Далее Сартори отмечает существование односторонней и двухсторонней оппозиций. Односторонняя – имеет место в той партийной системе, где правящей партии противостоит сила либо на левом, либо на правом фланге. Соответственно двухсторонняя оппозиция функционирует там, где по отношению к правящей партии существует оппозиция, как на левом, так и на правом фланге.
И, наконец, по степени конфронтационности политического меньшинства с властными структурами, Сартори выделяет системную и антиситемную оппозиции .
Основной критерий, принятый в западной политологии, как отмечается в статье С.Поршакова «Политическая оппозиция в странах Запада», - это соответствие целей оппозиции, основным принципам конституционного строя. Руководствуясь им, западные исследователи традиционно выделяют два основных типа оппозиции – внесистемная и системная. К первому принадлежат лево- и праворадикальные партии и группировки, программные установки которых полностью, либо частично отвергают преобладающую в деятельности правящих сил практику и систему политических ценностей. Ко второму типу относится большинство лево- и правоцентристских партий, которые исходят из признания незыблемости основных политических и экономических институтов общества и расходятся с правительством в выборе путей и средств достижения общих стратегических целей.
С.Поршаков выделяет также и третий, промежуточный тип оппозиции, к которой в западной политологии причисляются «зеленые», ряд коммунистических партий, итальянские радикалы.
Кроме того, существуют иные варианты классификации политической оппозиции. Так, Г.Оберрёйтер в работе «Парламентская оппозиция» основывается на приоритетных направлениях деятельности оппозиции. Он выделяет, во-первых, оппозиционные партии, ставящие во главу угла исключительно решение конкретных проблем; во-вторых, оппозицию, отдающую приоритет достижению консенсуса во взаимоотношениях с партиями правящей коалиции; и, в-третьих, партии, придерживающиеся курса на конфронтацию с правящим большинством.
По типологии О.Киршхеймери выделяется три основных разновидности. Это принципиальная оппозиция, программные установки которой противоречат нормам существующего политического строя. Лояльная оппозиция – ее программные установки во многом отличаются от ориентиров правительства, однако, находятся в полном соответствии с принципами функционирования политической системы . И, наконец, политическая оппозиция, которую с правящей партией объединяет общность стратегических целей, но разнят пути и методы их достижения.
Во многом с классификацией Киршхеймери перекликается классификация, предложенная отечественным исследователем А.П.Цыганковым. На основе степени терпимости политической оппозиции по отношению к действиям правительства он выделяет лояльную, умеренную и нетерпимую (нелояльную) оппозиции. Режим может считаться достаточно стабильным, если большая часть оппозиционных партий и движений лояльны к действиям правительства, а нетерпимые не в состоянии получить поддержку массовых социальных слоев. Непримиримая или радикальная оппозиция сильна во времена кризисов, когда к непримиримым примыкает значительное число умеренных. Такая оппозиция способна развиваться в двух направлениях. Она может либо интегрироваться в систему, либо при наличии объективных предпосылок приобрести статус общенационального лидера и способствовать ниспровержению существующего режима.
Четко дать характеристику умеренной оппозиции труднее, т.к. умеренные не занимают определенную позицию. В зависимости от ситуации умеренная оппозиция может примкнуть как к непримиримым, так и к лояльным.
Морис Дюверже, исследуя различную структуру оппозиции и правящих сил, указывает на особенности функционирования политических систем. Многопартийная и двухпартийная политические системы порождают совершенно различные структуры власти. Двухпартийная система ведет к превращению оппозиции в эффективный политический институт. Как он отмечает, в Англии, где руководитель партии получает от государства регулярное вознаграждение и официальное звание «лидера оппозиции правительству Его Величества», оппозиции действительно придается статус публичной функции. При многопартийном режиме оппозиция не совместима с этой институциональной формой, поскольку не совсем ясны ее границы по отношению к правительству. То есть власть может опираться то на одних, то на других, обращаясь к правым, чтобы провести одни меры, и к левым, чтобы осуществить другие. При многопартийности нет никакого настоящего органа, который мог бы взять на себя функцию официальной оппозиции.
Характерной чертой оппозиции при двухпартийном режиме является умеренность, т.к. сами условия политической борьбы, предполагающие чередование партий и возможность для сегодняшней оппозиции когда-то принять на себя ответственность за власть останавливают оппозицию от радикализации. Именно в силу противоположных обстоятельств, отличительной чертой оппозиции при многопартийных режимах является тяготение к демагогии, взаимным нападкам и преобладанию крайностей.
