Минимизируйте риски с КСК групп
  • Подготовка к налоговой проверке.
  • Сопровождение – когда налоговики уже у Вас.
  • Оспаривание результатов налоговой проверки.

Бесплатная первичная консультация

Бесплатная первичная консультация

Все поля обязательны к заполнению

Please leave this field empty.

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности .

Видеопрезентация услуги

Обжалование актов налоговой

Процесс работы над Вашим проектом Мы реализовали более 5000 проектов

1 Свяжитесь с нами

2 Анализируем проблему

3 Организуем встречу

4 Заключаем договор

5 Реализуем проект

Свяжитесь с нами Позвоните нам или отправьте заявку с сайта

Заполните простую форму для отправки заявки с сайта либо позвоните нам по телефону. Наши менеджеры ответят на интересующие Вас вопросы, расскажут об особенностях услуги, сориентируют по срокам и стоимости выполнения работ. Мы строго придерживаемся принципов честности и конфиденциальности в отношениях с клиентом.

Анализируем проблему В наших руках неограниченное количество аналитических данных

По статистике выездная проверка – самое эффективное средство пополнения государственного бюджета. 99% выездных проверок заканчиваются начислением недоимки. Участие в процессе опытного юридического консультанта позволит свести к минимуму штрафные санкции и финансовые потери. Специалисты КСК групп имеют огромный опыт сопровождения и обжалования актов налоговых проверок.

Организуем встречу Выставляем коммерческое предложение и подписываем договор

На личной встрече в нашем офисе, удобно расположенном в центре Москвы, у Вас будет возможность познакомиться и убедиться в компетенции наших экспертов, детально обсудить все пункты подготовленного коммерческого предложения, актуализировать договор, исходя из особенностей Ваших текущих задач.

Заключаем договор Начинаем работу над Вашим проектом

На протяжении всего периода реализации проекта с Вами работает персональный менеджер, который всегда готов проконсультировать по текущим вопросам и задачам. Наша компания отличается дружественным подходом, отсутствием формализма, решением конкретных практических задач, стоящих перед клиентом.

Реализуем проект Вы получаете необходимый Вам результат

Обжалование актов налоговых органов – процедура требующая исключительно внимательного и профессионально подхода. Только обладающий достаточным практическим опытом специалист сможет выстроить правовую позицию таким образом, что вся процедура займет минимальные сроки, а итог рассмотрения будет, конечно же, в пользу клиента.

Благодарности клиентов по налоговому консалтингу 9 из 10 клиентов повторно обращаются за консультацией в КСК групп

5 5 НПО «Пульс» оценило целеустремленность и компетенцию команды КСК групп во время юридических консультаций, которые они любезно предоставили по нашей просьбе. Мы всегда получали детальное объяснение ситуации и советы по преодолению возникших препятствий.
Креативность команды КСК групп помогла нам добиться амбициозных целей, не теряя времени на тревоги и страхи. Благодаря их подкованности мы смогли обойти острые углы и утвердить свою позицию в отношениях с контрагентами с правовой точки зрения.
Спасибо за первоклассное отношение к делу!

5 5 ООО «УК АрЭкс» благодарит команду КСК групп за их усилия и старания, без которых выездной семинар по правовой безопасности не смог бы состояться. Ваши специалисты тщательно подготовились к мероприятию, заинтересовав аудиторию и предложив к рассмотрению массу животрепещущих, важных вопросов. После семинара наши сотрудники смогли разработать грамотную схему поведения в случае непредвиденной проверки, что позволило снизить степень тревожности и работать гораздо комфортнее. Ваш труд облегчает бизнес клиентов, повышая их результативность и прибыль. Спасибо за квалифицированные рекомендации.

5 5 Менеджеры и директора отделов «Трэдис» выражают признательность за стабильное качество юридического сопровождения нашего бизнеса. Без ваших знаний мы уже не представляем грамотного ведения дел с партнерами, вы стали ключевой частью рабочего процесса.
Мы ценим, что вы максимально серьезно относитесь к поставленным нами задачам, каждый раз находя оригинальный способ выйти из сложной ситуации без потерь.
Наше сотрудничество сэкономило нам значительные ресурсы, как трудовые, так и материальные, поэтому мы бесконечно благодарны вашей команде за такой важный и нужный современным компаниям труд.

