Запишите слово, пропущенное в таблице

ВИДЫ НОРМ

Нормы права

ПРИЗНАКИ

Общеобязательный характер, существуют в письменной форме, созданы государством.

Возникают стихийно в процессе практической деятельности людей, санкции устанавливаются обществом, основные понятия «добро» и «зло»

Нормы морали


Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма»

  • установлена государством,
  • имеет письменную форму
  • является совокупностью представлений о добре,
  • общеобязательна,
  • возникла стихийно в процессе общественной практики.

  • Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?

В наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона.


Верны ли следующие суждения о праве?

А. В законе право приобретает свою определённость,

точность, завершённость.

Б. Практическое значение права состоит в защите

прав человека.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

  • Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?
  • Какие правовые знания нам нужны?
  • Кого можно назвать правокультурным человеком?

В наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона.



Уровни правосознания

Научное правосознание

Профессиональное правосознание

Обыденное правосознание


Структура правосознания

Правосознание

Знание права

Правовая идеология

Правовая психология

Правовая установка


ЗНАНИЕ ПРАВА

  • нормы Конституции РФ
  • важные Федеральные законы
  • положения отраслевых кодексов
  • понимание сущности правовых

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ это чувства и эмоции, в которых выражается отношения к праву и законам

Оценка права


ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей

Справедливость

Охрана права

Цель права




ПРАВОСОЗНАНИЕ

Индивидуальное

Групповое

Общественное



ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА предполагает наличие таких нравственных личностных качеств как:

совестливость

чувство собственного достоинства

честность

справедливость




Функции правовой культуры

Познавательная

Нормативно-ценностная

Функции правовой культуры

Коммуникативная

Прогностическая

Регулятивная


Система правового воспитания

Идеи и ценности

современной правовой культуры



Признаки правомерного поведения

  • правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами;
  • правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям;
  • правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании;
  • правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения.

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно?

  • Страх из-за возможности юридической ответственности?
  • Боязнь наказания?
  • Личные убеждения?
  • Привычка?

Виды правомерного поведения

Виды правомерного поведения

Социально активное

Маргинальное

Конформистское


Система правового воспитания

Идеи и ценности

современной правовой культуры


Правомерное поведение - поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного пове­дения:

Правомерное поведение ограничено установленными пра­вовыми нормами, т.е. совпадает с нормами права, не противоре­чит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами.

Правомерное поведение полезно для общества, не противо­речит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необхо­димое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение (к нежелательным, но тем не менее социально допус­тимым явлениям можно отнести неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы);

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании (закон исключает из числа лиц, способ­ных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых). Дееспособностъ (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность);

Правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения пра­вовых норм) общество перестало бы нормально функциониро­вать (что обычно имеет место в периоды революций, граждан­ских войн или других социальных катаклизмов).

В зависимости от главного мотива выделяют следующие виды правомерного поведения.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и пра­вовой культуры, ответственности и добровольности.

Оно характеризуется осознанной и целенаправленной дея­тельностью личности ради достижения какого-либо социально полезного результата (так, например, в трудовой деятельности поведение работника будет определяться как социально актив­ное, если он соблюдает правила внутреннего трудового распо­рядка, техники безопасности, вносит рационализаторские пред­ложения, активно отстаивает свои социально-трудовые права и права других работников).

Конформистское поведение - поведение, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всесто­роннего осознания, без высокой правовой активности (человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все, такое поведение типично для социальных групп с недоста­точно развитыми правовой культурой и правосознанием, напри­мер, для несовершеннолетних).

Конформистское поведение определяется и как пассивное поведение личности. Пассивное поведение остается в рамках права, но оно не соответствует его целям. Там, где должны быть получены позитивные результаты, личность не стремится их достичь. Например, не предпринимает попыток реализовать свое право на труд, приобрести профессию или специальность, уклоняется от вступления в брак, не участвует в выборах в Го­сударственную думу, органы местного самоуправления.