В условиях многопартийности М.Дюверже выделяет внешнюю оппозицию, представляемую партиями меньшинства, и оппозицию внутреннюю – между партиями самого большинства. Эту идею французского исследователя можно применить к анализу отношений между различными ветвями государственной власти. Например, между исполнительной и законодательной властью могут быть существенные различия по той или иной проблеме и эти две власти могут находиться в оппозиции друг к другу и представлять внутреннюю оппозицию, т.е. оппозицию внутри государственной власти. Другими важными моментами, определяющими характер и форму оппозиции, он считает ее численность, внутреннюю структуру, влияние ее союзов. Так, в роли оппозиции не могут вести себя одинаково большая партия, объединяющая множество интересов, и малая, представляющая какие-то специфические интересы. Следующий тезис М.Дюверже указывает на то, что характер оппозиции тесно связан с общими условиями борьбы партий. Он выделяет три различные ее типа: борьба без принципов (США, соревнование между партиями, не создающее раскола нации); борьба по второстепенным принципам (Великобритания и Северная Европа, где доктринальные разногласия конкурирующих партий совпадают с социальной стратификацией, но разногласий относительно фундаментальных принципов политического строя не возникает); и борьба вокруг принципов фундаментальных, вокруг самих основ государства и сущности режима.
По мнению отечественного исследователя Е.С.Дерябиной, можно выделить два подхода в вопросе о типологии политической оппозиции. Первый – аксеологический, – когда оппозиция делится на лояльную, конструктивную, непримиримую (радикальную), умеренную и т.д. Данный подход в большей степени учитывает поведенческое проявление оппозиционности политических партий по отношению к власти. Но при этом размывается качество (степень) оппозиционности, так как иерархия защищаемых ценностей не рассматривается. Однако, используя только аксеологический подход, трудно выявить степень оппозиционности двух близких по духу политических партий, найти отличительное качество двух, казалось бы, одинаковых позиций.
Онтологический подход учитывает степень соответствия стратегических целей оппозиционных политических партий и движений конституционным принципам политической системы. Таким образом, считает Дерябина Е.С., онтологический подход затрагивает проблему «власть-оппозиция» только на уровне политического режима. При данном подходе все политические силы, отрицающие политический режим и не имеющие реального доступа к власти, относятся к внесистемным (леворадикальные и праворадикальные партии в западноевропейских странах).
Говоря об интегрированных типологиях и подходах, следует отметить типологии Д.Г.Красильникова и В.Гельмана.
Типология политической оппозиции Д.Красильникова носит системный характер, что позволяет более глубоко рассмотреть сущность политической оппозиции. С точки зрения теории систем, сущностным критерием определения и классификации политических сил может выступать соответствие стратегии партии или движения какому-либо системному качеству. Этот критерий подразумевает признание или отрицание политическим образованием фундаментальных, базовых ценностей системы. Например, для политической системы современной России таковыми можно признать рыночную экономику и частную собственность.
В этой связи Д.Г.Красильников делит все политические силы России на три типа:
1. Системные, которые принимают основные ценности существующей общественной системы и не принимают несистемность. Но, одновременно, системные политические образования могут находиться в противоречии друг с другом, а также с властью.
2. Несистемные политические образования – те партии, движения, организации, которые на стратегическом уровне отрицают данную систему. «Им свойственно неприятие, как отдельных институтов системы, отдельных ее элементов, так и всей общественной системы в целом с ее элементным составом и отношениями между отдельными элементами».
3. Межсистемные политические образования могут принимать некоторые ценности той и другой системы.
Используемый критерий для создания данной типологии подвижен, поскольку содержит отношение политических образований к ценностям конкретной политической системы. При использовании этой типологии в отношении другого системного качества и выделении тех же типов будет иным, поскольку исследуется отношение к иной общественной системе.
Помимо этого существуют и внутритиповые различия в рассматриваемых типах политических образований. Как отмечает Д.Красильников: «поскольку все политические силы имеют дело с «ускользающей реальностью», с эволюционирующей политической системой, они вынуждены, так или иначе, модифицировать свои стратегию и тактику. Зависимость стратегии и тактики политических формирований от состояния системы позволяет выдвинуть в качестве критерия внутригруппового деления отношение политических образований к наличному состоянию системы». Если рассмотреть с этой точки зрения системный тип политических сил, то внутри него можно выделить как сторонников, так и противников наличного состояния системы. Первых преимущественно устраивают те процессы, которые происходят в общественной системе в настоящий момент. И поскольку наличное состояние системы, как правило, олицетворяется с существующей властью, то, соответственно, эта группа системных политических сил и на стратегическом, и на тактическом уровнях поддерживает эту власть и предлагаемые ею «правила игры». В первую очередь к ним стоит отнести собственно правящие партии, а также партии, которые условно можно назвать проправительственными.
