Здравствуйте Иван!
В соответствии со ст. 11.2 и ст. 11.4 ЗК РФ

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренномФедеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

То есть, если Ваш отец является собственником земельного участка, то он вправе разделить его на 2 части с учетом установленных требований.

Согласно ст.11.9 и ст. 38 ЗК РФ

предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- иные показатели.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельных участков:
- если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
- если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

То есть, для определения разрешенных минимальных и максимальных размеров зем. уч. в пределах Вашей терр. зоне Вам следует обратиться за инф. в проектно - изыскательские организации Роскомзема или в ОМС.

Смогу проконсультировать по порядку межевания и регистрации право собственности на образов. зем. уч. в Чате. С уважением Ф. Тамара

Планируя в будущем заняться созданием частного домовладения, в первую очередь стоит задуматься о земельном участке.

В мечтах будущих владельцев на нем должны расположиться и дом, и сад, и бассейн, и хозяйственные постройки и многое другое.

Но стоит знать, что земельные участки, получаемые от муниципалитета под частную жилищную застройку, имеют предельные размеры.

То есть законодательно установлен минимум и максимум для площади надела земли под строительство .

Подобные ограничительные меры связаны с тем, что при строительстве жилого дома необходимо соблюсти требования:

  • Градостроительного кодекса РФ;
  • Земельного кодекса РФ;
  • Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил землепользования и застройки;
  • СниПов.

На размер земельного участка, предоставляемого под жилую застройку, влияют такие факторы как:

  • общее социально-экономическое положение субъекта Федерации;
  • спрос населения;
  • количество свободных земельных наделов.

Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади .

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
  • к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
  • размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.

Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.

В условиях плотной городской застройки или на землях федерального значения невозможно выделить огромные наделы земли всем желающим, в отличие от территорий, находящихся в состоянии развития (например, Дальний Восток).

Площадь надела

Несмотря на то, что в каждом регионе и муниципалитете имеются собственные предельные значения выделяемых земельных участков под жилую застройку, существуют значения ниже или выше которых нельзя «подниматься» или «опускаться».

Так минимальный размер участка со статусом ИЖС под строительство жилого дома не может быть меньше, чем 3 сотки .

Даже если застройщик готов «ютиться» на меньшей территории, то органы государственной власти в лице Росреестра не зарегистрируют подобный надел.

Также возникнут проблемы с получением разрешительной документации на строительство. Поэтому, присматривая небольшие и недорогие куски земли под строительство, обращайте внимание на их минимальный размер.

Максимальный размер участка ИЖС существенно отличается в субъекте Федерации и даже конкретном населенном пункте. В среднем по стране он составляет 30 соток , но все же более конкретную информацию необходимо получать для каждого населенного пункта или региона индивидуально.

Превышение допустимого размера надела также приведет к тому, что государственная регистрация такого участка будет невозможна.

Чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор участка, необходимо предварительно ознакомиться с нормативами, действующими в вашем регионе. Проще всего обратиться в местную администрацию и получить нужную информацию из первых рук.

Кроме того, можно поискать необходимые законодательные акты, касающиеся вашего региона , области или населенного пункта в сети Интернет:

  1. В поисковой строке вашего браузера необходимо ввести запрос «Правила землепользования и застройки» и наименование населенного пункта или региона, области
  2. В открывшемся документе ищите статью, в названии которой фигурирует фраза «параметры разрешенного строительства». Необходимые вам сведения о предельных размерах участков ИЖС вы найдете именно там

Обратите внимание, что вас должны заинтересовать цифры, указанные для зоны ж1 (Зона малоэтажной застройки индивидуальными домами).

Минимальная

Минимальный размер земли для индивидуальной жилой застройки, составляет 3 сотки . Это обобщающий показатель по России, который установлен на основании следующих факторов:

  • санитарно-гигиенические требования к расстоянию между жилыми постройками на пограничных участках земли (СНиП 31-02-2001);
  • расстояние от дома до забора;
  • от дома до улицы (красной линии).

Минимальный размер надела учитывается не только при определении возможности строительства жилого дома, но и при желании владельца разделить свой один большой кусок земли на несколько участков.

