Об итогах работы министерства за 2017 год и задачах на предстоящий период.

Из стенограммы:

Минэкономразвития, Москва

Выступление Дмитрия Медведева на расширенной коллегии Министерства экономического развития

Д.Медведев : Уважаемые коллеги, заседание нашей коллегии проходит в день, когда в нашей стране объявлен государственный траур в связи с трагическими событиями – гибелью большого количества людей в Кемерово. Я прошу всех почтить их память.

Весной Правительство традиционно подводит итоги. Вчера была , а совсем скоро, 11 апреля, предполагается отчёт Правительства в Государственной Думе. Причём этот отчёт особенный, потому что это не только отчёт за 2017 год, но также в известной степени он подводит итоги нашей работы за истекшие шесть лет, взаимодействия с Федеральным собранием и, самое главное, той деятельности, которую вело Правительство.

Сегодня мы подробно поговорим о направлениях, которые курирует Министерство экономического развития. Все, кто присутствуют в этом зале, профессионально занимаются экономическими вопросами, хорошо понимают тот период, в который мы живём, ситуацию, в которой мы находимся. Экономика действительно за последнее время показала неплохую динамику – по итогам прошлого года это 1,5%. После довольно длительной паузы начала расти инвестиционная активность, есть неплохие подвижки и в потребительском секторе. Всё это, конечно, неплохо.

Но для того, чтобы уверенно развиваться при такой жёсткой политической, экономической, технологической и, соответственно, интеллектуальной конкуренции, ещё очень многое предстоит сделать, этого явно недостаточно. Двигаться вперёд нужно гораздо быстрее. Президентом в Послании Федеральному Собранию как раз был определён ориентир – обеспечить темпы роста выше среднемировых. Задача эта очень сложная, но вся деятельность министерства по всем направлениям должна быть, безусловно, нацелена на выполнение именно этой стратегической задачи.

Она требует нестандартных решений, ведь потенциал так называемого восстановительного роста в очередной раз, после очередного витка кризиса нами исчерпан. Но появились и новые возможности, которые необходимо использовать. Меняется мировой экономический ландшафт, возникают новые технологии и новые продукты, и самое главное – нужно искать для себя новые рынки.

На каких основных моментах нужно было бы сконцентрироваться? Первое, о чём хотел сказать. Конечно, экономический рост всегда опирается на инвестиции. Здесь ориентиры понятны. Хочу лишь подчеркнуть, что у министерства в этой сфере ответственность особая. Мы создавали комфортные и предсказуемые для инвесторов макроэкономические условия, и в этом смысле многое получилось. Это хорошая основа для инвестиционного рывка. Это, безусловно, основа, но ещё не гарантия. Важно наполнить эту основу механизмами, которые улучшат пропорцию между частным и государственным инвестированием.

Конечно, в этой ситуации часть рисков государство должно взять на себя. Бизнес, с другой стороны, должен иметь чёткий сигнал, что мы готовы вкладывать деньги в создание необходимой для успеха современной инфраструктуры.

При активном участии вашего министерства начинают работать два новых инструмента по привлечению частных денег в крупные проекты с участием государства. Это фабрика проектного финансирования, и здесь первые результаты, как известно, уже были на форуме предъявлены – подписаны соглашения на сумму около 180 млрд рублей. И вторая тема – инфраструктурная ипотека, когда через долговой механизм объекты инфраструктуры оплачиваются в рассрочку. Понятно, что мы здесь ожидаем максимальной отдачи, причём не только для инвестора, но и для всей страны. Эти вопросы также должны быть отражены в Стратегии пространственного развития, подготовку которой нужно в ближайшее время завершить.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что все эти механизмы – проектное финансирование, инфраструктурная ипотека, концессии, которые уже у нас работают, новые финансовые и кредитные продукты, как государственные, так и коммерческие, – не должны быть чем-то эксклюзивным, они должны стать общим, понятным и доступным продуктом для большого числа инвесторов.

Второе. Экономику двигают вперёд, как и любую человеческую деятельность, энергия и таланты людей, которые этим занимаются. Благоприятные условия важно создавать, и на это нацелена деятельность вашей структуры. В сегодняшней ситуации планировать бизнес стало несколько легче, чем некоторое время назад, именно в силу той макроэкономики, которую мы в настоящий момент имеем. Низкая инфляция, а стало быть, более доступные кредиты, налоговые послабления, снижение административной нагрузки – всё это, конечно, предпринимателям помогает, но и этого ещё недостаточно. Очевидно, нужны механизмы, связанные с прямой государственной поддержкой, в частности по малому и среднему бизнесу. Этим ваше министерство также занималось.

Безусловно, работу по улучшению делового климата надо продолжать, проводить её более энергично, качественно улучшать и конкурентную среду, ориентироваться при этом не только и не столько на продвижение в различных международных рейтингах, хотя само по себе это важно и приятно. Понятно, что наша страна – это не только Москва и Санкт-Петербург. Надо учитывать, как сами предприниматели оценивают работу федеральных властей, работу, которая ведётся не только в столицах, но и на различных территориях, которые очень сильно отличаются друг от друга по географии, различным природным возможностям и населению. Многое зависит от подведомственных министерству служб – Росреестра, Росаккредитации, Роспатента, Росимущества, Росстата и от ваших территориальных подразделений. Сейчас идёт определённая настройка всей системы в плане цифровизации услуг, экстерриториальности. Всю эту работу надо довести до конца, чтобы граждане нашей страны практически в режиме реального времени, без нервотрёпки могли получать любые документы и услуги, которые оказывают в системе вашего министерства. Особенно важно снизить стартовые издержки для начинающих предпринимателей. Мы на эту тему говорили с коллегами. Разрабатывается новый проект «Старт за ноль» и удобные информационные платформы.

