Благодир А. Л.

На основе действующего законодательства рассмотрена структура правоотношения по обязательному социальному страхованию. Установлено, что в качестве объекта указанного правоотношения является деятельность, определенное поведение страхователя - работодателя в отношении застрахованного лица (работника). Определение объекта правоотношения позволило автору выделить субъекты, субъективные права и юридические обязанности сторон правоотношения.

М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011.

В статье представлена рецензия на издание: Nationales Strafrecht in rechtsvergleichender Darstellung. Allgemeiner Teil. Teilband 1. Grundlagen, Teilband 2. Gezetzlichkeitsprinzip internationaler Geltungsbereich., Begriff und Systematisierung der Straftat, Teilband 3. Objektive Tatseite. Subjektive Tatseite. Strafbares Verhalten vor der Tatvollendung/Hrsg. Ulrich Sieber, Karin Cornils. Freiburg: MPI fur auslandisches und internationales Strafrecht. Berlin: Duncker&Humblot, 2008

Предлагаемое читателю издание посвящено актуальным проблемам развития трудового законодательства РФ. В нем содержится значительный материал, включающий в себя все изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, с авторским комментарием к наиболее значимым новеллам, а также примерные образцы трудового договора и дополнительного соглашения к нему, алгоритм действий сотрудника отдела кадров при приеме работника на работу. Данную книгу следует рассматривать как практическое пособие для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов юридических и кадровых служб, а также может быть использовано для учебных целей студентами, изучающими трудовое право.

В статье анализируются перспективы реформирования трудового законодательства, ТК РФ, реформирование трудового законодательства, принцип недопустимости злоупотребления правом, трудовой договор, испытание при приеме на работу, дифференциация трудовых отношений.

Статья посвящена анализу взаимодействия шариата с современным российским правом. Отмечаются причины внимания к этой проблеме. Приводятся примеры практики реализации норм шариата в нашей стране. Приводятся аргументы за и против обращения к шариату в правовом развитии современной России. Выделяются три основные модели взаимодействия шариата с современным российским законодательством

Под науч. редакцией: В. Каныгин , С. В. Изосимов , А. Чупровая Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008.

В книге публикуются материалы Международной научно-практической конференции, состоявшейся в Нижнем Новгороде 14-15 сентября 2007 года. Публикуемые статьи отражают авторские позиции, в том числе дискуссионного характера. В сборнике анализируется состояние законодательства, определяются пробелы правового регулирования отдельных общественных отношений и предлагаются варианты направлений совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики.

Н. Новгород: Нижегородский исследовательский научно-прикладной центр "Юридическая техника", 2007.

В сборнике размещены материалы Международного «круглого стола» «Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы», состоявшегося в г. Черновцы 21-23 сентября 2006 года.

В данной статье реконструируется деятельность «школы Александра Якушева» - научного направления, представители которого на протяжении последних 20 лет занимаются изучением истории присуждения ученых степеней в Российской империи, СССР и РФ. В статье анализируются причины появления «школы» и планируемые направления исследований, а также дается оценка результатам программы. Кроме того, автором рассматриваются выдвигаемые Якушевым предложения о реформировании института экспертизы диссертаций, спровоцированные отказом ВАК в утверждении его в степени доктора юридических наук.

Идея легализации дачи взятки для некоторых случаев коррупции была высказана К. Басу в 2011 году и получила название подход Басу . В данной работе обсуждаются эффекты, которые может повлечь применение этого подхода в полной мере. С помощью теоретико-игровой модели показано, что хоть сама по себе легализация дачи некоторых взяток может привести к определенным положительным последствиям, возвращать уплаченную чиновнику сумму, как это предлагает К. Басу, иногда может быть плохой идеей. Возможность вернуть уплаченную взятку может стимулировать взяткодателей рисковать большими суммами, тем самым повышая благосостояние чиновников-коррупционеров.

Панченко П. Н. В кн.: Преступность, организованная преступность и экономика: проблемы совершенствования предупредительной и правоохранительной деятельности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции 2-3 февраля 2007 года. Т. 2. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. С. 60-71.

Анализируется гуманитарное содержание уголовного законодательства, вносятся предложения по восполнению пробелов в нем путем совершенствования соответствующих его положений и практики их применения. Предлагается, в частности, полнее описать принцип гуманизма, конкретизировать обстоятельства, смягчающие наказание, а также ряд статей УК РФ об ответственности за преступления, прямо или косвенно посягающие на интересы личности.

