нацио­нального права, как это делается в данном и во многих других учебных изданиях. Здесь опять-таки мы имеем дело с ошибочным отождествле­нием объекта и предмета науки. А в итоге получаем хотя и верное в принципе, в конечном счете, но мало что дающее для углубленного понимания сути этой науки определение: наука конституционного права - это наука о конституционном праве как отрасли права кон­кретных стран. К этому следует добавить, что вряд ли правомерно отождествлять саму науку и ее предмет.

*Мишин А.А. Указ. соч. С. 5.

Не может удовлетворить в этом отношении и такой подход, когда под видом определения предмета науки конституционного права дает­ся простое (более или менее подробное) перечисление разделов, макротем или макропроблем этой науки. Это типично для такого рода суждений: конституционное право - это наука об основах конституционного строя, основных правах и свободах человека и гражданина, о формах государства, его избирательной системе, организации и дея­тельности органов государственной власти и местного самоуправле­ния. По сути дела, здесь речь идет о более или менее обобщенном перечислении главных элементов системы конституционного права различных стран и соответствующих основных разделов науки и учебного курса. Но перечисление структурных элементов, раскрывающее содержание объекта науки, никогда не заменяло и не могло заменить определения предмета науки, призванного схватить и отразить ее сущ­ность.

Да, наука конституционного права, несомненно, изучает указанные конституционно-правовые институты, как и многие другие конститу­ционно-правовые нормы и отношения. Но ее главный смысл и задача состоят в том, чтобы за огромным многообразием соответствующих явлений и процессов выявить глубинные свойства, связи, взаимодей­ствия, отношения, тенденции и закономерности их организации, функционирования и развития, не лежащие на поверхности общественной жизни. Поэтомупредмет науки конституционного права - это иссле­дование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функциониро­вания и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.

Метод науки конституционного права. Если определения объекта и предмета науки позволяют понять,что изучает данная наука, то выяснение ее метода, как известно, направлено на общее понимание того,как, каким образом, какими способами она это делает. Как и другие науки, наука конституционного права использует не один, а целый ряд методов. Поэтому в названиях как данного параграфа, так и его подраз­дела понятие «метод науки конституционного права» используется по традиции в собирательном, обобщающем смысле. Еще одно общее предварительное замечание состоит в том, что, говоря о методе науки конституционного права, необходимо всегда помнить, что, как и другие науки, она опирается в своих исследованиях на общефилософскую и общенаучную методологию, а также на методы других, в том числе и неправовых, наук (например, системный метод, метод структурно-функционального анализа, статистический метод и др.). Здесь же ак­цент будет сделан на выяснении специфичности метода конституцион­ного права, которую тоже нельзя понимать в абсолютном смысле, по­скольку этими же методами могут пользоваться в той или иной мере и другие, особенно другие правовые, науки.

Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, выраба­тывает и свой метод исследования, которым она пользуется наряду с общефилософскими, общенаучными и иными методами. Специфич­ность метода науки конституционного права, как и метода каждой науки, определяется прежде всего особенностями ее предмета. Эта спе­цифичность может выражаться и в том, что хотя тем или иным конкрет­ным методом могут пользоваться и другие науки, тем не менее в данной науке этот метод занимает особо важное место и играет, например, определяющую роль. Применительно к науке конституционного права все это означает следующее.

Во-первых, наука конституционного права широко использует, как и другие юридические науки,метод формально-логического (или фор­мально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного норматив­ного акта, исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще и формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Ограниченность, недостаточность использова­ния лишь этого метода, необходимость привлечения и других методов не должны приводить к отказу от данного метода. Другое дело, что недопустима абсолютизация роли и значения этого метода, свойствен­ная юридическому позитивизму. Этот метод может и должен приме­няться в сочетании с другими методами исследования.

Во-вторых, очень важную роль в науке конституционного права играет широко используемый в нейсравнительный (компаративный) метод. Поскольку в целом нет всемирного конституционного права (если не считать некоторых общепризнанных принципов и норм меж­дународного права), а есть лишь национальные конституционно-пра­вовые системы отдельных стран с их специфическими особенностями и индивидуальным своеобразием, то одной из важнейших задач науки конституционного права (прежде всего ее общей части) является вы­явление общего и особенного в развитии этих систем. И достигается это в первую очередь путем сравнительного сопоставления конститу­ционно-правового строя различных стран. С помощью этого метода облегчается и объективная оценка места и роли опыта каждой страны в развитии конституционного права и науки о нем. На этой же основе наука конституционного права имеет возможность вырабатывать прак­тические рекомендации по совершенствованию конституционного за­конодательства в соответствующей стране. Недаром в народе говорят, что все познается в сравнении.

