Пользование услугами ЖКХ – это не роскошь, а потребность каждого нормального человека. Ведь ни день нельзя прожить без электричества, водоснабжения. А в холодное время года не обойтись и без . А значит, спрос на коммунальные услуги всегда актуален (по-другому и быть не может).

Однако, как и за любую другую услугу, потребителю придется оплачивать счета. Причем в этом случае строго регламентируется государством.

Если по каким-либо причинам владелец жилого помещения перестает платить за коммуналку, то образуется задолженность. При отсутствии поступления средств с плательщика в течение более длительного времени (больше 2 месяцев ) – доставщик услуг начинает принимать определенные меры.

В числе способов побудить потребителей услуг выплатить задолженности – начисление неустойки в виде . Да, конечно, его величина не столь велика. Однако никому не захочется выплачивать лишние деньги. При уклонении от оплаты в течение, например, полугода-года могут образоваться вполне приличные суммы.

Основные понятия

Уже отмечалось ранее, что порядок оплаты квартплаты прописан в . Там же есть информация о правомерности начисления пени.

Так, исходя из приведенной там информации, можно отдельно отметить такие важные нюансы:

  • Пользователю услуг требуется ежемесячно вносить платежи за квартплату. Причем срок оплаты до 10 числа последующего за месяцем начисления месяца (то есть, например, за ноябрь нужно будет оплатить коммуналку до 10 декабря).
  • Дата оплаты может иметь и другое значение, но только это обязательно должно быть прописано в специальном соглашении с поставщиком услуг.
  • В пункте 14 статьи 55 Жилищного кодекса РФ указано, что при отсутствии платежей по коммуналке управляющая компания может начать взыскивать с пользователя услуг неустойку в виде пени.

Подведя итоги, можно точно утверждать о правомерности начисления пени при образовании задолженностей по квартплате.

В законе при этом имеется и пункт и о размерах начисляемых штрафов. Оно вычисляется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в соотношении 1/300. Нужно отметить, что штрафные санкции начинают начисляться на следующий день после истечения срока «безвозмездной» оплаты и продолжает собираться вплоть до дня оплаты по коммуналке.

Но этот вариант борьбы со злостными неплательщиками не наиболее неприятный, тем более с управляющей компанией всегда можно найти «общий язык». Так, при желании потребитель может попросить предоставить ему либо отсрочку.

Причем долг по квартплате может возникнуть и вполне у обеспеченных людей, но потерявших в определенный период времени работу, серьезно заболевших и т. д. Они-то в первую очередь и просят о предоставление рассрочки. Причем если о предстоящей невозможности оплатить квартплату известно заранее, то обращаться за помощью к поставщику услуг лучше надо тоже раньше времени.

Начисление пени по 1/300 ставки рефинансирования производится только в первые месяцы, а после четвертого месяца уклонения от оплаты пени будет высчитываться по 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ

Формула расчета пени по квартплате

Исходя от длительности периода образования задолженности, следует использовать различные формулы. При этом первый месяц просрочки окажется не столь неприятным: начисления пени в это время не предусмотрено. В дальнейшем, в последующие 2 месяца задержек по квартплате нужно будет оплатить пени в размере, вычисленном по формуле: вся сумма долга по коммуналке*1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ*количество дней задержек платежей.

Если платежи за коммунальные услуги не поступают более длительное время (от 4 месяцев ), то формула для расчета примет такой вид: сумма долга*1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ*количество дней задержек по оплате.

Пени будет начисляться до того момента, пока не будет полностью покрыта задолженность. Причем придется оплатить неустойку и за день внесения платежа. Если самостоятельно высчитывать размер начисляемого пени нет желания, то можно воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами. Благо, сейчас их очень много на просторах мировой паутины.

Может стать причиной отключения некоторых видов коммунальных услуг, а также судебных разбирательств по взысканию долга.

Где посмотреть задолженность по квартплате по конкретному адресу, можно узнать .

Но корректно высчитать размер начисляемых пени можно только при условии единоразового внесения платежей. Если предполагается покрывать долг частями, то нужно будет применить несколько уравнений. В каждом из них будет меняться сумма остатка по долгу и количество дней просрочки. В итоге, сложив результат всех уравнений, можно будет увидеть общий размер пени.

С какого числа начисляется

Законодательно регламентирован следующий срок внесения платежей по квартплате: до десятого числа последующего за месяцем начисления месяца. Однако между потребителем и поставщиком услуг может быть создано отдельное соглашение/договор, в котором будут указаны другие сроки оплаты.

Причем начисление неустойки в случаях задержек по оплате начинает производиться только со второго месяца образования задолженности. К примеру, пользователь услуг не оплатил квартплату за ноябрь и декабрь, то понять с какого момента начисляется пеня за квартплату вовсе не сложно: при неуплате после 10 января.

Последствия неуплаты

Однако начисление пени по основному долгу – это не единственный способ взыскания с неплательщиков задолженности. Коммунальщики вправе предпринять и иные меры.

