Определим понятие избирательного процесса , а также рассмотрим стадии данного процесса .

Понятие избирательного процесса

Избирательный процесс как политико-правовая категория - это урегулированная законами деятельность государственных структур, избирателей, политических партий, общественных объединений по приготовлению и проведению выборов в государственные и муниципальные органы.

Избирательный процесс представляет собой форму реализации объективного и субъективного избирательного права , которая представляет собой важнейшую процедуру реализации народовластия.

В узком смысле избирательный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий , которые установлены законом. Любые выборы в обязательном порядке должны пройти через все основные стадии без исключения. При этом ряд стадий процесса имеют факультативный характер (например, стадия повторного голосования).

Порядок проведения и стадии выборов в основной части устанавливается процессуальными нормами избирательного права . Избирательный процесс показывает тип политической системы, а также оказывает на неё непосредственное влияние.

Стадии избирательного процесса

Выборы - это длящаяся во времени кампания, предполагающая наличие совокупности этапов и стадий, действий и процедур, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Исследователи выделяют ряд стадий избирательного процесса .

1. Назначение выборов : проявляется в установлении даты голосования. Как правило, парламентские выборы назначает глава государства или правительства.

2. Формирование избирательных округов . Он представляет собой территорию, образованную в соответствии с избирательным законодательством. Непосредственно от данной территории избираются депутаты представительных органов различных уровней власти и выборные должностные лица. Имеется три основных вида избирательных округов : общегосударственные, одномандатные, многомандатные.

3. Создание избирательных участков . Избирательный округ включает более мелкие единицы (избирательные участки), которые объединяют избирателей общим местом для голосования.

4. Избирательные органы . Подготовку, организацию и проведение выборов обеспечивают специальные коллегиальные органы: избирательные трибуналы, советы, комиссии и т.д. Существует четыре вида избирательных комиссий : центральные, территориальные, окружные, участковые.

5. Регистрация избирателей . Данная стадия предполагает включение лиц в специальные документы (списки избирателей), которые устанавливают круг граждан, имеющих активное избирательное право и проживающих на территории определенного участка.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов . На этой стадии определяются лица, из числа которых будут выбраны депутаты, сенаторы, президент, губернатор. К основным способам выдвижения кандидатов относят: выдвижение избирателями, самовыдвижение, выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями.

7. Предвыборная агитация . В рамках данной стадии граждане и избирательные объединения законными методами и формах проводят агитацию за любого кандидата или избирательное объединение. Существуют разнообразные формы предвыборной агитации : встречи кандидатов с избирателями, публичные мероприятия, выступления в СМИ и т.д.

8. Голосование . Данный этап можно назвать главной стадией избирательного процесса. Оно представляет собой волеизъявление избирателей по вопросу избрания выдвинутых кандидатов. Голосование может быть как очным (непосредственным), так и заочным (например, по почте).

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов . Подсчет отданных голосов сначала производится на участках, а затем они пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. При этом устанавливается число действительных голосов, т.е. количество бюллетеней установленной формы. Результаты выборов подлежат обязательной публикации.

Тема 8. избирательные объединения и блоки: понятие, признаки, функции, права и обязанности

1. История появления избирательных объединений. Понятие "избирательное объединение" существует только в российском законодательстве. Избирательные объединения выполняют ту роль, которую в избирательных системах других стран играют политические партии. Политические партии являются важнейшими участниками избирательного процесса, поскольку в нормальной практике демократического государства приход к власти новой политической силы возможен лишь законным путем, то есть путем выборов.

К моменту конституирования Российской Федерации как суверенного, демократического, федеративного и правового государства в России отсутствовала соответствующая этим принципам избирательная система. Высшие органы законодательной власти - Съезды и Верховные Советы народных депутатов Союза ССР и РСФСР, сформированные в 1989 и 1990 годах, - избирались по законодательству, которое, хотя и имело некоторые демократические вкрапления (например, альтернативность выборов), в целом оставалось законодательством советского типа со всеми присущими ему качествами: монополией единственной политической партии, отсутствием разделения властей, верховенством Советов народных депутатов, отсутствием реальных гарантий избирательных прав граждан и общественного контроля за выборами, примитивными избирательными технологиями.

Еще не сформировалась многопартийная политическая система общества, отсутствовали полноценные политические партии, способные выразить наиболее существенные интересы различных слоев общества и придать им общезначимый государственный характер. В то же время возникло множество различных общественных организаций и движений, объединяющих людей по идейным, политическим, экономическим, профессиональным, сословным, культурным, национальным, религиозным и другим интересам и в той или иной степени позволяющих реализовать общественную активность граждан в новых условиях политической свободы.

Начало реформе избирательной системы было положено Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и утвержденным Указом Президента Положением о федеральных органах власти на переходный период1.

1 октября 1993 года Указом Президента Российской Федерации была утверждена уточненная редакция Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году2, которое предусмотрело формирование этой палаты Федерального Собрания на основе смешанной пропорционально-мажоритарной системы. Это означало, что половина депутатов Государственной Думы должна была представлять различные общественные объединения.

Именно в названном Положении впервые появился термин "избирательное объединение" для обозначения тех общественных организаций, которым было предоставлено право выдвигать списки кандидатов в состав Государственной Думы, избираемых по общефедеральному округу. Самостоятельными избирательными объединениями в 1993 году могли стать только политические партии и движения, другие общественные объединения могли участвовать в выборах посредством вхождения в избирательные блоки.

Совершенно новая для российских выборов пропорциональная система была активно воспринята как общественными объединениями, так и избирательными. Первоначально объявили о своем участии в выдвижении кандидатов 35 избирательных объединений, однако зарегистрировать свои списки смогли только 13 из них, в том числе пять политических партий, четыре политических движения и четыре избирательных блока. Первыми избирательными объединениями, получившими представительство в новом парламенте России, стали все принявшие участие в выборах партии (Аграрная партия России, Демократическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, Партия Российского Единства и Согласия), одно политическое движение ("Женщины России") и два избирательных блока ("Выбор России" и "Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин").

