1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Комментарий к Ст. 1 СК РФ

1. Нормы семейного права могут включаться (и включаются) в различного рода нормативные акты (см. ст. 3 и комментарий к ней). Тем не менее семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в комментируемой статье.

Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права, представляют собой определенные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.
———————————
Данное определение принципов семейного права опирается на определение правовых принципов, сформулированное О.А. Красавчиковым. См.: Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 89 — 90.

Изложение основных начал (принципов) правового регулирования всегда производится в достаточно абстрактной форме, а иным оно и быть не может. Вероятно, по той причине, что юристы привыкли «иметь дело» с нормами, предписывающими определенный вариант поведения, либо запрещающими те или иные действия, либо характеризующимися дозволительной направленностью, т.е. правилами более или менее конкретизированными. К сожалению, нормы, отмеченные высокой степенью абстракции, обычно не воспринимаются (иногда игнорируются) теми, кто применяет закон. Но нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в комментируемой статье. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в СК РФ, при толковании семейно-правовых норм и применении к семейным отношениям гражданского законодательства, а также при применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.

2. К выявлению системы принципов семейного права и анализу их содержания обращались многие ученые. Так, А.И. Пергамент в 1951 г. называла такие принципы (советского) семейного права, как полное равноправие мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака и родства; охрана материнства и детства; ; единобрачие.
———————————
Советское гражданское право: В 2 т. / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. Т. II. С. 366 — 367.

Примерно так же очерчивал принципы семейного права Г.М. Свердлов в 1958 г. Кроме названных им выделялись и такие принципы, как равноправие граждан независимо от национальности и расы; свобода семейного права от влияния каких-либо религиозных правил; всесторонняя охрана родительских прав.
———————————
Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 — 45.

В 1982 г. В.Ф. Яковлев называл следующие принципы семейного права: равноправие граждан в семейных отношениях; равноправие мужчины и женщины; единобрачие (моногамия); свобода и добровольность при заключении брака; свобода расторжения брака под контролем государства; государственная забота о матери, ребенке, всемерная охрана их интересов, поощрение материнства; взаимная свобода членов семьи, моральная и материальная поддержка ими друг друга. В 1985 г. Г.К. Матвеев главными началами (принципами) правового регулирования брачно-семейных отношений признавал свободу брака, свободу расторжения брака, только гражданский светский брак, моногамию, равноправие супругов и всемерную защиту интересов детей.
———————————
Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 16 — 20.

Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М., 1985. С. 20 — 22.

Обращение к указанным (и подобным) высказываниям, сделанным в разные периоды истории государства Российского, отличающиеся социально-политической обстановкой, представляется оправданным. Более того — необходимым. Не дело рассматривать основные начала (принципы) российского семейного законодательства и семейное законодательство России в целом в отрыве от того, что было ранее. Наше законодательство освободилось от необходимых в прежние времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство РФ есть результат развития русского, советского, российского семейного права.

3. В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).

4. Среди основных начал семейного законодательства названы:

— необходимость укрепления семьи;

— недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

— обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;

— обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;

— добровольность брачного союза мужчины и женщины;

— признание только гражданского светского брака;

— равенство прав супругов в семье;

— приоритет семейного воспитания детей;

— обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

— недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак, в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
———————————
К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопроса о том, какие положения ст. 1 СК РФ являются основными началами, и, соответственно, о количестве таких начал. См., например: Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. М., 1999. С. 20 — 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 — 35; Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Т. 3. С. 310 — 315.

5. На первый взгляд, к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал определено разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Думается, прав Г.Ф. Шершеневич, указывая: «К семейным правам не должны быть причислены устанавливаемые законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, — право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным» . Поэтому вряд ли следует соглашаться с утверждением, будто правовое регулирование семейных отношений «можно построить таким образом, чтобы оно способствовало становлению и сохранению между членами семьи взаимной любви и уважения, ответственности перед семьей и стремлению членов семьи осуществлять взаимопомощь и поддержку друг друга».
———————————
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 407.

