Функции права - основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением прав в жизни общества и выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Функции права рассматриваются в двух основных аспектах, в зависимости от того, рассматриваются они в специально-юридических или общесоциальных рамках.

1) Общесоциальные функции:

а) экономическая функция - право закрепляет формы собственности;

б) политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц;

г) коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления;

д) экологическая и т.д.

2) Специально-юридические функции.

Важнейшая задача системы права – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Она обуславливает две группы функций права: регулятивную и охранительную.

А). Регулятивная функция - это направление правового воздействия на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.

Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения, во-первых, путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, прав, свободы и обязанности граждан.

Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах. В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий интересам всего населения страны.

а) Регулятивная статистическая функция – закрепляет в Конституции и других нормативных актах экономический, политический и государственный строй, права и обязанности граждан и делает тем самым незыблемыми, законными общественные отношения, субъектам в этом случае предписывается воздерживаться от посягательства на эти отношения, вести себя пассивно. Функция выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах.

б) Регулятивная динамическая функция – стимулирует законодательными средствами развитие необходимых и полезных личности и обществу отношений, субъектам права предписывается совершать определённые активные действия, которые выражаются и закрепляются в юридических обязанностях. Выражается в воздействии права на общественные отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений.

Б). Охранительная функция - это такое направление правового воздействия, которое заключается в охране тех отношений, которые являются объектом регулятивной функции и направлено на вытеснение негативных явлений из личной и общественной жизни, на их предупреждение и пресечение, восстановление нарушенных прав. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие права выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний; в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний; в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.

В). Оценочная функция - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

По субъектам государственной власти можно выделить законодательную, исполнительную и судебною функции.

Принципы права - основные идеи права, исходные положения, ведущие начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они выработаны в общественном сознании и составляют основу процесса формирования, реализации и обеспечения норм права, всей системы правового регулирования в обществе.

Принципы права как его ведущие идеи наиболее непосредственно связаны с сущностью права и проявляются на ступени формирования правовой воли гражданского общества. В основе правовых принципов лежат представления субъектов общественной жизни о необходимом социальном порядке, о наиболее рациональных способах взаимосвязи участников общественных отношений, приемлемых способах разрешения их конфликтов. Принципы права, отражая эти объективные потребности, формируются, прежде всего, как элементы общественного правового сознания. Затем они находят выражение в законодательстве, главным образом в конституциях (основных законах страны), обобщающих нормативных актах (кодексах). Принципы права как наиболее общие его элементы определяют смысл конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, они служат ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются.

1. Общеправовые принципы - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

а) Принцип социальной свободы - обеспечивает социальную защищенность личности, гарантии для свободной и обеспеченной жизни.

б) Принцип социальной справедливости - обеспечивает соответствие между ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, их правами и обязанностями.

в) Принцип демократизма – находит выражение в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

г) Принцип гуманизма. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека.

д) Принцип равноправия. Равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств.

е) Единство прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений.

ж) Принцип взаимной ответственности государства и личности. Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы.

з) Принцип законности. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

Все эти принципы в той или иной форме отражены в конституции Российской Федерации.

2. Межотраслевые правовые принципы. Выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных). К ним относятся коллегиальность в рассмотрении дел, гласность судебного разбирательства и т.д.

3. Отраслевые правовые принципы. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, принципами ГП являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и др.).

Межотраслевые и отраслевые принципы закреплены в гражданском, уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и других кодексах.

Право как социальный институт функционирует наряду с государ­ственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных, отношений. Име­ются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого дан­ного явления.

С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинте­ресованы общество, государство, иные субъекты. Право придает дей­ствиям лиц необходимую организованность, согласованность, устой­чивость, уверенность.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зави­симости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

экономическая (право, устанавливая «правила игры» в экономичес­кой сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общест­венного богатства и т.п.);

политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламен­тирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказы­вает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

коммуникативная (право, являясь информационной системой, вы­ступает способом связи между субъектом и объектом управления, спе­цифическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятив­ную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые сти­мулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая про­стор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: опре­деление соответствующих юридических фактов в гипотезах юридичес­ких норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволе­ний; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и при­звана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать, тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо пре­пятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-пер­вых, она характеризует право как особый способ воздействия на пове­дение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану по­средством правовых предписаний; в-третьих, она является показате­лем политического и культурного уровня развития общества, его гу­манных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его поли­тической сущности (Т.Н. Радько).