Третье, о чём хотел бы сказать: растущая экономика требует современной технологической среды. Это касается не только производства. Финансовая сфера, логистика, беспилотный транспорт, электронная торговля, дистанционные государственные услуги, сервисы различные, 3D-печать, новые технологии в социальной сфере (я имею в виду здравоохранение, образование) – всё это формирует в конечном счёте мощную экономику. Задача министерства вместе с коллегами из других ведомств – сформировать эффективный контур поддержки высокотехнологичного бизнеса, подключить к нему корпоративные венчурные фонды, выстроить новую систему подготовки специалистов, конечно, создать современный рынок интеллектуальной собственности. Это работа ещё только начинается. Продолжить гибкое, современное нормативное регулирование. Не тормозить нашими актами (актами исполнительной власти) развитие событий, экономики, а, наоборот, стимулировать широкое внедрение современных, в том числе цифровых, технологий. В такой работе заинтересован, конечно, и сам бизнес, но в неменьшей степени заинтересовано государство. Есть пример: для качественного управления (о чём нам всё время говорят коллеги) необходима достоверная статистическая информация. В 2020 году пройдёт перепись населения. В этом году – тестовый вариант. Это масштабные и сложные мероприятия. Причём их нужно проводить на новом технологическом уровне, мы это с вами понимаем. И к ним министерству нужно самым тщательным образом подготовиться.

И наконец, четвёртое. Наша страна в последнее время развивается стабильно при повышенных внешних рисках, таких как резкое изменение цен на нефть, всякого рода политические ограничения, которые наложены на нашу экономику, нашу страну в целом. Понятно, что нужно научиться зарабатывать не только на сырье и энергоносителях. Нужно научиться торговать товарами с высокой добавленной стоимостью, экспортировать услуги, включая образование, здравоохранение, туризм. Поэтому задача всемерного развития несырьевого неэнергетического экспорта остаётся весьма и весьма актуальной.

Понятно, что это непросто. Помимо обычной мировой конкуренции, с которой сталкивается наш бизнес, мы имеем другие примеры. Я имею в виду нечестные приёмы и немотивированные ограничения, включая введение различного рода санкций, торговых ограничений. И в этих условиях нам необходимо не только выжить, но и предъявить лучшие конкурентные образцы.

Мы системно работаем, чтобы снизить административную нагрузку на экспортно ориентированные компании, запустить целый ряд инструментов поддержки – страховых, гарантийных, кредитных. Нужно решать вопросы, связанные с сертификацией продукции и защитой прав интеллектуальной собственности.

Действовать, безусловно, нужно максимально активно, вводить новые механизмы поддержки – специально для малого и среднего бизнеса, для высокотехнологичных компаний.

Уважаемые коллеги, я, конечно, отметил лишь некоторые направления деятельности министерства. Министерство занимается очень большим объёмом задач, и эти задачи не менее важны. Они касаются изменений в государственном управлении и расширения работы многофункциональных центров. Все признают, что эта реформа, в широком смысле этого слова, эта новая система оказания услуг – и населению, и юридическим лицам – оказалась весьма удачной. На самом деле то, что получилось (хочу, кстати, за это отдельно поблагодарить сотрудников министерства, которые этой темой занимались и занимаются), действительно очень важно. Всё, что касается управления госимуществом (также исключительно важная тема), оценки регулирующего воздействия, макроэкономического прогнозирования, внешнеэкономического сотрудничества, развития конкуренции. По всем этим направлениям, о которых я только что сказал, есть и очевидные успехи, но есть и огромный массив нерешённых проблем, которыми нам всем нужно заниматься. Это задачи на будущее, задачи, безусловно, сложные, но интересные.

Хочу ещё раз всех сотрудников министерства поблагодарить за работу, пожелать вам удачи и успехов.

М.Орешкин : Вчера, когда я выступал на коллегии Министерства финансов, я сказал, что прошлый год однозначно можно назвать началом нового этапа для российской экономики: мы от парадигмы борьбы постепенно переходим к парадигме развития. Благодаря слаженной работе Правительства и Банка России за последние годы сформирован фундамент, на базе которого можно уверенно двигаться вперёд. У нас действительно сейчас стало больше возможностей. Очень важно, что мы своей работой трансформируем эти возможности в реальные дела.

Если подводить итоги работы министерства за прошлый год, то я бы отметил целый набор уже реализованных или находящихся в стадии реализации проектов. Первое – считаю, что снижение инфляции и уровня процентных ставок в экономике нам удалось дополнить мерами структурного характера в финансовой сфере. Дмитрий Анатольевич уже об этом говорил. Речь идёт, например, о запуске фабрики проектного финансирования. Я помню, как на одной из наших встреч Дмитрий Анатольевич сказал, что если удастся перезапустить проектную активность Внешэкономбанка, то деятельность министерства можно будет признать успешной. На инвестиционном форуме в Сочи подписаны первые соглашения, первые сделки – 180 млрд рублей. Сейчас, насколько нам известно, Внешэкономбанк готовит второй пакет.

Отличие новой схемы (нового инструмента) в том, что она не заливает проблемы деньгами, как это у нас часто бывает, а адресует их точечно. Это касается проблем, связанных с высокой оценкой процентного риска банковской системой, наличием запретительных требований по резервированию и достаточности капитала по проектному финансированию у Банка России и неразвитостью механизмов синдицированного кредитования. Благодаря совместной работе, которую мы проделали с Центральным банком, Министерством финансов и Государственной Думой, нам удалось найти решение этих проблем. Сейчас создан полностью рыночный механизм, который стимулирует активность по финансированию новых инвестиционных проектов и не предполагает участия чиновников в процедурах отбора. Здесь моё чёткое убеждение: не чиновники должны принимать решения относительно отдельных инвестиционных проектов – этот выбор должен делать частный бизнес, который рискует своими деньгами.

