Порядок ликвидации государственного унитарного предприятия(далее ГУП) определяется статьями — ГК РФ. О том, в каких случаях и как ликвидируется ГУП, читайте в рекомендации ниже.

При государственной регистрации ликвидации ГУП Вы можете ориентироваться на рекомендацию , так как процедура регистрации ликвидации ГУП не отличается от процедуры ликвидации ООО.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах« Системы Юрист».

« Государственное или муниципальное унитарное предприятие(далее — предприятие) можно *:


  • либо добровольно, то есть ;

  • либо принудительно, то есть .

Такое правило установлено в Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ« О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»(далее — Закон об унитарных предприятиях).

Ликвидация унитарного предприятия по решению собственника его имущества

Как правило, решение о ликвидации предприятия принимает собственник его имущества, то есть Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование( , Закона об унитарных предприятиях). Другими словами, добровольная ликвидация встречается на практике гораздо чаще, нежели принудительная.

Собственник вправе принять решение о ликвидации предприятия в любой момент и независимо от каких-либо условий*.

Собственник имущества унитарного предприятия принял решение о его ликвидации. Можно ли добиться отмены такого решения через суд

Как правило, нельзя.

Дело в том, что законодательство не предусматривает каких-либо ограничений права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия.

Пример из практики: суд отказал в иске о признании недействительным постановления администрации муниципального образования о ликвидации предприятия, указав, что действующим законодательством не предусмотрено ограничение права собственника на принятие такого решения

Глава администрации муниципального образования К. принял постановление« О ликвидации муниципального унитарного предприятия« М.»».

Не согласившись с указанным постановлением, МУП« М.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным.

Суд отказал в иске, указав на следующее. статьи 35 Закона об унитарных предприятиях предусматривает, что предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов(). Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования(п. , ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ« Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; далее — Закон о принципах организации местного самоуправления).

Суд посчитал, что порядок принятия решений о ликвидации муниципальных предприятий, установленный в муниципальном образовании К., был соблюден. В частности, решение о ликвидации МУП« М.» приняло уполномоченное лицо — глава администрации.

При этом суд отметил, что ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон об унитарных предприятиях не предусматривают ограничение права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия().

Однако суд может встать на сторону предприятия и признать решение о ликвидации недействительным в каждом из следующих случаев:


  • нарушен порядок принятия решения о ликвидации предприятия(к примеру, решение принял неуполномоченный орган);

  • нарушены государственные(муниципальные) интересы.

Пример из практики: суд признал недействительным постановление главы администрации города о ликвидации предприятия, указав на нарушение установленного в городе порядка принятия решений о ликвидации. Помимо этого суд обратил внимание на то, что в постановлении не были указаны причины ликвидации предприятия, которое являлось единственным в городе

Комитет по управлению имуществом города Т. принял решение о создании МУП« З.» с целью бесперебойного и постоянного обеспечения населения печатной продукцией и получения соответствующей прибыли. Основным видом деятельности предприятия стала розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами, а также техническими носителями информации.

Позднее глава администрации города Т. издал постановление о ликвидации МУП« З.» и назначил ликвидационную комиссию.

Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права предприятия на осуществление уставной деятельности, МУП« З.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным.

Суд указал, что порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования(п. , ч. 10 ст. 35 Закона о принципах организации местного самоуправления). Как установил суд, аналогичные положения содержит и устав города Т.

Однако на дату принятия оспариваемого постановления городская дума(представительный орган города Т.) не утвердила порядок принятия решений о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. При этом устав МУП« З.» предусматривает, что предприятие можно реорганизовать или ликвидировать лишь по решению городской думы, а также по решению суда по основаниям и в порядке, установленным действующим законодательством.

В результате суд пришел к выводу о том, что решение о ликвидации МУП« З.» был вправе принять только представительный орган — городская дума. При этом суд учел, что устав МУП« З.» не является типовым и в него не были внесены изменения после утверждения Положения о муниципальных унитарных предприятиях муниципального образования города Т.(п. 4.2 этого положения предусматривает, что решение о ликвидации предприятия принимает глава администрации города).

