«Ресурс кампании» - это, по сути, возможность для «пропихивания» кандидата избирателям. Возможности эти самые разнообразные и по-разному описаны у разных авторов. Мы выделяем 10 основных ресурсов: ресурс кандидата (его готовность к борьбе, имидж и т.п.), электоральный ресурс (готовность избирателей голосовать за предложенный имидж), элитный ресурс (готовность элиты округа поддержать кандидата), информационно-коммуникативный ресурс (доступ к СМИ), партийный ресурс (поддержка партий), финансовый ресурс, организационный ресурс (наличие структуры по работе с избирателями), технологический ресурс (умение использовать избирательные технологии), временной ресурс (время, необходимое для реализации комплекса предвыборных мероприятий) и административный ресурс.

Административным ресурсом называется способность кандидата привлечь на свою сторону и задействовать в избирательной кампании органы власти. По сути, это комплекс дополнительных ресурсов кандидата, пользующегося поддержкой власти. Принадлежность власти, в случае с выборами, дает своеобразный «эффект мультипликатора», усиливая результативность большинства ресурсов. Как минимум (причем - без малейших признаков правонарушения), представитель администрации может заранее рассчитывать на:

Поддержку со стороны той части избирателей, которая систематически голосует за любого представителя власти по определению. Число таких избирателей колеблется в зависимости от региона и социально-экономического положения в стране. Для Украины средним является число голосов, полученное на выборах 1998 года двумя партиями, выступавшими с имиджем «партии власти» (НДП и АПУ) - несколько более 8,5%. Чаще всего представитель администрации, имея немалый «шлейф реальных дел», может рассчитывать даже на большую поддержку - российские специалисты оценивают стартовое преимущество кандидата от власти в промежутке от 5 до 25% голосов избирателей.

Регулярное появление в новостных блоках СМИ, что обусловлено необходимостью выполнять определенные общественно значимые функции. Кроме того, агитация за представителя власти может вестись даже без его упоминания - только с информированием о деятельности возглавляемого им учреждени.

Наличие значительно большего, чем у оппонентов, временного ресурса. Если обычная избирательная кампания длится примерно полгода, то административная имеет практически перманентный характер. Кроме того, представители администрации имеют определенное влияние на назначение даты выборов.

ДЛЯ ЧЕГО ОБЫЧНО ИСПОЛЬЗУЮТ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС

В прессе применение административного ресурса обычно сводится к трем элементам: принуждению избирателей к голосованию кандидата от власти, фальсификации результатов выборов и устранению соперников. Хотя, безусловно, факты такого использования административного ресурса имеют место, нельзя не отметить, что они скорее относятся к сфере юридических, чем политических наук. Кроме того, данная схема представляет собой откровенно не слишком грамотное использование возможностей администрации. Грубые попытки заставить избирателей голосовать определенным образом имеют обычно обратный эффект. В украинских условиях администрация реально может проконтролировать голосование отдельных избирателей в небольших и дисциплинированных общинах - отдаленных селах, воинских частях и т.п.

В качестве варианта может фигурировать прямой подкуп избирателей, который, однако, не всегда прямо запрещен. Например, в ходе последней президентской кампании в России местный ЦИК разъяснил, что вообще кандидаты дарить подарки избирателям не могут, но вот В. Путин - может. Он ведь имеет особый статус, который позволяет ему, например, вручать подарки военнослужащим в качестве и.о. Верховного Главнокомандующего. Впрочем, чаще всего речь идет о специфической агитации среди материально зависимых категорий населения - мелких чиновников, коммунальщиков и т.п. Если проследить за их голосованием возможно не всегда, то заставить агитировать - сравнительно просто.

Масштабная фальсификация результатов выборов обычно является невозможной чисто технологически. Судя по всему, предельные значения были достигнуты во время «всеукраинского референдума по народной инициативе»: по мнению известного социолога В. Паниотто (Социология: теория, методы, маркетинг. - 2001. - №1) общее число подозрительных голосов достигло 20% от числа избирателей. Впрочем, в этом, как и в других подобных случаях, необходимый результат был бы получен и без фальсификации. Автору вообще неизвестна ни одна избирательная кампания, выигранная за счет фальсификации. Бывают, впрочем, неопределенные ситуации, когда успех «операции» может быть решен буквально несколькими голосами. Однако насколько можно судить, чаще всего фальсификация идет в пользу всех сильных кандидатов.

Устранить сильных соперников путем насилия или разного рода формальных процедур реально только в глухих сельских округах или в странах, известных своими демократическими традициями, внутренней свободой и самоуважением населения (вроде Белоруссии или Башкирии). Впрочем, существуют вполне цивилизованные методы «отстрела» нежелательных претендентов. Например, на последних выборах днепропетровского городского головы довольно сильный кандидат С. Бычков воздержался от выдвижения своей кандидатуры в обмен на пост заместителя главы областной администрации.

