Относятся:

  • Глава государства - Президент Российской Федерации ;
  • Федеральный законодательный орган - Федеральное собрание РФ ;
  • Правительство - Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства ;
  • Федеральные органы исполнительной власти: Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством РФ)
  • Судебный орган - Верховный Суд Российской Федерации .

Также в различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.

На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьировать в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.

На уровне субъектов РФ существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Органы государственной власти" в других словарях:

    Органы государственной власти - см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; … Энциклопедия права

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Юридическая энциклопедия

    органы государственной власти - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN governmental аuthoritiespublic аuthorities … Справочник технического переводчика

    Органы государственной власти - см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; Органы судебной власти; … Большой юридический словарь

    Подразделения государственного аппарата, выполняющие функции власти и управления и наделенные для этого необходимыми полномочиями … Энциклопедический словарь экономики и права

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными… … Юридическая энциклопедия

    Органы государственной власти федеральные (федеральные органы государственной власти) - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской… … Словарь юридических понятий

    Органы государственной власти субъектов рф - (англ. organs/bodies of state pover of subjects of RF) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме законодательные (представительные) органы гос ной … Энциклопедия права

    Органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования - Органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий управление в сфере образования и полномочия Российской Федерации в области… … Официальная терминология

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ - ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Органы государственной власти в России. Конституционнно-правовой аспект , Эриашвили Н., Габричидзе Б., Белоновский В., Хазов Е., Чихладзе Л., Кальгина А., Прудников А., Алиев Я., Маюров Н., Кирсанов А., Гаглоев Д., Галузо В.. Книга посвящена проблематике теории органов государственной власти, выявлению и анализу ее наиболее значительных составляющих. Органы государственной власти рассматриваются как федеральные…
  • История власти в России. Великие князья, цари, императоры, их двор, государственная, дипломатическая, военная, полицейская иерархия, органы государственной власти иуправления. IX-XX века , А. Андреев. Работа Александра Андреева рассказывает об истории государственной власти в России за тысячу лет. Подробно исследован механизм власти и управления государством, органы государственной власти…

Законодательные

Президент Российской Федерации

Органы Государтвенной власти России

Федеральное собрание Российской Федерации (Государственная Дума)

Исполнительные

Совет Безопасности Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство энергетики Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации

Министерство РФ по атомной энергии

Министерство имущественных отношений РФ

Министерство путей сообщения РФ

Государственные комитеты

Государственный комитет Российской Федерации по статистике

Федеральные комиссии России

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Федеральные службы России

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Федеральная служба земельного кадастра России

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

19.Гражданское право: понятие и источники.

Гражданское право – совокупность норм, которые регулируют имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Эти отношения – предмет гражданско-правового регулирования.

Особенности гражданского права:

1. Участники правоотношений пользуются автономией в выборе варианта поведения;

2. Отсутствуют отношения власти и подчинения между сторонами.

Система гражданского права – совокупность институтов гражданского права в их единстве и разграничении. Система гражданского права предполагает источники права:

Конституция РФ, ГК РФ, Семейный кодекс, Федеральные законы;

Подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств нормативного характера;

Обычаи и деловые обыкновения.

Нормы гражданского права регулируют общественные отношения, которые существуют реально между людьми. В результате такого воздействия они приобретают вид гражданских правоотношений.

Основные начала Гражданского права РФ:

1. Равенство участников, регулируемых гражданских правоотношений;

2. Неприкосновенность собственности;

3. Свобода договора;

4. Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

5. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав

6. Обеспечение восстановления нарушенных прав и их защита.

20.Гражданское правоотношение: понятие, объект, субъекты, виды.

Гражданское правоотношение - это основанное на нормах гражданского права имущественное или неимущественное общественное отношение, участники которого, обладая правовой автономией и имущественной обособленностью, выступают в качестве юридически равных носителей субъективных прав и юридических обязанностей.

Структура любого правоотношения это субъект и объект.

Субъект гражданских правоотношений - тот, кто наделен субъективными правами и обязанностями.

