Законы и подзаконные акты обладают ключевым значением в юридическом сопровождении жизни государства. Они обеспечивают регулирование общественных отношений, защиту интересов граждан.

Актуальность вопроса

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы и подзаконные акты, обладает своей спецификой. Эти документы тесно взаимосвязаны друг с другом и выполняют множество функций. Юридическое регулирование отношений постоянно изменяется под влиянием преобразований в российском обществе. Закон и подзаконные нормативные акты, его дополняющие, призваны оптимизировать происходящие перемены. Эта работа, в свою очередь, связана с разработкой и решением определенных теоретических и практических вопросов.

Определение

Что собой представляют подзаконные акты? Понятие имеет официальную трактовку. Она выглядит следующим образом.

Подзаконные нормативно-правовые акты - письменные официальные документы, которые принимаются уполномоченными субъектами, имеют властный и обязательный характер. Они регулируют общественные отношения. Подзаконные акты издаются на основании или в соответствии с законом и во исполнение его положений.

В качестве субъектов, которые могут утверждать их, выступают:


Подзаконные нормативные акты: виды

Классификация этих документов имеет особое практическое значение. Разграничение позволяет рационально и четко организовывать деятельность структур власти. Какие бывают подзаконные акты? Видыподзаконные акты виды имеют следующие:

  1. Локальные.
  2. Индивидуальные.
  3. Региональные.
  4. Федеральные.
  5. Местные.

В качестве классификационного критерия выступает юридическая природа. Она подразумевает силу, содержание, сферу действия, порядок оформления и принятия документов. В юридической науке подзаконные нормативно-правовые акты находятся на вторичной позиции. Как правило, они издаются на основании и во исполнение ФЗ. Они направлены на конкретизацию и воплощение законов в жизнь.

В России используются следующие подзаконные акты:

  1. Распоряжения и указы президента.
  2. Постановления правительства.
  3. Акты федеральных ведомств и министерств.
  4. Решения исполнительных органов.
  5. Постановления местных структур власти.
  6. Локальные документы.

Специфика документов

Подзаконные правовые акты принимаются на основе существующего принципа разделения власти. Кроме представительных органов, образующихся при прямом избрании населением своих представителей, в государстве существуют исполнительная и судебная системы. Первые в соответствии со своими полномочиями принимают законы. Исполнительные органы реализуют утвержденные на высшем уровне положения. Судебная власть рассматривает дела, основываясь на законах. Самостоятельность и независимость каждой ветви обуславливаются правом принимать собственные нормы. В юридической доктрине судебные органы могут утверждать документы однократного действия, которые адресованы конкретным лицам (решения, определения, приговоры и прочее). Исполнительные и представительные органы имеют возможность принимать подзаконные нормативные акты. В них присутствует значительная часть существующих юридических предписаний.

Распоряжения и указы главы государства

Эти подзаконные нормативные акты имеют давнюю историю. Указы оказывали влияние на развитие юридической системы страны на протяжении не одной сотни лет. В дореволюционный период в такой форме утверждалось Высочайшее повеление Императора. В советские годы указы издавались Президиумами ВС СССР и республик. Некоторые подзаконные акты передавались на утверждение на очередной сессии представительных органов.

В РФ, согласно Конституции, указы и распоряжения может издавать президент. Между этими документами существует различие. Указ обладает более значимым, широким действием. Распоряжение носит более частный, конкретный характер. Они обычно не считаются нормативными актами. Распоряжения принимаются по различным оперативным вопросам, связанным с государственным управлением. Они могут касаться создания рабочих комиссий, финансирования регионов из резервного фонда и так далее. Вместе с этим указы главы страны также не всегда выступают как подзаконные акты. Они могут приниматься по конкретным вопросам. Например, при назначении на должность либо освобождении от нее, присвоении звания и пр. В таких случаях Указы называют правоприменительными актами.

Отличительные черты указов

Нормативные документы, изданные президентом:

  1. Не могут противоречить действующим ФЗ.
  2. Обладают приоритетным значением относительно прочих подзаконных актов.
  3. Регулируют различные сферы жизни общества.
  4. Обладают общеобязательным характером.
  5. Включают в себя правовые нормы.

Исходя из полномочий президента, указы могут быть:

  1. В рамках собственной компетенции.
  2. На основе полномочий, переданных ему правительством.
  3. Подлежащими утверждению в Совете Федерации. К ним, например, относят указы о введении военного, чрезвычайного положений, представления о назначении судей Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного Судов, Генерального прокурора.