В-третьих, сравнительный метод дополняетсясравнительно-исто­рическим методом, значение которого состоит прежде всего в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникнове­ния и развития. Конечно, наука конституционного права придает первостепенное значение изучению того, что достигнуто на современ­ном этапе развития конституционализма в мире и отдельных странах. Но она, несомненно, включает в качестве очень важного компонента исследование того, какой исторический путь прошло это развитие. Именно на этой базе лучше всего выявляются общие тенденции и за­кономерности такого развития и особенности их проявления.

В-четвертых, немаловажное значение в науке конституционного права имеет иметод конкретного социально-правового исследования, особенно когда необходимо досконально, с учетом уникального свое­образия отразить конституционно-правовой опыт конкретной страны или специфические особенности какого-либо ее конституционно-пра­вового института. Наука конституционного права - это не только ее «скелет» (теоретические схемы, принципы, классификации, категории, законы и т.д.), но и «плоть» и «кровь» (конкретная характеристика конституционно-правовой системы данной страны и ее отдельных эле­ментов). Здесь особенно незаменим метод конкретного социально-пра­вового анализа, в использовании которого наука конституционного права имеет возможность достаточно широко использовать и методы эмпирического исследования социальных явлений, наиболее полно и глубоко разработанные в социологии. Особенно важно их применение при изучении реального действия конституционно-правовых норм и их эффективности.

Конституционное право как учебная дисциплина. Наука консти­туционного права и соответствующий учебный курс, как уже отмеча­лось, с одной стороны, очень близки и во многом совпадают по содер­жанию, поскольку в основе учебной дисциплины лежит данная наука; а с другой - существенно отличны друг от друга, ибо решают качест­венно различные задачи своеобразными путями и методами. Отличие состоит прежде всего в том, что учебный курс конституционного права по своему содержанию носит значительно более узкий характер, неже­ли наука конституционного права. Ни один даже самый большой по выделенному количеству часов учебный курс не в состоянии вместить в себя весь огромный объем знаний, накопленный наукой конституци­онного права за столетия. По существу, в вузах изучаются лишь более или менее широкиеосновы конституционного права. Особенно нагляд­но большое различие в объемах знания между наукой и учебной дис­циплиной проявляется в том, что наука призвана заниматься консти­туционным устройством более двухсот стран мира, а в учебном курсе (даже если в нем выделяется его особенная часть) обычно речь идет лишь о 10-15 странах, характер и уровень развития конституционного строя которых наиболее полно и рельефно способен отразить совре­менное состояние конституционализма в мире.

Поскольку главной задачей науки является изучение действитель­ности ради получения нового научного знания, то и изложение мате­риала в ней носит исследовательский характер. В учебном курсе основ­ная задача иная - помочь слушателям овладеть уже добытыми наукой знаниями и методами, средствами их получения. Поэтому и способ изложения материала здесь носит более обобщенный и рафинирован­ный характер. Даже если взять общую часть курса конституционного права, в которой рассматриваются важнейшие конституционно-право­вые институты безотносительно к той или иной конкретной стране, то нетрудно заметить, что наука конституционного права анализирует их значительно более широко, полно и глубоко по сравнению с соответст­вующей учебной дисциплиной.

В заключение рассмотрения данного вопроса попытаемся хотя бы кратко и обобщенно ответить на вопрос: почему необходимо и важно изучать курс конституционного права? Во-первых, данный курс имеет большоепознавательное значение. Он позволяет значительно расши­рить общий и профессиональный кругозор каждого его изучающего прежде всего за счет научного анализа таких важнейших вопросов жизни личности и общества, как народовластие, демократия и пути ее реализации, права и свободы человека и гражданина, гражданское об­щество, правовое государство, социальное государство, разделение властей, парламентаризм, авторитаризм, тоталитаризм, федерализм, автономия и местное самоуправление, гражданство, и многих других. Конечно, любой учебный курс, имея свою «нишу» в системе подготов­ки специалиста-юриста, расширяет кругозор слушателя, ибо несет новое для него знание. Но и при этом нельзя не видеть особой значи­мости курса конституционного права, определяемой в первую очередь значимостью объекта его изучения - конституций, конституционного права, регулирующих фундаментальные основы государственной и об­щественной жизни.

Во-вторых, изучение курса конституционного права имеет немалоепрактически-политическое значение. Известно, например, что в про­цессе разработки и принятия Конституции РФ 1993 г. очень важную роль сыграли анализ и обобщение зарубежного опыта развития консти­туционализма, особенно в передовых демократических странах, тем более что в истории самой России его почти не было. Это нашло свое прямое отражение как в структуре, так и в содержании многих разделов и статей нашей конституции. Был общепризнан и весомый вклад в разработку и принятие проекта этой конституции многих известных российских ученых-конституционалистов.

