Уполномоченному по правам человека РФ

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 7

Петровой Натальи Анатольевны

г.Москва, ул.

Я, Петрова Наталья Анатольевна, являюсь матерью несовершеннолетней Петровой Надежды Рафаэловны.

Я проживаю по адресу: г.Москва, ул, вместе со мной также проживают:

Петров Анатолий Александрович,

Петров Надежда Рафаэловна

После смерти матери, Петровой Марины Никифоровны, в 2004г. я постоянно стала подвергаться побоям и избиениям моей сестры, Ивановой Елены Анатольевны, проживающей по адресу: г.Москва, ул.Пушкина, д.2, кв.13.

Петрова Елена Анатольевна избивает меня на глазах моего ребенка, грозится необоснованно лишить меня родительских прав, признать меня недееспособной, а ребенка отправить в детский дом.

Так, 20.09.09г. около 20 часов я была избита Петровой Еленой Анатольевной при следующих обстоятельствах: Петровой Еленой Анатольевной за то, что я не плачу за коммунальные платежи за квартиру нанесла мне удары кулаками по лицу. Побои подтверждаются справкой из травмпункта. В результате побоев мне были причинены гематомы, подозрение на сотрясение мозга и перелом носа.

24.09.09г. я подала заявление в милицию, участковому Спицину Григорий Алексеевич, который забрал заявление и справку из травмпункта, однако мне не выдал квитанцию о принятии заявления и никаких действий сотрудниками правоохранительных органов предпринято не было.

Указанные бездействия сотрудников Милиции объясняются тем фактом, что Петрова Елена Анатольевна является майором Милиции, несет службу в МВД.

Такие действия сотрудников правоохранительных органов нарушают мои конституционные права.

Считаю, что своими действиями Петрова Елена Анатольевна совершила противоправное деяние, подпадающее под признаки состава преступления, предусмотренное ст. 115 Уголовного кодекса РФ, то есть умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Согласно ст. 1 Семейного Кодекса РФ, семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

В силу закона родители имеют преимущественное перед другими лицами право на воспитание своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ)

В соответствии со ст. 16 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Согласно статье 2 Федерального Закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статья 12 указанного Закона).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2 Федерального Закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,

ПРОШУ:

  1. Проверить доводы, изложенные в настоящей .
  2. Оказать содействие в защите моих родительских прав и прав ребенка Деминой Надежды Рафаэловны, г.р.
  3. Привлечь Петрову Елену Анатольевну к ответственности за нарушение прав ребенка, к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

«___» __________ 2015 г. __________ Иванова А.Н.

ЖАЛОБА НА НАЧАЛЬНИКА ТАМОЖНИ

ЖАЛОБА НА НАЧАЛЬНИКА ТАМОЖНИ

ЖАЛОБА НА РАБОТОДАТЕЛЯ

ЖАЛОБА НА РАБОТОДАТЕЛЯ

ЖАБОБА НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

Омбудсмен (от швед. Ombudsman - «представитель») - в некоторых странах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена риксдагом Швеции в 1809 году. В других странах Северной Европы омбудсмен появился значительно позднее - в Финляндии в 1919 году, в Норвегии в 1952 году, в Дании в 1953 году. В настоящее время омбудсмены есть уже в 100 странах.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее Уполномоченный) учреждена в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Назначается Уполномоченный Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации . При осуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченные по правам человека в настоящее время действуют в 71 из 83 субъектов Российской Федерации.

Компетенция деятельности Уполномоченного определена Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ .

Уполномоченный рассматривает все жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

При подаче жалобы необходимо соблюдать следующие требования:

Жалоба подается не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении;

Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя;

В жалобе должна быть изложена суть решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы;

К жалобе необходимо приложить копии решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Важным положением является то, что при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубых или массовых нарушений конституционных прав человека и гражданина Уполномоченный вправе:

Выступить со специальным докладом на очередном заседании Государственной Думы;

Обратиться в Государственную Думу с предложением:

О создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии и заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии;

О проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан и участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного с рекомендациями о возможных и необходимых мерах восстановления указанных прав и свобод, а также устранению причин, повлекших обращение заявителя с жалобой к Уполномоченному, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Ежегодно Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации. Доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию.

Последние несколько лет в ежегодных докладах Уполномоченного появились разделы по вопросам права на информацию, права граждан на благоприятную среду, право на доступ к информации.

Так, в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год раздел 7 посвящен праву на свободу информации, где говорится, что отчетном году при реализации этого конституционного права граждане сталкивалась с трудностями в части, касающейся получения и распространения информации, а также свободы массовой информации. Нежелание соблюдать положения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г.