Вторые же, стратегически принимая базовые ценности системы, негативно относятся к наличному состоянию, которое, по их мнению, следует изменить. Эта группа системных сил, как правило, несколько дистанцируется от политической линии, которую осуществляет власть. Следовательно, эту группу системных образований можно охарактеризовать как «системную оппозицию». «Несмотря на общность системного происхождения, степень отрицания власти этой группой политических формирований существенно колеблется от критики власти по отдельным тактическим вопросам, до ее полного неприятия и стремления сменить политический режим». В связи с таким довольно широким диапазоном отрицания власти системной оппозицией представляется возможным использовать деление политической оппозиции на лояльную, конструктивную и «непримиримую», включив ее в системную типологию политических сил. Д.Г.Красильников отмечает также, что «две последних, в свою очередь, могут быть подразделены на левую и правую».
С одной стороны, такая дифференциация указывает на общую системную природу власти и оппозиции. С другой стороны, эта дифференциация важна потому, что указывает на разную степень оппозиционности системных политических сил. Так, Дерябина Е.С. считает, что для лояльной системной оппозиции в большей степени характерно наличие скрытой оппозиционности, нежели открытой. Следствием этого является то, что критика власти с ее стороны носит непостоянный характер. Скорее всего, лояльная системная оппозиция может быть отнесена к «проправительственным» политическим партиям. Власть критикуется за тактические «промахи», тогда как генеральная линия сомнению не подлежит.
В отличие от лояльной оппозиции конструктивная системная оппозиция имеет собственную программу, отличающуюся от программы власти. По мнению исследователей, чаще всего нишу конструктивной оппозиции занимают политические партии центристского толка. Наиболее радикальной в рамках системной оппозиции является системная «непримиримая» оппозиция. Существенным отличием является то, что политические партии такого толка, как правило, не идут на компромисс с властью.
Несистемные политические образования, стратегически отрицая систему, отрицают любое наличное состояние системы. Но степень этого отрицания может быть разной, как и тактика, используемая несистемной организацией для достижения своих целей. Следовательно, несистемные силы могут быть тоже разделены на две группы:
1. внесистемная оппозиция, т.е. те партии и движения, которые отрицают основополагающие ценности общественной системы, все ее элементы и структуры. При этом отрицается возможность использования каких-либо системных элементов для достижения своих целей. Данная оппозиция характеризуется скрытым политическим поведением.
2. Несистемная оппозиция, которая в своей стратегии отрицает существующее системное качество, но по тактическим соображениям при определенном состоянии системы считает возможным использовать некоторые системные элементы и институты для достижения своих целей. Д.Г.Красильников замечает: «Но такое участие в функционировании системных элементов не должно превратиться из тактической задачи в стратегическую цель». Наряду с открытым политическим поведением у этой группы должно присутствовать и скрытое, причем в доминирующей форме.
Межсистемные политические силы, являясь промежуточными, могут выступать как межсистемная оппозиция. В этом случае межсистемные политические формирования находятся в оппозиции к системным силам, выступая за существенное реформирование системы через включение в нее ряда элементов иной системы. При этом межсистемная оппозиция признает системные элементы как своего рода «неизбежное зло». Это обстоятельство указывает на самостоятельность межсистемной оппозиции, отличая ее от системной и несистемной оппозиций. Промежуточное положение межсистемных политических формирований «свидетельствует о существовании двух взаимоисключающих тенденций: к интеграции с системной оппозицией, с одной стороны, и несистемными политическими силами – с другой».
Работы Е.С.Дерябиной и Д.Г.Красильникова относятся к переходному периоду – началу 90-х гг. ХХ в., более поздними являются исследования В.Я.Гельмана, который характеризует политическую оппозицию уже в новом политическом контексте.
Гельман пишет: «сейчас изучение политической оппозиции не относится к числу направлений, находящихся в фокусе современной политической науки», и созданные классификации «либо представляют собой конструкции, созданные применительно к конкретному случаю, любо столь нагружены «измерениями», что, по сути, утрачивают объяснительную силу». В связи с этим, В.Я.Гельман предлагает создать в частности для России не новую типологию, а «концептуальную карту», которая позволит выявить различные виды политических оппозиций и проследить их динамику, т.к. Россия находится на стадии формирования своей политической системы, государственности, институтов, поэтому для классификации российской оппозиции необходима особая модель.
В качестве «сетки координат» исследователь предлагает использовать два основных измерения – цели и средства оппозиции. На одном конце шкалы необходимо расположить те организации, партии, которые не представлены в правительстве, но готовы при возможности войти в его состав без существенных изменений режима и политического курса, т.е. «полуоппозицию». На противоположном конце окажется «принципиальная» оппозиция, т.е. те политические силы, которые способны достичь своих целей, обретя всю полноту власти. Данная шкала позволяет вместить все типы оппозиций – от неструктурной, ориентированной на изменение отдельных аспектов политического курса, до структурной, выступающей за смену политического режима.

