Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio - установление, учреждение, устройство). Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально‑классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство);

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);

в) обладает высшей юридической силой (все текущее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией);

г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;

д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая факти‑нескольких тысяч некодифицированных

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и усло‑ния ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава - права и свободы человека и гражданина, третья глава - федеративное устройство государства, четвертая глава - правовой статус Президента, пятая глава - правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава - порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава - принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава - основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.


Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения необходимо не менее 2 /з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3 /4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2 /з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно‑правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой‑либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно‑правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со‑держатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).

Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов 4 Основные виды нормативно – правовых актов По юридической силе нормативного акта Законы обладают высшей юридической силой; регулируют наиболее значимые отношения; принимаются высшим законодательным органом – Федеральным собранием РФ; Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой; должны соответствовать актам вышестоящих органов; субъекты РФ издают свои иногда законы принимаются Референдумом нормативно – правовые акты. (1993 год – Конституция РФ); все законы – иерархичны. Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, акт принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативный правовой акт в РФ (а также во многих других странах, относящихся к романо – германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права.

I 4. 1 Конституция РФ регулируют вопросы особой важности; II Федеральные конституционные законы их всего 14; принимаются большинством голосов. текущие III Ни один нормативный акт не может противоречить Конституции РФ Федеральные законы законы о СМИ; законы об окружающей среде. кодифицированные Трудовой Кодекс; Гражданский Кодекс. указы; IV Подзаконные акты Принимают: органы исполнительной власти, должностное лицо; существует иерархия в подзаконных актах. постановления; приказы; инструкции. Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания, нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

4. 2 Нормативно – правовые акты имеют пределы временные пространственные начинается с момента их опубликования в течении 10 дней; определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа. заканчивается (утрачивает свою силу): субъективные (по кругу лиц) все граждане России обязаны соблюдать российские законы. -По истечении срока действия; -В результате прямой отмены; -В результате косвенной отмены. Конституция в иерархии нормативных актов Конституция Российской Федерации - основной закон российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. 6

Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года 10 июля 1918 как Конституция (Основной Закон) Р. С. Ф. С. Р. Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; Преамбуле закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы Первый раздел политической, общественной, правово 1, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеральное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм. Конституция РФ: Основной Закон государства; находится на вершине иерархии, обладает; высшей юридической силой; имеет прямое действие; ни один нормативный акт не может противоречить Конституции РФ. «В каждом творце Конституции прячется утопист» Маньюэл Франк «Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина» Лец Станислав Ежи 6. 1

1. Понятие нормативных актов. основные особенности нормативно-правовых актов. 2

1.1. Понятие нормативного акта. 2

1.2. Нормативный акт как источник права. 7

1.3. Основные особенности нормативно-правового акта. 8

2. Виды нормативно-правовых актов и их система. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. 11

2.1. Виды нормативно-правовых актов и их система. 11

2.2. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 17

3. Конституция россиии в системе нормативно-правовых актов. 22

3.1. Этапы коституционного развития России. 22

3.2. Конституция - основной закон РФ.. 26

3.4. Юридические свойства Конституции РФ 1993 года. 28

Список использованной литературы... 33

1. Понятие нормативных актов. основные особенности нормативно-правовых актов

1.1. Понятие нормативного акта

Нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.

Нормативно правовой акт это действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.

Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. Например: (Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции Судебной Реформы" от 24 октября 1991 года №44 или Федеральный закон "О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в "Российской газете" 1995, 16 мая). Также нормативно правовой акт имеет "преамбулу" - предисловие, т.е. вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит "нормы-цели" и "нормы-принципы", которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано "Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Это и является преамбулой.

Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им.

В других же отраслях права мы находим различные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта - от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах.

Также следует рассмотреть вопрос о юридической силе нормативно - правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов.

