Предоставляемые государством гарантии по содержанию матери (иного родственника) в отпуске по уходу, ограничиваются исполнением ему, полутора лет (см. ).

Последующие платежи допускаются по иным причинам, согласованным с работодателем или местным органом власти.

Ежемесячное пособие на ребёнка от полутора до трёх лет работающим и безработным матерям

Если малыш остался дома по достижении от полутора до трёх лет, на основании статьи 256 ТК РФ, за ним требуется уход со стороны матери или иного родственника, на основании Приказа Минздравсоцразвития от 23.12.09 г., № 1012н.

В этом случае предусмотренные ранее выплаты по содержанию прекращаются, и родители вправе продолжать уход за свой счёт. Многочисленные законопроекты, предоставляемые Государственной Думой в отношении продления срока содержания матерей по уходу за детьми, неоднократно отклонялись и отправлялись на доработку.

Однако ряд регионов, где отмечена низкая рождаемость, проявляют инициативу и продолжают оформлять соответствующие пособия родителям, в установленном на муниципальном уровне объёме.

Следует различать региональные субсидии от тех, которые предоставлялись ранее государством – они распространяются только на жителей Субъекта федерации, где принят соответствующий проект, на основании муниципального, но не федерального распоряжения.

Это говорит о том, что при рассмотрении позиций одного региона, другой не обязан руководствоваться мотивами предоставления пособий матерям (иным родственникам) и их объёмами. То есть условия оформления оплаты отпусков по уходу за детьми, работающим и не работающим гражданам, регламентированы местным органом власти.

В то же время практически каждая женщина, ухаживающая за малышом обозначенного возраста, вправе получить ежемесячные компенсационные выплаты.

Они начисляются и предоставляются работодателем на основании Указа Президента РФ от 30.05.94 г., № 1110.

Не работающие матери (иные родственники) или усыновители, на данную компенсацию рассчитывать не могут (см. ).

Кому и в каком размере положены компенсационные выплаты на ребёнка от полутора до трёх лет

Начисления производятся ежемесячно родителям или от полутора до трёх лет или иным родственникам, осуществляющим уход. Сумма выплат составляет 50 рублей в месяц.

С 1994 года, после принятия соответствующего решения, данная сумма ни разу не индексировалась на федеральном уровне. Но, согласно региональному распоряжению, она может увеличиваться. Например, в Москве её размер составляет 2 000 рублей. Если уход осуществляется за двойней или тройней, увеличение компенсации не предусмотрено.

Начисления прекращаются в случае:

  • оформления малыша в детский сад;
  • выхода родителей на работу;
  • получения пособия по безработице;
  • получения иных средств жизнеобеспечения.

Независимо от полученных на компенсацию полномочий граждан, работодатель не обязан уплачивать установленную сумму, если оба родителя работают, а за ребёнком присматривают бабушки или дедушки пенсионеры.

Так как все участники жизнеобеспечения младенца получают соразмерный доход.

То же касается матерей не трудоустроенных официально. Данные льготы на них не распространяются, так как после полутора лет они вправе оформить пособие по безработице, которое снимает необходимость начисления компенсации.

Но если не работающая мать является студенткой очного отделения учебного заведения, она вправе подать заявление на оказание данной поддержки по месту учёбы, в студенческий профком.

Пособия на ребёнка от полутора до трёх лет от Управления социальной защиты населения (УСЗН)

Кроме обозначенного, гражданам продолжает назначаться ежемесячное пособие от соцзащиты, которое родители вправе были оформить непосредственно после появления новорождённого. Этот вид выплат составляет 200 рублей.

Начисляется при условии, что бюджет семьи не превышает установленного в регионе максимума от потребительской корзины, рассчитанного на душу населения. Эту сумму можно узнать как в местной администрации, в том числе – на официальном сайте, так и в отделении УСЗН.

Данные средства начисляются на каждого ребёнка, воспитывающегося в одной семье. Это касается близнецов, а так же – братьев и сестёр разного возраста. Возрастной регламент здесь не установлен.

На этот вид выплат имеет право только один из родителей или усыновителей, при условии, что супруг данные льготы не оформлял.

Иным родственникам, ухаживающим за ребёнком, данная помощь не предоставляется. Исключение составляют случаи . Для одиноких матерей данная сумма увеличивается до 800 рублей.