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно, быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что «перевести на юридический язык» такие категории, как «любовь» и «уважение» (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся. Так, В.И. Синайский по этому поводу писал: «Естественные и нравственные отношения лишь лежат в основе юридических отношений членов семьи. Поэтому при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать нормам юридическое значение, а не ограничиваться констатированием их нравственного характера» .
———————————
Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 485.

Невозможно принудить к исполнению в натуре «обязательства» любить и уважать других членов семьи. Невозможно обеспечить данное обязательство санкциями. Невозможно создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к цели — взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания.

Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи «вмонтированным» в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанностей по содержанию одними членами семьи других.

Наконец, словосочетание «ответственность перед семьей всех ее членов» использовано не в юридическом смысле. По-видимому, в данном случае об ответственности говорится с точки зрения социальной. Во-первых, оставаясь на юридических позициях, следует считать, что ответственность наступает при наличии неких противоправных действий. Во-вторых, привлечение к ответственности предполагает применение санкций. В-третьих, сколько бы ни говорилось в науке о том, что семья является субъектом права, или о необходимости признания семьи субъектом права, закон не считает семью участницей правовых отношений. Регулируются отношения, складывающиеся между членами семьи (см. также комментарий к ст. 2 СК), и т.д.
———————————
См., например: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 — 19.

Среди принципов семейного права в п. 3 комментируемой статьи упоминается указание о разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Представляется, что это тоже только пожелание. По-видимому, следует констатировать, что речь идет об идеале, к которому надо стремиться, понимая его недостижимость. А с точки зрения правовой обеспечить «торжество взаимного согласия» попросту невозможно. Конечно, можно вменить в обязанность всех членов семьи решение определенного рода вопросов (и дать их перечень) только «единогласием». Но, во-первых, не будет ли это произвольным вмешательством в «семейные дела»? Не противоречит ли это сути семейных отношений? Не приведет ли это к тому, что ряд решений попросту невозможно будет принять из-за разногласий между членами семьи или нежелания кого-либо из ее членов участвовать в принятии решения? Во-вторых, право не обладает и не может обладать средствами, которые могли бы обеспечить реализацию такого рода норм.

6. На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. ст. 11 — 15 СК). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК). производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. ст. 69, 70 СК), и т.д. и т.п.

Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

7. Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать» членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства ().

Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы «слабого» участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т.п.

8. Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав. В соответствующей части комментируемой статьи, по сути, воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д.

9. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных СК РФ, — государственными органами или органами опеки и попечительства (см. ст. 8 СК и комментарий к ней). Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суде.

10. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины (п. 1 ст. 12 СК). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. И не важно, от кого исходит давление и исходя из каких соображений, оказывается ли оно на одного или на обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т.д. В любом случае согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным (ст. 27 СК).

11. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния (). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации — нет брака.

Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно.

Церковный брак законом не признается.

При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов.

В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том что само понятие «гражданский брак» появилось тогда, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сегодня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в органах записи актов гражданского состояния. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т.е. зарегистрированных), вообще не существует.

Иногда лиц, совместно проживающих без регистрации брака, именуют «фактическими супругами». Следуя этой логике, можно говорить и о «юридических супругах» (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистрированного. Нельзя стать супругом («фактическим», «юридическим»), если брак не зарегистрирован.

12. Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему).

Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения: один субъект не может повелевать другим.

Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно канули в прошлое права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми) .
———————————
См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу, один супруг не может повелевать другим.

Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов (), супруги равны в правах (и обязанностях), равноправны.

Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей СК РФ (ст. ст. 31 — 39 и др.).

13. По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей СК РФ (см., в частности, ст. ст. 54, 55, 63, 121 — 123 и соответствующий комментарий).

14. Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам сложнее, чем другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы.

К числу «источников» рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы); Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях, от 3 декабря 1986 г. (ООН); Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН); Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).

В целях реализации данного принципа в СК РФ установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (). (ст. ст. 69, 70 СК). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71 СК) и т.д. и т.п.

10:56 — REGNUM Кандидат юридических наук, адвокат и эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр 2 декабря представила юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Юрист передала его в редакцию ИА REGNUM .