Формами осуществления охранительной функции права выступа­ют: установление запретов, приостановлений, мер пре­сечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказа­ний и процедуры их реализации.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодейст­вии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Таким образом, право осуществляет различные функции, воздейст­вует на общественные отношения в различных направлениях и с по­мощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

Принципы права. Принципы права - это исходные нормативно-руководящие начала (императив­ные требования), определяющие общую направленность правово­го регулирования общественных отношений, в которых выражается сущность и социальное назначение права.

Принципы права представляют опреде­ленные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулиро­ваны на основе научного и практического опыта. В этом плане они вместе с принципами правосознания являются важнейшими ком­понентами господствующей юридической идеологии. Однако разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выра­жены в нормативно-правовых актах или иных формах права.

На уровне национальных правовых систем принципы права чаще всего закрепляются в конституциях, конституционных или иных фундаментальных законах. «Все равны перед законом и судом», - записано, например, в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ (см. также: ст. 14 Конституции Испании, ст. 22 Конституции Белоруссии, ст. 1 Конституции Казахстана и др.). Принципы деятельности Конституционного Суда РФ (независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон) нашли отра­жение в ст. 5, 7, 13, 14, 15, 29, 35 и др. Федерального конститу­ционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Содержание принципов справедливости и гуманизма в уголовном праве раскрывается соответственно в ст. 6 и 7 УК РФ.

В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.

Наряду с нормами права исходные фундаментальные положения (принципы) составляют важнейший элемент содержания права. Поэтомy принципам права присущи многие черты, характерные для правa в целом. От норм права они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию). Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей.

В отличие от норм принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный харак­тер. Они выражаются, как правило, в максимально общих и уни­версальных нормативных предписаниях. На их основе формиру­ются те или иные системы, отрасли или институты права.

Исходные нормативно-руководящие начала обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообраз­ными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворчестве и систематизации, толковании и реализации права. Так, при издании, изменении или отмене нормативных актов законодатель обязан учитывать действующие принципы национального и международного права. В случае обнаружения несоответствия тех или иных норм принципам права, он должен отменить указанные нормы, либо изменить их содержание, привести в соответствие с действующими нормативно-руководящими положениями.

Нередко принципы выступают важным средством устранения пробелов, противоречий и других недостатков в праве. На­пример, Конституционный Суд РФ со ссылкой на ст. 19 Консти­туции РФ (она устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административ­ного законодательства, согласно которым возможно было по ини­циативе администрации предприятия (организации) увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания. Конституционный Суд РФ защитил также право на со­хранение жилой площади и право на получение пенсии гражда­нами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Существенную роль играют принципы в процессе восполнения пробелов в праве. Необходимость их использования в случае при­менения аналогии права закреплена как в материальном праве, так и в процессуальных отраслях права.

Таким образом, принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулято­ра . Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы – это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщен­ными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преиму­щественно в конституциях либо важнейших законах.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструк­ции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобраз­ными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влия­ние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), пра­воприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые , межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость , которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и по­ощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный прин­цип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом , провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое во­площение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные пращ и свободы и равные возможности для их реализации»;

3) гуманизм , означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для ее умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;

4) демократизм , предполагающий, что в правовых нормах должны
быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей , которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет, и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм , присущий только тем правовым системам, которые
существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном
обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2.Органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»;

8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы
социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения Методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты не­скольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми . К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях ; в уголовном праве - презумпция невиновности ; в трудовом праве - принцип сво­боды труда ; в земельном праве - принцип целевого характера исполь­зования земли и т. п.

Вывод: Принципы права участвуют в регулировании общественных отно­шений, так как они не только определяют общие направления право­вого воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Грамотное использование (соблюдение, применение и т.п.) принципов права в своей практической деятельности свидетель­ствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц. Поэтому не только нормы, но и прин­ципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулиро­ваны в законодательстве.