Дальнейшее законодательное регулирование правового статуса избирательного объединения, к сожалению, не закрепило политической природы этого явления. Федеральное законодательство 1994 года (Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации") и 1995 года (федеральные законы "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации") предоставило избирательные права практически любым общественным объединениям, устав которых отвечал формальным требованиям об уровне и сроке регистрации, а также о наличии формулировки о праве выдвижения кандидатов. В результате по данным Министерства юстиции Российской Федерации правом участия в выборах депутатов Государственной Думы второго созыва в 1995 году обладали уже 258 общественных объединений и 15 профессиональных союзов. 111 общественных объединений воспользовались этим правом, причем 40 из них участвовали в выборах самостоятельно, а 71 - в составе 29 избирательных блоков. 38 избирательных объединений называли себя партиями, в том числе те, чья деятельность действительно носила политический характер (например, КПРФ, Партия самоуправления трудящихся), но также и те, которые являлись партиями только по названию (например, Партия любителей пива, Партия автомобилистов).

Из 43 избирательных объединений, зарегистрировавших списки своих кандидатов и включенных в избирательный бюллетень, пятипроцентный барьер преодолели только четыре: Всероссийское общественно-политические движение "Наш дом - Россия", Общественное объединение "Яблоко", Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России. Очевидно, что избиратель сделал свой выбор в пользу чисто политических объединений.

Форма избирательного объединения безусловно является переходной для коллективных участников избирательного процесса в России. Это уже шаг вперед по сравнению с теми собраниями трудящихся или членов общественных организаций, которые в советские времена могли выдвигать кандидатов, однако оно еще не имеет четкого статуса политической партии как основного, наряду с избирателями, участника выборов.

Чем отличаются коллективные участники избирательного процесса за рубежом от избирательных объединений в России? Во-первых, в большинстве стран с развитой демократической системой такими участниками являются объединения, имеющие статус политических партий. Ю. А. Юдин выделяет три основных признака партии: характер главной цели, наличие политической программы, формализованная организационная структура. "Политическая партия - это общественное объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе Конституции и действующего законодательства1. Правовое положение политических партий в большинстве современных государств закрепляется конституциями и специальными законами о партиях. Таким образом, государство подчеркивает роль политических партий в формировании и осуществлении государственной власти. Там, где стабильная многопартийная система еще не сложилась, например, в постсоциалистических странах, в выборах кроме партий участвуют и политические движения, имеющие, как правило, более обширную, но и более аморфную социальную базу и более свободную организационную форму.

Во-вторых, правовой статус политических партий как участников выборов включает в себя не только их права выдвигать кандидатов, участвовать в агитации, контролировать ход выборов и так далее, но и определенные ограничения и обязанности. Так, законом может быть предусмотрена минимальная численность членов партии, необходимые сроки и порядок регистрации, наличие определенного процента голосов, полученных на предыдущих выборах, и так далее1.

2. Правовой статус избирательного объединения. Правовой статус избирательного объединения существует в двух формах: материально-правовой и процессуально-правовой.

Материально-правовой статус избирательного объединения означает, что некое общественное объединение обладает совокупностью признаков, которые при определенных обстоятельствах позволят ему участвовать в избирательной кампании. Материально-правовой статус - это статус потенциального избирательного объединения.

Процессуальный статус - это статус избирательного объединения, ставшего реальным участником избирательного процесса и обладающего совокупностью прав и обязанностей при осуществлении избирательных действий.

Правовыми условиями приобретения этих двух видов статусов являются различные юридические факты. Условием приобретения материально-правового статуса избирательного объединения является факт государственной регистрации политического объединения в установленном порядке.

Условием приобретения процессуального статуса является юридический факт назначения выборов, с одной стороны, и реального вступления политического объединения в избирательную кампанию, с другой.

Поскольку понятие избирательного объединения, данное в законодательстве2, предполагает комплексную его характеристику в единстве материальнои процессуально-правовых признаков и условий, рассмотрим их в порядке, предложенном законом.

Статья 2 Федерального закона об основных гарантиях гласит:

"Избирательное объединение - это политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а его действующий устав зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования".

Это определение содержит ряд признаков, характеризующих само общественное объединение, претендующее на звание избирательного, а также требования к порядку и сроку его регистрации в государственном органе.

Признаками избирательного объединения, характеризующими его в материально-правовом смысле, являются:

политический характер общественного объединения; его определенная организационно-правовая форма (общественная организация или общественное движение).

Рассмотрим каждый из этих признаков. Как видно из вышеприведенного определения, законодатель вернулся к идее ограничения круга избирательных объединений организациями исключительно политического характера. Какое содержание вкладывается в понятие "политический"? Необходимо признать, что решение этого вопроса по своей природе не является задачей избирательного законодательства. Это предмет регулирования специального закона о партиях или политических организациях. К сожалению, палаты Федерального Собрания уже несколько лет не могут прийти к согласию по поводу такого закона. Поэтому появление в Федеральном законе об основных" гарантиях соответствующей формулировки - дело вынужденное, но необходимое. В статье 2 политический характер объединения определяется через его основные цели и средства достижения этих целей: 1) участие в политической жизни посредством влияния на формирование политической воли граждан1; 2) участие в выборах посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; 3) участие в организации и деятельности указанных органов.

Интересно, что законодатель не требует, чтобы соискатель статуса избирательного объединения фактически осуществлял политическую деятельность, на практике влияя на волю народа или выражая эту волю. Достаточно иметь соответствующую формулировку в уставе объединения и назвать себя политической партией или движением, чтобы соответствовать требованиям избирательного законодательства. При таких условиях ничто не препятствовало, например, Клубу автомобилистов России объявить себя политической партией, провозгласить главной целью своей деятельности участие в политической жизни общества и в этом качестве быть зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В настоящее время в законодательстве появились указания на некоторые объективные критерии, позволяющие уполномоченному органу отказать в регистрации в качестве политических общественным

объединениям, на самом деле не являющимся таковыми1.

