Полиция в Российской Федерации

В соответствии с законом «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Служба скорой медицинской помощи

Скорая медицинская помощь - система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения.

Скорая медицинская помощь призвана:

Оказывать экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе при переломах,ранениях,вывихах,ожогах,обморожениях,ушибах,сотрясении мозга,утоплениях,отравленияхи т.п.;угрожающих жизни состояниях, таких как, например, потери сознания, нарушение мозгового кровообращения, расстройства сердечно-сосудистой деятельности, кровотечениях всех видов и т. п.; роженицам и гинекологическим больным с признаками угрожающих жизни состояний;

Выезжать беспрепятственно к людям, заболевшим или получившим различные травмы на улице, в учреждениях, на предприятиях, в иных общественных местах;

Осуществлять перевозку инфекционных, «острых» хирургических и хронических больных;

Проводить научно-практическую, методическую и санитарно-просветительскую работу, разрабатывать мероприятия по предупреждению несчастных случаев и травматизма;

Оповещать местные органы правопорядка о, так называемых, криминальных травмах (например, ножевых и огнестрельных ранениях) и местные органы самоуправления и службы экстренного реагирования обо всех чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, автомобильные и техногенные катастрофы и т.п.).

Литература

    Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенародным голосованием 12.12.1993: [с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30 (ч.1). – ст. 4202.

    Российская Федерация. Федеральный конституционный закон. О чрезвычайном положении [Текст] : федер. конст. закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ: одобрен Гос. Думой 24 апреля 2001 г. : одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 г. (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – ст. 2277; 2014. – № 11. – ст. 1088.

    Российская Федерация. Федеральный закон. О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Текст] : федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ: принят Гос. Думой 11 нояб. 1994 г. (ред. от 02.05.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 35. – ст. 3648; 2015. – № 18. – ст. 2622.

    Российская Федерация. Федеральный закон. Об обороне [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ: принят Гос. Думой 24 апреля 1996 г. (ред. от 12.02.2015) // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: http: //www. consultant.ru/software/systems (дата обращения: 15.08.15).

    Российская Федерация. Федеральный закон. О гражданской обороне: федер. закон от 12 февр. 1998 г. № 28-ФЗ; принят Государственной Думой 26 дек. 1997 г. ; одобрен Советом Федерации 28 янв. 1998 г. (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №7. – ст. 799; 2015. – №27. – ст. 3962.

    Российская Федерация. Федеральный закон. О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ: принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №11. – ст. 1146; 2015. – №1 (ч.1). – ст. 58.

    Российская Федерация. Федеральный закон. О безопасности [Текст] : федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ: принят Госуд. Думой 7 декабря 2010 г. // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №1. – ст. 2.

    Российская Федерация. Федеральный закон. О полиции [Текст] : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ: принят Государ. Думой 1 марта 2011 года (ред. 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №7. – ст. 900; 2015. – № 29 (ч.1). – ст. 4374.

    Правительство Российской Федерации. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2003 г. № 794 (ред. от 14.04.2015) // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: http: //www. consultant.ru/software/systems (дата обращения: 15.08.15).

    Президент Российской Федерации. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [Текст] : указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. (ред. 01.07.2014) //Собрание законодательства РФ. – 2009. – №20. – ст. 2444; 2014. – №27. – ст. 3754.

    Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл. [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002. – С. 4 - 134.

Тема:

Цель: Закрепить знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз

Задачи:

Закрепить знания о государственных службах, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

Определить основные функции государственных службах, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

Изучить нормативно – правовую базу государственных службах, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз.

5. Оформить ответ в виде таблицы.

6. Сдать на контроль преподавателю.

Литература:

Интернет – ресурсы:

Теоретическая часть:

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

Государственными службами по охране здоровья и безопасности граждан являются:

1. противопожарная служба Российской Федерации;

2. милиция Российской Федерации;

3. служба скорой медицинской помощи;

4. государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации;

5. гидрометеорологическая служба.

