ФЗ №131 в ст.1 дает нормативное определение местного самоуправления – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Европейская хартия местного самоуправления также дает определение местного самоуправления – это право и способность ОМС регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ч.2 ст.3 Конституции РФ.

В соответствии со ст.131 Конституции РФ структура ОМС определяется населением самостоятельно. Посредством этой конституционной нормы обеспечивается опосредованное участие населения в управлении.

Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти.

Хоть местное самоуправление не входит в систему ОГВ, действующее законодательство предусматривает возможность вмешательства органов государственной власти в дела местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность. Речь идет о позитивной ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население.

Муниципальное образование само отвечает по своим обязательствам принадлежащем ему на праве собственности имуществом.

ФЗ №131 предусматривает различные вопросы местного значения для разных видов МО. Конкретный перечень вопросов для каждого МО закрепляется в его уставе.

В соответствии с данным понятием вопросы местного самоуправления (местного значения) могут решаться только населением или ОМС, без какого-либо давления или вмешательства со стороны других органов.

КС РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 г. №15-П («Курское дело») указал, что передача ОМС полномочий по решению вопросов местного значения органам государственной власти недопустима.

МС осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций.

В целом МС – достаточно многозначное явление, которое можно рассматривать в нескольких значениях:

1. Одна из основ КС, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве;

2. МС – право граждан, проживающих на определенной территории, на самостоятельное решение вопросов местного значения;

3. МС – деятельность населения по решению вопросов местного значения;

4. МС – одна из форм народовластия, предусмотренных Конституцией (ст.3);

5. МС – один из видов социального управления. ОМС осуществляют ту разновидность публичной власти, которая называется местной или муниципальной. Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти, среди них такие, как возможность принимать самостоятельные решения, обеспечивать их исполнение и т.д. Однако, данные признаки подчеркивают не столько государственное начало местной власти, сколько отражают её публичный характер. Данная позиция нашла своё отражение в Постановлении КС РФ от 15 января 1998 г. Рассматривая вопрос о местных органах власти в Республике Коми, КС указал, что местные органы, согласно закону РК, являются органами власти, что само по себе не свидетельствует тем не менее об их государственной природе. Публичная власть может быть и муниципальной. Поэтому КС высказал позицию, в соответствии с которой ОМС осуществляют не государственную, а местную власть и их природа не является государственной, следовательно, муниципальная власть – публичная власть особого рода, которая отличается от государственной следующими признаками:

a. Территориальной ограниченности;

b. Широким спектром форм непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

c. Системой принуждения (упор сделан на убеждение; принуждение тоже может быть, но оно носит государственных характер);

d. Законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства;

e. Подконтрольностью государству реализацией передаваемых местной власти государственных полномочий;

f. В сфере местного управления преобладает хозяйственная составляющая, а не властная.

Исходя их понятия МС, представляется возможным дать его содержательную характеристику:

1. МС имеет свой субъект;

2. МС занимает особое место в механизме управления обществом и государством;

3. МС имеет свой объект управления, каковым выступают вопросы местного значения (ст.14,15,16 ФЗ №131);

4. Самостоятельность МС, которая гарантируется государством;

5. Ответственность МС;

6. Всё осуществляется в интересах местного населения;

7. В МС находят отражение исторические и иные местные традиции.

Пространственные рамки МС

Вопросы местного значения решаются в рамках МО, под которым признается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией или иная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В трактовке понятия местного самоуправления следует различать также три аспекта:

1. Социальный – здесь основным является вопрос о субъекте (основной субъект – территориальный коллектив);

2. Функциональный – основное в нем – содержание и классификация функций местного самоуправления (2 группы функций: функции местного самоуправления и функции, которые осуществляются и характерны для государственного управления, но они же могут выступать функциями местного самоуправления);

3. Институциональный – в этом аспекте МС понимается как система демократических институтов, посредством которых осуществляется местное самоуправление и решаются вопросы местного значения, т.е. это есть не что иное как система организации МС.