В Украине нередко проистекает полностью обратный процесс, когда административный ресурс используется для того, чтобы забить бюллетень никому неизвестными фамилиями и названиями (что обычно дает некоторое преимущество хорошо известным представителям власти). Наиболее оригинальный случай имел место во время президентских выборов, когда А. Базилюк был зарегистрирован кандидатом по решению суда, хотя он не собрал миллиона подписей, не смог сдать собранного в установленный срок (в данном аспекте решение ВС фактически значило, что некоторым категориям госслужащих запрещается уметь определять время по часам…), отказался подтвердить знание украинского языка. Однако если бы Базилюк не был зарегистрирован, первое место в бюллетене заняла бы Н. Витренко…

НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА

Недостатки такого мощного средства, как административный ресурс, являются обратной стороной его достоинств. Однако в первую очередь следует отметить, что на одном ресурсе кампании не выигрываются. В особенности это касается административного ресурса, который является своеобразным «множителем» для других ресурсов. Умножение на ноль дает в результате ноль. Даже кампании традиционно считающиеся «административными» предполагали использование нескольких ресурсов. В частности, в кампании В. Путина в 2000 году важную роль играл личный ресурс кандидата.

В противоположность распространенному мнению, кампании на административном ресурсе не являются самыми дешевыми. Проблема состоит в том, что чиновников необходимо соответствующим образом мотивировать. Как отмечает российский политтехнолог О. Кудинов, «в арсенале любого чиновника масса приемов имитации бурной деятельности при полном отсутствии необходимого результата». Кроме того, чиновники зачастую неинициативны, склонны к чисто административным решениям (которые отнюдь не всегда оптимальны), а в ситуации отсутствия непосредственного контроля могут с легкостью перебежать к сопернику. Причем в последнем случае их позиции неуязвимы - ведь чиновники в своей деятельности исходят из пользы государства.

Как легко было с мотивацией чиновников на президентских выборах 1999 года! Ведь тогда даже самые демократичные и интеллигентные кандидаты не останавливались перед слабо замаскированными угрозами физической расправы в адрес всех чиновников скопом и членов их семей. В такой ситуации даже члены оппозиционных партий, занимавшие административные посты, задумывались о целесообразности поддержки своих партийных руководителей…

Кроме того, обширное использование административного ресурса предполагает массу дополнительных ограничений. В частности, проведение административной кампании предполагает лояльность кандидата к власти (что не всегда можно сказать об избирателях), определенный имидж, необходимость искать общий язык с представителями администрации (иногда - в ущерб своей кампании), определенные ограничения в использовании других ресурсов и т.п.

КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС

Грамотное использование такого важного инструмента, как административный ресурс, в первую очередь предполагает отказ от административной кампании. Наиболее желательное использование предполагает проведение обычной содержательной кампании (скорее всего - позитивного типа), в ходе которой административный ресурс используется для донесения до избирателей сообщения кампании. Причем обе части здесь («донесение» и «сообщение») примерно равноценны.

Донесение любого сообщения облегчается благодаря наличию у власти значительного влияния на информационное пространство региона. Основные направления тут следующие:

- «двухступенчатый процесс коммуникации» (П. Лазарсфельд). Большинство людей, которые могут быть привлечены властью для поддержки кампании, являются «лидерами мнений». Это чиновники (в том числе - выборные), депутаты, руководители предприятий, деятели науки и культуры. В общем - люди, к мнению которых избиратели готовы прислушиваться.

Прямое влияние власти на СМИ. Каждый орган власти имеет СМИ, в которых он является учредителем либо соучредителем, или на которые он может оказывать косвенное влияние (к последней категории относятся все СМИ вообще). Хотя полностью перекрыть информационный простор невозможно, роль влияния власти на СМИ остается значительной. Впрочем, нередко администраторы используют СМИ для расправы над оппонентом, что вполне может способствовать даже излишнему информированию населению о нем (как это произошло с Б. Громовым и А. Лебедем, выигравшими выборы за счет негативного информационного ресурса власти).

Косвенное влияние власти на СМИ заключается в том, что власть сама по себе является сильнейшим создателем информационных поводов в политической и хозяйственной сфере. В особенности это имеет значение для Украины и других постсоветских стран, где выпуски новостей традиционно начинаются с освещения действий политической власти.

Непосредственное информирование населения относительно целей и действий властей через формируемые администрацией общественные организации и политические партии. Феномен «губернаторских партий» (имеющихся в некоторых областях Украины и практически в каждом регионе России) еще недостаточно изучен. Однако, насколько можно судить, как источник организационного ресурса такие структуры малополезны. Хотя бы потому, что администрация обычно добивается массового в них вступления. Более реально использование организации для донесения до массы своих «членов» идеи кампании. В частности, на выборах 1998 года именно такое использование «Громады» оказалось наиболее эффективным.

Если говорить о самом тексте сообщения, то он во многом зависит от того, кто именно выдвигается. Если речь идет о руководителе-администраторе, то здесь развивается имидж «человека власти» (или другой подобный), приносящего конкретную пользу людям. При этом кандидат может формально вообще отказаться от проведения избирательной кампании (как это сделал В. Путин). Избирательные кампании партий и блоков обычно строятся на противостоянии центру, защите интересов региона (именно это было основой сообщения «Громады»). Важно, чтобы сообщение кампании было грамотно сформулировано и соответствовало чаяниям людей, однако это общее требование для проведения всех кампаний, даже и без задействования административного ресурса.

МЕТОДЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА

Методы и сама возможность такой нейтрализации во многом зависит от того, насколько активно применяется административный ресурс и какими технологиями пользуется кандидат от власти. Следует отметить, что административный ресурс практически некомпенсируем другими ресурсами. В общем: «против лома нет приема, если нет другого лома».

Понятно, что технологии, предполагающие нарушения законодательства, можно побороть только юридическими методами или, в крайнем случае, акциями протеста. Обычно контроль на избирательных участках дает определенный результат. Впрочем, достичь полной нейтрализации административного ресурса таким образом обычно не удается. Во всяком случае, для признания выборов несостоявшимися или недействительными требуется немалый… административный ресурс. Впрочем, сербский опыт показывает возможность отменить невыгодные оппозиции результаты выборов вместе с самой властью.

Законодательное запрещение использования административного ресурса дает немногое. Действующий руководитель в любом случае имеет определенное преимущество, которое в немецкой, например, политологии называется «ресурсом (или эффектом) канцлера». Можно, конечно, запретить чиновникам участвовать в избирательных кампаниях, но делать это следует последовательно. В украинском варианте такой запрет полностью компенсируется порядком назначения чиновников. Было бы наивно ожидать от главы администрации, назначаемого и смещаемого Президентом, невмешательства в выборы этого Президента. Если он, конечно, заинтересован в дальнейшем исполнении своих обязанностей.

Тем не менее, возможности для нейтрализации вполне законного административного ресурса есть и заключаются они в… использовании его же самого. Частные варианты могут быть такими:

Применение ресурса более высокого уровня. Обычно речь идет о стравливании высшей и местной власти, в результате чего местная власть чаще всего капитулирует или переориентируется на нового кандидата, или не вмешивается. В украинских условиях такой вариант не особенно актуален, поскольку кандидатуры согласовываются заранее и на самом высоком уровне.

Нарушение единства правящей бюрократии путем провокаций. Факты успешного применения такой технологии существуют, но известны в основном тем людям, которые ее применяли, поскольку номенклатура своими секретами не делится.

Проектирование кампании на контрходе, когда слабый кандидат, постоянно и жестко критикуя сильного, добивается от него ответа в СМИ. Тут достаточно напомнить, что значительная часть избирательной кампании «Громады» была исполнена пропрезидентскими СМИ. Ответная критика нечасто достигает результата в основном потому, что не направлена в ядро положительного имиджа соперника, представляет собой оправдание по типу «сам дурак».

Создание сверхмощных информационных поводов, «перебивающих» даже информационный ресурс администрации. Таким образом был осуществлен «прорыв информационной блокады» «каневской четверкой».

Рассеивание противодействующей функции административного ресурса между несколькими субъектами. Обычно выдвигаются несколько оппозиционных кандидатов и блоков, которые, сотрудничая друг с другом, нападают на кандидата (партию) власти. Таким образом, судя по всему, намерены на предстоящих выборах действовать «Батьківщина», «Наша Україна» и СПУ.

Возможны, разумеется, и другие методы противодействия административному ресурсу, однако в каждом случае соответствующие технологии и стратегии формируются под конкретную избирательную кампанию и формы использования административного ресурса.

Что такое административный ресурс?

Ответить на этот вопрос мы попросили депутата Госдумы, заместителя руководителя фракции "Яблоко" Игоря Юрьевича Артемьева.

Наша справка:

Артемьев Игорь Юрьевич , 1961 года рождения, окончил Ленинградский государственный университет (по специальности "биология"), кандидат наук, второе высшее образование - юридическое. В 1990 году И.Ю. Артемьев был избран депутатом Ленсовета, в 1993 году возглавлял депутатскую комиссию Ленсовета по проверке хода приватизации в Санкт-Петербурге. В 1992 году создал и возглавил региональную партию центра, ставшую впоследствии Санкт-Петербургским региональным отделением "Объединение "Яблоко". Артемьев также стал членом Центрального совета объединения. В 1994 году был избран депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, был председателем комиссии по городскому хозяйству, затем - председателем комитета по бюджету Законодательного собрания.

В 1996 году Артемьев стал первым вице-губернатором Санкт-Петербурга, председателем комитета по финансам и администрации города. В 1999 году подал в отставку из-за неразрешимых противоречий с губернатором Санкт-Петербурга В.А. Яковлевым. Тогда же возглавил Фонд экономических и политических исследований "ЭПИЦентр - Санкт-Петербург". Баллотировался на пост губернатора Санкт-Петербурга, основной конкурент Яковлева.

И.А. Артемьев: - Административный ресурс - это злоупотребление администраторами своим служебным положением. Когда они хотят переизбираться на новый срок, они вызывают своих подчиненных и заставляют служить им лично, а не населению. Обычно под административным ресурсом понимается вовлечение различных бюджетных структур аппарата управления (читай, - ???) в дело переизбрания (избрания) человека, угодного данной структуре власти, в том числе и предоставлением населению необъективной информации о его деятельности. Делается это, как правило, скрытно. Где посулами. где жестким подавлением, где угрозами увольнения. Избиратель слышит: будет использован административный ресурс. Приходит на свой участок для голосования и видит родные, от выборов к выборам знакомые лица. И не понимает, как его бюллетень может быть "перечеркнут" административным ресурсом...

По законодательству половина состава избирательной комиссии утверждается администрацией. А администрация, как правило, подбирает туда особых людей, которым же диктуются условия: если вы хотите там быть, получать хорошую зарплату, а кроме того, разделить кусочки общественного пирога, которым я распоряжаюсь, то должны... Далее "пряник" - получение квартиры вне очереди, новая должность и т.д. Или "кнут" - уволю с работы, оставлю без средств к существованию. Я администратор, я все что угодно могу с вами сделать...

И вбрасываются дополнительные бюллетени, объявляется досрочное голосование или происходят другие, противозаконные вещи. А если человек попадается, то звучит - "это твои иски, ты сам так сделал, я здесь ни при чем!" Помните, как случилось в Калмыкии с главным редактором "Советской Калмыкии" Ларисой Юдиной? Ее истязали и убили за объективное освещение выборов, а в результате были осуждены... два помощника Илюмжинова.

Все это действует крайне разрушительно на общество. Особенно страшно, когда в такого рода работу вовлекаются директора школ, которые в свою очередь вовлекают родителей... Эта система, как коррупция, разлагает.

Моя кампания в Санкт-Петербурге. Соперник - губернатор Яковлев. За одно и то же нарушение мне выносится предупреждение. Ему - нет. Он как губернатор не слезает с экранов телевизора. Меня за день до регистрации не пускают на ТВ. Несоизмеримые абсолютно ресурсы! Например, российский парламент принимает решение где-то в марте увеличить зарплату учителям. А ведомости, в которых питерские чиновники предлагают учителям расписаться, называются "Доплата губернатора".

Вот все это и есть - административный ресурс.

Можно выделить три основных направления использования административного ресурса в публичной политике, прежде всего – в избирательных кампаниях.

1. Использование административного ресурса для эффектив­ного проведения собственной избирательной кампании кан­ди­дата (партии) власти.

2. Прямое административное давление на избирателей, вклю­чая подкуп, угрозы и подтасовку результатов голосования.

3. Давление на конкурентов во всех возможных формах: ин­фор­мационная блокада, отстранение от выборов, уголовное пре­сле­дование и т.д.

Очень часто власть одновременно задействует все перечис­ленные направления использования административного ресурса.

Второе и третье направление следует целиком отнести к «грязным» тех­нологиям. Первое же (которое, с нашей точки зрения, явля­ется наи­более эффективным для достижения победы на выборах), ско­рее, лежит в зоне «серых» технологий.

С его обсуждения мы и начнем.

1. Кандидат, занимающий ту или иную административную долж­ность, обладает целым рядом преимуществ перед конкурентами уже в силу своего положения.

Рассмотрим, например, действую­щего мэра, который баллотируется на следующий срок и попытаемся перечислить те дополнительные ресурсы, которыми он располагает только потому, что он мэр.

1) У мэра никогда нет проблем с узнаваемостью и с попаданием в сюжет кампании.

2). Каждый мэр – ньюсмейкер для своего округа: доступ к СМИ для него значительно облегчен. Вдобавок, часть СМИ обычно сидит на муниципальных дотациях. Такие СМИ безо всякого давления со стороны мэра будут пытаться ему услужить. Остальные тоже будут, из соображений «как бы чего не вышло».

3). Мэр может спла­нировать свою административную деятельность так, чтобы самые популярные меры, принимаемые властью, пришлись на время избирательной кампании, непопулярные же отложить на период после выборов.

4). Мэр не испытывает проблем со спон­со­рами: «каждый сам ему выносит и спасибо говорит».

5). Мэр не испытывает проблем с кадрами для формирования команды. Например, он может легко привлечь в качестве агитаторов таких ценных работников, как учителя, сотрудники социальных служб, почтальонов. Если привлечение идет на добровольной основе и мэр платит агитаторам деньги, как «простой» кандидат, ничего «грязного» в этом нет.

6). Мэру легче заручиться поддержкой лидеров общественного мнения и влиятельных общественных организаций.

7). Мэру обычно легче получить информацию о действиях противников, чем противникам о действиях мэра.

8). Мэру легче обеспечить правовую защиту своей команды.

9). Мэру легче отразить направленные против него некорректные с точки зрения закона действия конкурентов.

И так далее. Список далеко не закончен, но набор преимуществ мэра и так выглядит весьма внушительно. Если пересчитать все перечисленные преимущества в денежный эквивалент (в со­ответствии с принципом размена ресурсов, п. 1.4), в 9-ти случаях из 10-ти окажется, что у мэра изначально средств для ведения кампании на порядок больше, чем у любого из конку­рентов. Кандидат от власти, отдавая ведение своей кампании команде профессиональных политтехнологов, одновременно с этим как передает в руки этой команды и свое огромное стартовое ресурсное преимущество. Именно в этом случае указанное преимущество проявляется наиболее грамотно и эффективно. Профессионалы, ведя мэра как самого «обычного» кандидата, легко выигрывают кампанию только за счет ресурсного превосходства.

Причем задействование этого «естественного» административного ресурса никак нельзя отнести к грязным технологиям. Он всег­да использовался, используется и будут ис­поль­зоваться всеми кандидатами от власти во всех странах.

Однако описанный выше «естественный» административный ресурс кандидатов от власти «естественным» образом уравновешивается рядом трудностей и проблем, ко­торых может и не быть у их конкурентов.

Тот же мэр всегда отвечает за все недостатки и просчеты власти (даже если и не имеет к ним прямого отношения). Его очень легко крити­ко­вать. У него всегда есть антиобраз и протестный электо­рат, ко­торый проголосует против него. Против него удобно разыг­рывать негативные кампании, в том числе кампании, построенные на контрходе. Он всегда имеет сильных врагов, которые могут про­спонсировать наиболее опасных конкурентов. Мэру гораздо слож­нее, чем другим кандидатам, обновить свой образ и сгенери­ровать эффект «медового месяца».

Наконец, как ни странно, очень часто возникают и трудности с формированием эффек­тивной команды: вокруг мэра всегда вьется столько «дру­зей», карьеристов и подхалимов, возникает столько интриг, что создать нормально работающий и устойчивый штаб довольно сложно.

Что перевесит в конкретной кампании, «естественные» преимущества пред­ста­вителя власти или его «естественные» трудности, в конечном итоге опреде­ляется реальным авторитетом и популярностью власти у из­би­рате­лей. Так что жизнь здесь все расставляет на свои места. Имен­но по­этому мы не причисляем использование приведенных вы­ше преимуществ административного ресурса к «грязным» тех­но­логиям. Однако если кандидат от власти пожелает несколько интен­си­фицировать это использование, он неизбежно вступит в область сначала «серых», а затем и откровенно «грязных» технологий.

На­пример, во время выборов кандидаты от власти очень любят уст­раи­вать всякие концерты, праздники и торжества за счет бюджета. Де­лается это вроде бы «для народа», а на самом деле – чтобы вну­шить людям ощущение, что при данной власти «жить стало весе­лее». И когда из-за таких праздников начинается недофи­нан­сирование жизненно важных статей бюджета, то такие приемы следует отнести по край­ней мере к «серым» технологиям. К таким же технологиям следу­ет отнести использование служебного оборудования, транспорта, помещений, рабочего времени своих подчиненных в интересах собственной кампании. На Западе кандидат, пойманный на таких действиях, может почти полностью потерять поддержку изби­рателей.

Если же использование подчиненных перестает быть добро­вольным и становится добровольно-принудительным, а то и прос­то принудительным, то представитель власти вступает в зону «грязных» технологий. Фактически тем самым он переходит от использования «естественного» административного ресурса для построения своей кампа­нии к прямому властному давлению на граждан во имя своего избрания.

2. Давление власти на граждан во время выборов начинается с того, что всю административную вертикаль обязывают ра­ботать на соответствующего кандидата (сотрудники администрации – тоже граждане, и они вовсе не обязаны поддерживать на выборах своего «босса», тем более – работать на него). Органы власти превра­ща­ют­ся в «территориальную команду» для прове­дения кампании. Все организации, которые хоть в малейшей степени зависят от власти: силовые структуры, образовательные и здраво­охранительные учреждения, государственные СМИ, органы мест­но­го самоуправления и социального обеспечения и т.д. подклю­чаются к кампании. Сотрудники этих органов превра­щаются в «аги­таторов» и «активистов», причем довольно специ­фических. Та­кие активисты в основном запугивают избирателей: пенсионе­рам угрожают лишением пенсий, инвалидам – пособий и т.д. В конечном итоге давление сверху в той или иной форме доходит чуть ли не до каждого избирателя. Естественно, говорить в таких условиях о «свободном волеизъявлении» граждан бессмыс­ленно.

Традиционной формой искажения воли граждан являются махинации с процессом голосования и подтасовка их результатов. При этом следует отметить, что произвести такую подтасовку непосредственно на избирательных участках довольно трудно. Здесь следует отдать должное нашему законодательству о выбо­рах – система контроля голосования в нем неплохо продумана. Если конкуренты власти достаточно сильны, чтобы закрыть все участки командой хорошо подготовленных наблюдателей, то они, скорее всего, смогут воспрепятствовать таким приемам, как вброс дополнительных бюллетеней, жульничество при подсчете голосов и т.д. Поэтому наиболее опасны методы подтасовки, не привя­занные ко дню голосования и к конкретному избирательному участку. К ним, в частности относятся:

– внесение в списки «несуществующих» избирате­лей (умер­ших; молодых людей, не достигших 18-ти летнего возраста; при­пис­ка «мертвых душ», якобы проживающих в домах и квар­тирах, кото­рых (квартир и целых домов)) на самом деле нет на избирательном участке и т.д.);

– организация передвижных бригад, которые в день выборов го­лосуют на множестве участков;

Последнее используется довольно часто. Власть, благодаря системе ГАС-выборы, имеет возможность гораздо быстрее со­брать информацию о результатах голосования на участках, про­сум­мировать их нужным образом и объявить о результатах. Кон­куренты власти не могут действовать столь оперативно, даже если они имеют копии протоколов с каждого участка. Появляется воз­можность сначала объявить о результате выборов, а потом подо­гнать голосования на участках под этот результат. Когда по тре­бованию конкурентов проводится расследование и вскрыва­ются «ошибки», поезд уже уходит.

Как говорят некоторые политологи, в наше время известная сталинская формула: «важно не кто голосует, а кто считает го­ло­са» уже устарела. Теперь важно не кто считает голоса, а кто объяв­ляет о результатах подсчета.

3. Третий способ прямого использования административного ре­сурса – репрессии против кандидатов-конкурентов и всех, кто их поддерживает. Здесь самый сильный «аргумент» власти – отстра­нение кандидата от выборов.

Более «мягкие формы»:

– давление на кандидата и его команду через силовые струк­туры (от организации слежки и вплоть до заведения уголовных дел и ареста активистов);

– создание всяческих трудностей в работе штабов (отклю­чение телефонов, опечатывание помещений и т.д.);

– давление на кандидата через органы финансового контроля (если кандидат является предпринимателем, администрация по­пы­тается «наказать» все связанные с ним фирмы);

– давление на потенциальных спонсоров кандидата;

– репрессии против организаций, которые осмелились под­держать неугодного кандидата;

– «наказание» территорий, граждане которых выступают за кандидата (например, если конкурент действующего губернатора возглавляет один из районов области, можно ожидать, что в райо­не неожиданно начнутся перебои с тепло-, электро- и газоснаб­же­нием; с транспортом, выдачей зарплаты бюджетникам и т.д.);

– информационная блокада и подавление неугодных СМИ.

Несмотря на то, что описанный нами арсенал средств власти по про­талкиванию угодных ей кандидатов и блокированию неугод­ных производит довольно сильное впечатление, не следует ду­мать, что с такими формами использования административного ре­сурса нельзя бороться. Используя грязные методы, власть одно­времен­но подставляется. Прямое административное давление на избира­телей и кандидата трудно скрыть, и конкуренты власти всегда имеют возможность сделать факты такого давления пред­метом своей агитации против ее (власти) кандидата. В этом случае ре­зуль­тат такой агитации будет определяться двумя факторами.

1). Собственные ресурсы кандидата:

Его воля к победе и готовность идти до конца;

Его известность и попу­лярность в округе;

Наличие сильной команды, которая способна про­вести высокотехнологичную кампанию и, в первую очередь, вытянуть ее оргмассовое направление (которое мало зависит от информационной блокады);

Наличие источников финансиро­ва­ния, которые невозможно перекрыть.

Располагая такими ресурсами, кандидат имеет возможность построить протестную кам­па­нию (т.е. кампанию против власти), и все действия админи­стра­ции против него одновременно будут работать и на него: да­вать ар­гументы для усиления кампании и приданию своей агитации и действиям все более жесткого наступательного и агрессивного характера.

2). Степень «начальстволюбия» и управляемости избирателей.

Когда избиратели ценят свои гражданские права и болезненно воспринимают их нарушения – излишнее увлечение «грязными» административными технологиями сработает против власти. Еще опаснее для власти, когда в регионе объективно сформировался мощный протестный потенциал. В этом случае, перегнув с административным ресурсом на выборах, власть рискует получить революцию. Но если у жителей региона преобладает пассивность и настроение типа: «против начальства все равно не попрешь», даже самый сильный и волевой конкурент власти ничего не сможет сделать.

В общем, здесь еще раз подтверждается принцип: избира­тель­ные технологии бывают «грязными» ровно настолько, насколько общество готово их терпеть. Если власть недооценит потенциал накопленного протеста, то в результате излишней увлеченнос­ти административным ресурсом она может получить не просто про­вал на выборах, но нечто худшее. Яркий пример – последние вы­боры президента в Югославии.

Заканчивая обсуждение административного ресурса на выборах, необходимо сделать следующее замечание. В данном параграфе мы говорили о «грязных» методах, которые может использовать только власть. Но отсюда вовсе не следует, что власть может использовать только рассмотренные выше ме­то­ды. Ей никто не мешает применить и, так сказать, «типовые» грязные технологии, для реализации которых не обязательно располагать ресурсом власти. Однако именно ресурс власти по­зво­ляет задействовать эти технологии с особой наглостью и почти что полной безнаказанностью. Именно поэтому мы считаем, что наиболее грязные технологии на выборах применяет власть.

23:32 08/02/2012

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

В пресс-центре агентства РИА Новости в среду состоялась лекция члена президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Елена Панфилова, рассказавшая об опасностях, сопутствующих применению административного ресурса в ходе выборов.

В своем вступительном слове Панфилова напомнила, что "в мире еще не придумали другого эффективного способа контролировать руководство любого государства, чем избирать и быть избранным".

Мама и папа

В самом понятии "административный ресурс", если вдуматься, нет ничего предосудительного. "Многие из нас чем-то или кем-то руководят. И до тех пор, пока такой ресурс реализуется в рамках действующего законодательства, все нормально", - отмечает Панфилова. По ее мнению, проблемы начинаются, когда своими полномочиями носители ресурса берутся злоупотреблять.

Добавить видео в блог

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

И тут же отвечает - нет, не так. Впервые само словосочетание "административный ресурс" прозвучало летом 1996 года из уст лидера КПРФ Геннадия Зюганова, комментировавшего итоги второго тура президентских выборов, в ходе которых победу одержал Борис Ельцин.

"Через пару лет, в 1998-м, у выражения "админресурс" появилась и "мама" - Ирина Хакамада", - рассказывает Панфилова. Правда, тогда оно применялось при разговорах о судьбах малого и среднего бизнеса, на который давят чиновники. "После этого термин пошел уже гулять по всей стране. В контексте выборов он стал универсальной "страшилкой" - любое явление, которое избиратель не мог объяснить, приписывалось воздействию административного ресурса", - считает лектор.

Тут уместна аналогия с понятием "коррупция": ведь в России, когда люди видят несправедливость или не самые удачные действия власти, они вольно или невольно объясняют данный негатив воздействием коррупционной составляющей. "То же самое - с фальсификациями. Именно этим словом оперируют те, кто в день любого голосования столкнулся с чем-то непонятным", - напоминает Панфилова.

Другое дело, что воздействие на граждан и избирательные процессы при помощи административного ресурса нельзя назвать исконно российской проблемой. "Если общество в какой-то момент перестает контролировать чиновников, кто может подобным ресурсом злоупотреблять, те с радостью пользуются предоставленной возможностью. Причем это актуально не только для Африки или, скажем, Латинской Америки, но и для США с Великобританией", - констатирует эксперт.

Лектор, в частности, напомнила о резонансном и затяжном американском судебном процессе по итогам второй избирательной кампании Билла Клинтона, поводом для которого стал тот факт, что кандидат (занимавший пост главы государства) далеко не всегда оплачивал предвыборные авиаперелеты средствами из официального избирательного фонда.

"В Британии девять лет назад случился не меньший скандал. Но связан он был не с транспортом, а с почтой", - рассказывает Панфилова. Действительно, в 2003 году жители этого государства находили в своих почтовых ящиках листовки-инструкции, как можно голосовать при помощи почтовых отправлений. И пример заполнения избирательного бюллетеня составители памятки продемонстрировали очень наглядный - галочки в инструкциях стояли против названия одной и той же партии. Правящей, как не сложно догадаться. Она же и инициировала составление листовок вместе с их рассылкой рядовым избирателям.

Виды и подвиды

По словам Панфиловой, под административным ресурсом следует понимать использование кандидатом на выборную должность служебных полномочий, а также подконтрольных материальных и людских ресурсов "в нарушение правил отправления государственной должности". "Если сказать чуть проще, речь идет об использовании служебного положения для капитализации своего присутствия во власти", - отмечает лектор.

Она выделила сразу несколько видов такого ресурса.

Во-первых, уместно говорить об институциональном административном ресурсе - когда кандидат, являющийся составной частью действующей власти, вовсю пользуется предоставляемыми этой властью возможностями: задействует прямых подчиненных, доступные ему технику, каналы связи и т.п. "По закону о выборах любой кандидат должен вести собственную кампанию из предвыборного штаба, за функционирование которого не платит налогоплательщик. И как только соискатель нарушает это правило, уместно говорить об использовании институционального админресурса", - считает Панфилова.

Другая разновидность злоупотребления - финансовый административный ресурс. "Речь может в данном случае вестись о прямой раздаче бюджетных средств, товаров, или обещаниях сделать это. Также можно вспомнить о внезапных выплатах из госказны в ходе избирательной кампании - например, в рамках повышения пенсий или пособий", - рассуждает докладчик.

Третий вид властного ресурса - медийный. При его применении административными методами ограничивается доступ к государственным СМИ для отдельных кандидатов. "Или, наоборот, в тех же СМИ можно наблюдать скрытую рекламу кандидатов или партий, близких к действующей власти. Либо же преимущества на государственных медийных площадках предоставляются кому-то одному - других же показывают исключительно в черном цвете", - констатирует Панфилова.

Самый неприятный тип административного ресурса - силовой. Ареал распространения - Африка и Латинская Америка, хотя порой встречается и в континентальной Европе. Речь действительно идет о физических препятствиях деятельности неугодного кандидата - от помех в организации массовых мероприятий до физического уничтожения наглядной агитации, давлении на суды и избирательные комиссии. "Самое неприятное - централизованный прессинг бизнеса, оказывающего предпочтение «неправильному» кандидату", - продолжает Панфилова.

В качестве европейского примера данной разновидности админресурса она приводит ситуацию, случившуюся несколько лет назад в одной из восточноевропейских стран. Все было предельно просто: как только одно из местных предприятий переводило в избирательный фонд оппозиционного кандидата хоть какие-то деньги, к бизнесменам приходили с проверкой десятки чиновников. "В конце концов, коммерсантам это надоело, и они сдались, отказавшись от неудобного во всех отношениях спонсорства", - завершает свой рассказ член президентского Совета по правам человека.

Наконец, имеется и скрытый вид административного ресурса: среди экспертов его принято называть регуляторным. Такой способ заключается в организации выборов под нужны конкретного кандидата, констатирует эксперт. "Я применяю закон - и только меня регистрируют. Я делаю так, чтобы избирком мог помочь только мне. Я вступаю в сговор с должностными лицами, чтобы были приняты удобные мне правовые нормы, которые будут действовать на ближайших выборах", - объясняет суть этой разновидности админресурса Панфилова.

По ее словам, именно по такому принципу строятся выборы в некоторых странах Латинской Америки - "чтобы одному было хорошо, а всем остальным - плохо".

Кто виноват

В ходе лекции Елена Панфилова отметила, что в странах с развитой демократией случаи применения административного ресурса - нечто из ряда вон выходящее. "У нас же им злоупотребляют с завидной регулярностью, и набор соответствующих проблем показывает мониторинг выборов 2003-2004, 2007-2008 и 2011 годов", - продолжает эксперт.

При этом докладчик особо отмечает, что в числе злоупотребляющих совершенно не обязательно оказываются лица, занимающие государственные должности. В качестве примера член президентского Совета привела жалобы представителей одного из региональных отделений "Единой России", рассматривавшихся в ходе думской выборной кампании четырехлетней давности. Единороссы были возмущены поведением чиновников одной из местных администраций, большинство из которых носило в карманах коммунистические партийные билеты.

"Можно также вспомнить жалобы на Союз Правых Сил, один из лидеров которого руководил некогда РАО ЕЭС", - напоминает Панфилова. По ее словам, те, кто использует административный ресурс, не считают это чем-то аморальным: "Если у функционера есть такая возможность, последнее, что он сделает - будет оценивать собственное поведение как некорректное".