По мнению эксперта, представленный законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала уголовного и административного права, противоречит принципам семейного права, имеет коррупциогенный характер, создает предпосылки для разрушения института семьи и в итоге приведет к обострению социальных противоречий и дестабилизации общества.

Швабауэр указывает, что представленные в документе определения понятий не выдерживают никакой критики и нарушают законы логики. Например, из текста законопроекта следует, что определение главного понятия закона «семейно-бытового насилие» фактически означает, что это «умышленное преступление, не содержащее признаков преступления» .

Кроме того, «физическое страдание», о котором идет речь в определении понятия «семейно-бытового насилия», согласно замыслу авторов документа, остается за пределами норм УК и КоАП, поскольку «не содержит признаков административного правонарушения или уголовного преступления» . Анна Швабауэр указывает: если учесть формулировки действующих статей УК и КоАП РФ, а также законы логики, то это фактически означает, что подобное «физическое страдание» не должно причинять боль.

«Что такое «физическое страдание», не причиняющее боли?» — задаётся вопросом эксперт.

Адвокат отмечает, что в случае «психических страданий» дело обстоит ничуть не лучше, поскольку законопроект предполагает, что речь идет о страданиях, не обусловленных «насильственными действиями» или принудительным воздействием на кого-либо со стороны членов семьи.

«То есть, если один из родственников поет песню, которая другому причиняет чувство печали или тревоги, то он совершает — согласно законопроекту — самое что ни на есть настоящее «семейно-бытовое насилие». Характерен случай из жизни, когда ребенок просит маму спеть лиричную песню, от которой, как мама знает, он будет плакать. Но ребенок настаивает на том, чтобы мама спела. Тут, как ни крути, мама совершает «семейно-бытовое насилие»: если она откажется петь, ребенок будет страдать, а если споет — он тоже будет страдать» , — пишет эксперт.

Анна Швабауэр указывает, что, таким образом, «любые споры между супругами, любые воспитательные меры по отношению к детям могут стать основанием для включения карательных механизмов закона» .

Адвокат отмечает, что в законопроекте есть также проблемы с определениями таких понятий, как «лица, подвергшиеся семейно-бытовому насилию», и «профилактика семейно-бытового насилия». Кроме того, серьёзную проблему представляет статья о «субъектах профилактики семейно-бытового насилия», которая не только не вводит никаких ограничений на вмешательство НКО в жизнь российских семей, но и даёт право и возможность индивидуальным предпринимателям зарабатывать на профилактике «семейно-бытового насилия».

Что касается одного из главных моментов документа — защитных предписаний, то, по мнению юриста, нормы законопроекта составлены таким образом, что если они начнут действовать, то любые граждане абсолютно бездоказательно могут быть лишены на неопределенный срок таких прав, как право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ), право на воспитание детей (ст. 38 Конституции РФ), неприкосновенность собственности (ст. 35 Конституции РФ), право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), свобода передвижения (ст. 27 Конституции РФ), свобода совести и право действовать в соответствии со своими убеждениями (ст. 28 Конституции РФ).

«В случае принятия законопроекта его карательные суровые санкции могут быть применены абсолютно к любому человеку. Создается параллельная система уголовного права, в которой не работают базовые принципы уголовного права и процесса» , — отмечает адвокат.

Она также указывает, что зарубежный опыт применения законов о борьбе с семейным насилием доказывает несостоятельность механизмов законопроекта, а также то, что их будут использовать в манипулятивных целях, разрушая основы института российской семьи.

В итоге Анна Швабауэр приходит к неутешительным выводам:

«Согласно ст. 1 Семейного кодекса РФ «семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи … недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав…»

Однако законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ», напротив, способствует вмешательству третьих лиц в дела любой семьи, препятствует примирению членов семьи (путем навязывания запретов общения). Соответственно, проект идет вразрез с принципами семейного права.

Законопроект противоречит также Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года (утверждённой Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) и Концепции семейной политики в РФ на период до 2025 г. (утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р), которые указывают на необходимость укрепления социальной устойчивости семьи, на рост рождаемости.