Блок 1. Темы

Тематическое наполнение

Тема 1. Социальные функции политики
Тема 2. Политология в системе гуманитарного знания
Тема 3. Содержание и структура политологического знания
Тема 4. Политическая власть и механизмы ее функционирования
Тема 5. Государство как политический институт
Тема 6. Политическая система общества. Политические режимы
Тема 7. Политическая элита и лидерство
Тема 8. Политические партии и партийные системы
Тема 9. Политические отношения и процессы
Тема 10. Политическая культура и социализация
Тема 11. Политическое развитие и кризисы
Тема 12. Технологии управления политическими процессами
Количество тем: 12

Блок 2. Модули

Модульное наполнение

Модуль 1. Введение в политологию
Модуль 2. Политическая система общества и ее институты
Модуль 3. Политические процессы и политическая деятельность
Количество модулей: 3
Примечание: Один модуль может содержать несколько тем.

Блок 3. Кейс-задания

Кейс-задания по дисциплине

Количество кейс-заданий: 3
Примечание: Одно кейс-задание может объединять несколько модулей.

Блок 1.

Задание 1 (

Процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества, – это …

Варианты ответов:

    1) политическая социализация 2) социальная трансформация 3) политическая модернизация 4) политическое участие

Задание 2 (

– выберите один вариант ответа).