К примеру:

Выселить жильцов из квартиры
  • Такая мера чаще применяется по отношению к арендаторам, проживающим в жилплощади по договору социального найма. Инициаторами при этом должны выступить муниципальные власти, они же и собственники недвижимости.
  • А вот выселить собственников из квартиры весьма затруднительно, ведь это противоречит закону о праве собственности. Однако все же это возможно.
  • Основанием при этом может служить неуплата квартплаты сроком более чем в полгода. При этом размер образовавшейся задолженности значения иметь не будет. Но выселить гражданина из жилого помещения допустимо только после вынесения соответствующего решения в суде.
Ограничить снабжение
  • На это коммунальные службы имеют право, если пользователь услуг в течение месяца с момента предъявления претензии о неуплате платежей по квартплате не внес на счет должную сумму.
  • При этом учитывают не фактический долг, а сумму, высчитанную по нормативам. То есть даже если в квартире должника установлены приборы учета, то долг все равно будет высчитываться по установленным нормам. В итоге суммы будут весьма различаться, а размер их будет зависеть от принятых нормативов конкретной коммунальной службы, нормативов потребления на человека и т. п.
  • Нужно отметить, что ограничение предоставления коммунальных услуг может производиться в виде создания суточного графика поставки определенного ресурса либо сокращением объема его подачи. Иногда коммунальщики могут применить оба варианта.
Отключить от общей сети
  • Чтобы ограничить предоставление услуги злостным неплательщикам, проживающим в квартирах, достаточно повернуть специальный рубильник. После поступления платежей коммунальщикам просто потребуется вернуть ручку в исходное состояние.
  • Более затратно происходит отключение от сети неплательщиков, проживающих в частных домах. Ведь в этом случае потребуется перекрыть трубы/перерезать провода. Причем за их восстановление должен будет платить сам собственник дома.
  • Но к такой мере коммунальные службы прибегают только в случаях, когда даже после ограничения снабжения потребитель продолжает игнорировать просьбы об оплате квартплаты либо если есть на это основание, но технически ограничить снабжение возможности нет.

После оплаты задолженности возобновление подачи ресурса происходит в течение 14 дней . Причем за все расходы, понесенные коммунальщиками за повторное подключение к сетям, несет потребитель.

Коммунальщики прибегают к самым жестким мерам – выселению собственника из жилплощади только в самых критических случаях, а чаще всего они побуждают оплатить потребителей за полученные услуги более мягкими способами

Нюансы

При оплате коммунальных услуг могут возникать определенные трудности. Например, некоторые добросовестные плательщики жалуются на внесение в квитанцию графы «пени». Только им далеко не понятно, откуда оно могло образоваться. Чтобы разобраться в ситуации следует обратиться в управляющую компанию. Если вины потребителя в этом не окажется, то коммунальщики обязательно произведут перерасчет.

Второй часто возникающий вопрос у потребителей услуг – начисление заработной платы позже срока уплаты платежей по квартплате. Если оплатить по этой причине коммуналку довольно сложно, то можно обратиться в управляющую компанию с просьбой отсрочить платеж на несколько дней. Как правило, там идут навстречу потребителям.

Пример расчетов

Чтобы более ясно объяснить, как начисляется пени по квартплате, следует привести пару примеров ее расчета:

Пример №1 Сумма долга за услуги ЖКХ на 10 января 2017 года составляет 5300 рублей. Из них 2500 рублей за ноябрь, 2800 – за декабрь. Оплата была произведена 15 января 2017 года. Таким образом, количество дней просрочки будет равно 5 (за 11, 12, 13, 14 и 15 января). В этом случае пени будет высчитываться по следующей формуле: 2500*0,11/300*5=4,58 рубля.
Пример №2 Сумма долга за услуги ЖКХ на 10 января 2017 года составляет 15700 рублей. Из них 3100 рублей за август, 3150 – за сентябрь, 3200 – за октябрь, 2900 – за ноябрь и 3350 – за декабрь. Оплата, погашающая задолженность, поступила 20 числа того же месяца. Количество дней просрочки в итоге равно 10 (за 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 20 января). В итоге размер пени будет высчитан по такой формуле: (3200+2900)*0,11/300*10+(3100+3150)*0,11/170*10=62,81 рубля.

бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 4

ПЕНИ ПО ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ

Пунктом 14 ст. 155 ЖК РФ предусмотрена законная неустойка, взыскиваемая за несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги . Разберемся, к кому она может быть применена, в каких случаях взыскать пени нельзя и какие факторы влияют на законность начисления данной неустойки (рассматриваем только такие способы управления МКД, как УК и ТСЖ).

В первую очередь считаем необходимым привести дословно рассматриваемую норму закона. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации , действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается. Добавим, что корреспондирующие данному положению нормы содержатся и в Правилах предоставления коммунальных услуг. В частности, согласно п. 78 этого документа лица , несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. Примечательно, что в новых Правилах предоставления коммунальных услуг формулировка несколько иная: потребители , несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном ч. 14 ст. 155 ЖК РФ (п. 159).

Должники

Логично предположить, что лицами, обязанными уплачивать пени, являются те лица, на которых возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п. 2 ст. 153 ЖК РФ это:

Наниматель жилого помещения по договору социального найма;

Арендатор жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

Член жилищного кооператива;

Собственник жилого помещения;

<3> Постановление администрации г. Н. Новгорода от 01.01.2001 N 5543 "Об утверждении Порядка выделения бюджетных средств организациям, действующим на территории города Нижнего Новгорода в сфере управления и обслуживания многоквартирных домов с долей муниципальной собственности, на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме соразмерно доле города в праве общей собственности на это имущество".

Кредиторы

В п. 14 ст. 155 ЖК РФ сказано, что должник обязан уплатить пени кредитору. В документах, регулирующих предоставление коммунальных услуг, говорится конкретно об исполнителе - исполнителе коммунальных услуг, которым является, в частности, УК и ТСЖ (способ управления домом не рассматриваем). Таким образом, лица, обязанные вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации, уплачивают пени именно ей.

