Дипломная работа *

4 700руб.

Покупка временно недоступна

Описание

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ. Безопасность как важнейшее условие жизнедеятельности касается всех слоев населения, однако события последних лет свидетельствуют, что особое внимание для ее обеспечения требуется в образовательных учреждениях, где концентрируются большие масса детей, подростков и молодежи. Неотъемлемым элементом системы обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения является система обеспечения его пожарной безопасности. В соответствии с заданием на дипломную работу рассмотрен комплекс вопросов, включающих в себя анализ и разработку мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательного учреждения. В результате проделанной работы достигнуты следующие результаты: ...

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Пожарная безопасность образовательного учреждения
1.1. Требования нормативных документов по пожарной безопасности
1.2 Анализ возможных причин возникновения пожара в образовательном учреждении
1.3. Типичные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, выявляемые органами Государственного пожарного надзора при проверках образовательных учреждений
2. Разработка системы пожарной безопасности образовательного учреждения
2.1. Способы повышения пожарной безопасности зданий образовательных учреждений
2.2. Особенности выбора схемы построения комплекса пожарной безопасности образовательного учреждения
2.3. Выбор и обоснование системы пожарной безопасности учреждения
2.3.1 Выбор и обоснование системы пожарной сигнализации
2.3.2 Технические характеристики используемых элементов системы (датчиков, вторичных приборов и т.д.)
2.3.3 Определение мероприятий и средств обеспечения эвакуации людей
3. Предложения по обеспечению системы пожарной безопасности образовательного учреждения
3.1 Типовые формы документов по организации пожарной безопасности в образовательном учреждении
3.2 Рекомендации по повышению эффективности мер противопожарной профилактики
Заключение
Библиография
Приложения
Приложение А Основные нормативные документы в области пожарной безопасности
Приложение Б Система пожарной сигнализации ОУ (пример)
Приложение В Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
Приложение Г Перечень локальных документов образовательного учреждения по пожарной безопасности

Введение

Обеспечение безопасности является одной из приоритеных в существовании любого государства. Самые разные сферы жизни общества, в том числе и национальная система образования, непосредственно затрагиваются ею. Понятия безопасности непосредственно присущи процессам обучения и воспитания граждан, независимо от нахождения в образовательных учреждениях или же за их пределами, они учитываются при организации досуга, отдыха и оздоровления. Иногда и создание комфортных бытовых условий проживания, обеспечение проезда к месту учебы и обратно сопряжены с понятиями безопасности. В последнее время участились случаи возгорания зданий, в том числе и принадлежащих учреждениям образования. Поэтому соблюдению Правил противопожарной безопасности в целях защиты жизни и здоровья учащихся и воспитанников, сохр анения государственного или муниципального имущества в образовательных учреждениях должно уделяться особое внимание. В соответствии с Концепцией комплексной безопасности образовательного учреждения, неотъемлемым элементом системы ее обеспечения является реализация администрацией образовательного учреждения мероприятий по обеспечению его пожарной безопасности [ 23 ] . Высоким уровнем пожарной опасности, присущим именно учебным заведениям и обуславливается актуальность проблемы совершенствования системы безопасности в учреждениях образовательной сферы. Следует также отметить, что в образовательной сфере несовершеннолетних детей вместе с педагогами зафиксировано более 30 млн. человек, а с учетом членов их семей это почти половины населения РФ. Именно поэтому в системе национальной безопасности отдельное место и роль отведено обеспечению безопасности в образовательных учреждениях [ 20 ]. В обозримом будущем проблема борьбы с пожарами в ОУ не утратит своей актуальности и остроты и будет требовать к себе постоянного внимания не только собственников и работников учреждений, но и всех организаций, в обязанности которых входит предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера. Одним из необходимых компонентов нормализации функционирования ОУ является создание и внедрение комплекса обеспечения пожарной безопасности, что определяет актуальность темы исследования. В связи с рассмотренной актуальностью нами сформулирована тема работы: Пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях. При проведении анализа выявлен комплекс противоречий, которые обуславливают необходимость внедрения и совершенствования системы пожарной безопасности ОУ в современных условиях. Можно выделить противоречия между: требованиями безопасности образовательного процесса и состояние технологий управления системами пожарной безопасности; необходимостью усовершенствования системы управления процессом пожарной и материальной безопасности объектов и недостаточным развитием научно – методической базы по обоснованию ее построения и задач. Целью данной работы является анализ и разработка рекомендаций организации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательного учреждения. Для достижения цели исследования необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач, а именно: провести анализ теоретических и правовых основ обеспечения пожарной безопасности ОУ. предложить на основе анализа способов повышения пожарной безопасности схему построения комплекса пожарной безопасности ОУ. разработать практические рекомендации по обеспечению пожарной безопасности ОУ. Объектом исследования является образовательное учреждение. Предмет исследования – разработка комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности ОУ. Гипотеза исследования. Нормальное функционирование образовательного учреждения будет осуществляться эффективно, если: будет разработана комплексная система пожарной безопасности; будет подобрано необходимое оборудование для обеспечения обнаружения и тушения пожара. Теоретической основой работы послужили научные труды, разработки ведущих российских и зарубежных ученых в области пожарной безопасности образовательных учреждений. Информационной базой работы являются данные статистических отчетов и справочников МЧС России, нормативно-методическая документация, данные периодической печати, информационные ресурсы глобальной сети Интернет. Экспериментальной базой послужили статистические данные, собранные и проанализированные автором по образовательным учреждениям г. Москвы. Выбор методов исследования был обусловлен требованиями наиболее адекватного и полного решения задач на каждом этапе работы. В зависимости от особенностей решаемых задач использовались: абстрактно-логический метод (при постановке целей и задач исследования, обосновании рабочей гипотезы, разработке теоретических и практических основ системы пожарной безопасности ОУ); монографический метод (при изучении тенденций развития современных проблем пожарной безопасности); сравнительный анализ (при выборе оптимальных схем функционирования систем); метод моделирования (при проведении обоснования разработанных решений). Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается четким и последовательным применением методов при решении задач исследования, совпадением полученных результатов с аналитическими. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что обобщены данные о состоянии пожарной безопасности ОУ, установлены типичные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, проведено обоснование выбора элементов системы обнаружения пожара. Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных решений при разработке требований к пожарной безопасности (ПБ) образовательных учреждений. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе проведен анализ требований нормативных документов по пожарной безопасности, возможных причин возникновения пожара в образовательном учреждении, а также типичных нарушений требований норм и правил пожарной безопасности. Во второй главе на базе анализа осуществлен в ыбор и обоснование системы пожарной безопасности учреждения. В третьей главе предложены рекомендации по методическому и организационному обеспечению системы пожарной безопасности образовательного учреждения. Дипломная работа выполнена на __ страницах машинописного текста, содержит __ рисунков, __ таблиц, список использованных источников из __ наименований. Общий объем работы – __ страниц.