Объектом политологии выступает …

Варианты ответов:

    1) политическая сфера общественной жизни 2) сфера частных и личных интересов 3) система отношений, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением общественных благ 4) система социального контроля, обеспечивающая целостность и порядок в обществе

Задание 3 (

– выберите один вариант ответа).

Отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выделяют общие черты и специфические различия политических процессов и явлений, – это …

Варианты ответов:

    1) сравнительная политология 2) прикладная политология 3) политический менеджмент 4) политический маркетинг

Задание 4 (

– выберите один вариант ответа).

В системе политических наук выделяют как специализированное знание «кратологию», которая является наукой о (об) …

Варианты ответов:

    1) власти 2) идеологии 3) партиях 4) демократии

Задание 5 (

– выберите один вариант ответа).

Власть, которая имеет полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, называется …

Варианты ответов:

    1) суверенной 2) идеальной 3) тоталитарной 4) нормативной

Задание 6 (

– выберите один вариант ответа).

Политическая система, согласно определению Д. Истона, – это …

Варианты ответов:

    1) саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на импульсы извне (модель «вход-выход») 2) способ организации верховной власти в обществе 3) государственная власть во всех своих проявлениях 4) все многообразие социальных связей и взаимодействий, обеспечивающих динамичное развитие системы управления

Задание 7 (

– выберите один вариант ответа).

Привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно принимает участие в принятии политических решений, называется …

Варианты ответов:

    1) политической элитой 2) группой давления 3) плюралистической элитой 4) лоббистской группой

Задание 8 (

– выберите один вариант ответа).

Основным отличительным признаком партии от иных общественно-политических организаций является …

Варианты ответов:

    1) борьба за власть и притязания на политическое лидерство 2) наличие программы и устава 3) социальное представительство, опора на определенные социальные группы и слои 4) следование принципу демократического централизма

Задание 9 (

– выберите один вариант ответа).

Под политическими отношениями понимается …

Варианты ответов:

    1) взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти 2) вся совокупность социальных связей и взаимодействий, функционирующих в обществе 3) деятельность государства по реализации его властных полномочий 4) система социальных норм, установленных государством и обеспеченных государственным принуждением

Задание 10 (

– выберите один вариант ответа).

Совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о целях развития мира политического, называют политической …

Варианты ответов:

    1) культурой 2) идеологией 3) концепцией 4) теорией

Задание 11 (

– выберите один вариант ответа).

Одна из форм политического процесса, отражающая изменения политической системы и адаптацию к новым социально-политическим условиям, называется политическим …

Варианты ответов:

    1) развитием 2) конфликтом 3) кризисом 4) решением

Задание 12 (

– выберите один вариант ответа).

Совокупность приемов, способов и процедур, посредством которых субъекты политики реализуют свои интересы и цели в рамках политических процессов, называют политическими …

Варианты ответов:

    1) технологиями 2) решениями 3) ритуалами 4) традициями

Блок 2.

Задание 13 (

Одним из элементов политики являются политические институты, примером которых можно назвать …

Варианты ответов:

    1) Российский союз промышленников и предпринимателей 2) Бундестаг 3) Конституционный кризис в России 1993 года 4) Роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984 год»

Задание 14 (

– выберите два и более вариантов ответа).

Метод экспертных оценок применяют для …

Варианты ответов:

    1) выработки управленческого решения 2) оценки политической ситуации 3) проверки гипотезы на непротиворечивость 4) выявления взаимосвязи политики и других сфер жизни

Задание 15 (

– выберите два и более вариантов ответа).

Основными чертами конформизма – ведущей социально-политической основы тоталитарных и авторитарных режимов – являются …

Варианты ответов:

    1) некритическое принятие существующего порядка вещей 2) следование господствующим мнениям и стандартам 3) упрощенное, схематическое и ценностно-ориентированное представление о ценностных объектах 4) иррациональное поведение индивида

Задание 16 (

– выберите два и более вариантов ответа).