Если домом управляет ТСЖ, то члены товарищества вносят обязательные платежи и (или) взносы , связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ (п. 5 ст. 155 ЖК РФ). Собственники помещений, не вступившие в товарищество, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в МКД и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6 ст. 155 ЖК РФ). В первую очередь отметим, что члены вносят не плату, о которой говорится в п. 14 ст. 155 ЖК РФ, а обязательные платежи и (или) взносы, что может натолкнуть на мысль о том, что указанная норма на членов ТСЖ не распространяется. Тем не менее, по мнению автора, это не так. Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, возложенная на собственника помещения в силу пп. 5 п. 2 ст. 153 ЖК РФ, не зависит от того, какой способ управления домом выбран и вступил ли собственник в некоммерческую организацию . Поэтому представляется, что п. 14 ст. 155 ЖК РФ распространяется и на членов товарищества. Подтверждение тому - Постановление ФАС МО от 01.01.2001 по делу N А/. Суд взыскал в пользу ТСЖ пени, исчисленные согласно специальной норме ЖК РФ, с юридического лица, являющегося собственником жилого помещения и членом товарищества. Этот вывод подтверждает и то обстоятельство, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг пени должны быть уплачены исполнителю, в частности ТСЖ, независимо от того, является ли потребитель членом ТСЖ.

Отдельно рассмотрим вопрос, кто является кредитором, получающим пени, в отношении нанимателей по договорам социального найма и найма жилых помещений государственного и муниципального жилфонда. Обязанность нанимателя вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги возникает в силу договора найма. Кредитором по этому договору является наймодатель, который как собственник помещения в МКД выступает на стороне заказчика в договоре управления. Однако специальное положение п. 4 ст. 155 ЖК РФ предписывает вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги напрямую УК. Это позволяет говорить, что соответствующее обязательство возникает у нанимателей непосредственно перед УК (существует мнение, что данная правовая конструкция сродни переводу долга), в связи с чем УК не может взыскать долги нанимателей с наймодателя <4>. Иначе говоря, кредитором по обязательству нанимателей, связанному с внесением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, становится УК. Поэтому представляется, что и пени, начисленные на плату, подлежащую внесению УК, вправе получать именно она (пени поступают в собственность УК). Повторим, что и Правила предоставления коммунальных услуг кредитором называют именно исполнителя (УК и ТСЖ), а наймодатель не является таковым (в частности, это следует из п. 12 новых Правил предоставления коммунальных услуг).

<4> Подробнее см. статью "Квартира не приватизирована. С кого взыскать плату за жилое помещение и коммунальные услуги?", N 10, 2011.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в Типовом договоре социального найма жилого помещения (пп. "з" п. 4) сказано: в случае невнесения в установленный срок платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги наниматель уплачивает наймодателю пени в размере, установленном ЖК РФ, что не освобождает нанимателя от уплаты причитающихся платежей. По мнению автора, наймодатель вправе рассчитывать на пени только в части, приходящейся на просроченную плату за наем. Именно наймодатель является кредитором в обязательстве по внесению платы за наем. На этот факт не влияют особенности начисления и сбора платы за наем (и, соответственно, пеней) в том или ином муниципальном образовании или субъекте РФ. Например, организациям, осуществляющим управление МКД, может быть передана функция по начислению таких сумм (платы и пеней), но платежный документ на плату за наем выставляется отдельный и платеж вносится непосредственно в бюджет <5>. Существует практика по передаче таким организациям и полномочий по сбору платы за наем и перечислению ее в бюджет <6>.

<5> См. Постановление главы городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района МО от 01.01.2001 N 2091/12 "Об утверждении порядка начисления, сбора, взыскания и перечисления в бюджет городского поселения Красногорск платы граждан за пользование (платы за наем) жилыми помещениями, находящимися в собственности городского поселения Красногорск".

<6> См. Постановление Правительства Нижегородской обл . от 01.01.2001 N 236 "О порядке организации работы по начислению, сбору и перечислению в областной бюджет платы граждан за пользование жилыми помещениями (платы за наем), занимаемыми по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области".

В ЖК РФ нет специальных положений о порядке внесения нанимателями платы за жилое помещение и коммунальные услуги в доме, которым управляет ТСЖ. Тем не менее полагаем, что изложенные выше правила определения кредитора в обязательстве применимы и к такой ситуации. О том, что в общем случае наниматель вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги товариществу, управляющему домом, свидетельствуют формулировки п. 6.3 ст. 155 ЖК РФ, а также общее правило об оплате коммунальных услуг исполнителю (пп. "а" п. 50 действующих Правил и пп. "а" п. 32 новых Правил предоставления коммунальных услуг).

В заключение данного раздела следует обратить внимание читателей, что получателем пеней является исполнитель коммунальных услуг, даже если плата за такие услуги вносится напрямую РСО на основании п. п. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Согласно этим положениям внесение платы за коммунальные услуги напрямую РСО признается выполнением собственниками и нанимателями помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ и УК, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Иными словами, кредитором в обязательстве по внесению платы остается исполнитель (УК, ТСЖ), соответственно, он следит за платежной дисциплиной и начисляет пени.

Роль договора между должником и кредитором

Если дом находится в ведении УК, взаимные права и обязанности собственников помещений и УК устанавливаются договором управления. В силу п. п. 1 и 4 ст. 162 ЖК РФ такой договор заключается с каждым собственником помещения на условиях, которые указаны в решении общего собрания и являются одинаковыми для всех собственников помещений в МКД. Если домом управляет ТСЖ, отношения между ним и собственниками, вступившими в товарищество, регулируются уставом. Правоотношения собственников, не вступивших в ТСЖ, и товарищества оформляются договором (п. 6 ст. 155 ЖК РФ). При этом коммунальные услуги предоставляются потребителям на основании договора (п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг). Это положение конкретизировано в новых Правилах предоставления коммунальных услуг, в п. 9 которых названы, в частности, такие договоры, содержащие условия о предоставлении коммунальных услуг:

Договор управления МКД;

Договор о предоставлении коммунальных услуг, заключаемый ТСЖ.