Противопожарная служба Российской Федерации создана в целях защиты граждан, личного, общественного и государственного имущества от пожаров и реализации на территории субъектов Российской Федерации единой государственной политики в области пожарной безопасности. Правовые основы деятельности противопожарной службы РФ заложены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Государственная противопожарная служба является самостоятельной оперативной службой в составе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Кроме государственной противопожарной службы в систему пожарной охраны входят:


  • ведомственная пожарная охрана;

  • добровольная пожарная охрана;

  • объединения пожарной охраны.
Основными задачами противопожарной службы являются:

  • организация и осуществление профилактики пожаров на территории субъектов Российской Федерации;

  • организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации;

  • спасение людей и имущества при пожарах.
Согласно Федеральному закону «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (действует в последней редакции от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ) милиция (полиция) в Российской Федерации  это система «государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» в пределах, установленных законом.

Задачами полиции являются:


  • обеспечение безопасности личности;

  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

  • выявление и раскрытие преступлений;

  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Стоящие перед ней задачи российская полиция решает в тесном взаимодействии с другими государственными органами и организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и отдельными гражданами.

Следует различать криминальную полицию (занимается выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений) и полицию общественной безопасности (занимается обеспечением безопасности граждан и общественного порядка).

В своей деятельности криминальная полиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а полиция общественной безопасности  соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Полиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Задержанные полицией лица могут реализовать установленное законом право на юридическую помощь. По их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних  в обязательном порядке) о задержании сообщается родственникам либо администрации по месту работы или учебы. Полиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Служба скорой медицинской помощи  социально значимая служба, представленная в Российской Федерации станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, организуемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Служба скорой медицинской помощи является первым звеном медицинского обеспечения при ликвидации медицинских последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Организационно-методическое руководство службой скорой медицинской помощи осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подчиненными ему органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом научных разработок научно-исследовательских институтов и профильных кафедр вузов.

Служба скорой медицинской помощи решает следующие задачи:


  • оказание скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью больного;

  • транспортировка больных по экстренным показаниям в лечебно-профилактические учреждения;

  • участие в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных происшествий, аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Каждый гражданин Российской Федерации и иное лицо, находящееся на ее территории, имеет право на получение бесплатной экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе круглосуточно, во все дни недели. Такая помощь оказывается выездными бригадами «скорой помощи»  основными функциональными единицами службы скорой медицинской помощи.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации представляет собой систему органов, предприятий и учреждений, действующих в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека.

Существенной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является предупреждение, выявление и ликвидация вредного и опасного влияния среды обитания человека на его здоровье.

Основное назначение гидрометеорологической службы  мониторинг окружающей природной среды, выявление ее загрязнения, в том числе загрязнение ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды и опасных природных явлениях.

Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:


  • единство, глобальность, непрерывность и сопоставимость наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;

  • единство методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;

  • интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

  • эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

  • обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);

  • безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

  • соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Контрольные вопросы:

  1. Каковы функции противопожарной службы Российской Федерации?

  2. Какие задачи решает милиция Российской Федерации?

  3. Охарактеризуйте деятельность службы скорой медицинской помощи.

  4. Каковы функции государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации?

  5. Назовите принципы, лежащие в основе гидрометеорологической службы России.
Практическая работа №8
Тема: Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны

Цель: закрепить знания основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз.

Задачи: - определитьоснову плана гражданской обороны и защиты населения;

Изучить нормативно – правовую основу планирования и проведения мероприятий гражданской обороны;

Применять на практике полученные знания.

1. Изучить литературу по теме.

2. Составить план или графическую структуру ответа.

3. Выделить основные понятия.

4. Ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения.

5. Оформить ответ в виде теста.

6. Решить тест.

7. Сдать на контроль преподавателю.

Литература:

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во Просвещение – 3-е изд., 2011. – 351 с., л. ил.