Обжалование актов налоговой

Акты проверки предприятия, составленные представителями налоговой инспекции, можно (а в некоторых случаях даже нужно) обжаловать, если руководство компании не согласно с выводами проверяющих лиц. Для этого в законодательстве предусмотрен соответствующий порядок, по которому ненормативные правовые акты, незаконные решения и действия представителей фискальных служб отменяют через суд или вышестоящие инстанции. А с 2014 года вступила в силу норма, согласно которой вышеперечисленные решения налоговиков необходимо рассмотреть в рамках досудебного обжалования в административном порядке.

Досудебное обжалование актов налоговой службы не имеет столь четкой правовой базы, как рассмотрение таких вопросов в суде, поэтому результат процедуры во многом зависит от компетентности юридического отдела предприятия. Часто компании не располагают штатом опытных специалистов в области налогового права, которые смогли бы отстоять свою правоту и защититься от незаконных решений контролирующих органов. В такой ситуации лучшим вариантом будет приглашение юристов КСК групп, знающих все тонкости процессов обжалования актов налоговой службы.

Аудиторско-консалтинговая компания КСК групп предоставляет свои услуги сотням российских предприятий, нуждающихся в помощи при обжаловании актов налоговой службы. В нашем распоряжении – десятки юристов с многолетним опытом в области решения любых проблем с фискальными органами. Для своих клиентов мы реализуем весь спектр оперативных мероприятий, направленных на восстановление справедливости и отмену незаконных решений инспекций любого уровня.

Как мы можем помочь Вашему бизнесу?

Специалисты КСК групп приступают к процедуре обжалования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В частности, такие действия необходимы, когда:

  • наличествуют явные доказательства незаконности принятых решений и нарушение прав юридических лиц;
  • представители проверяющих органов отказываются рассматривать обращения с просьбой отмены принятых актов;
  • бездействие работников фискальных служб привело к убыткам предприятия или репутационному ущербу;
  • привлекли налогоплательщика к ответственности без проведенных должным образом проверок и составления необходимой документации;
  • есть необоснованный отказ в возмещении или зачете (возврате) НДС.

Стратегия, по которой юристы КСК групп начинают решение проблем, зависит от конкретной ситуации и пожеланий клиента. Если с момента вынесения решения инспекции не прошел месяц, и оно не вступило в силу, налогоплательщик может подать апелляционную жалобу. Такую жалобу на неправомерные (с точки зрения клиента КСК групп) решения о привлечении юрлица к ответственности после проверки или отказ в возврате НДС должен рассмотреть вышестоящий налоговый орган.

Обращение с жалобой потребуется в том случае, если спорное решение уже вступило в силу (прошел месяц с момента его принятия). При этом юристы должны подготовить все документы по делу и направить их на рассмотрение не позднее, чем через год с момента вступления акта в силу. Правильно заполненную форму обжалования отправляют в вышестоящий налоговый орган через территориальное отделение, принявшее спорное решение. Срок на получение ответа по жалобе составляет от месяца до двух. В случае несогласия с принятым решением налогоплательщик может отправить материалы на разбирательство в суде либо настаивать на рассмотрении дела в вышестоящей инстанции.

Специалисты КСК групп не рекомендуют компаниям дожидаться вступления в силу незаконного решения, а как можно скорее начать процедуру досудебного обжалования акта. Оно также рассматривается в срок от одного до двух месяцев вышестоящим налоговым органом за одним исключением: отсутствие необходимости выполнения мер, которые указаны в акте проверки. То есть компания в течение месяца или двух может не выплачивать доначисленные суммы сборов, штрафов и пеней на вполне законных основаниях. При этом юристы КСК групп могут параллельно готовить документы для обращения в суд и у них будет время на разработку эффективной стратегии защиты клиента.

