Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.

Нормы предпринимательского права содержаться в Конституции РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном суде; в федеральных законах, например, Гражданском кодексе РФ.

Круг отношений, не урегулированных Гражданским кодексом, отражен в приведенном разделе о системе предпринимательского права. Особое место в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. предприниматель - орган управления. Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.

Таким образом, одновременный подход к предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т.е. разработка хозяйственного кодекса.

Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.

Анализ предпринимательского законодательства позволяет выделить несколько групп источников, часто вступающих в коллизию друг с другом:

1. Законы, принятые в бывшем СССР; например: Основы законодательств об арендных отношениях в СССР и союзных республиках.

2. Законодательство РСФСР, принятое в перестроечный период; например: Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".

3. Законы и подзаконные акты, принятые после 12 июня 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями; например: Закон Российской Федерации "О стандартизации", "Об охране окружающей среды".

Весь этот нормативный массив законодательства принимался в разное время, более того, при различных политических и правовых условиях и, собственно, отличается своей противоречивостью.

Советское и современное Российское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано. В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные вопросы.

1.Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся, в том числе, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные браки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение население вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

2. Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401) устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.

А) законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";

Б) Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах" и др.;

В) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР "об инвестиционной деятельности", федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.;

г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", "закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и др.;

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ "О стандартизации", Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.

4. Подзаконные акты Среди ни них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, Противоречащие законам, применяются на практике.

Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" и др.

Постановления правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов. Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое время основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ "о лицензировании отдельных видов деятельности". В этом смысле более обосновано появление среди актов - источников предпринимательского права Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 г. "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогооблажении прибыли".

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогооблажения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

6. Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, правда с учетов многочисленных изменений, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе часто напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источников предпринимательского права мы находим Законы Москвы, и распоряжения Мера Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст.4 ГК РФ "обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом обороте, морских перевозках.

11. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.

1. Конституция РФ , которая:

  1. закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
  2. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции , свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  3. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
  5. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).
  6. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).
  7. устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений , который не может быть ограничен:

    а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
    б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);
    в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя , нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

  8. закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71-73 Конституции РФ).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

3. Федеральные законы , которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей »;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
    в) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
    г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

  2. Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка :

    а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
    б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
    в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг »;

  3. Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

    а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах »;
    б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью »;
    в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах »;
    г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях » и др.

  4. Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности »;
    в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
    г) Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и т. д.

4. Подзаконные акты:

  1. Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти »);
  2. Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
  3. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ - издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71-73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты - принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор , и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

  1. Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
  2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
  3. Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
  4. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
  5. Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ , ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

Сущность и виды предпринимательских правоотношений

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности , тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  1. абсолютные вещные правоотношения;
  2. абсолютно-относительные вещные правоотношения;
  3. абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  4. неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства .

Охарактеризуем каждый из перечисленных видов предпринимательских правоотношений.

1. Абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом , не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности . Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с объект правоотношения . У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета , представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

4. Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший , защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

  • хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;
  • внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;
  • территориально-хозяйственные отношения - отношения публичных образований между собой и с организациями;
  • оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских

Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права :

1) нормативно-правовой акт;

2) обычай делового оборота;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

1. Конституция РФ , которая:

1) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ):

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).

2) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);

в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

3) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71–73 Конституции РФ).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

3. Федеральные законы , которые можно классифицировать следующим образом:

1) Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

2) Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

3) Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.

4) Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

4. Подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);

3) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71–73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.

Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. 309, 311, 314, 315, 474 ГК РФ и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего – то есть соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего – то есть в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

1) Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;

2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

3) Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

4) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

5) Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

2.4. Сущность и виды предпринимательских правоотношений

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

1) абсолютные вещные правоотношения;

2) абсолютно-относительные вещные правоотношения;

3) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;

4) неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства.

Охарактеризуем каждый из перечисленных видов предпринимательских правоотношений.

1. Абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

2. Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

4. Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

Хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;

Внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;

Территориально-хозяйственные отношения – отношения публичных образований между собой и с организациями;

Оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды источников российского предпринимательского права.

2. В каком нормативно-правовом акте закреплены основные принципы осуществления предпринимательской деятельности?

3. Перечислите нормативно-правовые акты, определяющие государственные требования к осуществлению предпринимательской деятельности, основы функционирования рынка в целом, а также отдельных видов предпринимательской деятельности.

4. Назовите нормативно-правовые акты, устанавливающие основы правового положения отдельных видов юридических лиц.

5. В каких случаях применяются обычаи делового оборота?

6. Охарактеризуйте каждый из видов предпринимательский правоотношений.

Тест по предпринимательскому праву

1. Источником предпринимательского права является:
а) судебный прецедент;
б) договор поставки;
в) обычай делового оборота.

2. Определение предпринимательской деятельности содержится:
а) в Уголовном кодексе РФ;
б) в Гражданском кодексе РФ;
в) в Трудовом кодексе РФ.

3. Российское предпринимательское право - это:
а) один из элементов российской правовой системы;
б) совокупность правовых норм, регулирующих правила торговли;
в) относительно самостоятельное подразделение системы российского права, состоящее из правовых норм и институтов, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.

4. В соответствии с лицензионным законодательством понятие "лицензия" означает:
а) признание интеллектуальной собственности юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности;
б) сертификат соответствия поставляемой промышленной продукции обязательным требованиям государственных стандартов, выданный государственным органом предпринимателю;
в) разрешение, право на занятие лицензированным видом деятельности, не допускающей отступлений от лицензированных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

5. Органы нотариата защищают права и законные интересы предпринимателей:
а) по бесспорным делам;
б) по спорам хозяйственного характера в сфере предпринимательства;

157
в) по спорам, вытекающим из предпринимательства по вопросам возмещения вреда.

6. Споры в сфере предпринимательства рассматривают:
а) районные суды (суды общей юрисдикции);
б) арбитражные и третейские суды;
в) нотариальные органы.

7. Антимонопольное законодательство в хозяйственном обороте распространяется на:
а) коммерческие организации;
б) хозяйствующие субъекты, федеральные структуры исполнительной власти и соответствующие структуры субъектов РФ, органы местного самоуправления, должностные лица в процессе деятельности на товарном рынке;
в) некоммерческие организации.

8. Не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара, не имеющего заменителей:
а) составляет 100 %;
б) не превышает 50 %;
в) не превышает 35 %.

9. Государственными органами, принимающими решение о злоупотреблении доминирующим положением на рынке, являются:
а) антимонопольные органы;
а) Верховный Суд РФ;
в) Высший Арбитражный Суд РФ.

10. Субъектами хозяйственной деятельности, которые подлежат государственному ценовому регулированию, являются:
а) муниципальные унитарные предприятия;
б) государственные унитарные предприятия;
в) субъекты естественных монополий.

11. Участниками предпринимательской деятельности являются:
а) персонажи театральных произведений;
б) индивидуальные предприниматели;
в) воображаемые лица.

12. Индивидуальным предпринимателем согласно ГК РФ может быть:
а) физическое лицо;

158
б) юридическое лицо;
в) муниципальный орган.

13. Физическое лицо - это:
а) физически сильный человек;
б) человек, имеющий необходимое образование в области физики;
в) гражданин, обладающий правоспособностью и дееспособностью.

14. Юридическим лицом признается:
а) специалист, работающий в области юриспруденции;
б) юридическая организация;
в) организация, которая имеет особенное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

15. Юридическим лицом является:
а) поэт;
б) экономист;
в) открытое акционерное общество "Витязь".

16. Способность иметь гражданские права и нести обязанности - это:
а) гражданская позиция;
б) гражданская правоспособность;
в) гражданское мужество.