Понятие типа права

Право – это конкретно-историческое социальное явление.

В каждую историческую эпоху, при каждой цивилизации, в каждой стране оно отличается немалым, подчас весьма существенным своеобразием. Приемом или средством познания исторического процесса развития права является типология права.

Типология права – это его специфическая классификация, производимая по определенным критериям, в результате которой выделяются различные типы права.

Под типом права понимается та или иная ступень его развития, отличающаяся присущим только ей своеобразием.

В юридической литературе имеются разные варианты такой классификации. Но наиболее разработана и доступна для вас историческая типология права в формационном подходе. Ее мы и рассмотрим на лекции.

По взглядам представителей данной теории тип права отвечает на вопрос – какой экономический базис лежит в его основе, интересы и потребности какого класса оно защищает, воля какого класса выражена в действующем законодательстве и актах правосудия. При формационном подходе следует исходить из того по­ложения, что каждому типу государства соответствует свой тип права.

Исторически первым в отдельных странах возникает рабо­владельческое право . Оно рождается вместе с государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у вла­сти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека челове­ком. Характерная его черта - открытое закрепление неравен­ства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.

Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относитель­но своего "говорящего" орудия, была разработана сложная сис­тема жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полно­стью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собствен­ностью его владельца.

Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме – плебеи и перегрины, в Афинах - метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная - за плебеями, еще более ограниченная - за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны.

В рабовладельческом праве открыто признавался и обес­печивался принцип неравенства мужчины и женщины, господ­ства отца над детьми. Ни жена, ни дети не имели права приоб­ретать собственность, женщины отстранялись от участия в об­щественной жизни.

Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения, пользования, и распоряжения ею. Ох­рана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частной собствен­ности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обяза­тельственное право, долговое право и т. д.), и это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (дос­таточно сослаться на кодекс Наполеона).

С точки зрения формы рабовладельческое право было при­митивно. Преобладал правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого об­щества возникла потребность ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Немалое значение имела и такая форма, как судебный или административный преце­дент. Рабовладельческому государству было известно правотвор­чество в форме издания общеобязательных постановлений ор­ганами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.

Рабовладельческое право было систематизировано. Так, римские юристы различали: цивильное право - право, которое каждый отдельный "народ" устанавливал для себя; естествен­ное право - право, установленное самой природой; право наро­дов, по которому аргументировалось рабство во всех его формах.

Цивильное право по чисто формальным моментам дели­лось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства, частное – отдель­ных лиц. Публичное право включает святыни, деятельность жре­цов, государственные должности; частное делится на три час­ти: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства. Частное право составляло совокуп­ность норм, регулирующих отношения собственности, наследо­вания, семейное право.

В отдельных странах исторически первым возникает фео­дальное право , для которого характерен принцип формального неравенства: права и обязанности определялись по принадлеж­ности к тому или иному сословию.

Феодальное право - это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщен­ности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.

Классовая сущность феодального права заключалась в за­щите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земель­ная собственность - это непосредственные отношения господ­ства и порабощения, отсюда феодальное право - это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принужде­ния непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политиче­ская власть составляет атрибут земельной собственности. Им­мунитеты ограждали частные интересы собственников.

Феодальное право носило религиозный характер, что оп­ределялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального за­конодательства подкреплялся религиозными постулатами. Санкции за нарушение пра­вил поведения во многом определялись церковным судом.

Буржуазное право появилось как результат правотворче­ской деятельности буржуазного государства для укрепления капиталистического общественного и государственного строя.

Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип "священной и неприкосновенной част­ной собственности", идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и т. п.

Социалистическое право провозглашает равенство, спра­ведливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество пролетариату и его клас­совым союзникам. В последующем оно объявляется общенарод­ным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находя­щейся у власти партийно-государственной бюрократии.

Вывод: Типология исторически известныхвидов права – это их классификация по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы. Все типы права – это исторические формообразования определенным образом понимаемой сущности права, определенная форма его исторического выражения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращаясь к решению проблемы сущности права, мы следуем общей закономерности познания этого социального явления. Его познание позволяет сделать вывод, что право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами.

