1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.
В случае отмены определения арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей за неисполнение или ненадлежащее их исполнение арбитражный управляющий не подлежит восстановлению арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.
2. В случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации, нарушения арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на основании ходатайства саморегулируемой организации не позднее чем в течение десяти дней с даты его поступления.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае отмены или признания недействительным решения об исключении арбитражного управляющего из саморегулируемой организации, послужившего основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный управляющий не может быть восстановлен арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.
При получении саморегулируемой организацией копий ходатайств, содержащих требование об отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и направленных в арбитражный суд лицами, участвующими в деле о банкротстве, а также при направлении саморегулируемой организацией в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего в порядке, установленном статьей 45
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения влечет за собой отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
В течение трех рабочих дней с даты получения вступившего в законную силу решения суда о дисквалификации арбитражного управляющего федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц, уведомляет саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, о дисквалификации арбитражного управляющего с приложением вступившего в законную силу решения суда о дисквалификации арбитражного управляющего путем направления такого уведомления способом, обеспечивающим его получение не позднее чем через пять дней с даты отправления. Сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
(см. текст в предыдущей редакции)
В течение трех рабочих дней с даты получения такого уведомления саморегулируемая организация обязана направить в арбитражный суд, утвердивший арбитражного управляющего в деле о банкротстве, ходатайство об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве по почте или иным обеспечивающим получение такого уведомления способом не позднее чем через пять дней с даты его направления.
Отстранение арбитражного управляющего, к которому применено административное наказание в виде дисквалификации, от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и утверждение нового арбитражного управляющего осуществляются арбитражным судом не позднее дня, следующего после дня принятия ходатайства саморегулируемой организации, без вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве. При этом должны быть учтены требования, которые предусмотрены конкурсным кредитором или уполномоченным органом, являющимися заявителями по делу о банкротстве, либо собранием кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 20.2 настоящего Федерального закона.
Определение арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и утверждении нового арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению.
Отмена судебного акта о дисквалификации арбитражного управляющего не является основанием для восстановления его арбитражным судом для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
4. Арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда.
Арбитражный управляющий обязан возместить членам саморегулируемой организации арбитражных управляющих убытки, возникшие в связи с необходимостью привести размер компенсационного фонда этой организации в соответствие с требованиями статьи 25.1 настоящего Федерального закона после осуществления компенсационной выплаты из компенсационного фонда в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения этим арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, за исключением случаев, если он действовал в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации, стандартами и правилами профессиональной деятельности.
5. Федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности могут устанавливаться дополнительные требования к обеспечению имущественной ответственности арбитражного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в деле о банкротстве.
Требования к обеспечению имущественной ответственности арбитражного управляющего, возникшей вследствие обязанности возместить членам саморегулируемой организации арбитражных управляющих убытки, причиненные в связи с необходимостью привести размер компенсационного фонда этой саморегулируемой организации в соответствие с требованиями статьи 25.1 настоящего Федерального закона после осуществления компенсационной выплаты из компенсационного фонда этой саморегулируемой организации, устанавливаются федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности. Указанными стандартами может устанавливаться обязанность арбитражного управляющего осуществлять страхование риска такой гражданской ответственности.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий арбитражного управляющего незаконными, о взыскании с арбитражного управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона, в течение трех рабочих дней с даты вступления соответствующего судебного акта в силу.
В сообщении, подлежащем включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим пунктом в связи со взысканием с арбитражного управляющего убытков, должен быть указан размер убытков, взысканный с арбитражного управляющего в соответствии с судебным актом.