Список литературы

БИБЛИОГРАФИЯ
I. Нормативно-правовые акты
1.Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I “О безопасности” (с последними изменениями от 26 июня 2008 г.).
2.Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (с последними изменениями от 22 июля 2008 г.).
3.Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ “О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (с последними изменениями от 26 апреля 2007 г.).
4.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (с последними изменениями от 4 декабря 2006 г.).
5.Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 390-ФЗ"О безопасности".Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
6.Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 “О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности” (с изменениями от 8 мая 2005 г.).
7.Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (с изменениями от 21 октября 2005 г., 21 апреля, 23 октября 2008 г.).
8.Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738 “О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций” (с изменениями от 1 февраля 2005 г.).
9.Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2003 г. № 11 “О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности” (с изменениями от 6 мая 2003 г., 11 января 2006 г.).
10.Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями от 27 мая 2005 г., 3 октября 2006 г.).
11.Программа Министерства образования России на 2004-2007 годы от 19 мая 2003 г. № 589-30 “Безопасность образовательного учреждения”.
12.Приказ МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 “Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации”.
13.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 40-51-9/02 “О мерах по развитию нормативной правовой базы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, совершенствованию защиты работников и обучающихся образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций”.
14.Приказ МЧС России от 25 октября 2004 г. N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
15.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 03-1572 “Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях”.
16.Распоряжение Мэра Москвы от 30 августа 2000 г. N 923-РМ "О дополнительных мерах по обеспечению общественной и пожарной безопасности в общеобразовательных школах и дошкольных детских учреждениях".
17. Постановление Правительства Москвы от 30 марта 2004 г. N 180-ПП "О Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности" (с изменениями от 11 апреля 2006 г., 30 октября 2007 г., 3 июня 2008 г.).
18.Приказ Департамента образования города Москвы от 10 июня 2004 г. № 294 “О введении в штатное расписание должности заместителя руководителя по обеспечению безопасности” (Приложение 1. Должностная инструкция (примерная) заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности) (с изменениями от 6 октября 2005 г.).
19.Решение Коллегии Департамента образования города Москвы от 7 октября 2004 г. № 18 “О состоянии безопасности учащихся и мерах, принятых по ее обеспечению в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы”.
20.Приказ Департамента образования города Москвы от 23 мая 2011г. № 357 “О создании Координационного совета Департамента образования города Москвы по комплексной безопасности образовательных учреждений и организаций города Москвы”.
21.ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации Утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313
22.НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования – М.: Типография ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2001 – 74 с.
23.НПБ 104-03 Системы оповещения и управления эвакуации людей при пожарах в зданиях и сооружениях – М.: Типография ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2003 – 12 с.
24.Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89) – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. – 48 с.
25.СП 5.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования – М.: Типография ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2009 – 104 с.
26.ТСН 31-306-2004 (МГСН 4.06-03) Общеобразовательные учреждения. г. Москва – М.: МНИИТЭП Москомархитектуры, 2004 – 76 с.
2. Научные и учебные издания
27.Балыхин Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. – М.: ИФ «Образование в документах», 2007. – 248 с.
28.Безопасность образовательного пространства: Проблемы охраны здоровья и безопасности детей подростков в системе образования: Материалы регион. научно-практ. конф., 26-27 марта 2002 г. – Новосибирск: Изд-во НИПКи ПРО,2002. – 196с
29.Гаврилов М. А, Пилипенко В.Ф.. Организация мероприятий по гражданской обороне в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 5 /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 112 с.
30.Даниленко А.С., Пилипенко В.Ф. Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 9. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 120 с.
31.Дмитриченко А.С. Новый подход к расчету вынужденной эвакуации людей при пожарах / А.С. Дмитриченко, С.А. Соболевский, С.А. Татарников // Пожаровзрывобезопасность, №6. – 2002. – С. 25–32.
32.Кисляков П.А., Михайлов А.А. Безопасность образовательного учреждения: Учебно-методический комплекс. – Шуя: ГУЗ ВПО «ШГПУ», 2011. – 215 с.
33.Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.
34.Мастрюков Б. С. Оценка уязвимости образовательных учреждений России в техногенных и природных чрезвычайных ситуациях // Безопасность жизнедеятельности №5, 2008 – С. 56-61