Второе. Большая работа была проделана по формированию новых механизмов финансирования инфраструктурного развития. Сегодня утром мы обсуждали здесь вопросы инфраструктурного развития, которые я считаю ключевыми для ускорения темпов роста российской экономики. Несколько недель назад утверждена «дорожная карта» по инфраструктурной ипотеке. Это проект, который, с одной стороны, должен позволить концессионному механизму стать ещё более удобным для привлечения ресурса частных инвесторов, с другой – позволить государству платить за инфраструктурные объекты в рассрочку, де-факто ежегодно платить за их доступность, что позволит существенно увеличить инвестиции в эту сферу. Также, что немаловажно, этой «дорожной картой» предполагается качественное повышение эффективности в вопросах оценки и отбора проектов государством, разделения рисков с частным сектором и создания платформы для подготовки новых инфраструктурных проектов. Что примечательно, здесь Россия находится полностью в рамках международных трендов. Буквально на этой неделе, уже позже опубликованной нашей «дорожной карты» вышла «дорожная карта» G20 по инфраструктуре, и она во многом схожа с российским документом.

Третье. Вошёл в активную фазу проект «Производительность труда». В программе, которая сейчас завершает пилотную стадию, на текущий момент уже задействованы 7 регионов и 42 предприятия. И в этом году мы продолжаем расширять этот процесс, добавляется ещё 10 регионов и более 200 предприятий. Создан федеральный центр компетенций, налажено сотрудничество с российскими лидерами по производительности. Мы говорим о возможном сотрудничестве с «Северсталью», с «КамАЗом» сегодня тоже мы это обсуждали, «Технониколем». Также развивается взаимодействие по международной линии: в феврале первая миссия из представителей компаний – участников этого проекта находилась в Японии на заводах «Тойота», на других заводах смотрела и получала новые знания. Есть первые результаты: применение подходов бережливого производства позволяет на отдельных предприятиях за короткий срок увеличить производительность труда на десятки процентов. Основная задача этого проекта – привить культуру постоянного повышения эффективности российским компаниям и создать работающие механизмы обмена знаниями и опытом. С учётом наработанного опыта, новых масштабных задач, которые поставил Президент, будем готовы в мае внести изменения в проект, чтобы сделать его ещё более эффективным.

Четвёртое. Малый бизнес. Весь прошлый год мы занимались переформатированием проекта поддержки малого бизнеса. Полностью отказались от прямой поддержки, которая зачастую носила выборочный и, я бы даже сказал, иногда избирательный характер. Сейчас программа, которую нам помогает реализовывать Корпорация МСП, основана на системных мерах: это и программы льготного банковского финансирования, и создание базовой инфраструктуры, сервисная поддержка, доступ к закупкам и распространение знаний. Что очень важно, мы сейчас в открытом формате с представителями бизнеса и представителями регионов обсуждаем, как работают существующие меры поддержки, как их можно улучшить для того, чтобы программа не стояла на месте и постоянно двигалась вперёд в своём развитии.

Пятое. Деловой климат. После снижения показателей России в рейтинге Doing Business по интегральному показателю в 2016 году в прошлом году нам удалось переломить ситуацию. Наша позиция в рейтинге улучшилась. Это оценка изменения административных процедур. Среди других действий, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата, можно выделить активную работу по оценке регулирующего воздействия, реформирование контрольно-надзорной деятельности, работу по переходу к долгосрочным тарифам естественных монополий, активную малую приватизацию, изменения в закон о банкротстве и совместную работу с Федеральной антимонопольной службой по развитию конкуренции.

Шестое. Цифровая повестка. Министерство активно работает над нормативным обеспечением цифровой экономики. Здесь очень большая работа предстоит в ближайшие два года. Больше 50 законопроектов запланировано к разработке и принятию. Мы закончили совместно с АСИ разработку «дорожной карты» по направлению «Кадры», сейчас формируется раздел «Цифровая трансформация госуправления». Повторю, здесь начата очень масштабная работа, она займёт не один год, но без этой работы движение российской экономики вперёд просто невозможно.

Седьмое. Внешнеэкономический блок. Здесь тоже есть большие достижения по разным направлениям. Идёт интенсивная работа на площадке ВТО. Много сил потребовала подготовка к министерской конференции, которая проводится раз в два года, и Россия в этот раз ещё более активно заявила о себе на этой площадке в вопросах выработки правил международной торговли. Завершён первый этап реформирования подходов к двусторонним взаимоотношениям, который включает разработку страновых планов действий совместно с отраслевыми ведомствами, переформатирование торговых представительств, в том числе в части их перехода на проектную деятельность, вопросов кадровой ротации, включая привлечение сотрудников других министерств и взаимодействие с Российским экспортным центром. Торгпредства и РЭЦ должны понимать, каковы зоны их ответственности, и работать совместно на достижение общих целей.

Совместно с Евразийской экономической комиссией ведётся активная интеграционная работа на площадке ЕАЭС. Реализуются специальные проекты по отдельным странам с большим потенциалом улучшения торгово-экономической активности. Министерство очень плотно ведёт проекты по расширению сотрудничества с Японией, Францией, Индией и Азербайджаном.

Восьмое. Региональная повестка. Завершена подготовка первой версии Стратегии пространственного развития. Уже идут активные обсуждения на правительственной площадке. Конечно, там надо ещё много чего дорабатывать. Идёт активная работа с регионами по вопросу отмены избыточных требований. Постепенно здесь тоже количество проектов, которые мы реализуем, увеличивается.

Девятое. Внутренняя реструктуризация министерства. Не буду углубляться в детали, просто приведу пример – что произошло за последний год с Росреестром. Если посмотреть на сроки обслуживания в Росреестре, на долю отказов и приостановлений при совершении сделок, здесь показатель улучшается до двух раз. Это свидетельствует, что резко растёт прозрачность и эффективность работы.

О задачах на предстоящий период. Президент в своём послании Федеральному Собранию назвал экономический рост главным приоритетом деятельности будущего Правительства. Эта задача не так проста, как кажется многим. С учётом поправки на демографическую динамику рост российской экономики на уровне мировой означает, что увеличение ВВП на занятого будет не только в два раза выше, чем в развитых странах, но и на 40% выше, чем в развивающихся. Эти страны беднее нас, они имеют больше возможностей по так называемому догоняющему развитию. Поэтому эта задача носит очень амбициозный характер.