Возьмем теперь другую сторону дела. Очень часто граждане нашей страны многое теряют в своей жизни и практической деятельности только потому, что не знают или плохо знают свои права, свободы и обязанности, закрепляемые прежде всего в Конституции РФ и других конституционно-правовых актах. Изучение курса конституционного права позволяет устранить этот серьезный недостаток общественно-политической жизни, создает возможность более твердо и последова­тельно отстаивать законные права и интересы личности, бороться про­тив бюрократических и иных извращений демократии и гуманизма. Сравнительный анализ конституционно-правового устройства разных стран учит выработке правильной политико-правовой ориентации и оценке конституционных установлений как в своей, так и в других странах, что особенно важно для тех специалистов, работа которых проходит за рубежом или связана с выездами туда. Чрезвычайно важ­ное практическое значение изучение этого курса представляет для тех, кто уже занят или будет занят в сфере государственного управления и местного самоуправления, поскольку именно в нем концентрированно излагаются самые фундаментальные основы прав и свобод человека, статуса, компетенции и взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления и т.д. В этом отношении курс кон­ституционного права особенно тесно связан с курсами политологии и административного права.

В-третьих, трудно переоценитьидейно-воспитательное значение изучения курса конституционного права. Оно состоит прежде всего в том, что овладение знанием этого курса направлено на серьезное по­вышение политико-правовой культуры слушателей и рост их граждан­ственности, на успешное формирование гражданского общества, пра­вового государства и демократического правосознания в нашей стране. В результате усвоения данного курса достигается лучшее понимание социальной ценности демократических политико-правовых институ­тов, что не может не сказаться положительно на повышении граждан­ской активности и инициативы, прежде всего молодежи и студентов. Особенно велик идейно-воспитательный потенциал изучения таких важнейших тем и проблем курса, как конституционно-правовой статус личности, правовые основы конституционного строя, государство и его политический режим, судебная власть и ее органы, местное управление и самоуправление и др.

Предмет, методы и источники науки конституционного права.

Если конституционное право как отрасль права выражено действующими нормами конституционного права и представлено в виде нормативно-правовых актов, прежде всего конституцией, законами страны, актами главы государства и другими источниками конституционного права, то наука конституционного права представлена в книгах (учебниках и монографиях), в статьях, научных докладах и сообщениях и т.д.

Наука конституционного права изучает нормы этой отрасли права, практику и закономерности их реализации, широкую сферу общественных отношений, которые регулируются ими. Наука изучает источники конституционного права и, прежде всего, основной его источник ‑ конституции, их виды, форму, содержание, юридические свойства, порядок принятия и изменения. Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти.

Таким образом, наука конституционного права даёт анализ и оценку состояния отрасли конституционного права.

При изучении норм, источников и институтов конституционного права выявляются общие тенденции и закономерности в их развитии, показываются особенности отдельных стран и, прежде всего, Российской Федерации.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них метод формально-юридического анализа , позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала; сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования; исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии; системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод , позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы , с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Используя названные методы изучения общественных явлений, наука конституционного права играет активную роль в развитии конституционного права, ибо на основе достигнутого она выдвигает предложения по совершенствованию конституционно-правовых норм и институтов.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников , которыми являются: труды отечественных и зарубежных учёных; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Учёными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам учёных относятся многочисленные монографии и статьи, в которых даётся критическое осмысление различных категорий и институтов. Учёные спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов учёных является важнейшей стадией научного познания.

Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания учёных, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. Именно поэтому в нормотворческом процессе России всё более активную роль играют представители науки (эксперты, консультанты и т.п.).

Практика ‑ неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изучает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.

Частные методы - это способы познания, выработанные общей теорией права. К частноправовым (специальным) способам познания относят формально-юридический метод, метод толкования и сравнительно-правовой метод.

Формально-юридический метод состоит в исследовании правовых категорий, дефиниций, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приемами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений. Предметом исследования при таком подходе является право в строгом смысле, или "чистое право", взятое вне политики, экономики и других социальных явлений. Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Метод толкования - это способ уяснения и разъяснения смыслового содержания юридических норм путем выхода за рамки их буквального смысла. Традиционно этот метод считается разновидностью формально-юридического подхода. Однако последний предполагает изучение нрава вне связи с другими социальными явлениями, в то время как метод толкования, напротив, ориентирован на использование в познавательном процессе информации, имеющей историческую и политическую значимость.

Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий.

Значение данного метода состоит прежде всего в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникнове­ния и развития. Конечно, наука конституционного права придает первостепенное значение изучению того, что достигнуто на современ­ном этапе развития конституционализма в мире и отдельных странах. Но она, несомненно, включает в качестве очень важного компонента исследование того, какой исторический путь прошло это развитие. Именно на этой базе лучше всего выявляются общие тенденции и за­кономерности такого развития и особенности их проявления.