35.Методика оценки пожарного риска для объектов общественного назначения (проект). – М.: ВНИИПО МЧС России, 2008. – 105с.
36.Надежность технических систем и техногенный риск Электронное учебное пособие для специалистов РСЧС и студентов МЧС [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://www.obzh.ru/obzh,76.html
37.Назаров В.И., Рыженко В.И. Охранные и пожарные системы сигнализаций. Справочник / Сост. В. И. Назаров, В. И. Рыженко. - М.: Издательство Оникс, 2007. - 32 с
38.Олишевский А. Т., Кирьянов А. В., Холодов А. С., Иванов С. А. Причины возникновения пожаров в образовательных учреждениях // Безопасность жизнедеятельности №12, 2010 – С. 46-50
39.Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Рабочие материалы заместителя руководителя /(сост. А.И. Котова, Е.С. Кушель, Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко; под общ. ред. Л.Н. Антоновой, Н.В. Буркова; отв. ред. Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко). – М.: Айрис-пресс, 2006. – 160 с
40.Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения – М.: Издательство «Русский журнал», 2010 – 260 с.
41.Пилипенко В.Ф. Справочник руководителя образовательного учреждения. Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 432 с..
42.Пожары и пожарная опасность в 2011 г. Статистический сборник. Статистика пожаров и их последствий. Под общей ред. В.И. Климкина. ФГУ ВНИИПО МЧС России. – М.: 2012 – 137 с.
43.Рагимов Р.Р. Основы пожарной безопасности объектов (организаций, предприятий, учреждений): Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006. – 45 с.
44.Рекомендации по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений – М.: ГУГПС МЧС России, 2004 – 60 с.
45.Собурь С.В. Пожарная безопасность предприятия. Курс пожарнотехнического минимума: Справочник. - 8-е изд., доп. (с изм.). - М.: Пожкнига, 2004. - 496 c.
46.Техническое регулирование пожарной безопасности в образовательных учреждениях – Барнаул, АГТУ им. Ползунова, 2010 – 20 с.
47.Файнбург Г.З. Организация охраны труда работников и безопасность обучающихся в образовательном учреждении: Основные понятия и сведения / Серия: Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. Вып. 1. - Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2004. - 80с
48.Холщевников В.В., Самошин Д.А. Эвакуация и поведение людей при пожарах. Учеб. пособие. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 212 с
49.Анализ обстановки с пожарами и их последствиями в городе Москве за 2012 год [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.mchs.ru/stats/detail.php?ID=783402&rc_id=moscow
50.Сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/Stats/Pozhari
51.Новости на сайте Информационного агентства REGNUM [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.regnum.ru/news/

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

«Не в количестве знаний заключается образование, а
в полном понимании и искусном применении
всего того, что знаешь".
А.Дистерве

Актуальность проекта: По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, из них – дошкольники, недостаточное внимание уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, родители не знакомят детей правилами поведения в быту. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

Вид проекта: Исследовательский, познавательно – творческий

Объект исследования: информация о пожарной безопасности

Предмет исследования: Пожарная безопасность

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: Два месяца

Проблема: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.

Цели:

формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения

Задачи:

  1. расширить знания детей о правилах пожарной безопасности.
  2. познакомить детей с правилам поведения в экстремальной ситуации и со средствами пожаротушения;
  3. уточнить знания детей о профессии пожарного;
  4. воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

Гипотеза: мы предполагаем, что при систематической работе над данной темой с использованием проектного метода, произойдет последовательное формирование у детей элементарных представлений о пожарной безопасности, повысится уровень мотивации непосредственно к образовательной деятельности.

Основные методы реализации проекта: рассказ воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций, художественное творчество, творческие эксперименты, игры, взаимодействие с родителями, досуг.

Все мероприятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в разных видах. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются знания о правилах поведения при пожаре, коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат: работая над проектом, у детей сформируется представление пожарной безопасности. Расшириться кругозор детей, сформируется познавательно-исследовательская активность

1. Реализация интеллектуального, познавательно - исследовательского проекта «Пожарная безопасность»

Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми во занятиях. Мы заметили, что дети с интересом слушают о помощи людям во время пожара. В разговорах и беседах выяснилось, что представления детей о пожарной безопасности поверхностны. Мы предложили детям узнать:

  1. Кто такие пожарные
  2. Как появилась пожарная часть
  3. Изучение литературы по теме «Пожарная безопасность»
  4. Проведение итогового занятия в старшей группе «Пожарная безопасность» ;
  5. Оформления уголка по пожарной безопасности;
  6. Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности;
  7. Проведения конкурса на тему «Пожарная безопасность»
  8. Удостоверения для детей «Юный пожарный» .