Правительственные постановления

Эти подзаконные акты издаются на основе и во исполнение конституционных положений, ФЗ, указов президента. Правительство может принимать Постановления и Распоряжения. Первые, как правило, всегда имеют нормативный характер. Реализация Постановлений осуществляется в рамках полномочий и предметов ведения государства и совместного его ведения с регионами РФ. Распоряжения обычно адресованы конкретному кругу исполнителей. Они выступают как правоприменительные акты.

Документы федеральных структур

Эти подзаконные акты подчинены постановлениям правительства и обладают чаще всего отраслевым назначением. В некоторых случаях в зависимости от межотраслевой, функциональной направленности ведомства или министерства эти документы могут адресоваться нескольким структурам и регулировать соответствующие отношения. Они издаются в форме инструкций и приказов. Последние могут быть нормативными или ненормативными. Первые касаются наиболее важных вопросов деятельности федеральных институтов исполнительной власти: их структуры, функций, задач. Ненормативные приказы выступают в качестве правоприменительных актов. Инструкциями регулируются ключевые аспекты служебной деятельности, а также функциональные обязанности определенных категорий работников. Эти документы отличаются нормативным содержанием.

Документы исполнительных органов субъектов РФ

Главы республик, которые входят в состав России, издают распоряжения и указы. Губернаторы, руководители администраций в автономных округах и областях, краях, городах федерального значения, правительства регионов (если такие существуют) утверждают распоряжения и постановления в рамках своих полномочий. Региональные министерства, департаменты, ведомства и прочие исполнительные институты власти обладают правом издавать приказы и инструкции. Эти документы утверждаются на основании полномочий каждой структуры согласно конституционным положениям и ФЗ, уставам и законам субъектов РФ. Они обладают локальным действием. Их положения распространяются только на территории соответствующего субъекта страны. Указанные акты могут являться как правоприменительными, так и нормативными.

Документы местных органов

Согласно Конституции, территориальные структуры самостоятельно осуществляют управление муниципальной собственностью, составляют, утверждают и исполняют статьи местного бюджета, определяют налоги и сборы в пределах МО, обеспечивают охрану общественного правопорядка и решают прочие вопросы, касающиеся самоуправления. В рамках своих полномочий местные органы могут издавать:

  1. Распоряжения и постановления глав территориальных институтов власти.
  2. Акты сельских и поселковых собраний (сходов).
  3. Документы представительных органов.

Эти акты также могут обладать правоприменительным или нормативным характером.

Локальные документы

К ним относят акты, которые издаются в учреждениях и организациях. Локальные документы призваны регулировать учебные, научные, производственные, коммерческие, управленческие и прочие отношения, касающиеся назначения конкретного предприятия. В каждой организации или учреждении существует собственный устав, положение либо другой документ учредительного характера, правила внутренней дисциплины и так далее. Действие этих актов обладает правовым значением. В этой связи все эти документы подлежат регистрации либо утверждению в государственных органах. Локальными нормативно-правовыми актами, например, являются:


Заключение

Подзаконные правовые акты представляют собой внутренне согласованную специфическую структуру, выступающую частью юридической системы государства. Реализация этих документов является элементом общего механизма воплощения конституционных положений в жизнь. Вместе с этим система подзаконных актов обладает своими специфическими признаками, которые отличают ее от остальных правовых инструментов. Реализация документов представлена в виде многоуровневого процесса, в рамках которого обеспечивается надлежащее поведение соответствующих субъектов. Эта процедура проводится с использованием особых юридических методов и средств. Наличие в юридической системе законов и подзаконных актов обеспечивает максимально эффективное регулирование сложных и динамически развивающихся общественных отношений.

Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты .

Виды законов :

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов :

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

нормативные акты государственных органов;

нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

общефедеральные;

нормативные акты субъектов Российской Федерации;

нормативные акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

нормативные акты неопределенно длительного действия;

временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона :

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

Законы - это нормативные правовые акты, которые принимаются в особом порядке высшим представительным органом государства или референдумом и обладают высшей юридической силой.