Есть еще одна проблема, которую порождает определение избирательного объединения, закрепленное в статье 2 Федерального закона об основных гарантиях. Как следует из этого определения, самостоятельными участниками выборов при формировании органов местного самоуправления кроме избирателей могут быть только политические объединения, в данном случае в лице их региональных и местных отделений. Но участие только политических объединений в формировании неполитических структур, которыми являются органы местного самоуправления, противоречит конституционному статусу и природе местного самоуправления. Кроме того, на местах существует множество различных общественных объединений, которые даже более полно, чем политические, способны выразить насущные интересы населения в вопросах распоряжения муниципальной собственностью, благоустройства территории, охраны окружающей среды, организации работы детских учреждений и так далее. Однако, не являясь политическими, они лишены права самостоятельно выдвигать кандидатов в органы местного самоуправления. На наш взгляд, было бы целесообразно предоставить им такое право.

Итак, политический характер - важнейший признак избирательного объединения. Другим признаком является определенная организационно-правовая форма объединения.

В выборах депутатов Государственной Думы в 1995 году участвовали общественные объединения, имеющие самые разнообразные организационные формы, в том числе всевозможные фонды, учреждения, ассоциации. На сегодняшний день действующее законодательство относит к числу избирательных объединения лишь двух организационно-правовых форм: общественные организации и общественные движения. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения1. Поэтому законодатель относит к избирательным объединениям из числа общественных организаций - политические партии и иные политические организации, а из числа общественных движений - политические движения. Отметим, что разнообразие видов политических объединений - партии, иные политические организации, движения - типично для посттоталитарного общества2. Политики всегда стремятся привлечь на свою сторону как можно большее число сторонников, и форма массового политического движения, например, вполне соответствует этим целям. Не стоит забывать и о том, что представление о политической партии у нас чаще всего ассоциируется с "партией ленинского типа" с ее догматичной идеологией, иерархичностью и жесткой дисциплиной и отпугивает избирателя. Поэтому появление такого понятия, как "иная политическая организация", является своего рода лукавством со стороны тех политических организаций, которые фактически являются партиями, но не хотят так себя называть. Если политическая система нашего общества имеет демократическую перспективу, то она, скорее всего, будет развиваться в сторону образования партий, но партий парламентского типа, главной целью и обязанностью которых будет формирование государственной власти посредством участия в выборах.

3. Регистрация избирательных объединений. Необходимым условием приобретения материально-правового статуса избирательного объединения является государственная регистрация. Формулировка статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях о том, что избирательное объединение должно быть зарегистрировано, не вполне точна, поскольку регистрации в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" подлежат общественные объединения, и регистрируются они в качестве политических организаций или движений, а не избирательных объединений. Специальная регистрация избирательных объединений не предусмотрена законодательством.

Государственная регистрация производится органами юстиции. Общероссийское политическое объединение регистрируется Министерством юстиции Российской Федерации, межрегиональное - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения, региональное и местное - органами юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.

Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. Но если оно хочет участвовать в публичной политической деятельности и прежде всего в избирательной кампании, оно должно получить официальное подтверждение того факта, что его устав соответствует предъявляемым к избирательным объединениям требованиям. Обязательная государственная регистрация политического объединения и является таким подтверждением.

Общественное политическое объединение должно иметь регистрацию на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне. Так, общероссийское общественное объединение, зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации, может участвовать и в федеральных выборах, и в выборах в субъектах Федерации, а объединение, зарегистрированное в республике, крае, области, может участвовать только в региональных и местных выборах.

Кроме самого факта регистрации имеет значение и ее срок. Для того чтобы исключить возможность участия в выборах случайных или специально созданных по этому случаю объединений, закон установил срок регистрации не позднее чем за один год до дня голосования. По существу из всех требований, которые предъявляются органом юстиции к общественному объединению при регистрации, в данном случае важен только один момент - наличие в уставе соответствующих формулировок относительно политического характера и основных целей объединения. Поэтому если уже после регистрации в устав будут вноситься изменения и дополнения, не связанные с изменением статуса общественного объединения как политического, независимо от времени их внесения, это не нарушает права объединения на участие в выборах1. Документом, подтверждающим факт регистрации общественного объединения, является свидетельство, выдаваемое органом юстиции.

Регистрация российского избирательного объединения в Министерстве юстиции Российской Федерации дает право выдвигать кандидатов его высшим федеральным органам, а также региональным и местным органам на соответствующих по уровню выборах. При этом не имеет значения, зарегистрировалось ли региональное или местное отделение в соответствующем органе юстиции. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган указанного объединения уведомляет орган юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации о наличии указанного отделения, его местонахождении и руководящих органах.

По сложившейся практике после назначения выборов органы юстиции направляют в соответствующую избирательную комиссию список общественных объединений, имеющих право участвовать в выборах.

Таким образом, признаки политического характера общественного объединения, его организационно-правовая форма (политическая партия, иная политическая организация или политическое движение), наличие в уставе соответствующих формулировок при условии состоявшейся государственной регистрации придают общественному объединению статус избирательного.

Однако, как уже было сказано, обладание этими признаками недостаточно для участия в выборах. Для того чтобы стать реальным участником избирательного процесса, политическое общественное объединение должно в установленном законом порядке выдвинуть кандидатов (список кандидатов). Это является ключевым моментом для понимания разницы между потенциальным и реальным избирательным объединением. Как показывает практика, первых всегда намного больше, чем вторых 1. Это ненормальное и, надо надеяться, временное явление, объясняющееся особенностями переживаемого периода и отсутствием системы стабильных политических структур.

В зарубежном законодательстве понятие "избирательное объединение" не нужно, поскольку статус политической партии основан прежде всего на участии в выборах, и если организация, называющая себя политической, не участвует в выборах или не способна обеспечить избрание своих кандидатов, она теряет этот статус.