Результаты обжалования

При обращении с жалобой на составление неправомерного акта проверки в вышестоящий налоговый орган компания может рассчитывать на четыре варианта решения.

  • Отказ в обжаловании акта налоговой . В этом случае компании придется принять ответственность, заплатив недоимку, пени и назначенные штрафы или согласившись с отказом в возмещении НДС. Однако такой путь развития событий открывает другую возможность – обжалование акта налоговой в судебном порядке, где юристы КСК групп уже смогут повлиять на результаты дела, используя свой опыт и профессиональные навыки.
  • Отмена результатов проверки и назначение дополнительного анализа деятельности компании . Заключение вышестоящего налогового органа означает проведение повторной проверки, но уже с более детальным анализом специалистами фискальной службы. В этой ситуации помощь юристов компании КСК групп тоже будет не лишней – они помогут тщательно подготовиться к проверке и будут курировать весь процесс общения с представителями налоговой.
  • Отмена результатов проверки с одновременной остановкой правонарушительного производства . Самый лучший вариант решения, при котором признается правомерность выводов компании и ей не придется выполнять требования незаконного акта проверки.
  • Иное решение, принятое по результатам анализа дела.

Нестандартные ситуации

Если компания решилась на обжалование актов налоговой проверки в суде, то ей нужно быть готовой к неожиданным решениям фискальной службы. Так, очень часто в качестве обеспечительной меры до получения результата по обжалованию незаконных актов проверки налоговики запрещают пользоваться имуществом и денежными активами предприятия. Иначе говоря – «замораживают» счета без права пользования средствами.

У налоговых юристов КСК групп есть положительный опыт в обжаловании подобных решений, однако, с целью недопущения подобных ситуаций, необходимо своевременно нивелировать риски, привлекая специалистов на самых ранних стадиях проведения налоговых проверок.

Практический опыт юристов КСК групп показывает, что в делах по обжалованию актов налоговых проверок всегда нужно быть готовым к любому развитию событий. С нашей профессиональной помощью Вам не будут страшны неправомерные выводы проверок или аресты имущества, умышленное затягивание принятия решения, незаконные требования внесения штрафов и многое другое. Юристы КСК групп всегда готовы оказать полный комплекс услуг по защите Вашего бизнеса. Мы помогаем российским компаниям уже более 20 лет и за это время неоднократно нам удавалось отстоять интересы клиента в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Наша помощь будет уместной еще до того, как представители налоговых органов посетят Ваше предприятие с проверкой.

Мы предлагаем комплексную помощь в защите интересов Вашего бизнеса:

  • проведение аудита и выявление неточностей в документации;
  • организация системы внутреннего контроля и проведение консультаций со всеми работниками предприятия до приезда налоговой;
  • юридическая проверка совершаемых и заключенных сделок;
  • проверка благонадежности контрагентов и многое другое.

Свяжитесь с нашими представителями через форму на сайте и получите первичную консультацию бесплатно.

Отправить заявку

В соответствии с пп. 10 и 12 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики и налоговые агенты имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также обжаловать в установленном порядке ненормативные акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

В вопросах обжалования следует исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть обжалован в вышестоящем налоговом органе, понимается документ, имеющий любое наименование. Это может быть решение, постановление, требование, также письмо, подписанное руководителем или заместителем руководителя налогового органа, в котором затрагиваются законные права и интересы какого-либо налогоплательщика или неопределенного круга налогоплательщиков.

Статьей 137 НК РФ установлено, что налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Рассмотрение споров в досудебном порядке производится в соответствии с Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденным Приказом МНС России от 17.08.2001 г.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Преимущество подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган заключается в том, что по сравнению с обжалованием в судебном порядке такая жалоба подается в свободной форме, порядок подачи жалобы является менее регламентированным, жалоба не может быть оставлена без движения, основания для возврата жалобы без рассмотрения сведены к минимуму. Также при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган не уплачивается государственная пошлина.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в письменном виде в произвольной форме (см. Приложение). Налоговый кодекс не содержит конкретных требований к оформлению жалобы. Однако в жалобе следует указать ряд таких обязательных реквизитов, как:

Наименование и адрес вышестоящей структуры, куда подается жалоба;

Наименование, ИНН и КПП налогоплательщика, его адрес;

Контактные телефоны, по которым можно связаться с заявителем, фамилия, имя, отчество ответственного лица;

Реквизиты обжалуемого акта;

Наименование налоговой инспекции, оформившей акт (либо фамилия, имя, отчество и должность инспектора, чьи действия обжалуются).

