РАЗДЕЛ 1. «ЧС» МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.

Тема №1. ЧС природного, техногенного и военного характера.

Тема 1.1 Общая характеристика и классификация «ЧС» - УК Природные и техногенные «ЧС»

Цель: Закрепить знания школьной программы о «ЧС». Дать подробную характеристику природным и техногенным ЧС в РФ, о их роли в нашей жизни.

Литература:

1. БЖД. Э. А. Арустамов, учебник, М., В. школа, 2003.

2. Учебное пособие «ЧС, характеристика и классификация». М., журнал «Военные знания», 2002г.

3. Журнал ОБЖ №7 2003 стр.8, ОБЖ №7 2005 г, стр.48.

4. Журнал «Военные знания» №1 – 2001 г, .стр.37

Общая характеристика и классификация «ЧС».

Всегда существовали, и будут возникать такие условия и обстоятельства, когда здоровье, а иногда и жизнь человека будут зависеть исключительно от его своевременных и грамотных действий.

Академик Н.М Амосов утверждает, что запас прочности его конструкции = 10, т.е его органы могут выполнять нагрузки, в 10 раз больше, чем они выполняют. И это доказано практикой в экстремальных ситуациях.

Главное, чтобы эти действия были своевременные и грамотные, тогда есть шансы на успех даже в, казалось бы, безнадёжным деле.

А для этого необходимо иметь достаточный уровень знаний.

Человек в процессе своей деятельности всегда находится в какой-то одной из 5 жизненных ситуаций, внезапно переходя в другую:

1. Обычная – ситуация, повторяющаяся через определённое время и не являющаяся новой для нас.

2. Оптимальная – наиболее благоприятная для данного вида деятельности

3. Экстремальная – новизна и неожиданность возникновения, длительное воздействия негативных факторов О.С.

4. Опасная – в которой есть фактор риска и опасности для жизни.

5. «ЧС» - это обстановка на определённой территории в результате АКС (аварии, катастрофы, стихийного бедствия), которая:

Может повлечь или повлекла человеческие жертвы;

Нанесла ущерб здоровью или окружающей среде;

Значительный материальный ущерб;

Нарушила условия жизни людей.

Авария – повреждение машины, станка, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения.

Катастрофа –событие с трагическими последствиями, авария с гибелью людей.

Стихийное бедствие – опасное явление природного происхождения, вызывающее катастрофические ситуации для «Ч» и «ОС».

Классификация «ЧС»

Все «ЧС» классифицируются по 3 признакам:

I. По сферам возникновения:

1. Природные ЧС – 6 групп.

2. Техногенные ЧС – 6 групп.

3. Экологические ЧС – 3 группы.

4. Социальные ЧС – 5 групп.

II. По ведомственной принадлежности:

1. ЧС в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном)

2. ЧС в промышленности (атомной, хим., пищевой, металлург., и др.)

3. ЧС в КЭС (-водо, -газо, -тепло, -электро, -канализация) –коммунально-энергетич.сетях.

4. ЧС на транспорте (ж/д, автомобильном, воздушном, водном, метро)

III. По масштабам возможных последствий:

Вид «ЧС» Последствия Границы зон распр. поражающих факторов
Пострадало, чел. Нарушены условия жизни людей, чел. Матер. ущерб, МРОТ
Локальная ≤ 10 ≤ 100 ≤ 1 тыс. 1 объект
Местная 10-50 100-300 ≤ 5 тыс. 1 нас. пункт
Территориальная ≤ 500 ≤ 500 ≤ 0,5 млн. 1 субъект РФ
Региональная ≤ 500 ≤ 1000 ≤ 5 млн. 2 субъекта РФ
Федеральная > 500 > 1000 > 5 млн. > 2 субъектов РФ
Трансграничная Границы поражающих факторов выходят за пределы РФ, или ЧС произошла за рубежом

ЧС» природного характера.

ЧС природного характера угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации.

В целом на Земле от природных ЧС погибает каждый стотысячный человек, а за последние 100 лет – 16 тысяч ежегодно.

Говоря о природных ЧС, следует подчеркнуть роль антропогенного влияния на их проявления. Из-за нарушения равновесия в природной среде природа как бы мстит человеку за грубое вторжение в её владения.

Примеры:

Добыча полезных ископаемых, метро → пустоты

Подогрев атмосферы → таяние ледников

Уничтожение лесов

Озоновые дыры и др.

Все природные ЧС делятся на 6 групп:

1. ГеологическиеЧС : землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, лавины.

Землетрясения – это подземные толчки и колебания земной поверхности, вызванные геофизическими причинами.

Классифицируются по 12-б. шкале.

Извержения вулканов – это выброс расплавленных горных пород из горы конусообразной формы. (t=900-1000°С)

Оползни – скользящее смещение массы горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Сель – бурный водно-каменный грязевой поток.

h=1-25 м V>10 м/с Т=1-8 часов

Снежная лавина – низвергающаяся со склонов гор под действием силы тяжести масса снега или льда.

2. Метеорологические ЧС :

1. Вызываемые ветром при V≥25 м/с

2. Сильным дождем (n=50 мм за Т≤12ч)

3. Крупным градом (d гр ≥20 мм)

4. Сильным снегопадом (n=20 мм за Т≤12ч)

5. Сильными метелями V≥15 м/с

6. Пыльными бурями V≥15 м/с

7. Заморозками (t°=0 на поверхности земли)

8. Сильными морозами или жарой (|t|≥30°С) .

Эти природные ЧС приводят к стихийным бедствиям в 3-х случаях:

1. Когда они происходят на территории ≥1/3 области;

2. Когда захватывают несколько административных районов;

3. Когда продолжаются не менее 6 часов.

Ураган – ветер со V≥32 м/с, достигает V=200 км/ч, ширина урагана достигает до 1000 км, продолжительность 9-12 дней.