Что может помочь достижению поставленных целей?

Первое – это тот факт, что негативный демографический эффект может быть частично компенсирован снижением смертности в трудоспособном возрасте, ростом продолжительности активной жизни, снижением структурной безработицы, повышением экономической активности населения и улучшением миграционной ситуации. Здесь бóльшая часть задач находится за пределами нашего министерства, но мы активно помогаем коллегам над ними работать. Например, в части миграционной ситуации, в первую очередь когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах. Мы последние несколько месяцев активно работаем в рамках созданной рабочей группы по снятию барьеров в области получения российского гражданства, в том числе выпускниками российских вузов, а также по ряду других изменений.

Второе – активный рост производительности труда. Здесь я вижу три основных элемента: деловой и инвестиционный климат, культура постоянного повышения эффективности и самый ключевой – обеспечение конкуренции в российской экономике. Именно конкуренция всегда является главным мотивационным фактором. Тема конкуренции будет подробно обсуждаться на ближайшем Государственном совете. На эту тему мы поговорим ещё отдельно.

В части производительности труда Президент поставил конкретные целевые показатели по отраслевым направлениям – рост производительности в базовых отраслях должен составлять не менее 5% в год. Задача нашего министерства – в рамках Федерального центра компетенций и региональных центров создать методологическую и практическую рамку для достижения таких результатов.

Третий и ключевой элемент – увеличение объёма и повышение качества инвестиций. Единственный способ демонстрировать темпы подушевого роста выше, чем в развивающихся странах, – это значительный рост инвестиционной активности. По нашим оценкам, увеличение доли инвестиционных расходов в структуре ВВП должно произойти до уровня 25–30%.

Для достижения таких уровней в предстоящие годы прирост инвестиционных расходов должен опережать рост конечного спроса, что возможно только при одновременном опережающем росте объёмов ненефтегазового экспорта, росте нормы сбережений домохозяйств, снижении оттока капитала и увеличении объёма прямых иностранных инвестиций.

Значительную роль в увеличении инвестиционной активности должна также сыграть повестка инфраструктурного развития нашей страны. Она должна охватывать все ключевые элементы: развитие магистральной опорной инфраструктуры, крупных городов, небольших населённых пунктов и региональной системы коммуникаций. Новое качество инфраструктуры будет означать снижение издержек для бизнеса, возможности реализации новых инвестиционных проектов, снятие ограничений при экспорте продукции и, конечно, повышение качества жизни российских граждан – ключевого условия для сохранения, развития и наращивания человеческого капитала.

В свою очередь, чтобы рост нормы сбережений домохозяйств не перетёк в отток капитала, необходимо качественное улучшение инвестиционного климата. Это означает дальнейшее упрощение административных процедур, причём не в ущерб их эффективности, создание реальной конкурентной среды в экономике, снижение доли государства, активную экспансию малого и среднего бизнеса – все эти цели поставлены Президентом в его послании.

Президент также заявил о необходимости подготовки Правительством совместно с Банком России плана по повышению доли инвестиций в ВВП. В соответствии с Вашим поручением, Дмитрий Анатольевич, такой план будет подготовлен для обсуждения Правительством к 7 мая.

В целом работа министерства в предстоящий год будет нацелена на решение всех этих задач, объединённых одной целью – создание условий для повышения темпов экономического роста.

Решение поставленных масштабных задач, бесспорно, требует повышения качества государственного управления. Здесь помимо упомянутого проекта цифровой трансформации необходимо отметить задачу, стоящую перед министерством, по формированию национальной системы управления данными на базе Росстата. То, что мы сейчас пытаемся сделать в пробной переписи населения, – это просчёт новых механизмов, которые могли бы существенно повысить её эффективность, сократить затраты. Привлекаем другие организации, «Почту России». Смотрим, как этот процесс можно было бы сделать эффективнее.

Отдельный блок в части госуправления – внедрение проектных принципов в механизм государственных программ, бóльшая ориентация бюджета на целевое планирование. Здесь мы работаем совместно с Министерством финансов.

Однако ключевой вопрос повышения качества государственного управления – это вопрос привлечения на государственную службу талантов и создания условий для их постоянного развития. В министерстве начата большая трансформация, которая затрагивает и формирование новой корпоративной культуры, и создание механизмов развития сотрудников, и появление новых карьерных лифтов внутри системы министерства, и обеспечение новой среды работы, чего мы пытаемся достичь в рамках переезда в новое здание.

В целом в настоящее время министерство вовлечено в большое количество изменений, направленных на внутреннюю трансформацию. Не все изменения идут просто, где-то случаются перегибы, поэтому в завершение своего выступления хотел бы поблагодарить сотрудников за терпение, ответственное отношение и качественную работу. Нам с вами действительно есть чем гордиться по итогам прошедшего года. По мере того, как мы будем продвигаться вперед в трансформации как министерства, так и российской экономики, результаты будут становиться всё заметнее и заметнее.

Д.Медведев: Я хотел бы попросить с учётом того, как у нас теперь выстроена коллегия Министерства экономического развития, несколько слов сказать первого вице-премьера Игоря Ивановича Шувалова, который в своей повседневной деятельности занимается координацией работы министерства. Расскажите, что было, на Ваш взгляд, сделано полезного помимо того, что прозвучало в выступлении министра. Не знаю, надо ли останавливаться на перегибах, о которых сказал Максим Станиславович, но в любом случае может быть дан определённый анализ со стороны руководства Правительства, включая национальные проекты, которыми мы вместе занимались, внутреннюю структуру, некоторые другие вопросы.

Пожалуйста.

И.Шувалов: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Поскольку Вы в своём выступлении и Максим Станиславович очертили буквально все направления, которыми министерство занимается, и были обозначены все достижения, как и планы на предстоящий период, позвольте мне из сказанного выделить то, что мне в моей работе представляется наиболее важным.