Законопроект направлен на подрыв института семьи путем легализации неадекватного понятия «семейно-бытового насилия» и внедрения суровых санкций за обычные внутрисемейные отношения, в связи с чем он нарушает также Стратегию национальной безопасности (утв. Указом Президента № 683 от 31.12.2015 г.), согласно п.п. 76, 78 которой защита семьи и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесены к «стратегическим целям обеспечения национальной безопасности».

С учетом вышеизложенного законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ» следует оценить как юридически несостоятельный и крайне деструктивный для семьи и общества в целом».

Напомним, проект закона о профилактике семейно-бытового насилия был опубликован на сайте Совета Федерации 29 ноября 2019 года. Своё возмущение по поводу текста этого законопроекта уже выразили многие известные публичные фигуры.

История вопроса

Насилие - это не только применение физической силы к кому-нибудь, но и принудительное психологическое воздействие. Беззащитнее всех в этом вопросе дети, пожилые люди.

В России с февраля 2017 года уголовная статья 116 «Побои» была частично декриминализирована. После этого к уголовной ответственности привлекают только лиц, которые нанесли побои из хулиганских или экстремистских побуждений. Остальные граждане за те же действия несут административную ответственность. К уголовной ответственности их могут привлечь лишь при рецидиве.

В обществе несколько лет до этого шла дискуссия о том, что декриминализация статьи приведёт к всплеску семейно-бытового насилия. Статистика опровергла мнение. Сейчас же периодически в обществе поднимается вопрос о возвращении полной статьи в уголовный кодекс.

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

КонсультантПлюс: примечание.
П. 2 ст. 1 не применяется к бракам, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях бывшего СССР в период ВОВ, до восстановления на этих территориях органов ЗАГС.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Комментарий к ст. 1 СК РФ

1. В комментируемой статье изложены основные принципы семейного права, под которыми понимаются основополагающие начала, содержащиеся в нормах семейного права. Они определяют сущность всей системы семейного права и отражают его наиболее важные свойства.

К числу важнейших принципов относится принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства государством, о котором говорится в комментируемой статье. Конституция РФ (ч. 1 ст. 38) содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, а имеют большое общественное значение.

Термин "защита семьи, материнства, отцовства и детства" имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные законом общие меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов участников семейных правоотношений, с другой - может рассматриваться в узком смысле слова как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке.

В практическом плане указанный принцип реализуется путем создания родильных домов, детских садов, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям и т.д. В соответствии с этим принципом принимаются правовые акты, направленные на поддержку семьи. В качестве примера можно привести Федеральный закон N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Закон о материнском капитале).

Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов государством как принцип семейного права детализируются в нормах Семейного кодекса, регулирующих правовое положение ребенка в семье в ст. 54 - 60 СК РФ. Нормы этого института являются сравнительно новыми для российского семейного законодательства. В них подчеркивается, что дети являются самостоятельными носителями семейных прав. Наделяя несовершеннолетних граждан правами в области семейных отношений, государство предусматривает гарантии охраны и защиты этих прав. В Семейном кодексе Российской Федерации определен круг лиц, обязанных защищать права и интересы детей, основания и способы защиты.

Следует отметить, что некоторые из принципов, перечисленных в п. 1 комментируемой статьи, носят декларативный характер и рассчитаны, скорее, на идеальную семью. В любом случае они не подкреплены правовым механизмом, который мог бы обеспечить их принудительное осуществление. К числу таких принципов относятся такие принципы, как необходимость укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

2. Принцип признания только брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния, заключается в том, что религиозный брак законом по общему правилу не признается (исключение составляют браки, заключенные на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны). При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов, даже если лица сожительствуют в течение длительного времени. Применяемый на практике термин "гражданский брак" юридически некорректен, поскольку само понятие "гражданский брак" появилось в качестве альтернативного в те времена, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке.

3. Принцип добровольности (свободы) вступления в брак заключается в том, что вступление в брак должно быть актом свободного волеизъявления, свободного от принуждения или давления, в том числе родителей или других родственников. Следует отметить, что этот принцип не всегда находит свое применение на практике. В отдельных районах России существуют традиции вступления в брак исключительно по воле родителей.