В Российской Федерации импичмент – __________ и __________, которое регулируется нормами Конституции Российской Федерации .

Варианты ответов:

    1) процедура выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации 2) процедура отстранения Президента от должности Федеральным Собранием Российской Федерации 3) процедура отстранения Председателя Правительства РФ от должности Президентом Российской Федерации 4) процедура выдвижения обвинения против Председателя Правительства Российской Федерации

Задание 17 (

– выберите два и более вариантов ответа).

Ассимиляцией называют ______ и ______ группы меньшинства с доминирующей культурой .

Варианты ответов:

    1) слияние 2) поглощение 3) союз 4) столкновение

Задание 18 (

– выберите два и более вариантов ответа).

Оппозиция, которая разделяет основные ценности, цели и принципы политической системы и осуществляет свою деятельность в форме протестных митингов и демонстраций, является …

Варианты ответов:

    1) системной 2) внепарламентской 3) внесистемной 4) парламентской

Блок 3.

Задание 19 (Кейс-задание).

Самуэль Хантингтон писал: «В Бразилии, напротив, президент Гейзел решил, что политическое изменение должно быть «постепенным, медленным и верным». Процесс начался в конце правления Медичи в 1973 г., продолжался при Гейзеле и Фигейреду, сделал скачок вперед в 1985 г., когда вступил в должность гражданский президент, и, наконец, его кульминацией стали принятие новой конституции в 1988 г. и всенародные выборы президента в 1989 г.».

Задание 19.1 (

– выберите один вариант ответа).

Книга Самуэля Хантингтона, из которой взят фрагмент, называется …

Варианты ответов:

    1) «Третья волна. Демократизация в конце ХХ века» 2) «Столкновение цивилизаций» 3) «Конец истории» 4) «Общество риска. На пути к другому модерну»

Задание 19.2 (

– выберите два и более вариантов ответа).

В указанном фрагменте описываются процессы …

Варианты ответов:

    1) либерализации 2) демократизации 3) революционный 4) глобализации

Задание 19.3 (

– установите соответствие между элементами двух множеств).

По мнению Роберта Даля, Люсьена Пая, Габриэля Алмонда, демократические реформы являются итогом успешной модернизации.
Установите соответствие между направлениями модернизации и их особенностями:

1) экономическое
2) социальное
3) культурное

Варианты ответов:

    1) углубление разделения труда, развиваются промышленность, торговля, сфера услуг 2) распространение индивидуализма, усиление профессиональной деятельности людей 3) секуляризация образования, наличие идейного и религиозного плюрализма, распространение массовой грамотности 4) развитие гражданского общества, разделение властей, свободные выборы

Сегодня я буду занята и не знаю точно, когда выйду в эфир. Поэтому выдам перепост. Читайте, если заинтересуетесь, обсуждайте, спорьте и т.д.

Поскольку у нас сейчас вновь начинается соревнование, какая ЖОППОЗИЦИЯ самая ЖОсткая и ЖОпозиционная, решила я перепостить отрывки из статьи А. Божко «Особенности украинской оппозиции». Статья - из архива, но, как я только что сказала, вновь стала актуальной.

ВМЕСТО ПРОЛОГА.

Путин: на Украине нет оппозиции

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые читатели! Скажите мне, что означает в цивилизованном мире слово «оппозиция»? Какие бывают вообще оппозиции? Что такое украинская оппозиция? Чем она отличается от существующих оппозиций в других странах? И, наконец, что означает словосочетание «демократическая оппозиция»? Это что, народная оппозиция, исключительная элитная, или это словоблудие и фальшивый популизм?

I. Классификатор оппозиции.

Итак, волшебное, интригующее слово оппозиция (лат. Oppositio - противопоставление ). Это слово в широком смысле означает - противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своих действий, своей политики другим взглядам, другим действиям, другой политике.