В министерстве неплохо поставлена работа с кадрами. С самого начала, когда Максим Станиславович был назначен министром, все службы и агентства, которые входят в семью Министерства экономического развития, всё было так сделано, чтобы не просто формально организовать кадровый состав и его обучение, а чтобы это всё имело совершенно современное прочтение, чтобы люди чувствовали себя, во-первых, причастными к масштабным и ежедневным задачам и, во-вторых, чтобы (сейчас министр обсуждает это с Администрацией Президента и с Руководителем Аппарата Правительства) сотрудники всех звеньев этой огромной семьи могли бы конкурентно перетекать из одного ведомства в другое без потери в заработной плате. У нас, к сожалению, так устроена система, что люди могут при этом потерять. Чтобы этого не допустить, надо добиться определённых решений. Это и в целом правильно, по отношению к другим министерствам и ведомствами. Сотрудники министерства ожидают, что мы этого результата добьёмся.

Что мне нравится в подходе министра? Он активно и совершенно не формально занимается двумя темами, которые я разделяю. Это развитие города и городской среды как локомотива экономического роста и инфраструктурная ипотека. Дмитрий Анатольевич, Вы по этому поводу год назад давали соответствующие указания. Тема идёт достаточно сложно. Много споров на площадке Министерства финансов. Я Вам регулярно докладываю, коллеги знают. Вопрос в том, где же эти деньги будут в конечном итоге взяты, как они будут оформлены, будет ли это государственный долг либо это будет негосударственный долг. Какие риски вместе с развитием инфраструктуры за счёт инфраструктурной ипотеки? И что больше: эти риски, которые мы возьмём, либо те бенефиции, которые мы получим и будем способствовать экономическому развитию? Дискуссия эта идёт, но и от Вас, и от Президента мы уже воспринимаем это как указание в новом политическом цикле. Этот инструмент будет серьёзно нам помогать, и это то, что создаст совершенно другой ландшафт и для экономического развития, и для качества жизни.

По приоритетным проектам, про которые Вы сказали, Дмитрий Анатольевич, у нас работа идёт слаженно. И по теме моногородов нам удалось продвинуться. И по поддержке экспорта вместе с РЭЦом, и по малому предпринимательству и предпринимательской инициативе, и по многим другим. По теме «Ипотеки и арендное жильё» есть одно из направлений, которое касается не только жилья – строительства в целом. И здесь пока нам не удалось добиться больших результатов. Министерству экономического развития вместе с Минстроем и АСИ нужно завершить работу по тому, чтобы мы продвинулись в этом тяжелом направлении Doing Business с отстающих мест и всё-таки стали способными быстро и прозрачно выдавать разрешения на строительство. Эта работа у нас в целом пока до конца не доведена, неоднократно об этом говорилось и на высоком политическом уровне. Работаем, нам помогает очень Агентство стратегических инициатив, но я здесь ожидаю, что основную роль на себя возьмёт руководство министерства. Нам нужно добиться конкретных результатов как можно быстрее.

По интеллектуальной собственности. Нам эту работу нужно, конечно, совершенно на другую основу поставить. Нам не удалось добиться главного. Мы хотели в этот политический цикл организовать единый орган управления интеллектуальной собственностью, как это существует в других странах. Но в силу разных обстоятельств нас как-то увели сначала в дискуссию: это служба или агентство? Этот орган, единый, должен находиться напрямую под Правительством или всё-таки внутри Министерства экономического развития? Мы с Вами это обсуждали, Вы дали нам соответствующие указания, что эти все службы, которые напрямую подчинены Правительству, они как-то теряются в системе управления, поэтому, конечно, нужно стремиться к тому, чтоб под министерствами и агентства и службы имели соответствующую иерархию и построение. Нас на фоне этих аргументов увели в сторону. Нужно добиться, конечно, формирования единой службы передачи от министерств и ведомств в Роспатент всех этих функций. Мы договорились с Аркадием Владимировичем Дворковичем, что на базе «Сколково» буквально на будущей неделе проведём соответствующее большое мероприятие в рамках расширенной коллегии Роспатента – мозговой штурм и обсуждение административных вопросов – и вопросов по существу управления интеллектуальной собственностью, и мотивов для того, чтобы больше патентов создавалось, и как административно в ближайшее время этот вопрос завершить.

Ещё один предмет, по которому нам надо продвигаться, – и я не могу сказать, что в высшей степени мы его хорошо представляем, – это интеграция в рамках ЕАЭС и построение соответствующих кооперационных связей. Российская Федерация в этом году председательствует в ЕАЭС. В начале года мы проводили несколько мероприятий, для того чтобы своё председательство в 2018 году провести достойно. Коллегия соответствующая была проведена, Андрей Рэмович Белоусов был приглашён на коллегию, другие товарищи. Но должен сказать, что пока мы не видим здесь соответствующей комбинации и активной работы всех министерств экономики и министерств финансов ЕАЭС. И запрос от национальных правительств – когда же будут реальные проекты, конкретные промышленные проекты, экономические проекты, которые будут демонстрировать и символизировать соответствующую кооперацию и интеграцию? Здесь нам нужно работать, подключая наши институты развития. Работа по этому направлению идёт достаточно сложно. Кстати, мы одно из промышленных направлений готовим для повестки межправсовета на уровне премьеров, председателей правительств, надеемся в ближайшее время это обсудить.

Максим Станиславович сказал, что необходимо заново посмотреть на роль торговых представительств. В ближайшие годы нам предстоит провести большую, сложную работу: если не учитывать экспорт сырья, то нам нужно добиться того, чтобы по другим направлениям экспорт был больше 250 млрд долларов. И торговые представительства должны эту задачу нам помогать выполнять. Пока этого не происходит. И мы неоднократно Вам докладывали, Дмитрий Анатольевич, что, к сожалению, для многих руководство торгпредством по-прежнему является синекурой, это никуда не делось. Здесь мы ожидаем соответствующих серьёзных предложений от Министра экономического развития и руководства РЭЦ.