Субъекты гражданских правоотношений:

Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (только живые люди).

Организации, имеющие статус юридического лица.(Понятие юридического лица дано в ст.48 ГК - это организация, обладающая обособленным имуществом, отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Для того, чтобы юридическое лицо стало субъектом гражданского правоотношения, оно должно пройти государственную регистрацию. Юридические лица делятся на: а) коммерческие (даётся исчерпывающий перечень в ГК) и б) некоммерческие.)

Унитарные, государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества, кооперативы (производственные и потребительские), общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Государственные образования - РФ в целом и субъекты РФ.

Муниципальные образования.

Объекты гражданских правоотношений - это то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения.

Наиболее распространённым объектом является вещь (предмет материального мира, который находится в обладании человека и может быть полезен ему, им могут быть деньги, ценные бумаги и т.п.). Помимо вещей к объектам относят информацию, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Ст.129 ГК делит все объекты гражданских правоотношений на три группы, в основу деления положена оборотоспособность объектов:

Свободно обращающееся объекты права (это общее правило).

Объекты ограниченные в обращении (требуется специальное разрешение, напр., оружие).

Объекты полностью изъятые из оборота (сильнодействующие яды).

Виды гражданских правоотношений

Классификация гражданских правоотношений проводится по различным основаниям или критериям.

а) по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного лица:

-Абсолютные – субъективному праву управомоченного лица противостоит обязанность неопределенного круга обязанных лиц. Меры ответственности могут быть применены к любому лицу, нарушившему абсолютное право управомоченного лица. Так, например, собственник может требовать от всякого и каждого, чтобы тот воздерживался от совершения любых действий, мешающих собственнику осуществлять свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащей ему вещью.

-Относительные – управомоченному лицу противостоит строго определенное обязанное лицо, поэтому требовать исполнения обязанности, а в случае неисполнения применять меры принуждения можно только к этому конкретному обязанному лицу. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать передачи проданного имущества от конкретного продавца.

-Имущественные – правоотношения, возникающие всегда по поводу материальных благ (имущества) и связаны либо с нахождением имущества у конкретного лица (право собственности и т.п.), или с переходом имущества от одного лица к другому (по договору, в порядке наследования). Для защиты имущественных прав могут применяться только меры имущественного характера (неустойка, возмещение вреда и т.п.).

-Неимущественные – правоотношения, возникающие по поводу нематериальных благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация, право авторства на произведение, опытный образец и т.п. для защиты таких прав наряду с имущественными санкциями (компенсация морального вреда) применяются и меры неимущественного характера (признание авторства, публичное опровержение и т.п.).

в) по распределению прав и обязанностей;

Простые – одному лицу принадлежит только одно право, а другому лицу - только одна обязанность. Например, в договоре займа у заимодавца есть право требовать возврата взятых взаймы денежных сумм, а у заемщика - только обязанность их возвратить.

Сложные – у каждого субъекта правоотношения одновременно имеются права и обязанности. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать передачи ему проданной вещи, но, в свою очередь, обязан оплатить стоимость проданной вещи, а продавец обязан передать вещь, но вправе требовать уплаты ее цены. Каждое из сложных правоотношений представляет собой совокупность четко определенных взаимных прав и обязанностей. Определив эти права и обязанности, можно сделать вывод о том, какие именно нормы гражданского законодательства применимы в данном случае.

г) по предмету регулирования (способу удовлетворения интересов управомоченного лица):

Вещные - опосредуют статику имущественных отношений и осуществляются действиями самого управомоченного лица (владение, пользование, распоряжение вещью, принадлежащей лицу на праве собственности).

Обязательственные – регулируют динамику имущественных отношений: по поводу передачи вещи, исполнения работ и оказания услуг. В таких правоотношениях субъективное право кредитора реализуется через исполнение должником лежащей на нем обязанности.

В систему федеральных органов государственной власти входят: Президент РФ (осуществляет власть главы государства), Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума - законодательная власть), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, федеральные суды (судебная власть). Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ.