Тайфун– тропический ураган Тихого океана.

Буря – это ветер со V=15-31 м/с. Сильная буря – шторм. Снежные бури называют пургой, бураном, метелью.

Смерч (торнадо) – это восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха. Представляет собой быстро вращающуюся воронку, свисающую из грозового облака в виде хобота.

Vдвиж. возд.≤200 м/с S смерча=300 км V=50-60 км/ч.

3. ГидрологическиеЧС : наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами.

Наводнения – это затопление водой прилегающей к водоему местности, причиняющее материальный ущерб и человеческие жертвы.

50% всех жертв из природных ЧС → наводнения.

Причины возникновения наводнений – обезлесенья, потепление.

Без материального ущерба – разлив.

Половодье – ежегодно повторяющееся длительное повышение водоносности рек.

Паводок – кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды.

Затор – скопление льда в русле реки, ограничивающее ее движение; образуется весной при вскрытии рек.

Зажор – скопление рыхлого льда осенью, ограничивающее движение реки.

Главная причина образования заторов – задержка процесса вскрытия льда.

Нагон – подъем уровня воды от воздействия ветра. Встречается в устьях широких рек и на крупных водоемах.

Цунами – в переводе с японского «большая волна в гавани» - это морская гравитационная волна большой длины в результате подводного землетрясения,взрыва,падения метеорита.

Vв=100-1000 км/ч hв=5-40м.

4.Природные пожары :

Торфяные

Степные.

Лесные в свою очередь подразделяются на:

Низовые Vср.огня=1-3 м/мин

Верховые Vср.=100 м/мин

Почвенные - глубина прогорания грунта до 50см.

Средняя продолжительность крупного лесного пожара 10-15 суток, выгораемая площадь 450-500 гектаров, при периметре 8-16 км.

Степной пожар Vогня до 160 км/ч.

Торфяной пожар – глубина прогорания до 5,5 м; проблема тушения.

5. Биологические ЧС – эпидемии, пандемии, эпизоотии, эпифитотии.

Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируемый уровень на данной территории.

Пандемия – эпидемия, охватывающая несколько стран и материков.

Эпизоотии – инфекционные болезни животных.

Эпифитотии – инфекционные болезни растений.

Инфекционное заболевание – заболевание, вызываемое живым возбудителем.

Существуют следующие виды инфекционных заболеваний :

1. Инфекции дыхательных путей: грипп, ОРЗ, ангина, дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, натуральная оспа.

Передаются воздушно-капельным путем, лечение – верхние дыхательные пути.

2. Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, паратифы, холера, гепатит, полиомиелит. Передача: продукты, вода, почва, грязные руки, мухи. Лечение – кишечник.

3. Кровяные инфекции: малярия, сыпной и возвратный тиф, клещевой энцефалит, чума, туляремия. Передача: укусы комаров, вшей, блох, клещей, москитов. Лечение – кровеносная система.

4. Инфекции наружных покровов: трахома, чесотка, сибирская язва, столбняк, венерические заболевания. Передача: контактным путем. Лечение – кожа, слизистые оболочки.

6. Космические ЧС – астероиды, солнечная радиация, ультрафиолетовое облучение.

Астероиды – малые планеты d=1-1000 км.

В космосе приблизительно 300 тысяч астероидов и комет.

ЧС» техногенного характера.

Техногенные «ЧС» связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды.

Аварии, катастрофы, пожары, взрывы за последние годы в России оказывают всё возрастающее негативное воздействие на социально-экономическую обстановку.

Они подразделяются на 6 групп:

ХОО – это предприятие, при аварии и разрушении которого могут произойти массовые поражения людей в результате выброса АХОВ.(химически-опасный объект).

АХОВ – это аварийно химически опасное вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти заражение ОС в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах).

(HNO 3 – азотная кислота, NH 3 – аммиак, H 2 S, Cl 2 , COCl 2 , фосген и др.)

РОО – это предприятие, при аварии на котором могут произойти массовые радиационные поражения людей.(радиационно-опасный объект)

ПВОО – это предприятие, на котором производятся, хранятся, транспортируются пожаровзрывоопасные вещества.(пожаро-взрыво-опасный объект)

ГДО – это сооружение, создающее разницу уровней воды до и после него.(гидродинамический объект).

Т – это ж.д., водный, воздушный, автомобильный транспорт, метро.

КЭС – водоснабжение, газо, электро, тепло, канализация.(коммунально-энергетические сети).

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение ЧС.

2. В чем различия между опасной и экстремальной ситуацией?

3. Дайте классификацию «ЧС».

4. Назовите ЧС природного характера.

5. Чем отличается буря от урагана?

6. Что относится к авариям на транспорте, в КЭС?

Тема 1.2 «ЧС» социального и экологического характера,


Похожая информация.


Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла жизни 75 человек

Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России - аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.

2 декабря 1997 года - взрыв метана на шахте "Зыряновская"

В результате взрыва метана на шахте "Зыряновская" в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.

12 августа 2000 года - гибель атомной подлодки "Курск"

Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.

Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.

4 июля 2001 года - катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске

Самолет авиакомпании "Владивосток Авиа", совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании "Сибирь" не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

24 ноября 2003 года - пожар в общежитии РУДН

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями. Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание - два года лишения свободы в колонии-поселении.

14 февраля 2004 года - обрушение крыши аквапарка "Трансвааль"

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

23 февраля 2006 года - обрушение кровли Басманного рынка

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее - следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор "Трансвааль-парка", крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

19 марта 2007 года - взрыв метана на шахте "Ульяновская"

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года - авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа 2009 года - авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".