Например, если в вашем регионе установлен минимальный показатель для ИЖС в 4 сотки, то разделить участок в 6 соток на две равные доли не получится.

Общий минимальный показатель размера участка ИЖС практически не используется в реальном строительстве, так как каждый регион или муниципалитет принимает свои собственные нормативные акты .

Рассмотрим минимальные площади земельных наделов на примере самых популярных регионов России.

Предельная

Ограничения в отношении площади земельного надела, предназначенного под жилую застройку, действуют только при передаче государственной или муниципальной земли гражданам на безвозмездной основе . Если вы приобретаете земельный участок за собственный капитал, никаких ограничений не существует.

При определении площади участка, выделяемого для жилой застройки, учитывается:

  • наличие свободных участков в конкретном субъекте Федерации;
  • спрос населения на земельные участки;
  • семейное положение соискателя и наличие иждивенцев;
  • проект будущего жилого строения и т.д.

Строительные нормы

Для того чтобы будущий жилой дом соответствовал действующим строительным нормам и правилам, необходимо соблюсти все требования СНиПа на имеющемся земельном участке.

Для разных типов зданий и строений, типов земельных наделов разработаны различные нормы.

Если вы имеете земельный надел, полученный от муниципалитета на безвозмездной основе, то при строительстве должны учесть следующее:

  1. Жилая застройка не должна занимать больше 30% от общей площади участка – при минимальном размере земельного участка ваш дом должен быть не более 90 кв. м., чем больше участок земли предоставлен, тем более просторный дом может позволить себе застройщик.
  2. На участке размером не более 12 соток разрешено строить только одно жилое здание (это требование не относится к количеству хозяйственных построек).
  3. Жилой дом не может быть расположен ближе, чем на расстоянии 5 м от улицы («красная линия») и 3 м от бокового проезда.
  4. Важно соблюдать требования СНиПа 30-02-97 в отношении соседских границ, жилых и хозяйственных построек:
  • между жилыми домами – расстояние от 6 до 15 м в зависимости от сочетания материалов несущих конструкций построек;
  • от дома до межи между соседними участками – не менее 3 м;
  • от хозяйственных построек до границы участка – не менее 1 м.

Если вы сможете с учетом всех этих требований возвести дом на земельном участке минимального размера, то никаких проблем с регистрацией права собственности на недвижимость у вас не возникнет.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как правильно распланировать постройки на участке и каких ошибок следует избежать.

Заключение

От того, какой градостроительный регламент принят в том или ином субъекте Федерации, зависит размер земельного участка, который может получить гражданин на безвозмездной основе.

Предельные размеры наделов соответствуют нормам застройки, и при правильном подходе позволяют возвести на участке жилое строение, соответствующее всем требованиям безопасности, а также санитарно-техническим нормам.

Получить информацию о предельных размерах земельных участков ИЖС можно в органах местного самоуправления (администрация, муниципалитет, департамент строительства и т.д.).

Вконтакте

Допустимые размеры участков, предназначающиеся для индивидуального жилищного строительства, всегда устанавливаются согласно нормативным и правовым актам. Важно внимательно изучить этот вопрос, если вы планируете обзавестись жильём таким способом, а особое внимание обратите на минимальный размер.

Ни в коем случае не начинайте с обращения в определённую государственную организацию, ведь сначала необходимо разобраться в проблеме и при необходимости проконсультироваться с опытным юристом, также нужно заранее собрать все документы, список которых будет проведён немного позже.

Максимальные, а также минимальные размеры участка, предназначенного под ИЖС, регулируются статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Также некоторые важные моменты освящены в 6 части статьи 30 Государственного кодекса России.

Обратите внимание! Если наделы будут предоставлены безвозмездно, то установка допустимых размеров производится строго в соответствии с федеральными нормами, а если собственником является определённый субъект, то допустимые пределы могут варьироваться только в соответствии с законами Российской Федерации. Бывают ситуации, когда участок является собственностью муниципалитетов, это означает, что в таком случае действовать будут соответствующие правовые акты.