При этом подчеркнуто (п. п. 6, 7 новых Правил предоставления коммунальных услуг), что письменная форма такого договора не обязательна: договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Такой договор считается заключенным на условиях, предусмотренных новыми Правилами предоставления коммунальных услуг. Иначе говоря, потребитель и исполнитель коммунальных услуг всегда связаны договором, даже если он не составлен в письменном виде.

Мы завели речь о договоре, поскольку существует мнение, что применять п. 14 ст. 155 ЖК РФ можно только в случае, когда стороны связаны договором. В частности, именно отсутствие договорных отношений между УК и собственником незаселенных помещений, находящихся в государственной собственности, стало основанием для отказа УК во взыскании законной неустойки по делу N А/79. Так, Решением Арбитражного суда Оренбургской обл . от 01.01.2001 N А47-6616/2009 в пользу УК была взыскана стоимость услуг по содержанию общего имущества и теплоснабжению незаселенных квартир, переданных застройщиком Минобороны. Впоследствии УК обратилась в арбитраж с иском о взыскании пеней, предусмотренных п. 14 ст. 155 ЖК РФ, в связи с несвоевременным внесением платежей Министерством обороны. Однако Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.01.2001 по делу N А/79 в иске было отказано по такому мотиву: поскольку УК и Минобороны не связаны договором, применение п. 14 ст. 155 ЖК РФ к спорным правоотношениям невозможно, при этом УК не лишена возможности восстановить свои имущественные интересы путем применения к виновным лицам предусмотренной законом ответственности за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ). Суд истолковал п. 14 ст. 155 ЖК РФ во взаимосвязи с положениями п. п. 4, 5, 6, 9 этой же статьи так, что пени за несвоевременное внесение платежей установлены для лиц, связанных договором, предусматривающим оказание соответствующих услуг по содержанию жилого помещения, то есть для исполнителя и потребителя таких услуг. С этим доводом согласились Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 01.01.2001 N 09АП-9358/2011-ГК) и ФАС МО (Постановление от 01.01.2001 N КГ-А40/8416-11). А коллегия ВАС РФ, отказывая в передаче дела на пересмотр, добавила: ст. 155 ЖК РФ регулирует отношения между исполнителем коммунальных услуг и потребителями, к каковым министерство не относится, поскольку под потребителем понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Определение от 01.01.2001 N ВАС-14735/11).

Эта позиция судов представляется неверной. Между сторонами сложились фактические отношения по оказанию коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества, что, кстати, было подтверждено Арбитражным судом Оренбургской области и послужило основанием для взыскания задолженности. В Правилах предоставления коммунальных услуг говорится о потребителе как о лице, использующем помещение и потребляющем коммунальные услуги (не будем подчеркивать, что потребитель - только гражданин). Вместе с тем неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 11 ст. 155 ЖК РФ). Причем Правила предоставления коммунальных услуг касаются только и именно коммунальных услуг и не охватывают вопросы распределения бремени содержания общего имущества (в Правилах содержания общего имущества, к слову, не упоминается порядок расчетов сторон и, в частности, законная неустойка). Но ст. 153 ЖК РФ возлагает обязанность по внесению платежей на собственника помещений, каковым является РФ.

В аналогичных ситуациях (взыскание задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги по незаселенным помещениям в отсутствие заключенного договора между УК (ТСЖ) и представителем публичного собственника) арбитры подтверждали законность применения п. 14 ст. 155 ЖК РФ при расчете пеней (см. Постановления ФАС УО от 01.01.2001 N Ф09-3615/11, ФАС МО от 01.01.2001 по делу N А/10, ФАС ЗСО от 01.01.2001 по делу N А/2010).

Точно так же отсутствие подписанного сторонами договора управления (с УК) или содержания и ремонта общего имущества (между ТСЖ и собственником, не вступившим в товарищество) не влияет на обязанность собственников помещений (жилых и нежилых) вносить плату за содержание общего имущества и коммунальные услуги и в случае просрочки уплачивать пени по п. 14 ст. 155 ЖК РФ. Рассматривая иски УК (ТСЖ) к собственникам помещений (физическим и юридическим лицам) и учитывая, что обязательства возникают не только в силу договора, но и на основании закона, суды приходят к выводу, что между сторонами возникли фактические отношения по оказанию услуг, взыскивают задолженность в виде платы за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги, а также пени, предусмотренные ЖК РФ (Постановления ФАС ВВО от 01.01.2001 по делу N А17-3242/2010, от 01.01.2001 по делу N А11-640/2009, ФАС УО от 01.01.2001 N Ф09-8624/11, от 01.01.2001 N Ф09-8109/11, ФАС МО от 01.01.2001 по делу N А/, ФАС ВСО от 01.01.2001 по делу N А74-4047/2009, ФАС ЦО от 01.01.2001 по делу N А0/210/15, Определения Санкт-Петербургского городского суда от 01.01.2001 N 33-654, Ленинградского областного суда от 01.01.2001 N 33-5509/2011, Московского городского суда от 01.01.2001 N , Московского областного суда от 01.01.2001 N).