В главе рассматриваются: история развития лизинга; принципы формирования современных лизинговых правоотношений; аналитическая информация о лизинговых компаниях; особенности проведения лизинговых операций; различные виды и формы лизинга; методика расчета лизинговых платежей; преимущества финансового лизинга по сравнению с другими способами финансирования приобретения оборудования.

Под редакцией: В. Быченков Калуга: КФ РПА Минюста России, 2010.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) - это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

Данная статья посвящена легитимации и особенностям применения судами и органами исполнительной власти стандартов ex post и ex ante в сфере регулирования конкуренции. В ней постулаты ex post и ex ante рассматриваются в качестве правовых принципов, связанных с применением экономического (в том числе антимонопольного) законодательства. Различие между принципами ex post и ex ante проводится на основе двух важнейших критериев, касающихся субъектов их применения и стандартов оценки принимаемых решений. Одна из важнейших целей статьи - опровергнуть распространённое среди юристов и экономистов мнение о том, что законодатель в сфере регулирования экономической деятельности применяет принцип ex ante и не связан принципом ex post, а ситуация с правоприменителем выглядит прямо противоположным образом.

Под редакцией: А. М. Аблажей , Н. В. Головко Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2012.

В сборнике публикуются доклады участников X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Книга рассчитана на специалистов в области социальных исследований, философии и теоретических проблем права, а также всех интересующихся проблемами и перспективами социальных и гуманитарных исследований. Труды изданы при финансовой поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН.

В работе рассматриваются культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в Кавказском регионе. Обсуждаются различные интерпретации концепции прав человека в регионе, связь проблематики прав человека с социокультурными особенностями региона. Особое внимание уделяется развитию института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и других институтов государственной правозащиты в республиках Северного Кавказа и в странах Закавказья. Показана специфика отношений «человек - власть» в регионе. Социокультурные аспекты в области прав человека на Кавказе освещаются в контексте проблемы борьбы с терроризмом, а правоприменительная практика - в условиях сочетания четырех правовых систем: адата (обычаев), шариата, светского права и международного права.

Методы и принципы социального страхования предполагают тесное взаимодействие всех участников этого вида государственной защиты. Правоотношения по обязательному социальному страхованию регламентируются государственными нормативами и основаны на соблюдении прав и выполнении обязанностей всеми участниками соглашения.

Что такое правоотношения в соцстраховании?

Поскольку финансовая защита застрахованного лица в рамках деятельности ФСС организуется с участием нескольких сторон, то между ними устанавливаются определенные отношения. Они должны соответствовать интересам всех участников страхового договора и отражать его фактическую цель.

В практике соцстрахования правоотношения определяются как организационная и экономическая связь между субъектами страхового договора в рамках правового поля.

Исходя из этого определения, в отношении разных субъектов устанавливается принцип правосубъектности, регламентирующий право каждой из сторон и определяющий ее обязанности в отношении других субъектов.

Кто может участвовать в правоотношениях обязательного соцстрахования?

В страховой практике различается обязательное и добровольное страхование. В добровольном варианте одно и то же лицо может выступать в качестве страхователя и выгодоприобретателя.

При обязательном социальном страховании эти функции распределяются между разными участниками договора.

Выступать в качестве разных субъектов могут юридические и физические лица. В зависимости от возложенных обязательств и гарантированных прав, эти субъекты должны нести финансовую ответственность перед остальными в различной степени. Основным субъектом соцстрахования принято считать застрахованное лицо, поскольку именно в его интересах функционирует как ФСС, так и вся социальная система страхования.

Одновременно с этим в качестве субъектов социальной категории страховых отношений в обязательном порядке выступают :

  • Федеральные финансовые и правительственные структуры;
  • Муниципальные органы управления;
  • Страховщики, чаще всего в этой роли выступает Фонд Социального Страхования;
  • Страхователи. Этот статус традиционно имеют работодатели из числа юридических лиц, либо физические лица, развивающие собственный бизнес. Независимо от классификации, работодатель выполняет обязанности страхователя в тех случаях, если использует наемный труд в рамках трудовых, либо гражданско-правовых договоров.

Страховщиками в этой классификации выступают лица, трудоустроенные в организации или компании страхователя официально. На всех застрахованных лиц распространяется действие федеральных законодательных нормативов, регламентирующих принципы пенсионного и социального обеспечения.

Каждый из упомянутых субъектов должен выполнять свою часть обязательств, соблюдая условия по срокам и объемам финансовых отношений.