Добровольность согласия вступающих в брак также означает, что воля лица к вступлению в брак не должна формироваться под влиянием незаконного воздействия на нее со стороны других лиц (например, обмана), а само это лицо должно быть в состоянии отдавать отчет в своих действиях. В том случае, если лицо не осознает характера совершаемых действий (находясь, например, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения), такой брак может быть признан недействительным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц (п. 1 ст. 11 СК РФ). Заключение брака в отсутствие одной из сторон либо через представителя по российскому законодательству не допускается. Нарушение свободы выражения воли при вступлении в брак влечет признание его недействительным.

Принцип добровольности (свободы) заключения брака неразрывно связан с принципом свободы расторжения брака, поскольку если нет свободы расторжения брака, то нет и свободы заключения брака. Вместе с тем этот принцип нельзя назвать абсолютным, т.к. в некоторых случаях он вступает в противоречие с другим принципом - принципом всемерной поддержки и защиты семьи. В связи с этим процесс расторжения брака не происходит автоматически. Суд принимает предусмотренные в законодательстве меры по сохранению семьи.

Принцип равенства прав супругов состоит в следующем. Семейное право исходит из полного равноправия всех граждан, независимо от их происхождения, социального, семейного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образовательного уровня, характера знаний, места жительства, религии и т.д. Закрепление принципа равноправия мужчины и женщины в этих областях имеет исключительно важное значение, поскольку до настоящего времени встречаются случаи подчиненного, зависимого положения женщины в семье. Особое значение имеет то обстоятельство, что церковь отделена от государства, поэтому лица, исповедующие различные религии, могут вступать в брак без особых затруднений.

Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи по согласию обоих супругов. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи (например, расходование общих средств супругов, владение, пользование и распоряжение общим имуществом, выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.). Никто не вправе диктовать членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Говоря о принципе недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, следует подчеркнуть, что речь идет именно о произвольном вмешательстве, поскольку в ряде случаев закон не только разрешает, но и обязывает отдельные государственные органы и их должностные лица вмешиваться в дела семьи. К числу таких органов относятся органы опеки и попечительства и др.

Таким образом, в ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК РФ).

Принцип беспрепятственного осуществления субъективных семейных прав заключается в следующем. Для его достижения нормы семейного права предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных семейных прав. В том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д.

Принцип судебной защиты семейных прав заключается в том, что судебная защита семейных прав как наиболее эффективная форма удовлетворения нарушенных законных интересов субъектов семейного права получила в современном семейном законодательстве повсеместное признание. Он применяется во всех случаях защиты нарушенных и оспариваемых семейных прав, в том числе и тогда, когда законом в порядке исключения допускается защита в административном порядке. В этом случае решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. В таком порядке обжалуются, в частности, решения органов опеки и попечительства.

4. Принцип соблюдения интересов общества и законных интересов других лиц в семейном законодательстве выражен в форме непротиворечия семейных прав интересам общества, правам и законным интересам других лиц. Семейные права могут быть ограничены при условии, что это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение семейных прав возможно только на основании федерального закона.

В семейном праве РФ закреплен принцип моногамии (единобрачия), который заключается в том, что одновременно можно состоять только в одном браке. Согласно ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.

Чуть более 20 лет назад, 1 марта 1996 года вступил в действие Семейный кодекс РФ (СК РФ). За это время изменилось общество, бурно изменяется семейная политика. Уже два года говорят о необходимости серьёзного изменения Кодекса.

Так, 17 февраля 2014 на Президиуме Госсовета по семейной политике в Череповце Валентина Матвиенко высказалась о том, что «семейное законодательство на сегодня уже устарело» и Семейный кодекс «нуждается в серьёзной актуализации». Вслед за этим председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей (на тот момент) Елена Мизулина уточнила, что речь идёт не о новом Кодексе, но о его полной переработке.

Переработка Семейного кодекса уже идёт интенсивно. За 20 лет изменения Кодекса вносились 27 раз, из них 11 в последние 3 года, 5 раз в 2015 году. Активное изменение Кодекса проходит в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей (01.06.2012). Рабочая группа при Координационном совете по реализации Стратегии разработала «Концепцию совершенствования семейного законодательства».