Практика реализации конституционных норм позволяет выделить особую группу государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные и иные полномочия, не входящие в полномочия ни законодательных, ни исполнительных, ни судебных государственных органов, - это органы особой компетенции: Прокуратура РФ, Центральная избирательная комиссия РФ (избирательное законодательство), Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Уполномоченный по правам человека РФ.

Роль Президента РФ в системе государственного управления

Статус и полномочия Президента РФ в исполнительной власти РФ утверждается в первую очередь Конституцией РФ. В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ среди перечисленных субъектов, осуществляющих государственную власть, Президент РФ находится на первом месте, далее следуют Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ.

Конституционный статус Президента слагается из четырех составляющих: глава государства; гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; Верховный Главнокомандующий; субъект законодательного процесса.

Порядок выборов Президента определяет ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ от 13.01.2003. - № 2. - ст. 171.

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти.Пожалуй, наиболее значимым аргументом в пользу признания Президента РФ фактическим главой исполнительной власти являются нормы ст. 32 ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ«О Правительстве РФ».О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ от 22.12.1997. - № 51. - ст. 5712. В соответствии с ними Президент РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент РФ руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, распределяет функции между указанными федеральными органами исполнительной власти, а Правительство РФ координирует деятельность этих федеральных органов исполнительной власти.

Можно назвать и иные полномочия Президента Российской Федерации как субъекта исполнительной власти. В частности, высшие должностные лица субъектов РФ - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - подчиняются Президенту РФ по предметам ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.Президент РФ, соответственно находится и во главе органов государственного управления, а следовательно, и во главе исполнительной власти, федеральных органов исполнительной власти.

Следует иметь в виду, что Президент РФ обладает также полномочиями, которые не обусловлены осуществлением управленческой деятельности. Среди них полномочия по:

Формированию судебной власти;

Назначению выборов в Государственную Думу и роспуску Государственной Думы;

Подписанию и обнародованию федеральных законов.

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента Российской Федерации, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ. Правовое положение Администрации Президента Российской Федерации установлено Указом Президента РФ от 06.04.2004 № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ».Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ от 12.04.2004. - № 15. - ст. 1395. В соответствии с которым, основной ее задачей является создание условий для выполнения Президентом РФ возложенных на него задач и функций.

В России в настоящее время складывается суперпрезидентский тип республики, об этом, в том числе, свидетельствует наличие при Президенте РФ органов, краткая характеристика которых представлена ниже.

Конституционным органом, который осуществляет подготовку президентских решений по вопросам стратегии развития России, по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, является Совет Безопасности РФ. Правовая основа его деятельности - федеральное законодательство, Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности РФ и аппарате Совета Безопасности РФ, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента РФ»,Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.06.2004 № 726 (ред. от 06.05.2011) // Собрание законодательства РФ от 14.06.2004. - № 24. - ст. 2392. иные правовые акты Президента РФ.

Широкий спектр функций и задач этого органа сводится к работе в двух направлениях: формирование стратегии внутренней; внешней политики государства и стратегии политики национальной безопасности.

В состав Совета Безопасности РФ входят: Председатель (по должности им является Президент РФ), который руководит его работой; Секретарь (входит в число постоянных членов); постоянные члены и члены, включение и исключение которых из состава осуществляет Президент РФ.

Основная форма деятельности - заседания; решения принимаются постоянными членами простым большинством от их общего числа, оформляются протоколом заседания и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности РФ. Оперативность в обсуждении вопросов национальной безопасности - неотъемлемый элемент эффективного государства. Другая форма деятельности Совета - совещания. Оперативные совещания проводятся Председателем Совета с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю. Проведение совещаний по стратегическому планированию является прерогативой Секретаря Совета с постоянными членами и членами Совета.

Основными рабочими органами являются межведомственные комиссии: постоянные, создаваемые по функциональному или региональному признаку, и временные, создаваемые в целях подготовки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, актуальным проблемам правопорядка в обществе и государстве и пр. Персональный состав комиссий по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти утверждается Секретарем Совета. Персональный состав Совета Безопасности РФ утверждается Указом Президента РФ.