Минимальный размер

Как уже было сказано ранее, точные размеры участков, которые допустимо выделять под индивидуальное жилищное строительство, разнятся в зависимости от региона, где вы проживаете. Это определяется нормативно-правовыми актами местного характера. Несмотря на это, следует понимать, что подобные документы и правила тоже ограничены, ведь при их создании ставилось определенное условие — полное соответствие с Конституцией, а также с федеральным законодательством.

Стоит отметить, что средний размер таких участков на территории России примерно одинаков, минимальный показатель редко падает ниже 3 соток. Несмотря на это, не стоит делать поспешных выводов, ведь, как уже было сказано ранее, в каждом регионе ситуация обстоит по-разному, причём данное число может и повышаться, и понижаться. По этой причине первое, что вы должны сделать при наличии желания воспользоваться возможностями ИЖС, — это изучить ситуацию с ориентированием на конкретный субъект Федерации, где вы проживаете.

Предельный размер

Но не стоит концентрироваться только на минимальных размерах, ведь важно обращать внимание и на предельно допустимую цифру, про которую нередко забывают. К счастью, ситуаций, когда земельный участок оказывается больше нормы, не так-то и много. Как несложно догадаться, в данном случае тоже всё ложится на органы местного самоуправления, а вот основные факторы, которыми они руководствуются при принятии того или иного закона:

  • спрос на определенную землю;
  • особенности заселения участков;
  • количество имеющихся наделов;
  • развитие региона в общем;
  • площадь самого дома и число людей, которые планирует проживать в нём.
Обратите внимание! Те правила, которые устанавливаются органами самоуправления, ни в коем случае не должны нарушать санитарные или даже технические нормативы, а конкретные предельные размеры вы можете узнать в администрации региона. Средняя величина, число в пределах которой встречается чаще всего, — 3-25 соток. Не стоит думать, что в вашем регионе значение точно такое же, ведь этот показатель может сильно разниться!

Что нужно сделать?

А теперь, когда важные моменты были рассмотрены, стоит поговорить об основных действиях для начала строительства дома. Как несложно догадаться, вам потребуется оформить участок индивидуального жилищного строительства в свою собственность. Чтобы это успешно осуществить, вам обязательно потребуются документы, список которых будет приведён немного позже, после этого следует сразу обратиться в государственную организацию.

Вот основные действия, которые вам потребуется осуществить:

  1. Соберите весь пакет документов (это очень важно, ведь отсутствие всего 1 документа точно приведет к отклонению вашего заявления).
  2. Напишите само заявление, где следует указать, что вы собираетесь зарегистрировать право собственности на определенный надел земли.
  3. Обратитесь в специальные органы Росрегистрации, важным моментом является то, что вы обязательно должны обратиться в территориальное подразделение, то есть то, которое привязано к вашему участку в зависимости от его места расположения.
Обратите внимание! Нередко встречаются участки земли специальной категории, например, сельхозназначения, в таком случае всё значительно усложняется, да и никто не сможет вам гарантировать успешность, ведь вам могут просто не разрешить индивидуальное жилищное строительство по каким-то причинам!

Какие документы потребуются?

Вот основные документы, которые обязательно должны быть собраны до момента обращения:

  • Заявление, написанное по специальной форме. В нём должно быть обговорено ваше желание на совершение государственной регистрации допустимого права собственности, касающегося определённого надела земли.
  • Квитанция, подтверждающая то, что вами была оплачена госпошлина. Стоит отметить, что этот платеж позволительно совершать прямо на месте проведения регистрации с использованием специального платежного терминала, установленного там, а при себе иметь важно не только оригинал квитанции, но и её копию.
  • Документ, удостоверяющий личность и доверенность. Паспорт, который является основным документом для подтверждения личности человека, обязательно должен присутствовать, также важно подтвердить право заявителя на выступление от имени определённого человека, если это необходимо, для этого подойдет доверенность.
  • Документы, которые могут подтвердить ваше право на пользование определенным участком земли. Сюда можно отнести акт о том, что земля была предоставлена вам (данный документ выдаётся администрацией местного характера), а также подойдёт и приказ о том, что вам выделен был определённый земельный надел.
  • Кадастровый паспорт ИЖС участка.

