Правовой статус личности базируется на конституционных принципах, которые отражают конкретные основы отношений между государством и физическим лицом. К конституционным принципам правового статуса личности относятся: принцип всеобщности прав и свобод; принцип равенства; принцип единства прав и обязанностей; принцип гарантированности прав и свобод; принцип взаимной ответственности государства и личности.

Принцип всеобщности прав и свобод означает, что все люди являются свободными и наделены правами от рождения (ст. 21 Конституции Украины).

Принцип равенства означает, что права, свободы и обязанности признаются за всеми в одинаковом объеме, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места проживания и иных обстоятельств. Принцип равенства провозглашает равенство всех перед законом и судом (ст. 24 Конституции Украины).

Принцип единства прав и обязанностей проявляется в чет кой сбалансированности прав и обязанностей в правовом статусе личности. В социально организованном обществе у субъектане может быть прав без обязанностей, как и обязанностей без прав. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения человеком и гражданином своих обязанностей. В Конституции Украины устанавливается, что использование субъективных прав и свобод не должно причинять ущерб интересам общества и государства, правам иных участников общественных отношений (ст. 23 Конституции Украины).

Принцип гарантированности прав и свобод заключается в том, что государство выступает в качестве главного субъекта, обеспечивающего возможность реализации конституционных прав и свобод с помощью правовых, политических, экономических, социальных и иных средств. Права и свободы гарантируются государством и не могут быть отменены; при принятии новых законов, а также при внесении изменений в действующее законодательство не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Гарантированность прав и свобод в значительной степени определяется политическим режимом, уровнем развития демократии, наличием специальных органов, занимающихся защитой прав и свобод, высоким уровнем правовой культуры, социально-правовой активностью личности и т.д.

Принцип взаимной ответственности государства и гражданина проявляется в их взаимных правах и обязанностях. Конституция Украины устанавливает ответственность государства перед обществом личностью за свою деятельность (ст. 3 Конституции Украины).

Гражданство Украины

Правовой статус личности определяется, прежде всего,ее принадлежностью к государству, наличием или отсутствием гражданства. В полном объеме права и свободы государство гарантирует только собственным гражданам. Соответственно, на граждан налагается и больше обязанностей.

Основы правового регулирования института гражданства в Украине составляют Конституция Украины, Закон Украины «О гражданстве Украины», а также иные нормативно-правовые акты. Закон Украины «О гражданстве Украины» определяет гражданство Украины как правовую связь между физическим лицом и Украиной, которая находит свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.

Согласно ст. 2 Закона Украины «О гражданстве» гражданство Украины основывается на следующих принципах:

Единого гражданства - гражданства государства Украина, которое исключает существование гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается только лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины;

Предотвращения случаев возникновения безгражданства;

Невозможности лишения гражданина Украины гражданства Украины;

Признания права гражданина Украины на смену гражданства;

Невозможности автоматического приобретения, а также прекращения гражданства Украины;

Равенства перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения ими гражданства Украины;

Сохранения гражданства Украины независимо от местожительства гражданина Украины.

Гражданами Украины являются:

а) все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины;

б) лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, местожительства, языковых и иных признаков которые на момент вступления в силу Закон Украины «О гражданстве Украины» (13 ноября 1991 года) года постоянно проживали в Украине и не являлись гражданами других государств;

в) лица, прибывшее в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена надпись «гражданин Украины», а также дети таких лиц, прибывшие вместе с родителями в Украину, если на момент прибытия в Украину они не достигли совершеннолетия;

г) лица, которые приобрели гражданство Украинысогласно законам Украины и международным договорам Украины.