N 8-ФЗ и Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. N 2124-1 зачастую порождало ситуации, когда обществу отказывали в информации не в силу каких-либо высоких государственных соображений, а просто по привычке. Недолжным образом осуществлялось информирование населения о надвигающихся природных катастрофах, равно как и о последствиях природных и техногенных катастроф. Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ и части 4 статьи 26 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ обязанность такого информирования возложена на органы государственной власти и местного самоуправления. Неисполнение этих норм в 2012 году повлекло тяжелые последствия для жителей г. Крымска Краснодарского края .

В разделе 15 рассматривались вопросы, касающиеся права граждан на благоприятную окружающую среду, где Уполномоченный отметил, что «выступления граждан в защиту своего права на благоприятную окружающую среду в последнее время приобретают более рациональный и взвешенный характер. Это, в свою очередь, отразилось и на отрасли права, где появились необходимые уточнения, новые дефиниции и способы регулирования. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял в отчетном году Постановление от 18.10.2012 г. N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды» , в котором, в частности, остановился на возможностях, заложенных в гражданском законодательстве. Последнее предоставляет гражданам право выступать в защиту окружающей среды в интересах всего общества вне зависимости от того, причинен ли ущерб их имуществу или здоровью. Указанное право прямо предусмотрено положениями п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и им необходимо пользоваться». Также в этом разделе было отмечено, что причинами большинства совершаемых в нашей стране нарушений экологического законодательства являются не сложность или несовершенство его норм, а их банальное несоблюдение.

Уполномоченный принимал меры для восстановления прав граждан в этой сфере. Так, например, для граждан, получивших дозу облучения в связи с ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, которые сталкиваться с трудностями при получении соответствующих удостоверений для присвоения льготного статуса, ему удалось добиться, чтобы уполномоченными органами власти был выработан механизм подтверждения дозы облучения и выдачи официальных заключений.

А по жалобе жителя г. Карабаша Челябинской области на неблагоприятное состояние атмосферного воздуха, причиной которого назывались выбросы предприятия ЗАО «Карабашмедь», Уполномоченным были направлены обращения губернатору Челябинской области и руководителю регионального Управления. В результате было выяснено, что обеспокоенность людей вызывало и отсутствие достоверных сведений об уровне загрязнения, поскольку в городе отсутствовал пункт наблюдений государственной наблюдательной сети. Обратившись за дополнительными разъяснениями по данному вопросу, Уполномоченный выяснил, что организацию в городе автоматизированной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха возможно осуществить за счет средств самого предприятия. Что и было в итоге сделано путем размещения автоматизированного поста на территории жилой застройки. Данные о загрязнении воздуха на границе санитарно-защитной зоны, получаемые в рамках производственного контроля, было обещано размещать на официальном сайте администрации города.

Раздел 18 Доклада был посвящен проблемам при осуществлении права на судебную защиту, в частности: участию в судебном процессе, доступу к правосудию, обжалованию судебных решений в вышестоящем суде, оказанию квалифицированной юридической помощи. По некоторым вопросам, поднимаемым Уполномоченным, были приняты положительные решения, так, например, Верховный Суд Российской Федерации внес в Государственную Думу проект закона, предусматривающий использование видеоконференцсвязи при рассмотрении гражданских дел, отменены с несправедливые судебные решения и др.

В целом институт уполномоченного по правам человека в России можно рассматривать как внесудебный орган защиты прав граждан и НКО, предусмотренный Пунктом 1 статьи 9 Конвенции.

Еще по теме 3.2.2. Обращение к Уполномоченному по правам человека (Омбудсмену):

  1. 3.2.2. Обращение к Уполномоченному по правам человека (Омбудсмену)
  2. § 4. Деятельность Уполномоченного по правам человека в сфере обеспечения правовой защиты осужденных
  3. § 2. Значение деятельности полиции в контексте обеспечения конституционных прав человека
  4. §3. Соотношение российского законодательства в области защиты прав человека с основными международными стандартами..
  5. § 5. Выполнение Доминиканской Республикой международных обязательств по защите экономических, социальных и культурных прав человека
  6. § 1. Участие Доминиканской Республики в Межамериканской системе защиты прав человека
  7. § 1. Концептуальные основы деятельности государственных органов по содействию правам человека и их защите в условиях глобальной стандартизации прав человека
  8. § 2. Понятие и сущность государственного специализированного органа по содействию правам человека и их защите
  9. § 3. Проблема типологии органов по содействию правам человека и их защите в современном мире
  10. § 1. Сравнительно-правовой анализ статуса органов по содействию правам человека и их защите (западноевропейский вариант)
  11. § 2. Омбудсмен/уполномоченный по правам человека как новый институциональный элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина в постсоветских государствах
  12. § 2. Органы по содействию правам человека и их защите в федеративных государствах (на примере Австралии, Индии и Пакистана)
  13. § 1. Эволюция органов по содействию правам человека и их защите в Российской Федерации
  14. § 2. Особенности создания и функционирования органов по содействию правам человека и их защите на федеральном уровне
  15. § 3. Организация и деятельность органов по содействию правам человека и их защите в субъектах Российской Федерации