Маргинальное (пограничное) правомерное поведение - пове­дение, соответствующее правовым предписаниям, но находя­щееся под воздействием государственного принуждения, про­диктованное страхом перед наказанием.

Маргинальное (пограничное) правомерное поведение людей соответствует действующим нормам права, но их правовое соз­нание находится в противоречии с этими нормами. В рамках за­конности людей удерживает боязнь быть привлеченными к юридической ответственности, строгости наказания, обществен­ного осуждения.

Маргинальный тип поведения характерен для лиц с низким уровнем доходов, репатриантов.

Предпосылки формирования правомерного поведения:

1) должны существовать определенные правовые отношения {правовые связи и зависимости) - юридические предпосылки;

2) психологические предпосылки - человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение;

3) социальные предпосылки - люди всегда действуют в оп­ределенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние (социальные связи в определенной мере влияют на поведение человека).

Существование права нераздельно связано с волей и созна­нием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и созна­ние человека, им следующего. В то же время и воздействие са­мого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего об­щества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10 класс 01.03.16

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической .

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания oграничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный. часто поверхностный xaрактер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в yмeнии гpaмoтнo при менять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научногo правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля)? выпускника неюридического вуза?)

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы цeннocтей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и oxранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные цeннocти: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, ее правовая и социальная защищенность, а также ценности пу6лuчного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает цeннocти, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные eгo социальные группы и классы.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определенных целей и в утверждении определенных ценностей.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это, прежде вceгo, уровень знания права каждым из нас, уважительное oтнoшение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на нeгo. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от нeвepнoгo и недопустимого.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и дoстижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для тoгo, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция право вой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры oxвaтывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина вправовой организации общества;
- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
- активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего). Для нeгo х

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
- правомерное поведение полезно для общества, не противоречит eгo интересам и целям. В связи с этим выдeляют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее coциально допустимые явления, как неучастие граждан в гoлосовании или супружеские разводы;

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, нeдееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
- правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (мaccoвoгo нарушения правовых норм) общество перестало бы нopмально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для тoгo чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от г лавного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно eгo поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно гoворить о eгo сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их г лубокого и вcecтopoннeгo осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с нeдостаточно развитыми право вой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления тaкогo поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже cooтвeтcтвует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано стpaхом перед наказанием. (Вспомните, кoгo называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие при меры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде вceгo, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, , нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психоло?ических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальnых предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и coзнанием людей. Требования общественной жизни, выpaженные в качестве юридических норм, сами по себе не стaнут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие caмoгo права на общественные oтнoшения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая гpaмoтность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Выcoкий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру вceгo общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Подробное решение параграф § 21 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?

Какие правовые знания нам нужны?

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях.

Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Кого можно назвать правокультурным человеком?

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Вопросы и задания к документу

1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?

Главным образом в тексте отмечаются такие черты правосознания, как ответственность за свои поступки, готовность соблюдать даже те законы, назначение которых человеку не слишком ясно.

2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.

Человек соблюдает законы, оставаясь свободным в их рамках, возможно, сам их совершенствует.

3. Какой новый по сравнению с текстом учебника аспект раскрыл автор в характеристике правосознания? В чём вы видите особую ценность этого аспекта?

Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности.

Вопросы

1. Что такое правосознание?

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.

Правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом.

3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?

Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

4. Каковы основные функции правовой культуры?

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определённые поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

5. Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?

В юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нём реализуются нормы права;

Правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение;

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых;

Правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает различного отношения людей к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?

Социально активное поведение - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности.

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием.

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определённые потребности. Например, именно для этих целей заключаются договоры и совершаются сделки.

7. Каковы предпосылки правомерного поведения?

Прежде всего речь идёт о юридических предпосылках: должны существовать определённые правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы, прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить своё поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность.

8. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания общества и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Задания

1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованы, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?