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный
  4. I этап – подготовительный

Определить тему проекта

Определить цели и задачи

Создания картотеки стихов, загадок, пословиц, ребусов

Приобретение материалов для художественного творчества

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Пожар» , Л.Толстой «Пожарные собаки» .

Рассматривание плакатов, иллюстраций по теме «Пожар» .

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» .

Создание развивающей среды (иллюстрации, предметы быта, средства пожаротушения, дидактические и сюжетные игры) .

Вывод: Проделанная работа помогла нам заинтересовать детей и сплотить над общим делом. Они стали замечать детали и более углубленно изучать их. Родители также не остались безучастны, а стали больше интересоваться жизнедеятельностью детей в детском саду.

3. II этап - основной

Занятие на тему: «Если в доме случился пожар. Телефон 101» , «Большая беда от маленькой спички» , «Пожарная охрана» , «Собаки спасатели» , «Пожарные знаки» , «Пожарный – профессия героическая»

Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности) .

Дидактические игры «Что необходимо пожарному?» , «Лабиринт» , «Предметы-источники пожара» .

Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные» , «Служба спасения» .

Строительные игры «Пожарная часть» .

Просмотр видеофильма «Пожарная охрана» .

Экскурсия на территорию пожарной части, встреча с пожарными (ознакомление с пожарной техникой, со спецификой профессии пожарного) .

Чтение художественной литературы: пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» , рассказы о пожаре, стихи, загадки, пословицы.

Продуктивная деятельность Рисование «Пожарная машина» , «Кошкин дом» .

Разукрашивания картинок по пожарной безопасности.

Аппликация «Пожарная машина» , мелкая мозаика «Слон пожарный»

Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»

Работа с родителями: газета на тему «Экскурсия в пожарную часть» , поделки и рисунки «Пожарная безопасность»

Вывод: таким образом, дети узнали много нового и интересного об истории пожарной безопасности, подробно познакомились с профессией пожарного.

Стали интересоваться о пожарной безопасности. Обогатили словарный запас. Родители приняли активное участие в мероприятиях и сами узнали много нового. Дети самостоятельно делали поделки, рисунки о пожарной безопасности.

III этап – заключительный

  • Комплексное занятие «Пожарная безопасность в природе» . Заучивание стихотворений из сборника «Спички не игрушки, огонь не забава» .
  • Театрализованная деятельность: драматизация «Кошкин дом» .
  • Информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы»
  • Консультации для родителей: «Ребенок и огонь: обеспечим безопасность» .
  • Презентация проекта

Вывод: на данном этапе были выполнены все запланированные мероприятия, созданы поделки и рисунки вместе с родителями творчества «Пожарная безопасность» . После проведения всех мероприятий был проведен итог о проделанной работе, награждение участников конкурса и каждому ребенку было вручено удостоверение Юный пожарный

Работая над проектом, мы убедились, что метод проектов очень актуален и эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, применять полученные знания на практике, развивать творческие способности со взрослыми.

Литература

  • «Детская мультимедийная энциклопедия пожарной безопасности» Год выпуска: 2011 Издатель: ООО "Премьер-УчФильм"
  • «Пожарная безопасность в детском саду»
  • «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников» Автор/составитель: Кононова И.В. Издательство: Айрис-Пресс, Год: 2008
  • «Системы пожарной безопасности»
  • «Пожарная безопасность для дошкольников» Е. Ф. Прилепко Детство-Пресс, 2013 г.
  • Как обеспечить пожарную безопасность на объекте торговли Издательство:
  • Международная финансовая академия Год: 2010

Интегрированный социальный проект по внеурочной деятельности

кружка «Юные пожарные».

ПО ОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«Как от искры возгорается пламя, как потушить его до пожара»

Г. Луга2016г

(Слайд 1)

Цель: выявить условия возникновения горения, способы борьбы с огнем. Выработать правила поведения при пожаре, ознакомление с первичными средствами тушения. Создать презентацию по исследуемой теме.

Задачи:

Создать условия для развития навыков исследовательской деятельности: выдвигать гипотезы, проводить эксперименты; делать выводы умозаключения, работать с информацией;

Развивать наблюдательность, навыки научного, творческого, критического мышления, делового сотрудничества, самостоятельность;

Прививать потребность осторожного обращения с огнем, умение уверенно действовать в чрезвычайных ситуациях. (Слайд 2,3)

Формы работы, используемые в проекте: внеурочная.

Мотивация к работе: актуальность темы, личный интерес.

Доминирующий вид деятельности: поисково-исследовательский.

Методы: анализ, наблюдение, исследование, работа с информацией, экскурсия.

Этапы работы над проектом

Первый этап: обоснование, осознание и принятие идеи (идея – задача) (слайд 4)

В октябре 2015г. На базе нашего класса была создана «Дружина юных пожарных».