Российское законодательство использует один и тот же термин "избирательное объединение" по крайней мере в двух смыслах: во-первых, для описания признаков того политического объединения, которое может стать участником выборов; во-вторых, для установления объема и видов полномочий, которые получает эта политическая организация в случае вступления в избирательную кампанию. Кроме того, для уточнения статуса реальных участников выборов законодатель часто прибегает к дополнительным характеристикам, например, в статье 23 Федерального закона об основных гарантиях говорится об избирательных объединениях, избирательных блоках, имеющих фракции в Государственной Думе или в представительном (законодательном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. В статье 24 этого же закона упомянуты избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, а также избирательные объединения, избирательные блоки, представленные в представительном органе. Приведем следующий пример. Предположим, что общественное объединение, чей устав отвечает всем требованиям, предъявляемым к избирательным объединениям, не выдвинуло своих кандидатов, но участвует в формировании избирательных комиссий, в агитации за других кандидатов, направляет наблюдателей на избирательные участки. В этом случае объем полномочий такого потенциального избирательного объединения будет фактически одинаковым с полномочиями иных общественных объединений, не обладающих признаками избирательных, и существенно меньшим, чем полномочия других избирательных объединений, реализовавших право вы

движения кандидатов.

Так, например, любые общественные объединения имеют право на участие в формировании состава избирательных комиссий, но приоритетное представительство в одну треть от количества членов комиссии гарантируется тем избирательным объединениям, которые не только участвовали в предвыборной борьбе, но и получили достаточную поддержку населения и имеют фракции в законодательных органах (ст. 23 Федерального закона об основных гарантиях).

Другой пример. Любые общественные объединения, в том числе и политические партии, которые специально выделены в тексте статьи 37 Федерального закона об основных гарантиях, имеют право при проведении выборов вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата. Но только тем политическим партиям и иным политическим организациям и движениям, которые зарегистрировали своих кандидатов, то есть стали реальными избирательными объединениями, закон гарантирует равные возможности проведения предвыборной агитации, в том числе равные условия доступа к средствам массовой информации.

Таким образом, только факт использования права выдвижения кандидата может превратить избирательное объединение из потенциального в реальное.

По-видимому, эта, в определенной степени искусственная, конструкция под названием "избирательное объединение" будет существовать до тех пор, пока "расщепление" между потенциальным и реальным статусом избирательного объединения в общественно-политической практике не будет сведено к нулю и организации - носители признаков избирательного объединения не станут единственными и обязательными участниками избирательной кампании. Тогда отпадет надобность и в самом понятии "избирательное объединение".

4. Момент возникновения статуса избирательного объединения. Материально-правовой статус избирательного объединения возникает со дня регистрации соответствующей политической организации или движения в органах юстиции.

Процессуальный статус избирательного объединения не существует вне избирательного процесса. Он возникает на определенном этапе процесса при осуществлении определенных избирательных действий. Так, первой стадией избирательного процесса, в которую вступают избирательные объединения, является выдвижение кандидатов. Стадия выдвижения включает в себя два процессуальных момента: реализованную в установленной процедуре инициативу в определении кандидата (списка кандидатов) и процедуру сбора подписей избирателей в поддержку указанной инициативы. В момент определения кандидатур на съезде или конференции общественное объединение еще не является избирательным в полном смысле этого слова. Порядок работы съезда регулируется в основном внут-риорганизационными уставными нормами. Но для вступления в публичный политический процесс, которым являются выборы, для получения права на дальнейшие действия по сбору подписей общественному объединению нужно подтверждение его "избирательной состоятельности" со стороны уполномоченного органа - соответствующей избирательной комиссии. Избирательная комиссия, получив список кандидатов и другие предусмотренные законом документы, проверяет их соответствие требованиям закона и заверяет список. Только после этого может начаться сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов.

Таким образом, посредством акта заверения списка кандидатов и его опубликования избирательная комиссия предъявляет обществу соответствующего участника избирательного процесса и подтверждает его законное право на осуществление дальнейших избирательных действий. Общественное объединение приобретает статус избирательного объединения с момента заверения списка кандидатов.

Избирательные блоки. Разновидностью избирательных объединений являются избирательные блоки. Согласно статье 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательный блок - это добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Блоки образуются для объединения интеллектуальных, организационных, финансовых ресурсов близких по идеологии политических партий и движений с целью расширения социальной базы сторонников и получения большего числа голосов избирателей. Этот вид объединения - строго целевой, и все его полномочия связаны только с выборами. В избирательном процессе блок обладает правами избирательного объединения.

Объединиться в блок могут только те политические организации, которые отвечают требованиям, предъявляемым к избирательным объединениям, и были зарегистрированы в сроки и порядке, предусмотренными статьей 2 Федерального закона об основных гарантиях. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждого из избирательных объединений, после чего уполномоченными представителями этих объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока. Он может быть создан в любой момент со дня назначения выборов с учетом соблюдения сроков, отведенных для выдвижения кандидатов.

Для вступления избирательного блока в избирательную кампанию необходимо официальное подтверждение законности порядка создания избирательного блока. Таким подтверждением является регистрация избирательного блока в соответствующей избирательной комиссии. Только с момента регистрации блок получает полномочия для осуществления всех избирательных действий. Закон устанавливает два возможных срока регистрации избирательного блока. Он может быть зарегистрирован либо1 непосредственно после образования и обращения в избирательную комиссию, либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов для заверения. Действующее законодательство устанавливает срок для решения вопроса о регистрации блока. Например, в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" регистрация производится не позднее чем в пятидневный срок после представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации протоколов съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения о создании блока, подписанного уполномоченными этих общественных объединений.

Вхождение в избирательный блок означает для объединений, его образовавших, потерю своих избирательных полномочий, передачу их новому объединению и невозможность выступать на тех же выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Аналогичное правило должно быть установлено законодателем и для тех объединений, которые входят в состав других политических организаций или политических движений, участвующих в данных выборах.

Избирательные блоки при участии в выборах пользуются теми же правами, что и другие избирательные объединения.

Однако в связи с тем, что блок является сложным составным субъектом, он обладает некоторыми особенностями.

