24.08.2013 Татьяна Каушанская 15 комментариев

В прошлой статье я говорила о том, что саморазвитие и духовное развитие очень тесно связаны друг с другом. И в комментариях появился вопрос: что значит духовная природа человека? Отвечаю на вопрос читателя.

Сразу хочу уточнить, что всё, о чем я пишу, это не истина в последней инстанции, это всего лишь мой личный взгляд на этот вопрос. И причем взгляд на сегодняшний день. Поскольку я постоянно развиваюсь, завтра этот взгляд может быть другим.

Духовность я всегда рассматривала не с религиозной точки зрения, а с научной. И хотя у меня нет своей лаборатории, тем не менее, я занимаюсь исследованиями человеческой психики и духовности уже около 7 лет. Каждый процесс, о котором пишу, я пропустила, прежде всего, через себя.

Духовная природа человека: что это значит?

Начнем как всегда с определений. Идеи для определений взяты из Википедии.

Душа – это нематериальная сущность, которая включает в себя эфирное, астральное и ментальные тела. При зачатии душа входит в физическое тело, образуя с ним одно целое. В итоге получатся человек – физическое тело + тонкие тела (душа).

Управляет всеми телами нервная система (мозг, нейроны). В душе выражена Божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, ощущения, мышление, сознание, чувства и волю.

Вы только вдумайтесь в это определение. Без души мы не могли бы жить, думать, чувствовать. Именно душа обуславливает нашу жизнь. Мы живем, благодаря тому, что эта нематериальная сущность есть в нас.

Каким образом наша человеческая психика связана с душой?

Психика – это совокупность душевных процессов и явлений, то есть восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции , память и т.д. Другими словами, психика – это ваше индивидуальное субъективное восприятие мира вашей душой. Ваше отношение к миру формирует вашу психику.

По сути, психика, то есть душевные процессы: восприятие информации, эмоции , память, и является природой человека. Когда мы говорим: из чего состоит океан? Ответ: из воды. А из чего состоит человек? Ответ: из душевных процессов.

Если природа человека – это душа, а природа души это все процессы – эмоции , память и т.д., то какова природа человека? Духовная!

Вы спросите, почему не душевная? Потому что эмоции , память и т.д. – это информация, это даже не душа, которая является сущностью тонких тел. И это приводит нас к понятию – дух.

Что такое духовность?

Духовность - в самом общем смысле - это совокупность проявлений духа в мире и человеке.

Духовность – это также умение прислушаться к тому, что у нас внутри, быть душой, жить душой. Быть тем, кем мы пришли в этот мир быть. Познавать себя именно с позиции: Я – душа, которая частица чего-то более высокого и т.д.

Я обычно не люблю далеко заходить в тему духа, духовности, так как граница между духовностью и религией очень тонкая. Не хочу эту границу нарушать. Я не люблю рассуждать на тему религии. Эта очень опасная тема.

Я бы также добавила, что духовность отличается от религиозности тем, что источником религиозности является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.

Поэтому продолжаем тему, которая к религии не имеет никакого отношения.

Мыслить с позиции души – это когда я – нематериальная сущность и я часть общего бессознательного. Мы все - единое бесконечное поле информации и энергии.

Мыслить с позиции Эго – это когда Я – это индивидуальное тело и мозг. Моё Я отличается от Я других. И я лучше других.

Возвращаясь к вопросу, а что же такое дух?

Не хотелось бы непознаваемое одевать в какие-то рамки. Но, тем не менее, чтобы передать вам суть этого явления, все же придется назвать это каким-то словом.

Дух определяют и называют по-разному.

Мне лично всё равно, какое слово вы будете использовать, ни одно из этих слов не отражает истинный смысл Духа. Но, тем не менее, для того, чтобы понимать, друг друга, были придуманы слова.

Слова определяющие дух - это психика (наше психическое), информация, энергия, бессознательное, Высшее Сознание, Высший Разум, Святой Дух.