Страховщик обязуется беспрепятственно выплачивать страховую сумму в случае наступления оговоренного риска застрахованному лицу. При этом страховщику отводится установленное время для рассмотрения обстоятельств и определения размера денежной выплаты.

Страхователь обязан вовремя вносить на счет ФСС за каждого из своих сотрудников. Обычно для этого устанавливается срок – до 31 декабря того года, за который осуществляется уплата взносов. Нарушение данного обязательства влечет прекращение правоотношений по обязательному соцстрахованию между всеми субъектами договора.

Государственные и муниципальные структуры имеют обязанностью осуществлять регулярную финансовую поддержку, направленную на стабильную работу фонда соцстрахования.

Обязанность застрахованных лиц сводится к предоставлению правдивых и подтвержденных в документальном формате сведений, дающих им право на получение финансовой поддержки в случаях временной утраты способности выполнять свои функциональные обязанности в организации работодателя, по факту материнства и при иных страховых случаях, отмеченных в договоре.

Подобный формат взаимоотношений характеризует взаимодействие всех субъектов соцстрахования как финансово-юридические правоотношения по обязательному соцстрахованию.

"Финансовая газета", 2010, N 41

С начала 2010 г. адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся частной практикой в установленном законодательством Российской Федерации порядке), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством только в том случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

Действовавший до конца 2009 г. Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" определял условия получения страховых выплат при добровольном страховании в ФСС РФ для перечисленных категорий граждан. С января 2010 г. для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы и осуществляющих выплаты иным физическим лицам, страхование работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является обязательным.

Для лиц, добровольно вступивших в правоотношения с ФСС РФ, в рамках социального страхования (п. 2 ст. 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 24.07.2009)) предусмотрена выплата пособий по следующим страховым случаям:

болезнь (кроме профессиональной) или травма (не считая вызванной несчастным случаем на производстве), а также другие обстоятельства, предусмотренные ст. 5 Закона N 255-ФЗ;

беременность и роды;

рождение ребенка;

уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

В соответствии со ст. 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат работающие по трудовым договорам граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии полной уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Пунктом 16 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ предусмотрено, что лица, добровольно вступившие до 1 января 2010 г. в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка по страховым случаям, наступившим в 2010 г. Условием получения страховых выплат является уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в соответствии с Законом N 190-ФЗ в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1507 руб. Если страховые взносы уплачены указанными лицами до 1 января 2010 г. в сумме менее 1507 руб., то право на указанные пособия возникает у них при условии уплаты недостающей суммы страховых взносов в ФСС РФ до наступления соответствующего страхового случая.

Здесь следует обратить внимание на то, что в Законе N 213-ФЗ указана округленная до рублей сумма взноса. В Федеральном законе от 24.07.2009 212-ФЗ округления суммы при уплате взносов по добровольному страхованию не предусматривается.

Полученная страховщиком сумма страховых взносов в календарном году, в котором страхователь снимается с учета, подлежит возврату в течение месяца со дня, следующего за днем снятия его с такого учета.

Оформление добровольных отношений с ФСС РФ регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н. Регистрация страхователей осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства страхователя на основании заявления о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - заявление), форма которого представлена в Приложении N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России N 959н. Кроме реквизитов территориального органа ФСС РФ и сведений о заявителе в форме предусмотрено, что заявитель определяет способ получения уведомления о вступлении в добровольные отношения. Уведомление может быть получено по почте или лично в территориальном отделении Фонда.

Для вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователи одновременно с заявлением представляют в территориальный орган Фонда по месту жительства копии следующих документов:

паспорта;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);

лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (для нотариусов, занимающихся частной практикой), удостоверения адвоката (для адвокатов);

свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей).

Если заявление представляется непосредственно в территориальное отделение Фонда, то при предъявлении документов их копии могут быть заверены сотрудниками Фонда. При отправлении по почте копии необходимо заверить у нотариуса.

Территориальный орган Фонда регистрирует страхователя в течение пяти дней и оформляет уведомление о регистрации, которое отправляет по почте или вручает лично застрахованному лицу в соответствии с тем, как указано в заявлении. Для того чтобы получить уведомление лично, необходимо явиться в территориальный орган Фонда не позднее четвертого дня с даты получения Фондом документов.

Второй экземпляр уведомления о регистрации остается в территориальном органе Фонда.

Порядок уплаты страховых взносов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 790. Страхователи уплачивают страховые взносы страховщику, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного ст. 12 Закона N 212-ФЗ, в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.