Избирательный блок не является юридическим лицом, хотя все входящие в него объединения имеют этот статус. Выдвижение кандидатов от избирательного блока происходит в двухступенчатом порядке: сначала путем тайного голосования на съездах (конференциях) организаций, входящих в блок, а затем на совместном съезде (конференции) представителей объединений - участников блока.

Особую проблему составляет вопрос о моменте прекращения юридического статуса избирательного блока. Блок создается для участия в выборах, а избирательная кампания - это период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня официального опубликования их результатов (ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях), которое осуществляется не позднее одного месяца со дня голосования (п. 3 ст. 60).

Однако некоторые полномочия избирательных блоков, так же как и избирательных объединений, продолжаются после этого срока. Так, не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов они обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и источниках создания своих фондов, а также обо всех произведенных затратах (п. 15 ст. 47 Федерального закона об основных гарантиях). Если в случае с избирательным объединением адресат этой обязанности ясен - это конкретная политическая организация или движение, то в случае с блоком субъект ответственности как бы исчезает, распадаясь на составные части.

Не случайно в проекте Кодекса об административных правонарушениях предлагается в случае некоторых финансовых нарушений, допущенных избирательным блоком, налагаемый административный штраф взыскивать в равных долях с избирательных объединений, входящих в блок.

Не решен пока в законодательстве и вопрос о возможности изменения состава блока во время выборов. По нашему мнению, никакого изменения состава блока после его регистрации соответствующей избирательной комиссией не должно допускаться. Разумеется, что любое политическое объединение может выйти из состава блока и участвовать в выборах самостоятельно, если сроки соответствующих избирательных действий еще не истекли. Но это должно означать прекращение существования избирательного блока в зарегистрирован

ном составе. Иной подход к решению этого вопроса поставит

под сомнение, во-первых, достоверность воли членов общественных объединений, создавших блок в первоначальном составе,

во-вторых, достоверность поддержки избирателями списка кандидатов, если из этого списка впоследствии будет исключена

какая-то часть. Очевидно, что создание избирательного блока

требует от политических партий и движений высокой степени

ответственности перед членами своих организаций и перед избирателями, и дальнейшие манипуляции волей тех и других недопустимы.

5. Полномочия избирательных объединений. Систему полномочий избирательного объединения составляют его юридические права и обязанности, последовательно реализуемые на различных стадиях избирательного процесса. Можно выделить следующие виды полномочий:

по участию в формировании избирательных комиссий;

по выдвижению и регистрации кандидатов (списков кандидатов);

по осуществлению агитационной деятельности;

по финансированию избирательной кампании;

Кроме того, на всех этапах избирательного процесса избирательные объединения как представители гражданского общества осуществляют функцию общественного контроля за деятельностью системы избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления, участвующих в избирательной кампании. Избирательные объединения имеют право на получение любой информации, связанной с выборами, а также право обжаловать в вышестоящие органы или в суд решения и действия, ущемляющие избирательные права граждан и объединений.

Коротко рассмотрим каждый из видов полномочий, имея в виду, что они подробно освещаются в соответствующих разделах учебного пособия.

Полномочия по участию в формировании избирательных комиссий предусмотрены статьей 23 Федерального закона об основных гарантиях. Очевидно, что эти полномочия закон рассматривает как право избирательного объединения. Этому праву соответствует обязанность органов представительной и исполнительной власти назначить не менее одной трети количества членов избирательной комиссии с решающим голосом по предложениям избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или законодательном органе субъекта Российской Федерации. Четыре избирательных объединения имеют свои фракции в Государственной Думе (КПРФ, ЛДПР, НДР и "ЯБЛОКО"), в законодательных органах субъектов фракций практически нет, но есть представительство депутатов как от названных политических организаций, так и от других, в том числе региональных.

Как показала практика, ни на одних выборах, прошедших в регионах после вступления в силу Федерального закона об основных гарантиях, избирательные объединения не смогли реализовать предоставленное им право по формированию избирательных комиссий полностью. Для того чтобы замысел законодателя относительно баланса различного представительства в избирательных комиссиях осуществился, нужно либо сделать полномочия по формированию не менее одной третьей состава комиссии не только правом, но и обязанностью избирательного объединения, либо позволить уполномоченным органам заполнять эту квоту представителями других общественных объединений (что на практике и делается).

Те избирательные объединения и блоки, которые зарегистрировали своих кандидатов (списки кандидатов), получают право назначить в соответствующую и все нижестоящие комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

Полномочия по выдвижению и регистрации кандидатов (списков кандидатов). Избирательные объединения и блоки имеют право выдвигать списки кандидатов, если используется пропорциональная система выборов (например, при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, части депутатов Законодательного Собрания Свердловской области), а также кандидатов в мажоритарных округах. Сама процедура выдвижения складывается из двух этапов: определения кандидатур и сбора подписей избирателей в их поддержку. Она детально регулируется законодательством и предусматривает не только права, но и целый ряд обязанностей, которые должны выполнить избирательные объединения, чтобы процедура выдвижения считалась законной. Так, решение съезда (конференции) политического объединения о выдвижении кандидатур может быть принято только тайным голосованием, списки кандидатов должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию, а сбор подписей возможен только после заверения списков. Избирательное объединение имеет право исключить некоторых кандидатов из списка, но в общей сложности не более 25 процентов его состава, причем первые три кандидата в списке исключению не подлежат.

Для регистрации кандидатов (списков кандидатов) избирательные объединения и блоки представляют в избирательную комиссию собранные в их поддержку подписи и другие документы. Представители избирательных объединений вправе присутствовать при проверке подписных листов и получать соответствующую информацию.

Полномочия по осуществлению агитационной деятельности. Избирательным объединениям и блокам, зарегистрировавшим списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации и равные условия проведения массовых мероприятий. Избирательное объединение вправе само определять форму и характер своей агитационной деятельности, но обязано соблюдать условия ее проведения, установленные законом (допустимые сроки, места агитации, требования к печатным агитационным материалам и т. д.).