Суд отклонил доводы ответчика и третьих лиц о том, что в отсутствие порядка принятия решений о ликвидации муниципальных предприятий решение о ликвидации МУП« З.» в силу статей и Гражданского кодекса РФ может принимать глава администрации города. По мнению суда, законодатель императивно предусмотрел необходимость определения такого порядка и отнес это к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления().

Кроме того, суд учел, что в оспариваемом постановлении не были указаны причины и обстоятельства, которые побудили администрацию города Т. принять решение о ликвидации МУП« З.». Вместе с тем, данное предприятие является единственным предприятием в городе, осуществляющим розничную торговлю книжной продукцией. Оно добросовестно уплачивало налоги и не было убыточным. Суд принял во внимание и тот факт, что ликвидация МУП« З.» могла повлечь за собой увольнение 18 человек.

Отклонил суд и довод ответчика о том, что собственник вправе ликвидировать созданное им предприятие без каких-либо оснований в силу положений Гражданского кодекса Р. Ф. Суд указал, что в рассматриваемом случае нормы гражданского законодательства подлежат применению в совокупности с положениями Закона о принципах организации местного самоуправления, в связи с чем при принятии решений о ликвидации муниципальных предприятий и учреждений необходимо учитывать публично-правовую природу муниципальной собственности и приоритет муниципальных интересов.

В итоге суд удовлетворил требование МУП« З.» и признал постановление главы администрации города Т. о ликвидации предприятия недействительным().

Ликвидация унитарного предприятия по решению суда

По решению суда предприятие может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами(). Речь идет о следующих случаях*:


  • государственная регистрация предприятия признана недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если они носят неустранимый характер;

  • предприятие ведет деятельность без надлежащего разрешения(лицензии), в том числе после аннулирования полученной ранее лицензии( «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц(коммерческих организаций)»);

  • предприятие осуществляет деятельность, запрещенную законом, либо с нарушением Конституции Р. Ф. , либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Такие правила установлены в статьи 61 Гражданского кодекса РФ.

Иным федеральным законом, устанавливающим основание для ликвидации предприятия, является «О несостоятельности(банкротстве)». В соответствии с статьи 149 данного закона определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства считается основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.

Внимание! Суд может принять решение о ликвидации унитарного предприятия, если оно не привело свой устав в соответствие с нормами Закона об унитарных предприятиях.

Переходные положения Закона об унитарных предприятиях предусматривают, что в срок до 1 июля 2003 года все унитарные предприятия обязаны привести свои уставы в соответствие с нормами этого закона().

В настоящее время все еще существуют предприятия, которые эту обязанность не исполнили. Таким предприятиям необходимо учитывать риск принудительной ликвидации и постараться привести свои уставы в соответствие с законом в максимально короткие сроки.

Пример из практики: суд удовлетворил требование налоговой инспекции о ликвидации малого государственного предприятия, поскольку оно не привело свой устав в соответствие с нормами Закона об унитарных предприятиях

Инспекция ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации малого государственного предприятия« Ч.».

Заявленное требование инспекция мотивировала тем, что действующее законодательство не предусматривает такой организационно-правовой формы юридического лица, как малое предприятие. Ответчик, по мнению инспекции, не привел свои учредительные документы в соответствие с Законом об унитарных предприятиях.

Суд удовлетворил заявленное требование и возложил обязанности по ликвидации предприятия на собственника его имущества(территориальное управление Росимущества) и учредителя ликвидируемого лица(государственное предприятие). При вынесении решения суд руководствовался следующими нормами права:


  • статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ статьи 61 Гражданского кодекса РФ;, отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

    Порядок ликвидации унитарного предприятия

    Независимо от того, кто принял решение о ликвидации предприятия(собственник его имущества или суд), собственнику нужно назначить *.

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде. Такие правила установлены в статьи 35 Закона об унитарных предприятиях.