Итак, с позиций сегодняшнего дня, право – это система общих правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством, отражающих идеи социальной справедливости и свободы, направленных на регулирование общественных отношений путем установления определенного порядка, и охраняемых от нарушений государством.

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права, исходя из исторических условий, на первый план может выходить любое из начал (классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое).

Условия развития общества накладывают на право свой отпечаток, что выражается в том или ином его типе. Тип права – это историческая определенность сущности права, обусловленная общественно-экономическим развитием.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Понятие объективного и субъективного права

2. Соотношение права и государства


Литература

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. Ст.Ст. 17-19.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т. 1. - М.: Юристъ, 1996. С. 96-111.

3. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации. // Государство и право. 1996. № 11.

4. Корельский В.М., Перевалов В.Д. /ред./. Теория государства и права. М., Изд..гр. ИНФРА. М-НОРМА, 1997.

5. Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России. // Государство и право. 1998. № 5. С. 93-98.

6. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика. // Государство и право. 1996. № 6. С.12.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. /ред./. Теория государства и права. М., Юрист, 1997.

8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник. – М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 236-245.

9. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. - СПб.: издательство АООТ «ГПНИИ-5», 1995. С. 88-97.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Во вступительном слове через содержание предмета теории государства и права обращается внимание на то, что право является узловым моментом предмета ТГП: право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Следует обратить внимание курсантов на многозначность понятия «право», раскрыть им понимание этого термина с точки зрения философии и социологии.

В ходе изложения учебного материала необходимо обращать внимание курсантов на общеупотребительное значение слов, обозначающих юридические термины (такие как: субъект, объект, функция, принцип, классификация, критерий и т.д.)

При рассмотрении первого вопроса подробно следует остановиться на различии понятия права в объективном и субъективном смысле. Необходимо обратить их внимание на тот факт, что предметом ТГП в большей части является объективное право. Далее следует сформулировать его определение, раскрыть признаки и ценность права для общества.

Второй вопрос посвящен рассмотрению принципов права и его функций. Более детально рассматриваются общеправовые принципы, а так же специально-юридические функции права.

Третий учебный вопрос посвящен рассмотрению содержания права на различных исторических этапах развития общества. Главная задача – проследить динамику изменений, происходящих в праве со сменой общественно-экономической формации. Отдельно следует остановиться на особенностях права в современных демократических государствах.

Д.В. Новокшонов

«___» _____________ 200__ г.


От слова «класс» – система внутренне соподчиненных понятий в какой-либо области, распределенных по группам на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Слово принцип означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления.

Принципы права - это основные исходные положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение.

В правоведении выделяются:

Принципы, сформулированные учеными юристами, которыевыступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Эти принципы составляют важнейшую часть профессионального и научного правосознания, юридической политики и не являются обязательными для исполнения субъектами права;

Исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общие начала правового регулирования общественных отношений. Они непосредственно выражены в конституциях или важнейших законах и служат ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Принципы права в зависимости от сферы действия подразделяются на общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права :

Демократизм;

Равноправие;

Преемственность;

Справедливость.

Эти принципы характерны для всего права в целом, для всей системы права. Из них вытекают определенные требования.

Принцип демократизма означает:

Право формируется волей народа;

В основе содержания права такие ценности, как свобода, равенство;

Закрепление и предоставление гражданам прав и свобод в экономической, социальных сферах, личные права.

Равноправие :

Применение ко всем субъектам права равного масштаба, соразмерность прав и обязанностей;

Равенство граждан по реализации права при однотипных условиях.

Преемственность :

Заимствование правом положений прошлых или современных правовых систем;

Исключение старого отжившего, не отвечающего современным условиям;

Сохранение положительного, ценного, необходимого для прогресса.

Справедливость (justitia - правда, справедливость):

Соответствие социального положения лица его вкладу в общественное развитие;

Соразмерность между деянием и санкцией;

Достижение компромисса между субъектами.