После этого необходимо четко сформулировать суть жалобы, а также доказательства, подтверждающие основания жалобы. Обязательно надо сделать ссылки на законодательство и при необходимости – на первичные документы налогоплательщика. Кроме того, следует учитывать, что решение по жалобе налогоплательщика принимается, в том числе, с учетом судебно-арбитражной практики, поэтому, если налогоплательщик располагает данными о рассмотрении арбитражными судами вопросов, аналогичных обозначенным в жалобе и разрешенных в пользу налогоплательщика, можно сделать отсылку на такие дела в жалобе.

Жалоба должна быть подписана руководителем организации либо иным уполномоченным представителем налогоплательщика (индивидуальным предпринимателем либо его уполномоченным представителем).

К жалобе могут быть приложены следующие документы:

Акт ненормативного характера (решение), который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);

Акт налоговой проверки;

Первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;

Иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган на ненормативный акт налогового органа, действия или бездействие должностных лиц подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Основания для восстановления пропущенного трехмесячного срока на подачу жалобы не установлены. Поэтому вопрос о том, была ли причина, по которой налогоплательщик пропустил трехмесячный срок, уважительной или неуважительной, определяется субъективно тем органом или должностным лицом, которому подано заявление о восстановлении пропущенного срока.

Для налогоплательщика - физического лица уважительными причинами пропуска срока подачи жалобы могут быть такие как болезнь, тяжелое стечение личных и семейных обстоятельств, болезнь или смерть близких для налогоплательщика людей и т.п.

Для налогоплательщика - юридического лица уважительной причиной может являться отсутствие информации о вышестоящем налоговом органе, которому должна быть подана жалоба, и другие причины.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Однако налогоплательщик не лишается права на подачу жалобы по иным основаниям, не приведенным в первоначальной жалобе. Повторная подача жалобы не продлевает установленный для подачи жалобы трехмесячный срок.

Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

В соответствии со ст. 141 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствует законодательству Российской Федерации, то он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия.

Статьей 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно п. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.

Разница между десятидневным сроком, установленным Регламентом, и сроками, установленными двумя Кодексами, состоит в порядке их исчисления. В первом случае срок исчисляется со дня вынесения постановления об административном нарушении, во втором - десятидневный срок исчисляется со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

Пропуска срока подачи жалобы;

Отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснований заявляемых требований;

Подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика;

При наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

Получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

В этих случаях заявителю сообщается в 10-дневный срок со дня получения жалобы о невозможности ее рассмотрения. Однако отказ налогового органа в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах 3-месячного срока с момента получения акта налогового органа.

Налогоплательщик одновременно с жалобой может подать заявление с просьбой о приостановлении обжалуемого акта. Обжалуемый акт может быть приостановлен по решению налогового органа, и в этом случае действие всех документов, выставленных во исполнение решения (например, инкассовых поручений), должно быть приостановлено.

Жалобы налогоплательщиков на акты налогового органа, неправомерные действия или бездействие должностных лиц налоговых органов рассматриваются вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа. Жалобы на постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные налоговым органом в отношении организаций, рассматриваются вышестоящим налоговым органом.

Все поступающие в соответствующие вышестоящие налоговые органы жалобы направляются в юридические подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.

Жалоба, поданная в вышестоящий налоговый орган, подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. Для получения заключения в нижестоящий налоговый орган направляется запрос. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы. Срок для представления заключения по запросу не может превышать пяти рабочих дней со дня получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения, например три дня.