Признаки закона:

  • 1) принимается только специально уполномоченными на его принятие органами (органом законодательной власти или референдумом);
  • 2) имеет особый процессуальный порядок его подготовки и принятия (включающий ряд последовательных стадий);
  • 3) в идеале должен выражать волю народа;
  • 4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чём не противоречить);
  • 5) общеобязателен для исполнения (нормы закона должны соблюдаться всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения);
  • 6) стабилен (обеспечивается особым порядком принятия, изменения и отмены);
  • 7) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения (вопросы конституционного характера; порядок образования и деятельности органов государственной власти; права, свободы и обязанности человека и гражданина; принятие и изменение бюджета; установление налогов; вопросы обороны и безопасности; международные отношения и т.п.).

Часто в популярной литературе и в практической деятельности понятие «закон» употребляется как синоним понятия «права». Поэтому еще в XIX в. предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 г. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле: «Судьи независимы и подчиняются только закону» 1 . Здесь мы видим употребление термина закон в широком смысле слова, для отделения его от других способов воздействия, от вмешательства других ветвей власти. Однако, уже в и. 1 ст. 120 Конституции присутствует более конкретную формулировку: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Однако и она не освобождена от неточности: здесь никак не отражено федеративное устройство нашего государства и, соответственно, возможность применения законов субъектов Российской Федерации.

Законы, как и другие нормативные правовые акты, являются результатом правотворчества. Но их разработка и принятие имеет отличительные особенности, выделяемые в отдельный вид деятельности - законотворчество. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура. Каждый закон в своем образовании проходит следующие стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование (обнародование) закона. Эти стадии нашли свое законодательное оформление в регламентах законодательных (представительных) органов.

Законы, будучи едины в своих характеристиках, в тоже время не являются однородными. Это позволяет говорить о различных видах законов. И, как в любой классификации, виды зависят от выбранного основания.

Классификация законов может иметь следующий вид:

по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);

по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);

по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские);

по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);

по сроку действия (постоянные и временные);

по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства);

по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).

Наиболее важной классификацией представляется разделение законов по юридической силе. Наибольшей юридической силой среди законов обладает Конституция.

Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов.

Для конституционных законов характерны следующие черты:

  • 1) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ;
  • 2) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;
  • 3) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;
  • 4) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами (в случае возникновения коллизий между обычным и конституционным законом приоритет отдается последнему);
  • 5) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ;
  • 6) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке: при принятии они должны получить 2 / 3 голосов депутатов Государственной Думы и 3 / 4 - в Совете Федерации).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда от 31.10.1995 № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» 1 определен новый вид (форма) федерального закона - закон о поправке к Конституции РФ. Закон такого рода не относится к разновидности федеральных конституционных законов, поскольку он принимается в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона. Особым условием для вступления закона о поправке в силу является его обязательное одобрение органами законодательной власти не менее чем % субъектов Российской Федерации.

Еще одной разновидностью федеральных законов являются законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Какие из международных договоров подлежат обязательной ратификации и специальный порядок принятия федеральных законов о ратификации и денонсации предусмотрен Федеральным законом от 15.07.1995 № 101 «О международных договорах Российской Федерации» .

В качестве еще одного из видов законов называют законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств.

Некоторые авторы , выделяют, как промежуточные между Конституцией и обычными законами, органические законы. Органические (кодифицированные) законы - юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. Органические законы характерны, например, для Италии, Франции.

Наиболее распространенным видом федеральных законов являются законы, получившие в доктрине права наименование обычного федерального закона (в отличие от конституционного). Они регулируют на основе Конституции, федеральных конституционных законов наиболее важные общественные отношения.

Для принятия обычного федерального закона (в отличие от конституционного) не требуется квалифицированного большинства в парламенте. На них может быть наложено вето Президента РФ. А.С. Пиголкин подразделяет обыкновенные законы на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся, в первую очередь, Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и Кодексы. Текущие законы - это нормативные правовые акты, которые регулируют отдельные стороны политики, экономики и культуры и других сфер жизнедеятельности. Отдельно также необходимо выделить Чрезвычайные (исключительные) законы, которые принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами и носят временный характер.

В федеративном государстве, каким и является Россия, выделяются также законы субъектов Федерации. Субъекты Федерации имеют право принимать законы по предметам совместного ведения с Российской Федерацией (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ) и по вопросам, относящимся к их собственному ведению (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). Данные законы действуют только на территории принявшего их субъекта, не могут противоречить федеральному законодательству.

Отдельное внимание необходимо уделить еще двум моментам. Во- первых, делегированному законодательству как новому для России. На федеральном уровне данный вид не использовался, но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. В принципе, делегированных законов нет в нашей стране, но в ряде государств мира существуют, например, во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии.

Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем, например защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку, как известно, прохождение законов в представительных органах довольно длительный процесс и нет никакой гарантии, что данный закон будет принят. Однако, делегируя исполнительному органу законодательные полномочия, законодатель предусмотрел определенные гарантии с тем, чтобы не было злоупотребления этими полномочиями. Такими гарантиями являются: во-первых, точный перечень вопросов, которые могут стать предметом законодательного регулирования со стороны исполнительных органов; во-вторых, указывается срок, на который делегируются законодательные полномочия (чаще всего на полгода или год); в-третьих, законы, принятые на основе делегирования, находятся под контролем законодательных органов, и они вправе отменить данные акты, если будет обнаружено злоупотребление делегированными полномочиями 1 .

В странах романо-германской правовой семьи и некоторых других, наряду с законами выделяют еще одну группу нормативных правовых актов - подзаконные акты.

Подзаконные нормативные акты - нормативные правовые акты, издаваемые полномочным на то органом на основе и во исполнение законов.

Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, - они основываются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты конкретизируют принципиальные положения законов применительно к особенностям различных доминирующих интересов в обществе. Все подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. Некоторые авторы располагают подзаконные акты по иерархии. Считаем, что это не является обоснованным, так как ни один законодательный акт не устанавливает такой иерархии.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся:

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 90 Конституции РФ) и законодательными нормами.

Помимо нормативных указов Президент вправе принимать указы ненормативного характера, а также распоряжения по оперативным вопросам.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

  • 2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ). Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
  • 3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, агентств, служб. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Часто эти акты называют также ведомственными. В некоторых случаях отдельные органы исполнительной власти вправе принимать акты межведомственного характера, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка и т.п.
  • 4. Решения и постановления органов государственной власти субъектов (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).
  • 5. Акты органов местного самоуправления. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
  • 6. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В настоящее время приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

Локальные нормативные правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам. Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, которые становятся своеобразными «кодексами» в масштабе отдельных организаций. Например, локальные нормативные акты в трудовых правоотношениях устанавливают максимальные нормы продолжительности рабочего времени, основные положения о порядке и способах его распределения в пределах суток, другого календарного периода и др. Локальные акты могут вводить льготы и поощрения для работников конкретных организаций, но в них не должны устанавливаться санкции, не предусмотренные трудовым законодательством.


Закон – нормативно-правовой акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы.
Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов. К специфическим характеристикам закона как источника права относится следующее:
  • закон – юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения;
  • закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (парламент) или непосредственно народа (при принятии закона на референдуме;
  • закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; он отличается юридической всеобщностью; все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;
  • закон содержит первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было; это нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны.
Рассматривая закон как нормативный юридический акт – источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно:
  • от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам (например, назначение на должность, поручение передать имущество);
  • от интерпретационных актов, т.е. актов толкования, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые, не изменяются и не отменяются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например «постановление», «разъяснение»).
По способу принятия можно выделить следующие законы:
  • принятые на референдуме;
  • принятые парламентом;
  • принятые в силу делегирования полномочий (в том числе Конституцией или специальным актом парламента) главой государства или правительством.
В зависимости от значимости и юридической силы законов в системе действующего законодательства законы подразделяются: а) на Конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные, или текущие.
Конституция представляет собой основополагающий учредительный юридический акт страны, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы граждан, форму государства, систему органов государственной власти и другие основные устои жизни общества.
Конституция может быть принята путем октроирования – пожалована монархом, а также парламентом или специальным учредительным органом (например, Учредительным собранием), но каждый раз от имени. Реже Конституция принимает непосредственно народом на референдуме.
По форме закрепления Конституция может быть единой (в виде одного официального документа); комплексной (состоящей из нескольких конституционных законов); комбинированной, складывающейся из различных источников (судебных прецедентов, конституционных соглашений, обычаев и традиций, а также правовых доктрин).
К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексте конституции, и наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.
К обыкновенным, или текущим, законам относятся все другие законы.
Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.
В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные – высшими органами государственной власти субъектов федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на ее территории. По общему правилу в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.
На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон – нормативно – правовой акт, определяющий начало государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, но основе, которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Федеральный конституционный закон имеет следующие особенности: развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; обладает большой юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Федерации; имеет особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ; Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы, он обязан их подписать и обнародовать.
Федеральный закон - это нормативно – правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечению десяти дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок введения в действие.
Высшие, представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного введения Федерации и ее субъектов, что означает ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно – правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного введения субъекта, то действует нормативный – правовой акт субъекта РФ.
Подзаконные нормативно – правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В юридической литературе считается, что понятие «подзаконные нормативно – правовые акты» является собирательным, так как представляет собой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актов местных органов власти и управления.
Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.
Правительство РФ на основании федеральных законов, указав Президента РФ издает постановление и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.
Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативно – правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.
Ведомственные акты, содержащие нормы права, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию.