Я бы квалифицировал оппозицию на такие виды:

1. Бытовая;

2. Социальная;

3. Социально - политическая;

4. Политическая.

1. Бытовая оппозиция возникает в первичной ячейке общества - семье, общине, коммуне. Между мужем и женой, в среде родственников семьи, между семьями и родовыми кланами. Она обычно носит агрессивный характер, и часто заканчивается тяжёлыми последствиями для всех членов семьи.

2. Социальная оппозиция возникает тогда, когда в обществе существует социальное неравенство, она возникает между бедными и богатыми, а также в зависимости от степени социальной защищённости и прав тех или иных индивидуумов в обществе, например, в среде госслужащих, пенсионеров, различных «льготников» и пр.

3. Социально - политическая оппозиция обычно представляет социально-политическое меньшинство общества , которое в демократическом государстве тоже обладает определенными правами и мнение которого должно, так или иначе, учитываться властью или большинством выборного органа власти. Например, мнение национальных меньшинств о своих правах, мнение местного населения посредством проведения референдумов, мнение и предложения профессиональных и ветеранских общественных организаций, обществ инвалидов. Наконец, как учитываются эти мнения депутатами Советов всех уровней, обычно предлагаемые депутатским меньшинством большинству.

4. Политическая оппозиция в политике может осуществляться на разных уровнях политического властвования, в разных видах государственной и партийной власти, внутри каждой из них.

В гражданском обществе политическая оппозиция - это организованная группа партий, общественных организаций, противостоящая по идеологии, программе, политике правящей элите.

В парламенте - это политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления и построения государственной власти.

Политическая оппозиция есть свидетельство того, что в обществе и государстве есть иная идеология построения государства, нежели официальная, иные точки зрения, программы деятельности, с которыми следует считаться и, если они конструктивны, принимать на вооружение и к исполнению. Ведь оппозиция позволяет правящей партии или, как в Украине, правящей коалиции, государственно-властным структурам видеть их недостатки, чувствовать "дыхание" своих конкурентов.

В демократичном правовом обществе и государстве политическая оппозиция конструктивна, поскольку ее деятельность основывается на праве и культуре, реальных интересах социальных общностей людей.

Деструктивная оппозиция, наоборот, занимается критиканством, популизмом, мешает действиям властей.

Политической оппозиций можно также назвать группу лиц внутри партии или выборного органа выступающих против ее решений, действующую вразрез с мнением большинства. Внутрипартийная политическая оппозиция существует тогда, когда в партии нет единства по коренным, принципиальным вопросам ее деятельности. Дело заканчивается расколом, уходом оппозиционеров из данной партии. Могут быть также последствия иного рода, когда, например, партия переходит в иное организационное и содержательное состояние. Для Украины такое состояние дел в партиях весьма примечательно. Мы с вами за эти годы часто наблюдали расколы, отколы, почкования и развалы партийных структур.

4.1. Политическая оппозиция подразделяется на системную и внесистемную.

Системная разделяет основные ценности, принципы и цели политической системы, однако расходится с правящей элитой в оценке приоритетов вырабатываемой политики и методах ее осуществления.

Так, например, в демократических государствах между правящими силами и оппозицией нет разногласий относительно прав человека, существующих политических процедур, формы правления и государственного устройства. Дискуссии и конфликты возникают по поводу оценки степени и методов вмешательства государства в экономику, величины государственных расходов на социальные программы, методов проводимой внешней политики.

Внесистемная, наоборот, ставит под сомнение основополагающие политические ценности, принципы существующей политической системы, призывает к радикальному изменению политического режима.

4.2. Оппозицию различают также по ее характеру и формам.

Она может быть:

- конструктивной, деловой, деструктивной, лояльной, умеренной и радикальной;

- парламентской и внепарламентской;

Для примера, рассмотрим, что такое парламентская и внепарламентская оппозиция.