МС может выступать и выступает как конституционный принцип.

МС можно рассматривать и как конституционное право местного сообщества, которое является естественным, коллективным притязанием населения на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения.

ВоПрОс: а может ли население отказаться от данного права? Как отметил КС в постановлении по «Курскому делу», это не только право, но и конституционная обязанность населения решать соответствующие вопросы местного значения, поэтому от данного права отказаться нельзя.

Право населения на местное самоуправление включает в себя:

1. Право на самоорганизацию и на признание городских и сельских поселений в качестве территорий;

2. Право на самостоятельное осуществление власти (ст.3 Конституции РФ);

3. Право на самостоятельность организации власти на своей территории и определение её структуры (ст.131 Конституции РФ);

4. Право на проведение местных референдумов (ст.3 Конституции РФ);

5. Право на муниципальные выборы, проводимые в соответствии с общими принципами (ст.3 Конституции РФ)

6. Право на осуществление законодательной инициативы и реализацию правотворческих инициатив (ФЗ №131);

7. Право на обладание местным бюджетом (ст.132 Конституции РФ);

8. Право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом (ст.130 Конституции РФ);

9. Право на установление местных налогов и сборов (ст.132 Конституции РФ);

10. Право на осуществление охраны правопорядка (ст.132 Конституции РФ);

11. Право на судебную и иные формы защиты (ст.133 Конституции РФ);

МС осуществляется в рамках децентрализации властных полномочий.


Похожая информация.


Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной террито­рии, направленная на решение вопросов местного значения в интере­сах жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности насе­ления от органов государственной власти в решении местных про­блем и вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм местного самоуправления (территориальное общественное самоуправление), через выборные и другие органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами: структура и компетенция этих органов определяется населе­нием самостоятельно; обладают полномочиями на решение вопросов местного зна­чения; в пределах своей компетенции издают правовые акты; являются юридическими лицами; не входят в систему органов государственной власти.

При всем многообразии систем органов местного самоуправле­ния Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделя­ются выборные органы, наличие которых признается обязательным. Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы. Представительный орган (законодательное собрание Тверской области) состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании, число которых определяется уставом муниципаль­ного образования. К компетенции представительного органа местного самоуправ­ления относятся: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципально­го образования, установление местных налогов и сборов, установле­ние порядка управления и распоряжения муниципальной собствен­ностью, контроль за деятельностью всех других органов и должност­ных лиц местного самоуправления. Представительные органы мест­ного самоуправления обладают правом законодательной инициати­вы в законодательном (представительном) органе субъекта Россий­ской Федерации.

В структуре органов местного самоуправления уставом муници­пального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования - выборного должностного лица, возглав­ляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава. Он наделяется собственной компетенцией в соответствии с уставом му­ниципального образования. Претворением в жизнь решений пред­ставительных органов местного самоуправления и местных рефе­рендумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образова­ния и законами субъектов Федерации.

Недостаток, в Республике Беларусь вопросы местного значения не определены ни в Конституции, ни в другом законодательстве.

Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов (далее - Советы), органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

В международных стандартах определение местного самоуправления другое. В рамках СНГ принята Декларация «О принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества» . В части 1 ст. 2 Декларации «под местным самоуправлением понимается система организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства» . Отметим, что в Декларации первичным субъектом местного самоуправления признается население, проживающее на соответствующей территории. Это определение местного самоуправления является достаточно общим.

Помимо Декларации в рамках СНГ на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ принят также модельный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (постановление № 10-17 от 6 декабря 1997 года) . Согласно части 1 ст. 2 Закона «под местным самоуправлением понимается форма реализации власти народа, осуществляемая посредством самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения в соответствии с конституцией и законами государства». В этом определении ключевым моментом является указание на то, что местное самоуправление является одной из форм власти народа, а также то, что оно осуществляется населением. В нем не перечислены некоторые другие субъекты местного самоуправления. Полагаем, что такое определение местного самоуправления также нельзя признать образцовым.