    Ликвидационная комиссия обязана совершить ряд действий, направленных на прекращение деятельности предприятия.

    Ликвидация считается завершенной, а предприятие — прекратившим свое существование после внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении()*.

    Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

1.Сейчас в кассе есть деньги, можно ли их как-то использовать, а точнее на зп?
Алексей

Добрый день, Алексей.

Можно нести текущие расходы, без которых проведение ликвидации невозможно (объявления и т.п.). Остальное зависит от перспективы банкротства, если велика вероятность, то никому не платить до банкротства (чтобы вас потом не привлекли к ответственности), если не будет банкротства, то можно и заплатить зарплату.

Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица
1. При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;
(в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.01.2006 N 6-ФЗ.
При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.
(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
5. Утратил силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
5.1. Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:
1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса, не может быть признано несостоятельным (банкротом);
2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
5.2. В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам настоящего Кодекса о ликвидации юридических лиц.
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
6. Утратил силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
2.Есть имущество, а именно транспорт, можно ли его сейчас использовать учредителем?
Алексей

Если будет приносить доход, то да можно.

3.по процедуре, как всё лучше оформлять, что вообще лучше изучить?
Алексей

ГК РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Ликвидация юридического лица представляет из себя достаточно сложную процедуру. Однако при соблюдении всех тонкостей и нюансов процесса ситуация значительно упрощается. Наличие долговых обязательств несколько усугубляет ситуацию, но выход все же есть.

Что это значит

В процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности любое предприятие привлекает дополнительные источники финансирования путем заключения договоров с третьими лицами.

При этом заключается соглашение о предельных сроках уплаты, порядке погашения задолженности и прочих нормативных пунктов.

Ситуация может повернуться так, что организация не сможет вовремя исполнить обязательства по договору с кредитором. Возникает так называемая кредиторская задолженность.

При этом причинами ее возникновения могут быть:

  • финансово-хозяйственные проблемы;
  • административно-законодательные;
  • обстоятельства непреодолимой силы, форс-мажор;
  • межличностные взаимоотношения участников компании.

Этот перечень может быть расширен в определенных ситуациях конкретно взятой фирмы. Кредиторы в процессе ликвидации предприятия с долгами – наиболее заинтересованная сторона. Важно, чтобы их интересы были полностью соблюдены в рамках действующего законодательства.

Процесс ликвидации могут инициировать:

Какие существуют способы

Отметим, что некоторые собственники организаций, задолжавших крупные суммы, стараются найти возможность незаконного способа вывода хотя бы части материальных активов из предприятия.

Действуя таким образом, они пытаются свести к минимуму возможные потери от реализации имущества с публичных торгов и погашения задолженности при помощи денежных средств на балансе фирмы.

Однако не стоит полагать, что такой способ “прокатит”. В контролирующих органах работают далеко не зеленые новички, а опытные специалисты, досконально знающие свое дело.

Подобные мошеннические схемы раскрываются в два счета при проведении проверки. При сведении фактических и документальных данных будет явно видно расхождение.

Поэтому использовать такие грязные методы не стоит. Обернуться это может целой чередой проблем, вплоть до уголовной ответственности инициатора мошеннической схемы. Рассмотрим законные способы ликвидации организации с долгами.

Официальная

В промежуточном ликвидационном балансе отражаются предъявленные кредиторами требования. В нем также должен быть указан срок и порядок погашения обязательств для каждого лица. Необходимо указание порядка очередности, согласно которому будут производиться выплаты.

В балансе отражается возможность/невозможность удовлетворения требований при помощи действующих активов юридического лица.

При отсутствии возможности ликвидационная комиссия при помощи бухгалтеров вносит в промежуточный баланс сведения о реализуемом имуществе организации с публичных торгов. Определяются порядок и сроки продажи.

В любом случае, требования кредиторов должны быть удовлетворены в установленные законом сроки. Иначе ликвидировать фирму можно только путем признания ее банкротом.