Документы для получения ежемесячсного пособия на ребёнка от полутора до трёх лет

Компенсационные выплаты, в обозначенном размере или в объёме иной суммы, установленной местным муниципальным законодательством, производятся на основании заявления.

Заявление подаётся в бухгалтерию по месту работы матери или отца, которые получили отпуск по уходу. Если этот отпуск оформили бабушка или дедушка, не достигшие пенсионного возраста, они обращаются к своему работодателю.

В этом случае к заявлению не требуется прилагать никакой дополнительной документации о ребёнке, так как отпуск по уходу за ребёнком оформлялся заведомо, после появления новорождённого. К заявлению прилагается только справка с места работы второго родителя о том, что ему не назначена компенсация по уходу.

Исключение составляют случаи, когда до полутора лет с малышом сидела мать (отец), а после того как она перестала получать пособия – полномочия по уходу были переданы иному родственнику.

В этом случае новый получатель обязан предоставить заявление по уходу до трёх лет и дополнительное заявление о назначении компенсации. Без данного заявления оплата не предоставляется, а работодатель не обязан проявлять инициативу по назначению компенсации.

К заявлению прилагают:

  • ксерокопию (усыновлении) малыша;
  • справку с места работы родителей (супруга) об отказе от начислений.

При оформлении ежемесячного пособия в органах социального обеспечения, к заявлению прилагают:

  • свидетельства о рождении (усыновлении) детей;
  • справку о составе семьи;
  • справку о доходах;
  • паспорт заявителя.

Иногда в отделении УСЗН требуют предоставить дополнительную документацию. Например, объяснительную записку о причине отсутствия работы у одного из родителей.

Матерям одиночкам так же требуется предоставить сведения об отсутствии мужа, если в свидетельстве о рождении не стоит прочерк вместо сведений об отце (см. ).

Пособия на ребёнка от полутора до трёх лет индивидуальными предпринимателями (ИП)

Если работница ушла в отпуск по уходу от индивидуального предпринимателя, она вправе получать содержание лишь до исполнения малышу полутора лет.

Предоставлять ежемесячную компенсацию в последующий период обязаны лишь учредители из числа бюджетных организаций (предприятий) и юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью.

Так как ИП не относятся к их числу, им не вменяется обозначенная ответственность. Предоставить компенсацию и иное содержание своему работнику они вправе только добровольно, по собственной инициативе.

Так же, при оформлении отпуска от 1,5 до 3 лет им данная компенсация не назначается, если иное не предусмотрено позицией муниципалитета.

Оформить ежемесячную помощь в отделе социального обеспечения, они вправе на общих основаниях.

Выплаты пособий на содержание ребенка малоимущим и многодетным семьям

Для малоимущих семей, субсидия на содержание детей устанавливается на региональном уровне, так же как и статус малоимущих, который может различаться по характеристикам и объёмам доходов в разных регионах.

На Федеральном уровне таких программ не предусмотрено, кроме случаев защиты прав граждан, относящихся к данной категории, независимо от состава семьи. Такие семьи могут получать иные льготы, которые установлены в виде помощи с предоставлением жилищных сертификатов, компенсации оплаты услуг ЖКХ и прочих (см. ).

Многодетные семьи иногда приравниваются к малоимущим, в силу числа иждивенцев, находящихся на содержании родителей, но так же имеют собственный статус. Эта категория граждан уже не только имеет право на социальное жильё и детский сад, но и обладает преимуществами постановки на льготную очередь (см. ).

Им же назначается ряд пособий, которые уплачиваются не только из регионального, но и из федерального бюджета:

  • возмещение части расходов на приобретение детских товаров;
  • расходов на питание;
  • иные начисления.

К региональным относятся выплаты, установленные на муниципальном уровне в регионах с низкой рождаемостью.

Таких регионов в государстве насчитывается 53. Размер содержания женщины, воспитывающей третьего или более малыша, может составлять от одного до полутора минимальных размеров труда (МРОТ).

Компенсация матери за отсутствие места для ребенка в детском саду

Иногда администрация населённого пункта берёт на себя ответственность за недостаточное количество мест в детских садах, компенсируя отсутствие возможности для матери выйти на работу, по указанной причине (см. ).

По преимуществу такие льготы устанавливаются по исполнении малышу трёх лет, но для малоимущих граждан, при предоставлении ходатайства в администрацию населённого пункта, могут предоставляться от полуторагодовалого возраста.