Министерство финансов Российской Федерации
П и с ь м о
17.01.2013
№ 03-04-05/3-29
Вопрос:
Я являюсь арбитражным управляющим. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" с 01.01.2011 г. деятельность арбитражных управляющих признана частной практикой (арбитражный управляющий осуществляет регулируемую Законом N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой). Согласно п. 1 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве за период осуществления им своих полномочий. В связи с изменениями статуса арбитражного управляющего с 01.01.2011 г. доходы арбитражного управляющего облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 НК РФ. В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 227 НК РФ лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Согласно п. 7 ст. 227 НК РФ лица, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от данной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечению месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
1. В целях своевременного предоставления арбитражным управляющим в налоговые органы декларации по форме 4-НДФЛ какую дату считать "днем появления дохода" при том, что в течение процедуры банкротства вознаграждение мне как арбитражному управляющему не выплачивалось в связи с отсутствием денег у предприятия-должника: 1). день вступления в законную силу судебного акта о взыскании с налогового органа как заявителя по делу о банкротстве вознаграждения арбитражного управляющего по конкретному делу (при невыплате вознаграждения за счёт имущества должника в связи с отсутствием средств в деле о банкротстве) или 2). день поступления на счёт арбитражного управляющего денежных средств, составляющих его вознаграждение по конкретному делу или 3). иную дату?
2. Согласно ст. 221 Налогового кодекса, а также ряду писем Минфина РФ управляющий, как лицо занимающееся частной практикой, имеет право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Доход от занятия частной практикой (вознаграждение за работу на конкретном предприятии) я как арбитражный управляющий получу в 2013 г. Иных доходов от занятия частной практикой за указанный период у меня не было. Расходы, направленные на получение указанного дохода (по сопровождению процедуры банкротства на данном предприятии), фактически понесены арбитражным управляющим в 2010 г., 2011 г. и в 2012 г. Вправе ли я как управляющий применить профессиональный налоговый вычет в сумме указанных расходов при исчислении и уплате НДФЛ? Расходы каких налоговых периодов я как управляющий вправе принять к вычету в данном случае?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц доходов арбитражного управляющего и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ) с 1 января 2011 г. деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Согласно пункту 1 статьи 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Суммы вознаграждений арбитражного управляющего в деле о банкротстве, а также суммы возмещения фактически понесенных арбитражным управляющим расходов в связи с исполнением обязанностей в деле о банкротстве, являются доходами арбитражного управляющего, полученными от деятельности в качестве арбитражного управляющего, и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 227 Кодекса лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно осуществляют исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с сумм доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со статьей 227 Кодекса.
Лица, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от такой деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется арбитражным управляющим (пункт 7 статьи 227 Кодекса).
Исходя из изложенного, обязанность представления арбитражным управляющим налоговой декларации с указанием суммы предполагаемого дохода от деятельности в качестве арбитражного управляющего возникает с момента фактического получения дохода арбитражным управляющим от такой деятельности.
При этом дата фактического получения дохода согласно пункту 1 статьи 223 Кодекса определяется при получении доходов в денежной форме как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
В соответствии со статьей 221 Кодекса при исчислении налоговой базы лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Таким образом, арбитражный управляющий при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц вправе уменьшить сумму доходов, полученную от осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве, на профессиональный налоговый вычет в сумме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в указанном деле о банкротстве, в том числе и в случае, когда такие расходы были понесены в предшествующем налоговом периоде.
При этом для получения профессионального налогового вычета указанные расходы должны быть документально подтверждены.
Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин
Интересуясь процессами, которые сопутствуют банкротству, многие должники хотят подробнее узнать, кто такой арбитражный управляющий. На самом деле это очень важный человек, который выполняет ответственную роль, так как именно на него арбитражным судом наложены обязанности по управлению компанией для достижения антикризисного результата. Рассмотрим подробнее правовой статус данного лица, а также те действия, которые он должен выполнять.
Арбитражный управляющий во время банкротства
Разбираясь с деятельностью арбитражного управляющего, для начала необходимо выяснить, кто это такой. Данный человек выполняет действия, сопровождающие процесс банкротства. В законодательстве нашей страны (ст.20 О несостоятельности, ФЗ-127) установлено, что управляющий должен быть членом одной из многочисленных саморегулируемых организаций конкурсных управляющих. Кратко ее называют СРО. Причем ему никто не запрещает выполнять свою работу в частном порядке, функционируя самостоятельно.
В общем, роль данного человека сводится к достижению обоюдно выгодных результатов. Кредитор должен быть по максимуму удовлетворен полученными выплатами, при этом интересы дебитора необходимо полностью соблюсти. Несложно догадаться, что для выполнения данных операций уровень его подготовки должен быть достаточно высоким. Ведь управление компаниями, попавшими в сложную финансовую ситуацию - дело непростое.