Получается, что проявляя свою Божественную суть, мы проявляем свою истинную природу. А когда мы идем против своей истинной природы, мы страдаем.

Интересно узнать Ваше мнение по этому вопросу? Поделитесь в комментариях.

Если эта информация была для вас интересной, предлагаю посмотреть видео «Что такое Душа, Дух, Сущность».

P.S. Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею - нажмите на кнопку Вашей любимой социальной сети

Духовный мир человека порождается в процессе деятельности его психики, в которой различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

Соотношение Разума, Чувства и Воли того или иного человека при разных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики находятся между собой в диалектической связи. При полном совпадении разума, чувств и воли наступает коллапс: у человека нет внутренних духовных противоречий. Он что думает, то и чувствует, так и действует - полная внутренняя гармония... идиота. Обычно у человека между разумом чувствами и волей постоянно существует некоторая несогласованность. И пока он "балансирует" между этими составными психики, до тех пор живём духовно. При полной же разбалансировке между умом, чувствами и волей, когда человек одно понимает, другое чувствует, а в разлад с первым и другим действует, наступает распад духовного мира человека, распад (раздвоение) личности. Нормальные люди как бы балансируют на натянутом канате между идиотом, и распадом личности. Учитывая всё это, известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом". (Фрейд. З.)

Подводя итоги, можно заметить, что человеку присущи 3 природы: социальная, биологическая и духовная. Он существует за счет обмена веществ с окружающей природой, он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Человек выходит за рамки природного и занимается вещами, которые, как бы показалось на первый взгляд, не приносят ему пользы: различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние - становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это, прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности. Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую, социальную и духовную природу человека.

Стремление к непознанному рождает ощущение собственного несовершенства, не зря люди стремятся бегать быстрее, чем гепарды, прыгать дальше, чем антилопы, летать выше, чем птицы. И мы действительно способны на большее - в нашем организме таятся огромные резервы, проявляющиеся неожиданно в экстремальных ситуациях. Можно ли ими воспользоваться в обычной жизни?

Наши скрытые ресурсы уникальны, они предоставляют нам поистине чудесные возможности, это реальность, которую можно принимать на веру, а можно попробовать осуществить. Духовные или энергетические практики - самый распространённый и модный сейчас способ раскрытия своего внутреннего потенциала. Целители и космоэнергеты, маги и колдуны, ясновидящие и прорицатели, эзотерики разных окрасок и школ предлагают сегодня вылечить вас, решить любую вашу проблему, обучить сакральному потустороннему знанию. Кто-то относится к этому настороженно, кто-то верит, а у кого-то жизненная ситуация не оставляет иного выбора. Очень велико число людей, которым действительно помогло обращение к таким практикам и их носителям, причём в безнадёжной, казалось бы, ситуации. Но ещё больше разочаровавшихся, не сумевших достигнуть желаемого, впустую потративших время и деньги, оставшихся в итоге с разбитыми надеждами. Давайте попробуем разобраться, почему это происходит.

Человек - объект, облечённый плотью и наполненный духовной составляющей, поэтому вся наша жизнь - бесконечная цепь метаний между двумя нашими сущностями - человеческой и животной. Временная победа одной из них определяет дальнейший вектор развития: мы вдруг становимся выше, сознательнее или, наоборот, - приземлённее, материальнее.

Оглядываясь назад, в дикое прошлое человека, мы можем увидеть размеренный быт обезьяньей семьи, где все особи заняты добычей пропитания, а верховодит вожак, самый крупный и сильный, который оберегает своих подопечных, решает все важные вопросы, а все остальные члены семейства признают его превосходство и авторитет, поклоняются ему, в физическом смысле слова, стараясь казаться ниже, меньше, незаметнее.