Начисление таких выплат по регламенту приравнивается к одному МРОТ. Обычно начисляется только тем женщинам, которые до ухода в декрет официально работали. Кроме случаев банкротства или ликвидации предприятия, в котором женщина .

Как показывает практика, преимущественное число регионов, в настоящее время, ориентировано на предоставление детских садов всем нуждающимся. При этом не принимается в расчёт место проживания семьи и удалённость детского сада от дома.

Согласно положению, при отказе от детского сада в силу тех или иных причин, право притязания на компенсацию аннулируется.

Пенсии по инвалидности ребенка

Кроме этого вида обеспечения семьи, родители вправе претендовать на дополнительные выплаты на общих основаниях, а так же:

  • при низком прожиточном минимуме;
  • являясь многодетными;
  • при первой группе инвалидности малыша.

Дополнительные пособия могут носить как единовременный характер материальной помощи, так и систематические ежемесячные выплаты.

Для их оформления следует обратиться в местную администрацию населённого пункта в районе проживания и прописки, предоставив подтверждающую документацию.

Кто, и как выплачивает пособия на ребёнка от полутора до трёх лет

Государство предоставляет отдельные виды пособий из федерального бюджета, на основании статьи 39 Конституции РФ. Из числа обозначенных в данном периоде нахождения в отпуске по уходу, к федеральному уровню назначений относятся:

  • Компенсация в размере 50 рублей, назначается по месту работы матери или иного лица, осуществляющего уход.
  • Пособия органов социального обеспечения в размере 200 рублей, назначается в органах социального обеспечения.
  • Пенсии детям инвалидам, рассчитываются и назначаются в местном отделении Пенсионного фонда РФ, по месту прописки.

Единовременные выплаты многодетным семьям, оформляются по преимуществу в отделении УСЗН по месту прописки (проживания), могут предоставляться на административных мероприятиях и в иных условиях.

Кроме помощи многодетным семьям, остальные виды содержания предоставляются ежемесячно. Начисляются родителям по заявлению, с приложением соответствующей документации.

В соответствии со статьёй 12 Конституции РФ, административные органы вправе уплачивать пособия и субсидии из собственного бюджета, соразмерно установленным объёмам.

Такие выплаты допускают назначения как в виде , так и ежемесячных начислений.

Система государственной социальной помощи различным слоям населения в Российской Федерации, развиваемая на протяжении последнего десятилетия, к настоящему времени приобрела качественно новое содержание. На протяжении 2014 года происходили существенные изменения в социальной политике как на федеральном, так и на региональном уровне, что найдет заметное отражение в размерах и видах оказываемой :

Принципиальных изменений в государственной законодательной базе по вопросам, касающимся обеспечения единовременных и ежемесячных социальных выплат и услуг, на 2014 год не принято. Регулярно проводимая индексация детских пособий из года в год способствует сохранению их покупательной способности, а также привычного уровня жизни получателей выплат.

На 2014 год установлена индексация социальных выплат в размере 5% при фактической годовой инфляции 11,4%. Таким образом, только за один год детские пособия потеряли в стоимости около 6%.

Большим подспорьем для семей с детьми также продолжают оставаться , которые, как правило, начисляются в фиксированном размере или пропорционально величине установленного прожиточного минимума для детей.

Суммы пособий в 2014 году

C 1 января 2014 г., согласно положениям статьи 4.2 Федерального закона № 81‐ФЗ от 19.05.1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей » и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.12.2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов », была проведена индексация пособий с установленным Правительством РФ повышающим коэффициентом 1,05 .

Соответствующие установленные размеры пособий представлены в приведенной ниже таблице.

Таблица детских пособий в 2014 году

Пособия Сумма (руб., %% от заработка, или минимум) Примечание
Единовременные
515,33 Выплата осуществляется вместе с .
100% от средней заработной платы или по МРОТ Выплачивается за период отпуска по беременности и родам .
21 761,88 Выплачивается жене военнослужащего при сроке беременности не менее 180 дней.
13 741,99 Может выплачиваться одному из родителей либо лицу, его заменяющему. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.
429 408,5 Использование средств допускается после достижения ребенком возраста трех лет, кроме случаев погашения жилищных кредитов или займов (включая ипотеку).
(усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью) 13741,99 или 105 000 Повышенный размер пособия предусматривается в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами.
Ежемесячные
;
минимально:
  • 2 576,63 – на первого ребенка
  • 5 153,24 – на второго ребенка
Выплачивается по месту работы (службы) в сроки, установленные для выплаты заработной платы (денежного довольствия).
9 326,52 Выплаты прекращаются по достижении ребенком возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом военной службы по призыву
Региональный прожиточный минимум для детей Выплаты производятся в отношении детей, родившихся после 31 декабря 2012 года, до достижения ими возраста трех лет.