На 2010 г. МРОТ определен в размере 4330 руб., тариф страхового взноса в ФСС РФ составляет 2,9%, таким образом, стоимость страхового года в 2010 г. составляет 1506,84 руб.

Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года. Сумма страховых взносов может быть перечислена на счета территориальных органов ФСС РФ путем безналичных расчетов либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом. Допускается единовременное внесение полной суммы.

Размер пособий, выплачиваемых при наступлении страховых случаев гражданам, добровольно вступившим в правоотношения с ФСС РФ, определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай (п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375).

При расчете размера пособия необходимо учитывать страховой стаж застрахованного лица. Пособие выплачивается в пределах 60% - при страховом стаже предпринимателя до 5 лет; 80% - при страховом стаже предпринимателя от 5 до 8 лет и 100% - при страховом стаже предпринимателя 8 лет и более.

Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения с ФСС РФ, осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ с первого дня наступления страхового случая (пп. 2 п. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).

Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности.

Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Выплата пособий осуществляется территориальными органами Фонда по месту регистрации.

Форма отчета (расчета) по добровольным взносам по нетрудоспособности и материнству (форма-4а ФСС РФ), а также Порядок и сроки его представления утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 26.10.2009 N 847н. Отчет представляется ежегодно не позднее 15 января года, следующего за отчетным, и заполняется в рублях и копейках. Отчет подписывается лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с указанием фамилии, имени, отчества и номера контактного телефона.

И.Булатова

Консультант

Первого Дома Консалтинга

"Что делать Консалт"

ФИЛИМОНОВА Светлана Александровна
преподаватель Института непрерывного образования Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), соискатель кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

В теории права отношения, составляющие предмет регу­лирования отрасли права, представляют собой некую научную абстракцию, так как, эти отношения еще не конкретизируют правовых связей потенциальных субъектов, а лишь определя­ют сферу регламентации права в целом и конкретной отрас­ли в частности. Реальные связи субъектов объективно могут существовать лишь в жизни, когда уже не предполагаемые, а действительные участники начнут взаимодействовать между собой. Таким образом, на практике эти отношения выража­ются в конкретной связи субъектов, порождая многообразие правоотношений.

Как известно, в общетеоретическом смысле правоотноше­нием является урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого становятся носителями субъ­ективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством

Само по себе, любое правоотношение представляет слож­ную систему, состоящую из различных элементов и структур­ных связей между ними. В теории права в качестве элементов правоотношения выделяют конкретных субъектов правоот­ношения, их права и обязанности, составляющие содержание правоотношения, объект правоотношения, а также юридиче­ские факты как основания возникновения, изменения и пре­кращения правоотношения.

Проблема определения объекта правоотношения в те­оретическом аспекте относится к наиболее дискуссионным.

Обусловлено это, прежде всего, многообразием отношений, составляющих предмет той или иной отрасли права.

При этом, теория права не дает однозначного ответа в определении общего понятия объекта правоотношения, от­давая инициативу ученым-отраслевикам, поскольку объект правоотношения всегда индивидуален в зависимости от сфе­ры правового регулирования.

В то же время, значение объекта правоотношения при­знается теоретиками существенным.

Так, по мнению Ю. К. Толстого: «Всякое правоотношение выполняет определенную служебную роль по регулированию лежащих в его основе общественных отношений, явлений, процессов. Поэтому безобъектных, т.е. ни на что не направ­ленных, ни на что не воздействующих правоотношений быть не может».

Эту позицию разделяет М. Н. Марченко, обосновываю­щий принципиальность вопроса об объектах правоотноше­ний тем, что только наличие объектов, наряду с субъектами, вызывает необходимость и оправдывает сам факт возникно­вения и существования правоотношения. Отсутствие объекта права лишает смысла существование любого правоотноше­ния. По его мнению, в обществе нет и не может быть правоот­ношений не только бессубъектных, но и безобъектных.

Следует отметить, что в советский период, учеными- правоведами уделялось самое пристальное внимание изуче­нию объекта правоотношения. Как указывает Ю. К. Толстой, в классической теории государства и права того периода суще­ствовало две точки зрения. Согласно первой из них, объектом правоотношения является то, по поводу чего правоотношение устанавливается (здесь автор ссылается на мнение Н. Г. Алек­сандрова). Согласно второй, под объектом правоотношения следует понимать то, на что правоотношение направлено (учитывается мнение О. С. Иоффе) 4 .