Гражданство Украины приобретается:

1) по рождению;

2) по территориальному происхождению;

3) вследствие принятия в гражданство;

4) вследствие восстановления в гражданстве;

5) вследствие усыновления;

6) вследствие установления над ребенком опеки или попечительства;

7) вследствие установления над лицом, признанным судом не дееспособным, опеки;

8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка;

9) вследствие установления отцовства;

10) по иным основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

Согласно ст. 9 Закона Украины «О гражданстве Украины» условиями приема в гражданство Украины являются:

1) признание и соблюдение Конституции Украины и законов Украины;

2) обязательство прекратить иностранное гражданство или не пребывание в иностранном гражданстве;

3) беспрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины в течение последних 5 лет;

4) получение разрешения на постоянное проживание в Украине;

5) владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения;

6) наличие законных источников существования.

Положения, предусмотренные пп. 3-6, не распространяются на лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Украиной, и на лиц принятие которых в гражданство Украины представляет государственный интерес для Украины.

В гражданство Украины в силу ст. 9 Закона Украины «О гражданства Украины» не могут быть приняты лица, которые:

1) совершили преступление против человечества или осуществляли геноцид;

2) осуждены в Украине к лишению свободы за совершение тяж кого преступления до погашения или снятия судимости;

3) совершили на территории другого государства действия, признанные законодательством Украины тяжким преступлением.

Конституция Украины содержит широкий перечень прав и свобод человека и гражданина: из 161 статьи Основного Закона правовому статусу личности посвящено 48 статей - без малого третья часть текста Конституции. При этом права и свободы закреплены во втором разделе Конституции, который следует после раздела, устанавливающего основы конституционного строя.

Конституционные (основные) права и свободы по содержанию подразделяются на гражданские (личные), политические, социально-экономические, культурные и права в области экологии.

1. Личные права и свободы включают в себя: право на жизнь;

право на уважение чести и достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной корреспонденции; право на невмешательство в личную и семейную жизнь;

право на свободу передвижения и свободный выбор места жительства, право на свободу мысли и слова, право на свободу мировоззрения и вероисповедания и другие права и свободы.

2. К политическим правам и свободам относятся: право принимать участие в управлении государственными делами; право избирать и избираться; право на свободу союзов и ассоциаций; право на свободу мирных собраний и т.д.

3. Социально-экономическими правами и свободами являются:

право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, право на свободу предпринимательской деятельности; право на труд; право работающих на забастовку для защиты всех своих экономических и социальных интересов; право на отдых; право на социальную защиту; право на жилище; право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи; право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование и другие.

4. Культурные права это: право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, право на защиту интеллектуальной собственности; право на свободный доступ к культурному наследию; право на образование т.д.

5. Впервые на конституционном уровне (ст. 50 Конституции Украины) в нашем государстве устанавливается, что каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на распространение такой информации. Перечисленные права составляют категорию экологических прав и свобод.

К основным обязанностям относятся: обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины; не посягать на права, свободы, честь и достоинство других субъектов; защищать Отечество; независимость и территориальную целостность Украины; уважать государственную символику, не причинять ущерб природе, культурному наследию, возмещать причиненный убытки; платить налоги и сборы.


Похожая информация.


Принципы основ правового статуса личности это совокупность основных идей, на основании которых строится вся система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и происходит процесс их реализации.

К принципам основ правового статуса личности относятся:

Принцип равноправия (или правового равенства);

Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод;

Принцип непосредственного действия;

Принцип гарантированности конституционных прав и свобод;

Принцип общедоступности нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы

Принцип равноправия (или правового равенства) означает равную свободу всех членов общества, равный набор их правовых возможностей.

Он является ведущим и определяющим в правовом статусе личности.

Этот принцип включает:

Равенство конституционных прав и свобод независимо от фактических различий людей;

Равенство перед законом;

Равенство перед судом;

Равноправие мужчины и женщины;

Равенство в социальном государстве.

Государство согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод независимо от личностных характеристик (пол, возраст, национальность, раса) и социального положения (происхождения, имущественного и должностного положения и др.). В российской Конституции РФ устанавливается императивный запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

Принцип равенства конституционных прав и свобод независимо от фактических различий людей означает, прежде всего, формальное равенство возможностей, равные стартовые условия человека в обществе. Его содержание направлено на недопущение каких-либо привилегий для отдельных граждан или групп граждан в зависимости от различных признаков и обстоятельств.