При несогласии одного или нескольких кредиторов с размером выплаченной суммы долга, они могут подать судебный иск с соответствующим протестом. По результатам рассмотрения заявления процессуальным органом будет вынесено решение о проведении/непроведении особой проверки.

Реорганизация

Учредители фирмы с долгами могут подобрать подходящую организацию, готовую присоединить их компанию. При этом необходимо быть полностью уверенными в платежеспособности правопреемника.

К основному предприятию перейдут все долги присоединяемой фирмы. Если такое предприятие, обладающее достаточными финансовыми активами, найдено, можно смело осуществлять процедуру.

При этом следует подготовиться к возможным рискам:

  • кредиторы могут помешать осуществлению процесса реорганизации, если обнаружат возможность дальнейшей невыплаты долгов;
  • обязательства по задолженностям необходимо погашать именно правопреемнику. Однако уже после удовлетворения требований кредиторов учредители основной организации могут взыскать всю сумму задолженности с прежних учредителей через суд в порядке регресса требований;
  • действующее законодательство хотя и регламентирует порядок проведения реорганизации юридических лиц с долгами, спорных ситуаций возникает очень много. Поэтому никто не может гарантировать, что такой процесс ликвидации завершится быстро и без проблем с судебными и прочими государственными органами.

Какой лучше выбрать

Все зависит от ситуации, а также от внешних и внутренних факторов, от которых зависит финансово-хозяйственная деятельность организации.

Официальная

Если учредители и собственники ликвидируемого юридического лица способны организовать погашение обязательств перед кредиторами или готовы увеличить время проведения ликвидации, ожидая приход возможностей для погашения, стоит воспользоваться официальным методом. Процедура займет примерно полгода.

Способ подходит для фирм, имеющих малый размер непокрытых обязательств и для организаций с любым размером задолженности при наличии возможности ее полного погашения.

Отметим, что с кредиторами можно договориться о реструктуризации долга. Возможно, многие из них пойдут навстречу.

Если денежных средств недостаточно, учредители могут осуществить реализацию имущества фирмы. Поэтому способ также подходит для компаний, имеющих значительную долю имущественных активов.

Реорганизация

А вот при больших суммах долга лучше найти какую-нибудь платежеспособную компанию, тем самым переложив на ее плечи обязанности по выплате долгов.

Этот способ, к тому же, и более быстрый – на практике редко процедура длится более 4 месяцев. Если важно быстро и без особых проблем завершить ликвидацию фирмы с долгами, то присоединение – лучший выход из ситуации.

Стоимость

Если ликвидация с долгами проводится силами самой организации, материальные затраты будут минимальными.

Обязательные статьи расходов:

Если руководство решает обратиться в специализированные компании, занимающиеся ликвидацией фирм, размер расходов может сильно увеличиться.

Услуги таких контор по ликвидации фирм с долгами начинаются от 60000 рублей и могут достигать 200000 за выполнение операции “под ключ».

Особенности ликвидации ТСЖ с долгами

Товарищество собственников жилья – это промежуточное звено между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и коммунальными структурами.

Занимается ведением дел, связанных с управлением МКД. В случае несостоятельности ТСЖ ликвидируют. Решение утверждается на общем собрании всех членов ТСЖ.

Основные особенности ликвидации ТСЖ:

  1. Согласно действующему законодательству РФ отсутствует установленный порядок ликвидации ТСЖ. Поэтому процедуру необходимо осуществлять, руководствуясь общими принципами и правилами нормативной базы:
    • “О несостоятельности (банкротстве)”;
  2. Основная причина инициирования ликвидации ТСЖ – долги и несостоятельность.
  3. На практике зафиксировано малое количество случаев банкротства товариществ.
  4. Необходимость в ликвидации возникает при образовании задолженности как со стороны собственников жилых помещений, так и со стороны руководства ТСЖ.
  5. Одной из основных особенностей является замкнутость цикла. При возникновении долга и последующем его росте товарищество не может погасить обязательства из-за отсутствия резервных средств на случай форс-мажорных ситуаций. К уже имеющимся обязательствам прибавляются всевозможные штрафы и пени, которые способствуют развитию замкнутого цикла роста долгов, из которого выйти практически невозможно.
  6. Инициаторами ликвидации ТСЖ чаще всего выступают кредиторы, перед которыми не была вовремя погашена задолженность. Вопрос о банкротстве решается в судебном порядке, по результатам рассмотрения дела выносится соответствующее процессуальное решение.
  7. ТСЖ по закону приравнивается к юридическому лицу, с наделением такового соответствующими правами и обязанностями. А это означает, что председатель ТСЖ будет нести ответственность по долгам только в пределах имущества и материальных активов на балансе товарищества. Своей собственностью он не рискует при любых обстоятельствах.