Интернет – ресурсы:

1. BiblioFond.ru›view.aspx?id=785942

2. StudFiles.ru›preview/5661785/page:14/

3. nsportal.ru›Школа›ОБЖ›…/osnovy-bezopasnosti

4. vtpp-spo.ru›downloads/files/lektsiioudb.06.pdf

Теоретическая часть:

Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование, которое является составной частью подготовки и ведения гражданской обороны и имеет основной целью обеспечение организованного перевода гражданской обороны с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения.

В обязательном порядке разрабатываются План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, планы гражданской обороны организаций.

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, а организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне».

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется:

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

План гражданской обороны и защиты населения (план гражданской обороны) представляет собой комплекс документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение соответствующего руководителя гражданской обороны по реализации мероприятий ГО, действиям органов управления и сил гражданской обороны, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны.

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается на основе единых подходов к отражению возможных вооружённых агрессий в рамках подготовки Плана обороны Российской Федерации. Наиболее вероятный сценарий ведения военных действий на территории Российской Федерации предусматривает применение по объектам тыла только обычных, специальных или высокоточных неядерных боеприпасов, имеющихся на вооружении вероятного противника.

В основу Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации заложены базовые сценарии ведения войн и вооружённых конфликтов, согласованные с Генеральным штабом Вооружённых сил Российской Федерации. Впервые в практике планирования оценка возможной обстановки была возложена на территориальные органы МЧС России. Это обусловлено тем, что грамотно выбрать объекты, разрушение которых окажет существенное влияние на условия жизнеобеспечения региона и устойчивость его функционирования, можно только зная реальную обстановку на данной территории. Исходя из данного порядка планирования мероприятий гражданской обороны издан приказ МЧС России от 16.03.2012 № 70, на основе которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти разрабатывают планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны).

Текстовая часть планов гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации состоят из разделов:

общие положения;

оценка возможной обстановки на территории Российской Федерации при ведении военных действий;

организация управления гражданской обороной в Российской Федерации;

порядок приведения в готовность гражданской обороны в Российской Федерации;

порядок приведения в готовность сил гражданской обороны;

ведение гражданской обороны.

Текстовая часть планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований состоит из трех разделов:

краткая оценка возможной обстановки после нападения противника с применением современных средств поражения;

выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны;

Текстовая часть гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти состоят из разделов:

краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;

выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;

выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

Основу плана гражданской обороны и защиты населения составляет его оперативная часть – детально разработанное решение на подготовку и ведение гражданской обороны – на карте с пояснительной запиской.

К планам разрабатываются необходимые приложения, в которых раскрывается и детализируется содержание текстовой части.

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается МЧС России, согласовывается с Минобороны России и представляется на утверждение Президенту Российской Федерации.

План гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации:

согласовывается с начальником регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и руководителями органов военного управления – командующим войсками военного округа и начальником территориального гарнизона;

подписывается заместителем высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (заместителем руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования:

согласовывается с начальником Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и руководителем органа военного управления – начальником местного гарнизона. В случае отсутствия на территории муниципального образования местного гарнизона план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласовывается с начальником территориального гарнизона.

Подписывается руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

утверждается руководителем органа местного самоуправления.

По решению органов местного самоуправления городским и сельским поселениям, входящим в состав муниципального образования, направляются соответствующие выписки из плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования.

План гражданской обороны федерального органа исполнительной власти согласовывается с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России, подписывается руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны федерального органа исполнительной власти, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти.

План гражданской обороны организации, отнесенной к категориям по гражданской обороне согласовывается с органом местного самоуправления и Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, подписывается работником, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны организации, утверждается руководителем организации.

План гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) ежегодно уточняется до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.

Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.

Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существенных изменений структуры федерального органа исполнительной власти (организации) по решению соответствующего руководителя федерального органа исполнительной власти (организации) или по решению МЧС России.

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при проведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствии этих действий а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время

Срочное захоронение трупов в военное время

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны

Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя планирование мероприятий гражданской обороны?