Принцип равенства перед законом имеет самостоятельное значение.

Он означает: а) запрет на установление в законодательных актах мер дискриминационного характера (например, закрепление правила, в соответствии с которым не допускаются осуществлять торговлю на рынках лица, не знающие русский язык); б) требование равной для всех защиты законом (милиция в равной мере должна защищать права всех граждан); в) обеспечение принципа равенства при формировании и реализации всей системы национального законодательства.

Принцип равенства перед законом допускает определенные исключения. Так, федеральное законодательство устанавливает особый порядок привлечения к ответственности Президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и других лиц.



Принцип равенства перед судом означает: а) равный доступ к правосудию; б) равное для всех применение норм права; в) равенство сторон

в судебном заседании. Равенство перед судом обеспечивается рядом положений, например, гласностью, открытостью судопроизводства, гарантиями обеспечения беспристрастности суда и т. д. Принцип равноправия мужчины и женщины выделен в отдельный конституционный принцип. Он не означает фактического уравнения полов. Более того, женщины имеют по российскому законодательству больший набор социальных гарантий, чем мужчины. Этот принцип направлен на предотвращение дискриминации женщин в политической и социально-экономической сферах жизни.

Принцип равенства в социальном государстве не означает: установление фактического равенства прав и свобод; абсолютного равенства прав и свобод членов общества. Не могут на равных выступать в обществе ребенок и взрослый человек; здоровый и инвалид и т. д. Поэтому этот принцип допускает формальное неравенство объема прав и свобод граждан.

С учетом этого принцип равенства в полной мере проявляется в равенстве одинаковых категорий граждан.

Принцип равноправия тесно взаимосвязан с принципом справедливости. Во-первых, эта взаимосвязь проявляется в том, что отдельные категории граждан имеют больший объем социальных прав и гарантий (дети, пенсионеры, инвалиды, малоимущие, многодетные семьи, представители малочисленных народов, жители регионов Крайнего Севера и т. д.). Во-вторых, государственная и, прежде всего судебная защита прав и свобод предполагает учитывать идеи социальной справедливости в обеспечении прав и свобод граждан. Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29 января 2004 г. при оценке конституционности отдельных положений ФЗ «О трудовых пенсиях» указал, что исключение льготного порядка исчисления пенсий нарушает принцип правовой справедливости.

Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ)означает признание государством того, что естественные права и свободы имеют особое положение в системе конституционных прав и свобод: а) государство не устанавливает их, а только подтверждает обязательство по их обеспечению; б) устанавливается определенный приоритет этих прав и свобод (повышенная степень защиты ряда естественных прав и свобод).

Принцип непосредственного действия означает, что а) конституционные права и свободы могут применяться без дополнительного условия конкретизации в специальных законодательных актах; б) разработка и принятие законов, применение законодательства, деятельность органов публичной власти и их должностных лиц должны соответствовать смыслу исодержанию конституционных прав и свобод.

Принцип гарантированности конституционных прав и свобод означает: а) обязанность государства защищать права и свободы как высшую ценность конституционного строя (ст. 2); б) гарантированность прав и свобод согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ (ч. 1 ст. 17); в) запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); г) регламентация условий ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55).

Гарантированность конституционных прав и свобод предполагает также обеспечение социальных и экономических условий реализации этих прав и свобод.

Принцип общедоступности нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы. Этот принцип означает, что любые нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Это признаваемые и охраняемые правом начала, которые формируют фундамент для осуществления прав и свобод личности, выполнения обязанностей.

Принципы правового статуса человека и гражданина характеризуются своей универсальностью . Принципы формируют основные черты статуса членов общества, затрагивают все права, свободы и обязанности вне зависимости от того, какой правовой отраслью они регламентированы.

Анализ принципов правового статуса человека и гражданина позволяет раскрыть их сущность, которая отражена в нормах Конституции России.

