Для повышения эффективности работы депутатов в представительных органах государственной власти российским законодательством установлен статус депутата.

Статус депутата - это закрепленные законодательством права и обязанности депутата, а также основные правовые, социальные и организационные гарантии осуществления ими депутатской деятельности Конституция РФ: Проблемный комментарий/ отв. Редактор В.А. Четвернин. М., 2007..

"Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" устанавливает следующие права депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации: Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 11-17

1. Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.

Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках к Конституции РФ и пересмотре положений Конституции РФ.

2. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на участие в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, согласительной и специальной комиссий.

3. Право на обращение с депутатским запросом.

4. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами.

5. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на получение и распространение информации

"Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" помимо прав предусматривает также обязанности депутатов и членов соответствующих палат Федерального Собрания: Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 8, 9, 10.

1. Депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями.

2. Депутат Государственной Думы рассматривает обращения избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

3. Депутат Государственной Думы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

4. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания РФ.

5. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы представляют декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, в порядке, установленном федеральным законодательством о государственной службе. Информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами РФ, подлежит опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания РФ.

Осуществление Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий было бы невозможно без закрепления в законодательстве гарантий их деятельности. Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем представительном органе государственной власти.

Выделяются три основные группы гарантий: правовые, социальные и организационные.

Важнейшей правовой гарантией является неприкосновенность депутата, закрепленная, как в Конституции РФ, так и в Федеральном Законе. .Конституции РФ: ст. 98

2. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 19,20,21. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть: привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания РФ и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора РФ. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление. Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы также вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Федеральный Закон предусматривает следующие социальные гарантии депутатской деятельности: Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 2, ч.2, ст. 22-36.

1. Ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные Федеральным законом.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск;

3. Зачисление времени осуществления полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы.

4. Медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей.

5. Пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

6. Обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае: гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья.

7. Жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не обладающих жилой площадью в городе Москве.

8. Освобождение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы от военных сборов.

9. Предоставление члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы служебного помещения.

10. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на транспортное обслуживание.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы на территории РФ имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также право внеочередного приобретения проездных документов Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право РФ. М.: Юристъ, 2008.

11. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на внеочередное поселение в гостинице.

12. Иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Важнейшей организационной гарантией является право депутата (члена) палат Федерального Собрания иметь помощников. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 37-40

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих по трудовому договору, и до сорока помощников, работающих на общественных началах, по работе в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте РФ (для членов Совета Федерации), в избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам), в субъекте (субъектах) РФ, определяемом соответствующей депутатской фракцией (для депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу).

Число помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающих по трудовому договору (контракту), по работе в Совете Федерации, Государственной Думе соответственно не может быть более двух.

Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы: Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ, ст. 39

1. Ведет запись на прием к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием;

2. Готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;

3. Получает по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;

4. Организует встречи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;

5. Ведет делопроизводство;

6. Выполняет другие поручения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренные трудовым договором (контрактом).

Закрепленные в законодательстве правовые, социальные и организационные гарантии способствуют повышению эффективности депутатской деятельности Стрекозов В.Г., Казанцев Ю.Д., Конституционное право России. М., МГЭИ, 2007.

Государственная дума – это «нижняя» палата Федерального собрания Российской Федерации, являет собой законодательный и представительный орган власти в РФ. Каждый закон Российской Федерации федерального значения разрабатывается и принимается Государственной Думой РФ и проходит одобрения в Совете Федерации РФ («верхней» палате ФС РФ). Так, например, закон о государственных закупках был принят Госдумой РФ 8 июля 2005г, а одобрен Советом Федерации РФ 13 июля 2005г. и т.д.

Пятая глава Конституции РФ четко определяет правовой статус Государственной Думы РФ, а статус членов Совета Федерации и депутатов Госдумы РФ, их права, обязанности и ответственность, регламентирует Федеральный закон РФ № 3-ФЗ от 08.05.1994г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Принципы и правила проведения выборов в депутаты Госдумы РФ подробно описаны в Федеральном законе РФ № 51-ФЗ от 18.05.2005г. « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ».

Согласно Конституции РФ, депутатом Госдумы РФ может быть избран гражданин РФ (читать закон о гражданстве Российской Федерации), который достиг возраста 21 года и имеет право принимать участие в выборах, при этом, одно и тоже лицо не может одновременно быть депутатом Госдумы РФ и членом СФ РФ. Депутаты Госдумы не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме работы в органах законодательной власти, которая производится на профессиональной постоянной основе. Статус неприкосновенности сохраняется за депутатами Государственной Думы РФ на весь период исполнения возложенных на них полномочий.