- «Депутаты Государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований». – профессиональное правосознание.

- «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь». – обыденное правосознание.

- «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свободы». – научное правосознание.

3. Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?

Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать. Законы должны соответствовать устоявшимся традициям и обычаям, если последние не противоречат правам и обязанностям человека. Законам нужно подчиняться в любом случае. Если законы не правомерны, то государство не является правовым.

Обществознание, 10 класс

Урок № 65

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Д.З.: § 29, ?? (с.327), задания (с.327-328)

Повторить § 25-29, понятия

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • содействовать пониманию учащимися сущности и особенности правосознания;
  • добиться осознания и обязательности выполнения правовых норм;
  • пробудить чувство правовой ответственности, продолжить правовое воспитание.

Знать и уметь

Знать

- что такое правосознание;

- каким образом взаимодействует право и правосознание;

- что такое правомерное поведение и его признаки;

Уметь:

- характеризовать основные элементы правосознания;

- объяснять предпосылки

правомерного поведения;

- объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры.


Понятия, термины

  • правовое сознание;
  • правовая культура;
  • правовая культура личности;
  • правовая культура общества.

Изучение нового материала

  • Предпосылки правомерного поведения.
  • Правосознание.
  • Правовая культура.

Актуализация проблемы

  • Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?
  • Какие правовые знания нам нужны?
  • Кого можно назвать правокультурным человеком?

Правосознание

- совокупность идей, представлений,

чувств, выражающих отношение людей

действующему или желаемому праву.

Правовые

установки

Знание

права

Правовая

психология

Правовая

идеология


Знание права

  • знание норм Конституции РФ;
  • знание содержания наиболее важных

федеральных законов;

  • понимание сущности правовых учений и доктрин;
  • ориентирование в иерархии нормативно-

правовых актов;

  • наблюдение посредствам СМИ за деятельностью

законодательных органов и др.

Наличие

юридической

подготовки

Жизненный

опыт

Место

работы

Уровень

образования

интересы


Правовая идеология

- отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения

определенной системы ценностей.

Ценности публичного

характера

Общечеловеческие

личностные ценности

  • демократия;
  • законность;
  • правопорядок;
  • политический плюрализм;
  • идеологический плюрализм
  • жизнь;
  • честь;
  • достоинство;
  • свобода личности;
  • правовая безопасность;
  • социальная защищенность.

и др.

Формирование основополагающих идей, принципов правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.


Правовая психология

Чувства, эмоции, в которых выражается отношение

к праву и законам.

Оценки права

Правовые идеи

Правовые установки

-определенное психологическое состояние человека,

сформированное условиями его жизни, воспитанием,

в том числе правовым, основанное на принятии

ценностей, закрепленных правом. Психологическая

готовность личности к соблюдения норм права.


Правосознание (по уровню знаний)

Обыденное

Научное

Профессиональное

Характерно для

ученых-юристов ,

которые на глубоком

теоретическом

уровне

анализируют

право.

Правосознание

юристов, которые

обладают глубокими

знаниями в

юриспруденции.

Уровень

правосознания

обычного человека ,

который

не обладает

какими-либо

особыми

познаниями

в праве.


Правосознание (по числу)

Общественное

Групповое

Индивидуальное

Формируется

в обществе .

Формируется в

отдельных

социальных группах .

Формируется у

конкретного

индивида .

Право

Правосознание

  • правосознание влияет на правотворчество, а

правотворчество влияет на содержание норм;

  • правосознание учитывается в ходе

правоприменения;

  • уровень правосознания общества способствует

соблюдению и исполнению права;

  • право формирует правосознание каждого,

способствуя внедрению в сознание правовых идей.


Правовая культура

-особое социальное явление, качественно

характеризующее правовое состояние как отдельной

личности, так и общества в целом.

Правовая культура

общества

Правовая культура

личности

Отражает обеспечение прав

и свобод человека,

безопасность личности,

является гарантом её

правовой защиты и

гражданской активности.