Межотраслевые принципы относятся к нескольким отраслям права (гласность судопроизводства, неотвратимость ответственности и др.).

Отраслевые принципы характерны для отдельных отраслей права (состязательность и равенство сторон в имущественных отношениях - для гражданского права; индивидуализация наказания - для уголовного; принцип свободы труда - для трудового права и т. д.).

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т. к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу, т. е. могут выступать средством устранения пробелов в праве.


От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество правотворческой и правоприменительной деятельности.

Активная роль права в обществе выражается в его функциях. Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей, деятельность организаций и учреждений.

Функции права характеризуют собой направления воздействия права в целом, а не какой-либо его отрасли.

Можно выделить две группы функций права:

Общесоциальные;

Специально-юридические.

Общесоциальные функции права - направления правового воздействия, выражающие роль права во всей системе общественных отношений. В этом смысле функции права в основном совпадают с функциями государства.

Особо можно выделить такие социальные функции права, как познавательную, информационную и воспитательную.

Познавательная функция права заключается в свойстве права отражать объективную реальность, существующие общественные отношения, политические и иные институты посредством их закрепления в правовых нормах, в нормативно-правовых актах.

Информационная функция проявляется в способности права аккумулировать знания о различных сторонах социальной действительности, фиксировать общие принципы общественного и государственного строя, его политическую структуру, характер экономических отношений, формы собственности.

Воспитательная функция права проявляется в формировании высокой правовой культуры.

Специально-юридическиефункции права - направления правового воздействия, раскрывающие своеобразие права, его юридическое значение.

К ним относятся:

- регулятивная функция права ; выражается в упорядочении общественных отношений в связи с положительными, нормальными явлениями общественной жизни;

- охранительная функция права ; направлена на охрану общественных отношений, восстановление нарушенного порядка в связи с отрицательными явлениями в жизни общества.

Отдельные авторы выделяют категорию «ценность права», под которой понимают способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Содержание понятия «ценность права» в какой-то мере перекликается с понятием «функции права». Однако это содержание совпадает не полностью. Оно имеет свои особенности.

Ценность права выражается в том, что оно выступает средством:

Регулирования общественных отношений, обеспечения согласованности, упорядоченности действий индивидов;

Защиты существующего общественного строя;

Развития социальных связей, в которых заинтересовано общес-
тво;

Решения глобальных проблем современности;

Определения меры свободы личности в обществе;

Утверждения нравственных начал в общественной жизни.

Существуют различные взгляды на социальную роль права. Можно выделить три группы таких взглядов:

Индивидуалистические доктрины;

Этатистские доктрины;

Центристскую.

Общую концепцию, занимаемую сторонниками индивидуалистических доктрин, достаточно легко понять. Эта позиция сводится к утверждению, что высшей и самой главной задачей права является сама человеческая личность. Иначе говоря, высшая задача права - это защита индивидуума.

Согласно этой концепции и на основании очень четкой формулы именно общество создано для человека, а не человек для общества. Без всякого сомнения, общество необходимо, но оно не является естественным организмом, который может естественным образом и легитимно установить свою власть над человеком и ограничить его свободу; оно является всего лишь структурой, предназначенной для того, чтобы дать человеку возможность проявить свои способности и таланты и применить их на практике.

Общая позиция, занятая сторонниками этатистских доктрин, основана на противоположной точке зрения. Эта точка зрения заключается в утверждении, что высшей или главнейшей задачей права является не личность, а само общество.

Политическое общество должно рассматриваться как центр или даже как сущность социальной жизни людей. Именно благодаря ему, благодаря его существованию и его организации отдельные люди все становятся действующими эффективными лицами, каждый на своем уровне. Именно благодаря ему люди получают свои самые ценные приобретения и могут продвигаться вперед по пути цивилизации и прогресса. Наконец, именно благодаря ему люди могут получить гарантии против анархии и обеспечить свою безопасность от зависти и злобы враждебных групп. Следовательно, именно к обществу, которое должно считаться высшей ценностью, к его развитию и совершенствованию должна стремиться любая юридическая система.