Закон о депутатах Государственной Думы РФ, который регламентирует их правовой статус и трактует их права и обязанности, состоит из 4 глав. Глава 1 настоящего закона описывает общие положения данного законодательства, дает понятия основным терминам, используемым в законодательстве, объясняет статус депутатов Госдумы в системе государственных должностей РФ, устанавливает срок полномочий депутатов и условия их осуществления, а также регламентирует порядок досрочного прекращения полномочий. Статья 7 и 7.1. главы 1 закона о депутатах Государственной Думы РФ описывают формы деятельности депутатов и дают понятие тому, что является фракцией Госдумы РФ, статья 8 направлена на регламентирование взаимоотношений между депутатами Госдумы и избирателями.

Глава 2 закона о статусе депутатов Госдумы и членов Совета Федерации РФ освещает гарантии их деятельности, в том числе и их права и обязанности. Статьи данной главы регламентируют право законодательной инициативы депутатов, порядок участия членов Федерального Собрания и депутатов Госдумы РФ в заседаниях соответствующих палатах, прав депутатов на парламентский запрос, на прием должностных лиц в первоочередном порядке, на получение и распространение информации, трактует сведения о неприкосновенности депутатов Госдумы РФ и порядке получения согласия на лишения этой неприкосновенности. В статье 25 описываются гарантии трудовых прав депутатов, обеспечение материально-финансовых условий для осуществления своих полномочий, ежегодно оплачиваемый отпуск, Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение депутатов Госдумы и членов Совета Федерации РФ регламентируются в ст.ст 27-29 закона о депутатах Государственной Думы РФ.

Ответственность за невыполнение положений закона о статусе депутатов Госдумы и членов Совета Федерации РФ регулируется главой 3 настоящего закона. Так, должностное лицо, которое своим действием или бездействием создает препятствие для осуществления депутатами или членами Совета Федерации своей основной деятельности, может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Скачать Закон о депутатах государственной думы

Также Вам будут интересны следующие статьи:

Выборы в думу в 2016

Выборы Президента России: в каком году, дата проведения, список кандидатов

Выборы Президента США: кто победит?

Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены: 1) личный досмотр; 2) задержание; 3) арест (заключение под стражу); 4) обыск как уголовно– и административно-процессуальная мера.

Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения.

К парламентариям могут быть применены меры принуждения: 1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления; 2) в случаях, когда этого требует безопасность РФ либо других граждан.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания.

Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации РФ.

47. Акты Федерального собрания и его палат. Законодательный процесс (порядок принятия Федеральных законов).

Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им акты. Основные акты Федерального Собрания – это законы.

Первая стадия законодательного процесса – законодательная инициатива – сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

Согласно ст. 104 Конституции, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, то право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Вторая стадия законодательного процесса – предварительное рассмотрение законопроектов.

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение может осуществляться в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение в соответствии с действующим Законодательством и Регламентом Государственной Думы.

Государственная Дума устанавливает срок представления поправок к законопроекту, принятому в первом чтении. Этот срок не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов – менее 30 дней.

Четвертая стадия законодательного процесса – принятие закона.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией (ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

(наименование и текст закона в новой редакции, изложенной в Федеральном законе от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3466; в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 9-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 614; Федерального закона от 4 августа 2001 г. N 109-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3317; Федерального закона от 9 июля 2002 г. N 81-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2785; Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033; Федерального закона от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 160; Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700; Федерального закона от 22 апреля 2004 г. N 21-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 17, ст. 1588; Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2484; Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607;Федерального закона от 16 декабря 2004 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 51, ст. 5128; Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 42-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст.1749; Федерального закона от 21 июля 2005 г.N 93-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3104; Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3123; Федерального закона от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3427; Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 277-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 40; Федерального закона от 30 января 2007 г. N 8-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 683; Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1151; Федерального закона от 12 апреля 2007 г. N 48-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст. 1828; Федерального закона от 29 марта 2008 г. N 30-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 13, ст. 1186; Федерального закона от 27 октября 2008 г. N 190-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 44, ст. 4996; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6229; Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7,ст. 772; Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 21-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 789; Федерального закона от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 20, ст. 2391; Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 212-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4181; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16; Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 31, ст. 4703; Федерального закона от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 43, ст. 5975; Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6730; Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 178-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст. 6389; Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6954; Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 238-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6961; Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2329; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 147-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3439; Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 209-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4042; Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст. 1094; Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 191-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3397; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4217; Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1393; Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2008; Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 196-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3987; Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 41,ст. 5639; Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 45, ст. 6204; Федерального закона от 3 мая 2016 г. N 140-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 19, ст. 2670; Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3091; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 311-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4244; Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 451-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст. 7500); Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст.46; Федерального закона от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 24, ст. 3476; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 227-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4776; Федерального закона от 12 ноября 2018 г. N 408-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 47, ст. 7129; Федерального закона от 27 декбря 2018 г. N 561-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 53, ст. 8487)