Расширение списка регионов, выплачивающих пособия на третьего ребенка до 3 лет

В соответствии с указом №606 Президента Российской Федерации, подписанным В.В. Путиным 7 мая 2012 года, до достижения ими возраста трех лет устанавливаются по инициативе руководителей субъектов федерации.

На 2014 год перечень регионов, выплачивающих соответствующие пособия, дополнен следующими субъектами РФ:

Федеральные и региональные новости

  • Нестраховые пособия на детей теперь будут выплачиваться не из Фонда социального страхования (ФСС), а из региональных бюджетов – такой документ подписал в июне 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин. Впрочем, получатели выплат перемен не увидят – просто денежные средства будут поступать напрямую в региональные бюджеты в виде субвенций.
  • C 14 июля 2014 года изменены правила использования маткапитала на содержание детей в детских садах и школах. В действующих ранее правилах, регулирующих использование материнского капитала на оплату услуг в сфере образования, не была зафиксирована возможность оплаты услуг по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в детских садах и школах. Минобрнауки по поручению Правительства РФ уточнило положения правил во избежание правовых коллизий, препятствующих распоряжению гражданами средствами материнского капитала на указанные цели.
  • В сразу две новости: во-первых, ежемесячное вознаграждение приемным родителям в мае 2013 г. было проиндексировано на 5,5 процента. Такого рода индексации на Камчатке производятся ежеквартально. Во-вторых, одновременно с этим для Алеутского района и Корякского округа установлен новый вид пособия – единовременное региональное пособие при рождении ребенка в размере 3 500 рублей . Таким образом Правительство Камчатского края успешно реализует программу «Семья и дети Камчатки» на 2013-2015 годы.
  • С 1 января 2014 года в реализуются поправки в закон «О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Родителям, усыновившим ребенка, будет выплачиваться 617 000 рублей , родители, усыновившие ребенка-инвалида из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, получат 1 000 000 рублей .

Заключение

Старшее поколение помнит произошедшие в 1990-х годах социальные и экономические преобразования, которые привели к кардинальным переменам во всех сферах общества - экономике, политике, социальной среде. Указанные перемены в своем большинстве не произвели ожидаемого эффекта, а привели наше государство и общество к катастрофическому положению. Особенно больно реформы ударили по социальной сфере нашего государства: были сокращены и даже прекращены и нуждающимся слоям населения, что на фоне инфляционных процессов привело к повальному обнищанию. Как следствие, резко возросла смертность, снизилась рождаемость и возникла устойчивая тенденция к сокращению численности населения страны.

Исправление положения потребовало от руководителей государства энергичных и бескомпромиссных шагов по улучшению уровня жизни и демографической ситуации. В сложных экономических условиях правительством принимались действия, направленные на смягчение отрицательных последствий бездумно проведенных реформ и их итогов: повальной безработицы, отсутствия мер по защите нуждающихся групп населения, поддержки материнства и детства. Следует отметить, что вплоть до недавнего времени эффективность большинства социальных программ продолжала оставаться на низком уровне, а выделяемые бюджетные средства зачастую и вовсе не доходили до конечных получателей. Усилиями последних лет произошли заметные положительные изменения в государственной социальной политике, что отображено в действующем на 2014 год перечне и существующих принципах предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Навигация по статье

Существенный размер пособия предоставляется ребенку до 1.5 года. Он зависит от суммы заработка матери, размера стипендии либо начисляется органами социальной защиты . Выплаты после достижения ребенком 1.5 лет намного меньше. Их сумма зависит от социальной политики на местах и от наличия у несовершеннолетнего дополнительных льгот – у или сироты.

Выплата пособия матерям ребенка с 1.5-3 лет регулируется Указом Президентом РФ № 1110 от 30.05.1994 г . Она не направлена на поддержку материального положения матери, а носит признаки небольшой символической компенсации за воспитание ребенка.