Понятие "юридическая сила" как и многие иные выражения, юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие "сила" в юридическом смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне. И в этой связи неверными являются положения некоторых Конституций субъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет республиканских законов над федеральными, особенно в бюджетной и иных сферах.

Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому критерию Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов, федеральных законов, иная - у постановлений Правительства и т.д. Но это не значит, что нормативно-правовые акты полностью или частично являются менее обязательными или менее "влиятельными". Нет, это означает лишь требование соблюдать принцип "подзаконности", "соответствия" в построении системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов.

Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соответствия большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами проверки "соответствия" (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т.п.). Таким образом, юридическая сила акта - это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.

Еще один немаловажный вопрос, связанный с определением нормативно правового акта. Почему нормативно- правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое и выделяет теория права. Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами (утюгом, электроплитой и т.д.) Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой - устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, не содержащим нормы права, актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный, а не как право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой акт.

Конституция в иерархии нормативных актов.

А1. В чем наиболее полно выражается демократический смысл Конституции РФ?

1) во введении двухпалатного парламента 2) в закреплении основных обязанностей граждан

3) в провозглашении федеративного устройства государства 4) в закреплении принципа разделения властей

А2. Согласно Конституции РФ вопросы предоставления политического убежища решает

1) Верховный Суд 2) Министерство внутренних дел

3) Президент РФ 4) Федеральная Служба Безопасности

А3. Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством, то есть государством, политика которого направлена на

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства

3) совершенствование обороноспособности страны 4) развитие свободного рынка

А4. Согласно Конституции РФ решение об отставке Правительства РФ может принять

1) Конституционный суд РФ 2) Президент РФ 3) Совет Федерации РФ 4) Государственная Дума РФ

А5. Отличительным признаком конституции как нормативного документа является

1) общеобязательность 2) обеспеченность силой государственного принуждения

3) высшая юридическая сила 4) соответствие принятым в обществе представлениям о добре и зле

А6. Согласно Конституции РФ, высшим органом исполнительной власти является

1) Администрация Президента РФ 2) Правительство РФ

3) Государственная Дума РФ 4) Совет Федерации

А7. В конце 80-х годов вышел закон, согласно которому администрация предприятий обязана была увольнять работников пенсионного возраста, имевших трудовой стаж, достаточный для получения полной пенсии. Несколько уволенных на этой основе пенсионеров за восстановлением своих прав обратились в

1) Европейский Суд по правам человека 2) Верховный Суд

3) Арбитражный Суд 4) Конституционный Суд

А8. В ведении федеральных органов власти находится

1) защита прав и свобод человека и гражданина 2) разработка конституций субъектов Федерации

3) система органов государственной власти республик 4) вопросы местного самоуправления

A 9. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет

1) Председатель Верховного Суда РФ 2) Председатель Правительства

3) Председатель Совета Федерации 4) Председатель Конституционного Суда

А10. Верны ли следующие суждения о Конституционном Суде?

А. Конституционный Суд проверяет конституционность только тех актов властей, которые имеют юридические последствия.

Б. Конституционный Суд имеет право официально устанавливать содержание и смысл конституционной нормы, которая может быть истолкована двояко.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А11. Федеральный закон об автономной области может быть принят но представлению

1) Президента РФ 2) органов местного самоуправления

3) Правительства РФ 4) законодательных и исполнительных органов автономной области

А12 Внесение поправок в тексты принятых законов является в РФ непосредственной функцией

1) Президента РФ 2) Правительства РФ 3) Федерального Собрания РФ 4) Верховного Суда РФ

А13. Верны ли следующие суждения о судебной власти?