2. Кем разрабатывается план гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации?

3. Из каких разделов состоит текстовая часть планов гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации?

4. С кем согласовывается и подписывается план гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации?

5. Какие мероприятия включает в себя план гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации?

Практическая работа №9

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине

ОП. 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность:

38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

г. Печора

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Тема: Государственные службы по охране здоровья и безопасности.

Продолжительность 2 часа

    Цель:

    активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;

    расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины ОП. 10 «Безопасность жизнедеятельности»;

    формирование общих компетенций, умений и навыков быстро решать поставленные задачи:

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Государственными службами по охране здоровья и безопасности граждан являются:

1. Противопожарная служба Российской Федерации(МЧС);

2. Полиция Российской Федерации;

3. Служба скорой медицинской помощи;

4. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации;

5. Гидрометеорологическая служба.

Противопожарная служба Российской Федерации создана в целях защиты граждан, личного, общественного и государственного имущества от пожаров и реализации на тер­ритории субъектов Российской Федерации единой государственной политики в области пожарной безопасности.

Правовые основы деятельности противопожарной службы РФ заложены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Государственная противопожарная служба является самостоятельной оперативной службой в составе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Кроме государственной противопожарной службы в систему пожарной охраны входят:

    ведомственная пожарная охрана;

    добровольная пожарная охрана;

    объединения пожарной охраны.

Основными задачами противопожарной службы являются:

    организация и осуществление профилактики пожаров на территории субъектов Российской Федерации;

    организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации;

    спасение людей и имущества при пожарах.

Полиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом.

Согласно ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти.

Полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ.В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.

Отделение скорой медицинской помощи организуется в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тысяч при городских, центральных районных и других больницах и является их структурным подразделением, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

Отделение скорой медицинской помощи функционирует в режиме повседневной работы и режиме чрезвычайных ситуаций.

Задачи отделения в режиме повседневной работы:

    организация и оказание скорой медицинской помощи заболевшим и пострадавшим на месте происшествия и во время их транспортировки в стационары;

    проведение систематической работы по совершенствованию профессиональных знаний, практических навыков медицинского персонала;

    развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания скорой медицинской помощи населению, внедрение современных медицинских технологий, повышение качества работы медицинского персонала;

    обеспечивает проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.

В режиме чрезвычайной ситуации действует по указанию главного врача больницы, структурным подразделением которой является.

Основные функции отделения скорой медицинской помощи:

    круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах в стихийных бедствиях;

    своевременная транспортировка (а также перевозка по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;

    оказание медицинской помощи больным и пострадавшим обратившимся за помощью непосредственно в отделение;

    обеспечение преемственности в работе с лечебно-профилактическими учреждениями города по оказанию скорой медицинской помощи населению;

    взаимодействие с органами местной власти, Управлением внутренних дел, ГИБДД, пожарными частями и другими оперативными службами города;

    проведение мероприятий по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях, обеспечение постоянного неснижаемого запаса перевязочного материала и медикаментов;

    извещение органов управления здравоохранением административной территории и соответствующих органов о всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в зоне обслуживания отделения;

    равномерное комплектование выездных бригад медицинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно табелю оснащения;

    выполнение норм и правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;

    соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.

Государственная санитарно - эпидемиологическая служба Российской Федерации (далее именуется - служба) входит в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации и объединяет органы и организации, действующие в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

Основными задачами службы являются:

    профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации;

    предупреждение вредного влияния неблагоприятных условий труда, быта, факторов окружающей среды на здоровье человека;

    гигиеническое воспитание и образование населения.