Государства члены Совета Европы 15 октября 1985 г. приняли Европейскую хартию местного самоуправления . В ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Следует обратить внимание на то, что речь в статье идет о таком субъекте местного самоуправления как органы местного самоуправления. Именно им отдается приоритет при определении местного самоуправления. Кроме того, местное самоуправление трактуется как право и реальная способность органов местного самоуправления значительную часть публичных дел. Такое определение местного самоуправления, на наш взгляд, не является удачным, демократическим.



Полагаем, что определение местного самоуправления может быть следующим. Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь и законами самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, местное самоуправление:

закреплено в разделе V «Местное управление и самоуправление» Конституции Республики Беларусь;

обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно или через избираемые ими органы;

осуществляется исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан;

осуществляется в границах административно-территориальных единиц;

осуществляется на собственной материально-финансовой базе.

Тема 9. Местное самоуправление: понятие, признаки и общая характеристика. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

Понятие и признаки местного самоуправления.

Местное самоуправление в современной России – сложное многоаспектное социальное явление:

1) это особый способ организации власти на местах, которому присущи следующие признаки: самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;

2) это система социальных институтов; элемент гражданского общества.

3) это специфический уровень публичной власти;

4) это децентрализованная форма управления, предполагающая определенную самостоятельность и автономность местных органов;

5) это одна из основ конституционного строя России: в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий.

6) это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования; право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) приводит следующее определение: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Данное определение позволяет выделить основные признаки , характеризующие местное самоуправление.

1. Федеральный закон определяет местное самоуправления через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

2. Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

3. Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой «позитивной» ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Местное самоуправление осуществляется с учетом с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление может осуществляться гражданами как путем прямого волеизъявления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы и т.д.), так и через выборные органы. Причем органы местного самоуправления не являются государственными, они выделены из системы государственных органов, что привело к многочисленным дискуссиям о природе местного самоуправления.

Природа местного самоуправления – это основа местного самоуправления, отражающая его сущность и позволяющая выявить коренные отличия между моделями местного самоуправления. Различают общественный характер природы местного самоуправления (примером является земская модель местного самоуправления), государственный характер (советская модель) и общественно-государственный характер (новая модель).

В исследовательской литературе ведутся споры о характере природы современной модели местного самоуправления. Какой характер она носит: общественный как земская модель или государственный как советская модель местного управления?

В действительности новой модели местного самоуправления присущи признаки, свидетельствующие как об общественном, так и о государственном характере природы.

Например, для нее характерны следующие признаки:

1) население местного сообщества проживает на территории государства, жители муниципального образования является гражданами государства;

2) статус местного сообщества устанавливается, гарантируется и защищается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Федерации;

3) местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики;

4) полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственно-властный) характер и т.д.

Перечисленные признаки свидетельствуют о близости органов местного самоуправления к государственным органам, об их тесном взаимодействии, что доказывает государственную природу местного самоуправления.

Однако существуют и другие признаки, например:

1) население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения на определенной территории;

2) население по законодательству самостоятельно определяет структуру органов муниципального образования, органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата;

3) органы в системе местного самоуправления не имеют строгой соподчиненности друг к другу и иерархичности;

4) материально-финансовую базу муниципального образования составляет муниципальная собственность;

5) представительные органы муниципального образования самостоятельно устанавливают местные налоги;

6) органы управления муниципального образования приближены к населению и имеют с ним более тесную связь, чем федеральные органы.

Данные признаки характерны для общественной формы организации.

Несмотря на организационное обособление местного самоуправления, пределы его самостоятельности ограничиваются рамками предоставленных ему полномочий. Власть местного самоуправления – подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью. В отличие от центральной государственной власти местная власть не может сама себя реформировать. Организационное обособление местного самоуправления подразумевает наделение его определенной компетенцией для решения местных вопросов и осуществление этой компетенции самостоятельно на основании закона, но не более того.

Таким образом, современное местное самоуправление как специфическая форма власти одновременно сочетает в себе два начала: общественное и государственное, что позволяет говорить о новом – смешанном, комбинированном – общественно-государственном характере природы новой модели местного самоуправления в современной России.

