В этой главе мы обсудим причины, по которымстраны торгуют между собой, и изучим выгоды, свя-занные с международной торговлей. Упрощая, мож-но сказать, что страны торгуют между собой, пото-му что они могут покупать некоторые товары заграницей дешевле, чем дома. Кажется очевидным,что торговля делает их богаче, нежели в случае отка-за от участия в международной торговле.
Однако дело обстоит несколько сложнее. Торгов-ля - улица с двусторонним движением: для тогочтобы иметь возможность импортировать, странадолжна осуществлять экспорт. Как было установле-но в гл. 36, для оплаты импорта страны не могутбесконечно прибегать к займам или продавать своиактивы. Международная торговля влечет за собойспециализацию и обмен. Страна, торгующая с дру-гими странами, специализируется на производствеопределенных товаров в объемах, превышающихвнутренний спрос. Излишек экспортируется в об-мен на товары, которые хотят покупать жителистраны, но которые не производятся здесь в доста-точном количестве.
Специализация и обмен позволяют повышатьуровень жизни в стране двумя путями. Во-первых, спомощью торговли извлекается выгода из разницыв издержках в разных странах. Эти выгоды происте-кают из разницы в технологиях, разной степени до-ступности сырья или других производственных фак-торов. Например, регионы с холодным климатом неподходят для производства вина, а экваториальнаязона не годится для выращивания пшеницы. Меж-дународная торговля дает возможность странам спе-циализироваться в тех сферах производства, где из-держки минимальны, и покупать за границей то,что дорого производить самим. Во-вторых, с по-мощью торговли легче получить экномию от масш-таба, т. е. снизить издержки за счет увеличения вы-пуска продукции. Нет лучшего способа увеличитьобъем производства, чем использовать в качестверынка весь мир. Эти источники выгод от торговлианализируются подробнее в п. 1-3 данной главы.
Хотя международная торговля позволяет повы-сить уровень жизни, она также создает проблемы итрения между странами. Если страны - участницыторговли в итоге становятся богаче, то некоторыелюди могут терпеть убытки, особенно первое время,когда экономика приспосабливается к меняющимсяусловиям торговли. Например, когда в Японии рас-тет эффективность производства автомобилей, ста-новятся богаче американские потребители, но нерабочие автомобильной промышленности ДетройтаВ п. 4 приведено несколько дополнительных приме-ров. Вследствие того что иностранная конкуренцияможет усложнить жизнь некоторых людей, они какизбиратели часто оказывают давление на прави-тельство, чтобы оно сократило импорт, напримерпутем введения тарифов. В п. 5-8 мы обсуждаем ме-
ры, с помощью которых правительства реагируютна проблемы торговли, и рассматриваем доводы«за* и «против» введения тарифов и иных ограниче-ний международной торговли.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Глава 37. Выгоды международной торговли и связанные с ней проблемы:

  1. Выгоды международной торговли и связанные с ней проблемы. Торговая политика.

Рынок – это сложная система экономических связей и отношений между субъектами, которые участвуют в процессах производства, потребления, распределения или обмена различных товаров и услуг по соответствующим рыночным ценам, сформированным исходя из баланса спроса-предложения, с учетом конкуренции.

Товар - это продукт труда, предназначенный для определенных потребителей, то есть изготовлен для продажи тем, кто в нем нуждается.

Товарный рынок - это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.

Составными элементами товарного рынка являются:

· товарное предложение;

· спрос населения;

· цена товара.

Товарное предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации. Основными источниками товарного предложения являются производство товаров в стране, товарные запасы, импортные закупки.

Спрос - это платежеспособная потребность населения страны. Спрос отличается от запроса (желания) на величину, способную быть оплаченной потребителями.

Цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. Сопоставление потребительских свойств товаров влияет на соотношение цены на отдельные товары, их виды и разновидности. Кроме того, условия реализации товара, вызванные изменением спроса и предложения, оказывают влияние на конъюнктурные колебания цен.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме. Признаками любой структуры являются: наличие целостности элементов, тесная связь между ними, определенная устойчивость этих связей.

1 .Рынок продавца, 2 .Рынок покупателя,3 .Рынок посредника

Классификация товарных рынков :1.Рынок услуг:(рынок информационного продукта (информационных услуг); рынок инноваций, изобретений; рынок продукта творчества (книги, кинофильмы)).

2. Рынок факторов производства:(рынок производственных зданий и сооружений;рынок орудий труда; рынок сырья, материалов, энергии и иных видов продукции производственного назначения;рынок полезных ископаемых.)

3. Потребительский рынок: рынок продовольственных товаров;рынок непродовольственных товаров;

Функции рынка- посредническая, ценообразующая, регулирующая, информационная, санирующая.

Товарный рынок выполняет следующие функции:

1. Посредническую : обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.

2. Ценообразующую: позволяет определить цену продуктов, которая быстро реагирует на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

3. Информационную :рынок представляет своим участникам необходимую информацию о соотношении между спросом и предложением экономических благ, их качестве и ассортименте, ценах и т. Д

4. Регулирующая : является одной из самых его важных функций. С помощью регулирующей функции рынок способствует переливу капитала из одних отраслей и сфер экономики в другие, обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

5. Санирующая : как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара.

Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Активно развивается конкуренция среди покупателей. В соперничестве между ними побеждают те, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной ценой. Главной конкуренцией является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товары. В результате этого соперничества устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.