Новый порядок формирования верхней палаты российского парламента инициировал поиск путей участия глав российских регионов в разработке государственной политики, что привело к созданию нового органа при Президенте РФ - Государственного Совета РФ. Это совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Основания его формирования: ст. 80 и 85 Конституции, предложения обеих палат Федерального Собрания РФ. Правовые основы деятельности - федеральное законодательство, Указ Президента РФ от 1.09.2000. № 1602 «О Государственном Совете Российской Федерации»,О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 (ред. от 10.08.2012) // Собрание законодательства РФ от 04.09.2000. - № 36. - ст. 3633. указы и распоряжения Президента РФ.

В состав Госсовета входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и являющийся председателем Президент РФ. Решение оперативных вопросов возлагается на Президиум Госсовета (семь членов).

Форма деятельности Госсовета РФ - заседания, которые проводятся не реже одного раза в три месяца и являются правомочными при присутствии большинства от общего числа членов. Госсовет наделен правом создания временных и постоянных рабочих групп, правом привлечения ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Решения Госсовета носят рекомендательный характер, оформляются протоколом, при необходимости указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ либо вносятся в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Обязанности секретаря Госсовета, не входящего в его состав, возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. В целом, выполняемые Госсоветом РФ задачи позволяют выделить этот орган в качестве субъекта государственной политики и одного из способов ее формирования.

В последнее десятилетие в России активно развивается практика института представительства Президента РФ на различных уровнях государственной власти и управления. Сегодня полномочные представители Президента РФ осуществляют деятельность в Высших Судах РФ, в палатах Федерального Собрания РФ, представляя интересы Президента РФ и способствуя осуществлению его деятельности как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Институт полномочных представителей Президента РФ функционирует и в федеральных округах, сформированных Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 02.02.2013) // Собрание законодательства РФ от 15.05.2000. - № 20. - ст. 2112. Этот институт пришел на смену представителям Президента РФ в субъектах Федерации в целях обеспечения реализации главой государства его конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Полпред Президента в федеральном округе как федеральный государственный служащий входит в состав Администрации Президента, назначается и освобождается от должности по представлению Руководителя Администрации Президента, непосредственно подчиняется главе государства. Аппараты полномочных представителей - самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ, их структуру и штатную численность определяет Руководитель Администрации.

При полномочных представителях Президента РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, повышения эффективности института представительства, в соответствии с Указом Президента РФ от 24.03.2005 № 337 «О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах»,О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах: Указ Президента РФ от 24.03.2005 № 337 (ред. от 22.03.2010) // Собрание законодательства РФ от 28.03.2005. - № 13. - ст. 1139. функционируют совещательные органы - советы (за исключением Южного федерального округа). Членами совета по должности являются: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, входящих в состав федерального округа; представитель Министерства регионального развития РФ (по решению Минрегиона России); заместитель Генерального прокурора РФ по федеральному округу (по согласованию); могут входить иные лица. Персональный состав совета по предложению полпреда утверждается Руководителем Администрации Президента РФ.

Рабочим аппаратом Президента РФ является Администрация Президента РФ - это государственный орган, сформированный в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции в целях обеспечения деятельности главы государства и осуществления контроля за исполнением его решений на основании Указа Президента РФ от 6.04.2004 № 490, иными указами и распоряжениями Президента РФ. Состав Администрации представлен обширным кругом должностных лиц и структурных подразделений.

Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федераций и Государственная Дума), Правительство РФ и суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный).

Президент РФ является главой государства. Его правовой статус, полномочия и порядок избрания определены в главе 4 Конституции РФ. Он избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Значительная часть полномочий Президента направлена на обеспечение согласованного функционирования всех ветвей власти в стране. При взаимодействии с законодательной властью глава государства имеет право назначать выборы Государственной Думы, а также распускать ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Президент вносит законопроекты в нижнюю палату парламента, подписывает и обнародует федеральные законы. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Среди полномочий Президента по отношению к исполнительной власти назначение с согласия Государственной Думы председателя Правительства, назначение на должность и освобождение от нее заместителей председателя и федеральных министров, отмена решений органов исполнительной власти в случае противоречий Конституции,
федеральным законам, принятие или отклонение отставки Правительства.