В ходе занятий кружка у ребят возникла идея, что причиной пожаров является не только неосторожное обращение с огнём, но и то, что многие люди не знают, при каких условиях из маленькой искры возникает огромное пламя и какими способами нужно тушить различные виды возгораний. Так произошло осмысление и принятие идеи исследования по теме: «Как из искры возгорается пламя, как его потушить до пожара?»

Второй этап: технологическая разработка идеи

В ходе этого этапа дети разбились на инициативные группы. Одна группа решила собрать статистические данные о пожарах в Лужском районе. Другая группа учащихся пожелала посетить пожарную часть города, чтобы поближе познакомиться с работой спасателей, третья - заняться поиском информации, теоретических сведений по вопросам исследования, четвёртая – провести ряд практических опытов. В результате дети разбились на группы по интересам: «статисты», «журналисты», «испытатели», «практики» «теоретики» В ходе «мозгового шторма» определили следующие разделы исследования:

Статистические данные по пожарам нашего района (ответственная группа «статистов»);

Условия горения и способы тушения огня (ответственная группа «испытателей» и «практиков»;

Работа пожарной службы города (ответственная группа «журналистов»);

Самая мощная в мире пожарная машина (ответственная группа «теоретиков»)

Правила противопожарной безопасности (участвуют все группы).

Внутри каждой группы дети наметили план действий по изучению своих разделов, распределили обязанности между собой.

Третий этап: практическая работа над идеей

В ходе этого этапа осуществлялась разработка основных разделов проекта. Работа проводилась в группах. Каждая группа разрабатывала теоретические и практические вопросы своего раздела. На этом этапе главная роль отводилась «испытателям». Они выполняли практические опыты под наблюдением учителя, делали выводы и систематизировали полученные данные в виде правил. Перед выполнением опытов с учащимися был проведен дополнительный инструктаж по осторожному обращению с огнем. Для исследования брали безопасные круглые чайные свечи высотой 1 сантиметр в жестяном поддоне, Свечи ставили в фарфоровые блюдца, под рукой всегда находились средства тушения. Дети были предупреждены, что опыты проводятся только в присутствии учителя, их повторение дома исключено. «Статисты», «журналисты» готовили отчеты о своей проделанной работе. Все этапы работы над проектом были засняты на фотоаппарат, многие кадры вошли в оформление слайдовой презентации по теме исследования.

Четвёртый этап: опробование объекта, доработка и самооценка творческого решения идеи

Этап завершения работы над проектом, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, публичная демонстрация результатов – продуктов проектной деятельности каждой группы. Место проведения презентации итогов проекта: учебный кабинет.

В классе, где проходило данное мероприятие, столы были расставлены для работы 5 групп и отдельный стол для группы экспертов, состоящей из руководителей кружка, учителей и ребят 5б класса, участников конкурса «Пожарная безопасность»2015г.

Ход презентации проекта

Оборудование: сопровождающая презентация к проекту, учебный видеофильм «Правила пожарной безопасности», предметно - раздаточный материал для работы в группах, три чайные свечи и другой подручный материал для проведения опытов.

Организационный момент

Чтоб к истине нам сегодня прийти

Исследования наши необходимо провести.

И в этой работе на вас я буду полагаться,

На вашу знания буду опираться!

1. Погружение в проблему

Чтобы напомнить всем тему нашего исследования, отгадайте загадку:

Накормить – живёт,

Напоить – умрёт.

(Огонь) (Слайд 5)

Назовите синонимы к слову «огонь» и расположите их в порядке усиления действия. (Искра, пламя, пожар).

Сформулируйте тему нашего исследования.

(Как от искры возгорается пламя, как потушить его до пожара?)

2. Формулирование целей деятельности

Чтоб не ссориться с огнём – нужно больше знать о нём!

Назовите разделы, по которым проводились исследования. Разделы исследования:

Статистические данные по пожарам нашего района;

Условия горения, способы тушения огня; ознакомление с первичными средствами тушения.

Работа пожарной службы города;

самые мощные в мире пожарные машины;

Правила пожарной безопасности.

Учитель: В ходе презентации проекта экспертная группа будет оценивать вашу работу и около разделов, которые будут вами достойно защищены, будет «зажигать» символические нарисованные огоньки.

Защита проекта.

Учитель:

1.- Каждые 2 - 3 минуты в нашей стране вспыхивают пожары, в результате погибает около 20 тысяч человек. Группа статистов расскажет о результатах своих исследований по нашему району. Отчет исследовательской группы «статистов»

По результатам сбора информации о пожарах в нашем городе и районе за прошедшие два года … (Слайд 6,7,8)

Вывод : большинство пожаров возникает по вине людей, неосторожного обращения с огнем.

Экспертная группа зажигает условный «огонёк» напротив первого раздела.

2.Отчет «испытателей» с демонстрацией опытов совместно с учителем и руководителем кружка.

Группа «Испытателей» провела опыты исследования условий горения. Сейчас они расскажут о них. (Слайд 9)

Какие условия необходимы для горения? (Прежде всего, необходимо тепло, то есть сильный нагрев вещества или тела. А чтобы искра не погасла необходимо топливо: сухая трава, дерево, бумага, бензин, керосин, природный газ и т. д.).