МУП с долгами по решению учредителя

В муниципальном унитарном предприятии имущество не является собственностью организации и не подлежит разделу на доли между участниками.

Процедура ликвидации МУП с долгами выглядит следующим образом:

  • орган местного самоуправления издает соответствующий приказ о ликвидации. Далее назначается ликвидационная комиссия, в которую в обязательном порядке должен входить учредитель;
  • уведомляются государственные органы о проводимой процедуре по форме . В установленном порядке оповещаются сотрудники МУПа не менее, чем за 2 месяца до закрытия. Подготавливается соответствующая документация в центр занятости;
  • размещается объявление в “Вестнике государственной регистрации”, далее выявляются кредиторы и начинается процесс удовлетворения их требований. Все сведения заносятся в промежуточный ликвидационный баланс. При необходимости осуществляется реализация имущества с публичных торгов;
  • после составления окончательного баланса в налоговую подается заявление по форме и сопутствующий пакет документации. Все бумаги сдаются в архив, а печати и штампы уничтожаются.

Ликвидацию предприятия с долгами возможно осуществить как официальным методом, так и путем присоединения к другой фирме.

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Самое главное – провести комплексный анализ текущей финансово-хозяйственной ситуации и выбрать наиболее подходящий метод ликвидации.

Видео: Ликвидация ООО по долгам: возможные варианты

Муниципальные предприятия в России имеют организационно-правовую форму, которая наделяет их правом использования и управления имуществом, закрепленным за ними собственником. В качестве собственников муниципальных предприятий могут выступать так называемые муниципальные образования, т.е. районы, поселения, города и т.д., а также государственные органы. Среди разновидностей муниципальных предприятий встречаются государственные бюджетные организации областного, городского, районного значения, а также учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.д. Как и любая другая организация, муниципальное предприятие может прекратить свою деятельность двумя способами: путем ликвидации предприятия и его реорганизации. Во втором случае возможны слияние с другим предприятием, присоединение к какому-либо государственному холдингу, а также его разделение и другие способы реорганизации предприятия. Процесс реорганизации муниципального предприятия имеет определенную специфику, которая предусматривает сохранение его правового статуса. Прекращение работы муниципального предприятия осуществляется по закону, установленному для юридических лиц. Как и многие другие организации, муниципальное предприятие ликвидируется по двум решениям: по решению его учредителя или собственника, а также по судебному решению на определенных основаниях. В числе оснований для ликвидации предприятия, относительно статьи 61.2.3. в Гражданском кодексе РФ, грубые неустранимые нарушения законов во время создания или действия предприятия, осуществление данным предприятием деятельности без разрешительных документов либо противоречащей целям, прописанным в уставе предприятия, и т.д. Если какое-либо из названных условий привело к необходимости произвести ликвидацию муниципального предприятия, то здесь дальнейшие действия должны производиться в соответствии с установленным порядком. Порядок ликвидации муниципального предприятия определяется статьей 63 Гражданского кодекса РФ «Порядок ликвидации юридического лица», а также по Федеральному закону и иным нормативным правовым актам. После принятие решения о прекращении существования предприятия начинается процедура прекращения деятельности муниципального предприятия. Согласно установленному порядку, собственник имущества предприятия создает ликвидационную комиссию, в состав которой войдут учредители и участники предприятия. С этого момента она берет на себя обязанности и право управления делами муниципального предприятия. Комиссия размещает в СМИ сведения о ликвидации предприятия, а также о порядке и назначенном сроке принятия требований от кредиторов ликвидируемой фирмы. В период двух месяцев после публикации сообщения ликвидационная комиссия занимается выявлением кредиторов, а также сбором дебиторской задолженности, если таковые имеются. Помимо этого в обязанности комиссии входят письменные извещения кредиторов о ликвидации предприятия. По завершению данного срока порядок ликвидации муниципального предприятия предполагает составление комиссией так называемого промежуточного ликвидационного баланса. Он будет содержать информацию об имуществе ликвидируемого предприятия, а также перечень требований, предъявленных кредиторами и итоги их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс принимается определенным государственным органом. В ситуации, когда не хватает средств для того, чтобы рассчитаться с кредиторами, действуя соответственно пункту 3 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, ликвидационная комиссия принимает меры по реализации имущества предприятия посредством аукциона.


Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме: слияния двух или нескольких унитарных предприятий; присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий; разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий; выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий; преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях. 3.

61 ГК РФ ликвидация унитарного предприятия - комплекс правовых мер (юридических и бухгалтерских), направленный на полное прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей третьим лицам (без правопреемства). Ликвидация предприятия зависит от вида организации: ликвидация государственного унитарного предприятия; ликвидация муниципального унитарного предприятия; ликвидация федерального государственного унитарного предприятия. Порядок ликвидации Ликвидация унитарного может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами.

Ликвидация муниципального унитарного предприятия — понятие, порядок и этапы, сроки ликвидации государственного унитарного предприятия

Этим и объясняется тот момент, что фирменное наименование унитарного предприятия, согласно действующему законодательству, должно содержать указание на то, кто является собственником его имущества. Ну а в уставных документах такого юридического лица должно быть указано, кому конкретно принадлежит имущество унитарного. Откладывает свой отпечаток на процедуру ликвидации и тот факт, что по своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем своим имуществом, но при этом ответственности по обязательствам собственника данного имущества оно не несет. Порядок и этапы. Ликвидация муниципального унитарного предприятия может быть осуществлена: по решению собственника его имущества. по решению суда. В обоих случаях данная процедура происходит в определенном порядке, установленном действующим законодательством.

Помогите пожалуйста разобраться с вопросом

Все транспортные средства стоят на учете в ГИБДД на МУПе. А честно как с малой кровью ликвидировать МУП Скачайте формы по теме 2.

Унитарное предприятие, имущества которого не достаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, не может быть ликвидировано. Такое УП должно быть признано банкротом (пункт 5 статьи 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ). Изъятие имущества собственником возможно в том случае, если возможно доказать, что само изъятие не привело к несостоятельности (банкротству) МУП.

Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия

Подача требований кредиторов длится не менее двух месяцев. Начало подачи претензий начинается в день опубликования сообщения; подается извещение о начале процедуры в налоговую службу, банковские организации, центр занятости (с приложением перечня сотрудников) и внебюджетные фонды; выявляются известные должники и кредиторы. Комиссия в письменном виде оповещает их о начале ликвидации унитарного образования, предпринимает соответствующие меры в получении дебиторской задолженности; составляется промежуточный и ликвидационный баланс. Промежуточный баланс отображает состояние финансового положения предприятия в период принятия решения о ликвидации. На его базе ликвидационная комиссия проводит соответствующие расчеты с заимодавцами и составляет иски в отношении должников.

Как совершается ликвидация МУП

Статус «унитарного» может быть присвоен только государственным, следовательно, их имущество принадлежит Российской Федерации. Этим обусловлено главное отличие при ликвидации МУП от юридических лиц других форм собственности – остаточные активы, финансовые средства и прочее имущество не распределяется между пайщиками, работниками, а переходит в фонд государства.

Уполномоченные органы власти прибегают к ликвидации МУП крайне редко, так как данные предприятия оказывают прямое влияние на экономическо-социальную жизнь региона.