A. Судебная власть действует лишь тогда, когда есть конфликт или спор по поводу закона.

B. Важной функцией судебной власти является применение правовых норм в конфликтной ситуации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. В состав Правительства РФ входит правоохранительный орган

1) Арбитражный Суд 2) Министерство внутренних дел

3) Верховный Суд РФ 4) Генеральная Прокуратура РФ

А15. Экономический спор между юридическими лицами по вопросу о признании права собственности подведомствен суду

1) арбитражному 2) мировому 3) присяжных 4) конституционному

А16. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что

1) В РФ признается идеологическое многообразие

3) государственная власть самостоятельно устанавливает и обеспечивает единый правопорядок

4) единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную

А17. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что

1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования

4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

А18. К компетенции арбитражных судов относится рассмотрение

1) уголовных дел об имущественных преступлениях 2) имущественных споров физических лиц

3) хозяйственные споры фирм 4) дел об административных правонарушениях

А19. Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что

1) государство и все его органы подчинены закону

2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

3) церковь отделена от системы образования и социального призрения

4) государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех правила поведения

А20. К сфере компетенции Конституционного Суда РФ относится

1) экспертиза нормативных актов на их соответствие Конституции

2) рассмотрение споров хозяйствующих субъектов

3) принятие федеральных законов

4) внесение поправок в Конституцию

А21. Конституция - это

1) концепция развития государства 2) основной закон государства

3) свод законов государства 4) форма государственного устройства

А22. Конституция РФ устанавливает принцип федерализма. Он означает, что

1) носителем суверенитета и единственным источником власти является народ

2) в РФ гарантирована свобода вероисповедания

3) существуют различные формы национальной государственности

4) РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина

А23 . Конституцию как Основной Закон государства характеризует то, что

    положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

    она принимается парламентом страны

    ей должны соответствовать все нормативные акты

    она детально определяет нормы всех отраслей права

А24 . Согласно Конституции РФ, высшей ценностью в Российской Федерации является

    земля и другие природные ресурсы 2) человек, его права и свободы

3)государственная власть 4) частная собственность

А25. Конституция РФ была принята

    решением обеих палат Федерального Собрания 2) всенародным референдумом

3)Советом Федерации 4) согласованным решением представителей всех ветвей власти

А26. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

государственном контроле средств массовой информации

финансировании органов местного самоуправления

приоритете частной формы собственности

политическом и идеологическом многообразии

А27. . Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?

А.

Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

Б.

Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А28. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право

    на выход из состава РФ 2) на сохранение родного языка

3)быть субъектом международных отношений 4) на всю полноту государственной власти

А28. Дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ разрешает

только

1) Верховный Суд 2) Арбитражный Суд

3) Конституционный Суд 4) Верховный суд республики в составе РФ

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов №1 рядом с номером задания (В1–В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

Судебная ветвь власти в Российской Федерации

Виды судов

Роль в судебной системе

Высший судебный орган по гражданским и уголовным делам

Высший Арбитражный суд

Высший судебный орган по решению экономических споров

Ответ: _____________________

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Государственная власть в Российской Федерации

Ветви власти

Высшие органы государственной власти РФ

Законодательная

Исполнительная

Правительство РФ

Ответ: __________________

В4. Найдите в приведенном ниже списке функции Верховного Суда РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рассматривает особо важные дела высших должностных лиц

2) является судом кассационной инстанции

3) высший судебный орган по экономическим спорам

4) рассматривает запросы о соответствии нормативно-правовых актов Конституции РФ

5) высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам

Ответ: _____________________

В4. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданка М. отравилась купленным в магазине кефиром

2) по достижении четырнадцатилетия подросток получил паспорт

3) в результате скоропостижной смерти господин X . не смог вернуть долг

4) супруги К. купили загородный дом в кредит

5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла

Ответ:

В6. «Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется

реальное ________________________(1), частная

__________________(2) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения _____________(3). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского________________(4). В ней закреплено

положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ________________(б) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ______________(6) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти н в____________(7)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) народовластие Б) собственность В) инициатива Г) власть Д) государства

Е) парламент Ж) человек 3) народ И) референдум К) общество

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

_______

С7, Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента г обоснование своей позиции.