опыт

Чтобы узнать какое третье условие необходимо для горения, проведем практическое исследование. Зажжем маленькую чайную свечу в жестяном поддоне – горит, накроем ее стаканом – начинает потухать, поднимаем стакан – снова горит в полную силу.

Почему когда огонь оказывается в стакане, он постепенно тухнет? Вывод: для горения необходимы три условия: тепло, топливо и кислород (Слайд10).

Учитель . Придя к людям, огонь завоевал наше доверие, он удачно замаскировался в спичках, зажигалках, электроприборах, фейерверках и во многих других вещах, используемых нами. Но огонь может быть и другом, и врагом человека.

Задание от руководителя кружка: У каждой группы учащихся по одной иллюстрации с изображением огня или электроприбора: горящая свеча, фейерверк, утюг, газовая плита, костер. Обсудить и доказать, в каких случаях изображённый «огонь» на одной и той же картинке может быть нашим другом, а когда врагом.

(Слайд 11)

Что делать, если небольшое возгорание произошло?

(Необходимо попробовать его потушить).

Какие средства тушения огня вы знаете?

3.Выступление «практиков» (Слайд 12)

Мы провели ряд опытов и узнали, как и чем можно потушить огонь.

1. Полили на горящую чайную свечу водой – огонь потух.

2. Насыпали на горящую свечу песок (землю) – огонь потух.

3. Накрыли горящую свечу плотной тканью (брезентом) – огонь потух.

Но такие способы не подходят для тушения возгорания горючих жидкостей и электроприборов. На помощь придут огнетушители: порошковый, углекислотный, воздушно-пенный. (Слайд 13)

Вывод : огонь можно потушить водой, песком, брезентовой тканью (одеялом), огнетушителем.

Экспертная группа зажигает условный «огонёк» напротив второго раздела.

- Слово предоставляется «практикам».

Люди в пожаре погибают не столько от огня, сколько от угарного газа. Для доказательства этого утверждения мы провели следующее исследование: зажгли чайную свечу, взяли намоченную плотную белую ткань, подняли ее над свечой, а в огонь положи крохотный кусочек пластмассы – свеча начинает коптить. Потушив свечу водой, рассмотрели ткань: со стороны свечи на тряпочке образовался чёрный круг копоти, а с другой - ткань более чистая (Слайд 14)

Вывод: во время пожара, чтобы не задохнуться от угарного газа, необходимо органы дыхания закрыть мокрым платком или ватно-марлевой повязкой.

Внимание! Повторять исследования с огнём в домашних условиях без присутствия взрослых и средств огнетушения запрещено!

Вопросы руководителей кружка по пройденному ранее материалу на уроках окружающего мира и инструктажах по ОБЖ и занятиях кружка «Юные пожарные»

Теперь наши эксперты вам зададут вопросы, чтобы проверить ваши знания.

Какие действия необходимо выполнить, если начался пожар? (Вызвать пожарную службу, покинуть помещение, если нет возможности этого сделать, закрыть все щели, держаться ближе к полу, так как угарный дым поднимается вверх, закрыть органы дыхания влажным платком, передвигаться к всевозможным выходам в противоположную сторону от огня, привлечь внимание) (Слайд 15)

При пожаре не сидим, набираем… (01).

Ролевая игра:

Поиграем в игру «Вызови пожарную охрану по телефону» (Слайд 16)

4.Отчет исследовательской группы «журналистов» о работе пожарной службы города Луги:

Журналисты побывали на экскурсии в пожарной части и об этом сейчас расскажут.

Работа пожарной службы нашего города по материалам экскурсии (Слайд17)

Наша группа побывала на экскурсии в пожарной части № 135 ОГПС Лужского района. Там мы посетили кабинет дежурного диспетчера, узнали, как поступают тревожные звонки и передаются по рации пожарным. Диспетчер не имеет права покидать свое место. Узнали, что все звонки записываются и отслеживаются. Есть такая система «Незабудка», которая помогает выявлять телефонных хулиганов. Нас проводили в учебный кабинет, где обучают пожарных. Они тоже сидят за партами с ручками и тетрадками, как мы в школе. А еще их учат оказывать медицинскую, психологическую помощь. Специально обучают работать в задымленных (Слайд18) помещениях. К нам пришел настоящий пожарный во всей экипировке. Каждая деталь костюма пожарного очень важна в его работе. Мы примерили на себя боевую одежду пожарного, кислородную маску с баллоном. Оказалось, что у пожарных есть даже спальная комната, где можно отдохнуть, так как они выходят работать на целые сутки. Мы увидели, что пожарное снаряжение всегда наготове. В любую минуту они готовы придти нам на помощь. (Слайд19)

Во время экскурсии нам показали пожарные машины, рассказали об их устройстве. В нашей части несколько спец. машин. Две на базе «Камаза» и еще одна на базе «Зила». Нас удивило, что одна машина ПНС 10(пожарнонасосная станция) содержит 20 пожарных рукавов для тушения огня. Их можно соединить и получится рукав 20длинной 2км. Машины всегда заполнены водой, но для тушения пожара ее хватает только на 7-10 минут, поэтому необходима дозаправка водой, для этого тоже нужны пожарные рукава. Особое внимание привлекла пожарная машина на базе «Зила», над которой расположена огромная стрела в сложенном виде. Нам рассказали, что в вытянутом положении, стрела достигает высоты девятиэтажного дома. По окончании экскурсии все поняли, что работа пожарного очень трудна.