  1. добрый день, подскажите пожалуйстка, участок в Москве по ИЖС в собственности. есть ли для ИЖС по Москве предельные мин и макс размеры? заранее спасибо
  2. Предельные размеры участка (по требованиям к образуемым или измененным) - в градостроительном регламенте, цель предоставления (вид пользования) роли не играет. Главное - зона. Ну, еще могут быть разного рода исключения (например, линейные объекты - площадь под опорами ЛЭП не ограничивается). Ищите правила землепользования и застройки г. Москвы.

    1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Судя по этому - http://mka.mos.ru/mka/mka.nsf/va_WebPages/PZZRus - ничего нет пока.

    Если же имеется в виду минимальный размер предоставления, то это надо копать решения органов местного самоуправления.

    Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

    1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

  3. Подскажите, у нас по городу требуют в межевом плане указывать площадь не min, max для земель определенной категории, а размер земельных участков отдаваемых в собственность граждан ведь это не верно. На пример, у нас установлен минимум для ЛПХ 150 кв.м а максимума нет, а выкупить в собственность можно только 1500, нас заставляют писать в графе мин 1500 и больше ни-ни. Если больше сразу отказ. А как у Вас?
  4. Все смешалось в королевстве Датском.
    Приказ 412:

    59. Предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" и реквизите "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указываются в соответствии с градостроительным регламентом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель. При отсутствии указанных актов в соответствующих реквизитах проставляется прочерк.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Так что трактовать можно как угодно. У нас трактуют как я написал выше - это требования к образуемым/измененным, по град. регламенту.
    К тому же, для разных прав устанавливаются разные предельные размеры. Что имелось в виду в 59 пункте, когда упоминались нормы отвода земель - непонятно.
    Земельный кодекс:

    3. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Очень показательный абзац для понимания качества наших законов. Угадайте, откуда брать предельные размеры, если есть в наличии и документация, и правила, и нормы отвода.

  5. "площадь под опорами ЛЭП не ограничивается" Institor, а чем это обосновывается? Где это прописано, что это исключение?
  6. Это обычно пишут в правилах землепользования и застройки.
    Также действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования (градостроительный кодекс). Там еще есть исключения.
  7. подскажите плиииз.... Участок по док-там 600 кв. м., по факту - 750. В правилах землепользов. и застройки, для данной зоны мин размер - 600, макс - не установлен. Наша КП говорит, что если макс. размер не установлен, то к площади по док-там можно прибавить тока 10%, т.е. 660 кв. м. Вопрос такой - неужели никаких других способов оформить ЗУ через уточнение нет? и лишнюю площадь оформлять через предоставление, схему и выкуп?
  8. подскажите плиииз.... Участок по док-там 600 кв. м., по факту - 750. В правилах землепользов. и застройки, для данной зоны мин размер - 600, макс - не установлен. Наша КП говорит, что если макс. размер не установлен, то к площади по док-там можно прибавить тока 10%, т.е. 660 кв. м. Вопрос такой - неужели никаких других способов оформить ЗУ через уточнение нет? и лишнюю площадь оформлять через предоставление, схему и выкуп?

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    в 221 фз указано, что если участок увеличился не более чем на минимальный размер, то учет должен пройти. Про максимум нигде не сказано!. так что жалуйтесь на вашу кадастровую в вышестоящую кадастровую, так как они нарушают федеральный закон своими умозаключениями.

  9. в 221 фз указано, что если участок увеличился не более чем на минимальный размер, то учет должен пройти. Про максимум нигде не сказано!. так что жалуйтесь на вашу кадастровую в вышестоящую кадастровую, так как они нарушают федеральный закон своими умозаключениями.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    спасибо. Это мы всё умом понимаем, но к сожалению ничего поделать не можем с этим..... повальные отказы. Обращаясь в минэконом, они всё равно наше обращение "спускают" до местного уровня. Может подскажете какое нибудь письмицо или пунктик в каком нибудь законе про это дело.... Потому что сама нашла про это только в ст. 27 ФЗ-221 п. 5