Отражает степень и характер

развития личности, которые

выражаются в уровне

правомерности её деятельности.

Правовая активность,

т. е. умение

эффективно

использовать

правовые

средства для

достижения целей

Привычка к

правомерному,

законопослушному

поведению

Правовая культура

граждан

Правосознание

человека


Функции правовой культуры

Нормативно-

ценностная

Регулятивная

Познавательная

Теоретическое

осознание

и обоснование

необходимых

мероприятий по

формированию

правового государства,

организация их

проведения.

Обеспечение

устойчивого,

слаженного и

эффективного

функционирования

всех элементов

правовой системы и

общества в целом.

Оценочное отношение

личности к цели и

результатам правовой

деятельности,

изучение этого

отношения.

Коммуникативная

Прогностическая

Регулирование

общения граждан

в правовой сфере .

Анализ тенденций,

характерных для

правовой системы

общества.


Черты современной правовой культуры

  • определяющее значение прав и свобод человека и гражданина

в правовой организации общества;

  • утверждение в массовом правосознании чувства уважения

к закону и правопорядку;

  • правовая активность граждан в осуществлении своих прав;
  • активная законотворческая, правозащитная и

правоприменительная деятельность всех звеньев государства.

Правовой нигилизм

(от лат. Nihil – ничто, ничего) – полное отрицание всего

  • недооценка или отрицательная оценка роли права;
  • неуважение к праву;
  • пренебрежение к праву.

Государственный

Личностный

Правонарушения


Правовое воспитание

Юридическая

практика

Правовое

просвещение

Самовоспитание

Личный опыт,

самообразование,

собственный

анализ правовых

явлений.

Передача

юридической

информации, знаний

посредством участия

граждан в

правоприменительной

деятельности.

Распространение

идей и правовых

требований среди

населения

телевидением,

радио, создание

компьютерных баз

данных.

Предотвращение правового нигилизма


Правомерное поведение

Поведение, соответствующее правовым

нормам, не нарушающее их.

Ограничено

установленными

правовыми

нормами.

Полезно для

общества, не

противоречит

его интересам

и целям.

Осуществляется

на добровольном

и осознанном

основании.

Распространено

среди

большинства

населения.

Необходимое

(желательное)

поведение

Социально

допустимое

правомерное

поведение

Дееспособные

лица

Недееспособные

и невменяемые

Частичная

дееспособность

(с 14 до 18 лет)

Полная

дееспособность

(18 лет)


Виды правомерного поведения

Маргинальное

правомерное

поведение

Социально

активное

Конформистское

поведение

Соответствует

правовым

предписаниям, но

находится под

воздействием

государственного

принуждения,

продиктовано

страхом перед

наказанием.

Подчинение

правовым

предписаниям без их

глубокого и

всестороннего

осознания, без

высокой правовой

активности.

Высшая форма

правомерного

поведения.

Соответствующая

высокому уровню

правосознания и

правовой культуры,

ответственности и

добровольности.


Предпосылки формирования правомерного поведения

Социальные

Юридические

Психологические

Социальная среда

оказывает влияние

на людей,

действующих в ней.

Осознание

юридических прав

и обязанностей,

усвоение

юридических

норм личностью.

Должны

существовать

определенные

правовые

отношения .

Правовые

зависимости

Правовые

связи


Практические в ыводы

  • существование права неразрывно связано с волей и сознанием людей;
  • требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, не станут правилом поведения, пока не пройдут через волю и сознание человека, им следуемого;
  • воздействие права на общеобязательные отношения осуществляется через волю и сознание человека;
  • предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность ;
  • правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру , которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого;
  • высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения .


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

ИСТОЧНИКИ

  • Баранов П. А. Обществознание: полный справочник. - М. 2011.
  • Боголюбов Л. Н. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: 2006.
  • Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: 2011.
  • Терентьева Г. Г. Краткий словарь обществоведческих терминов. – Чебоксары: 2008.