Немаловажное значение в науке конституционного права имеет и метод конкретного социально-правового исследования , особенно когда необходимо досконально, с учетом уникального свое­образия отразить конституционно-правовой опыт конкретной страны или специфические особенности какого-либо ее конституционно-пра­вового института. Наука конституционного права - это не только ее «скелет» (теоретические схемы, принципы, классификации, категории, законы и т.д.), но и «плоть» и «кровь» (конкретная характеристика конституционно-правовой системы данной страны и ее отдельных эле­ментов). Здесь особенно незаменим метод конкретного социально-пра­вового анализа, в использовании которого наука конституционного права имеет возможность достаточно широко использовать и методы эмпирического исследования социальных явлений, наиболее полно и глубоко разработанные в социологии. Особенно важно их применение при изучении реального действия конституционно-правовых норм и их эффективности.

Рассмотрим понятие, предмет, методологию и функции конституционного права .

Конституционное право является частью системы юридических наук, которая включена в состав системы общественных наук.

Для любой юридической науки характерен особенный подход к изучаемому объекту, разная степень абстрактности, свой предмет. С учетом данных обстоятельств выделяют следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые и прикладные.

Конституционное право принято относить к отраслевым наукам , основной характерный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права . Указанные сферы составляют наибольшую часть в системе юридических наук, равную количеству отраслей права.

Конституционное право наделено своим предметом изучение отрасли конституционного права, то есть оно раскрывает присущие этой отрасли закономерности, обозначает основные понятия и категории, которые применяет действующее конституционно-правовое законодательство, а также раскрывает роль и функции соответствующих правовых институтов.

Конституционное право определяет эффективность действия правовых норм, вырабатывает советы по её увеличению. Для этого оно рассматривает деятельность государственных органов и формы их взаимодействия.

Предметом науки конституционного права выступает вся область общественных отношений, которая подлежит конституционно-правовому регламентированию.

В результате анализа общественных отношений научное направление должно выводить теоретические обоснования пределов его правового регулирования для того, чтобы оно не было чрезмерным или слишком узким.

Все конституционно-правовые институты исследуются в их историческом развитии с учетом присущих ему тенденций и противоречий.

Заметное место в предмете рассматриваемой области занимают изучение проблем правового статуса личности, прав и свобод человека и гражданина, взаимосвязи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы о познании системы государственной и муниципальной власти, принципа разделения властей и т.д.

Изучение вышеуказанных проблем составляет предмет науки , а сами выводы и теоретические положения - её содержание.

В характеристике конституционного права огромное значение имеет вопрос о её методах и методологии. Они характеризуются заметным разнообразием: исторический метод, сравнительно-правовой метод, системный метод, статистический метод, социологический метод и др.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в закономерности их исторического развития . Это нужно для выявления преемственности в правовом регулировании. Исторический метод познания постоянно расширяет свои границы.

Конституционное право широко применяет сравнительно-правовой метод исследования. Суть данного метода проявляется в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, которые регулируют однородные сферы общественных отношений в разных странах.

При глубоких научных исследованиях следует применять системный подход к изучаемому предмету. Наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает её структуру и элементы, их взаимосвязи, анализирует систему каждого правового института.

Статистический метод позволяет проанализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, выявить уровень их влияние на общественные процессы. Конституционное право подвергает анализу статистические показатели, характеризующих все сферы регулируемых общественных отношений, и на основе этих данных делает выводы. После их обработки, оно обосновывает правовые, политические и организационные меры и действия, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал правовых норм.

Метод социологических исследований применяется для изучения социальной и политической сфер, в которых отмечается реализация конституционно-правовых норм. При использовании данного метода выявляются условия, которые воздействуют на развитие общественного сознания и формирование общественного мнения.

В число задач науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, которые затрагивают сферу конституционно-правовых отношений.

Наука конституционного права реализует свои задачи при помощи функций .

Функции науки конституционного права - это основные направления проведения научных исследований, которые направлены на решение её целей и задач. Функции определяются предметом и целями конституционного права.

Принято выделять общие и специальные функции науки конституционного права . Под общими функциями следует понимать те направления науки конституционного права, которые свойственны всем юридическим наукам. К ним можно отнести следующие функции : гносеологическая, методологическая, эвристическая, прогностическая, сравнительная, коммуникативная, практико-прикладная, воспитательная, экспертная и другие. При этом фундаментальными в науке принято считать гносеологическую, методологическую, прогностическую и сравнительную функции. Именно они и составляют основу системы общих функций науки конституционного права, тогда как другие общие функции имеют дополнительный характер.