17. В одной из норм ГК РФ говорится о способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В этом определении отражено понятие:
а) гражданской доблести;
б) гражданской ответственности;
в) гражданской дееспособности.

18. Гражданин вправе заниматься предпринимательством с момента:
а) государственной регистрации;
б) заключения предпринимательской сделки;
в) получения лицензии.

19. В уставном капитале субъекта малого предпринимательства доля юридического лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства, не может превышать:
а) 20%;
б) 25%;
в) 35%.

20. К коммерческим организациям относится:
а) общественная организация;
б) благотворительный фонд;
в) общество с ограниченной ответственностью.

21. Согласно ГК РФ одним лицом может учреждаться:
а) хозяйственное общество;
б) хозяйственное товарищество;
в) муниципальное унитарное предприятие.

22. Полное товарищество отличается от коммандитного товарищества тем, что:
а) в нем нет вкладчиков (коммандитов);
б) его учредителями могут быть только предприниматели;
в) его участники отвечают по обязательствам всем своим имуществом.

23. Вкладчики в коммандитном товариществе (вносят только вклады, имуществом не отвечают, но могут потерять только свой вклад) именуются:
а) товарищами;
б) участниками:
в) коммандитами.

24. Наибольшей самостоятельностью в хозяйственном обороте обладает следующее подразделение коммерческой организации:
а) отделение;
б) филиал;
в) представительство.

25. ГК РФ исключает субсидиарную ответственность собственника за долги одного из следующих юридических лиц:
а) учреждения;
б) унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения;
в) казенного предприятия.

26. Открытое акционерное общество отличается от закрытого тем, что:
а) государство должно иметь обязательную часть (долю) в уставном капитале ОАО не менее 20% акций;
б) участники ОАО несут дополнительную ответственность за долги общества;
в) ОАО вправе проводить открытое размещение своих акций между неопределенным кругом лиц (номинальная стоимость размещаемых акций - не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда).

27. Нормы о реорганизации коммерческих организаций содержатся:
а) в законодательстве об ипотеке;
б) в законодательстве о банковской деятельности;
в) в ГК РФ.

28. Реорганизация юридического лица предусматривается гражданским законодательством РФ в форме:
а) упразднения;
б) слияния;
в) сложения.

29. Реорганизация юридического лица, предусмотренная гражданским законодательством РФ, возможна в форме:
а) слияния и присоединения;
б) слияния, присоединения, разделения, преобразования;
в) слияния, присоединения, разделения, преобразования, выделения.

30. Общество с ограниченной ответственностью в праве преобразовываться:
а) в акционерное общество;
б) в производственный кооператив;
в) в акционерное общество или в производственный кооператив.

31. Реорганизуемые хозяйственные общества могут заключить между собой договор о реорганизации в форме:
а) слияния и присоединения;
б) преобразования и разделения;
в) в любой форме, предусмотренной ГК РФ.

32. В обществе с дополнительной ответственностью решение о реорганизации может быть принято на общем собрании участников:
а) количеством голосов более 20 %;
б) квалифицированным большинством голосов (75 %);
в) по единогласному решению его участников.

33. Ликвидация юридического лица влечет:
а) его прекращение;
б) переход прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам;
в) его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

34. Признание юридического лица банкротом судом влечет:
а) его разделение;
б) его ликвидацию;
в) его преобразование.

35. Согласно Закону "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" признаком банкротства считается:
а) неспособность коммерческой организации исполнить обязательство в течение двух месяцев с наступления даты его исполнения;
б) неспособность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей исполнить обязательство по договору в течение двух месяцев с наступления даты его исполнения;
в) неспособность граждан или юридических лиц исполнить денежное обязательство в течение трех месяцев с наступления даты исполнения.

36. Понятием "имущество" охватываются:
а) вещи, нажитые личным трудом;
б) материальные блага, предназначенные для удорлетворения духовных и физических потребностей человека;
в) золотые украшения.