Банк ВТБ (ПАО) (Банк ВТБ). Генеральная лицензия Банка России № 1000. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 040–06492–100000, выдана: 25.03.2003 г.

1. Содержание сайта и любых страниц сайта («Сайт») предназначено исключительно для информационных целей. Сайт не рассматривается и не должен рассматриваться как предложение Банка ВТБ о покупке или продаже каких- либо финансовых инструментов или оказание услуг какому-либо лицу. Информация на Сайте не может рассматриваться в качестве рекомендации к инвестированию средств, а также гарантий или обещаний в будущем доходности вложений.
Никакие положения информации или материалов, представленных на Сайте, не являются и не должны рассматриваться как индивидуальные инвестиционные рекомендации и/или намерение Банка ВТБ предоставить услуги инвестиционного советника, кроме как на основании заключаемых между Банком и клиентами договоров. Банк ВТБ не может гарантировать, что финансовые инструменты, продукты и услуги, описанные на Сайте, подходят всем лицам, которые ознакомились с такими материалами, и/или соответствуют их инвестиционному профилю. Финансовые инструменты, упоминаемые в информационных материалах Сайта, также могут быть предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов. Банк ВТБ не несёт ответственности за финансовые или иные последствия, которые могут возникнуть в результате принятия Вами решений в отношении финансовых инструментов, продуктов и услуг, представленных в информационных материалах.
Прежде чем воспользоваться какой-либо услугой или приобретением финансового инструмента или инвестиционного продукта, Вы должны самостоятельно оценить экономические риски и выгоды от услуги и/или продукта, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки при пользовании конкретной услугой, или перед приобретением конкретного финансового инструмента или инвестиционного продукта, свою готовность и возможность принять такие риски. При принятии инвестиционных решений, Вы не должны полагаться на мнения, изложенные на Сайте, но должны провести собственный анализ финансового положения эмитента и всех рисков, связанных с инвестированием в финансовые инструменты.
Ни прошлый опыт, ни финансовый успех других лиц не гарантирует и не определяет получение таких же результатов в будущем. Стоимость или доход от любых инвестиций, упомянутых на Сайте, могут изменяться и/или испытывать воздействие изменений рыночной конъюнктуры, в том числе процентных ставок.
Банк ВТБ не гарантирует доходность инвестиций, инвестиционной деятельности или финансовых инструментов. До осуществления инвестиций необходимо внимательно ознакомиться с условиями и/или документами, которые регулируют порядок их осуществления. До приобретения финансовых инструментов необходимо внимательно ознакомиться с условиями их обращения. Далее

2. Никакие финансовые инструменты, продукты или услуги, упомянутые на Сайте, не предлагаются к продаже и не продаются в какой-либо юрисдикции, где такая деятельность противоречила бы законодательству о ценных бумагах или другим местным законам и нормативно-правовым актам или обязывала бы Банк ВТБ выполнить требование регистрации в такой юрисдикции. В частности, доводим до Вашего сведения, что ряд государств ввел режим ограничительных мер, которые запрещают резидентам соответствующих государств приобретение (содействие в приобретении) долговых инструментов, выпущенных Банком ВТБ. Банк ВТБ предлагает Вам убедиться в том, что Вы имеете право инвестировать средства в упомянутые в информационных материалах финансовые инструменты, продукты или услуги. Таким образом, Банк ВТБ не может быть ни в какой форме привлечен к ответственности в случае нарушения Вами применимых к Вам в какой-либо юрисдикции запретов.

3. Все цифровые и расчетные данные на Сайте приведены без каких-либо обязательств и исключительно в качестве примера финансовых параметров.

4. Настоящий Сайт не является консультацией и не предназначен для оказания консультационных услуг по правовым, бухгалтерским, инвестиционным или налоговым вопросам, в связи с чем не следует полагаться на содержимое Сайта в этом отношении.

5. Банк ВТБ прилагает разумные усилия для получения информации из надежных, по его мнению, источников. Вместе с тем, Банк ВТБ не делает каких-либо заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся в информационном материале, размещенном на Сайте, являются достоверными, точными или полными. Любая информация, представленная в материалах Сайта, может быть изменена в любое время без предварительного уведомления. Любая приведенная на Сайте информация и оценки не являются условиями какой-либо сделки, в том числе потенциальной.

6. Банк ВТБ обращает внимание Инвесторов, являющихся физическими лицами, на то, что на денежные средства, переданные Банку ВТБ в рамках брокерского обслуживания, не распространяется действие Федерального закона от 23.12.2003. № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