Д.Медведев: Спасибо, Игорь Иванович. Откликаясь на то, что Вы сказали, я буквально три позиции обозначу, о которых Вы упомянули.

Если говорить о национальных приоритетах и программах, то сейчас наступает такая пора, когда очевидно, что они должны быть переформатированы с учётом накопленного опыта и с учётом поручений, которые даны Президентом по итогам послания. Что-то может сохраниться в том виде, в котором действует сейчас, а что-то требует несколько иного облика, на чём, наверное, министерству придётся сконцентрироваться в самое ближайшее время. Потому как мы сам проектный, программный подход считаем абсолютно правильным, за счёт этого нам удалось достичь определённых результатов по целым направлениям экономической и социальной жизни. Но какие-то позиции всё равно придётся перевёрстывать, к этому надо быть готовыми.

Что касается интеллектуальной собственности – это одна из вечнозелёных тем для обсуждения. К сожалению, пока нет нормальной конфигурации работы. Об этом говорят всегда во время встреч, которые мы проводим, по вопросам развития высоких технологий, технологических платформ, обсуждая патентную защиту. Есть и некие объективные показатели. Посмотрел – в очередной раз нас обвинили в том, что по количеству нарушений авторских прав, включая права и на промышленную собственность, а не только на интеллектуальную в узком смысле этого слова, наша страна является одной из самых передовых в мире. Правда, мы там в хорошей компании с Соединёнными Штатами Америки, что меня удивило. То есть проблемы есть у всех, очевидно, этим надо заниматься, выработать окончательную конфигурацию работы по этому направлению.

Про торгпредства не могу не сказать, потому что я неоднократно эту тему в разных должностях обсуждал с различными коллегами, с Министром экономического развития. Надо признаться, что так ничего и не получилось переделать в полном объёме. Это, очевидно, задача на будущее. Мне кажется, что на этом надо будет сконцентрировать внимание министру и учесть в деятельности министерства. Имею в виду те огромные перспективы по развитию несырьевого, неэнергетического экспорта, о котором говорил я и Максим Станиславович. Те задачи, которые поставлены, – для этого нам нужна совершенно другая система торгпредств. Если эту систему вообще есть резон сохранять в том виде, в котором она существовала и существует. Потому что на сей счёт идут бесконечные дискуссии, я их ещё помню с того момента, когда Министром экономического развития стал Герман Оскарович Греф. В 2000 году он ко мне с этим как-то обратился, говорит, нам надо это всё менять. В общем, желаю вам в этом успехов.

Коллегия Экономи -вотчинное учреждение XVIII в. в России. Манифестом 18 июля 1726 г. Св. Синод разделен на два апартамента: одному указано управлять духовными делами, другому же, названному «Коллегиею Экономии», выделены «суд и расправа, также смотрение сборов и экономии и прочее». Извлекая доход с церковных вотчин сборами подушного вклада с крестьян, взиманием оброка с земельных угодий, улучшением вотчинного хозяйства, Коллегия Экономии была уполномочена производить и расходы по духовному ведомству на содержание синодских членов и прочих чинов в Синоде, конторе и приказах, на содержание лазаретов, богаделен, духовных школ, на ремонт церквей, а также помещать в монастыри отставных солдат, не способных к труду для их пропитания; Коллегии Экономии вверялись суд и расправа между духовными людьми, а равно и между светскими духовного ведомства. При этом ей предписывалось соблюдать экономию и защищать казенные интересы от беспорядочного управления и хищений в церковных вотчинах. Таким образом, Коллегия Экономии, будучи по замыслу финансовым учреждением, получила полномочия административно-судебные и фискальные в интересах государственных.

При учреждении ее имели в виду освободить духовных членов Св. Синода от светских дел, но сами духовные члены опасались, что, при коллегиальном строе, во втором апартаменте, состоявшем из 5 светских лиц, могли и не сообразоваться с интересами духовенства. Поэтому духовные члены Синода старались, по возможности, обеспечить свое воздействие на новую Коллегию: они назвали ее «Коллегиею Экономии синодального правления» (29 сент. 1726 г.), взяли на себя заботу составить ее из людей своего ведомства, установили сноситься с ней не «промемориями», а «указами», как с подведомственным учреждением, наконец, чтобы придать ей значение провинциального учреждения, настояли ей быть в Москве, в Петербурге же была только контора ее.

Несмотря на все это, члены Коллегии Экономии всегда прислушивались не к мнению Св. Синода, а к распоряжениям сената, так как смотрели на себя, как на слуг государства, а не церкви. За то они сразу унаследовали себе и ту ненависть, которая была у духовенства к монастырскому приказу, с ее последствиями: окладные сборы с церковных вотчин и сведения о них поступали в Коллегию Экономии неисправно, недоимки возрастали не только на монастырях, но и на домах архиерейских; нередко выяснялось, что духовные власти государственные окладные сборы издерживали на свои нужды, не заботясь о недоимках; будучи привлекаемы к ответу за недоимки, выставляли, вместо себя, приказных и стряпчих монастырских: последних оковывают и держат под караулом, а они «то задержание ни во что вменяют».

Возрастание недоимок было поводом к тому, что Коллегия Экономии в 1738 г. (15 апреля) взята в ведение сената – и, таким образом, Св. Синод был совершенно отстранен от управления не только монастырскими и архиерейскими вотчинами, во и своими синодальными. Коллегия Экономии стала независимым от Св. Синода учреждением, под непосредственным контролем правительства, «в ведении у генерал-лейтенанта Волкова». Она производила дознания об имущественных достатках в церковных вотчинах, осматривала монастыри, церковные здания, имения, ею проверялось количество монахов и церковных служителей. Все сборы вотчинные от духовных властей поступали в ее распоряжение. Духовным же властям предоставлялась доходность только с тех вотчин, которые «определены» ему на содержание еще по указу 1711 г.