37. Согласно ГК РФ вещью признаются:
а) облигации и деньги;
б) электрическая энергия;
в) информация.

38. Нематериальными благами, согласно гражданскому законодательству, признаются:
а) имущественный комплекс;

162
б) жизнь, здоровье, имя человека;
в) услуги и работа.

39. Нематериальным благом, обеспечивающим физическую неприкосновенность личности, является:
а) авторство;
б) личная и семейная тайна;
в) жизнь и здоровье.

40. Коммерческую тайну предпринимателя составляет информация:
а) имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
б) содержащаяся в уставе коммерческой организации;
в) содержащаяся в лицензии коммерческая организация.

41. К средствам индивидуализации личности гражданина относится:
а) имя;
б) неприкосновенность частной жизни;
в) личная неприкосновенность.

42. Основанием возникновения обязательств являются:
а) достижения гражданином совершеннолетия;
б) договоры и иные сделки, не противоречащие закону;
в) прогулка по парку.

43. Участниками обязательств являются:
а) физические лица;
б) юридические лица;
в) все вышеназванные лица.

44. Непосредственными участниками обязательства являются:
а) должник;
б) кредитор, иногда и третье лицо;
в) все вышеназванные лица.

45. Если на стороне кредитора в обязательстве выступает несколько лиц, то их требования к должнику по ГК РФ признаются:
а) совместными;
б) солидарными;
в) долевыми.

46. Если должнику принадлежит возможность выбора одного из нескольких представлений предмета исполнения обязательства, то такое обязательство называется:
а) солидарным;
б) факультативным;
в) альтернативным.

47. Имущественная ответственность предпринимателя определяется:
а) гражданским законодательством;
б) земельным законодательством;
в) уголовным законодательством.

48. Основными условиями надлежащего исполнения предпринимательских обязательств являются:
а) надлежащие субъекты и предмет исполнения;
б) надлежащие место, время (срок), способ, качество, объем исполнения;
в) все вышеназванное.

49. К способам обеспечения исполнения предпринимательских обязательств относятся:
а) поручительство, удержание имущества должника, банковская гарантия, задаток, залог, неустойка;
б) иные способы, предусмотренные законом или договором;
в) все вышеназванное.

50. Переменой лиц в обязательстве считается:
а) замена кредитора (уступка требования (цессия) или переход прав кредитора на основании закона);
б) замена должника (перевод долга);
в) все вышеназванное.

51. Неустойка по гражданскому законодательству РФ - это:
а) мера имущественной ответственности;
б) один из способов обеспечения исполнения обязательства;
в) все вышеназванное.

52. По гражданскому законодательству РФ неустойка применяется в виде:
а) пени;
б) штрафа;
в) пени и штрафа.

53. По своей правовой природе предпринимательский договор:
а) представляет собой разновидность гражданско-правового договора;
б) имеет сходство (аналогию) с гражданско-правовым договором;
в) имеет существенное отличие от гражданско-правового договора;

54. Согласно гражданскому законодательству РФ предпринимательский договор считается заключенным, если между сторонами достигается соглашение:
а) по всем существенным условиям договора;
б) о предмете договора;
в) о сроке действия договора.

55. Договор заключается посредством:
а) направления оферты.(предложения заключить договор) одной из сторон;
б) акцепта (принятие предложений) другой стороной, т.е. ответ лица, которому адресована оферта о ее полном и безоговорочном принятии;
в) все вышесказанное верно.

56. Согласно гражданскому законодательству РФ договор считается заключенным в момент:
а) акцепта адресатом полученной оферты;
б) получения лицом, направившим оферту, ее акцепта;
в) получения лицом; направившим оферту, протокол разногласий.

57. Договор, в котором гражданским законодательством РФ установлен претензионный порядок урегулирования споров между сторонами, является:
а) договором займа;
б) договором простого товарищества;
в) договором перевозки грузов.