Специфичны взаимоотношения Президента с судебной властью. Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора; вносит предложения об освобождении его от должности, назначает суден других федеральных судов.

Широк круг обязанностей главы государства в области организации бороны страны. В соответствии с Конституцией он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В этом качестве утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее военное командование. Президент имеет право вводить на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Более подробно обязанности Верховного Главнокомандующего регламентированы федеральными законами.

Так, в соответствии с Законом «Об обороне» глава государства определяет основные направления военной политики страны, осуществляет руководство Вооружёнными Силами и другими воинскими формированиями. Он объявляет в случае необходимости полную или частичную мобилизацию; утверждает концепции и планы строительства Вооруженных Сил, государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, издает указы о призыве на военную службу и увольнении в запас, утверждает общевоинские уставы, осуществляет иные полномочия в области обороны.



Представительным и законодательным органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент РФ, который состоит из двух палат. Совета Федерации и Государственной Думы в Совет Федерации входят по два представителя от каждою субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительною органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов Федеральное Собрание избирается, как и президент на четыре года.

Необходимость разделения Федерального Собрания на две палаты вызвана разграничением функций каждой, а также определенным порядком рассмотрения и принятия законов.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые законы, в течение 5 дней, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным, Советом Федерации, если за него проголосовало более половины, от общего числа членов этой палаты, либо, если, в течение 14 дней, он не был рассмотрен Советом федерации. Принятый федеральный закон, в течение 5 дней, направляется Президенту Российской Федерации, который, в течение 14 дней, подписывает закон и обнародует его. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством, (не менее трех четвертей голосов) от общего числа, членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов, от общего числа, депутатов Госдумы.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров Основные из задач, которые решает Правительство.

В сфере военного строительства на Правительство возложены обязанности по организации оснащения Вооруженных Сил вооружением и военной техникой, обеспечению их всеми необходимыми ресурсами, для успешного выполнения своих функций. Правительство: организует разработку и выполнение государственных программ вооружения, осуществляет руководство мобилизационной подготовкой, ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения. Оно осуществляет и иные полномочия в области обороны, определенные Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента России.

В системе государственной власти России важное место занимает судебная власть. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства и представлена Конституционным, Верховным, Высшим арбитражным судом РФ, иными федеральными судами.

За органами судебной власти признается самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти. Основное содержание деятельности этих органов определено целью осуществления правосудия в стране - защитой конституционного строя Российской федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.

Особое место в Конституции отведено Прокуратуре Российской Федерации. Она не является органом судебной власти, но при осуществлении правосудия тесно взаимодействует с ними.

Основная задача Прокуратуры – осуществление государственного надзора за исполнением законов на всей территории Российской Федерации. В результате прокурорского надзора устраняются ошибки и недостатки судебной практики. Осуществляется защита прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укрепляются законность и правопорядок.

Таким образом, Конституцией Российской федерации определено, что единственным источником власти в России является ее народ. Власть народа осуществляется непосредственно (путем референдумов и свободных выбрав), а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Построенные на основе принципа разделения полномочий, эти органы призваны обеспечить права и свободы, честь, достоинство человека и гражданина, а также демократическое развитие Российского государства.

Как и в любой стране, в Российской Федерации руководство осуществляется через органы государственной власти и управления. Сегодня под органами госвласти понимается канал, с помощью которого народные массы реализуют свою власть, что предусматривается третьей статьей российской Конституции. Наряду с этим имеется местное самоуправление, которое не входит в систему госвласти.

Специфические черты, присущие органам госвласти

Каждому органу госвласти присущи некоторые властные и государственные полномочия, которые выражаются в их компетенции.

Под термином "компетенция" понимают совокупность предметов ведений и полномочий.