В Конституции 1993 года установлены следующие принципы правового статуса человека и гражданина .

Во-первых, права, свободы и обязанности человека реализуются на основе принципа равноправия. Данный принцип занимает главное место в характеристике правового статуса личности. В статье 19 Конституции указаны три основных аспекта принципа равноправия: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие женщины и мужчины.

Принцип равенства реализуется вне зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, языка, статуса, имущественного и должностного положения, религии, убеждений и иных обстоятельств.

Конституция рассматривает принцип равноправия как своеобразное равенство возможностей, а не как фактическое равенство правомочий.

Однако политика государства должна иметь целью формирование условий, которые будут ограничивать существенное экономическое и социальное расслоение общества.

Во-вторых, права, свободы и обязанности человека и гражданина основаны на принципе гарантированности.

Данный принцип получает правовое выражение в разных формах: как общее начало реализации разнообразных прав и свобод человека, как конкретные гарантии для каждого права и каждой свободы в отдельности.

В качестве общего начала правового статуса личности, принцип гарантированности отражен в статьях Конституции.

Конституционное закрепление принципа гарантированности прав человека и гражданина, его статуса имеет дальнейшее развитие в текущем законодательстве, которое затрагивает все отрасли.

В литературе выделяют следующие виды гарантий : социально-экономические, политические и юридические гарантии.

Социально-экономические гарантии формируются при наличии благоприятных материальных условий, которые обеспечивают полноценную реализацию прав и свобод человека и гражданина. К подобным условиям относятся: социальная стабильность, экономическое развитие, повышение уровня благосостояния населения, развитие социальной инфраструктуры и т.д.

Политические гарантии предполагают направленность государственной политики на обеспечение достойного уровня жизни и самостоятельное развитие человека, устойчивость политических структур, высокий уровень политической культуры населения и другие политико-организационные обстоятельства.

Юридические гарантии формируются в правовых средствах реализации и охраны прав и статуса человека. Закрепление юридических гарантий в Конституции и законодательстве формирует правовой базис функционирования государственного механизма, который создает возможности для их реализации и обеспечивает восстановление нарушенных прав и сохранение статуса. Дополнительной гарантией выступает активная позиция самих субъектов права по отстаиванию своих прав, наличие соответствующих знаний по их защите.

Для обеспечения максимальной охраны правового статуса личности основополагающие юридические гарантии установлены на конституционном уровне.

Конституционные юридические гарантии конкретизируются в уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском и других отраслях права.

В-третьих, правовой статус личности базируется на принципе презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. Данный принцип исходит из признания прав неотчуждаемыми и принадлежащими человеку с момента рождения.

Конституция устанавливает, что в России не должны создаваться и издаваться законы, которые отменяют или умаляют права и свободы человека и гражданина, нарушают правовой статус личности.

В Конституции подчеркнуто, что права и свободы являются непосредственно действующими , то есть они выступают основой для соответствующих правовых предписаний в разнообразных актах и решениях судебных и государственных органов.

В защите правового статуса личности важное значение имеет указание на то, что любые нормативные акты, которые затрагивают права и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без официальной публикации для всеобщего сведения.

Однако запрет ограничения свобод не означает отсутствия пределов в их использовании. Ограничение должно основываться на учете общепризнанных и естественных правил и принципов человеческого общежития.

В статье 17 Конституции указано, что реализация прав и свобод человека и гражданина не должна нарушать правомочий других лиц.

В-четвертых, правовой статус личности предполагает наличие у каждого лица не только возможностей, но и обязанностей .

Данный универсальный принцип отражается в том, что у каждого есть права, но и в том, что ряд прав одновременно являются и обязанностями.

Например, в Конституции указано, что забота о детях, их воспитание - это равное право и обязанность родителей. В статье 59 отмечено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России. В статье 6 Конституции подчеркнуто, что каждый гражданин РФ имеет на её территории все права и свободы, а также обладает равными обязанностями.