Принципы и функции местного самоуправления

Принципы (лат. principium – первоначало, основа) – это основополагающие начала, закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами. Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления. Выделяют два вида принципов местного самоуправления:

Принципы общие – начала, характерные не только для системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности, сочетания коллегиальности и единоначалия и т.д.;

Принципы специальные – начала, характерные только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности. К ним относятся:

1) принцип самостоятельности;

2) принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством и юридическими лицами;

3) принцип социальной направленности деятельности местного самоуправления;

4) принцип государственной поддержки местного самоуправления и другие.

Наиболее важный принцип местного самоуправления – принцип самостоятельности в организации и осуществлении местного самоуправления.

Под самостоятельностью в российском законодательстве понимается, во-первых, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно в определении структуры собственных органов местного самоуправления.

В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это конституционное положение соответствует нормам Европейской хартии местного самоуправления, в которой предусматривается, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти».

В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В Российской Федерации и она обеспечивается, прежде всего, наличием муниципальной собственности.

Наконец, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливает наличие местного бюджета, местных налогов, права органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.

Территории, на которых осуществляется местное самоуправление, называются муниципальными образованиями. Федеральный закон определяет, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, выделяя следующие виды муниципальных образований:

1. городские и сельские поселения,

2. муниципальные районы,

3. городские округа,

4. внутригородские территории городов федерального значения.

Территорию поселения (городского или сельского) составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. Для обозначения предметов ведения местного самоуправления в Конституции РФ и Федеральном законе используется термин "вопросы местного значения".

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельно закрепляет перечень вопросов местного значения для всех типов муниципальных образований (ст. 14, 15, 16). Особенностью нового закона является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, то есть вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Важным является также то, что различные муниципальные образования будут иметь различные доходные источники, рассчитываемые исходя из их потребностей.

Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.

Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.

Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:

1) Формы прямого волеизъявления обязательного характера – это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования. Это местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан голосование по отзыву выборного лица или должностного лица местного самоуправления.

2) Формы прямого волеизъявления рекомендательного характера – это формы, которые способствуют выявлению общественного мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, собрания и конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, публичные слушания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т.д.

Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум . Местный референдум – это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция Российской Федерации, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие принципы проведения местного референдума:

1) участие в референдуме является всеобщим и равным;

3) контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 22) решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы , так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Их значение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои полномочия главы местной администрации. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» определяется процесс организации выборов органов местного самоуправления, и выделяются следующие стадии:

1) назначение выборов;

2) образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей;

3) выдвижение и регистрация кандидатов для избрания в органы местного самоуправления;

4) проведение предвыборной агитации;

6) определение результатов выборов.

Более подробную регламентацию указанные стадии и другие вопросы муниципальных выборов получают в законах субъектов Российской Федерации.

Жители муниципальных образований имеют возможность отзыва избранных ранее депутатов и должностных лиц местного самоуправления, не оправдавших доверие избирателей. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 24) голосование жителей по отзову депутата и выборного должностного лица местного самоуправления возможно при двух условиях:

1) в судебном порядке должны быть доказаны конкретные противоправные решения или действия (бездействия) депутата (причем депутату должна быть предоставлена возможность дать избирателям объяснения по поводу выдвигаемых обвинений);

Сходы граждан – это традиционная для России форма управления местными делами. Сходы обеспечивают гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании и т.п. Сходы также служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в небольших городских и сельских поселениях – с числом избирателей меньше 100 человек – сходы берут на себя роль и функции представительного органа, который в таких случаях не образуется. Порядок созыва и проведения сходов определяется на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Решения, принятые на сходе граждан являются обязательными для исполнения.

Территориальное общественное самоуправление согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 27) является формой самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. Следует отметить, что территориальное общественное самоуправление является добровольной формой самоорганизации граждан, то есть оно может быть и не востребовано жителями.