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -

О порядке направления жалоб Уполномоченному по правам человека в Московской области

В соответствии с Уполномоченный по правам человека в Московской области рассматривает письменные жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Московской области.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Из этого следует, что в первую очередь, до подачи жалобы Уполномоченному, гражданин должен обратиться в орган, к компетенции которого относится решение вопросов интересующих гражданина

Субъект жалобы . Жалоба может подаваться лично заявителем, его законным представителем или представителем по доверенности (доверенность прилагается к жалобе). Полномочия представителя оформляются доверенностью в соответствии с гражданским законодательством, а в случаях, когда представитель заявителя является представителем по закону – доверенность не требуется, но это должно быть понятно из жалобы.

Жалобы в интересах третьих лиц не рассматриваются.

Способ подачи жалобы . Жалобу можно подать лично в аппарат Уполномоченного, направить письмом по адресу: 127006, г. Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 10/13, стр. 1 , а также направить по адресу электронной почты: [email protected] .

Жалоба, поданная Уполномоченному, должна быть оформлена в соответствии с требованиями, установленными законодательством Московской области к письменной форме обращений граждан.

Письменная жалоба должна быть написана понятным почерком, а лучше, если она напечатана.

В письменной жалобе гражданин обязательно должен указать адресата, свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, изложить суть жалобы, поставить личную подпись и дату.

В жалобе, направленной по электронной почте, гражданин должен указать свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

В жалобе желательно указать контактный телефон заявителя.

Допускаются коллективные жалобы. При этом следует указать конкретный адрес (адреса) и конкретное лицо (или лиц), которых необходимо проинформировать о принятом решении.

Срок давности . Жалоба подается в течение года с момента нарушения прав заявителя или с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.

Жалоба должна соответствовать требованиям Закона Московской области от 12.01.2001 № 4/2001-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» и Закона Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан».

Ниже приводятся положения и примерная форма жалобы.

Выдержки из Закона Московской области от 5 октября 2006 г. № 164/2006-ОЗ

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины:

  1. обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; (в ред. Закона Московской области от 07.03.2011 № 26/2011-ОЗ);
  2. предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
  3. заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
  4. жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
  5. должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;
  6. коллективное обращение - обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей.

Статья 3. Письменная форма обращений граждан, сроки рассмотрения обращений граждан в ред. Закона Московской области от 07.03.2011 № 26/2011-ОЗ)

Обращение в письменной форме или в форме электронного документа, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их полномочиями, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в государственных органах и органах местного самоуправления. В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается предшествующий ему рабочий день. (в ред. Закона Московской области от 07.03.2011 № 26/2011-ОЗ).

Обращение в письменной форме или в форме электронного документа подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. (в ред. Закона Московской области от 07.03.2011 № 26/2011-ОЗ)
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращения, в иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно. Абзац утратил силу. - Закон Московской области от 10.07.2009 № 84/2009-ОЗ.

Руководители государственных органов и органов местного самоуправления вправе устанавливать сокращенные сроки рассмотрения отдельных обращений граждан.

В исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области, государственных учреждениях Московской области, осуществляющих отдельные функции государственного управления Московской области, исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований Московской области утверждаются регламенты рассмотрения обращений граждан и обеспечивается их выполнение. (в ред. законов Московской области от 30.05.2008 N 77/2008-ОЗ, от 17.11.2011 № 197/2011-ОЗ).

Статья 7. Оставление обращения без рассмотрения (в ред. Закона Московской области от 26.11.2014 № 152/2014-ОЗ)

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Статья 7.1. Право граждан на возврат документов, приложенных к обращению (введена Законом Московской области от 07.03.2011 № 26/2011-ОЗ)

Документы, материалы и их копии, представленные гражданином при рассмотрении его обращения, подлежат возврату гражданину по его требованию. При этом государственный орган или орган местного самоуправления вправе изготовить и оставить в своем распоряжении копии возвращаемых документов и материалов.

Статья 9. Обжалование решения, принятого по обращению

Гражданин вправе обжаловать решение, принятое по результатам рассмотрения его обращения в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд в порядке, предусмотренном законодательством.