5 декабря 2009 года - пожар в клубе "Хромая лошадь"

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

9 мая 2010 года - авария на шахте "Распадская"

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

10 июля 2011 года - гибель теплохода "Булгария" на Волге

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

- 59.04 Кб

В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 683 человека и пострадало 2908 человек.

3.5Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2011 году

На территории Российской Федерации произошло 297 чрезвычайных ситуаций, в том числе 185 техногенного, 65 природного и 42 биолого-социального характера.

В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 791 человека и пострадало 23716 человек.

К спасению людей и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, техногенных пожаров, происшествий на водных бассейнах, дорожно-транспортных происшествий МЧС России привлекалось около 2,0миллионовчеловеки 600 ,0 тысяч единиц техники.

Здесь говорится только о самых значительных ЧС происшедших на территории России в период с 2007 по 2012 года, которые имеют свою специфику. Каждая из катастроф имеет свою причину и относится к одному из типов по своему характеру и возникновению.

19 марта 2007 года - взрыв метана на шахте " Ульяновская"

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года - авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа 2009 года - авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".

5 декабря 2009 года - пожар в клубе "Хромая лошадь"

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

9 мая 2010 года - авария на шахте "Распадская"

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

10 июля 2011 года - гибель теплохода "Булгария" на Волге

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

Стихийное бедствие, вызванное проливными дождями. Сильнейшие дожди и ливни продолжались в течение ночи с 6 на 7 июля. 7 июля к 10 часам на метеостанциях было зафиксировано (дополнительно к осадкам предыдущего периода): в Геленджике - 51 мм, в Новороссийске - 187 мм, в Крымске - 156 мм. Менее чем за двое суток количество осадков превысило месячную норму в 3-5 раз. Осадки привели к подъему уровня воды в реках Адерба, Баканка, Адагум до опасных отметок, произошло подтопление реками и склоновыми стоками населенных пунктов.

Потоки воды, поступавшие в ночь наводнения в г. Крымск, расположенный на р. Адагум, оцениваются в 1300-1500 кубометров в секунду; в находящееся ниже него Варнавинское водохранилище поступало до 1506 кубометров воды ежесекундно.

Сильнее всего пострадал Крымский район и город Крымск, где уровень воды достигал по отдельным свидетельствам 4 или даже 7 метров, что позволило сравнить внезапное наводнение с цунами. МЧС признало, что по Крымску прошла семиметровая волна и затопило половину города. От наводнения в Крымском районе пострадали более 24 тысяч человек, более 4 тысяч домов, 12 социальных объектов - школы, детские сады, два медицинских склада.

4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В настоящий момент организована и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

На федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

На межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);

На региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);

На муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

На объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

    • резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
    • запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
    • резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
    • резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

5.Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает в себя проведение в зоне чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах силами и средствами организаций по ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов разведки и неотложных работ, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Процесс ликвидации ЧС подразделяется на четыре основные группы:

    • проведение всех видов разведки;
    • проведение неотложных аварийно-спасательных работ;
    • проведение неотложных аварийно-восстановительных работ;
    • проведение восстановительных работ (организации жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава сил ликвидации ЧС).

Описание работы

Научно-тенический и социально-экономический прогресс радикально изменил мир. Вместе с тем он породил новые угрозы для цивилизации, к числу которых в последние годы стали относить и опасные экологические процессы. Спектр развивающихся природных угроз у нас в стране и мире исключительно разнообразен: от разрушительных землятресений до глобального изменения климата и опасности столкновения Земли с крупными космическими телами. В России насчитывается более 30 видов опасных природных явлений, угрожающих человеку и инфраструктуре. Большинство существующих видов опасности характеризуется исключительной сложностью и многофакторностью, поэтому их прогнозирование не всегда дает надежные результаты.

Содержание

Ведение
1. Основные понятия и определения.
2. Классификация чрезвычайных ситуаций.
3. Статистические данные о чрезвычайных происшествих в России.
4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных происшествий.
5. Ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
6. Уроки и выводы.
Заключение.
Список литературы

Об аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon человечество никогда не забудет. Взрыв и пожар случились 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана, на месторождении Макондо. Разлив нефти стал крупнейшим в истории США и фактически загубил Мексиканский залив. Мы вспомнили крупнейшие техногенные и экологические катастрофы мира, некоторые из которых чуть ли не страшнее трагедии Deepwater Horizon.

Можно ли было избежать аварии? Техногенные катастрофы часто происходят как следствие природных катастроф, но кроме того - из-за изношенного оборудования, жадности, халатности, невнимательности... Память о них служит важным уроком для человечества, потому что природные катастрофы могут повредить людям, но не планете, а вот техногенные несут угрозу абсолютно всему окружающему миру.

15. Взрыв на заводе удобрений в городе Уэст - 15 жертв

17 апреля 2013 года произошел взрыв на заводе по производству удобрений в техасском городе Уэст. Взрыв прогремел в 19:50 по местному времени и он полностью уничтожил завод, который принадлежал местной компании Adair Grain Inc. Взрывом были разрушены расположенные рядом с заводом школа и дом престарелых. Серьёзно пострадали около 75 зданий города Уэст. В результате взрыва погибли 15 человек, около 200 человек получили ранения. Изначально на заводе произошёл пожар, а взрыв случился в тот момент, когда пожарные пытались справиться с огнём. По меньшей мере 11 пожарных погибло.

По словам очевидцев, взрыв был настолько сильным, что его было слышно примерно в 70 км от завода, а Геологическая служба США зафиксировала колебания почвы магнитудой 2,1. "Это было похоже на взрыв атомной бомбы", - говорили очевидцы. Жителей ряда районов рядом с Уэстом эвакуировали из-за утечки аммиака, используемого при производстве удобрений, власти предупредили всех об утечке токсичных веществ. Над Уэстом была введена бесполётная зона на высоте до 1 км. Город напоминал район военных действий...