Правотворческая инициатива граждан – достаточно актуальная форма прямого волеизъявления граждан, позволяющая выявить общественное мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления. Граждане своими предложениями и проектами по вопросам местного значения могут помочь представительным органам в разработке местных нормативных актов.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет и гарантирует реализацию населением муниципального образования своего права на правотворческую инициативу граждан. Эти гарантии связываются, во-первых, с обязанностью органов местного самоуправления по рассмотрению на открытых заседаниях с участием представителей населения правовых актов по вопросам местного значения, внесенных населением, и, во-вторых, с официальным опубликованием результатов их рассмотрения.

Для осуществления правотворческой инициативы Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает минимальную численность инициативной группы граждан: не более 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Волеизъявление граждан на принятие правового акта в порядке правотворческой инициативы не является обязательным для органов местного самоуправления. Мотивированный отказ органов местного самоуправления в принятии (издании) правового акта, проект которого вносился населением в порядке народной правотворческой инициативы, не влечет за собой никаких юридических последствий.

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Обращения граждан – важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Кроме того, это способ укрепления связей муниципального аппарата с населением и источник информации, необходимый для решения текущих вопросов общественной жизни.

Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления как лично, так и направлять в них индивидуальные и коллективные обращения. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это обязанность органов местного самоуправления рассмотреть обращения граждан в течение месяца и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан.

Опросы общественного мнения – одна из форм прямого волеизъявления населения, позволяющая выявить его общественное мнение по поводу осуществления местного самоуправления. Результаты опросов общественного мнения подвергаются анализу, социологическим исследованиям, а затем доводятся до населения через местные средства массовой информации. Органы и должностные лица местного самоуправления заинтересованы в постоянном проведении мониторингов и публикации их результатов. Они позволяют узнать позицию, занимаемую населением муниципального образования по отношению к местной власти и оперативно среагировать на нее; помогают выявить проблемы населения и принять решение с учетом мнения и интересов большинства; дают возможность разъяснить свои взгляды и позиции; а также получить и сообщить дополнительную информацию.

Одной из новых форм непосредственной демократии стали публичные слушания , которые проводятся главой муниципального образования с участием жителей для обсуждения наиболее важных проектов местных нормативных актов. Так, на публичные слушания согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны выноситься: 1) проект устава муниципального образования, а также проекты о внесении изменений и дополнений в устав; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования; 5) вопросы градостроительства.

Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие массовые выступления являются одной из важных, хотя и противоречиво сказывающихся на социально-экономической жизни граждан, формой прямой демократии. Эти акции в определенной степени выражают настроение жителей, поэтому игнорирование подобных форм волеизъявления граждан может привести к смене власти, к срыву принятия и выполнения эффективных программ развития и к дестабилизации жизнедеятельности всего муниципального образования.

Данные формы также играют важную роль в привлечении внимания органов местного самоуправления к актуальным проблемам социально-экономического развития территории и другим вопросам, требующих срочного разрешения. В этой связи Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к проведению массовых выступлений предъявляет ряд требований: они не должны проводиться в запрещенных местах, должны проходить мирно и безоружно, без призывов к смене власти, не должны преследовать запрещенные законом цели и проводиться без участия детей.

Лекция 3. Понятие местного самоуправления.

1. Дискуссия о понятии

1. Дискуссия о понятии

Понятие местного самоуправления отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию. Данное понятие стало общеупотребительным относительно недавно. Впервые данный термин был закреплен в законе СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйствования в СССР».

В науке нет единого подхода к понятию местного самоуправления:

1. Шугрина - деятельность населения по решению вопросов местного значения и одна из разновидностей соц управления.

2. Бондарь - рассматривает в трех аспектах:

как институт гражданского общества

как институт правового положения личности

как институт организации публичной власти

3. Агибалов - выделяет местное самоуправление в широком и узком смысле.

В широком - право и реальная способность населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения.

В узком - деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальное управление и выполняющих отдельные гос полномочия на территории муниципального образования.

