англ. indirect election) – форма непрямых выборов, при проведении которых между избирателями и кандидатом существует промежуточное звено, опосредующее волю избирателей. При К.в. волю избирателя выражают представители (выборщики) для дальнейшего голосования при выборах главы государства, депутатов и т.д. Институт К.в. применяется при избрании Президента (США, Аргентина, Германия, Италия), одной из палат парламента (Сенат во Франции).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОСВЕННЫЕ ВЫБОРЫ

разновидность избирательной системы, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты нижестоящих представительных органов, либо и те, и другие. К.в. могут иметь две и более ступеней, хотя выборы в три или четыре ступени встречаются в настоящее время довольно редко. Двухстепенными выборами избираются, например, президенты США, Финляндии, верхняя палата парламента Индии. Трехстепенными выборами формируется часть сената Франции: избиратели голосуют за муниципальных советников, последние назначают делегатов, избирают сенаторов.


Избирательно-правовые споры. Ответственность за правонарушения Виды избирательных систем Мажоритарная система относительного большинства Мажоритарная система абсолютного большинства Мажоритарная система квалифицированного большинства Ограниченный вотум Система единственного непередаваемого голоса Кумулятивный вотум Система пропорционального представительства политических партий Заградительный пункт Соединение списков Связанные и свободные списки.

Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь, как отмечалось, две ступени или более, хотя три или четыре встречаются весьма редко. Двухстепенными выборами избираются, например, Президент США, Совет штатов (верхняя палата Парламента) Индии, трехстепенными – подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей. Прямые выборы имеют много плюсов.

НужНа ПОмощь! СРоччччНО! Кто что ЗнаЕт!

Термин «.избирательное право» имеет два значения: — в объективном смысле — это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, свя­занные с выборами органов государства и местного самоуп­равления. Объективное избирательное право регулирует из­бирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного считаются связанные с выборами об­щественные отношения, в которых прямо или косвенно уча­ствуют граждане; — в субъективном смысле — это гарантированная граж­данину государством возможность участвовать в выборах го­сударственных органов и органов местного самоуправления.

Избирательное право

Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина. Основные принципы избирательного. Принципы — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы: — Всеобщее право.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми.

Шпаргалка: КПР о избирательном процессе

Оно представляет собой комплекс конкретных лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное право в связи с политическими правами че­ловека и гражданина. Основные принципы права. Принципы - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением.

Конституционные принципы избирательной системы

В этом значении право граждан подразделяется на активное (то есть право избирать) и пассивное (то есть право быть избранным). Активное избирательное – это участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов государственных органов. Пассивное – это быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы. Прямое право – это избирать членов выборных государственных органов непосредственно, лично участвуя в голосовании. Косвенное избирательное – это право избирать членов выборных государственных органов через ранее избранных представителей. Источниками права являются: Конституция РБ; кодекс РБ от 11 февраля 2000г.

Прямое и косвенное избирательное право

Такой коллегией должна быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь, как отмечалось, две ступени или более, хотя три или четыре встречаются весьма редко. Двухстепенными выборами избираются, к примеру, Президент США, Совет штатов (верхняя палата Парламента) Индии, трехстепенными – подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителœей. Прямые выборы имеют много плюсов.

Демократические принципы избирательного права

К числу важнейших и международно при­знанных принципов права, соблюдение которых дает возможность признать выборы демократическими, а их результаты легитимными, относятся следующие: всеобщность, свобода участия, ра­венство, прямой и непрямой характер выборов и тайное голосование. Всеобщность избирательного означает, что в стране не допус­кается какая-либо дискриминация в данной области и избирательные права закрепляются за всеми психически здоровыми гражданами, до­стигшими определенного возраста.

КПР о избирательном процессе

Оно представляет собой комплекс конкретных лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное в связи с политическими правами че­ловека и гражданина. Основные принципы. Принципы — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением.