В мае 2013 года по факту взрыва было заведено уголовное дело. Расследование показало, что компания хранила химические вещества, которые вызвали взрыв, с нарушение требований безопасности. Комитет по химической безопасности США установил, что компания не предприняла необходимых мер для предотвращения пожара и взрыва. Кроме того, на тот момент не существовало правил, которые запрещали бы хранение нитрата аммония вблизи населенных пунктов.

14. Затопление Бостона патокой - 21 жертва

Затопление Бостона патокой случилось 15 января 1919 года после того, как в бостонском районе Норт-энд взорвался гигантский резервуар с мелассой, и волна сахаросодержащей жидкости пронеслась по улицам города с большой скоростью. Погиб 21 человек, около 150 попали в больницы. Катастрофа произошла на алкогольном заводе Purity Distilling Company во времена «сухого закона» (ферментированная меласса в то время широко использовалась для получения этанола). Накануне введения полного запрета владельцы старались успеть сделать как можно больше рома...

Видимо, из-за усталости металла в переполненном резервуаре с 8700 м³ патоки разошлись соединённые заклёпками листы металла. Земля дрогнула, и на улицы хлынула волна патоки высотой до 2 метров. Давление волны было настолько велико, что сдвинуло с путей грузовой состав. Близлежащие здания были затоплены на метровую высоту, некоторые обрушились. Люди, лошади, собаки вязли в липкой волне и гибли от удушья.

В зоне катастрофы был развёрнут передвижной госпиталь «Красного креста», в город вошло подразделение ВМС США - спасательная операция длилась неделю. Патоку убирали с помощью песка, который впитывал вязкую массу. Хотя владельцы фабрики винили во взрыве анархистов, горожане добились от них выплат общей суммой в $ 600 тыс (сегодня это примерно $ 8,5 млн). По словам бостонцев, даже сейчас в знойные дни от старых домов исходит приторный запах карамели...

13. Взрыв на химзаводе Phillips в 1989 -23 жертвы

Взрыв на химзаводе Phillips Petroleum Company случился 23 октября 1989 года, в Пасадене, штат Техас. Из-за оплошности сотрудников произошла крупная утечка горючего газа, и произошёл мощнейший взрыв, эквивалентный двум с половиной тоннам динамита. Бак с 20 000 галлонами газа изобутана взорвался и цепная реакция вызвала еще 4 взрыва.
Во время планового технического обслуживания, на клапанах случайно закрыли воздуховоды. Таким образом, в диспетчерской отображалось, что клапан открыт, в то время как он был как закрытым. Это привело к образованию облака пара, которое взорвалось от малейшей искры. Первоначальный взрыв зарегистрирован равным 3,5 баллам по шкале Рихтера и осколки взрыва были найдены в радиусе 6 миль от взрыва.

Многие из пожарных гидрантов вышли из строя, сильно упало давление воды в оставшихся гидрантах. Пожарным потребовалось более десяти часов, чтобы взять ситуацию под контроль и полностью потушить пламя. Погибло 23 человека, ещё 314 получили ранения.

12. Пожар на пиротехнической фабрике в Энсхеде в 2000 - 23 жертвы

13 мая 2000 года в результате пожара на на пиротехнической фабрике S.F. Fireworks в голландском городе Энсхеде (Enshede) случился взрыв, погибли 23 человека, в том числе четверо пожарных. Пожар начался в центральном здании и распространился на два полных контейнера с фейерверками, незаконно хранящихся за пределами здания. Несколько последующих взрывов произошло с самым большим взрыв чувствовал себя так далеко, как 19 миль.

Во время пожара сгорела и была разрушена значительная часть района Ромбек - сгорели 15 улиц, повреждено 1500 домов, и уничтожено 400 домов. В дополнение к гибели 23 человек, 947 человек получили ранения и 1250 человек остались без крова. Пожарные расчеты прибыли из Германии, чтобы помочь в борьбе с огнем.

Когда S.F. Fireworks построили пиротехническую фабрику в 1977 году, она была расположена далеко от города. По мере того как город рос, новое недорогое жилье в окружило склады, что и повлекло ужасные разрушения, травмы и смерти. Большинство местных жителей не имели ни малейшего представления, что они жили в такой непосредственной близости от пиротехнического склада.

11. Взрыв на химзаводе в Фликсборо - 64 жертв

В городе Фликсборо, Англия 1 июня 1974 года произошел взрыв, погибли 28 человек. Авария случилась на заводе «Нипро», который занимался производством аммония. Катастрофа причинила материальный ущерб на колоссальную сумму - 36 миллионов фунтов стерлингов. Такой катастрофы английская промышленность еще не знала. Химический завод в Фликсборо практически перестал существовать.
Химический завод около поселка Фликсборо специализировался на выпуске капролактама - исходного продукта для получения синтетического волокна.

Авария случилась так: разорвался обходный трубопровод, соединявший реакторы 4 и 6, и пар начал вырываться из отводов. Образовалось облако паров циклогексана, содержащее несколько десятков тонн вещества. Источником возгорания облака послужил, вероятно, факел водородной установки. Из-за аварии на заводе в воздух была выброшена взрывоопасная масса разогретых паров, для воспламенения которых достаточно было малейшей искры. Через 45 минут после аварии, когда грибообразное облако достигло водородной установки, произошел мощный взрыв. Взрыв по своей разрушительной силе был эквивалентен взрыву 45 т тротила, подорванного на высоте 45 м.

Около 2000 зданий, находившихся за пределами предприятия, были повреждены. В деревне Амкоттс, находящейся на другом берегу реки Трент, из 77 сильно пострадало 73 дома. Во Фликсборо, расположенном на расстоянии 1200 м от центра взрыва, из 79 домов разрушилось 72. От взрыва и последующего пожара погибло 64 человека, 75 человек на предприятии и вне его получили травмы различной степени тяжести.