Эта Концепция, как и сама Стратегия, подвергается серьёзной критике, в том числе с точки зрения её совместимости с курсом на сохранение традиционных ценностей. Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства рекомендовал её доработать с учётом критики и представить на общественное обсуждение. Одно из обсуждений состоится 17 марта в Совете Федерации.

Попробуем представить основные проблемы, возникающие в дискуссиях о Семейном кодексе.

1. Семейное и гражданское

Корневой вопрос дискуссий о семейном праве и семейной политике - различение сущности семейных и гражданских отношений.

1. Семья - это естественный устойчивый институт. То есть семейные отношения возникают и распадаются независимо от наличия в обществе системы права. Эта устойчивость обеспечивается самой природой семейных отношений, которые строятся «начувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов» (ст.1 СК), на сознании и желании ими своей нераздельной и неотъемлемой общности. Этим семейные отношения, отношения между родными людьми противоположны гражданским отношениям («основанным на автономии воли и имущественной самостоятельности участников»), отношениям между чужими лицами.

Реальные отношения в конкретной семье находятся между полюсами любви и отчуждения и в зависимости от близости к тому или другому полюсу являются больше семейными или больше гражданскими. Семейный корабль может прибиться к полюсу отчуждения и распасться.

Но семья в целом, как институт, держится на семейных отношениях, а не на гражданских; на любви, а не на расчёте и договоре, и этот институт остаётся устойчивым, пока в обществе не оскудевает любовь. Поэтому естественно, что семейные отношения укрепляются в солидарном и альтруистическом обществе, и разрушаются в обществе конкурентном и индивидуалистическом.

Задача права (в том числе задача Семейного кодекса) в том, что касается семейных отношений, может ставиться только как их защита, в обществе конкуренции особенно необходимая. Не случайно и в Конституции содержится требование именно «защиты семьи».

Причём, в идеале, это защита не только от внешнего вторжения, но и, насколько это возможно, от искажения сущности семейных отношений, в том числе через отчуждение, хотя этот вид защиты отношений, конечно, скорее ложится на общество, чем на государство.

2. В этом особенность семейного права. В отличие от гражданского права, объектом защиты являются не лица и их права, а сами отношения, трудновыразимые в терминах прав и обязанностей, в том числе сама семья как единство, как совокупность отношений между её членами. При этом защищаемые отношения, поскольку они остаются семейными, постольку сами остаются глубоко личными, невыразимыми, неподсудными и не регулируемыми. Общество в лице государства может регулировать формы и последствия этих отношений в той мере, в какой они важны для общества и в какой их невыполнение обременяет общество или угрожает общественным нравам.

Если бы не фундаментальная особенность семейных отношений, Семейный кодекс был бы не нужен - семью можно было описать как вид гражданского объединения, основанного на взаимных обязательствах. Родственники бы требовали любви как обязанности и добивались её через суд. Государственные органы имели бы право проверять соответствие её борща его зарплате и в случае неравноценности брать налог как с неравновесной бартерной сделки. Невкусный борщ или любая другая неудовлетворённость расценивались бы как эмоциональное насилие и служили поводом для подачи исков. Дети бы добивались комфорта и качества своего воспитания через Роспотребнадзор…

Подобные идеи, хоть и не в столь гротескном виде, но в виде рассмотрения семейного права как раздела гражданского права, среди правоведов встречаются. Но кто вступил в разговор о Семейном кодексе, тот уже вынужден признать: обсуждается не эта парадигма. Включаться в обсуждение Семейного кодекса, мысля исключительно в гражданской парадигме, так же нелепо, как приходить на обсуждение гимна России, не любя Россию.

3. Семейные отношения невозможно регулировать. Невозможно, ссылаясь на ст.1 СК, которая описывает (а не предписывает) природу и характер этих отношений, требовать от родственника любви. Невозможно заставить совместно проживать, невозможно продиктовать семейные роли или обязать воспитывать по модной в каких-то западных кругах «ответственно-родительской» педагогике. Но можно защитить неразлучность любящих родственников, право общаться, если они хотят, право учить детей согласно своему опыту.