Организации службы в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции:

1) подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) участвуют в разработке целевых и территориальных программ обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, а также предложений к проектам федеральных целевых и территориальных программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

3) разрабатывают и утверждают в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

4) организуют и проводят санитарно - гигиеническую и эпидемиологическую экспертизу;

5) проводят научные и другие виды исследований в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и среды его обитания;

6) осуществляют методическое руководство работой по гигиеническому воспитанию и образованию граждан, участвуют в пропаганде гигиенических знаний;

7) осуществляют производство и поставку медицинских иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств;

8) выполняют дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные работы.

Гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения;

Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

    глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;

    единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;

    безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

    интеграция мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с международными системами мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

    эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

    обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);

    соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.

    Практические задачи, задания, упражнения для самостоятельной работы студента.

    Выполнение тестового задания:

http:// farvater .gumrf.ru/mod/resource/view.php?id=4152 и http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4116

4. Порядок выполнения работы.

    Ознакомиться с аннотацией к УЭК http://farvater.gumrf.ru/mod/page/view.php?id=4099 .

    Ознакомиться с содержание Учебной рабочей программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» http://farvater.gumrf.ru/mod/page/view.php?id=4102 или http://farvater.gumrf.ru/mod/folder/view.php?id=4101

5. Вид контроля.

Тест в СДО «ФАРВАТЕР» http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4153

6.Правила оформления работы.

Правильно завершить тест по соответствующему алгоритму:

6. Учебная и специальная литература.

    Конституция РФ;

    ФЗ «О безопасности»;

    ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

    ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

    ФЗ «О пожарной безопасности»;

    ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

    ФЗ «О противодействии терроризму»;

    ФЗ «Об обороне»;

    ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Печорское речное училище-филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова»


Содержание Содержание РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РФ РАЗДЕЛ III ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАЗДЕЛ IV ПРАВА ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАЗДЕЛ V ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗДЕЛ VI МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СЕМЬИ И РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА РАЗДЕЛ VII ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ РАЗДЕЛ VIII МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РАЗДЕЛ IX ПРАВА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ


РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Охрана здоровья граждан Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.


Основные принципы охраны здоровья граждан соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.


Задачи законодательства РФ об охране здоровья граждан определение ответственности и компетенции РФ, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан; определение ответственности и компетенции РФ, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан; правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения; определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения; определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты. определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.


РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РФ средства бюджетов всех уровней; средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ"; средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования; иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Финансирование охраны здоровья граждан Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:




Государственная система здравоохранения К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ, органы управления здравоохранением субъектов в составе РФ, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно- эпидемиологического надзора РФ. К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ, органы управления здравоохранением субъектов в составе РФ, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно- эпидемиологического надзора РФ.


Муниципальная система здравоохранения К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно- профилактические и научно- исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно- профилактические и научно- исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения.


Частная система здравоохранения К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.


РАЗДЕЛ III ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Право граждан РФ на охрану здоровья


Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.


Право граждан на медико-социальную помощь При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико- социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико- социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь.


РАЗДЕЛ IV ПРАВА ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико- психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико- психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Права семьи


Права беременных женщин и матерей Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья; Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья; Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке. Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.


Права несовершеннолетних диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе РФ; диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе РФ; медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ, за счет средств бюджетов всех уровней; медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ, за счет средств бюджетов всех уровней; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.


Права военнослужащих Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии; Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии; Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.


Права граждан пожилого возраста Граждане пожилого возраста имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности; Граждане пожилого возраста имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности; Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии.


Права инвалидов Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку; Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку; Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.


РАЗДЕЛ V ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИКО- СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования; получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования; в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно- профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд. в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно- профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд. Права пациента


Право граждан на информацию о состоянии здоровья Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.


РАЗДЕЛ VII ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИКО- СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь


Скорая медицинская помощь Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно- профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно- профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.


Специализированная медицинская помощь Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий; Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий; Специализированная медицинская помощь оказывается за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ. Специализированная медицинская помощь оказывается за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ.