Инженеры завода под давлением хозяев компании "Нипро" нередко шли на отступления от установленного технологического регламента, игнорировали требования безопасности. Печальный опыт этой катастрофы показал, что на химических заводах необходимо иметь быстродействующую автоматическую систему пожаротушения, позволяющую не позднее чем через 3 секунды ликвидировать вогорания твердых химических веществ.

10. Разлив раскаленной стали - 35 жертв

18 апреля 2007 года 32 человек погибли и 6 получили ранения, когда ковш, содержащий расплавленную сталь, упал на заводе Qinghe Special Steel Corporation в Китае. Тридцать тонн жидкой стали, раскаленной до 1500 градусов по Цельсию упал с подвесного транспортера. Жидкая сталь прорвалась через двери и окна в соседнее помещение, где находились рабочие дежурной смены.

Пожалуй, самый ужасный факт, обнаруженный в ходе исследования этой катастрофы в том, что ее можно было бы предотвратить. Непосредственной причиной аварии стало неправомерное использование некондиционного оборудования. Следствие пришло к выводу, что имел место целый ряд недостатков и нарушений безопасности, которые способствовали аварии.

Когда аварийные службы добрались до места катастрофы, их остановил жар расплавленной стали, и они долго были не в состоянии добраться до жертв. После того, как сталь начала охлаждаться, они обнаружили 32 жертвы. Удивительно, но 6 человек чудом пережили эту аварию, и с тяжелейшими ожогами были доставлены в больницу.

9. Крушение состава с нефтью в Лак-Мегантик - 47 жертв

Взрыв состава с нефтью произошёл вечером 6 июля 2013 года в городке Лак-Мегантик в канадском Квебеке. Поезд, принадлежащий компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway и перевозивший 74 цистерны с сырой нефтью, сошёл с рельсов. В результате несколько цистерн загорелись и взорвались. Известно о 42 погибших, ещё 5 человек числятся пропавшими без вести. В результате пожара, охватившего город, примерно половина зданий в центре города были уничтожены.

В октябре 2012 года на тепловозе GE C30-7 #5017 при ремонте двигателя, чтобы поскорее завершить ремонт, были применены эпоксидные материалы. В последующей эксплуатации эти материалы разрушились, тепловоз стал сильно дымить. Вытекающие горюче-смазочные материалы скапливались в корпусе турбокомпрессора, что привело к возгоранию в ночь крушения.

Поездом управлял машинист Том Хардинг. В 23:00 поезд остановился на станции Нант, на главном пути. Том связался с диспетчером и сообщил о неполадках с дизелем, сильном чёрном выхлопе; решение проблемы с тепловозом было отложено до утра, и машинист уехал ночевать в гостиницу. Поезд с заведённым тепловозом и опасным грузом был оставлен на ночь на необслуживаемой станции. В 23:50 в службу 911 поступило сообщение о пожаре на головном тепловозе. В нем не работал компрессор, и давление в тормозной магистрали снижалось. В 00:56 давление упало до такого уровня, что ручные тормоза не смогли удерживать вагоны и неуправляемый поезд ушёл под уклон к Лак-Мегантику. В 00:14 поезд на скорости 105 км/ч сошёл с рельсов и оказался в центре города. Вагоны сошли с рельсов, последовали взрывы и горящая нефть разлилась вдоль железной дороги.
Люди в ближайшем кафе, ощутив толчки земли, решили что началось землетрясение и спрятались под столами, в итоге они не успели убежать от огня... Эта железнодорожная катастрофа стала одной из самых смертоносных в Канаде.

8. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - не менее 75 жертв

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - промышленная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года - "черный день" российской гидроэнергетики. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб, производство электроэнергии приостановлено. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона.

На момент аварии ГЭС несла нагрузку в 4100 МВт, из 10 гидроагрегатов в работе находилось 9. В 8:13 местного времени 17 августа произошло разрушение гидроагрегата № 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значительных объёмов воды. Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок и увидел выброс мощного столба воды.
Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, при этом на работавших ГА произошли короткие замыкания (их вспышки хорошо видны на любительском видео катастрофы), выведшие их из строя.

Неочевидность причин аварии (по словам министра энергетики России Шматко, «это самая масштабная и непонятная авария гидроэнергетики, которая только была в мире») вызвала ряд версий, не нашедших подтверждения (от терроризма до гидроудара). В качестве наиболее вероятной причины аварии называют усталостные разрушения шпилек, возникшие в период работы гидроагрегата № 2 с временным рабочим колесом и недопустимым уровнем вибраций в 1981-83 годах.

7. Взрыв на "Пайпер Альфа" - 167 жертв

6 июля 1988 года платформа по добычи нефти в Северном море под названием "Пайпер Альфа" была разрушена в результате взрыва. Платформа “Пайпер Альфа”, установленная в 1976 году, бала самой большой конструкцией на площадке “Пайпер”, принадлежащей шотландской компании “Оксидентал Петролеум”. Платформа располагалась в 200 км к северо-востоку от Абердина и служила центром управления нефтедобычей на площадке.На платформе находилась вертолетная площадка и жилой модуль для 200 нефтяников, работающих посменно. 6 июля на “Пайпер Альфе” произошел неожиданный взрыв. Пожар, охвативший платформу, не дал персоналу даже возможности послать сигнал SOS.

В результате утечки газа и последующего взрыва погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Понадобилось 3 недели, чтобы погасить огонь, при сильнейшем ветре (80 миль в час) и 70-футовых волнах. Окончательную причину взрыва установить так и не удалось. Согласно самой популярной версии, на платформе случилась утечка газа, в результате чего для пожара хватило малой искры. Авария на платформе Piper Alpha привела к серьезной критике и последующему пересмотру норм безопасности работ по добыче нефти в Северном море.