Любую компетенцию органа госвласти определяют Конституция России, устав субъекта Федерации, законы России и ее субъектов, указы главы государства, постановления кабинета министров и постановления исполнительного органа субъекта федерации, положение об этом органе и прочие нормативно-правовые акты.

Государство устанавливает порядок образования каждого государственного органа. К примеру, Конституция России и соответствующие федеральные законы регламентируют порядок проведения выборов в Государственную Думу.

Государство уполномочивает каждый госорган на выполнение определенных задач и функций. К примеру, как говорится в 80-й статье Конституции РФ, российский президент обязан гарантировать права и свободы граждан, а также государственный суверенитет, тогда как Правительству Российской Федерации предписывается, согласно сто десятой статьи Конституции, осуществлять исполнительную власть.

Государство устанавливает порядок функционирования каждого государственного органа. К примеру, российское правительство действует согласно федерального конституционного закона.

Для каждого госоргана характерно, что он структурно входит в единую систему органов госвласти, составляя ее часть.

Единство системы госуправления

Российская Конституция определяет, что из органов госвласти и управления страны, а также всех, входящих в нее субъектов, состоит единая система органов государственного управления. Проявление подобного единства системы госвласти находит свою реализацию в системе по разграничению полномочий и предметов ведения между центрально-федеральными властными структурами и властными органами федеративных субъектов.

Все органы госвласти имеют между собой тесную организационно-правовую связь.

Понятие органа госуправления

Одной из разновидностей органов госвласти являются органы государственного управления, обладающие всеми основными чертами, присущими органам госвласти.

Госорган имеет свои отличительные признаки.

К госоргану относят организованный коллектив, являющийся самостоятельной частью госаппарата, имеющий собственную компетенцию и обладающий публичными функциями.

Главным отличительным признаком для госоргана будет то, что это понятие относится к организации, коллективу, управляемой группе людей.

К следующему признаку государственного органа будет относиться то обстоятельство, что госорган является политической структурой, то есть наделен госвластью, которая дает право выступать от государственного имени для выполнения его функций.

Соответственно это подразумевает наделение госоргана специфическими полномочиями, имеющими властно-государственную природу.

Обладание госвластными полномочиями является главным юридическим признаком всякого госоргана.

В чем заключаются подобные полномочия?

Госвластные полномочия заключаются в праве госоргана осуществлять издание от лица государства соответствующих юридических актов, которые являются обязательными для исполнения.

Адресатами изданных актов госорганов могут являться иные госорганы, должностные, юридические и физические лица, а в некоторых ситуациях и общественные структуры.

Особенности полномочий

Одной из специфических особенностей властных государственных полномочий стало то, что у них существует возможность выхода из рамок конкретного госоргана, и распространение их будет касаться той области или отрасли социально-культурной, хозяйственной либо административно-политической деятельности, с которой связана работа конкретного органа.

Нередко акт госоргана может распространяться не только на категорию подчиненных должностных лиц, трудящихся в сфере, которая подведомственна конкретному госоргану, но и на иных граждан.

Этому внешнему фактору нельзя присвоить статус универсальности, однако по нему сразу становится понятна сущность властных полномочий госоргана.

В каких сферах действительны полномочия госоргана

Сферу действия полномочий госорганов определяет конкретное место, которое занимают органы государственной власти и управления в системе госаппарата, плюс характер задач, решаемых конкретным властным органом.

Органы госвласти и управления вправе реализовывать издаваемые правовые акты путем осуществления от лица государства соответствующих мероприятий по убеждению, воспитанию и поощрению.

Для государственно-властных полномочий характерно наличие права на организацию от лица государства соответствующего наблюдения (надзора) за правильностью выполнения требований изданного правового акта.

Это вполне объяснимо, так как властные полномочия проявляются не только в установлении определенной обязанности, но и в необходимости обеспечения ее конкретного исполнения и неукоснительного соблюдения представителями государственных и общественных структур, юридическими и физическими лицами.

В определенных случаях для неукоснительного выполнения изданных правовых регламентов органы государственного управления могут использовать разрешенные им меры по принуждению.