Дела Коллегии Экономии, однако, не улучшались, потому что у правление ее вотчинами было неумелое: недоимки накоплялись, вотчины приходили в разорение, а крестьяне «заопределенных» вотчин, где окладные сборы были исключительно государственные, стали думать о полной своей независимости от духовных властей оказывая им явное непослушание. Чтобы поправить дела, государыню убедили взять «заопределенные» вотчины от духовных властей (1740 г.). Но Св. Синод в 1741 году, при восшествии на престол императрицы Елизаветы Петровны, просил снова возвратить их в управление духовных властей, так как, при доходах с одних «определенных» вотчин, монастыри и церкви приходят в оскудение. Государыни согласилась под тем условием, чтобы весь доход с них взносить в Коллегию Экономии, а вместе с тем содержать в монастырях отставных солдат. Духовные власти неохотно исполняли возложенные на них обязанности: они робко заявляли о неудобстве среди иноков и богомольцев содержать солдат и сумасшедших. Иногда же были и резкие столкновения у них с Коллегиею Экономии; напр., митрополит Арсений Мацеевич посылал жалобы самой императрице Елизавете Петровне из Тобольска и Ростова на то, что в монастыри посылают солдат для содержания их там, не справляясь о средствах и помещениях в них, «посылают нахально», с явным нарушением закона христианского и гражданских узаконений, и что Коллегия Экономии несправедливо захватывает себе право суда над церковными людьми, не сообразуясь с правами архиереев. Наконец, и Св. Синод стал просить императрицу, в виду неумелого управления Коллегии Экономии церковными имениями, уничтожить ее; управление же ими опять вверить духовенству с таким условием, чтобы все остатки от расходов на обители и церкви хранить для государственных надобностей.

15 июля 1744 г. Коллегия Экономии, по именному указу, была упразднена и все имения возвращались духовенству и ее заменила «Канцелярия синодального экономического правления», которою заведовали лица духовные.

Коллегия Экономии возникла опять при императоре Петре III, который сделал распоряжение взять все церковный вотчины, от духовенства на себя. Прежние монастырские служки все были отрешены от всякого заведывания в деревнях; вместо них посланы штаб и обер-офицеры для защиты крестьян. Крестьянам отдали всю землю, какую они обрабатывали на духовных властей, но взимали с них еще по 1 рублю с души сверх прежнего годового оклада. Управление и сборы по вотчинам отданы Коллегии Экономии «в ведение князя Оболенского».

Вскоре императрица Екатерина II, при восшествии своем на престол, осудив крутое и необдуманное распоряжение Петра IIІ относительно церковных вотчин, упразднила и Коллегию Экономии. Имения были возвращены духовным властям; для управления ими опять возобновили «Канцелярию синодального экономического управления». Окончательное решение судьбы церковных имений вверено было особой комиссии из сановников светских и духовных, так как вотчинная жизнь потребовала особенного внимания по части административной, судебной, хозяйственной и экономической, особенно же по отношению ее к государству. «Коллегия о духовных имениях» нашла необходимым вновь восстановить «Коллегию Экономии духовных имений» (12 мая 1763 г.). Помимо сбора доходов с вотчин и распределения их на содержание духовенства, на народное образование и благотворительность, на нее возложили заботу о благосостоянии крестьян. Выдавая книги духовным властям для приходо-расходной отчетности по вотчинам, она должна была следить, чтобы видно было старателей о государственных интересах и чтобы содержание духовенству было достаточное, а не роскошное. Штат самой коллегии, под дирекциею 2–3 знатных светских персон, был обеспечен богатым содержащем. Конторы ее были в Вологде, Ярославле, Ельце и Казани и во главе каждой стоял главный эконом с товарищем из обер-офицеров.

Сама государыня очень интересовалась делами Коллегии Экономии. Получив первую огромную «генеральную ведомость» за год от Коллегии, она просит доставлять сведения ясные и краткие; показывать раздельно сумму окладную, неокладную и остаток; велит не издерживать неокладных сумм, заботиться об удачных засевах, о хлебных магазинах. Очевидно, ей надобен был фонд для непредвиденных расходов. Она была довольна действиями Коллегии Экономии: «С учреждением ея, – говорила она впоследствии, – бунты (крестьян) сразу прекратились». Но успокоить крестьян не удалось надолго. То было время всеобщих ожиданий перемен. Крестьяне церковных вотчин понимали снисходительность к ним, как начало полного освобождения от крепостной своей зависимости. Из Москвы стали приходить донесения о возрастающем количестве бунтов.

Коллегии Экономии поручено было, поэтому, усмирять крестьян военною силой и наказывать плетьми, В первый (1768 г.) год усмирено возмутившихся крестьян в 5 вотчинах архиерейских домов и в 23 вотчинах монастырей: «Не единожды, – по словам императрицы, – принуждены были употребить оружие и даже до пушек». Сами военные власти в изумлении от «ежедневных» командировок в церковные вотчины для усмирения крестьян, поднимают вопрос о покрытии расходов на боевое продовольствие: порох, свинец и расстрелянные материалы. Крестьяне жаловались государыне на неясность своего положения под управлением Коллегии Экономии: с одной стороны, по указу 12 авг. .1762 года, велено властям обращаться с ними «благоусмиренно», тогда как, – с другой, – кроме установленной денежной повинности, их не освобождают и от натуральной. При том же, Коллегия Экономии с типичною жестокостью в первый же год собрала 2/3 недоимок с тех же крестьян. Ввиду этого от нее потребовали отчета и тем настоятельнее, что сменивший первого президента ее князя Куракина († 1765 г.) князь Гагарин доложил сенату, что она «вся в беспорядке», что в заседания часто являются одни асессоры, да и те за отсутствием членов преждевременно расходятся. Сам кн. Гагарин проявил только склонность к составлению для Коллегии проектов и к уничтожению права большинства голосов Коллегии. После него в продолжение 20 лет делами руководил новый президент Хитрово, который ревностно исполнял желания императрицы, передаваемые чрез Григ. Теплова. Ежегодная доходность с церковных вотчин была поднята при нем свыше 3 миллионов рублей (1774 г.). Деньги тратились не на одно содержание духовенства, церковные постройки, переезды архиереев и т. п., но на всякого рода надобности, как-то: на постройки дворов, академии художеств, на затейливые иллюминации, на монумент Петру I, а равно на дачи неотвязным просителям, напр., гр. Орлову, обедневшим княжнам, придворным карлицам, на поддержание придворного банкира; сотни тысяч шли, по требованию Потемкина, на военные расходы, отсылались в адмиралтейскую коллегию и т. д. Так как такие расходы ничего общего с нуждами духовенства и народного образования не имели, то иногда являлись и глухие протесты против отобрания церковных средств у духовенства. Поэтому императрица не терпела, чтобы «экономические» крестьяне обнаруживали свою бедность: нищих среди них велено было штрафовать. С 1782 года имения духовенства, отобранные у него еще в 1764 году, поступали в заведывание казенных палат и директоров домоводства и Коллегии Экономии предписано было все свои дела окончить, между тем к 1783 г. их оставалось еще 7.634. Президент Хитрово просил в своем докладе государыню, чтобы Коллегию упразднили с 1785 г., а для окончания делопроизводства оставить экспедицию из 2 членов. В 1786 г. он же уведомляет императрицу уже об окончании всех дел у себя. Весь материал делопроизводства Коллегии Экономии, вместе с крепостными актами на церковные земли, был сдан в московский государственный архив.