6. Пожар в Тяньцзине Биньхай - 170 жертв

В ночь на 12 августа 2015 года два взрыва вспыхнули на участке хранения контейнеров в порту Тяньцзинь. В 22:50 по местному времени начали поступать сообщения о пожаре на расположенных в порту Тяньцзиня складах фирмы «Жуйхай», занимающейся транспортировкой опасных химических веществ. Как выяснили позднее следователи, его причиной послужило самовозгорание высохшей и нагревшейся на летнем солнце нитроцеллюлозы. В течение 30 секунд после первого взрыва, произошел второй - контейнер с нитратом аммония. Местная сейсмологическая служба оценила мощность первого взрыва в 3 тонны тротилового эквивалента, второго - в 21 тонну. Прибывшие на место пожарные долго не могли остановить распространение огня. Пожары бушевали несколько дней и случилось еще 8 взрывов. Взрывы создали огромный кратер.

Взрывы привели к гибели 173 человек, 797 раненых, и 8 человек числятся пропавшими без вести. . Тысячи автомобилей Toyota, Renault, Volkswagen, Kia и Hyundai были повреждены. 7,533 контейнеры, 12,428 автомобилей и 304 здания были разрушены или повреждены. Помимо смерти и разрушения, ущерб составил $ 9 млрд. Выяснилось, что три многоквартирных дома были построены в радиусе одного километра от склада химических веществ, что запрещено китайским законодательством. Власти предъявили обвинения 11 чиновникам из города Тяньцзинь по делу о взрыве. Их обвиняют в халатности и злоупотреблении полномочиями.

5. Валь-ди-Ставе, прорыв плотины - 268 жертв

На севере Италии над деревней Ставе, рухнула плотина Валь-ди-Ставе 19 июля 1985 года. Авария уничтожила 8 мостов, 63 здания, погибло 268 человек. После катастрофы, в ходе расследования было установлено, что имело место плохое техническое обслуживание и малый запас эксплуатационной безопасности.

В верхней из двух плотин, из-за осадков труба для дренажа стала менее эффективной, она была засорена. Вода продолжала поступать в резервуар и давление в поврежденной трубе возрастало, также это вызвало давление на береговую породу. Вода начала проникать в почву, сжижаться в грязь и ослаблять берега, пока, наконец, не произошел размыв. Буквально за 30 секунд вода и грязевые потоки верхней плотины прорвались и хлынули в нижнюю плотину.

4. Обрушение террикона в Намбийи - 300 жертв

К 1990 году Намбийя, шахтерский поселок на юго-востоке Эквадора имел репутацию "агрессивной экосреды". Местные горы были изрыты горняками, пронизаны отверстиями от добычи полезных ископаемых, воздух влажный и наполненный химическими веществами, токсичные газы из шахты и огромный террикон.

9 мая 1993 года, большая часть горы угольного шлака в конце долины рухнула, и под оползнем погибли около 300 человек. 10,000 человек жили в поселке на площади около 1 квадратную мили. Большинство домов города были построены прямо на въезде в туннель на шахту. Специалисты давно предупреждали, что гора стала практически полой. Они говорили, что дальнейшая добыча угля приведет к оползням, и после нескольких дней проливных дождей почва размягчилась, и худшие прогнозы сбылись.

3. Техасский взрыв - 581 жертва

Техногенная катастрофа случилась 16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити, США. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах.

В результате трагедии погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Техас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены - имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.

Суд признал Федеральное правительство виновным в преступной халатности, совершенной правительственными агентствами и их представителями, вовлечёнными в производство, упаковку и маркирование аммиачной селитры, усугубленной грубыми ошибками в ее транспортировке, хранении, погрузке и противопожарных мерах. Было выплачено 1,394 компенсации общей суммой около $17 млн.

2. Бхопальская катастрофа -до 160,000 жертв

Это одна из самых страшных техногенных катастроф произошла в индийском городе Бхопал. В результате аварии на химзаводе, принадлежащем американской химической компании Union Carbide, и производящем пестициды, произошёл выброс ядовитого вещества метилизоцианата. Он хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях, каждая из которых могла вместить около 60 000 литров жидкости.
Причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал, находящийся в 2 км.

Бхопальская катастрофа - крупнейшая по числу жертв в современной истории, повлёкшая немедленную смерть по крайней мере 18 тыс человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тыс - в последующие годы. По другим данным, общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек. Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием жителей об аварии, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями - облако тяжёлых паров разносилось ветром.

Union Carbide, ответственная за эту трагедию, в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам $ 470 млн в обмен на отказ от претензий. В 2010 индийский суд признал семерых бывших руководителей индийского отделения компании Union Carbide виновными в халатности, повлекшей гибель людей. Осуждённые были приговорены к двум годам тюремного заключения и штрафу в размере 100 тыс рупий (примерно $ 2,100).

1. Трагедия на дамбе Баньцяо - 171 000 погибших

В этой катастрофе даже нельзя упрекнуть конструкторов плотины, она была рассчитана на сильные наводнения, но данное было совершенно беспрецедентным. В августе 1975 года в западной части Китая, во время тайфуна прорвало дамбу Баньцяо- погибло около 171,000 человек. Плотина была построена в 1950-х годах для производства электроэнергии и предотвращения наводнений. Инженеры разработали ее с запасом прочности на тысячу лет.

Но в те роковые дни в начале августа 1975 года, тайфун "Нина" сразу же произвел более 40 дюймов осадков, что превысило ежегодное общее количество осадков в этой области всего за один день. После нескольких дней еще более сильных дождей, плотина не устояла и была размыта 8 августа.