Ученый поддерживал вторую точку зрения, указывая, что правоотношение является особым идеологическим отношени­ем, при посредстве которого (через которое) норма права воз­действует на фактическое общественное отношение. Из этого, по его мнению, следует, что норма права и правоотношение имеют один и тот же объект, каковым является фактическое общественное отношение, при этом общественное отношение является общим объектом всякого правоотношения.

Одноименные правоотношения, к примеру, трудовые правоотношения, безусловно, имеют схожие элементы, но при этом, отличаются и особой индивидуальностью, обуслов­ленной конкретикой трудовой деятельности каждого работ­ника - субъекта правоотношения.

К примеру, А. П. Дудин рассматривает объект правоотно­шения, непосредственно, во взаимодействии его с субъектами правоотношения. По его мнению, это необходимо не потому, что так угодно тому или иному автору, а потому, что это един­ственный правильный общий научный философский подход к исследованию специальной правовой проблемы, позволяю­щий при дальнейшем исследовании «рассматривать и «трак­товать» юридические категории «субъект правоотношения» и «объект правоотношения» в их «свободном своеобразии».

Таким образом, объект правоотношения заслуживает са­мого пристального внимания и исследования, поскольку яв­ляется поводом правового взаимодействия субъектов, в части возникновения у них субъективных прав и обязанностей.

Как известно, отношение по обязательному социальному страхованию в настоящее время включено в предмет регули­рования трудового права на основании Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых норматив­ных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Исследуя отношение по обязательному социальному страхованию, как часть предмета трудового права, очень важно на основе рассмотренного выше общетеоретического подхода выявить и такой его элемент, как объект правоот­ношения. Однако, до рассмотрения данного вопроса, целе­сообразно остановиться на субъектном составе исследуемого правоотношения.

В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхова­ния» к субъектам отнесены: работодатели - организации лю­бой организационно-правовой формы, в том числе и гражда­не (если работодатель физическое лицо), наделенные правом заключать трудовые договоры, и работники - граждане Рос­сийской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, вступившие в трудовое правоотношение.

Как уже было сказано, вопрос об объекте правоотноше­ния остается в юридической науке наиболее дискуссионным. Не углубляясь в теоретическое обоснование вопроса, а имен­но, монистическую теорию единого объекта, которая в каче­стве объекта рассматривает человеческое поведение, а также плюралистическую теорию, обосновывающую множествен­ность объектов правоотношений, будем исходить из обоб­щенной классификации объектов.

Суммировав и обобщив различные суждения, М. Н. Мар­ченко в качестве видов объектов различных правоотношений выделил следующие:

а) материальные блага, предметы материального вида - вещи;

б) результаты интеллектуального творчества;

в) поведение людей - их определенные действия или без­действие, а также последствия, результаты того или иного по­ведения;

г) личные неимущественные и иные социальные блага, служащие удовлетворению интересов и потребностей участ­ников правоотношений, по поводу которых возникают у сто­рон юридические обязанности и субъективные права.

Следует отметить, что указанная классификация основа­на, прежде всего,на гражданском законодательстве, в котором объекты правоотношений четко определены и закреплены правовой нормой.

Сложнее определить объект правоотношений, в которых субъективные права и обязанности возникают по поводу опре­деленного поведения субъектов, выражающегося в их действи­ях или бездействиях. К примеру, трудовое правоотношение и иные, тесно связанные с ним правоотношения, имеют спец­ифические объекты, обусловленные особенностями трудовой деятельности и спецификой самой отрасли трудового права.

Рассмотрим указанные выше виды объектов примени­тельно к правоотношению по обязательному социальному страхованию.

Как уже говорилось, объект правоотношения - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов. Можно ли рассматривать в качестве объекта право­отношения по обязательному социальному страхованию кон­кретное материальное благо, к примеру страховые пенсии или пособия? Безусловно, нет. Перечисленные виды социального обеспечения будут объектами материального правоотноше­ния, но урегулированного нормами другой отрасли права, а именно -права социального обеспечения.

При этом, само отношение по обязательному социаль­ному страхованию в рамках трудового права следует рассма­тривать в качестве предпосылки возникновения отношений по материальному обеспечению застрахованных работников при наступлении того или иного страхового случая.