Полномочия по финансированию избирательной кампании. Законодательство разрешает избирательным объединениям самостоятельно финансировать свою избирательную кампанию, но ограничивает это право целым рядом условий и обязанностей (обязанность создавать избирательные фонды, недопустимость привлечения средств помимо фондов, целевое назначение всех трат, предельные размеры пожертвований и расходования средств, обязанность неоднократно представлять финансовые отчеты и т. д.).

Полномочия по наблюдению за ходом голосования, подсчетом голосов и определением результатов выборов. Эта стадия избирательного процесса проходит при активном участии избирательных объединений. В контроле за соблюдением требований закона при голосовании и подсчете голосов могут участвовать кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, уполномоченные или доверенные лица самих избирательных объединений, наблюдатели. Они вправе знакомиться с протоколами и сводными таблицами по итогам голосования, получать копии этих документов, обжаловать любые действия и решения избирательных комиссий в вышестоящие комиссии или в суд.

6. Представители избирательных объединений. Часть полномочий избирательные объединения осуществляют через своих представителей. Такими представителями являются уполномоченные, доверенные лица, наблюдатели от избирательных объединений.

Уполномоченные избирательного объединения назначаются на стадии выдвижения кандидатов и выполняют различные функции. Одни организуют сбор подписей избирателей и заверяют подписные листы, другие представляют избирательное объединение в избирательных комиссиях, органах власти, третьи отвечают за финансовую деятельность. Избирательные объединения сами определяют и удостоверяют их полномочия. Особый порядок удостоверения установлен для уполномоченных по финансовым вопросам.

Доверенные лица назначаются избирательным объединением после регистрации списка кандидатов. Они осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию списка кандидатов. Доверенные лица имеют право на получение неоплачиваемого отпуска на время предвыборной кампании. Избирательное объединение в любое время вправе отозвать доверенных лиц, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц избирательного объединения устанавливается конкретным законом о выборах (п. 5, 6, 7 ст. 35 Федерального закона об основных гарантиях).

Полномочия наблюдателя от избирательного объединения реализуются только в день голосования.

7. Основания и сроки прекращения полномочий избирательного объединения. Полномочия избирательного объединения могут быть прекращены практически на любой стадии избирательного процесса по разным основаниям. Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до голосования, вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа, выдвинувшего список (п. 9 ст. 32 Федерального закона об основных гарантиях). Избирательное объединение, не собравшее необходимого количества подписей избирателей в поддержку своего списка кандидатов, автоматически выбывает из избирательной кампании: то есть для этого не требуется принятия какого-либо решения. Избирательному объединению может быть отказано избирательной комиссией в регистрации списка кандидатов или регистрация может быть отменена решением самой избирательной комиссии либо судом при наличии установленных законом оснований. В этом случае с момента вступления в силу соответствующего решения прекращаются все полномочия избирательного объединения по осуществлению дальнейших избирательных действий, за исключением обязанности представить финансовый отчет. Все полномочия избирательных объединений, чьи кандидаты не были избраны, прекращаются в день официального опубликования итогов выборов (кроме обязанности представить финансовый отчет).

Законодательством прямо не решен вопрос о сроке прекращения полномочий избирательных объединений, чьи кандидаты (списки кандидатов) победили на выборах. Но исходя из смысла закона и некоторых полномочий длящегося характера, можно предположить, что такое избирательное объединение сохраняет некоторые полномочия в течение срока легислатуры избранного органа. Так, представитель избирательного объединения - член комиссии с правом совещательного голоса - сохраняет свои права до момента регистрации списков кандидатов на следующих выборах. Избирательное объединение может отозвать одного и назначить другого члена комиссии с правом совещательного голоса и после окончания данной избирательной кампании, следовательно, реализация его прав не ограничена сроками избирательной кампании.

Субъекты (участники) избирательного процесса

Реальное осуществление народовластия в ходе подготовки и проведения выборов обеспечивается целеустремленной и правомерной деятельностью участников, или субъектов, избирательного процесса, круг которых определяется действующим законодательством.

Главным субъектом избирательного права и процесса является гражданин. От активности и волеизъявления избирателей напрямую зависят результаты выборов, в конечном счете - эффективность деятельности органов публичной власти и ее должностных лиц. Избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях). Активным избирательным правом согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирателями в Российской Федерации признаются не только российские граждане, но и в определенных законодательством случаях иностранные граждане. Так согласно Федеральному закону об основных гарантиях (ч. 3 ст. 18) в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. власть избирательный референдум

Действующее в Российской Федерации и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса:

  • 1. Нормоучредительные участники избирательного процесса -- органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов: например, Федеральное Собрание России, которое принимает законы о выборах в федеральные органы государственной власти, или Законодательное Собрание субъекта РФ, принимающее Избирательный кодекс.
  • 2. Инициаторы избирательного процесса -- органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт.

Дело в том, что конкретными субъектами инициирования избирательного процесса по каждому виду выборов обычно определяются органы власти соответствующего уровня (хотя в некоторых случаях право назначения выборов и определения даты проведения голосования закрепляется за вышестоящими органами, в чем проявляются особенности регионального законотворчества), однако последние иногда просто отсутствуют либо своевременно не принимают нужное решение. Поэтому новейшее законодательство предусматривает на этот случай специальные правила. Так, в отдельных поселениях, где представительные органы, обязанные назначать выборы, отсутствуют, выборы должны быть назначены соответствующими территориальными избирательными комиссиями. Если управомоченный орган государственной или местной власти не назначает выборы в установленный законом срок, то они могут быть проведены по решению соответствующей руководящей территориальной избирательной комиссии, что должно быть оговорено в законе.

3. Организаторы избирательного процесса -- избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах.

Особое место среди организаторов избирательного процесса занимают избирательные комиссии (органы руководства выборами), на которые ложится вся тяжесть подготовки и проведения избирательных мероприятий, поскольку именно они выполняют наибольший объем организационно-управленческой и организационно-технической работы по реализации требований избирательного законодательства и отвечают за документальное оформление юридических действий, совершаемых участниками выборов.