НужНа ПОмощь! СРоччччНО! Кто что ЗнаЕт! и получил лучший ответ

Ответ от Пользователь удален[активный]
2. Избирательное право: понятие, основные принципы, цензы, ограничения избирательного права
Понятие избирательного права. В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями дол­жностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставля­емый таким образом мандат могут претендовать в установ­ленном порядке два или более кандидата. Термин «.избирательное право» имеет два значения:
- в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, свя­занные с выборами органов государства и местного самоуп­равления. Объективное избирательное право регулирует из­бирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами об­щественные отношения, в которых прямо или косвенно уча­ствуют граждане;
- в субъективном смысле - это гарантированная граж­данину государством возможность участвовать в выборах го­сударственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами че­ловека и гражданина.
Основные принципы избирательного права. Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.
Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего из­бирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не до­стигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.) , то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граж­дан или групп населения.
Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирова­ния выборного органа.
Прямое (непосредственное) избирательное право означа­ет право избирателя избирать и быть избранным непосред­ственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.
Косвенное (многоступенчатое) избирательное право озна­чает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, кото­рая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные вы­боры могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет шта­тов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всеки­тайского собрания народных представителей.
Равное избирательное право. Принцип равного избира­тельного права предполагает равную для каждого избирате­ля возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших прояв­лений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы" у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представи­тельных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это дости­гается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходитьс

Прямое (косвенное) избирательное право при тайном голосовании

Прямое избирательное право предусмотрено в нашем законодательстве при выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления. Он означает, что каждый избиратель подает свой голос напрямую без посредников за кандидата, которого он хотел бы видеть Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихатов или членом органа местного самоуправления. Этим прямые выборы отличаются от непрямых выборов, которые бывают двух разновидностей: косвенные и многостепенные. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 6 Конституционного закона.

Как отмечает Э.Б. Мухамеджанов, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Протокол 31, 1952 года) - не содержат требований, чтобы выборы обязательно были прямыми .

Но вместе с тем, международные нормативные правовые акты часто содержат требование о том, чтобы, если не все, то определенное число мандатов распределялось по результату прямых выборов. Как определено в пп.7.2 п.7 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ "Для того чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства -участники допускают, чтобы мандаты, по крайней мере, в одной палате национального законодательного органа были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов". Обязательное проведение выборов депутатов одной из палат национального законодательного органа путем прямого голосования как одно из условий демократичности государства свидетельствует о том, что в международном сообществе предпочтение дается прямому избирательному праву .

И в юридической литературе можно встретить многих сторонников прямого избирательного права: "На принцип прямого избирательного права опирается вся система представительной демократии. Он обеспечивает адекватность действий избирательного органа воле избирателей. В условиях авторитарного режима Верховный Совет был лишь номинальным органом власти и принцип прямого избирательного права действовал безотказно. В современных условиях формирования двухуровневого органа власти - Парламента, принцип прямого избирательного права нарушается. Необходимо восстановить принцип прямого избирательного права, т.е. формирование избирателями всего Парламента…".

Э.Б. Мухамеджанов также дает предпочтение прямым выборам: "применение той или иной системы при выборах Палат Парламента РК - это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями в стране. Поэтому с обретением электоратом Казахстана политической культуры в будущем система прямых выборов, на наш взгляд, была бы более предпочтительной и для формирования "верхней" Палаты Парламента - Сената. Ведь как бы ни были объективны выборщики при выдвижении и избрании кандидатов в депутаты Сената, все равно их число никогда не будет соответствовать числу социальных групп населения, принимающих участие в прямых выборах" .

Примером того, что косвенные выборы могут несколько исказить волю избирателей могут служить выборы президента США в 2000 году, когда набравшему меньшее число голосов в общенародном голосовании Дж. Бушу была присуждена победа большинством голосов коллегии выборщиков. Признание закономерности этого явления увеличило бы вероятность ревизии американского избирательного права и даже конституционной реформы, на чем настаивали многие политики в конце 2000, самом начале 2001 годов . Кроме того, при косвенных выборах всегда есть опасность большего воздействия властей на небольшое количество выборщиков, чем при прямых выборах.

Прямые выборы кажутся более демократичными, так как они обеспечивают непосредственное волеизъявление избирателей. При прямых выборах четко видна воля народа. Но косвенные выборы и двухэтапные выборы, иначе говоря, непрямые выборы тоже имеют свои преимущества. "Их нельзя считать явно недемократичной формой народного волеизъявления хотя бы потому, что во многих государствах, в том числе и демократических, высшие ораны государства и должностные лица избираются косвенными выборами: В США, ФРГ -президенты, во Франции - Сенат и другие.