Сама потребность членов семьи в регулировании отношений между собой - уже признак отчуждения, смены характера отношений с семейных на гражданские (и другие, например жилищные). И как уже не семейные, они могут регулироваться, но Кодексами других отраслей права, и то, чаще всего, после признания семейных отношений прекращёнными (как раздел имущества производится после развода).

То, что названо в ст.2 СК регулированием семейных отношений (например, условия и порядок вступления в брак и расторжения брака) на самом деле представляет собой регулирование не семейных отношений, а их признаваемых и охраняемых государством границ, то есть условий и порядка возникновения и прекращения обязательств государства по защите семейных отношений. Точно так же, предметом регулирования семейного права являются и другие отношения между семьёй и обществом - такие как представительство интересов детей и в целом семьи в отношениях с другими субъектами права. Но никак не семейные отношения.

Непонимание предмета регулирования семейного права и сущности семейных отношений приводит порой авторов к курьёзным выражениям, вроде такого, что «семейные отношения возникают с момента заключения брака». Конечно же, с этого момента начинается только защита государством семейных отношений, начиная с защиты от вмешательства в эти отношения.

4. Противоположность семейных и гражданских отношений особо подчёркивалась в Кодексе-предшественнике. Кодекс о браке и семье РСФСР (действовал с 1969 года) в статье 1 утверждал «построение семейных отношений на… свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи». Законодательство считалось призванным «содействовать окончательному очищению семейных отношений от материальных расчетов… созданию коммунистической семьи, в которой найдут свое полное удовлетворение наиболее глубокие личные чувства людей».

В противоположность этому, в Кодекс середины 1990-х изначально вторгаются сразу три отчётливо гражданско-правовых идеи: 1) договорный режим имущества («брачный договор»), 2) «опека по договору», называемая, вопреки гражданско-правовому характеру отношений опеки, «приёмной семьёй», 3) материнство по договору, при котором родительница называется «суррогатной», а материнство может переходить к плательщице.

В то же время (в мае 1996 года) в принятых Указом Президента РФ «Основных направлениях государственной семейной политики» заявляется и принцип, что «объектом государственной семейной политики является семья». Не ребёнок, не родитель, а семья; не физическое лицо, а отношение, общность.

В «Основных направлениях» провозглашается «самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки». Этот принцип нерегламентации соответствует принципу «недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи» в Семейном кодексе (ст.1) или принципу, как выразился Президент В. В. Путин на учредительном Съезде РВС (09.02.2013), «суверенитета семьи».

5. Споры о семейной политике ведутся и на международном уровне, где выделяются подходы «правозащитный» (основанный на правах человека - human right approach) и «семьезащитный» (family protectionapproach). В ООН дискуссии в той и другой парадигме ведутся раздельно, на разных площадках, но в целом преобладает понимание необходимости защиты семьи. Об этом говорит факт принятия 3 июля 2015 года на пленарном заседании Совета по правам человека ООН большинством голосов (29 стран, включая Россию, против 14) резолюции «О защите семьи». Несмотря на то, что Резолюция содержала необходимые оговорки в отношении прав индивидов, она была не поддержана такими странами как США, Великобритания, Германия и Франция.

При этом авторы таких идей тоже ссылаются на международные круги, но выражающие отнюдь не преобладающие, и то и откровенно феминистические идеи. Член этого СПЧ Анита Соболева не стесняясь пишет в своём блоге о том, что российская делегация позволила себе пообещать Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин) до конца прошлого года провести через Госдуму эту антисемейную затею. Как видим, у них ничего не вышло, но это подчёркивает, что носители парадигмы отчуждения находятся в хвосте маргинальных глобалистских кругов и чувствуют себя независимыми от российского общества.

Почему важны эти, казалось бы чисто теоретические рассуждения для построения Семейного кодекса, какие практические последствия это имеет для каждой семьи - в следующих статьях.

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее - законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Статья 4. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства

К названным в статье 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии

В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Статья 6. Семейное законодательство и нормы международного права

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.