Серьезные обязанности возлагает закон и на других организаторов избирательного процесса. Так, глава местной исполнительной власти принимает решение об образовании избирательных участков, а федеральные и региональные органы государственной власти выделяют денежные средства на финансирование избирательной кампании.

  • 4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации -- активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей.
  • 5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации -- кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права).
  • 6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, -- лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне.
  • 7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
  • 8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов.
  • 9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица.

Состав участников (субъектов) избирательного процесса не является постоянным, он может изменяться в связи с изменением выборного законодательства, во многом зависеть от того или иного типа избирательной системы, уровня ее демократического содержания.

Правовой статус участников избирательного процесса определяется обширным массивом законодательных актов. Совокупность нормативно-правовых актов, определяющих статус субъектов избирательного процесса, образует составную часть самостоятельного института избирательных прав -- выборное право. Среди них важнейшее значение имеют следующие законодательные акты:

  • 1) Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32, 81);
  • 2) конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации (главы об избирательной системе);
  • 3) федеральные законы о выборах;
  • 4) региональные законы о выборах;
  • 5) указы Президента Российской Федерации, президентов республик, входящих в состав Федерации, и глав других субъектов Федерации;
  • 6) решения избирательных комиссий;
  • 7) решения органов местного самоуправления по вопросам организации выборов.

Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Субъекты- потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Они подразделяются на две больших групп ы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами);

3) избиратели;

4) кандидаты;

5) зарегистрированные кандидаты;

6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей;

7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

8) наблюдатели;

9) международные (иностранные) наблюдатели;

10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;

11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие.

Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся:

1) избирательные объединения;

2) избирательные блоки;

3) политические общественные объединения;

4) избирательные комиссии;

5) государственные органы;

6) органы местного самоуправления;

7) средства массовой информации;

8) фракции в представительных (законодательных) органах.

Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса :

· назначение выборов;

· образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий;

· выдвижение кандидатов;

· предвыборная агитация;

Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них.

Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», региональных и муниципальных нормативных актах

Стадия назначения выборов. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Стадия составления списков избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом.

Стадия образования избирательных округов и избирательных участков . Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей.

Стадия формирования избирательных комиссий .. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК - назначаются Государственной Думой пять членов ЦИК - назначаются Советом Федерации; пять - Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года.

Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов . Выдвижение кандидатов. Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Сбор подписей . В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей.

Статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Регистрация кандидатов (списков кандидатов) должна быть строго документирована. И тут возможны разные решения. Первое, что требует Федеральный закон об основных гарантиях, - наличие необходимого количества подписей избирателей (разумеется, достоверных), собранных в поддержку кандидатов. Второе - письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов). Третье - наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам.

Избирательный процесс-это урегулированная законом и другими нормами деятельность, индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы.

Процесс выборов (или избирательный процесс), независимо от характера и уровня выборов, включает в себя целый ряд основных, взаимосвязанных, определенных по времени, в некоторых случаях взаимопроникающих, этапов и процедур. Назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование и определение результатов выборов.

На каждом из этапов законодательством определены участники правоотношений, их полномочия, предусмотрены, как правило, гарантии, обеспечивающие выполнение тех или иных процедур на определенном этапе, зафиксирован порядок действий субъектов правоотношений или принятия ими решений.

Стадии избирательного процесса РФ

1. Процедура или этап назначения выборов. В соответствии со ст. 102 Конституции Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. По Федеральному закону о выборах Президента, днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня избрания Президента. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.

Согласно ст. 84 федеральной Конституции выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть также не менее четырех месяцев.

В случае если Совет Федерации не назначит выборы Президента в установленный срок или Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента или депутатов Государственной Думы.

  • 2. Образование избирательных округов и избирательных участков. Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Ранее для проведения выборов депутатов Государственной Думы на территории Российской Федерации образовывались 225 одномандатных избирательных округов. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей глава местной администрации образует не позднее чем за 60 дней до выборов по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией (при выборах депутатов Государственной Думы) или по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией (при выборах Президента Российской Федерации) избирательные участки. Они образуются с соблюдением следующих требований: не более 3000 тысяч избирателей на каждом избирательном участке, учет границ административно-территориального деления в субъекте Российской Федерации; недопустимость пересечения границ избирательных округов границами избирательных участков.
  • 3. Формирование избирательных комиссий. Подготовку и проведение выборов на федеральном уровне обеспечивают: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии (при выборах Президента Российской Федерации); территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Срок полномочий Комиссии -четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять членов Комиссии назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими организациями в Государственной Думе. Пять членов Комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Комиссии назначаются Президентом Российской Федерации. Члены Комиссии должны иметь высшее профессиональное образование.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации состоит из 10-14 членов. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации является юридическим лицом и действует на постоянной основе.

Окружные избирательные комиссии формируются в каждом одномандатном избирательном округе законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 92 дня до дня выборов Президента Российской Федерации в количестве 8-14 членов. Территориальные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов. Состав этих комиссий назначается выборными органами местного самоуправления. Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 44 дня до дня выборов в количестве 5-10 человек. В соответствии с новым федеральным избирательным законодательством соответствующие органы должны назначить не менее 1/3 членов избирательной комиссии из числа представителей депутатских фракций в представительных органах федерального, регионального и муниципального уровня.

Каждое звено избирательных комиссий действует в соответствии с полномочиями, возложенными на него законодательными актами. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Срок полномочий территориальных и участковых избирательных комиссий истекает после официального опубликования общих результатов (итогов) выборов, либо в иной срок, установленный законом.

4. Составление списков избирателей. Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представленных по установленной форме главой местной администрации. Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Данные об избирателях глава местной администрации направляет в избирательную комиссию не позднее 40 дней до дня выборов.