В Казахстане косвенные выборы депутатов Сената Парламента через местные представительные органы обеспечивают на республиканском уровне представительство интересов всех регионов. Кроме того, при косвенных выборах выборщики из-за их немногочисленности могут приходить к предварительным соглашениям, к предварительной оценке качеств избираемых кандидатов в депутаты Сената.

Как показывает практика, посредством косвенных выборов можно сформировать более качественный и профессиональный состав верхней палаты парламента, поскольку при косвенных выборах избиратели "фильтруются", т.е. в их состав попадают наиболее подготовленные в политическом отношении и с большим жизненным опытом люди, которых популистскими призывами и программами не привлечешь на свою сторону. Следовательно, они способны более трезво оценивать программы того или иного кандидата в депутаты. Обмениваясь мнениями о той или иной кандидатуре, выборщики вполне осознанно отдают предпочтение тому или иному кандидату, а это чрезвычайно важно, так как это позволяет избрать в Сенат наиболее компетентных кандидатов" .

Косвенными выборами в юридической литературе называют выборы, когда воля избирателей опосредуется избирательной коллегией, которая создается специально для этой цели. Примером могут служить выборы президента США, когда избиратели голосую в своем штате за выборщиков от той или иной партии, а уже выборщики подают голос за кандидата в президенты. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не специально создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным органом, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию. Так, верхняя палата Индии избирается законодательными собраниями штатов. Если воля избирателей опосредуется дважды, то выборы считаются трехстепенными, трижды -четырехстепенными и т.д. И косвенные, и многостепенные выборы - это самостоятельные разновидности непрямых выборов .

Такого же взгляда придерживаются известные отечественные юристы - конституционалисты А.Т. Ащеулов и А.А. Караев: "При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и которая только для этого и создается. В Казахстане подобные коллеги формируются при выборах сельских акимов".

В Конституционном законе ст. 7 называется косвенное избирательное право, но избрание депутатов Сената Парламента осуществляется не специально создаваемыми коллегиями избирателей, а выборщиками - депутатами Маслихатов. В этой связи, мы разделяем точку зрения Э.Мухамеджанова, который пролагает, "что название ст.7 "Косвенное избирательное право" необходимо изменить на "Непрямое избирательное право", которое более точно будет выражать суть закрепленных в ней положений" .

Принцип тайного голосования означает, что контроль над волеизъявлением избирателей не допускается, т.е. избирателям создаются такие условия, при которых их волеизъявление остается неизвестным для других лиц. В случае нарушения этого правила может наступить предусмотренная законом ответственность. Таким образом, тайное голосование позволяет каждому избирателю, каково бы ни было его положение, совершенно свободно выбирать того или иного кандидата, которого он считает достойным. Принцип тайного голосования обеспечивает избирателям свободу выборов и подлинно свободное волеизъявление без опасения за свою дальнейшую судьбу или преследование со стороны каких -либо органов или политических объединений. Он осуществляется с помощью специальных кабин для обязательного заполнения бюллетеней или голосования с помощью автоматизированной системы, где запрещено в этот момент присутствие иных лиц, кроме голосующего.

Отклонения от этой нормы могут иметь место только в исключительных случаях. Если избиратель (выборщик) не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетени, он вправе воспользоваться помощью лица, которому он доверяет. Фамилия этого лица после голосования заносится в список избирателей рядом с росписью избирателя (выборщика) в получении бюллетеня. Этим лицом не может быть:

1) член избирательной комиссии;

2) должностное лицо местного представительного или исполнительного органа;

3) доверенное лицо кандидата;

4) журналист - представитель средств массовой информации;

5) наблюдатель, зарегистрированный в соответствующей избирательной комиссии.

Используемые бюллетени в целях обеспечения тайности не подлежат нумерации, или еще каким - либо пометкам, по которым можно идентифицировать личность голосующего. Возможны случаи, когда применяются дополнительные меры, призванные гарантировать и обеспечить данный принцип - избирательный конверт для бюллетеней. Избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Кроме того, тайность, подразумевает что, никто не вправе требовать информацию о том, за кого проголосовал избиратель в отдельности.