Тест 1. Что такое охрана здоровья? 1. Что такое охрана здоровья? 2. Назовите основные задачи законодательства РФ об охране здоровья граждан. 2. Назовите основные задачи законодательства РФ об охране здоровья граждан. 3. Назовите три уровня на которых осуществляется здравоохранение в РФ. 3. Назовите три уровня на которых осуществляется здравоохранение в РФ. 4. Что относится к Государственной системе здравоохранения РФ? 4. Что относится к Государственной системе здравоохранения РФ? 5. Что относится к Муниципальной системе здравоохранения РФ? 5. Что относится к Муниципальной системе здравоохранения РФ? 6. Что относится к Частной системе здравоохранения РФ? 6. Что относится к Частной системе здравоохранения РФ? 7. Каким неотъемлемым правом обладают граждане РФ? 7. Каким неотъемлемым правом обладают граждане РФ? 8. Перечислите основные группы населения, которые обладают правами в области охраны здоровья. 8. Перечислите основные группы населения, которые обладают правами в области охраны здоровья. 9. Назовите три основных права пациента. 9. Назовите три основных права пациента. 10. Перечислите три гарантированных вида осуществления медико-социальной помощи. 10. Перечислите три гарантированных вида осуществления медико-социальной помощи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РТ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Международный колледж сервиса»

(ГАОУ СПО МКС)

Р ЕФЕРАТ

п о БЖД

на тему: «Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан»

Выполнила студентка группы № 233701

Яруллина Роза Фанисовна

Специальность: «Коммерция (по отраслям)»

Преподаватель: Горулева З. Н.

Казань 2015

Гидрометеорологическая служба

Список литературы

1. Противопожарная служба Российской Федерации

Противопожарная служба Российской Федерации создана в целях защиты граждан, личного, общественного и государственного имущества от пожаров и реализации на территории субъектов Российской Федерации единой государственной политики в области пожарной безопасности. Правовые основы деятельности противопожарной службы РФ заложены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Государственная противопожарная служба является самостоятельной оперативной службой в составе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы: на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей; в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

Осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

Осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

Проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации; готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;

Проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;

Готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы.

Кроме государственной противопожарной службы в систему пожарной охраны входят:

Ведомственная пожарная охрана;

Добровольная пожарная охрана;

Объединения пожарной охраны.

Основными задачами противопожарной службы являются:

Организация и осуществление профилактики пожаров на территории субъектов Российской Федерации;

Организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации;

Спасение людей и имущества при пожарах.

2. Полиция Российской Федерации

противопожарный медицинский служба полиция

Согласно Федеральному закону «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, полиция в Российской Федерации - это система «государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» в пределах, установленных законом.

Задачами полиции являются:

Обеспечение безопасности личности;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Выявление и раскрытие преступлений;

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

Защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Стоящие перед ней задачи российская полиция решает в тесном взаимодействии с другими государственными органами и организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и отдельными гражданами.

Следует различать криминальную полицию (занимается выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений) и полицию общественной безопасности (занимается обеспечением безопасности граждан и общественного порядка).

В своей деятельности криминальная полиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а полиция общественной безопасности - соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Полиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Задержанные полицией лица могут реализовать установленное законом право на юридическую помощь. По их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании сообщается родственникам либо администрации по месту работы или учебы. Полиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Служба скорой медицинской помощи

Служба скорой медицинской помощи - социально значимая служба, представленная в Российской Федерации станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, организуемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Служба скорой медицинской помощи является первым звеном медицинского обеспечения при ликвидации медицинских последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Организационно-методическое руководство службой скорой медицинской помощи осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подчиненными ему органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом научных разработок научно-исследовательских институтов и профильных кафедр вузов.

Служба скорой медицинской помощи решает следующие задачи:

Оказание скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью больного;

Транспортировка больных по экстренным показаниям в лечебно-профилактические учреждения;

Участие в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных происшествий, аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Каждый гражданин Российской Федерации и иное лицо, находящееся на ее территории, имеет право на получение бесплатной экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе круглосуточно, во все дни недели. Такая помощь оказывается выездными бригадами «скорой помощи» - основными функциональными единицами службы скорой медицинской помощи.

4. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации - система органов, предприятий и учреждений, действующих в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека.

Существенной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является предупреждение, выявление и ликвидация вредного и опасного влияния среды обитания человека на его здоровье.

Функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы:

Подготавливает и вносит предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в органы государственной власти Российской Федерации, в органы власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления;

Разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также программы по вопросам охраны здоровья граждан, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

Разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы;

Проводит социально-гигиенический мониторинг (оценка состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания);

Осуществляет контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при размещении объектов промышленности, планировке и застройке населенных пунктов, реконструкции предприятий и зданий, размещение инженерных сетей и коммуникаций и т.д.;

Координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в проведении контроля за соблюдением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, осуществляет методическое руководство по этим вопросам;

Проводит работу по гигиеническому воспитанию и образованию граждан;

Проводит научные исследования в соответствующей области.

5. Гидрометеорологическая служба

Гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии, метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии и гелиогеофизики.

Основное назначение гидрометеорологической службы - мониторинг окружающей природной среды, выявление ее загрязнения, в том числе загрязнение ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды и опасных природных явлениях.

Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

Единство, глобальность, непрерывность и сопоставимость наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;

Единство методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;

Интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

Эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

Обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);

Безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

Соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Литература

Основные источники:

1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. М., Издательский центр «Академия», 2012 г.

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2010.

3. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2005.

4. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10--11 кл. - М., 2011.

5. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10--11 кл. - М., 2009.

6. Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. -- 8-е изд., перераб. - М., 2007.

Дополнительные источники:

1. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся (А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов); под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2007.

2. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учрежд., А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. - 6-е изд. - М., 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации. Требования, понятия и средства защиты. Журнал учета проведенных инструктажей по охране труда с личным составом, курсантами и слушателями.

    презентация , добавлен 11.05.2012

    Анализ деятельности розничной сети МТС. Особенности организации работы службы безопасности предприятия. Объекты охраны, цели, структура и функции службы безопасности. Сущность вводного и первичного инструктажа. Травматизм и профессиональные заболевания.

    контрольная работа , добавлен 27.02.2012

    Сущность службы охраны труда, основные задачи, функции в сфере безопасности трудовой деятельности на предприятии. Осуществление контроля за выполнением требований правил безопасности. Права и обязанности этой службы, специфика организации ее деятельности.

    реферат , добавлен 24.11.2013

    Обязанности работодателя в сфере охраны. Служба охраны труда на предприятии. Общественный контроль над соблюдением законодательства об охране труда. Классификация аварий. Вредные примеси рабочей зоны воздуха. Причины и источники вибрации на предприятиях.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2009

    Организация и осуществление тушения пожара, проведения занятий и учений в строгом соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны в части обеспечения безопасности проведения работ. Техника безопасности при несении службы, задачи и функции.

    отчет по практике , добавлен 11.09.2015

    Меры безопасности сотрудников во время несения службы, на стрельбах, при использовании имитационных средств. Меры безопасности при несении службы на автомобилях, железной дороге, в зимних условиях. Первая помощь при ожоге, при обморожении, тепловом ударе.

    контрольная работа , добавлен 07.09.2009

    Характеристика основных функций службы безопасности объекта. Способы и формы участия сотрудников в организационной защите информации. Способы и формы взаимодействия службы безопасности объекта с контрразведывательными и правоохранительными органами.

    реферат , добавлен 22.01.2013

    Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психофизические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.

    реферат , добавлен 29.05.2008

    Правовые и нормативные основы безопасности труда на предприятиях общественного питания. Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в Российской Федерации. Создание службы охраны труда в форме самостоятельного структурного подразделения.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Защита жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и государства от пожаров. Соблюдение законности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. Единые правила установления требований пожарной безопасности к объектам.