Проходят тысячелетия, миллионы лет - обезьяна слезает с дерева, встает на две ноги, становится человеком, но привычки обезьяньей семьи все еще сохраняются. Семья уже огромна - целое племя, народ. Опасностей окружающего мира гораздо больше, развился разум, появилось больше пониманий, страхов, сомнений. Где тот вожак, способный оградить от них? Появляются культы, религии, ставящие на место вожака бессмертных и всемогущих сущностей – богов. Им теперь достается почитание всех без исключения людей. В каждом месте они свои, отвечающие чаяниям паствы, но неизменно грозные и беспощадные. Причем их черты - всегда лишь зеркало сознания поклоняющихся. Чем не законы семьи обезьян?

Мировые религии исправляют положение, свергая с престола целые пантеоны зарвавшихся, изживших себя богов, но лишь отчасти. Старым богам приходит на смену единый, вбирающий в себя всё поклонение бог, самый почитаемый и могущественный. Но он все равно лишь вожак большой семьи обезьян, просто выросший с ростом поголовья особей.

Прорывом в духовном мировоззрении человечества становятся сначала буддизм, а затем - христианство, сейчас мы можем понять это на примере православия, называемого на Западе ортодоксальным, то есть правоверным, находящимся в соответствии с изначальным, буквальным пониманием учения и сохранившим поэтому его основную суть. Евангелие предлагает вместо Бога-отца Ветхого завета, принимаемого христианами совместно с иудеями, понятие Троицы - Бога-отца, Сына и Святого Духа. Все 27 книг Нового Завета, повествующие о пути Иисуса Христа и рассказывающие о земной его жизни в качестве Спасителя человечества, говорят о совершенно другом Боге. Он совсем не требует поклонения, напротив, проповедует спасение, возвышение каждого последовавшего за ним. Бог, поднявшийся над животным, тварным в нас, призывающий каждого к нелёгкому труду: самостоятельно и каждодневно расти духовно, быть ЧЕЛОВЕКОМ всякий миг своей жизни и во всяком своём деянии. Две другие большие ветви христианства - католичество и протестантизм - отошли от канонического восприятия Нового Завета, прельстившись мирской властью и славой, акцентируя основные усилия скорее на неотвратимости наказания отступников, чем на их спасении.

Оглядываться на историю, конечно, полезно. Но, перенося этот большой взгляд на современность, мы замечаем минимальные изменения по сравнению с нашим далёким прошлым. Вот группа «просветлённых», обладающих эксклюзивным, тайным знанием, требует поклонения себе или этому знанию, гарантируя взамен, что за умеренную мзду на любого человека могут свалиться самые немыслимые блага, причём при полном бездействии с его стороны. Такое бывает? Это так же, как с таблетками и витаминами, сейчас у нас много фирм-производителей лекарственных средств, у них горы денег, но самое интересное, что люди от этого здоровее не стали.

Все не поддающиеся научному объяснению феномены происходят в первую очередь с человеком, укрепившимся духовно. Это наша энергетическая составляющая, приведённая в состояние целостности, гармонии с окружающим миром, позволяет нам творить чудеса. Без кропотливой работы с собой и над собой, без осознания необходимости духовного роста и воплощения этого осознания в жизнь, измениться невозможно. Можно только заниматься самообманом, оплачивая деньгами "духовное знание" и поклоняясь очередным претендентам на роль обезьяньего вожака. Для познания и постижения своей высшей природы человеку дана свобода выбора. В какое русло направить свою собственную энергию, на благо или во зло, и каким принципам следовать - выбор за вами.

Представления о телесном и духовном претерпели в истории культуры значительную трансформацию. Античность, оставившая в наследство искусство заботы о себе, высоко ценила здоровое и красивое человеческое тело, ставшее не природным, а культурным, наделенным общественно значимыми символами. Внешность, манеры, жесты, одежда - все это свидетельствовало о происхождении и положении человека и выражало его отношение к системе общественного порядка. Древние общества вообще придавали значение не столько тому, что думает или переживает человек, сколько тому как он себя ведет. Средневековье, напротив, чрезмерно интенсифицировало дух и культивировало не столько заботу о теле, сколько заботу о душе, в рамках которой вырабатывалась сложная психотехника сдерживания аффектов и влечений. В новых общественных условиях все более важным становились желания, намерения и мысли человека и поэтому контроль за страстями души становился серьезной общественной проблемой. Её решение взяла на себя религия, эффективно использовавшая для этого процедуры покаяния, действующие на основе тщательных классификаций грехов. В Новое время основной антропологической константой сделался разум, способствующий росту самодисциплины, сдержанности, предусмотрительности и дальновидности людей.