В список избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, установленный в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства на территории Российской Федерации.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов. Выдвижение кандидатов на должность Президента Российской Федерации может производиться политическими партиями, а также непосредственно избирателями. Выдвижение кандидата политической партии производится на съезде (конференции) политической партии. Каждый российский гражданин или группа граждан, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей численностью не менее 500 человек для выдвижения кандидата на должность Президента, которые должны собрать не менее 2 млн. подписей избирателей.

Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы в соответствии с ФЗ от 18 мая 2005 г. осуществляется только политическими партиями.

Регистрация кандидатов на должность Президента Российской Федерации производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При выборах депутатов Государственной Думы Комиссия регистрирует также федеральные списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков. Окружные избирательные комиссии производят регистрацию кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутых в одномандатных избирательных округах.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает, что выдвижение кандидатов в законодательные органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления может осуществляться избирательными объединениями.

6. Предвыборная агитация. Согласно федеральному законодательству граждане Российской Федерации, кандидаты на должность Президента Российской Федерации, кандидаты в депутаты Государственной Думы, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

К содержанию предвыборной агитации предъявляются определенные требования. Агитационные предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещается агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным организациям и религиозным объединениям, членам избирательных комиссий.

7. Голосование и определение результатов выборов. При выборах Президента Российской Федерации избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Повторное голосование проводится не позднее 15 дней со дня установления результатов общих выборов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Выборы признаются несостоявшимися:

  • 1. При голосовании за списки кандидатов право распределения мандатов получили менее 2-х списков.
  • 2. За списки, получившие право участвовать в распределении мандатов в сумме проголосовали менее 50 % избирателей.
  • 3. Все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования.
  • 4. Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и не один из них не получил необходимого для избрания числа голосов избирателей.

Подсчет голосов избирателей, принявших участие в голосовании заканчивается подписанием протокола. Подписанные протоколы направляются в вышестоящие избирательные комиссии, где так же подводятся итого в пределах своей компетенции, после чего протоколы направляются далее в ЦИК РФ.

Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования несут уголовную ответственность.

  • - включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;
  • - заведомо неправильное составление списков избирателей;
  • - замена действительных бюллетеней;
  • - незаконное уничтожение официальных бюллетеней;
  • - заведомо неправильный подсчет голосов избирателей.

Здесь же необходимо рассмотреть органы, ведающие вопросами организации избирательного процесса.

Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ. Она действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий ЦИК РФ составляет 4 года. Она состоит из 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями, при чем от одного депутатского объединения не более одного представителя; 5 назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ; и еще 5 членов назначаются Президентом РФ. Все члены ЦИК РФ должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Члены ЦИК РФ из своего числа избирают тайным голосованием Председателя ЦИК РФ, его заместителя и секретаря ЦИК РФ.

Избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные и участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов. В избирательную комиссию может быть назначено не более одной кандидатуры представленной политической партией, причем партия не в праве предлагать несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Избирательные комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок полномочий данной комиссии составляет 4 года. Число членов избирательной комиссии субъекта РФ не может быть менее 10 и более 14 человек. Это число устанавливается законом субъекта РФ. Половина членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, другая половина -- высшим должностным лицом субъекта РФ. Как законодательный орган РФ, так и высшее должностное лицо субъекта РФ обязаны назначить не менее Уг от назначенного ими числа членов ИК на основе поступивших предложений:

  • а) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе;
  • б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе РФ.

Так же указанные выше органы государственной власти субъекта РФ обязаны назначить не менее одного члена по предложению ЦИК РФ.

Председатель избирательной комиссии субъекта РФ должен иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

Избирательные комиссии муниципальных образований также являются постоянно действующими со сроком полномочий 4 года и им может быть предан статус юридического лица.

Комиссии рангом ниже действуют только на время проведения выборов.

Деятельность комиссий осуществляется коллегиально, она правомочна приступить к работе если ее состав сформирован не менее чем на 2/3 от установленного состава.

Членами избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть:

  • - лица, не имеющие гражданства РФ;
  • - гр. РФ признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • - гр. РФ не достигшие возраста 18 лет;
  • - депутаты законодательных (представительных) органов власти, органов местного самоуправления;
  • - выборные должностные лица;
  • - судьи, прокуроры;
  • - кандидаты на соответствующих выборах;
  • - лица, находящиеся в непосредственном подчинении кандидатов;
  • - лица, выведенные из состава комиссий по решению суда;
  • - лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах - в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса предусмотрено, что они не могут быть привлечены к уголовной ответственности или подвергнуты административному наказанию, без согласия прокурора субъекта РФ, а член ЦИК РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ - без согласия Генерального прокурора РФ. Кроме того, до окончания их полномочий они не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно. Во время работы на заседаниях и при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. В день

Наблюдатели вправе:

  • 1. Знакомиться со списками избирателей;
  • 2. Находиться в день голосования в помещении для голосования;
  • 3. Присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
  • 4. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям;
  • 5. Обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по вопросы проведения голосования;
  • 6. Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии об итогах голосования;
  • 7. Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса.

Наблюдатели не вправе:

  • 1. Выдавать избирателям бюллетени;
  • 2. Расписываться за избирателя в получении бюллетеня;
  • 3. Заполнять за избирателя бюллетени;
  • 4. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
  • 5. принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете голосов;
  • 6. Совершать действия, противоречащие работе комиссии;
  • 7. Проводить агитацию среди избирателей;
  • 8. Участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Комиссии могут быть расформированы судом соответственно подсудности за:

  • а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее признание итогов голосования недействительными;
  • б) неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссии.

С заявлением в суд о расформировании ЦИК РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации.

Реформирование избирательного законодательства и избирательной системы в Российской Федерации в настоящее время еще не завершено. Предстоит устранить многие пробелы и противоречия федерального и регионального избирательного законодательства, повысить статус избирательной системы и ввести некоторые нормы и гарантии, избирательных прав российских граждан в поле конституционно-правового регулирования.

В данной главе были рассмотрены такие аспекты как: Сущностная характеристика избирательного процесса, понятие избирательного процесса и стадии избирательного процесса.