Как видим, очень многие суды (и арбитражные, и общей юрисдикции) придерживаются одной точки зрения. Однако нельзя не отметить, что абсолютного единообразия в правоприменительной практике нет. Об этом свидетельствуют результаты рассмотрения приведенного выше дела N А/79 (спор между УК и Минобороны). Необходимо привести еще несколько примеров. Мнение о том, что п. 14 ст. 155 ЖК РФ распространяется только на правоотношения между лицами, связанными договором об оказании жилищно-коммунальных услуг (исполнителем и потребителем), и более того - только на собственников жилых помещений (ведь в ст. 155 ЖК РФ говорится о плате за жилое помещение) <7>, также было представлено в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.01.2001 по делу N А/. Между УК и собственником нежилого помещения договор заключен не был, суд взыскал основную сумму долга, но отказал во взыскании пеней и указал, что ответственность за неисполнение денежного обязательства может быть применена в рамках гражданского законодательства.

<7> См. также Постановление ФАС ДВО от 01.01.2001, 20.02.2007 N Ф03-А16/06-1/5533.

Кроме того, суды порой не видят в законодательстве положений о законной неустойке, применяемой к собственнику помещения в доме, управляемом ТСЖ. Так, Решением от 01.01.2001 N А59-816/2010 (оставлено без изменения Постановлением ФАС ДВО от 01.01.2001 N Ф03-9667/2010) Арбитражный суд Сахалинской области удовлетворил иск ТСЖ к собственнику нежилого помещения в МКД в части взыскания задолженности по содержанию общего имущества, но отказал во взыскании пеней, приведя такое обоснование. В силу ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства , в частности в случае просрочки исполнения. Договор между собственником помещения и ТСЖ, устанавливающий размер неустойки за невнесение платы за содержание общего имущества в МКД и капитальный его ремонт, сторонами не заключался, а действующим законодательством неустойка за нарушение подобного рода обязательств не предусмотрена.

Такие примеры нужно учитывать, составляя исковое заявление в суд. Добавим, что в отсутствие заключенного договора кредитор вправе предъявить иск должнику, выбрав правовым основанием другие нормы закона - положения о неосновательном обогащении. Представляется, что в этом случае пени нельзя рассчитывать на основании п. 14 ст. 155 ЖК РФ, поскольку согласно п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств .

Примечательно, что сумма процентов, начисляемых по правилам ст. 395 ГК РФ, ниже, чем размер пеней, предусмотренных п. 14 ст. 155 ЖК РФ. Так, согласно ЖК РФ начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей на момент погашения долга , за каждый день просрочки. А в силу ст. 395 ГК РФ взыскиваются годовые проценты также исходя из ставки рефинансирования на день исполнения денежного обязательства. С учетом разъяснений, данных в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 01.01.2001, число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота. Иначе говоря, согласно ст. 395 ГК РФ за один день просрочки должник обязан уплатить 1/360 ставки рефинансирования.

К сведению. Нельзя не отметить, что возможен и другой вариант развития событий. Так, УК предъявила иск публичному собственнику о возмещении расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД. Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что УК оказала услуги по содержанию МКД, ответчик как собственник помещения в силу закона должен был оплачивать эти услуги независимо от заключения договора с ним, однако не исполнил свои обязательства, в связи с чем УК понесла убытки в размере расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, которые ответчик должен возместить. В качестве правового обоснования удовлетворения иска суд указал на ст. ст. 16 (убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконного бездействия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению РФ, субъектом РФ) и 1069 ГК РФ (вред, причиненный юридическому лицу в результате такого бездействия, подлежит возмещению за счет казны РФ, субъекта РФ, муниципального образования соответственно). А поскольку сумма убытков не является денежным обязательством в смысле ст. 330 ГК РФ, начисление штрафов (пени) на такую сумму невозможно. Соответственно, суд отказал УК во взыскании пеней с ответчика, с ним согласились суды всех последующих инстанций (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.01.2001 по делу N А/, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.01.2001 N 09АП-10469/2010-ГК, 09АП-11364/2010-ГК, ФАС МО от 01.01.2001 N КГ-А40/П, Определение ВАС РФ от 01.01.2001 N ВАС-17119/10).

Роль своевременного представления платежного документа

Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ пени начисляются в связи с просрочкой исполнения обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Срок исполнения обязательства определяется, как правило, с учетом п. 1 ст. 155 ЖК РФ, согласно которому плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иное не установили стороны. Вместе с тем нужно учитывать, что п. 2 этой же статьи предполагает представление должникам платежных документов не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если стороны опять же не установили иное. Обязанность по представлению потребителям платежных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг (п. 37 действующих и п. 67 новых Правил предоставления коммунальных услуг). Установление самого факта и даты представления платежного документа не имеет правового значения для существования обязанности оплатить задолженности за оказанные услуги (Постановление ФАС ЗСО от 01.01.2001 по делу N А03-7102/2010). А вот на возможность начисления пеней и их размер данный факт и дата направления платежного документа как раз таки влияют.

Многочисленные судебные постановления подтверждают, что в отсутствие доказательств выставления потребителям платежных документов в установленный срок взыскание пеней за несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги неправомерно. Применение для определения периода просрочки крайнего срока, названного в п. 1 ст. 155 ЖК РФ, невозможно, поскольку уплата пеней по истечении предусмотренного названной нормой срока обусловлена своевременным информированием плательщиков о размере предстоящих внесению платежей получателями этой платы путем предоставления последними платежных документов в срок, установленный в п. 2 названной нормы (Определение ВАС РФ от 01.01.2001 N ВАС-3045/11, Постановления ФАС МО от 01.01.2001 по делу N А/, ФАС СЗО от 01.01.2001 по делу N А56-910/2011, от 01.01.2001 по делу N А/2010).