В классической философии человек считался хозяином собственного Я, способным управлять душевными страстями и телесными желаниями на основе разума.Вместе с тем множество непроизвольных действий, непонятных фобий и неврозов свидетельствовали о том, что поступки человека определяются не только рациональными общественными нормами, но и бессознательными аффектами, влечениями и желаниями, которые по причине их не моральности вытесняются из сознания, но остаются при этом сильнодействующими мотивами поведения и вызывают либо осуждаемые общественной моралью проступки,либо в случае подавления этих желаний к сильнейшим нервным расстройствам. Критика метафизики разума и реабилитация бессознательного Фрейдом может сравниться с коперниканской революцией, превратившей Землю из центра Вселенной в рядовую планету Солнечной системы. Архипелаг бессознательного, исследованием которого занимался Фрейд, оказался обширным, и весьма своеобразным. Для его изучения оказались малопригодными классические методы рефлексии. Они были трансформированы или заменены психоанализом. Однако у Фрейда еще сохранились многие устаревшие моральные оценки бессознательного как сосредоточия всего порочного и аморального. К. Юнг попытался освободиться от давления этих догм и развил концепцию “архетипов” коллективного бессознательного, которые, по его мнению, выполняют роль носителей культурной энергии и способствуют единству мысли, чувства и дела. Речь идет об очень сложной проблеме подавления и запрещения унаследованных от прошлого инстинктов и сохранении при этом исходной психической энергии желаний, которая должна использоваться или, как говорит психоанализ, “сублимироваться” в культурном творчестве.

Человек, индивид, личность, индивидуальность. Основные философские теории и личности. Проблема взаимоотношений личности и общества.

Люрья Н.А. , Томский государственный педагогический университет.

Сейчас много говорят о духовности. Иногда под духовностью понимается совокупность положительных, нравственных качеств личности, иногда духовным называют человека верующего, который ходит в церковь, стремится соблюдать Божественные заповеди в своей жизни, часто это понятие употребляется слишком абстрактно с целью оградить себя от нежелательной критики, и в результате оно превращается в модное слово, за которым нет реальности.

Мы не будем рассматривать разные точки зрения и определения, но выделим то, что дает духовность человеку, в чем ее ценность, или что это за состояние. Духовные, святые люди всегда дают идеал обычному человеку, служат ориентиром и примером для подражания, представляют, неоценимый маяк в воспитательных целях.

Первое, что бросается в глаза как отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и неподкупная стойкость, полная гармония с самим собой и миром Истины, в котором живет такая личность. Духовность обозначает такие высоко нравственные качества, с которыми согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями они ни обладали, это такие взаимоотношения между людьми, которые ценимы в любом обществе, и испокон веков проявляются в милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к ближнему. Духовность дает такое состояние личности, которое выражается в гармонии единичного и всеобщего, индивида и Космоса, личности и общества, дает ощущение устойчивости и единства с окружающим миром, природой, людьми.

Духовность иногда противопоставляется рациональности, либо соотносится с ней с целью дать более точное определение этому понятию. Однако какое бы определение духовности мы ни приняли, в нем перечисляется набор качеств, неизвестно как связанных Друг с другом, непонятно, представляют ли они единство, можно ли включить или исключить без ущерба какое-либо из них. Это придает духовности абстрактный, отвлеченный характер. Однако духовность имеет самое непосредственное отношение к реальности - это та реальность, которая является целью эволюции человека и служит единой основой мировых религий.