Все перечисленные действия госорганов подлежат обязательному исполнению, так как они подкреплены силой и авторитетом государства.

Специфика органа госуправления

Федеральные органы государственного управления, как и любые иные органы власти, должны действовать в рамках своей компетенции. Орган должен обладать соответствующей организационной структурой, территориальным масштабом деятельности. Органам госуправления присущи свои специфические признаки, вытекающие из своеобразия задач, решаемых исполнительными властными органами, и особенностей их госдеятельности.

Прежде всего вышеуказанными органами проводится специфическая по методике и содержанию государственная деятельность - госуправление.

Вся деятельность органов государственного управления, осуществляемая в рамках предоставляемых властно-государственных полномочий, решает задачи, касающиеся общего, ежедневного, оперативного руководства на объектах, связанных с хозяйственным, социально-культурным, административным и политическим строительством.

В своей работе органы госуправления в первую очередь руководствуются законом, используя юридические средства нормотворческого и юрисдикционного характера.

В общем, организация органа государственного управления предусматривает собой создание структуры, являющейся частью госаппарата, которая предназначена в режиме распорядительно-исполнительной деятельности от лица государства и в объемах предоставленных властных государственных полномочий осуществлять непосредственное ежедневное руководство деятельностью административных, политических, хозяйственных и социально-культурных объектов.

Исполнительная власть

Чтобы понять, для чего нужны исполнительные органы государственного управления, стоит разобраться, как соотносятся госуправление и исполнительная власть.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную провозглашено как важнейший принцип функционирования Российской Федерации в качестве правового государства в Декларации о госсуверенитете нашей страны еще в 1990 году.

Понятие исполнительной власти законодателем закреплено в российской Конституции.

Исполнительную власть можно отнести к политико-правовой категории, тогда как государственное управление - к организационно-правовой.

Что подразумевается под термином "исполнительная власть"

Под исполнительной властью понимается государственное управление, которое осуществляют органы исполнительной власти.

Реализация ее происходит во внесудебном порядке. В ее компетенции находятся наиболее важные атрибуты государственной власти, это касается финансов, важнейших коммуникаций, полиции, армии, структур безопасности, исправительных учреждений и тому подобного.

О местном самоуправлении

На сегодняшний день в Российской Федерации местные органы государственного управления еще не могут с полной отдачей решать поставленные перед ними задачи, так как их деятельность подлежит совершенствованию.

Формирование местных представительных органов происходит путем выборов, тем не менее они относятся к государственным органам управления.

Местные органы исполнительной власти не имеют организационной связи с местными представительными органами, хотя обе эти ветви являются органами госуправления.

При решении задач местного характера орган местного самоуправления обладает организационной и функциональной самостоятельностью.

Органы государственного и муниципального управления

Существуют различные формы управления. Всем известны государственное и муниципальное.

Отмечаются следующие типы взаимоотношений между этими органами власти.
Первый тип взаимоотношений, связанный с возложением на орган госвласти субъекта Российской Федерации обязанностей, касается вопросов, находящихся исключительно в федеративном ведении. При этом федеральные органы государственной власти осуществляют административное руководство региональными исполнительными структурами.

Второй тип взаимоотношений подразумевает совместное ведение управления. В данном случае федеральные органы государственной власти принимают управленческие решения после обязательного выяснения мнения регионального органа госвласти, хотя право на окончательное решение всегда за федеральной структурой. Таким образом, решающим голосом обладает федерация, совещательным - регион.

Третий тип взаимоотношений предусматривает равноправие в вопросах совместного управления, когда федерация и субъекты обладают одинаковыми правами. Кроме договорного порядка, отношения могут устанавливаться равноправными при возникновении так называемого режима двойного ключа. К примеру, Конституция РФ предусматривает подобное взаимодействие. В тексте это звучит таким образом: "Изменение статуса субъекта РФ допускается в случае взаимного согласия Федерации и субъекта".

Четвертый тип взаимоотношений касается вопросов, закрепленных в ведении субъекта федерации, когда орган госвласти субъекта федерации имеет решающий голос, а у федерации - только совещательный.