Прорыв дамбы вызвал волну высокой 33 футов, 7 миль в ширину, которая шла со скоростью 30 миль в час. В общей сложности более 60 плотин и дополнительных резервуаров были уничтожены из-за разрушения плотины Banqiao. Наводнение разрушило 5,960,000 зданий, сразу погубило 26,000 человек и еще 145,000 умерли позже в результате голода и эпидемий из-за стихийного бедствия.

Масштабные чрезвычайные ситуации это местные, федеральные, региональные, территориальные и локальные чрезвычайные ситуации. Для ликвидации таких ситуаций нужна помощь вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Рассмотрим статистику масштабных чрезвычайных ситуаций произошедшие за период 2000-2011 гг. поле подробно.

В 2000г. произошли следующие события:

В Волжском районе, 4 апреля, была просадка грунта, площадь до 300м2, глубина до 10м, на 24-ом километре железной дороги Помары-Илеть. При этом перекрыли движение поездов на 8 часов, материальный ущерб был400 тыс. руб.

который сопровождался дождем с крупным градом, повреждены кровли зданий сельскохозяйственных предприятий, строения.

В Оршанском районе, 27 июля, из-за сильного дождя с градом и шквалистым ветром, были уничтожены посевы сельскохозяйственных культур площадью 1829га, материальный ущерб составил 1 млн. руб.

В Звениговском районе (детский оздоровительный лагерь на оз. Таир),

27 июля, из-за отключения электричества прекратили горячее водоснабжение, произошло массовое заболевание детей острой кишечной инфекцией. Пострадало 79 детей и 1 взрослый.

В Звениговском районе, 1 августа, из-за града с дождем, пострадали посевы сельскохозяйственных культур, площадью 2118 га.

больные классической чумой, заразилось 213 голов, 57 голов было забито, а 68 голов захоронено.

В 2001г.:

В Горномарийском районе (на р. Волга в районе д. Мумариха), 25 апреля, из-за нарушения правил эксплуатации с танкером Волга-Нефть-39

и катером БТТ-23, произошло столкновение. Утонули 2 члена экипажа катера, и сам катер.

В Новоторъяльском районе, 18 мая, из-за ураганного ветра, были разрушены хозяйственные постройки, снесены кровли, оборваны провода электропередачи. Ущерб составил 480 тыс. руб.

В 2002г.:

В Звениговский районе, 11 июня, из-за жаркой и сухой погоды, крупный лесной пожар. Площадь пожара составила 240 га.

В Медведевском районе, 25 июля, вследствие жаркой и сухой погоды произошел лесной пожар. Площадь пожара составила 600 га.

В 2003г.:

В 13 районов республики, 3 июня, из-за неблагоприятных погодных условий (морозы, осенняя засуха, весенние заморозки, поздняя вегетация)

вымерзли сельскохозяйственные культуры. Площадь убыток составила 47,4 тыс. га. Материальный ущерб 111,6 млн. руб.

В 2004г.:

было отключено 50 трансформаторных подстанций, нарушено нарушение электроснабжение в 51 населенном пункте, повреждено 245 м газопровода, 10 высоковольтных опор и 24 ЛЭП 10 кВ.

В г. Йошкар-Ола, 9 декабря, произошел пожар в лакокрасочном цехе ЧП «Салтанов» (ФГУП «Хладокомбинат»). Погибло 15 человек. Пострадало 11 человек.

В 2005г.:

В Моркинском районе, 22 июля, вследствие сильного дождя. На дорогах д. Малый Шорьял, образовались ямы глубиной до 1,5 м. Было разрушено 3 плотины противопожарных прудов. Материальный ущерб составил 1,2 млн. руб.

В Звениговском районе, 29 августа, из-за курения в нетрезвом состоянии, возник пожар. Погибло 2 ребенка 2000 и 2002 годов рождения, 3 человека пострадали, из них 2 детей.

В Горномарийском районе, 10 ноября, вследствие грубого нарушения правил дорожного движения, произошло крупное дорожно-транспортное происшествие. Произошло лобовое столкновение автомобиля ЗИЛ-131 и «Газель» погибло 6 человек, 11 человек госпитализированы.

В 2006г.:

В Звениговском районе, 7 июня, из-за жаркой и сухой погоды, произошел лесной пожар. Площадь пожара составила 157,4 га.

В г. Йошкар-Ола, 23 июля, при нарушении скоростного режима, автомобиль ВАЗ-21102 выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем «International» с прицепом. Погибло 5 человек, 1 человек с тяжелыми повреждениями доставлен в реанимацию.

В 2007г.:

В Звениговском районе, 27 января, при нарушении правил дорожного движения произошло лобовое столкновение автомобилей ГАЗ-3307 и ВАЗ-21093. Погибло 5 человек.

В Оршанском районе, 23 апреля, вследствие подмыва грунта, произошла просадка колодца канализационной насосной станции. Из за чего вышел из строя канализационный коллектор, который обеспечивает 80% хозяйственно-бытовых стоков п. Оршанка с населением более 6 тыс. человек.

В Медведевском районе, 15 июня, из-за сильного ураганного ветера. Произошло разрушение кровли 4 жилых домов, частичное разрушение кровли 22 жилых домов и 9 дачных домов. Нарушилось электроснабжение д. Юж-Сапарово.


Рисунок 1. — Статистика масштабных ЧС

В Волжском районе, 9 октября, по причине грубого нарушения правил дорожного движения, произошло крупное дорожно-транспортное происшествие. Столкновение грузового автомобиля «DEFA-1045» и рейсового автобуса ПАЗ 672. Пострадало 29 человек, погиб водитель автомобиля «DEFA-1045».

В 2008г.:

В Куженерском районе, 21 июля, из-за сильного дождя, который сопровождался сильным ветром. Повреждены крыши многоэтажных жилых домов, бани, повреждены линии электропередач, газопровод. повалено до 100 м3 леса.