4. Васильев - «рубежный институт, где общество встречается с государством», и где мера «погружения» государства в общество, так же как и мера «вхождения» общества в государство определяется конкретными историческими условиями.

5. МГЮА - три аспекта:

как основа конституционного строя

как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

как форма народовластия

2. Местное самоуправление как основа конституционного строя

Согласно Европейской хартии МС составляет одну из основ любого демократического общества. Ст. 2 Хартии - Принцип местного самоуправления должен быть признан Вологодской области внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление (ст.12). На положениях Конституции закон №131 констатирует, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется, осуществляется на всей территории (п.1 ст.1).

Признание местное самоуправление одной из основ предполагает установление децентрализованной системы управления. Конституция гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Данные полномочия закреплены в законе №131. По ст. 16 Конституции, ст. 3 и 12 не могут быть изменены. Возможно только путем принятия новой Конституции.

3. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

По ст. 3 Европейской хартии местное самоуправление связывается с правом органов местного самоуправления на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, но в интересах населения.

Российское законодательство признает основным субъектом права на местное самоуправление население муниципальных образований.

№ 131 - население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления (наличие - конституционное требование).

Постановление КС от 30 ноября 2000 года - проверялись положения Устава (Основного закона) Курской области. Самуниципального образования муниципальное образование и право проживающих на его территории граждан на осуществление МС «возникает на основе Конституции и закона, а не на основе волеизъявления населения муниципального образования).

Самуниципального образования право граждан на местное самоуправление не упоминается в Конституции. С т.з. Конституции право граждан на местное самоуправление можно рассматривать как право, объединяющее в себе следующие права и свободы граждан:

1) участвовать в управлении делами государства непосредственно через участие в местных референдумах, а также не принимать в них участие

2) избирать органы местного самоуправления, не участвовать в выборах

3) быть избранным в органы местного самоуправления, отказаться от исполнения полномочий выбранного лица

4) иметь доступ к муниципальной службе и право увольнения с муниципальной службы

5) обращаться в органы местного самоуправления и получать ответ по существу своего обращения

Признавая право населения на МС, государство признает самостоятельность МС в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права.

4. Местное самоуправление - форма народовластия.

Народ является единственным источником власти в РФ.

Власть осуществляется на трех уровнях, осуществление функционирования данной системы власти основано на принципах:

1. все три уровня публичной власти являются самостоятельными формами осуществления власти народа. Подчиненность между органами власти различных уровней допускается исключительно в случаях, прямуниципального образования предусмотренных Конституцией и ФЗ. Воздействие фед власти на региональную и муниципальную, а также региональной на муниципальную должно осуществляться через принятие законов, регламентирующих отдельные аспекты функционирования соответствующего уровня власти, а также через действие правовых механизмов гос контроля законности деятельности соответствующего уровня публичной власти.

2. каждый уровень публичной власти обладает собственными законными интересами, которые могут не совпадать и даже противоречить интересам иных уровней публичной власти. Все интересы признаются равноценными, но отстаивание их должно быть подчинено защите прав и свобод человека и гражданина.

3. Каждый уровень публичной власти вправе отстаивать собственные интересы, но не вправе вторгаться в компетенцию иного органа власти. Конфликтные ситуации разрешаются через согласительные процедуры либо в судебном порядке.

Понятие МС как формы народовластия дается в ст.1 ФЗ №131. Основные черты МС:

1. особый субъект - население МО

2. МС занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством

3. имеет свой объект управления - вопросы местного значения

4. самостоятельность МС

5. ответственность МО

6. МС осуществляется с учетом интересов населения. В нем находят отражение исторические и иные местные традиции.

Таким образом, местное самоуправление как форма власти народа:

1. обеспечивает самостоятельное решение населением вопрос местного значения

2. вправе принимать решения, обязательные для всех субъектов правоотношений, находящихся на подвластной территории

3. обладает механизмами гос принуждения к признанию своей власти (Законодательно установленные обязанности исполнения решения принятого на референдуме и ОМС, возможность судебной защиты)