7. Банк ВТБ настоящим информирует Вас о возможном наличии конфликта интересов при предложении рассматриваемых на Сайте финансовых инструментов. Конфликт интересов возникает в следующих случаях: (i) Банк ВТБ является эмитентом одного или нескольких рассматриваемых финансовых инструментов (получателем выгоды от распространения финансовых инструментов) и участник группы лиц Банка ВТБ (далее - участник группы) одновременно оказывает брокерские услуги и/или услуги доверительного управления (ii) участник группы представляет интересы одновременно нескольких лиц при оказании им брокерских, консультационных или иных услуг и/или (iii) участник группы имеет собственный интерес в совершении операций с финансовым инструментом и одновременно оказывает брокерские, консультационные услуги и/или (iv) участник группы, действуя в интересах третьих лиц или интересах другого участника группы, осуществляет поддержание цен, спроса, предложения и (или) объема торгов с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, действуя, в том числе в качестве маркет-мейкера. Более того, участники группы могут состоять и будут продолжать находиться в договорных отношениях по оказанию брокерских, депозитарных и иных профессиональных услуг с отличными от инвесторов лицами, при этом (i) участники группы могут получать в свое распоряжение информацию, представляющую интерес для инвесторов, и участники группы не несут перед инвесторами никаких обязательств по раскрытию такой информации или использованию ее при выполнении своих обязательств; (ii) условия оказания услуг и размер вознаграждения участников группы за оказание таких услуг третьим лицам могут отличаться от условий и размера вознаграждения, предусмотренного для инвесторов. При урегулировании возникающих конфликтов интересов Банк ВТБ руководствуется интересами своих клиентов. Более подробную информацию о мерах, предпринимаемых Банком ВТБ в отношении конфликтов интересов, можно найти в Политике Банка по управлению конфликтом интересов, размещённой на Сайте.

8. Любые логотипы, иные чем логотипы Банка ВТБ, если таковые приведены в материалах Сайта, используются исключительно в информационных целях, не имеют целью введение клиентов в заблуждение о характере и специфике услуг, оказываемых Банком ВТБ, или получение дополнительного преимущества за счет использования таких логотипов, равно как продвижение товаров или услуг правообладателей таких логотипов, или нанесение ущерба их деловой репутации.

9. Термины и положения, приведенные в материалах Сайта, должны толковаться исключительно в контексте соответствующих сделок и операций и/или ценных бумаг и/или финансовых инструментов и могут полностью не соответствовать значениям, определенным законодательством РФ или иным применимым законодательством.

10. Банк ВТБ не гарантирует, что работа Сайта или любого контента будет бесперебойной и безошибочной, что дефекты будут исправлены или что серверы, с которых эта информация предоставляется, будут защищены от вирусов, троянских коней, червей, программных бомб или подобных предметов и процессов или других вредных компонентов.

11. Любые выражения мнений, оценок и прогнозов на сайте, являются мнениями авторов на дату написания. Они не обязательно отражают точку зрения Банка ВТБ и могут быть изменены в любое время без предварительного предупреждения.

Банк ВТБ не несет ответственности за какие-либо убытки (прямые или косвенные), включая реальный ущерб и упущенную выгоду, возникшие в связи с использованием информации на Сайте, за невозможность использования Сайта или любых продуктов, услуг или контента купленных, полученных или хранящихся на Сайте.

Настоящие материалы предназначены для распространения только на территории Российской Федерации и не предназначены для распространения в других странах, в том числе Великобритании, странах Европейского Союза, США и Сингапуре, а также, хотя и на территории Российской Федерации, гражданам и резидентам указанных стран. Банк ВТБ (ПАО) не предлагает финансовые услуги и финансовые продукты гражданам и резидентам стран Европейского Союза. свернуть

Начать следует с того, что товарный рынок с одной стороны является сферой товарного обмена, а с другой хозяйственной деятельностью, системой организационно-экономических действий, которые направлены на продвижение товара потребителю от производителя.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу товарного обмена, отличающуюся наличием отношений в виде купли-продажи товара и места проведения конкретной хозяйственной деятельности, связанной с реализацией товара.

В основном товарный рынок представлен тремя составными элементами, это товарное предложение, спрос населения и цена товара.

Товарное предложение определяется массой товаров, которые направлены на реализацию. Его основным источником являются производство товаров в целом по стране, импортные закупки и товарные запасы.

Спрос характеризуется платежеспособной потребностью населения страны. Данный элемент товарного рынка определяется запросами потребителей и величиной, которую они способны оплатить.

Денежное выражение стоимости товара называется ценой товара. Стоимость от цены отличается некоторыми факторами. Во-первых, стоимостным выражением денег, на которое влияет стоимость золота, через которое выражается стоимость иных товаров, а также количество денег, находящихся в обращении и не соответствующих количеству замещаемого ими золота. Помимо этого различия появляются в потребительной стоимости и качестве товара. Потребительские свойства определяют соотношение цен между отдельными товарами, их видами и разновидностями. Помимо этого условия реализации товара зависят от изменения спроса и предложения, что влияет на конъюнктурные колебания цен. В целом товарный рынок классифицирует факторы, влияющие на формирование цены, на факторы I и II порядка (рис. 1).

Основные показатели функционирования товарного рынка

Деятельность любого товарного рынка определяется несколькими основными показателями. К ним относят:

  • Емкость товарного рынка, которая представляет собой максимально возможный объем реализации товара в условиях данного уровня платежеспособности спроса, розничных цен и товарного предложения.
  • Динамика развития товарных рынков страны по отдельным отраслям, которые объединены в единый товарный рынок страны.
  • Степень диверсифицированности товарного рынка, под которой подразумевается степень охвата данным видом товара географической, этнической и платежеспособной особенности населения страны.
  • Качество товара, которое реализуется на рынке. Это параметр определяется совокупностью свойств товара. В основном потребители предъявляют к товарам повышенные требования в плане безопасности потребления, упаковки, соблюдения экологических норм, маркировки и обеспечения послепродажного обслуживания.
  • Конкурентоспособность товаров на рынке, т.е. способность конкретного товара соответствовать тем требованиям, которые сложились на рынке в конкретный период времени.