А еще я (Карева Лида) взяла интервью у своего папы, бывшего пожарного нашей части.

Мы продемонстрируем вам чему научились: (одевать боевую одежду пожарного).Помогут нам в этом ребята 5б класса, которые в прошлом году участвовали в конкурсе по пожарной безопасности и стали победителями.

5.Отчет группы «теоретиков» о нахождении сведений о самых мощных в мире пожарных машинах «ошкош» и big wind .

Наши теоретики искали материал о самой мощной пожарной технике. Сейчас они расскажут о ней. (Слайд21,22)

Самой мощной в мире пожарной установкой считается пожарная машина - вездеход «ошкош», применяемая для тушения пожаров на самолётах. Максимальная скорость - 80 км/ч, При аварийной посадке самолёта, всего за три минуты она разбрызгивает столько пены, что ею можно покрыть футбольное поле.

Автомобиль может использоваться как самостоятельная боевая единица с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, из водоема или из водопроводной сети. Автомобиль предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40° С до плюс 45° С.

Экспертная группа зажигает символические «огоньки» напротив четвёртого раздела. Творческое задание.

Каждая группа готовила свое творческое задание. Составляла правила пожарной безопасности. Представят нам свои работы.

(статисты - правила пожарной безопасности в лесу;

испытатели - правила по электробезопасности;

практики и теоретики - правила пожарной безопасности в быту;

журналисты- правила пожарной безопасности при обращении с пиротехникой)

(Слайды 23),

Проверка и защита творческих работ.

Экспертная группа зажигает условный «огонёк» напротив пятого раздела. 24,25

Самооценка, самоанализ проектной деятельности (слай26)

Чтение разделов исследовательской работы. Подведение итогов работы в группах.

Проверка - напротив каждого ли раздела зажёгся условный «огонёк». Вопросы к исследовательским группам:

Получили ли удовлетворение от своей работы? Что удалось, а что нет? Какие вопросы хотели еще доработать?

Чтобы закрепить наши знания посмотрим фильм.

Просмотр фильма «Правила пожарной безопасности».

Итог работы

При завершении работы над темой исследования ребята совместно с учителем доработали слайдовый фильм-инструктаж по теме «Как из искры возгорается пламя, как его потушить до пожара?», главные герои которого – сами дети.

Лариса Селянина
Групповой исследовательский проект «Безопасность»

Введение

Сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за её самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Все мы знаем, что правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек.

Дошкольный возраст – важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения , о здоровом образе жизни. Это период развития личности, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Зачастую, оказавшись в различных неожиданных ситуациях на улице и дома, дети могут растеряться. Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. В Законе РФ «О безопасности » понятие «безопасность » трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Актуальность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту , важностью целенаправленной деятельности родителей и всех работников ДОУ. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности . Проект был разработан для детей дошкольного возраста, где были представлены разные формы и виды детской деятельности.

Паспорт проекта .

Цель : Сформированные знания детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения дома .

Задачи :

1. Тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья.

2. Развивать умение правильно пользоваться предметами домашнего обихода.

3. Воспитывать чувство самосохранения.

Вид проекта : Исследовательский , групповой .

Сроки реализации :краткосрочный

Объект проекта : Совместная работа Воспитателя детей и родителей.

Предмет проекта : процесс воспитания и обучения.

Предполагаемые результаты :

У Детей сформируются знания о правилах безопасного поведения дома , на улице и в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницами, иголками, ножами, электроприборами и т. д.)

Получат представление о работе служб спасения и выучат телефоны, по которым можно получить помощь.

Работа по реализации проекта строилась в три этапа.

1 этап – подготовительный.

Цели :

Изучить методические основы организации образовательной деятельности для детей дошкольников.

Подбор и систематизация материала (пособий, игрушек, демонстративного материала, книг и атрибутов) для работы с детьми и их родителями.

Создание развивающей среды по выбранной тематике в виде макетов.

Формировать заинтересованность у родителей к теме «Безопасность ребёнка » .

Мероприятия :

1 Оформить уголок для родителей на тему : «Безопасность ребёнка дома » , «Безопасное поведение ребёнка-дошкольника дома и на улице»

2 Создать в группе развивающую среду по теме «Безопасность » .

2 этап – основной.

Цели :

Знакомить детей и родителей с правилами личной безопасности дома .

Знакомить детей с опасными предметами.

Знакомить с бытовыми электроприборами, их назначением.

Закреплять знания детей об основных правилах пожарной безопасности .

Знакомить с работой служб спасения, умение самостоятельно вызвать.

Воспитывать чувство самосохранения.

Пополнять активный словарь детей, формировать выразительность речи и развивать творческие способности.

Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.

Мероприятия :

1. Рассматривание плакатов на тему : «Безопасность дома и на улице » .