В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические отделы органа, рассматривающего жалобу, вправе запросить мнение соответствующих функциональных и методологических подразделений. Заключения указанных подразделений представляются в юридический отдел в пятидневный срок.

Жалобы налогоплательщиков рассматриваются с учетом судебно-арбитражной практики по рассматриваемым вопросам.

Юридическое подразделение налогового органа, получившего жалобу, готовит ее рассмотрение на Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков, которую возглавляет руководитель или заместитель руководителя налогового органа, осуществляющий оперативное руководство юридическим подразделением.

О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если представители налогоплательщика, несмотря на извещение, не явились, то жалоба рассматривается в их отсутствие.

В случае если налогоплательщик не может присутствовать при рассмотрении жалобы и обращается с просьбой перенести срок ее рассмотрения, налоговый орган рассматривает возможность такого переноса с учетом сроков, установленных на рассмотрение жалобы.

Решение вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика на акт налогового органа в обязательном порядке должно содержать вводную, мотивировочную и резолютивную части. Резолютивная часть решения выносится по форме, предусмотренной п. 2 ст. 140 НК РФ.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа в соответствии с п. 2 ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

Оставить жалобу без удовлетворения;

Отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

Изменить решение или вынести новое.

Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию НК РФ не предусмотрено.

Вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Данное право вышестоящими налоговыми органами может быть реализовано в рамках мероприятий по контролю за деятельностью нижестоящих налоговых органов даже при отсутствии жалоб налогоплательщиков.

Исходя из содержания ст. 137 НК РФ обжалованию подлежит не акт налоговой проверки, а решение нижестоящего налогового органа (ненормативный акт). В то же время по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган имеет право отменить акт налоговой проверки, который обжалованию не подлежит, и назначить дополнительную проверку. При этом решение нижестоящего налогового органа отменяется в полном объеме, поскольку НК РФ не предусмотрена возможность отмены решения в какой-либо части.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган, рассматривая материалы проверки, вправе вынести решение по существу.

О принятом по жалобе решении рассмотревший ее орган сообщает лицу, подавшему жалобу, в письменном виде в течение трех дней с момента вынесения решения.

В случае если вышестоящий налоговый орган вынес решение об отмене ненормативного акта налогового органа и назначении дополнительной проверки в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ, учитывается, что дополнительная проверка назначается в рамках рассмотрения жалобы налогоплательщика. Такая проверка назначается исключительно в рамках разрешения налогового спора и не является налоговой проверкой, проводимой в рамках налогового контроля в соответствии со статьями 87 и 89 НК РФ.

Проведение дополнительной налоговой проверки не продлевает установленных Налоговым кодексом РФ сроков на взыскание налоговых санкций. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения соответствующего правонарушения и составления соответствующего акта. Задержка исполнения решения налогового органа по акту проверки в связи с проведением дополнительной проверки по решению вышестоящего налогового органа может привести к тому, что сроки взыскания начисленных в результате проведенной проверки санкций будут пропущены налоговым органом. Таким образом, налоговый орган утратит право на взыскание таких налоговых санкций;

В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) каждый налогоплательщик или иное обязанное лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, если такие акты, действия или бездействие, по мнению налогоплательщика (иного обязанного лица), нарушают их права. Иными словами, в НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на административное и судебное обжалование, причем только таких актов и деяний налоговых органов, которые нарушают его права и законные интересы.

При этом указание в жалобе предмета обжалования является существенным элементом жалобы, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой.

Причинами возникновения споров, удовлетворения жалоб, исковых требований налогоплательщиков и отказов в удовлетворении исковых требований налоговых органов является, в частности, несоответствие законодательных актов друг другу, наличие пробелов в законодательстве о налогах и сборах и его частое изменение, неразрешенные противоречия в законодательстве о налогах и сборах, а также более сложный качественный состав рассматриваемых налоговых споров.

Разделом VII НК РФ установлен административный (досудебный) порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, конкретизированный в положениях ст. 137, 139, 140, 141 настоящего Кодекса. При применении данных положений НК РФ следует иметь в виду, что настоящий Кодекс не предусматривает подачу жалобы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования налогового спора.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится посредством подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится посредством подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно определяет, какие именно документы должны быть представлены вместе с жалобой.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может отозвать ее на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные п. 2 ст. 139 НК РФ (в течение трех месяцев).