Конечно, управляющий работает не бесплатно. Оплата его услуг возлагается на заемщика. На законодательном уровне установлена конкретная величина вознаграждения, которое выплачивается управляющему (ФЗ-127, ст.20.6). Но бывают и такие ситуации, когда заимодатели принимают самостоятельное решение об увеличении величины оплаты своими средствами (ФЗ-127, ст.20.6).
Что требуется от арбитражного управляющего?
Главные требования, которым обязан соответствовать арбитражный управляющий, указаны в ФЗ-127 ст.20. Изучив ее, можно сделать вывод, что данным статусом вправе обладать гражданин нашей страны, принадлежащий определенной саморегулируемой организации конкурсных управляющих (СРО).
СРО, в свою очередь, представляет собой некоммерческое учреждение, в котором объединены субъекты определенного направления (например, как в нашем случае - арбитражные управляющие), действия которых носят профессиональную основу.
Чтобы войти в ряды членов СРО, человеку необходимо подходить по некоторым критериям, описанным в ФЗ-127 ст.20. Исходя из вышесказанного, арбитражному управляющему нужно отличаться :
- наличием высшего профессионального образования,
- наличием хорошей теоретической подготовки по вопросам, изучающимся арбитражными управляющими, что подтвердит соответствующее тестирование,
- отсутствием привлечения к ответственности за намеренное нарушение законов нашей страны,
- стажем работы на руководящей должности, превышающим один год, а также стажем помощника для арбитражного управляющего более двух лет,
- отсутствием каких-либо ограничений на профессиональную деятельность в некоторых должностях, либо на выполнение конкретных функций, ставших результатом нарушения закона, а также отсутствием каких-либо других наказаний, выражающихся в виде дисквалификации за неправомерные действия, имеющие отношение к области административного законодательства,
- отсутствием обстоятельств, которые привели его к лишению членства в СРО в том случае, когда кандидат изъявляет желание вступить в похожую организацию. Обычно членства лишают в связи с нарушением федеральной части законодательства либо других норм и правил. Данное правило действует в течение трех лет до подачи заявления в новую СРО.
На что имеет право арбитражный управляющий?
Разберемся подробнее, что делает арбитражный управляющий , узнаем его права и обязанности. На федеральном уровне существует закон за номером 127, в статье 20.3 которого содержатся положения, по которым он может:
- выступать в судебном учреждении с ходатайствами,
- собирать комитет заимодателей,
- получать денежное возмещение затрат собственного труда, которые возникли во время выполнения им обязанностей,
- пользоваться услугами третьих лиц во время решения некоторых вопросов, возникших при работе (перечисления денежных средств за данные услуги выполняет дебитор),
- получать какую-либо информацию о действиях субъекта, и об его контрагентах, даже если статус данных сведений относится к банковской, коммерческой, служебной тайне,
- направлять в судебное учреждение ходатайство, содержащее просьбу избавить его от принятых обязательств.
Что обязан делать арбитражный управляющий?
В законе 127 (20.3) сказано, что к функциям арбитражного управляющего относится :
- обеспечение защиты материальных интересов заемщика,
- проведение подробного анализа финансового положения дебитора и предоставление оценки тех действий, которые были им осуществлены,
- составление списка требований заимодателей,
- предоставление информации, находящейся в данном списке людям, затребовавшим созыва собрания всех кредиторов (не позже трехдневного срока после его получения),
- разумная и обоснованная трата денежных средств во время выполнения производства по делу,
- информирование собрания заимодателей о договорах, результатом исполнения которых может оказаться нарушение закона в части гражданской ответственности иных лиц,
- обнаружив факты, указывающие на нарушение административных прав либо на другие преступления, арбитражный управляющий обязан уведомить о них органы, имеющие соответствующую компетенцию на рассмотрение данных дел,
- выполнение анализа ситуации на выявление доказательств фиктивной либо преднамеренной несостоятельности, а при нахождении таковых постановка в известность всех лиц, участвующих в делопроизводстве, СРО, к членству которой он относится, и собрание заимодателей и пр.
Помимо этого, в пункте 3 соответствующей статьи существует указание на необходимость обеспечения конфиденциальности информации, полученной во время управления процессом несостоятельности.