В России существует стандартная процедура принятия законов. Процесс начинается с выдвижения законопроекта. Это может сделать Президент РФ, любая из палат российского парламента - Федерального собрания или его отдельные депутаты, Правительство РФ, суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный), законодательный орган любого из 87 субъектов Федерации. Затем законопроект обсуждается в нижней палате парламента - Государственной думе и, в случае его принятия большинством голосов, направляется в течение 5 дней в верхнюю палату парламента Совет Федерации. При его одобрении дается 5 дней для направления принятого закона Президенту РФ. В течение 14 дней Президент или подписывает документ или налагает на него вето. Последний вариант не означает, что законопроект прекращает свое существование - Федеральное собрание может преодолеть вето Президента 2/3 голосов каждой из палат. Официально закон вступает в свою силу с момента его обнародования - все законы РФ публикуются в обязательном порядке не позднее 2-х недель с момента их принятия, и граждане получают возможность ознакомиться с их содержанием.
Однако Конституция является особым законом и поэтому предусматривается другой порядок ее принятия или изменения ее положений. Это закреплено в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Основной Закон Российской Федерации принимается всенародным голосованием (референдумом) после открытого обсуждения проекта Конституции. В дальнейшем возможно принятие парламентом некоторых поправок и изменений, но это не касается глав 1, 2 и 9. Для изменения положений в перечисленных разделах необходима поддержка 3/5 депутатов каждой палаты парламента, после чего созывается Конституционное собрание. Оно может подтвердить неизменность Конституции, а может разработать проект новой Конституции, который должен быть принят 2/3 голосов членов собрания, а после этого вынесен на всенародное голосование.
Поправки к другим главам Конституции: 3–8 принимаются парламентом в обычном порядке, но требуют одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ.
Конституция (от лат. constitutio - устанавливаю) - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.
В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых.
Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 году и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в «Российской газете». Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ею общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами Федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок.
Принципы российского конституционного права:
- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
- высшая ценность - права и свободы человека;
- источник власти - многонациональный народ;
- разделение властей и самостоятельность органов ветвей власти;
- Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории.
Конституция России:
- определяет основы конституционного строя;
- определяет государственное устройство;
- регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов;
- устанавливает избирательную систему;
- фиксирует права, свободы и обязанности граждан;
- устанавливает символы государства;

Определяет компетенцию высших гос. органов;
- определяет основы правосудия.

Публичное и частное право

Весьма актуальным для жизни современного российского общества является деление системы права на отрасли частного права и публичного . Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и право публичное («jus publicum»). Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170–228 годы), который обосновал его впервые. Он высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом), а предметом частного права - сфера частных дел и интересов.
В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят :
государственное;
административное;
финансовое;
уголовное;
отрасли процессуального права,
к отраслям частного права:
гражданское;
трудовое, семейное;
а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др.
В России накоплен опыт регулирования социальной сферы публично-правовыми методами, для которых характерны юридическая централизация (регулирование «по вертикали», из единого центра - государства) и императивность, не оставляющая места усмотрению субъектов. Напротив, сфера частного права предполагает децентрализацию юридического регулирования (когда юридически значимые решения принимаются участниками гражданского оборота самостоятельно) и диспозитивность (свободу выбора юридических решений). Таким образом, основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота. В настоящее время в России происходит становление рыночной экономики, и законодательно закреплена частная собственность, в связи с чем развитию частного права придается большое значение. В декабре 1991 года распоряжением Президента РФ создан Исследовательский центр частного права. Принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации, содержание которого пронизано идеями частного права.
При всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты. Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков отмечал, что могут возникать комбинации публично-правового и частно-правового элементов, смешанные публично-правовые и частно-правовые институты. М. М. Агарков подчеркивал, что публичное право есть область власти и подчинения, частное (гражданское) - область свободы и частной инициативы. Иногда критерием отнесения отношений к публично-правовым полагают участие в них в качестве одной из сторон государства . Однако как государство в целом, так и его органы могут выступать в качестве юридических лиц участниками частно-правовых отношений.