2. Беседы с детьми на темы :

«Один дома» ,

«Опасные предметы»

«Электроприборы»

«Не открывай дверь чужим людям»

«Это не игрушка, это опасно!»

«Вызываем службу спасения!»

4. Чтение художественной литературы : «Кошкин дом» , «Торопливый ножик» , «Волк и семеро козлят» , «Кот, петух и лиса» , «Гуси-лебеди» , «Заюшкина избушка» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Жихарка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

5. Игровая деятельность.

Дидактические игры :

«Попробуй отгадать»

«1-2-3 – опасность назови!»

«Да-нет»

«Где и как хранить предметы?»

«Помоги героям сказки»

«Доскажи словечко!»

«Мы спасатели»

«Что для чего?»

Сюжетно-ролевые игры :

«Мы пожарники»

«Вызываем службу спасения»

«Экстренная помощь»

«Скорая помощь»

6. Эвристические беседы :

1 «Как использовать и хранить опасные предметы» . Цель : Сформированные знание детей о многообразии предметов, которыми необходимо уметь пользоваться, но храниться они должны в специально отведённых местах.

2 «Открытое окно и другие опасности в доме» . Цель : Расширенное представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.

3 «Электроприборы, без них нам не прожить» . Цель : Сформированные знания детей о том, что электроприборы могут быть опасны, какими электроприборами можно пользоваться детям с осторожностью.

4 «Вызываем службу спасения!» . Цель : Научить детей правильно пользоваться номерами телефонов экстренных служб (скорой помощи, полиции, пожарной охраны) .

5 «Опасность повсюду» Цель : Рассмотреть и обсудить с детьми разные опасные ситуации, в том числе встречи с незнакомыми людьми. Научить детей правильно себя вести в таких случаях.

7. Работа с родителями :

Консультация для родителей на тему : «Безопасное поведение на улице и дома» .

8. Совместная творческая работа родителей и детей :

Составление творческих рассказов на тему «Как предотвратить беду» .

Изготовление схем для каждого ребёнка по теме «Безопасность дома » .

Изготовление макетов : «Дом с электроприборами» , «Улицы села»

3 этап – заключительный.

Цели :

Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта .

Мероприятия :

1. Итоговое занятие на тему : «Правила безопасного поведения дома » .

2. Сюжетно –ролевая игра «Умею, знаю сам и научу другого»

3. Викторина «Я- за безопасный образ жизни »

Литература :

1. Журнал «Дошкольное воспитание» , № 9, 2000 год, стр. 64-67.

2. «Безопасность » Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

3. «Как обеспечить безопасность дошкольников » , методическое пособие.

4. «Основы безопасности поведения дошкольников» О. В. Чермашенцева.

5. «Осторожные сказки» Т. А. Шорыгина.

6. Белая К. Ю. и др. «Твоя безопасность » . – М.: Просвещение, 2008.

7. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры» . – СПб.: «Детство-пресс» , 2012.

8. Хромцова, Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей до-школьного возраста». - М.: педагогическое общество России, 2005

Научно – исследовательская работа

На тему:

«Пожары и причины

их возникновения»

Власенко Олег,

Бахтигалиев Фархат

учащиеся 2 «А» класса

гимназии № 231

г. Знаменска Астраханской области

Руководитель: Мотченко Марина

Владимировна

учитель начальных классов.

г. Знаменск

Ведение

1. Теоретическая часть:

1.1. Понятие пожара.

1.2. Причины возникновения бытовых пожаров.

1.3. Требования пожарной безопасности к содержанию городских квартир.

1.4. Требования пожарной безопасности к содержанию жилья в сельской местности (дачных посёлках).

1.5. Профилактика возникновения бытовых пожаров.

1.6. Действия в случае пожара.

1.7. Действия после пожара.

Статистика причин пожаров в РФ за 2014 год (по данным МЧС).

Практическая часть:

2.1. Критерии пожарной безопасности к содержанию городских квартир.

2.2. Критерии пожарной безопасности к содержанию жилья в сельской местности (дачных посёлках).

Заключение.

Список литературы.

Введение

Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере укрепления российской государственности, развития хозяйства, роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые причиняли неизмеримый материальный ущерб, уносили тысячи жизней людей. В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV в. в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал сотни дворов, даже не упоминали, такое случалось часто. В 1493 г. даже московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам.

Принятие в XV–XVI вв. законодательных актов в области пожарной безопасности отразилось на творениях архитекторов и строителей. Строить в Москве теперь начали из кирпича и при проектировании зданий учитывали необходимые меры пожарной безопасности. Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии.

Актуальность работы связана с тем, что увеличивается количество пожаров в жилых помещениях. Бытовые пожары стали нашими неизменными «спутниками» жизни.

Сейчас в России развитию противопожарного нормирования придается большое значение. В настоящее время обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений различного назначения базируется на развернутой системе противопожарных норм строительного проектирования.

Но н и для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Каждый день средства массовой информации сообщают нам о бытовых пожарах. Причём, в основном поступает информация о пожарах в жилых домах сельской местности или дачных посёлках. Так, по сообщению МЧС, на территории Астраханской области произошло 284 пожара, в которых погибло 24 человека,14 – получили ожоги различной степень тяжести.