Как назначается финансовый управляющий?
При назначении арбитражного управляющего назначают определенную ст.45 ФЗ-127 последовательность действий:
- Инициатором возбуждения процесса о несостоятельности становится заявитель, он и подает данное заявление в судебное учреждение. При этом в нем можно указывать кандидатуру на должность арбитражного управляющего, либо название и местоположение СРО, кандидаты которой предлагаются для выбора соответствующего кандидата.
- После того, как арбитражный суд примет заявление, не позднее 9 дней СРО, избранная судом, должна направить должнику и заимодателю сведения о том, что выбранный управляющий соответствует законодательным рамкам, указанным в п.4.
- Когда арбитражный управляющий подходит под данные условия, суд утвердит его кандидатуру (п.5).
- Если через две недели после получения решения суда, СРО не передаст в суд необходимые сведения об избранном управляющем, дальнейшее рассмотрение вопроса отложат на месяц во исполнении п.7,
- Если пройдет 3 месяца, а соответствующую кандидатуру так и не предложат, суд прекратит дальнейшее выполнение производства по данному заявлению (п.9).
Деятельность управляющего при наблюдении и оздоровлении
Как известно, сам процесс несостоятельности делится на несколько этапов. В зависимости от них и работает арбитражный управляющий, причем его деятельность зависит от конкретного этапа прохождения процедуры, и направлена на достижение цели, назначенной в арбитражном суде:
- Для выполнения процесса наблюдения обычно назначается временный управляющий. Одной из главных обязанностей этого этапа считается выполнение исследования финансового состояния задолжавшей компании, в результате чего можно будет сделать выводы о ее платежеспособности, и о возможности удовлетворения финансовых запросов кредиторов . Кроме того, на данной стадии выявляется (по возможности) фиктивное или специальное банкротство. Права временного управляющего устанавливает 66-ая статья, а 67-ая говорит о его обязанностях.
- Постоянный административный управляющий выбирается для выполнения финансового оздоровления. На данном этапе проводится контроль деятельности компаний, а также ее корректировка на основании утвержденного плана финансового выздоровления компании. Помимо этого, он же составляет список кредиторских требований, а также контролирует время, отведенное на погашение долгов, имеющихся у компании. В статье 83 указан полный список прав и обязанностей управляющего на данном этапе.
Деятельность арбитражного управляющего при внешнем управлении и конкурсном производстве
Если все вышеперечисленные мероприятия не привели к положительным результатам в деле о банкротстве, суд выносит постановление для исполнения следующей стадии. Причем арбитражный управляющий в данной ситуации может стать:
- Внешним управляющим, назначенным с целью выполнения процесса управления компанией извне. Тогда он обязан управлять организацией вместо ее настоящего директора, которого при таких обстоятельствах отстранят от должности. Таким образом, на внешнего управляющего ложатся обязанности по составлению схемы внешнего управления компанией, обеспечению бухгалтерской и финансовой отчетности, ведения списка кредиторских требований и пр. Главная цель данного должностного лица - восстановление возможности должника отвечать по своим обязательствам, а также предотвращение (по возможности) его банкротства.
- Конкурсным управляющим, утвержденным для исполнения процесса конкурсного производства. Данный человек вправе распоряжаться собственностью заемщика, увольнять сотрудников компании, отказываться от выполнения условий договоров, которые были заключены ранее и пр.
Заключение
Статус арбитражного управляющего напрямую зависит от этапа, на котором в определенное время находится дело о несостоятельности. А значит, на него в различное время возлагают различные права и обязанности. Когда речь идет о несостоятельности физического, а не юридического лица, название управляющего всегда постоянно и не изменяется. В данном случае человека, управляющего делами банкрота, называют финансовым управляющим.
В этой статье мы хотели бы развенчать основные мифы об арбитражных управляющих в процедуре банкротсва физических лиц , которыми пугают должников. На что имеет право финансовый управляющий? На чьей стороне он находится во время судебного процесса, и что делает?
В процедуре банкротства физ. лиц присутствие арбитражного управляющего является обязательным условием. Проблема заключается в том, что большинство потенциальных банкротов не знают, что именно делает данный специалист, как нужно с ним взаимодействовать, и какую роль он вообще играет в банкротстве граждан.