Следует заметить, что право на обязательное социаль­ное страхование и право на материальное обеспечение в по­рядке обязательного социального страхования по времени их возникновения могут и не совпадать. К примеру, бывший работник имеет право на выплату пособия по временной не­трудоспособности в случае, если заболевание или травма на­ступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы, то есть, когда правоотношение по обязательному социальному страхованию уже прекращено. В то же время, у застрахованного работника, находящегося в отпуске без со­хранения заработной платы, в случае наступления временной нетрудоспособности в этот период, право на указанное посо­бие не возникает 14 , несмотря на наличие правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Таким образом, материальное благо не является объек­том правоотношения по обязательному социальному страхо­ванию.

Ошибочно также будет полагать, что страховые взносы, уплачиваемые работодателем, являются объектом правоотно­шения по обязательному социальному страхованию. Посколь­ку, за счет страховых взносов, в первую очередь, формируется целевой финансовый источник, гарантирующий социальное обеспечение застрахованных лиц. В процессе его формирова­ния работодатели (страхователи) вступают в отношения с вне­бюджетными фондами - Пенсионным фондом России (ПФР), Фондом обязательного социального страхования РФ (ФСС РФ), Фондом обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС РФ), наделенных государством функциями страховщиков. Данные отношения не относятся к предмету регулирования трудового права и регламентированы нормами администра­тивного и финансового права. Следовательно, страховые взно­сы следует рассматривать в качестве объектов правоотноше­ний, регулируемых этими отраслями права.

При определении объекта правоотношения по обязатель­ному социальному страхованию, по нашему мнению, следует исходить, прежде всего, из факта его возникновения, исклю­чительно, в силу закона по воле государства. Само название «обязательное» предполагает наличие определенных законом обязательств у работодателей, являющихся страхователями. Надлежащее выполнение работодателем этих обязательств, а именно, совершение определенных действий, регламентиро­ванных законами, и является объектом правоотношения по обязательному социальному страхованию.

К этим действиям следует, прежде всего, отнести обя­зательную уплату (а не сами страховые взносы, как указыва­лось выше) работодателями в установленные сроки и в надле­жащем размере страховых взносов (пункт2 части 2 статьи 12 Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования») и целый ряд действий, обусловленных этими платежами. К примеру, «ведение учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов», информирование территориальных органов стра­ховщика «о создании, преобразовании или закрытии обосо­бленных подразделений».

Надо отметить, что одни действия работодателя, такие как обязательность уплаты страховых взносов, будут идентич­ными по всем видам обязательного социального страхования, другие же предполагают определенную специфику, обуслов­ленную особенностями страховых случаев.

Так, законодатель обязывает работодателей (страхова­телей) «расследовать страховые случаи», произошедшие в процессе производственной деятельности. Указанная норма закреплена в трудовом законодательстве в части обеспечения прав работников на охрану труда, а именно, в порядке рас­следования несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной дея­тельности работодателя.

Следовательно, при конкретизации обязательных дей­ствий работодателей как страхователей в качестве объекта правоотношения по обязательному социальному страхова­нию следует исходить, прежде всего, из специфики норм и страховых случаев, регламентированных федеральными за­конами: от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном соци­альном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; от 15 декабря 2001 г. N 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспо­собности и в связи с материнством»; от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Помимо действий работодателя по выполнению своих обязательств в области обязательного социального страхова­ния, в качестве объекта правоотношения, также следует рас­сматривать и право работника, как застрахованного лица, требовать своевременного и в полном объеме, в соответствии с федеральными законами, выполнения этих обязательств.

Данное право, в частности, реализуется в гарантиях бес­препятственного получения от работодателя (страхователя) информации о начислении страховых взносов и осущест­влении контроля за их перечислением, а равно, получении справки о сумме заработка, с которого производились эти начисления. Перечень прав работника, как застрахованного лица, также закреплен в указанных выше нормативных актах.

При этом, следует отметить, что отсутствие кодификации в области обязательного социального страхования, а также единой правовой терминологии приводит к сложности вос­приятия правовых норм, регламентирующих права и обязан­ности субъектов правоотношения по обязательному социаль­ному страхованию.

Таким образом, действия работодателей являются в силу законов их безусловными обязанностями, равно как и права застрахованного составляют не только объект правоотноше­ния по обязательному социальному страхованию, но и фор­мируют его содержание.

Резюмируя изложенное, полагаем, что объектом право­отношения по обязательному социальному страхованию сле­дует считать выполнение работодателем своих обязательств, а именно, совершение определенных действий, вытекающих из законов, и право застрахованного работника требовать в сроки и в объеме, указанные законом, выполнения работодателем этих обязательств.