Тем более это справедливо, если договор между сторонами подписан и согласно его положениям внесение платы обусловлено выставлением платежных документов. Формулировки договоров могут быть такими: платежи производятся собственником путем оплаты счетов, выставляемых ТСЖ (Постановление ФАС МО от 01.01.2001 N КГ-А40/), работы (услуги) оплачиваются в течение пяти дней после подписания сторонами актов выполненных работ (Постановление ФАС УО от 01.01.2001 N Ф09-7253/11).

Суды связывают отсутствие платежных документов с невозможностью определить период просрочки. Поэтому, если кредитор подтвердит выставление платежных документов хоть и не в предусмотренный законом (договором) срок, период просрочки будет определен (пусть и не по правилам п. 1 ст. 155 ЖК РФ). Именно такое дело было рассмотрено Арбитражным судом Свердловской области : суд пересчитал пени с учетом направленных товариществом должнику претензий с требованиями об оплате долга не позднее 10 дней с момента получения претензии (Постановление ФАС УО от 01.01.2001 N Ф09-3615/11).

С точки зрения гражданского законодательства невыставление платежных документов рассматривается как просрочка кредитора. Так, согласно п. 1 ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства. По денежному обязательству должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора (п. 3 ст. 406 ГК РФ). Это обоснование для отказа во взыскании пеней с собственника помещения в МКД было приведено в Постановлениях ФАС УО от 01.01.2001 N Ф09-7154/10-С6, от 01.01.2001 N Ф09-1470/10-С5.

Обращаем особое внимание: платежные документы должны быть представлены именно должнику. Так, УК направляла счета по адресу принадлежащего должнику помещения в доме, которым она управляла. Однако фактически помещение занимала другая организация, значит, должник не получал счетов. Доказательств, из которых можно было бы усмотреть факт выставления расчетных документов непосредственно ответчику как лицу, обязанному нести расходы на содержание общего имущества, материалы дела не содержат, что исключает возможность определения периода просрочки и, как следствие, взыскания пеней (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.01.2001 по делу N А70-5141/2010, оставленное без изменения Постановлением ФАС ЗСО от 01.01.2001).

Лица, на которых ЖК РФ возложена обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в случае просрочки исполнения обязательства должны уплачивать законную неустойку, предусмотренную п. 14 ст. 155 ЖК РФ. Это правило распространяется на всех собственников (физических и юридических лиц, публично-правовые образования) всех помещений (жилых, нежилых) в МКД. Получателями пеней выступают УК и ТСЖ (в зависимости от выбранного способа управления). Впрочем, пени за просрочку внесения платы за наем поступают наймодателю. Наймодатель же обязан оплачивать УК и ТСЖ расходы на капитальный ремонт и вносить разницу между платой, установленной договором управления (решением общего собрания членов) и утвержденной органом местного самоуправления для нанимателей. В случае несвоевременного погашения данного обязательства пени также должны начисляться согласно ЖК РФ. Отсутствие договора не является препятствием для взыскания пеней по п. 14 ст. 155 ЖК РФ. Однако, если основанием для иска являются нормы о неосновательном обогащении, начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), размер которых меньше, чем размер законной неустойки по ЖК РФ. Если же задолженность с обязанных лиц взыскивается как убытки, штрафы не начисляются. Такие выводы следуют из арбитражной практики. В интересах УК и ТСЖ обеспечить своевременное выставление должнику платежных документов, поскольку только в этом случае можно взыскать пени.

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

Чтобы вопрос об уплате пени за просрочку коммунальных платежей не возникал, необходимо вносить оплату в полном объеме и в установленный законодательством срок. Но, если сделать это не получается, следует знать некоторые нюансы связанные со штрафами за неполное или несвоевременное внесение средств за коммунальные услуги, в частности, как происходит расчет размера пени.

Тем, кто не обладает базовыми знаниями в области механизма начисления пени за неуплату услуг ЖКХ, стоит ознакомиться с основной терминологией. Читатели, имеющие достаточный опыт в данном вопросе, могут смело переходить к следующему разделу.

Перечень ключевых терминов:

  • Срок платежа - крайний срок внесения оплаты за коммунальные услуги, установленный в законодательном порядке;
  • Штрафные санкции или пени - задолженность за уплату в неполном объеме или за просрочку платежа. Согласно Жилищному кодексу, пени являются одним из инструментов воздействия на неплательщиков (самым мягким из них). Другие последствия, которые могут ожидать должника: прекращение предоставления коммунальной услуги, взыскание долга через суд, выселение из квартиры по решению суда;
  • Ставка рефинансирования - процент, который берет Банк России за займы, выдаваемые коммерческим банковским структурам. Величину ставки определяет Центральный Банк РФ.

Основные принципы начисления штрафных санкций

Согласно действующему законодательству, оплату за предоставление коммунальных услуг, а также за пользование жилым помещением за прошлый месяц нужно внести не позднее 10 числа следующего месяца. Начиная с 11 числа идет начисление штрафа.

Изменение сроков оплаты возможно при подписании договора управления домом, либо по решению членов жилищного или иного специализированного кооператива.