Мифы и заблуждения об арбитражных управляющих
Граждане, имеющие кредиты, часто всерьез задумываются о признании своей несостоятельность. На данный момент – это единственная возможность списать все безнадежные долги в законном порядке. Закон, дающий такую возможность, вступил в действие с 1 октября 2015 года. Однако до сих пор открытым и невыясненным стоит вопрос участия в процедуре финуправляющих – в чем заключаются их услуги? Давайте рассмотрим самые распространенные мифы.
Получить консультацию
Арбитражный управляющий – относительно новая профессия. Возникла она в рамках института банкротства. АУ является ключевой фигурой при признании несостоятельности. Как стать арбитражным управляющим? Профессия довольно престижна, а потому этот вопрос волнует всё больше молодых людей. Для проведения работы такого рода требуется получить соответствующее образование и вступить в СРО.
Единая программа подготовки
Подготовка к такой деятельности очень важна, ведь от уровня специализации менеджера во многом зависит исход дела. Специалист принимает участие во всех этапах . Виды управляющих также определяются в зависимости от этапа:
- Административный управляющий
- Конкурсный.
А также финансовый управляющий при банкротстве физического лица.
К АУ предъявляется ряд условий для осуществления деятельности.
С 2011 года управляющие могут не оформлять ИП, так как их работа больше не считается частной практикой.
Требования к будущим арбитражным управляющим
АУ может стать только лицо, соответствующее ряду условий:
- Гражданство РФ;
- Высшее образование;
- Наличие стажа на руководящем посту протяжённостью не менее 12 месяцев;
- Наличие стажировки в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем двух лет;
- Отсутствие судимости за умышленное преступление;
- Отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения;
- Отсутствие лишения права на занятие соответствующей деятельностью за совершение преступления.
Чтобы стать арбитражным управляющим, требуется прохождение следующих ступеней:
- Проверка на отсутствие факторов, которые ограничивают получение профессии (отсутствие гражданства и прочее);
- Окончание курсов соответствующего профиля;
- Сдача экзамена;
- Обращение в саморегулируемую организацию для прохождения стажировки и, соответственно, ее прохождение;
- Вступление в СРО;
- Прохождение процедуры страхования ответственности.
После всех этих процедур лицо может вести деятельность арбитражного менеджера.
Работа управляющего контролируется арбитражным судебным органом.
Подготовка
Для получения профессии существует единая программа подготовки арбитражных управляющих. Её целями является:
- обеспечение подготовки лиц к сдаче теоретического экзамена,
- предоставление возможности стажировки с саморегулируемой организации.
Обычно прохождение курсов занимает 2-3 месяца. Оно платное. Стоимость обучения зависит от учреждения, в котором проходит обучение. Для того чтобы начать прохождение программы, требуется подготовить паспорт, фотографию 3 на 4, диплом об образовании.
Программа включает в себя пять частей:
- Правовая часть обучения состоит из 87 вопросов.
- Законодательная часть состоит из 80 вопросов.
- Экономическая часть включает 50 вопросов.
- Сфера оценочной деятельности включает 32 вопроса.
- Практика деятельности состоит из 38 вопросов.
После окончания курсов лицами сдаются экзамены. Принимает их комиссия, в которую входит три преподавателя и три служащих Росреестра. После сдачи выдаётся справка. Если экзамен не удалось сдать, можно пройти повторный экзамен. Проходить курсы во второй раз не требуется.
Через месяц после прохождения курсов можно получить Свидетельство о сдаче теоретического экзамена по официальной программе.
Перед процедурой стажировки необходимо получить справки в Налоговой инспекции об отсутствии включения лица в реестр дисквалифицированных специалистов, справку о неимении судимости. За последней справкой можно обратиться в Многофункциональный центр, Информационный центр ГУ МВД, Отделение полиции. Если документ требуется получить быстро, предпочтительно обратиться в Информационный центр ГУ МВД.
Стажировка
Проходить стажировку имеет право только лицо, успешно сдавшее теоретический экзамен и получившее соответствующую справку.
Период стажировки – 2 года.
У лица должен быть опыт руководящей должности, составляющий не менее года. Под руководящей должностью понимается:
- Работа руководителем или заместителем руководителя ЮЛ.