СИСТЕМА ПРАВА

ФУНКЦИИ ПРАВА

ПОНЯТИЕ ПРАВА, ЕГО ПРИЗНАКИ

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

5. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

7. НОРМА ПРАВА, ЕЁ СТРУКТУРА.

1. Люди реализуют свои интересы преимущественно в общественных отношениях. Вне общества человек и все ему присущие качества не имеют смысла. Общение, или иначе - общественные отношения подчинены (хотя люди не всегда это осознают) особым правилам поведения - со­циальным нормам.

Социальные нормы - это общие правила поведения людей в об­ществе, обусловленные объективными закономерностями, регулирующие отношения людей между собой.

Их отличительные признаки:

1) социальные нормы являются типовой моделью, (об­разцом) поведения человека. Они направлены на регулирование общественных отношений;

2) социальные нормы носят общий характер, то есть рассчитаны на многократное применение;

3) исполнение социальных норм обеспечивается опре­деленными средствами воздействия: внутренним убеждением человека, общественным осуждением, государственным принуждением.

Виды социальных норм:

1) нормы морали (этические нормы) - относительно устойчивые представления людей о добре и зле. Мораль оценивает поведение человека при помощи понятий «хо­роший» и «плохой». Нормы морали, как правило, не за­фиксированы документально, они существуют как нрав­ственные ориентиры в сознании людей. Например, само­очевидно, что лгать - плохо;

2) нормы права - общеобязательные, формально оп­ределенные, установленные или санкционированные го­сударством и обеспеченные его принудительной силой правила поведения. Например, норма права предписыва­ет гражданам Украины ежегодно представлять деклара­цию о доходах;

3) религиозные нормы - представления людей о Боге и отношении человека к Богу.

4) корпоративные нормы (нормы объединений граждан) - правила поведения, устанавливаемые и обеспечиваемые объединениями граждан, в том числе трудовыми коллективами, предпринимательскими союзами, политическими партиями и т.д.

5) обычаи и традиции - стихийно сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение правила обыденного поведения. Таковы, например, обычай пожимать друг другу руку при встрече, традиция встречать Новый год.

2. Государство, как и всякое сообщество людей, должно в определённой мере регулировать отношения между отдельными индивидуумами, осуществлять охрану и защиту этих отношений. Такое регулирование осуществляется с помощью социальных норм. Право как особый вид социальных норм отличается от других социальных норм тесной взаимосвязью с государством и направленностью своего влияния на общественные отношения. Таким образом, право - это система общеобязательных, формально определенных, ус­тановленных и охраняемых государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.



Сущность и социальное назначение права проявляет­ся через его признаки:

1) общеобязательность. Правовые предписания ад­ресованы всем участникам правовых отношений и обя­зательны для них;

2) нормативность. Право состоит из определённых норм, правил общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Право выступает как равный масштаб и модель поведе­ния людей;

3) формальная определенность. Правовые нормы фиксируются в письменном виде в различных нормативно-правовых актах, они имеют четкую логическую структуру. Право устанавливает опреде­ленные рамки поведения человека, однозначно формулируя его права и обязанности;

4) системность. Право представляет собою целост­ную систему взаимосвязанных норм, в которой у каждой нормы есть свое, строго определенное место и взаимосвя­зи с другими нормами;

5) связь с государством. Право связано с государством прежде всего тем, что правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством. Право охраняется государственным принуждением;

6) регулятивность. Право выступает в качестве регулятора общественных отношений и в этом состоит его главная социальная ценность.

3. Функциями права называют основные направления его воздействия на общественные отношения. Они подразделяются на обще- социальные и специальные юридические.