Хотя Коллегия Экономии и называлась иногда «государственной», но она всегда носила приказный характер. При коллегиальном своем устройстве, она считалась «в. ведении Мусина-Пушкина» (1738–1744 гг.) или «в ведении генерала Волкова», а в последний период в негласном заведывании Гр. Теплова. Отношение ее к духовенству, собственностью которого она управляла, было не подчиненное, а фискальное – в интересах государственных; к крестьянам оно отмечено жестокостью, к сенату – внимательною исполнительностью. Духовенство было недовольно ее действиями; крестьяне, не находя у нее участия к своему положению, обращались со своими жалобами, помимо нее, к самой государыне.

Существование ее никак нельзя назвать явлением историческим; она служила только средством для верховной власти стянуть громадную доходность с недвижимых церковных имуществ на предметы государственной необходимости.

Фото с сайта www.vedomosti.ru

Коллегия Верховного суда с подачи заместителя председателя ВС РФ Олега Свириденко отправила на пересмотр спор между генподрядчиком госкорпорации "Ростехнологии" и его "субчиком". Дело было разрешено в пользу последнего с учетом заключения экспертизы, автор которого не смог ответить на ряд вопросов, а другого специалиста апелляция привлекать не стала. Именно этот огрех и стал причиной первого протеста Свириденко. По его мнению, суды округа, где он три года руководил кассацией, не создали сторонам равные условия для реализации ими своих процессуальных прав. Но эксперты сомневаются, что полноценную экспертизу можно будет провести, так как на месте спорных работ уже проведены новые.

В августе 2012 года входящее в госкорпорацию "Ростехнологии" ООО "Тулаоборонстрой" подрядило ООО "Специальная техника "Строй-Тактика" уложить асфальтобетонное покрытие автомобильной стоянки и спортивного комплекса на территории ОАО "Конструкторское бюро приборостроения" (КБП) - другого предприятия "Ростеха", разработчика ракетного вооружения. А месяц спустя стороны подписали допсоглашение, которое предусматривало еще и капитальный ремонт теплотрассы, ограждений и дорог. Общая стоимость всех работ составляла 27,6 млн руб., 12 миллионов из которых генподрядчик перечислил "Строй-Тактике" в качестве аванса.

Все работы были выполнены и приняты "Тулаоборонстроем", генподрядчиком, без замечаний, после чего, в октябре того же года, субподрядчик выставил счет на оплату оставшихся 15,8 млн руб., но денег не получил. Претензия также осталась без ответа, а потому в декабре 2012 года "Строй-Тактика" обратилась в Арбитражный суд Тульской области (дело № А68-11371/2012).

Представлявшая "Тулаоборонстрой" Елена Привалова в своем выступлении указывала на то, что субподрядчик нарушил строительные нормы, которые обычно применяются к аналогичным работам, а часть обязательств вообще не выполнил. Именно это, по мнению Приваловой, и должна установить новая экспертиза.

А вы считаете технически возможным ответить на эти вопросы при новой экспертизе? - поинтересовалась судья Завьялова у Приваловой. Та ответила утвердительно.

А представители "Строй-Тактики" убеждали судей, что их оппонент пытается создать опасный прецедент, когда экспертов обяжут отвечать абсолютно на все поставленные судами вопросы, даже когда это технически невозможно, как в случае с работами на территории КБП. "Никаких претензий ответчик нам не предъявлял, - говорил Роман Соломатин . - А потом просто закатал результаты нашей работы в асфальт".

А вы полагаете возможным признать достоверными выводы эксперта, который ответил в своем заключении не на все поставленные перед ним вопросы? Вы считаете, оснований для назначения повторной экспертизы нет? - спросила Завьялова.

Если бы эксперт не смог определить объем работ, то стоило бы задуматься [о проведении новой экспертизы], - ответил Соломатин. - Но ведь это не тот случай.

Впрочем, судьи, видимо, решили, что случай все же тот - вернувшись после совещания, они огласили свое определение, по которому все акты по делу отменены, а оно направлено на новое рассмотрение.

Эксперты недоумевают. Старшему юристу юркомпании "Некторов, Савельев и партнеры" Константин Галину не ясно, в чем смысл проводить повторную экспертизу, если обстоятельства выполнения отдельных работ установить невозможно. С ним соглашается старший юрист адвокатского бюро "Линия права" Алексей Костоваров . По его словам, "в рассматриваемой ситуации наличие такого нарушения, [как отказ назначить повторную экспертизу], не вполне очевидно, учитывая обсуждаемую в деле объективную невозможность ответа на поставленные вопросы".