Классифицировать товарный рынок можно по нескольким характеристикам. Одной из них можно назвать географический признак (рис. 2), по которому выделяют товарные рынки отдельных регионов, которые, как правило, представлены подсистемой рынков отдельных стран или их группировок. Товарный аспект в этой классификации не выделяется, так как она представлена совокупными рынками, состоящими из отдельных товарных рынков.


На основании товарно-отраслевых признаков товарный рынок классифицируют на рынки сырья и полуфабрикатов, рынки готовых изделий и рынки услуг. Каждая из групп в свою очередь разбивается на другие подклассы вплоть до уровня рынка отдельного товара (рис. 3).

К примеру, товарный рынок промышленного сырья состоит их рынков стали, стальных труб, проката, платины, никеля, алмазов, драгоценных металлов, медикаментов и т.п. В рынке топлива, как правило, отдельно выделяется рынок нефти и нефтепродуктов, поскольку эти товары являются предметом торгов на нефтяных товарных биржах.

Нефтепродукты относятся к той категории товаров, которая называется экономистами «совместной», другими словами любой товар из этой категории получается только в результате производства других.

Особенности товарного рынка нефти и нефтепродуктов

Каждый товарный рынок зависит от его участников, которые выполняют определенные функции. Рассмотрим это на примере международного рынка нефти. В настоящее время к его участникам относят:

  • Нефтяные компании, которые занимаются разведкой, добычей, переработкой и реализацией сырой нефти и продуктов ее переработки. Помимо этого, некоторые нефтяные компании торгуют правами на нефть и нефтепродукты посредством фьючерсов, опционов и обменов фьючерсов на реальный товар.
  • Нефтеперерабатывающие заводы, которые выступают в роли покупателей сырой нефти и поставщиков (продавцов) продуктов нефтепереработки на товарный рынок.
  • Независимые торговые компании, которые работают не только на реальном, но и на других видах рынка.
  • Финансовые инвестиционные компании, торговые дома и банки, работающие на новых видах рынков.
  • Частные и коллективные инвесторы, которые работают на новых видах рынков и стремятся заработать на удачном вложении средств во фьючерсные и опционные контракты на нефтепродукты и нефть.

Цены на рынке нефти в настоящее время определяются работой рыночных механизмов ценообразования. При этом индивидуальные интересы потребителей, независимых производителей и стран ОПЕК зависимы от рынка и не могут повлиять на функционирование рынка.

Нефтяная промышленность по-прежнему обладает интернациональным характером, а основная масса нефти реализуется путем долговременных соглашений. Цена в этом случае определяется механизмом наличных сделок «спот» и зависят отдельно от каждой поставки.

В процессе работы компании научились минимизировать финансовые риски, которые появляются из-за нестабильности цен, посредством применение срочных товарных сделок, которые заняли сейчас на рынке преобладающее большинство. Прибыль получается компаниями путем использования факторов, сложившихся в силу объективных обстоятельств (развитие спот-рынков, развитие фьючерсной и форвардной торговли, подъем в торговле нефтью и нефтепродуктами).

Стоит отметить, что нефтяные компании, занимающиеся рыночной торговлей, нельзя назвать однородными в плане проводимой ими политики. Наиболее успешные предприятия пользуются новыми рынками, а другие только начали продвижение на них. Есть и те, которые консервативно игнорируют новые рынки, отказываясь от участия на них. При этом все крупные компании ставят приоритет на разведку и добычу нефти.

Изучая товарный рынок, следует отдельное внимание уделить определению типа структуры рынка и классификации его отдельных элементов в плане условий и характера проводимых сделок.

Структура рынка представляет собой совокупность условий, которые определяют его особенности функционирования. Степень и характер монополизации товарного рынка играет немалую роль в формировании его структуры. Различают следующие основные варианты:

  • монополия, характеризуется одним продавцом и неограниченным числом покупателей;
  • монопсонш, при котором на одного покупателя приходится неограниченное число продавцов;
  • олигопсония, определяется несколькими покупателями и неограниченным числом продавцов;
  • полипопия и полипсония, характеризуются приближением к состоянию неограниченной конкуренции.

На основании фактической концентрации предложения товара, которое является важнейшим фактором монополизации, товарный рынок по структуре различают на следующие виды:

  • монополистический товарный рынок, когда доминирует один поставщик;
  • олигополистический товарный рынок, когда господствует группа крупнейших продавцов;
  • атомистический товарный рынок, когда присутствует невысокая концентрация предложения товара, что приводит к обостренной конкурентной борьбе.

Данная классификация структуры товарных рынков несколько абстрактна, поскольку в любом случае на рынке присутствует немало функциональных форм, которые различаются степенью монополизации и конкурентной борьбы.

Условия функционирования рынка более точно можно дифференцировать на основании различий во взаимоотношениях между продавцами и покупателями. На основании этих отношений можно определить особенность монополизации и государственного регулирования конкретного элемента рынка, метода и формы реализации товаров (рис. 4). Таким образом, товарный рынок можно подразделить на открытый и закрытый сектор.

Закрытый сектор товарного рынка является той частью товарного рынка, где контрагенты взаимодействуют через отношения, которые не носят сугубо коммерческий характер. Закрытый товарный рынок различают на следующие сегменты:

  • внутрифирменные поставки, характеризуются товарооборотом между филиалами, головными и дочерними предприятиями крупной монополии;
  • субпоставки мелких и средних независимых предприятий, которые выступают подрядчиками крупных монополий в рамках кооперирования и специализации;
  • специальная торговля в виде поставок товаров по программам помощи и специальным межправительственным соглашениям;
  • встречная торговля, которая охватывает взаимообусловленные экспортные операции.

Открытый сектор товарного рынка представляет собой совокупность сегментов, характеризующихся операциями коммерческого характера. Открытый товарный рынок представлен следующими основными сегментами:

  • краткосрочные сделки, которые заключаются на период до 1-1,5 лет;
  • оптовая и розничная торговля;
  • операции на свободном рынке, где отсутствуют ограничения свободной конкуренции.

Так называемый «свободный» товарный рынок в свою очередь подразделяется на рынок «спот», «черный рынок» и биржевую торговлю.

Стоит отметить, что долгосрочные коммерческие сделки занимают промежуточное положение между открытым и закрытым сектором товарного рынка. Они представляют собой форму товарообмены, которая характеризуется устойчивыми товарными связями (от 2 до 25 лет) и определяется формами преференциальных экономических соглашений, т.е. торговля ведется на основе долгосрочных коммерческих контрактов.




Раздел II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 4. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

4.1. Определение и понятие товарных рынков

Экономика, равно как и экономическая деятельность, составляет постоянное движение массовых потоков товаров, которые производятся и доставляются потребителям в самые отдаленные точки, где в них нуждаются люди. Товарное движение в производстве и обращении опосредуется рынками денег, ценных бумаг, информации, знаний и новейших технологий. Л.В. Андреева указывает, что “товарный рынок состоит из рынков разнообразных товаров, отличающихся по своим характеристикам, свойствам, степени опасности для жизни и здоровья населения, влияющих на их оборотоспособность. Изучение правового режима различных товаров является одной из основных задач коммерческого права” <1>.

——————————–

<1> Коммерческое право России: Учебник / Л.В. Андреева. 2-е изд., перераб. и доп. С. 35 – 36.

Товарный рынок – это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами <1>.

——————————–

<1> Приказ ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 “Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке” // БНА ФОИС. 2006. N 32.

Близкое к этому определение товарного рынка дается НК РФ <1>, согласно которому рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. Таким образом, рынок можно охарактеризовать как сферу совершения возмездных сделок между покупателем и продавцом, результатом которых является реализация товаров за денежный эквивалент или другое имущество . Рынок подразумевает под собой реальную возможность любого покупателя в удобный для него момент приобрести нужный товар без значительных дополнительных затрат, приводящих к существенному увеличению общих расходов на ближайшей к его месту нахождения территории Российской Федерации или за ее пределами.

——————————–

Основными элементами, определяющими самостоятельность товарного рынка <1> и позволяющими производить анализ и оценку его конкурентной среды, являются:

——————————–

<1> Пункт 3 Приказа ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 “Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке”.

1. Продуктовые границы товарного рынка, выявление которых представляет собой процедуру определения потребительских свойств товара или товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок) на основе мнения покупателей (а в некоторых случаях и продавцов) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате опроса покупателей (продавцов). Опрос проводится по группам покупателей (продавцов), различающимся по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель (продавец), покупатель единичного количества товара, розничная торговля, реализация товара по прямым договорам).

2. Географические границы товарного рынка, установление которых определяет спрос на товары. Географическая граница рынка расширяется с увеличением степени уникальности товара и его сложности и сужается при неразвитых и дорогостоящих коммуникациях, ограниченном сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара. По сути, это экономически интегрированная зона вокруг центрального или крупного города. Регулярное передвижение людей – наиболее весомое средство измерения интеграции. Однако основным критерием для определения региональных границ рынка должен являться спрос населения. Таким образом, под границами товарного рынка следует понимать границы территории, за пределами которой спрос на товар и его востребованность являются экономически нецелесообразными с позиции ее потенциальных потребителей. При определении географических границ товарного рынка учитываются многие факторы, в частности, возможность перемещения товара между территориями, доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу, отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров, сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в число которых включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие или производящие в его границах определенный вид товара в пределах определенного временного интервала. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, могут быть включены:

а) потенциальные продавцы – физические и юридические лица, которые в течение не более года могут при обычных условиях оборота, отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации и без дополнительных издержек войти на данный товарный рынок;

б) продавцы товаров, взаимозаменяемых с данным товаром по производству.

4. Доля хозяйствующих субъектов на рынке, которая определяется как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Поскольку п. 8 ч. 1 ст. 23 ЗоЗК предписывает ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, Правительство РФ утвердило Правила <1> формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

——————————–

<1> Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 “Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов” // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.

5. Объем товарного рынка, основным показателем расчета которого является объем продаж или поставок на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

6. Уровень концентрации товарного рынка выявляется на основе анализа процессов концентрации, определяемых с помощью специальных статистических коэффициентов и индексов. Информационной базой расчетов коэффициентов концентрации выступает товарная номенклатура, которая приблизительно соответствует номенклатуре основного промышленного производства.

7. Барьеры входа на товарный рынок – это обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке. Как правило, к барьерам входа на товарный рынок относятся некоторые виды экономических и административных ограничений, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, в том числе инвестирование в избыточные производственные мощности и увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов.

Основополагающими функциями товарных рынков являются:

1) ценообразование, так как механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации и других важных сведений, необходимых для человека в экономической сфере;

2) конкуренция . Известный государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард писал, что “государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы” <1>.

——————————–

<1> Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991. С. 161.

4.1.1. Виды товарных рынков

Товарные рынки классифицируются по различным основаниям :

по структуре хозяйства государства : торговые рынки стран с экономикой натурального хозяйства, стран – экспортеров сырья, промышленно развивающихся стран и промышленно развитых стран;

по уровню доходов и характеру их распределения в государстве : страны и регионы с низким уровнем доходов, страны и регионы с высоким уровнем доходов, страны с низким, средним и высоким уровнями доходов, страны с преимущественно средним уровнем доходов;

по территориальному охвату : внутренние, национальные, региональные, мировые;

по товарно-отраслевому признаку : машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров;

по сфере общественного производства : товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования), товаров нематериального производства (достижений науки, технологий, ноу-хау, произведений искусства, книг и т.п.);

по характеру конечного использования товаров : рынки товаров производственного назначения и товаров потребительского назначения;

по сроку использования товаров : товаров долговременного пользования, краткосрочного пользования и одноразового пользования;

по организационной структуре товарных рынков : мировой рынок (открытый и закрытый), внутренний рынок (оптовый и розничный).

В целях коммерческого права исследуется организационная структура именно торговых рынков, так как она, с одной стороны, лежит в основе правового регулирования отношений в сфере торговли и, с другой стороны, служит квалифицирующим признаком обособления предмета правового регулирования коммерческой деятельности.

Организационная структура рынков складывается в зависимости от условий торговли на товарных рынках и характера групп продавцов и покупателей. На внутреннем рынке различают два сектора: оптовый и розничный . Оптовый рынок представляет собой одну из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйствующими субъектами в сфере продвижения товаров от производителя в розничную торговую сеть. Это передаточное звено между товаропроизводителями и розничной торговлей. Характерными особенностями оптовых торговцев с товаропроизводителями являются наличие кредитных отношений и отсутствие отношений с конечными потребителями. Розничный рынок представляет собой форму товарного обращения, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности конечных потребителей товаров на основе розничных цен.

Приведенная классификация товарных рынков позволяет углубить характер дальнейшего исследования конкретного товарного рынка исходя из специфических особенностей самого товара, характера его производства и конечного использования, организационной структуры сбыта и территориальной принадлежности предприятия и исследуемого рынка. Однако необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними размыты и имеют весьма условный характер. Достаточно типичным примером является существование на рынках крупных оптово-розничных субъектов торговли, которые одновременно выступают и в роли оптовиков, и в роли розничных продавцов (например, торговые дома).

4.1.2. Структура и инфраструктура товарных рынков

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям <1>.

——————————–

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010. С. 110.

Инфраструктура товарного рынка – это комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей, задача которых сводится к оптимизации каналов товародвижения и рыночному регулированию товарно-денежного оборота. Инфраструктура товарного рынка создает предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной продукции, укрепления материально-технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря инфраструктуре взаимоотношения субъектов рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

Функции инфраструктуры товарного рынка заключаются в : 1) содействии субъектам рынка в реализации их экономических интересов; 2) организационном оформлении коммерческих отношений сторон заключаемых договоров; 3) обеспечении юридического, финансового, страхового и контрольного обслуживания; 4) оперативном реагировании на любые изменения конъюнктуры рынка, товаров, а также состава конкурентов, посредников и потребителей; 5) осуществлении торговой и иной коммерческой деятельности, непосредственно связанной с торговлей; 6) оказании посредничества в реализации товаров и налаживании коммерческих связей; 7) оказании различных услуг, непосредственно связанных с обслуживанием торговой деятельности; 8) использовании возможностей транспорта, средств связи, складского хозяйства и топливно-энергетического комплекса.

Инфраструктура товарных рынков как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем :

1) подсистема торговых посредников – организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара;

2) подсистема информационного обеспечения – организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база;

3) подсистема тароупаковочной индустрии – нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции;

4) подсистема транспортного обеспечения – все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям;

5) финансово-кредитная подсистема – инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;

6) подсистема организационного обеспечения – организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;

7) подсистема нормативно-правового обеспечения – федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках <1>.

——————————–

<1> См. подробнее: Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2008. С. 102 – 103; Постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 593 “О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 – 2005 годы” // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2910.

4.1.3. Оптовый товарный рынок

Оптовый товарный рынок – это сфера обращения товаров, связанная с их продвижением от производителей в розничную торговую сеть или для профессионального использования путем совершения возмездных сделок по перепродаже товара оптовым розничным потребителям .

Основной функцией оптовой торговли, представляющей собой область правового регулирования коммерческого права, является продвижение товара от изготовителя к потребителю, что достигается благодаря наличию у оптовых торговцев профессиональных знаний и навыков в сбыте товара. Правовой основой движения товаров от производителя к покупателю являются отчуждательные договоры . Благодаря правовому механизму, при помощи которого возможна законная передача имущества от одного субъекта права другому, решаются все задачи, стоящие перед торговлей. Таким механизмом являются договоры о передаче имущества продавца в собственность покупателя (купля-продажа, поставка, мена и др.).

Основная функция оптовой торговли – это продвижение товаров от производителя к потребителю и бесперебойное обеспечение розничной торговой сети и массового питания товарами, осуществление которого во многом зависит от договорных отношений по поставкам товаров <1>.

——————————–

<1> См.: Фролова Н.К. Проблемы правового регулирования оптовой торговли // Налоги (газета). 2006. N 39.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” <1> (ФЗ о ГРТД) определяет оптовую торговлю как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данное определение построено на противопоставлении оптовой торговли торговле розничной. Основным критериальным признаком данного отличия является цель приобретения товаров. При оптовой торговле товары продаются с целью извлечения прибыли, а не для дальнейшего их использования. В любом случае основным отличием оптовой торговли от противопоставляемой ей розничной торговли является цель приобретения и продажи товаров хозяйствующими субъектами товарных рынков.

——————————–

<1> Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Оптовая торговля, согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 8 ФЗ о ГРТД, может осуществляться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами, т.е. хозяйствующими субъектами торговой деятельности . Это означает, что обеими сторонами в сделках, совершаемых в оптовой торговле, являются профессиональные предприниматели, что должно формировать специальный режим правового регулирования данной группы общественных отношений. Соответственно, граждане-потребители, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, не являются субъектами оптовой торговли.

Оптовая торговля также не предполагает продажу товаров единичными экземплярами. Товары в этом случае продаются партиями, что является одним из существенных признаков оптовой торговли. В сфере оптовой торговли выделяется мелкооптовая торговля, под которой понимается разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Оптовый торговец фактически является посредником между производителями товаров и их конечными потребителями, оперируя, как правило, крупными партиями товаров. Оптовые торговцы обычно не контактируют непосредственно с потребителями.

Сделки в сфере оптовой торговли обладают рядом специфических особенностей : 1) оптовики работают преимущественно с перепродавцами, а не с конечными потребителями, поэтому они значительно меньше внимания уделяют психологии продаж; 2) оптовые сделки по объему, как правило, крупнее розничных, торговая зона оптовика значительно шире, чем у розничного торговца; 3) на оптовые сделки не распространяется правовой режим защиты прав потребителей, что коренным образом отличает сферу оптовой торговли от розничной; 4) режим налогообложения оптовой торговли отличается от розничной.

На сегодняшний день отношения в области оптовой торговли в основном регулируются ФЗ о ГРТД. Отношения субъектов оптовой торговли, как правило, основываются на договоре поставки (§ 3 гл. 30 ГК РФ). В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Легальное определение договора поставки практически дословно воспроизводится в определении оптовой торговли, содержащейся в п. 2 ст. 2 ФЗ о ГРТД, что указывает на желание законодателя сделать акцент на том, что основой отношений в сфере оптовой торговли является договор поставки .

В отношениях с сельскохозяйственными производителями основой является договор контрактации (§ 5 гл. 30 ГК РФ). Отдельные подзаконные и ведомственные правовые акты устанавливают частные правила, касающиеся регулирования оптовых рынков отдельных видов товаров <1>, деятельности отдельных субъектов оптовой торговли <2>, а также регулирования цен <3>.

——————————–

<1> Постановление ФЭК России от 29 декабря 2003 г. N 111-э/9 “Об утверждении технических параметров, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка” // БНА. 2004. N 5; Постановление Госкомстата России от 18 августа 1999 г. N 78 “Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за оптовой и розничной торговлей на 2000 год” // СПС “КонсультантПлюс”.

<2> Приказ Минсельхозпрода России N 292, Роскомторга N 95 от 1 декабря 1994 г. “Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке”; Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 “О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)” // СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3654 (с послед. изм.); Приказ Минздрава России от 15 марта 2002 г. N 80 “Об утверждении Отраслевого стандарта “Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения” // БНА. 2002. N 13.

<3> Приказы ФТС России от 4 декабря 2009 г. N 344-э/1 “Об утверждении индикативных цен и тарифов на электрическую энергию и мощность для покупателей – субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности)” // Российская газета. 2009. 21 декабря; от 25 ноября 2008 г. N 265-э/1 “Об утверждении оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд” // Российская газета. 2008. 31 декабря.

Учитывая перечисленные особенности оптовой торговли, правильно было бы определять оптовую торговлю как вид торговой деятельности хозяйствующих субъектов товарных рынков, связанный с приобретением партий товаров для их дальнейшего использования в предпринимательской деятельности и их продажей, с целью извлечения прибыли (в том числе и путем перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием .

4.1.4. Розничный товарный рынок

1. Особенности розничных торговых сетей . Деятельность розничных торговых предприятий связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям . Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем: 1) удовлетворение потребностей населения в товарах; 2) доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи; 3) поддержание баланса между предложением и спросом; 4) воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема продаж; 5) совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей <1>.

——————————–

<1> См.: Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 186.

Основными задачами коммерческой деятельности розничных предприятий являются: 1) изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность; 2) определение ассортиментной политики; 3) создание хозяйственных связей; 4) формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия; 5) обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

Отношения в сфере розничной торговли в Российской Федерации регулируются нормами гражданского законодательства . Прежде всего это Гражданский кодекс РФ, в котором договор розничной купли-продажи определяется как публичный договор и достаточно детально регламентируются его существенные условия, договор же поставки (как договор оптовой торговли) не является публичным, поэтому его существенные условия практически ничем не ограничены. Другим важным законом, определяющим правовой режим розничной торговой сети, является Закон РФ “О защите прав потребителей” <1>, который регулирует отношения между продавцом и гражданином-потребителем, компенсируя юридическое, экономическое и профессиональное неравенство сторон договора установлением льготного правового режима для потребителей.

——————————–

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Государственный надзор и контроль за розничной торговлей осуществляются на основании:

1) Федерального закона “О защите конкуренции” , определяющего условия, при которых коммерческие субъекты попадают под правовой режим антимонопольного регулирования, и устанавливает его основные правила;

2) Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)” <1>, устанавливающего порядок проведения надзорных мероприятий и ограничивающего их частоту, в том числе в сфере розничной торговли;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436.

3) Федерального закона “О техническом регулировании <1> и принятых в соответствии с ним технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к товарам, предлагаемым поставщиком или продавцом к продаже, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья покупателей и недопущение введения их в заблуждение относительно существенных потребительских характеристик товара, и определяющих порядок подтверждения соответствия товаров этим требованиям;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

4) Федеральных законов “О качестве и безопасности пищевых продуктов” <1>, “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” <2>, “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе” <3>, “Об ограничении курения табака” <4>, устанавливающих ограничения прав поставщика и продавца относительно прав на продажу и покупку товаров, ограниченных в обороте, в том числе связанных с размещением торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной и табачной продукции, и наделяющих органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по регулированию их торгового оборота;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

<2> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

<3> Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе” // СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 759.

<4> Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ “Об ограничении курения табака” // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2942.

5) Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с п. 1 ст. 14 которого в качестве одного из полномочий органов местного самоуправления является создание условий для обеспечения населения муниципального образования услугами торговли.

Требования действующего законодательства, касающиеся розничной торговли, содержатся также в подзаконных актах, важнейшими из которых являются Правила продажи отдельных видов товаров <1>, Правила продажи товаров по образцам <2>, Правила комиссионной торговли <3> и иные правила, утвержденные постановлениями Правительства РФ <4>. Перечисленные Правила также устанавливают ответственность продавцов за нарушение обязательных требований действующего законодательства, содержащихся в перечисленных выше федеральных законах, а также в подзаконных актах.

——————————–

<1> Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 “Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации” // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482.

<2> Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 “Об утверждении Правил продажи товаров по образцам” // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3657.

<3> Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569 “Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами” // СЗ РФ. 1998. N 24. Ст. 2733.

<4> См., например: Постановления Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. N 1493 “Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания” // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6307; от 6 июня 1998 г. N 569 “Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами” // СЗ РФ. 1998. N 24. Ст. 2733.

Действующее законодательство не содержит каких-либо норм, способствующих разрешению проблем в отношениях между продавцами и изготовителями, а также другими поставщиками товаров продавцам. В связи с недостаточным законодательным обеспечением розничного рынка правовое регулирование коммерческой деятельности его субъектов имеет ряд существенных недостатков :

1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют полномочий по регулированию в сфере розничной торговли, за исключением регулирования розничной продажи алкогольной продукции, что снимает с них ответственность за решение общих для торговых организаций региона инфраструктурных проблем;

2) регулирование исключительно с федерального уровня не способствует смягчению неизбежных конфликтов между интересами крупного торгового бизнеса (сетевого) и малого или среднего, не выдерживающего конкуренции торговых сетей;

3) законодательно не урегулированы проблемы возмещения убытков в порядке регресса в связи с исполнением продавцом законных требований покупателя, приобретшего у него товар ненадлежащего качества от оптового продавца, с которым он связан договором поставки данного товара;

4) отсутствие правового регулирования “платы за вход”, устанавливаемой ритейлерами в розничных торговых сетях. Их доминирующее положение на рынке может приводить к дискриминации некоторых оптовых продавцов, что нуждается в специальном правовом регулировании законодательством о конкуренции;

5) многие подзаконные правовые акты (например, Правила продажи) содержат ряд ограничений прав граждан, которые в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ должны устанавливаться только федеральными законами <1>.

——————————–

<1> Пояснительная записка к досье на проект Федерального закона N 494404-4 “О розничной торговле” // СПС “Гарант”.

Для устранения существующих пробелов и противоречий в нормативном правовом регулировании в сфере розничной торговли в Государственную Думу был внесен законопроект Федерального закона N 494404-4 “О розничной торговле”, который предусматривает:

1) расширение полномочий субъектов Российской Федерации и наделение органов местного самоуправления полномочиями по регулированию розничной торговли;

2) определение функции контроля в качестве частичной по отношению к надзору, не предусматривающей самостоятельного применения санкций за нарушения;

3) определение порядка муниципального контроля и порядка общественного контроля в сфере розничной торговли;

4) установление специальных, существенно более низких, чем общие, порогов доминирования хозяйствующих субъектов и специальных мер антимонопольного регулирования в сфере розничной торговли;

5) наделение продавца правом на возмещение ущерба изготовителем или иным поставщиком при его вине без наличия договора поставки данного товара между ними;

6) определение правового статуса услуги по размещению продавцом товара в соответствии с заявкой его поставщика;

7) поднятие на уровень федерального закона обязательных требований к торговым объектам, персоналу, торговому процессу, организации отдельных форм торговли (самообслуживанию, комиссионной торговле, дистанционной торговле и т.д.).

__________________
Глава 4. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
4.1. Определение и понятие товарных рынков