В соответствии с такими взглядами право не может исходить от людей и служить в первую очередь их интересам; право - это дисциплина, которую требует жизнь в обществе, которая должна служить обществу и превозносить его. Следовательно, право должно стремиться поощрять организацию и сплоченность общества как условие эффективной реализации всеобщих интересов и условие доминирования глобальной социальной структуры над всеми отдельными людьми.

Центристыпредпринимают попытки синтезировать эти две противоположные категории доктрин, синтезировать точки зрения, благоприятствующие личности, и точки зрения, выделяющие общество или государство.

Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право.

Право – система правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений, создание в общественных отношениях порядка.

4.1.1 .Понятие и признаки права

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих волю народа и направленных на регулирование поведения индивидов и организаций.

Право понимают в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм.

Субъективное право – совокупность правомочий конкретного лица, заключающихся в возможности самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения.

Признаки права:

1. Системность – совокупность правовых норм, характеризующаяся взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

2. Исходит от государства – принимается или санкционируется им.

3. Охраняется государством – нарушение норм права влечет применение мер государственного принуждения.

4. Общеобязательность – нормы права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного государства.

5. Формальная определенность – право содержится в определенных формах: нормативно-правовых актах, судебных прецедентах и правовых обычаях.

6. Регулирует общественные отношения.

4.1.2.Принципы права: понятие, виды

Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность.

Сущность права – общая официально признанная воля всех субъектов социальной жизни, направленная на выражение, закрепление и беспрепятственное осуществление их основных интересов. Право имеет общесоциальную ценность, организует и стабилизирует общественные отношения.

К основным принципам права относятся:

1. Демократизм . Проявляется в участии людей и их различных объединений в непосредственном и опосредованном формировании права.

2. Законность . Точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов.

3. Гуманизм . Состоит в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод.

4. Равенство граждан перед законом . Все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного и должностного положения и иных обстоятельств.

5. Принцип справедливости . Требует соответствия между правовыми действиями и их социальными последствиями.

4.1.3. Функции права: понятие, виды

Функции права – обусловленные социальным назначением права, направления нормативного воздействия на общественные отношения. Основное функциональное назначение права - выступать регулятором общественных отношений в форме тех или иных законов.

Признаки функций права:

1. Вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе.

2. Выражают наиболее существенные черты права, направленные на осуществление коренных задач.

3. Представляют направления его активного действия.

4. Отличаются длительностью действия.

Виды функций права:

1. Регулятивная – определяется способностью права устанавливать правопорядок в обществе:

а) статическая – функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Выражается при определении статуса различных субъектов права: закрепление прав и свобод человека и гражданина, наделение государственных органов и их должностных лиц соответствующей компетенцией, признание правосубъектности физических и юридических лиц. Указанная функция реализуется с помощью управомочивающих и закрепляющих норм.

б) динамическая – определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Указанная функция осуществляется с помощью обязывающих норм.

2. Охранительная – обеспечивает защиту, охрану установленных юридических норм от возможности их нарушения.

Реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действует в охранительном режиме регулятивных норм.

В рамках охранительной функции права осуществляется:

Предупреждение правонарушений;

Пресечение противоправных деяний;

Возложение юридической ответственности на правонарушителя;

Восстановление нарушенных прав.

3. Оценочная функция – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности решений и действий субъектов права.

Формы реализации функций права:

а) информационное воздействие состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства;

б) ориентационное воздействие состоит в выработке у граждан позитивных правовых установок;

в) правовое регулирование - осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения. Осуществляется путем создания и реализации права, формирует в наиболее значимых отношениях правопорядок, обеспечиваемый государственной властью.

Цель правового регулирования – подчинить поведение людей общим правилам и обеспечить тем самым правопорядок в обществе и стабильность в общественных отношениях.

Правовое регулирование является разновидностью нормативного регулирования - особой формы деятельности общества, направленной на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей с целью упорядочения отношений в обществе. Разновидностями нормативного регулирования являются:

Традиционное нормативное регулирование – осуществляемое путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций – правил, исторически сложившихся в результате многократного повторения, содержащих наиболее рациональные формы поведения людей.

Моральное нормативное регулирование – осуществляется путем выработки и реализации системы нравственных принципов, обеспечиваемых силой общественного мнения.