Проблемы же, которые порождает повсеместное использование административного ресурса, очевидны.

Во-первых, это постоянное воспроизводство правящей бюрократии и, как следствие, отсутствие политической конкуренции. "Об этом говорит даже наш премьер", - напоминает Панфилова. Действительно, кроме как при помощи выборов каким образом отстранить от должности, скажем, главу муниципалитета, укравшего деньги на детские площадки своего района? Если бюрократия "проросла" в политически-управленческую систему, получается, никак, считает лектор.

Вторая трудность связана с людскими иллюзиями. Например, кандидат, использующий административный ресурс, говорит, что ему это необходимо для "победы над злодеями". "Но нельзя после этого говорить, что, победив злодеев, такой человек немедленно превратится в бескорыстного борца с коррупцией. Так не бывает, и в дальнейшем победитель непременно станет злоупотреблять, но уже должностными полномочиями", - говорит Панфилова.

Третья, и самая растянутая во времени трудность - когда политик уже не может побеждать на выборах без административного ресурса. Причем совершенно не обязательно, что применять его станет сам соискатель выборной должности. "Это может делать и бюрократия рангом ниже - скажем, сгонять на митинги и предвыборные акции подконтрольных бюджетников, либо вставлять палки в колеса кандидатов-конкурентов. Получается, что на своеобразном техническом уровне чиновники ублажают своего начальника, который когда-то давно давал аналогичное указание", - считает эксперт.

Что делать

Бороться с применением административного ресурса на любых выборах можно. Но для этого нужны знания, упорство и вера в собственные возможности.

Применительно к нынешней избирательной кампании, рецепт известен. Елена Панфилова считает, что не равнодушному гражданину надо внимательно ознакомиться с содержанием статьи 41 закона "О выборах президента РФ". Прописанные в ней нормы прямо запрещают все то, о чем упоминалось в ходе первой выборной лекции, организованной РАПСИ.

егда четко отдает себе отчет, что делать с полученным негативным знанием. "Многие говорят, что противодействие бесполезно. Это не так: ведь честные выборы это еще и честный период предвыборной кампании", - напоминает эксперт.

Сейчас есть четыре способа законным путем бороться с админресурсом.

Способ первый - гласность. В ходе своего выступления Панфилова напомнила об инициативе Общественной палаты РФ, которая не так давно открыла специальную "горячую линию". На нее могут обращаться граждане, кого принуждают, к примеру, участвовать в предвыборных акциях. "Запись о таком нарушении в блоге или слезный рассказ друзьям на кухне - ничто", - считает она.

Способ второй - письменная жалоба в избирательную комиссию с требованием проверить соблюдение правовых норм, прописанных в статье 41 закона о выборах президента. "Члены избиркомов всех уровней после каждой предвыборной кампании говорят о катастрофически малом числе реальных обращений. Хотя разговоров о злоупотреблениях год от года все больше", - сетует лектор.

Способы третий и четвертый - соответственно, обращения в прокуратуру и суды. "И надо писать, а не верить заклинаниям, что жалобу положат под сукно и, в конечном счете, завернут. Восточная мудрость гласит: вода точит камень не силой, а частотой падения", - в завершении выступления напоминает Панфилова.

Полная видеозапись лекции о противодействии административному ресурсу .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Соотношение понятий "управленческий процесс" и "административный процесс". Понятие и сущность административного процесса. Виды административного процесса: особенности юрисдикции, процедуры, административного судопроизводства и административной юстиции.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2010

    Правовые основы административного процесса. Понятие и сущность административного процесса. Принципы административного процесса. Понятие и признаки административного правонарушения. Порядок производства по делам об административных правонарушениях.

    дипломная работа , добавлен 02.10.2008

    Виды мер административного принуждения и их классификация. Сущность понятия "законность". Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Контрольные полномочия Президента РФ. Сущность прокурорского надзора.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2010

    Общая характеристика участников административного процесса. Понятие и система, органов уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и уголовный процесс. Индивидуальные субъекты как участники административного процесса.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2013

    Классификация, правовое регулирование выбора, реализации мер административного воздействия. Характеристика отдельных мер административного воздействия, закрепленных в КоАП РФ. Значение мер административного пресечения в сфере обеспечения правопорядка.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2010

    Основы правового регулирования административного принуждения в РФ. Система мер административного принуждения в РФ: административно-предупредительные; административного пресечения. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Основные отрасли правовой системы государства. Понятие субъекта административного права. Субъективная сторона административного правонарушения. Доказательства по делам об административном правонарушении. Коллективные субъекты административного права.

    реферат , добавлен 31.10.2011

    Основные признаки и содержание административного процесса. Понятие и сущность административного юрисдикционного процесса. Виды административного процесса. Понятие, назначение и виды административных процедур. Современные проблемы юстиции в России.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Понятие, сущность, задачи и специфические особенности мер административного пресечения. Классификация мер административного пресечения по способу воздействия на правонарушителя. Особенности исполнения постановления о наложении административного штрафа.

    реферат , добавлен 13.03.2017

    Основные юридические акты, выступающие в роли источников административного права в Российской Федерации. Три основные формы систематизации административного права: кодификация, инкорпорация и хронологическая публикация источников административного права.