Отношение к предельным основаниям жизни, религиозно-философские раздумья о внутреннем мире человека, о пути к истине, о смерти и бессмертии -это все вопросы, относящиеся к реальной сущности человека. Реальность понимается как бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с другими (возможными, вероятными) формами бытия (философский словарь). Реальность отличается от действительности как наличие всего существенного в данной вещи или предмете, явлении, - в отличие от несущественного. Следовательно, реальность - это предельная очевидность, обладающая следующими характеристиками:

    реальность отражает существенное в вещах,

    реальность обладает Истиной или содержит Истину,

    реальность действенна. Все несущественное и второстепенное в конце концов зависит от реальности.

Существуют два совершенно различных отношения к реальности, которые выражены в различиях западного и восточного менталитетов. Для западного мыслителя существует предельная очевидность - возможности его разума, интеллект. С его помощью можно постичь все, решить все спорные вопросы, проверить выводы на практике.

Восточный мыслитель изначально считает свой разум, интеллект не способным к постижению реальности в целом, он сразу исходит из признания ограниченности способностей любого (пусть гениального) человека. Ограниченное не может выражать и обнаруживать (проявлять) неограниченное (абсолютное). Он убежден в том, что ограниченное (разум) не в силах познать бесконечное, что разум не в состоянии выйти за пределы пространства, времени, причины, так как любая попытка дать им объяснение предполагает их наличие. Утверждать, что абсолютное выражается через эмпирическое - значит оспаривать его абсолютный характер. Именно поэтому Абсолют (предельная очевидность, реальность), с точки зрения восточного менталитета не познаваем логическим путем, однако он постигается другим способом, который достижим для каждого, кто стремится познать истину как реальность. Человек как часть Реальности является и частью Абсолюта, а постижение Истины возможно как связь, союз (йога) между этой частью и целым, индивидуальной, эмпирической душой и совершенной, космической, связь между тварью и Богом. Эта связь возможна (дается) в определенном состоянии, достижимом посредством медитации. Достижение такой связи, такого состояния, которое дает Истину, есть цель и смысл существования отдельного человека. Это и есть возможность ДУХОВНОГО существования, выхода за пределы ограниченного "я" в состояние высшей реальности, которое обеспечивает гармонию между отдельной душой и Космической, дает единство Природе и человеку, обеспечивает целостность Вселенной во всех формах ее проявления.

Тысячелетняя практика медитации как способа постижения Реальности на Востоке привела мыслителей к убеждению в существовании особой предельной Реальности, которая является единственной Реальностью, которая обладает не только духовной природой, но она является сознательной субстанцией и основой всех сил и форм Вселенной.

Именно связь с этой Реальностью может дать отдельному индивиду целостность и единство с миром, что выражается в полной гармонии единичного и всеобщего, индивида и Космоса, личности и общества. Эта целостность на индивидуальном уровне ощущается человеком посредством тех восприятий, которые даны ему как человеческому существу. Целостность, внутренняя гармония является основой духовности, дающей человеку мир, внутренний покой, тишину, радость бытия, отсутствие двойственности. Она является основой его морально-нравственных качеств, ориентиром в буре жизни, маяком в человеческих слабостях. Действительно, прежде всего целостность и гармония дает исключительную уверенность человеку как перед самим собой, так и перед другими, он не может лгать, лукавить, ловчить, хитрить, это противоречит внутренней природе самой духовности. Человек, который имеет гармонию, мир внутри себя, не может быть в гневе на другого человека, так как гнев рождается из внутреннего ощущения дисгармонии, из убеждения своего превосходства над другим, жажды власти, убеждения в обладании истиной и т. д., что противоречит чувству единства всех людей.

Человек духовный не может быть жадным, неудовлетворенным, так как он имеет внутри себя то, что дает ему полное удовлетворение и что превыше всех материальных ценностей - это его духовность, что дает ему радость, не сравнимую с внешним обладанием вещами или властью. Он полностью бесстрашен, так как имеет высшее достояние, возможное в этом мире, которое он не променяет ни за что, и не поступится ничем, и свою жизнь он подчиняет высшему благу. Все Божественные заповеди имеют общий корень и источник в так понимаемой духовности.