К общесоциальным функциям права относятся:

1) гуманистическая . Право охраняет и защищает права человечества, народа и каждого человека;

2) организаторско - управленческая. Право направлено на решение конкретных социальных и экономических проблем;

3) информационная. Изданные нормы права информируют людей о воле законодателя;

4) идеологическо - воспитательная . Право должно формировать у людей определенное мировоззрение.

Главными специальными юридическим функциями права являются регулятивная и охранительная.

Регулятивная функция направлена на урегулирование общественного порядка путем закрепления желательного поведения в тех или иных отраслях общественных отношений.

Охранительная функция осуществляется властным правовым влиянием на субъектов правовых отношений с целью обеспечения их прав и свобод, неприкосновенности со стороны правонарушителей, охраны их собственности, защиты государства и общества в целом.

4. Системой права - это внутренняя структура действующего права, состоящая из отраслей, институтов и норм права, то есть комплекс всех действующих норм государства.

Правовая системность государства проявляется во взаимосогласованности и непротиворечивости всех правовых предписаний, упорядоченность всех действующих норм проявляется в их распределении по отраслям права.

Центральным звеном системы права является отрасль права – самостоятельная, крупная, упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений. Все отрасли права объединяются в единую систему права.

В зависимости от места и роли в правовой системе общества отрасли права разделяются на основные и комплексные.

Основные отрасли - создают фундаментальный массив права в правовой системе государства. Среди них выделяют профилирующие (традиционные), процессуальные и специальные отрасли права.

Профилирующие отрасли создают юридическую основу, обязательную часть системы права (к ним относятся конституционное, административное, гражданское и уголовное право).

К специальным отраслям относятся отрасли, которые развивают основные отрасли права и обеспечивают специальный правовой режим для определенного вида общественных отношений (трудовое, хозяйственное, экологическое, финансовое, земельное право и т.д.).

Комплексные отрасли являются надстройкой над основными отраслями, регулируют значительно более узкие участки общественных отношений (авторское право, горное право, страховое право и т. п.).

Процессуальные отрасли закрепляют порядок применения различных норм права.

Административно-процессуальное право регулирует порядок применения и реализации норм административного права.

Уголовно-процессуальное право представляет собой систему норм, которые регулируют порядок открытия и судебного рассмотрения уголовных дел, проведения дознания и предварительного следствия, выполнения приговора и других судебных решений.

Гражданское процессуальное право – система норм, регулирующих порядок судебного рассмотрения и вынесения решений в гражданских, трудовых, жилищных, земельных и других спорах и делах.

Хозяйственное процессуальное право – система правовых норм, которые регламентируют применение норм хозяйственного права и порядок определения банкротства предприятий.

Отрасль права, в свою очередь, представляет собой подсистему, состоящую из институтов права.

Институт права – упорядоченная совокупность норм права, регулирующих определённый вид общественных отношений. Например, отрасль гражданского права включает такие институты, как институт права собственности, институт авторского права, институт обязательственного права, институт наследственного права и др.

5. Великий историк древности Тит Ливий назвал Зако­ны XII таблиц источником всего римского права. С тех пор источником права называют то, что содержит право­вые нормы, то, откуда мы черпаем правовые нормы.

Источник права - это исходящий от государства спо­соб выражения и закрепления норм права.

Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:

1)правовой обычай - стихийно сложившееся устой­чивое правило поведения, санкционированное государством. В древности правовой обычай был основной и за­частую единственной формой права. Он исторически и фактически предшествовал закону. В современном мире
правовой обычай используется редко: в гражданском праве (неписаные обычаи делового оборота), в междуна­родном праве (дипломатические обычаи);

2)юридический (судебный или административный) прецедент - решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в системе общего права Австралии, Великобритании, Канады иСША, используется международной
юстицией. Однако его элементы имеют место и в украинской правовой системе в деятельности Конституционного и Высшего Хозяйственного судов Украины, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конк­ретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами;

3)нормативно-правовой акт - письменный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы обобщен­ного характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического прецедента. Нормативно-правовые акты являются основной и наибо­лее совершенной формой современного права. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт является основным источником права;

4) нормативный договор - это соглашение между двумя и более субъектами права, содержащее обязатель­ные для них предписания. Нормативные договоры полу­чают все более широкое распространение в конституци­онном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовы­ми и текущими. Нормативный договор не является пер­сонифицированным актом, его содержание составляют правила поведения общего характера. Наиболее распрост­раненным примером нормативного договора является коллективный договор в трудовом праве.