Правовое регулирование.

Норма права

В переводе с латинского «норма» означает «правило, образец». Каждая норма права содержит общее правило поведения, модель поведения:

Она указывает на те условия, при которых должно исполняться установленное правило;

Норма права устанавливает и само правило поведения;

Правовая норма закрепляет те принудительные меры воздействия, которые государственные органы правомочны применить в случае ее нарушения.

Правовая норма, определяя правила поведения людей, регулирует их деятельность посредством предоставления им субъективных прав либо закрепления за ними юридических обязанностей.

4.2.1. Норма права: понятие, признаки

Норма права (правовая/юридическая норма) – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное структурно – организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения. Это элемент права, заключающий в себе правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей для их участников.

Признаки нормы права:

1. Представляет разновидность социальных норм. Юридическая норма определяет правила поведения для субъектов общественной жизни.

2. Является правилом поведения, признанным государственной властью, т.е. санкционированным или установленным ее законодательными, исполнительными или судебными органами.

3. Принимается субъектами правотворчества. Юридические нормы создаются в результате сложного процесса, включающего в себя правотворческую деятельность субъектов гражданского общества и органов государства.

4. Обеспечивается силой государственного принуждения. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.

5. Формально определена. Внутренняя определенность выражается в фиксации определенного объема правомочий: прав и обязанностей, указании на последствия их нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма права закреплена в нормативно-правовом акте.

6. Обладает качеством системности, выраженном в структурном построении.

7. Носит общеобязательный характер:

а) указывает, каким образом, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту.

б) предписывает обязательный для конкретного субъекта образ действий.

в) выражает общий характер, выступает в качестве одинакового критерия для всех лиц, находящихся на территории конкретного государства и подпадающих под его юрисдикцию.

8. Регулирует общественные отношения. Социальное назначение нормы права – установить баланс интересов в обществе, а при возникновении противоречий – определить нормальные способы для их урегулирования и разрешения конфликта. Результатом воздействия норм права на сознание и волю людей должен явиться правопорядок.


Похожая информация.


Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают его внутреннее строение и процесс правоприменения . Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и принятия нормативно-правовых актов , играют определенную роль при разрешении коллизий в праве, при использовании аналогии права.

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, они соответствуют типу и форме государства , государственному и политическому режиму . Принципы права заметно отличаются друг от друга принадлежностью к определенным правовым системам современности. Принципы как основные начала права напрямую закрепляются в законодательстве государств (в статьях законов, в общей части большинства кодексов, в преамбулах конституций и в основных разделах конституций). Принципы права либо сами определяют содержание и характер правовых норм, либо вытекают из их конкретного содержания.

Классификация принципов права

По сфере распространения выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы. Общие принципы права . Общими принципами права выступают основные правовые начала, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные особенности и черты. Общие принципы раскрывают прежде всего содержание и особенности права в целом как регулятора общественных отношений. Этот вид принципов распространяется на все правовые нормы и отношения, существующие в стране, с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых отношений.

Общие принципы права также подразделяются на нормы-принципы, прямо закрепленные в законодательстве и принципы, выводимые из него. К общим принципам права относятся следующие: демократизма, равноправия, законности , справедливости, гуманизма, единства прав и обязанностей и др.

Межотраслевые принципы. Данные принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. Данные отрасли являются преимущественно смежными, родственными: конституционное и административное право , уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. К ним относятся: принцип неотвратимости ответственности, состязательности и гласности судопроизводства , коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел и др. На межотраслевые принципы полностью «налагаются» и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей они приобретают свою специфику.

Отраслевые принципы права. Данные принципы действуют только в рамках отдельных отраслей. Отраслевые принципы права характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Так, отраслевыми принципами для гражданского права являются принцип свободы договора , принцип недопустимости вмешательства в частные дела, принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав , презумпция вины лица, не исполнившего обязательства или собственника источника повышенной опасности. Для земельного права России характерны такие принципы, как множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенства всех субъектов землепользования, принцип целевого использования земли и др. Для гражданского процессуального права характерны такие принципы: принцип осуществления правосудия только судом , сочетания единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел, независимости судей и подчинения их только закону , национального языка судопроизводства, диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия, устности, непосредственности и непрерывности судебного разбирательства .

Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых принципов, строится на основе собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Вместе они составляют основу, на которой создаются и функционируют не только отрасли права, но и все право.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решений по конкретному юридическому делу, особенно в случаях применения аналогии права.

В зависимости от типа права принципы права могут быть соответствующими рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому праву, праву национальных правовых систем и правовых семей.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. К последним обычно относят:

  • принцип общеобязательности норм права;
  • принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритета законов перед всеми другими актами;
  • принцип подразделения права на публичное и частное, на самостоятельные отрасли и институты права;
  • принцип соответствия права и его осуществления, объективного и субъективного права ;
  • принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности ;
  • принцип юридической ответственности только при наличии вины;
  • принцип недопустимости обратной силы законов и др.

Принципы права также различаются по следующим основаниям: в зависимости от характера нормативного источника (конституционные и отраслевые); в зависимости от субъекта регулирования (судоустройственные (организационные) и процессуальные (функциональные) и др.).

Понятие и признаки функций права

В науке под понятием «функция» понимаются различные значения (зависимая переменная величина, специальная деятельность органа или организма, проявление действия какой-либо системы). В юридической науке понятие «функция права » употребляется для характеристики социального назначения права . Термин «функция» приемлем для характеристики любых динамических структур, но в большинстве случаев функция обозначает направленное избирательное воздействие системы на определенные сферы жизнедеятельности. Под функциями права в большинстве случаев понимаются - социальное назначение права или направления правового воздействия на общественные отношения. И социальное назначение, и направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не дают целостного понимания функций права. Нельзя противопоставлять в понимании функции направлений правового воздействия социальному назначению.

Понятие «функция права» должно охватывать и назначение права и способы его воздействия на общественные отношения. В принципе, функция права - это реализация его социального назначения. Понятие «функция права» охватывает и правовое регулирование , и правовое воздействие. В функции права проявляются такие свойства права, которые раскрывают ее качество. Функция права опосредована его сущностью, внешним образом проявляется как определенное воздействие на социальные отношения, она характеризуется относительной длительностью или постоянством. Без реализации функций не может решаться ни одна из задач права. Функции направлены на решение задач, стоящих перед правом. Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что задачи часто обусловливают само существование функций, определяют их содержание, методы реализации. Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Функциональная характеристика права означает знание способов воздействия права на общественные отношения. Функционирование означает действие права.

Итак, под функциями права понимаются основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Система функций права

Внутренние критерии классификации функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Это собственно - регулятивная и охранительная функции права. Внешним критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права (социальные функции права).

Итак, функции права рассматриваются в двух основных аспектах в зависимости от того, рассматриваются они в специально-юридических или общесоциальных рамках. С точки зрения второго подхода можно выделить такие функции права, как экономическая, политическая, воспитательная, коммуникативная. На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции.

Характеристика функций права

Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых отношений. Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний , приостановлений. Она носит вторичный характер, т.е. производна от регулятивной функции права. Охранительная функция призвана ее обеспечивать в тех случаях, когда невозможным становится осуществление регулятивной функции права. Таким образом, с помощью правовых ограничений осуществляется юридическая защита прав человека , закрепляемых в регулятивных нормах.

Основное назначение охранительной функции состоит не только в необходимом реагировании на правонарушения , но и в том, чтобы выполнять превентивную функцию (предупредительную). Охранительную функцию права не следует противопоставлять регулятивной, так как обе функции (позитивная и негативная) нацелены на закрепление и охрану прав личности . Специфика охранительной функции состоит в том, что она характеризует право как особый (экстраординарный) способ воздействия на поведение людей, сообщает субъектам о ценностях, взятых под особый контроль , является показателем развития культуры, гражданского общества . Охранительная функция права, прежде всего, реализуется в деятельности правоохранительных органов .

Принято также выделять оценочную функцию права, которая, например, проявляется в применении негативной и позитивной юридической ответственности . Главную роль в реализации этой функции права выполняют «охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения».