1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

1. В соответствии с п. 1 настоящей статьи посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. Таким образом, физические лица и организации, занимающиеся посреднической деятельностью по усыновлению (удочерению) детей, не могут быть субъектами усыновления с точки зрения законности их правового положения. Они могут быть в данном случае лишь субъектами ответственности, предусмотренной за незаконные действия п. 4 комментируемой статьи. Следовательно, на территории Российской Федерации не разрешается создание юридических лиц, а также появление граждан-предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по усыновлению на профессиональной основе и за вознаграждение. Запрещая посредническую деятельность при усыновлении, законодательство стремится исключить некоторые негативные последствия, связанные как с извлечением прибыли от такой деятельности, так и с возможностью купли-продажи детей под видом усыновления.

2. Пунктом 2 комментируемой нормы установлен перечень органов, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, которая по законодательному определению не является коммерческой. К ним относятся: органы опеки и попечительства (органы местного самоуправления; органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ; специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей; уполномоченный представитель лиц (лица), желающего усыновить ребенка. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели, то есть извлечение дохода. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ. В отношении кандидатов в усыновители и детей, подлежащих к усыновлению, ведется централизованный учет.

3. В силу того, что далеко не все граждане РФ (иностранцы, лица без гражданства) обладают необходимыми юридическими знаниями и навыками, в судебном процессе об установлении факта усыновления допускается участие представителя усыновителя как стороны процесса, что не противоречит общим принципам гражданского судопроизводства. Закон также разрешает прибегнуть к услугам переводчика (если усыновитель не владеет русским языком) во время судебного разбирательства.

4. Пункт 4 настоящей статьи устанавливает санкции за осуществление незаконной посреднической деятельностью по усыновлению детей. Уголовным кодексом РФ также предусматривается ответственность как за торговлю несовершеннолетними (ст. 152 УК), так и за незаконное усыновление, совершенное из корыстных побуждений (ст. 154 УК).

Процесс усыновления в РФ строго регламентирован положениями Семейного кодекса. В статьях свода законов указано, кто именно может выступать претендентом на родительство, и как осуществляется процедура. Здесь же обозначено, что посредническая деятельность по усыновлению детей абсолютно исключена. Однако запрет не касается ряда организаций, чья работа напрямую связана с охраной интересов несовершеннолетних граждан.

Законодательная база

В юридическом смысле предполагает документально оформленную передачу и прием в семью ребенка на условиях его , обеспечения всех его нужд, потребностей и всестороннего развития. В этом случае новоиспеченные родители несут ответственность за чадо, защищают и представляют его интересы.

Процедура усыновления регламентирована Семейным кодексом и Гражданским процессуальным кодексом РФ. Согласно статье 126.1 (параграф 19) СК РФ, посредническая работа сторонних лиц, направленная на выявление и передачу детей усыновителям, полностью исключается. При этом не имеет значения, что посредник выступает от лица потенциальных родителей. Подобные действия считаются незаконными с 1998 года.

Помимо непосредственного подбора в перечень неправомерных действий входят:

  • передача сведений о ребенке в виде фотографий, видеозаписей;
  • размещение данных о детях без родителей в сети интернет, СМИ и в других источниках информации;
  • проведение дополнительных обследований медицинского характера.

Любые действия и попытки по передаче указанных данных считаются нарушением положений закона и влекут за собой ответственность административного порядка в виде штрафа.

Все та же статья 126.1, положение 2, гласит, что деятельностью, направленной на помощь в устройстве детей в семью, могут заниматься лишь компетентные органы. В частности, таковым признается совет попечительства и опеки. Именно на плечи сотрудников госучреждения возлагается ответственность за выявление и дальнейшее устройство в семью детей, оставшихся без родителей. В отдельных случаях, решение о передаче ребенка на воспитание усыновителям принимает орган власти местного либо федерального значения.

На деле опека либо иные уполномоченные структуры все же исполняют некую посредническую роль. Однако в этот момент ответственными лицами не преследуются какие-либо коммерческие цели, в частности извлечение прибыли. К тому же весь процесс происходит под наблюдением прокуратуры и суда, поэтому такая деятельность считается законной.

Также совет попечительства не имеет возможности действовать от имени потенциальных родителей, работая по их поручению. Опека, в первую очередь, стоит на защите интересов ребенка.

Кроме того, посредниками не считаются организации по усыновлению, уполномоченные иностранными государствами на подобную деятельность и расположенные в пределах Российской Федерации. Основой здесь признается принцип взаимности либо международный договор с Россией. В этом случае контроль осуществляет Министерство иностранных дел и Министерство юстиции.

Еще один важный нюанс – возможность привлечь законного представителя со стороны усыновителей, должным образом оформившего возложенные на него полномочия. Если возникает необходимость, допускается использование услуг переводчика.

Однако потенциальные родители должны принимать личное участие во всех процедурах, включая сбор документов, медицинское обследование, осмотр жилья и прочие моменты.