В различных правовых системах соотношение и взаи­модействие между источниками права имеет свои особен­ности. Например, в Украине практически не используют­ся юридический прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде государств Африки и Латинской Америки право­вые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Великобритании же основной пра­вовой формой является юридический прецедент.

6. По юридической силе все нормативно-правовые акты разделяются на две большие группы: законы и подзакон­ные акты.

Закон - нормативно-правовой акт, принятый органом зако­нодательной власти или всенародным референдумом, об­ладающий высшей юридической силой, содержащий пер­вичные правовые нормы и регулирующий важнейшие общественные отношения в государстве.

Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки:

1) закон принимается только субъектами, которые яв­ляются носителями государственного суверенитета (на­род или его высший представительный орган);

2) закон обладает самым высоким юридическим «ран­гом» - все остальные акты находятся «под» законом и должны соответствовать ему;

3) закон содержит первичные, изначальные нормы, которых ранее не было в системе права;

4) законами регулируются наиболее важные общественные отношения.

Законы в современном демократическом правовом го­сударстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка.

Все законы делятся на конституционные и обычные (текущие) . Конституционные законы закрепляют осно­вы общественного и государственного строя и служат ба­зой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и до­полнения. Эти законы, как правило, принимаются в осо­бом порядке. Все другие законы относятся к группе те­кущих (обычных) законов.

Подзаконные акты - это нормативные акты, издан­ные на основе, во исполнение и в целях конкретизации законов.

Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выхо­дить за пределы законодательного регулирования, их нор­мы носят вторичный по сравнению с законом характер. Подзаконные акты не могут изменять или отменять нор­мы законов.

Подзаконные акты многообразны по форме и источни­кам происхождения. В нашей стране существуют следу­ющие виды подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента Украины;

Постановления и иные акты ВР Украины;

Постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;

Инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств;

Международные договора Украины;

Решения и заключения Конституционного суда Украины, Верховного Суда и Генерального прокурора Украины;

Решения органов местного самоуправления и их исполнительных органов;

Распоряжения глав местных государственных ад­министраций;

Нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций.

8. Нормы права относится к числу социальных норм. Отличие их от всех иных социальных норм характеризу­ют следующие признаки:

1) общеобязательность . Нормы права распространя­ются на всех людей, независимо от того, знакомы ли они с этими нормами или нет. Нормы права обязательны для исполнения, независимо от признания или непризнания их людьми;

2) формальная определенность . Нормы права четко сформулированы и зафиксированы в официальном ис­точнике права (нормативно-правовом акте, международно-правовом договоре и т.д.). Норма права недвусмысленно определяет линию возможного или должного пове­дения своего адресата.

3) связь с государством . Нормы права либо устанавливаются государством (например, путем принятия закона, издания подзаконного акта), либо санкционируются (признаются) государством (например, путем ратификации международного договора). Кроме того, исполнение
норм права обеспечивается силой государственного принуждения. Например, (нарушение Уголовного кодекса Украины) совершение кражи влечет неблаго­приятные для нарушителя последствия в виде применяемого государством наказания;

4) системность. Норма права сама по себе представ­ляет микросистему (структуру) состоящую из трёх элементов: гипотезы, диспозиции исанкции. Кроме того, каждая норма неразрывно связана с другими, образуя целостную систему национального или международного права.

Резюмируя вышесказанное, можно дать следующее определение понятия «правовая норма».

Норма права - это общеобязательное, формально оп­ределенное, установленное или санкционированное госу­дарством и обеспеченное его принудительной силой пра­вило поведения.

Будучи первичным элементом системы права, норма права сама является системой в миниатюре, то есть имеет определённую внутреннюю организацию. В этой микросистеме каждый из элементов имеет свое назначение.

Норму права составляют следующие взаимосвязанные структурные части (элементы):

гипотеза - часть нормы права, которая указывает на условия (жизненные обстоятельства), при которых дан­ная норма права вступает в действие;

диспозиция - часть нормы права, которая содержит само правило поведения;

санкция - часть нормы права, которая предусматри­вает негативные последствия в случае ее нарушения.

Таким образом, все элементы нормы права логически вытекают друг из друга, образуя цельную упорядоченную систему. Ее можно представить в виде словосочетания «если - то - иначе». Если (гипотеза) существуют опре­деленные обстоятельства, то (диспозиция) следует принять предписанную линию поведения, иначе наступят (санк­ция) указанные неблагоприятные последствия.