Что же происходит в противоположном случае, какими качествами обладает человек, не являющийся духовным в этом аспекте?

Когда нет внутренней гармонии, то идет рассогласование атрибутов человеческого бытия. Человек может говорить одно, думать другое, делать третье. Ум оправдывает плохие поступки, всегда находя им "правдоподобное" объяснение. Интеллект постоянно озабочен поддержанием статуса собственного "я" такой личности, непрерывная мыслительная активность истощает организм, нуждающийся в гармонии эмоций и интеллекта. Гибкий ум берет на себя функцию согласования эмоциональной, ментальной и физической деятельности и до каких-то пределов это ему удается. Но высшая (выше разума) Реальность существует, хочет он это видеть или нет, и постоянно накапливая рассогласования, человек идет прямо к своему разрушению. Реальность человека - его внутренняя и внешняя гармония, единство с высшим Духовным источником, абсолютной реальностью, дающей ему единство с Природой, обществом, космосом, его Домом. Только эта реальность дает ему гармонию в нравственном, моральном, творческом, семейном, интеллектуальном аспектах. Он не должен терять постоянную связь с этой Реальностью. Но так как ум ограничен, и не обнимает, не видит Целого, то в конце концов это рассогласование ведет к дисбалансу личности, что приводит к недовольству собой, неискренности, двуличию, лжи, лицемерию, стрессам, конфликтам между людьми, войнам, болезням, и общему краху. Церковь, которая призвана осуществлять контроль за духовностью, фактически не может дать той целостности и гармонии, в которой нуждается личность. Можно прийти в церковь, и священник, который взял на себя полномочия осуществить связь с Богом Всемогущим (или Абсолютной Реальностью) "отпустит" все грехи, то есть даст тебе этот долгожданный мир и покой внутри, полное согласие с собой, родными, обществом и Вселенной. Ощутит ли это его подопечный? Сам он, нередко проповедуя истинные Божественные ценности, приходя домой, грешит, ибо в современном обществе соблюдать все заповеди почти невозможно. О какой внутренней и внешней гармонии можно говорить в таком случае? Церковь, призванная наставлять искателей к добру, служить примером добродетели, вести к миру и Истине, на деле не может сохранить мир в обществе, многочисленные ритуалы и обряды уводят людей от Бога, и во имя Бога процветает фундаментализм, продолжаются войны, террор, конфликты, что является полной противоположностью ее задачам.

Иное восприятие Реальности на Востоке оставляет рациональности то место, которого она заслуживает и пытается использовать ее с высот духовности. Там нет благоговейного отношения к любому печатному тексту, авторитету, имеющему сертификат. Авторитетом на Востоке пользуется только тот человек, который сумел осуществить союз (связь, йогу) с Реальностью, что подтверждается в действии: либо открытием новых свойств Абсолюта, либо решением проблем человека (человечества), либо демонстрацией собственных духовных способностей. Причем этот опыт все в большей степени гармонизирует эмпирическое бытие человека и общества, то есть служит на благо людям.

Так, Будда, получив долгожданное Просветление, ничего не написал, но он преобразовал человечество, дал ему такое знание, по которому следует значительная часть Планеты. Будда ничего не написал, но он мог говорить с любым человеком - от нищего до короля - на языке именно этого человека. И искатель приобретал Истину, ощущая свою гармонию, единство, осуществляя ту цель, к которой стремился всю жизнь. Иисус Христос ничего не написал, но Его опыт преобразовал человечество, давая Истину и Духовность, к которой стремятся искатели и поныне.

Пора современному человеку сделать последний, решающий шаг в осознании ограниченности разума и последовательно принять иной способ постижения Реальности, обеспечивающий ему высший этап в собственной эволюции.