  • Вперёд
  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
    • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
    • Экономические основы конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство и правосубъектность
    • Конституционные принципы правового статуса личности
    • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
    • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
    • Понятия «избирательная система» и «избирательное право»
    • Виды избирательных систем
  • Избирательное право в Российской Федерации
    • Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
    • Источники, нормы и принципы избирательного права в Российской Федерации
    • Субъекты избирательного процесса. Права и обязанности
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
    • Парламент в государственном механизме
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
    • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
    • Процедурные правила рассмотрения вопросов
    • Законодательная процедура парламента РФ
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
    • Судебная власть в Российской Федерации: понятие и структура, виды судебных систем
    • Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
    • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус судей
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Конституционные принципы правового статуса личности

Определяющая роль в характеристике правового статуса человека и гражданина принадлежит сформулированным в Конституции РФ принципам, на основе которых складываются отношения между государством и личностью.

Под принципами правового статуса понимаются признаваемые государством и закрепляемые в его конституции руководящие правовые идеи, начала, установки, исходя из которых осуществляются регулирование и пользование правами и свободами, выполнение обязанностей человека и гражданина.

Принципы правового статуса отражают коренные отношения в системе связей личность - общество - государство.

Принципы правового положения личности - явление идеологического и правового характера. Как идеологические начала они складываются в сознании людей, воплощаются в их воле под воздействием совокупности общественных отношений. Принципами правового статуса в Российской Федерации считаются те руководящие идеи, которые получили признание со стороны общества и государства и свое высшее юридическое воплощение в Конституции России.

К конституционным принципам правового статуса личности относятся: (1) неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина; (2) юридическое равенство, т.е. равноправие, граждан, включая равенство перед законом и судом; (3) непосредственное действие прав и свобод.

Неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина

Согласно Конституции РФ основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что основные права не предоставлены человеку государством, а принадлежат человеку в силу факта его рождения.

Здесь уместно обратиться к тексту одного из наиболее значимых конституционно-правовых документов эпохи Французской революции - Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в которой говорится: (1) люди рождаются и остаются свободными и равными в правах; (2) цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода. собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Рассматриваемый принцип неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод имеет двоякое значение. Государство не вправе лишать человека его основных прав или ограничивать их без веских, установленных законом, оснований. Например, эти предусмотренные законом ограничения отдельных прав и свобод могут быть обусловлены наличием экстремальных ситуаций в стране (введением чрезвычайного или военного положения, стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п.). Конституция РФ вводит институт ограничения прав и свобод в следующих случаях: в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При введении ограничений обязательно должны быть соблюдены два условия: (1) права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом; (2) они могут быть ограничены только в той мере и на тот срок, на который это необходимо. При этом Конституция РФ в ч. 3 ст. 56 предусматривает, что некоторые права и свободы не подлежат ограничению. Это право на: жизнь (ст. 20); достоинство личности (ст. 21); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, право на защиту своей чести (ч. 1 ст. 23); запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24); а также свобода совести (ст. 28); свобода предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности (ч. 1 ст. 34); право на жилище (ч. 1 ст. 40); и все права, связанные с судебной защитой (ст. 46-54).

В качестве конституционных гарантий данного принципа выступают ее положения, устанавливающие, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), а также что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не Могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Другое значение принципа неотчуждаемости и неотьемлемости состоит в том, что человек наделен всеми правами и свободами и может реализовывать их без всяких ограничений, он не может также отказаться от своих прав и свобод.

Равноправие граждан

Центральное место среди принципов правового статуса человека и гражданина занимает принцип равноправия граждан. По содержанию этот принцип очень многогранен и распространяется на все сферы взаимоотношений государства и личности. Равноправие является одним из проявлений общественного равенства людей, оно представляет собой универсальную форму выражения юридического равновесия, сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных слоев и групп населения, а также национальностей 1 Следует отметить, что помимо формального равноправия существуют и другие принципы, которыми руководствуются огромные массы людей: «Любовь к своей семье и другим близким людям не может не распространяться на народ и страну, в которой человек живет... Признание прав индивидуума должно уравновешиваться утверждением ответственности людей друг перед другом. Крайности индивидуализма и коллективизма не способны служить гармоничному устроению жизни общества. Они приводят к деградации личности, нравственному и правовому нигилизму, росту преступности, утрате гражданской активности, взаимному отчуждению людей» // «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» от 2 июля 2008 г. (разд. III.2, III.3) .