Вместе с тем согласно ст. 138 НК РФ подача иска в арбитражный суд или суд общей юрисдикции не исключает права налогоплательщика на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

В регламенте рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденном приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290, устанавливается процедура рассмотрения налоговыми органами жалоб:

Налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено в п. 5 ст. 100 НК РФ);

Организаций и физических лиц при их несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин и работы с денежной наличностью;

Налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;

Физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с их привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок, по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом.

Жалобы налогоплательщиков рассматриваются в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.

Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.

К жалобе могут прилагаться следующие до- кументы: акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права, акт налоговой проверки, первичные документы, подтверждающие позицию заявителя, а также иные до- кументы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Поступающие жалобы, как правило, направляются в юридические (правовые) подразделения налоговых органов, на которые возложена обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.

Юридическое (правовое) подразделение налогового органа готовит рассмотрение жалобы налогоплательщика. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствует законодательству Российской Федерации, жалоба рассматривается в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения вышеуказанные лица извещаются заблаговременно. При неявке налогоплательщика жалоба рассматривается в его отсутствие.

По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа [заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением] принимается решение.

Пунктом 2 ст. 140 НК РФ установлено, что по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:

Оставить жалобу без удовлетворения;

Отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

Изменить решение или вынести новое решение.

Заявителю сообщается о принятии решения по жалобе в течение трех дней со дня его принятия.

Анализ рассмотрения жалоб свидетельствует о том, что значительное количество ошибок (нарушений) допускается налоговыми органами в процессе проведения камеральных и выездных налоговых проверок и оформления их результатов, а также неправильного применения законодательства о налогах и сборах по вопросам порядка уплаты налогов, неправильной квалификации налоговых правонарушений, неправильного исчисления налоговых санкций, пропуска срока давности согласно ст. 115 НК РФ, нечеткой формулировки законодательства о налогах и сборах, неурегулированности некоторых вопросов.

В целях сокращения поступления жалоб налогоплательщиков налоговыми органами проводится разъяснительная работа по вопросам налогообложения путем публикации информационных материалов в печати, выступлений специалистов налоговых органов по радио и на телевидении, на проводимых с главными бухгалтерами и руководителями организаций семинарах, письменных разъяснений по запросам налогоплательщиков.

Отсутствие однозначного толкования существующих норм законодательства о налогах и сборах и различный подход к некоторым проблемным вопросам налогоплательщиков и налоговых органов является одной из причин возникновения судебных разбирательств.

Причинами возникновения судебных споров с налогоплательщиками являются также обязательность предъявления исков налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков налоговых санкций, недобросовестность предпринимателей и физических лиц по выполнению своих обязанностей по уплате налогов, а также зачастую нежелание налогоплательщиков уплачивать доначисленные суммы налогов в добровольном порядке из-за сложившейся судебной практики.

При этом пробелы в законодательстве о налогах и сборах, противоречия норм действующего законодательства приводят порой к тупиковым ситуациям, разрешение которых возможно только в судах.

Исковые заявления на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.

Субъективной причиной удовлетворения некоторых исков налогоплательщиков является недоказанность налоговыми органами фактов налоговых правонарушений. При разрешении споров налоговые органы используют лишь те документы, на которые были сделаны ссылки в акте проверки, а налогоплательщик вправе представить в суд любой документ, связанный с исчислением и уплатой налогов, даже тот, который не был представлен налоговым органам для оценки в процессе проведения проверки.

Анализ результатов удовлетворенных судебными органами исков налогоплательщиков свидетельствует о том, что налоговыми органами не всегда соблюдаются требования ст. 100, 101 НК РФ, а также часто нарушается процедура проведения и оформления результатов выездных налоговых проверок; в ряде случаев налоговыми органами неправильно применяется законодательство по применению налоговых санкций и исполнению обязанности по уплате налогов. Иски налогоплательщиков удовлетворяются и из-за неурегулированности отдельных вопросов законодательства о налогах и сборах или противоречий в нем.