Перечень основных правил:

  • Начисление пени распространяется только на долги по коммунальным услугам и на плату за жилое помещение, а другие сопутствующие услуги не предусматривают наложения какого-либо штрафа;
  • На сам размер пени новые штрафы не начисляются;
  • Штрафные санкции начисляются на размер долга за весь период неуплаты. Непогашенная задолженность суммируется поочередно за каждый месяц;
  • Если оплата произведена в установленный срок, но ее объем был не полным, штраф начислят на сумму остатка долга;
  • Внесенные должником средства сначала учитываются в счет оплаты коммунальных услуг и только оставшиеся после этого деньги поступают в счет выплаты по штрафным санкциям.

Расчет пени до внесения поправок в законодательство

С 1 января текущего года вступили в силу поправки в статью Жилищного кодекса регулирующую порядок, по которому производится расчет штрафов за неполную или несвоевременную оплату услуг ЖКХ. Однако, чтобы вникнуть в суть изменений, необходимо сперва вспомнить, как начисляли пени до 2016 года.


Ранее размер пени для должников составлял одну трехсотую часть ставки рефинансирования, величину которой устанавливает Центробанк на момент внесения средств. Изменение ставки влекло за собой изменение суммы штрафа. Ее размер оставался неизменным на протяжении периода с 14 сентября 2012-года до конца 2015 года и составлял 8,25 процента. А с 2016 года величину данной ставки приравняли к значению ключевой. Расчет ставки производится на указанную дату.

Ключевая ставка представляет собой минимальную процентную ставку, основываясь на которой Центробанк выдает займы коммерческим банкам на одну неделю. Одновременно, она является максимальной ставкой, по которой Банк России принимает средства от финансово-кредитных учреждений на депозиты.

Расчет пени с 2016 года

Согласно измененному тексту законодательства, расчет размера штрафных санкций с наступлением 2016 года производится по-новому. Порядок расчета теперь выглядит следующим образом:

  • При несоблюдении сроков или размеров оплаты услуг ЖКХ начисление пени вообще не осуществляется в период с 1 по 30 день;
  • Размер штрафа составит 1/300 ставки рефинансирования за каждые сутки просрочки в период с 31 по 90 день;
  • Начиная с 91 дня задержки выплаты, величина ежедневной пени повышается до 1/130 вышеупомянутой ставки.

Подводя итоги

Говоря простым языком, жильцам продлили срок оплаты еще на 30 дней. Например, те граждане, которые не оплатили коммунальные услуги за декабрь прошлого года до 10 января 2016-го, имели возможность внести средства до 9 февраля включительно, не рискуя стать должниками.

Расчет пени за неуплату стал более лояльным к жильцам, которые ранее немного не укладывались в установленные сроки, зато ужесточился для злостных неплательщиков. Для тех, кто задерживал платежи систематически, но без злоупотребления, ничего кардинально не поменялось.

Чтобы избежать начисления пени, необходимо доказать, что причина несвоевременной оплаты действительно была уважительной. Таким доказательством может служить справка из бухгалтерии ГУЖА о том, что квитанцию вы получили позже. Если такой справки не будет предоставлено, то согласно п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса:

« Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно…»

Пени никогда не сгорают, они только накапливаются.

Пени начисляются только на задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. На дополнительные услуги («антенна», «домофон») пени не начисляются. Также на сумму пеней не начисляются новые пени. Если оплата проведена в срок, но частично — пени будут начислены на оставшуюся сумму задолженности. В первую очередь денежные средства поступают в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

Практически ежегодно законодатели принимают те или иные меры, направленные на погашение образовавшихся у граждан задолженностей. С нового года нас ждут новые правила взыскания пени за просрочку платежей по оплате услуг ЖКХ – еще одна попытка наших законодателей уменьшить, сформировавшуюся за несколько лет, колоссальную сумму долга в этой сфере. В чем суть новых правил начисления пени. Прежде всего, необходимо указать на то, что новые правила начисления пени установлены как для жильцов, так и для управляющих компаний (УК), получающих энергоресурсы от соответствующих организаций.

Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается. Текст скрыт развернуть

d d Нужно заключить договор о том. что она будет гасить в. сумме. тогда пени остановят Текст скрыт развернуть

Катерина Коб… Как начальник отдела по управлению долгами в КГХ.

Утвержден размер пени за просроченный платеж по коммунальным услугам.


Утвержден размер пени за просроченный платеж по коммунальным услугам, а также увеличены штрафы за самовольное подключение к подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам. Начиная с 2017 года в платежных документах за ЖКХ для всех граждан и юридических лиц (предпринимателей, организаций и др.) будут начислять пени за просрочку оплаты за ЖКХ.

Калькулятор расчёта пени по коммунальным платежам (155 ЖК РФ)

Однако калькулятор учитывает и правила ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. действовавшие до 1 января 2017 года. 4 июля 2017 года вступила в силу новая редакция статьи 155 ЖК РФ, однако на расчёт пени по коммунальным услугам это никак не повлияло. Если должником выступает Управляющая или теплоснабжающая организация. расчёт нужно проводить калькулятором расчёта пени по ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике» С 1 января 2017 года в расчётах пени задолженности по услугам ЖКХ вместо ставки рефинансирования начала действовать ключевая ставка. Ключавая ставка (ставка рефинансирования) ЦБ с 14 июня 2017 года 10,5% Введите параметры задолженности Вставить данные о задолженности Инструкция импорта данных

Механизм расчёта пени за жилищно-коммунальные услуги

Второе – это, собственно, сами штрафные санкции за несвоевременный платёж или, иначе говоря, пени. Жилищный кодекс дает возможность ресурсо-снабжающим и управляющим компаниям воздействовать на неплательщиков согласно 14 пункта той же 155 статьи: Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена.