Мизерные суммы вынуждают матерей прерывать и выходить на работу в порядке полной или частичной занятости. С 2015 г. Правительство РФ планирует продлить выплаты , которые полагаются ребенку до 1.5 лет, до 3-летнего возраста. Проект находится на стадии обсуждения, и, по предварительной оценке, потребует 50 млрд. рублей.

Но на момент 2018 года сумма пособия остается неизменной (с 1994 года) и составляет всего 50 рублей в месяц.

Кто получает выплату

На нее вправе рассчитывать:

  • или другие члены семьи – в зависимости от того, кто фактически занимается воспитанием ребенка;
  • женщины – инвалиды 1 и 2 гр.;
  • , которые осуществляют уход за малышом;
  • женщины, которые проходят военную службу по контракту;
  • матери, уволенные из-за ликвидации предприятия;

Выплаты положены только гражданам РФ.

Они могут быть перечислены на банковский счет или карту заявителя, после подачи заявления и обработки заявки специалистами органами социальной защиты.

Порядок обращения

Обращаться за выплатой нужно в районе проживания или нахождения гражданина, который заботится о ребенке до 3-х лет. Заявление в письменной форме и документы нужно принести в орган соцзащиты самостоятельно, через законного представителя или представителя по доверенности.

Так выглядит образец заявления на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет:

Адресат обращения зависит от фактора занятости и трудоустройства заявителя:

  • Работающая мама или другой гражданин должны подать заявление работодателю.
  • Студент оформляет документы, обращаясь с заявлением на имя ректора ВУЗа.
  • Безработные граждане подают заявление в орган социальной защиты. Туда же обращаются заявители, уволенные из-за сокращения, ликвидации организации-работодателя, а также индивидуальные предприниматели.

Финансирование такого рода материальной поддержки матерей выполняется за счет средств ФСС и государственного бюджета.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • копию свидетельства о рождении малыша (оригинал нужно принести с собой);
  • откопированные заполненные листы трудовых книжек родителей;
  • сведения из центра занятости о том, что заявитель не состоит на учете в качестве человека, ищущего работу, и не получает пособия.

Если государственная помощь оформляется не на мать ребенка, то нужны письменные подтверждения того, что помощь от работодателя или органов соцзащиты не получают другие члены семьи.

Все оригиналы документов у заявителя должны быть при себе. Это необходимо для сверки их содержания с предоставленными копиями.

Оформить выплату можно следующими способами:

  1. Принести документы лично – в часы работы бухгалтерии работодателя или органа соцзащиты.
  2. Направить заявление и документы заказным письмом с описью вложения. Все страницы документов должны быть заверены нотариусом.
  3. Оформить документ через посредника. Для этого понадобится оплатить оформление доверенности.
  4. Через портал www.gosuslugi.ru Для этого нужно, чтобы у заявителя была учетная запись на сайте. Услуга доступна не во всех регионах и муниципальных образованиях.

Предоставленные документы должны быть обработаны в течение 10 дней с момента обращения. Трудоустроенные граждане, но находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, получают пособие в день перечисления зарплаты всем сотрудникам.

Выплаты через соцзащиту можно получить в день перечисления на счет получателя. Заявление на получение пособия можно написать в течение полугода после того как малышу исполнится 1.5 лет.

Если документы подаются позже этого срока, то начисление выплаты может незначительно затянуться – на время проверки достоверности предоставленных сведений.

Возможные причины отказа

Отказ в государственной поддержке, тем более такого незначительного размера, выдается редко. Он обусловлен отсутствием какого-либо документа или недостоверностью предоставленных сведений. В такой ситуации заявителю предлагается «донести» определенные справки или предоставить недостающие сведения. Информирование получателя осуществляется по телефону или другим возможным способом.

Пособие выплачивается за весь период. Но если мама или другой заявитель обращаются за пособием до двухлетнего возраста ребенка, то выплата будет перечислена одной суммой, сразу за полгода. Обычно пособия перечисляются на банковскую карту. Можно получать деньги и почтовым переводом.

Досрочное прекращение выплат

Оно допускается только при определенных условиях. Это возможно, если:

  • прекращает действовать трудовой договор по месту работы мамы или другого получателя;
  • мама ребенка решает возобновить трудовую деятельность и возвращается на рабочее место;
  • ребенок помещается в социальное учреждение на полное государственное обеспечение;
  • получатель выплаты лишается юридического права общаться с ребенком;
  • ребенок умирает или считается пропавшим без вести.