  10. спасибо. Это мы всё умом понимаем, но к сожалению ничего поделать не можем с этим..... повальные отказы. Обращаясь в минэконом, они всё равно наше обращение "спускают" до местного уровня. Может подскажете какое нибудь письмицо или пунктик в каком нибудь законе про это дело.... Потому что сама нашла про это только в ст. 27 ФЗ-221 п. 5

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПИСЬМО
    от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23
    О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И (ИЛИ) ИЗМЕНЕНИЕМ ОПИСАНИЯ MЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЕГО ГРАНИЦ

    В связи с отсутствием в органах кадастрового учета единообразной практики при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ Минэкономразвития России сообщает следующее.
    1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
    Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
    При этом Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.9, пункт 4 статьи 85) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    В градостроительном регламенте согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
    1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
    2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
    3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует нормы предоставления земельных участков (образуемых земельных участков). В частности, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
    Дополнительно отмечаем, что, исходя из положений Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года.
    2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.
    Согласно части 4 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
    Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
    Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
    При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
    Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
    - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
    - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
    По мнению Минэкономразвития России, кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). В этой связи полагаем, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
    При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
    В этой связи полагаем, что в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 28 июля 2011 г. N 375, далее - картографическая основа государственного кадастра недвижимости).
    Полагаем, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.
    Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Минэкономразвития России, в случае отсутствия в межевом плане вышеуказанного заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, существенном изменении конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в части 4 статьи 27 Закона о кадастре.
    При этом по решению органа кадастрового учета сведения о самовольном занятии соответствующих земельных участков могут быть переданы для осуществления государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля.
    Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    И.Е.МАНЫЛОВ

    #10
  11. На это еще есть уточняющее письмо:
    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО
    от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23
    В связи с многочисленными обращениями граждан в дополнение к письму Минэкономразвития России от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23 Минэкономразвития России сообщает следующее.
    1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
    Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
    При этом пунктом 1 статьи 11.9, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    Также пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.
    Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года, Минэкономразвития России полагает возможным до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки применять при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса.
    2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.
    Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
    - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
    - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
    - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
    При этом, по мнению Минэкономразвития России, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, так и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.
    Также сообщаем, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений границ земельного участка. Таким образом, если прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений сохранились, конфигурация земельного участка не считается измененной.
    Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    Как к этому относиться - решает каждый сам для себя...
    Они "считают возможным". Офонареть...

    #11
  12. Здравствуйте! В нашем регионе пошли отказы, требуют чтобы прописывали минимальные и максимальные размеры участков и реквизиты документов устанавливающие их. Вопрос вот в чем: Вид использования участка по постановлению администрации "Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки", в правилах землепользования и застройки утвержденных у нас в городе в этом году: см. вложение. Какую строку из этой таблицы можно отнести к нашему виду использования? Как на это посмотрит кадастровая? Мне кажется для кадастровой необходимо. чтобы вид использования был в правилах и в постановлении слово в слово. Незнаю что писать в межевой план.

    Шкипер, может скажем им, что у нас топливо закончилось?
    - Улыбаемся и машем, парни. Улыбаемся и машем.

    #12
  13. Впервые столкнулся с такой проблемой. Позвонил клиент, говорит, что его предупредили, если при объединении двух участков (у обоих ИЖС) площадь получается больше максимально допустимой- будет отказ. Почитал местный закон- там говорится только о лимитах размеров предоставляемой площади из муниципальных земель. В кадастровой разногласия. Начальник отдела ссылается на пп.2, п.3, ст.27 ФЗ 221(о кадастре)- там якобы нет упоминания каким образом происходит образование. Значит любое образование. Поэтому-отказ. Сталкивался ли кто с такой проблемой?
    #13
  14. Ну опять та же история, путают лимиты предоставления и лимиты по градостроительному регламенту.

    отказ в случае, если:
    2) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Обратите внимание, федеральным законом. Как обычно, каким именно - не уточняется (чтоб был простор для коррупции) , но можно предположить, что речь идет о земельном кодексе, градостроительном, законе о крестьянском хозяйстве, законе об обороте.

    Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
    1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами .
    2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами .

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
    1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
    2. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.
    3. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

    Нажмите, чтобы раскрыть...