- Государственная гражданская служба РФ.
- Деятельность в качестве руководителя или его заместителя органа местного управления.
- Высшие или главные должности.
Для прохождения стажировки необходимо предоставить в СРО соответствующее заявление. Рассматривается оно в течение 2 недель. При прохождении стажировки человек выполняет работу помощника арбитражного управляющего. Сам управляющий привлекается в качестве руководителя стажировки.
В течение недели с одобрения заявления разрабатывается и утверждается план стажировки. Назначается её руководитель. В числе руководящих лиц может быть несколько людей. Человек может прекратить стажировку в любое время. Однако для этого требуется уведомить СРО о своём решении не менее чем за 7 дней. При этом составляется промежуточный отчёт о прохождении работы такого рода.
В случае если план выполнен полностью, стажёром выполняется отчёт о прохождении стажировки. Его потребуется предоставить в СРО.
После рассмотрения отчёта, анализа результатов деятельности лица руководителем стажировки оформляется заключение, включающее в себя оценку результатов работы, а также отчёт о выполнении поставленного плана. Отчёт стажёра рассматривается в течение 2 недель со времени его предоставления. После принимается решение об утверждении документа или отказа от этой процедуры.
В том случае, если между руководителем и стажёром возникли разногласия, разбираются они саморегулируемой организацией.
После утверждения отчёта выдаётся свидетельство о прохождении стажировки. Подготавливается оно в течение недели со времени утверждения.
После получения свидетельства необходимо получить страховку об ответственности арбитражного управляющего. Предоставляется она в страховой организации. Дополнительно требуется заплатить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Вступление в СРО
Саморегулируемая организация вправе не принять нового члена общества в том случае, если он не соответствует заявленным требованиям. На данное решение даётся 30 дней. СРО могут устанавливаться свои положения по поводу условий вступления.
От лиц, вступивших в организацию, требуется выплачивать членские взносы в установленном размере. Если это правило будет игнорироваться, СРО имеет право исключить лицо. Тем самым, оно не будет иметь прав на совершение деятельности арбитражного управляющего.
Новому члену следует учитывать, что каждая саморегулируемая компания имеет право на установку своего перечня необходимых для вступления бумаг. Ей же задаются правила их оформления.
В некоторых случаях к новому специалисту предъявляются дополнительные требования. К примеру, они актуальны в том случае, если предполагается управленческая работа в рамках дел о несостоятельности кредитных компаний и предприятий стратегического значения. Приём или отказ в нём можно ожидать в течение месяца со времени подачи заявления и соответствующих документов.
Решение о вступлении начинает иметь юридическую силу только тогда, когда претендент предоставил все документы, подтверждающие его соответствие требованиям. После этого, в течение трёх дней, новый служащий регистрируется в государственном реестре арбитражных управляющих. Включение может происходить и в реестр членов СРО.
После включения в реестр предоставляется бумага о включении в СРО. Оформляется она в период десять дней. Ещё до получения бумаги лицо имеет право на работу, если его кандидатура утверждена. Его работа контролируется арбитражным судебным органом.
Особенности страхования ответственности
Арбитражный управляющий обязан застраховать свою профессиональную ответственность на предмет причинения убытков вследствие некачественного выполнения своих обязанностей или вовсе их неисполнения. Оплата поступает и организациям, на которых заведено дело о несостоятельности, и третьим лицам, участвующим в деле.
Договор страхования оформляется между арбитражным управляющим и страховой компанией, имеющей аккредитацию. Наименьшей суммой по документу является 10 миллионов рублей в год.
Документ оформляется на предмет собственности АУ. Необходимо это для того, чтобы специалист смог полностью возместить причинённые убытки. Соответствия требованиям актуальны в течение всего времени, пока лицо состоит в СРО. Если он перестанет соответствовать заявленным требованиям, его имеют право исключить.
Ознакомьтесь с отрывками программы обучения арбитражных управляющих на видео:
Профессия арбитражного менеджера требует прохождения обучения. Несмотря на то, что длительность их минимальна, от претендента потребуется длительное прохождение стажировки. Лицу также необходимо собрать и предоставить пакет документов на предмет соответствия требованиям, а также застраховать ответственность.