58. Фондовый рынок - это:
а) место купли-продажи основных средств производства;
б) аукционы по продаже предприятий;
в) совокупность отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

59. Ценная бумага - это:
а) десятирублевая купюра РФ;
б) договор займа;
в) акция.

60. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются:
а) брокер;
б) главный бухгалтер завода;
в) налоговый инспектор.

61. Эмиссионные ценные бумаги вправе выпускать:
а) физические лица;
б) акционерные общества;
в) простое товарищество.

Ответы на тесты

1 -в; 2-6; 3 - в; 4 -в; 5 - а; 6 - б; 7 - б; 8 - в; 9 - а; 10 - в; И - б; 12 - а; 13 - в; 14 - в; 15 - в; 16 - б; 17 - в; 18 - а; 19 - б; 20 - в; 21 - а; 22 - а; 23 - в; 24 - б; 25 - б; 26 - в; 27 - в; 28 - б; 29 - в; 30 - в; 31 - а; 32 - в; 33 - в; 34 - б; 35 - в; 36 - б; 37 - а; 38 - б; 39 - в; 40 - а; 41 - а; 42 - б; 43 - в; 44 - в; 45 - в; 46 - в; 47 - а; 48 - в; 49 - в; 50 - в; 51 - в; 52 - в; 53 - а; 54 - а; 55 - в; 56 - б; 57 - в; 58 - в; 59 - в; 60 - а; 61 - б.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим предпринимательские отношения в России, является Конституция Российской Федерации. Для предпринимательства особое значение имеют те конституционные нормы, которые закрепляют принципы правового регулирования сферы предпринимательства.

Так, в ст.

8, 34 Конституции Российской Федерации закреплен принцип свободы предпринимательской деятельности, согласно которому «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Дальнейшее развитие данный принцип получил в Гражданском кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах.

Огромное значение имеет и конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты, закрепленный в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Эти же статьи Конституции закрепляют положение о том, что в Российской Федерации гарантируется «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств», поддерживается конкуренция и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ограничения принципа единого экономического пространства могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Далее в иерархической структуре источников права следует назвать Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (в настоящее время приняты и действуют его первая, вторая и третья части). Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до закрепления конструкций отдельных видов предпринимательских договоров.

Помимо Гражданского кодекса Российской Федерации, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть представлена в виде схемы 1.

Большую роль в регулировании предпринимательской деятельности играют подзаконные акты. Среди них в первую очередь следует назвать указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Значительное количество норм предпринимательского права содержится и в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и др.

В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

Продолжает действовать и ряд нормативных правовых актов СССР - в случае, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

В силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией Российской Федерации многие сферы общественной жизни регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на гл. 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Велика роль и локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности.

Помимо нормативных правовых актов источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и в случаях, когда в нем имеет место пробел (в основном во внешнеторговом обороте, морских перевозках и др.).

Наконец, составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние. ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательств, при этом вопрос решается в пользу первого.

Вопросы и задания 1.

Дайте определение понятия «экономика». Назовите известные вам уровни и виды общественного производства. 2.

Дайте определение понятия «предпринимательская деятельность». Перечислите и раскройте признаки предпринимательской деятельности. 3.

Заполните таблицу.

Перечислите функции предпринимательства. 5.

Какие отношения составляют предмет предпринимательского права? 6.

Нормы каких отраслей права (помимо предпринимательского) регулируют отношения, возникающие в сфере предпринимательства? 7.

Изобразите в виде схемы (в порядке убывания юридической силы) иерархию источников права, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. 8.

Опираясь на схему 1, приведите не менее двух примеров федеральных законов каждого вида, регулирующих предпринимательскую деятельность. 9.

Еще по теме Источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации:

  1. §1. Система гражданского права, регулирующего предпринимательскую деятельность
  2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. Глава 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛ ИРУЮЩЁЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  4. § 3.2 Правовые аспекты международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам налогового режима предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц на рынке ценных бумаг