В 2009г.:

В Волжском районе, 22 мая, произошло дорожно-транспортное происшествие. Погибло 2 человека, 15 человек пострадали.

В Звениговском районе, 15 июня, вследствие лесного пожара. Повреждена площадь леса 216,1га. Материальный ущерб составил 2 млн. 780,67102 тыс. рублей.


Рисунок 2 – Среднемноголетнее распределение ЧС

По анализу масштабных чрезвычайных ситуаций, которые происходили за последние десять лет на территории Российской Федерации, можно увидеть, что они как происходили, так и происходят.

Самыми масштабными техногенными чрезвычайными ситуациями по своим последствиям стали пожары, при каждом из которых погибло более двух человек. 1

Для того, что бы сделать по минимуму масштабные чрезвычайные ситуации нужно применить выполнить следующее:

1. Изменить или дополнить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации;

2. Изменить нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и органов управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение в соответствии с пунктом «б» статьи 3. Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»;

3. Применить принципы организации управления экономическим обеспечением: централизованного руководства, комплексности, плановости и контроля, взаимосогласованности и заблаговременности;

4. Проанализировать правовое регулирование и организацию управления на основе создания отраслевых моделей экономического обеспечения масштабных ЧС определенного вида и единого перечня средств ликвидации ЧС;

5. Развитие в экономическом обеспечении правовых основ для ликвидации масштабных ЧС и др.

6. Органами управления по ликвидации масштабных ЧС: является органы государственной власти; органы управления территорией.

7. Построение этапов формирования правовых и организационных основ для ликвидации масштабных ЧС:

— 1-го до создания органов управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

— 2-го — после создания этих органов;

— 3-го при плановом проведении работ;

— 4-го — при переходе к отмене мер и временных ограничений.

В результате реализованного комплекса мер количество масштабных чрезвычайных ситуаций в прошлом году сократилось на 13,5%, а гибель людей уменьшилась на 14,9%. 1

2 Оценка последствий и выводы

Трагедия в Баренцевом море стала первым серьезным испытанием для президента Путина. 12 августа 2000 года в результате взрыва в торпедном отсеке в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». Погибли все члены экипажа – 118 человек. Президент Владимир Путин прервал отпуск, который он проводил в Сочи.
Трагедия наглядно показала, что аварийно-спасательные силы и средства Северного флота не боеготовы, а власти и военное руководство страны не способны организовать спасательную операцию. К помощи иностранных специалистов решили не прибегать, а своими силами не справились. Между тем, по мнению офицеров-подводников, находившиеся в последних отсеках моряки были живы после взрыва еще довольно длительное время и их можно было спасти. Впрочем, Генпрокуратура пришла к противоположным выводам.

Из первоначальных версий гибели субмарины, рассматриваемых правительственной комиссией: столкновение с другим подводным кораблем, подрыв на морской мине и нештатная ситуация в первом отсеке, – в итоге остановились на третьей. Следствие пришло к выводу, что к трагедии привел взрыв торпеды в первом отсеке. Примечательно, что через год, когда поднимали «Курск», именно первый отсек оставили на дне.

Инфраструктура энергетики, большей частью доставшаяся ещё с советских времен, начала сыпаться с угрожающей скоростью.

Так получилось, что главные проблемы пришлись под занавес десятилетия. Всего страшного, что произошло за 10 лет, можно не упомнить, но странное совпадение пугает: все самые главные аварии пришлись именно под занавес – в последние годы тучных 2000-х.

Вспомним хотя бы аварию на подстанции «Чагино», произошедшую в мае 2005 года. Тогда Россия, и прежде всего Москва, Подмосковье и другие близлежащие регионы, впервые познакомилась с английским определением «блэкаут». Свет погас, телевизоры сникли, холодильники потекли, а жизнь практически остановилась, информация – только по радио… Сумма ущерба составила тогда 2,5 млрд. руб., но это чисто теоретически, реально же ущерб никто не подсчитывал.

17 августа 2009 года произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Итоги – 75 погибших, ущерб, по предварительным оценкам, – 30–40 млрд. руб.

В Междуреченске Кемеровской области на угольной шахте «Распадская» – крупнейшей в России – произошла авария. Первый взрыв произошел 8 мая 2010 года в 23.55 по местному времени, второй – 9 мая, уже после того, как в шахту спустились спасатели. Взрывами было разрушено несколько наземных строений шахты. В результате погиб 91 человек – шахтеры и спасатели. За медицинской помощью обратились, по данным Сибирского регионального центра МЧС, 142 пострадавших. По предварительным расчетам, затраты по восстановлению шахты составят около 280 млн. долл., что включает в себя компенсационные социальные выплаты, затраты по ликвидации пожара и откачке воды, стоимость проектных и ремонтных работ, приобретение основных средств, а также подготовку угольных пластов к добыче. Но и эти данные, вероятно, будут уточняться.

Лето прошлого вообще стало испытанием для всей страны. Невиданная жара привела к тому, что огнем были охвачены 22 субъекта России, в семи регионах указом президента был объявлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Произошло около 30 тыс. лесных и торфяных возгораний на общей площади более 1,6 млн. га. Жертвами стихии стали более 50 человек. Без крова остались более 3,5 тыс. жителей страны из разных регионов.

Но даже под самый Новый год проблемы не закончились. Начиная с 26 декабря 2010-го из-за снегопада, массового обледенения проводов и падения деревьев на линиях электропередачи в Центральной России было обесточено около 4,4 тыс. населенных пунктов, в которых проживают 900 тыс. человек. Значительная часть из них встретила без света как новогодние, так и рождественские праздники. Энергетический коллапс затронул крупнейший аэропорт страны «Домодедово». Около 30 тыс. человек оказались заложниками и стихии, и разгильдяйства чиновников разного уровня.