Согласно статье 126.1 СК РФ посреднические действия в процедуре усыновления запрещены. Возможностью оказывать содействие в этом вопросе наделены лишь органы опеки , исполнительной власти, а также учреждения, уполномоченные иностранными государствами. Соцзащита, медицинские и воспитательные организации, благотворительные фонды заниматься подобной деятельностью не могут. Указанные структуры имеют право лишь сообщить о наличии детей, оставшихся без заботы родителей.

Стала бизнесом. Большинство будущих родителей имеют вполне благородные помыслы, желая взять малыша из детдома. Но от приюта до семейного счастья существует столько бюрократических препонов, что усыновители зачастую желают прибегнуть к помощи третьих лиц.

Допускается ли посредническая деятельность по усыновлению детей в Российской Федерации?

Посредничество при усыновлении запрещено законом РФ . Оказывать какую-либо помощь потенциальным родителям имеют право только специально уполномоченные организации. Независимые посредники часто нарушают права ребенка.

Любой гражданин, действующий в интересах потенциальных усыновителей, является посредником. Сюда относится: сбор и передача информации о детях, видео- или фотосъемка ребенка, дополнительная .

Ответственность

Ответственность за посредническую деятельность неуполномоченных лиц и организаций устанавливается штрафом, который увеличивается почти вдвое для должностных лиц, а также в случае рецидива либо корыстной цели. Как вариант наказания, назначаются исправительные работы сроком до 1-го года или 6 месяцев ареста.

Кто не считается посредником?

Посредническими не считаются специально уполномоченные законом учреждения:

  • органы опеки и попечительства;
  • органы исполнительной власти;
  • представитель будущих родителей, который уполномочен в пределах, допускаемых законом;
  • аккредитованные иностранные организации по усыновлению детей.

Деятельность иностранной организации может осуществляться только по международному договору и согласно принципу взаимности.

В международном усыновлении часто трудно заметить нелегальную деятельность. Посредник иностранных кандидатов в опекуны может претвориться гидом, переводчиком или водителем.

Представитель

Граждане, желающие усыновить малыша, обязаны лично участвовать в процедуре усыновления. При этом они имеют право назначать себе представителя. Гражданское процессуальное законодательство определяет права и обязанности данного лица.

Будущие родители должны подавать заявление в суд лично и участвовать в процессе. Деятельность представителей возможна только вне судебного разбирательства.

Они могут собирать и предоставлять доказательства, разъяснять судье различные вопросы по заявлению.

Какие органы оказывают помощь в усыновлении ребенка в РФ?

По закону РФ помощь в усыновлении может быть легальна только на некоммерческих началах. Существуют специальные организации, уполномоченные законом оказывать помощь людям, которые хотят взять сироту из дома малютки.

К ним относятся органы попечительства и исполнительной власти. Комитет образования Москвы и Министерство науки и образования РФ могут оказывать подобную помощь на региональном и федеральном уровнях.

В настоящее время идет процесс создания сети агентств, которые будут помогать россиянам в усыновлении. Совет федерации уже одобрил проект.

Портал usinovi.ru собрал ссылки на множество сайтов, где можно найти информацию по медицинским и юридическим нюансам, а также пообщаться на форумах опекунов.

Практика международного усыновления

в РФ действуют специальные уполномоченные организации. Процесс получения аккредитации для подобной деятельности довольно сложный.

За последние годы законодательство РФ сильно ужесточилось по этому вопросу. По данным Минобрнауки РФ, больше трети российских детей до 2012 года усыновлялось иностранцами.

21 декабря 2012 года госдумой РФ был принят “Закон Димы Яковлева”, который запретил гражданам США брать российских сирот на воспитание. Название было взято в память о погибшем мальчике 2-х лет, которого приемный отец в жаркий день запер в автомобиле.

После принятия этого закона, процедуры международных усыновлений по всей России были остановлены. Многие дети, которые уже начали общение с будущими опекунами, остались в домах малютки.

Комментарии к ст. 126.1 СК РФ

В Семейном кодексе говорится, что находить и устраивать детей, оставшихся без опеки родителей, имеют право органы:

  • исполнительной власти на региональном и федеральном уровнях;
  • опеки и попечительства;
  • имеющие полномочия от иностранного государства.

Все перечисленные структуры должны работать на некоммерческих основах и соблюдать правила усыновления детей, а также контролировать их воспитание и условия жизни в семье.

Во всех остальных случаях деятельность от имени и в интересах потенциальных усыновителей, считается посреднической и незаконной.

Работая на территории РФ, иностранные госучреждения, а также некоммерческие неправительственные организации, должны получить лицензию на открытие представительства.

Необходимым условием для ее выдачи является работа предприятия по делам усыновления на территории своей страны не менее 5-ти лет.

Аккредитованные иностранные организации вправе:

  • помогать кандидатам в приемные родители оформлять документы;
  • принимать и помогать в размещении при визитах в РФ;
  • заниматься поиском информации о ребенке по заявлению потенциальных опекунов;
  • представлять их документы;
  • взаимодействовать с судом: участвовать в заседаниях и получать решение об усыновлении;
  • помогать и паспорт .