Выплаты прекращают начислять на следующий месяц после наступления вышеуказанных обстоятельств.

Отказ в начислении пособия или прекращение выплат можно опротестовать в административном или судебном порядке. Для оспаривания действий специалистов местного уровня, возможно, понадобится подать административное исковое заявление по правилам, указанным в ст. 125 КАС РФ. Оно должно быть написано в разборчивом виде и подписано гражданином-истцом.

Актуальные законодательные инициативы

Размер пособия на ребенка до 3-х лет признается неудовлетворительным и не соответствующим хотя бы минимальным реальным потребностям малыша. 50 рублей в месяц в современных реалиях — не деньги. Это понимают представители всех уровней власти. Они регулярно выступают с законодательными проектами. Но ни один из документов на 2017-2018 гг. не получил силу закона.

Выработан другой подход к государственной поддержке. Предлагается определять критерии нуждаемости родителя и всей семьи. Матери не могут выйти на работу, так как им фактически не с кем оставить ребенка, а устроить его в муниципальный детсад не всегда представляется возможным.

Законодатели полагают, что помощь ребенку до трех лет должна существенно увеличиваться, но ее следует предоставлять адресным способом, т.е. тем родителям и семьям, которые действительно нуждаются в материальной поддержке. Усовершенствование механизма разработки выплат предполагает участие работодателей.

Подлежат пересмотру нормы трудового права, которые расширят возможности мамы выходить на работу на неполный день или по согласованному графику. В сентябре 2016 г. был введен проект закона. В нем предполагается подлить срок начисления государственной поддержки в той сумме, которая полагается ребенку до 1.5 лет.

С учетом индексации наименьший размер пособия тогда составит 2 908 руб. 62 коп. за первого ребенка, 5 817.24 – за второго и последующего. Максимальная сумма ежемесячной выплаты может достичь 11 634 руб. В законопроекте также предлагается сделать минимальную выплату не ниже МРОТ, т.е. 7 800 руб. Правительство РФ выдало подобному законопроекту отрицательную аналитическую оценку, т.к. выплата пособий такого размера требует существенных бюджетных средств, которых не запланировано.

Похожий законопроект был зарегистрирован в Госдуме двумя годами ранее. В нем предполагалось выплачивать пособие ребенку до 3-х лет на уровне прожиточного минимума. На первого малыша предполагалось выдавать пособие равное одному прожиточному минимуму, на второго и последующих детей – не менее чем в двойном размере. Законопроект не получил поддержки у депутатов из-за отсутствия в бюджете необходимых средств.

Региональная поддержка матерей и детей

При наличии свободных средств регионы РФ вправе принимать собственные программы , направленные на поддержку родителей и их детей. Подобные программы разработаны не во всех регионах.

В Москве и Московской области они успешно действуют и предполагают учет критериев нуждаемости , конкретности материальной поддержки семей. Родители малышей возрастом до трех лет должны быть прописаны в Москве или области и быть гражданами России. Максимальная сумма социальных перечислений составляет 4 500 рублей. Предусмотрены также доплаты за компенсацию подорожания, оплату телефонии, продуктов, «коммуналки».

В других регионах виды поддержки могут отличаться. Для получения информации следует обращаться в орган соцзащиты по месту своего жительства или временного нахождения.

В 2018 г. существенных изменений в сумме выплат вряд ли предвидится. Размер поддержки матерям детей до трех лет небольшой и требует поиска дополнительных средств на воспитание ребенка. При наличии законных оснований можно обратиться в орган соцзащиты и подтвердить статус малоимущей семьи, которая вправе рассчитывать на выплаты и льготы, предусмотренные в конкретном субъекте РФ.

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но . Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей , никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в :

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) - на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) - на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того - такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева ). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7 . В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства - к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6 , также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения , установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка - в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей - в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб. , что в 3.5 раза превышает выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( и ), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты » .

Рассмотрение законопроекта после очередного переноса сроков было намечено на середину 2014 года, однако снова было перенесено - теперь на неопределенный срок .

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была .

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников , на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода . Для этого было предложено:

  • выработать семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или );
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах» , в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день ;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график .

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы , в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

В июне 2015 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил по результатам работы правительственной экспертной группы о том, что установление полноценного на основании адресных принципов потребует ежегодно не менее 50 млрд рублей федерального бюджета, что может быть затруднительно в условиях кризиса.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы - это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.