Консультация юриста: Порядок начисление пени за долги по услугам ЖКХ

Субсидии на оплату коммунальных услуг являются привилегией некоторых категорий населения. К получателям преференций относятся: наниматели квартир и комнат, размещающихся на территории государственного и муниципаль. Как изменить способ управления многоквартирным домом Управление многоквартирным домом является необходимым элементом соблюдения порядка в жилищно-коммунальной сфере и подчиняется определенным правилам.

Просрочка оплаты коммунальных услуг: ее последствия в 2017 году

Именно поэтому своевременные оплаты жилищно-коммунальных услуг так важны для граждан и государства. Но все же никто не застрахован от «экономических кризисов» внутри семьи. И как раз в такие моменты и случается просрочка оплаты услуг ЖКХ. Считается, что отключение подачи вышеперечисленных услуг является основной мерой наказания неплательщиков, но существуют и другие: начисление пени в случае просрочки оплаты коммунальных услуг; ограничение или приостановление подачи ЖКУ при неуплате более чем за 3 месяца; взыскание задолженности за коммунальные услуги в судебном порядке. В нашей статье предлагаем вам поговорить о такой мере, как начисление пени за просрочку ЖКУ. Пеня за просрочку оплаты в 2017 году По общепринятому правилу, оплата коммунальных услуг производится не позже 10 (десятого) числа каждого месяца.

Помогите разобраться с пени по ЖКХ!

е. на август задолженности уже не оставалось. Ожидали, что естественно никаких пеней в августовской квитанции уже не будет, т. к. задолженности на август уже не существует.

Но, пришла квитанция, в которой были указаны пени немногим меньшие, чем в предыдущих квитанциях. Пошли в управляющую компанию, разбираться — мало ли чего они там «на дурака» вписали. Они начали объяснять что-то несусветное о правилах начисления пеней.

Начисление пени за несвоевременную уплату ЖКХ

Издательство: Рипол-Классик. Год: 2014. Серия: Сам себе юрист. Стоимость услуг ЖКХ постоянно растет, а наши зарплаты, к сожалению, не всегда за ней поспевают. Как сократить эту статью расходов семейного бюджета? Поможет ли установка счетчиков газа и воды или использование энергосберегающих ламп существенно сэкономить? Зачем нужно перепроверять цифры, указанные в квитанциях и кто имеет право.

Пеня как ответственность за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг

В соответствии с п.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ. собственники жилых помещений, которые несвоевременно и (или) неполностью внесли плату за жилищно-коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты. Отсчет дней несвоевременной оплаты начинается со следующего дня после наступления установленного срока оплаты и заканчивается днем фактической оплаты включительно.

Как НЕ платить пени по коммуналке

Скказали ждать решения 2-3 недели. В итоге отказ, и приходят новые квитанции с этими пенями. Ну так неохото их платить. Посоветуйте, что можно предпринять. Пока оплачиваю без пений. Заранее спасибо 🙂 Я этого хочу. Значит, это будет. © Генри Форд Вы, как новый собственник квартиры, к старым долгам вообще никакого отношения не имеете, ибо долги не у квартиры, а у предыдущего владельца и то, что вы заплатили основной долг должно УК привести в неописуемый восторг, дабы судиться им с прежним владельцем годами и отсудят (в лучшем случае) лишь осн.

Что делать, если незаконно начисляют коммунальные платежи?

В отдельных случаях требуется обращение в суд. Расчет квартплаты Порядок начисления оплаты за коммунальные услуги в 2015 г. регулируется Постановлением Правительства № 354. Документ содержит достаточно «витиеватые» формулы, часто не доступные пониманию юридически не подкованному гражданину. Квитанция содержит точный размер оплаты за каждую услугу. Их перечень утверждается собранием всех собственников многоквартирного дома и не может быть дополнен управляющей компанией по собственному усмотрению. Что входит? Стандартный перечень коммунальных услуг предусматривает оплату за: горячее и холодное водоснабжение; водоотведение; расходы на содержание общедомового имущества; оплату за капитальный ремонт дома. Оплата горячего и холодного водоснабжения производится по индивидуальным приборам учета. Наиболее частые проблемы возникают у тех жильцов, которые продолжают платить за услуги ЖКХ по нормативам потребления. Тарифы на содержание общедомового имущества утверждаются на общем собрании жильцов. Иногда управляющие компании обходят это мероприятие и начисляют плату за содержание общего имущества с учетом тарифов: утвержденных местными органами власти; но не согласованных с собственниками многоквартирного дома. Есть ли комиссия за коммунальные платежи в Сбербанке? Смотрите тут. Незаконное начисление коммунальных платежей В перечень подобных правонарушений входят случаи, когда УК или расчетный центр отказываются осуществить перерасчет оплаты за коммунальные услуги – даже если у заявителя есть документы, подтверждающие основательность его требований. Возможны ситуации незаконных перерасчетов оплаты за отопление.

Госдума приняла закон о пенях за неоплату коммунальных услуг

Закон принят во втором и третьем чтении. Для юридических лиц сумма неустойки устанавливается на уровне 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с первого дня просрочки. Пеня для управляющих компаний, теплоснабжающих и водоснабжающих организаций может быть установлена в размере 1/300 ставки рефинансирования (прежний режим для данного типа организаций) с 1-го по 60-й день неуплаты, 1/170 ставки рефинансирования — с 61-го по 90-й день и 1/130 — с 91-го дня просрочки платежа. Для граждан пени за неоплату услуг ЖКХ в течение первого месяца просрочки начисляться не будут.