Анализ исков показывает, что имели место случаи нарушения налоговыми органами сроков давности, предусмотренных ст. 48, 115 НК РФ, в соответствии с которыми налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта, а исковые заявления о взыскании задолженности с налогоплательщиков-предпринимателей направляются в суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В нарушение п. 1 ст. 107 НК РФ налоговые органы иногда привлекают к ответственности филиалы организаций, которые не являются субъектами налоговой ответственности, в связи с чем исковые заявления судом обоснованно оставляются без удовлетворения.

Кроме того, причинами вынесения решений в пользу налогоплательщиков являются и несовершенство часто меняющегося действующего законодательства, пробелы в законодательстве о налогах и сборах, используемые налогоплательщиками в целях уклонения от уплаты или уменьшения налоговых платежей, ошибки, допущенные налоговыми органами при проверках налогоплательщиков, вследствие неправильного применения норм права, а также широкое применение судами смягчающих обстоятельств при рассмотрении исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций.

Основанием для отмены решения налогового органа является также несоблюдение должностными лицами отдельных налоговых органов требований ст. 101 НК РФ, регламентирующей производство по делу о налоговых правонарушениях.

Причинами удовлетворения исков налогоплательщиков могут быть и несоблюдение налоговыми органами требований, предъявляемых к акту проверки, которые обязывают налоговые органы подробно описывать характер нарушения со ссылкой на первичные документы.

Причинами вынесения судами решений в пользу налогоплательщиков являются часто и положения НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщиков, и налоговые органы должны доказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении.

Значительное количество судебных решений в пользу налогоплательщиков выносится по спорам о правомерности начисления налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, соответствующих пеней и санкций за неуплату налогов по результатам выездных налоговых проверок подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Исходя из непредпринимательского характера деятельности этих органов судебная практика не относит подразделения вневедомственной охраны к плательщикам вышеперечисленных налогов, а получаемые ими за осуществление охранной деятельности средства - к выручке от реализации.

Большую категорию исков составляют иски, в которых налогоплательщики-экспортеры оспаривают (как ненормативный акт) решение налогового органа об отказе в возмещении НДС либо просят признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невозмещении НДС, и обязать возместить его.

Основной причиной вынесения судами решений не в пользу налоговых органов является то, что суды часто не принимают доводы налоговых органов об отсутствии доказательств, подтверждающих уплату в бюджет НДС поставщиками товаров.

Налоговыми органами устанавливается, что предприятия - поставщики товара, отгруженного налогоплательщиком на экспорт, не зарегистрированы, не состоят на учете в налоговых органах, не представляют отчетность в налоговые органы. Эти обстоятельства являлись, как правило, основанием для отказа в возмещении НДС. Решения судов обоснованы тем, что нормы НК РФ не ставят право экспортера на возмещение НДС в зависимость от фактической уплаты НДС поставщиком товара и законодатель не возлагает на покупателя товара обязанность проверять уплату в бюджет НДС его поставщиками, а на поставщика - обязанность представлять такие сведения покупателю.

При принятии к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов суды исходят из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.

Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

Налогоплательщиками, как правило, иски подаются по следующим основаниям:

О признании неправомерными (незаконными) действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов по отказу в зачете исполненной обязанности по уплате налогов;

О признании (установлении) юридического факта исполнения обязанности по уплате налогов в бюджет через "проблемные" банки;

Об отражении вышеуказанных сумм в лицевых счетах налогоплательщиков либо их зачислении в счет будущих платежей.

Налоговые органы подают, в основном, иски по следующим основаниям:

О взыскании налоговых санкций с юридических лиц и предпринимателей, примененных по результатам налоговых проверок;

О взыскании с физических лиц недоимки по различным видам налогов и налоговых санкций за налоговые правонарушения;

О ликвидации предприятий по всем основаниям, в том числе в связи с банкротством.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.