Социально-экономическое равенство играет решающую роль в установлении реального равноправия. Но в нашей стране существуют огромные различия в экономическом положении граждан, что, безусловно, отрицательно влияет на фактическое равноправие. Для преодоления фактического социального неравенства государство проводит политику, направленную на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Для того чтобы сделать фактический статус некоторых категорий лиц более справедливым, чем он мог бы быть на общих условиях, государство устанавливает систему социальных льгот, привилегий (преимуществ), существование которой не является отступлением от принципа равноправия. Так, Конституция РФ предусматривает, что малоимущим и другим указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40); другая статья Конституции предусматривает бесплатное оказание квалифицированной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 48).

Правовым выражением социального равенства является юридическое равенство граждан. Юридическим оформлением принципа равноправия выступает ст. 6 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Конституция устанавливает независимость равноправия от каких-либо обстоятельств. Это выражено в ст. 19:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ч. 2, 3) 2 В других государствах имеются иные, чем в России и на Западе, подходы к равноправию. Например, в некоторых государствах (Япония) под ним понимают не равенство прав и свобод мужчины и женщины, а равенство обязанностей. .

Последний из названных видов равноправия поддерживается системой специальных гарантий: мерами по охране труда и здоровья женщин, созданием условий, позволяющих сочетать труд с материнством, социальной поддержкой семьи и др.

Важную часть принципа равноправия в целом составляет национальное равноправие , что особенно актуально для такого многонационального государства, как Российская Федерация. Национальное равноправие гарантируется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации. Такими гарантиями выступают, в частности, право пользоваться родным языком в государственных органах, органах местного самоуправления и общественных организациях, право обучать детей на родном языке, развивать национальные средства массовой информации (печать, телевидение, радио), право развивать национальную культуру, быть представленными в органах государственной власти, местного самоуправления в регионах.

Конституция РФ в довольно категоричной форме устанавливает запрет агитации и пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду расового, национального или языкового превосходства (ст. 29).

Равенство перед законом и судом означает, что каждый человек (гражданин Российской Федерации или лицо, не имеющее гражданства России) может предстать перед судом, а также может получить равную защиту своих прав и законных интересов в суде.

Конституция - акт прямого действия, следовательно, ее нормы, и прежде всего нормы, фиксирующие основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, обладают непосредственным действием. В Российской Федерации граждане обладают всеми правами и свободами, предоставляемыми им Конституцией. Сам факт конституционного закрепления какого-либо права уже делает гражданина его субъектом. Но для реализации этого права требуются определенные усилия как самого человека, так и государства, которое должно обеспечить возможность использования права.

Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина означает, что независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны в своей деятельности эти права и свободы соблюдать.

Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их исполнение.

Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В конституции 1993 года закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека:

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

2. Права, свободы и обязанности личности основываются на их гарантированности. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.

Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, со взяточничеством, и другие политико-организационные факторы.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Такого рода конституционные нормы относятся прежде всего к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод самим государством. Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

3. Правой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод.

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. Часть 2 статьи 55 Конституции закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Кроме запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы - основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов.

Но нельзя забывать, что каждому человеку необходимо правомерно использовать свои права и свободы, без нарушения предписаний закона и прежде всего Конституции. Это вытекает из статьи 17 Конституции, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод.

Конституция РФ строго оговаривает рамки и порядок такого ограничения - права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (ч. 3 ст. 55) Определенные ограничения могут вводится с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность честной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве, и др. (ст. 56 Конституции РФ).

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. (этот вопрос мы рассмотрели выше).