Первая из них, парламентская, как правило, выступает против курса, проводимого правительством, и стремится отправить его в отставку. Ее деятельность протекает в основном в стенах парламента и ограничивается парламентскими процедурами.

Парламентская оппозиция, как правило, формируется по партийному критерию, или на основе партийных фракций. Обычно, такая оппозиция всеми доступными ей средствами, ведет в парламенте антиправительственную деятельность, добиваясь его отставки и своего прихода к власти…

Внепарламентская оппозиция осуществляет свою деятельность в форме митингов, демонстраций, пикетов, носящих протестный характер. Например, в Украине такая внепарламентская оппозиция была сформирована в 2000 году под девизом «За Украину без Кучмы!».

II. Особенности современной украинской оппозиции.

Для меня, как для инженера, формула оппозиции и власти условно выглядит как наличие в общественном пространстве двух полюсов: «плюс» и «минус». Как известно, по законам физики между ними существует сила притяжения. В результате появляется сила, направленная на пользу человечеству. Так ли происходит в обычной жизни?

В Украине оппозиция пока формируется только по одному принципу: «Выгнал тебя народ на выборах с властного кресла - всё, ты оппозиционер. Завтра ты выгнал своего предшественника - всё, он оппозиционер». Т.е. наличие оппозиционности в Украине зависит от места сидения партии у властного корыта.

Помню, с какой «издевкой» лидер БЮТ Юлия Тимошенко отмечала после итогов выборов 2006 года, что лидеру Партии регионов Виктору Януковичу теперь придется работать в оппозиции. Более того, она утверждала, что только обязательное формирование и наличие оппозиции к новой власти позволит назвать власть в Украине демократической. Т.е. само наличие оппозиции в стране автоматически делает власть демократической.

После того, когда Тимошенко проиграла кресло Премьер-министра, что-то я не слышал из уст новоявленной оппозиционерки, что власть у нас демократическая. Какими словами сегодня она только не «матюкает» эту новую власть. Получается, что если она не при власти, то все остальные - «бандиты и кланы»? И всё же давайте попытаемся проанализировать, какие виды оппозиции, согласно вышеизложенной классификации, существуют в Украине.

1. Бытовая оппозиция.

Через бытовую оппозицию у нас прошла практически вся так называемая политическая и бизнессовая элита. Начиная от Гаранта и кончая самозваными «лидерками» чего-то и где-то. Разводы, скандалы, разделы имущества, суды, шантаж или угрозы, типа «в «монастырь сошлю». Провинциальные обыватели! А как себя они ведут, когда получают доступ к властному корыту? Как кухарки на общей кухне. Может вам напомнить, что говорили друг о друге «люби друзи» с помаранчевого табору за последние два года?

Как поливали друг друга зловонной грязью Зинченко, Третьяков, Турчинов, Порошенко, Ющенко, Тимошенко, Луценко, Жвания, Мартыненко, Жовтяк, Матвиенко и пр. Взаимное обвинение в коррупции, бандитизме, воровстве госсобственности, предательстве. Все они родом из криминальной оппозиционной «бытовухи». Думаю, что многие из вас знают ещё более страшные подробности прохождения этих героев через школу бытовой оппозиции.

Конечно, бытовая оппозиция существует и среди простого населения Украины. А куда ты денешься, при такой жизни, при таком неустроенном быте?

Итак, можно сделать вывод, что в Украине существует бытовая оппозиция. И она носит массовый характер.

2. Социальная оппозиция .

В любом капиталистическом государстве, демократическом или тоталитарном, всегда существует такая оппозиция. Неравенство, социальная несправедливость и незащищённость, нарушение прав человека и разделение на классы, касты, нуворишей и наёмных работников является той причиной, базой, которая заставляет граждан объединяться, как организовано, так и хаотично, для проведения акций протеста и неповиновения.

Взять, к примеру, различные выступления граждан в столице Украины против действий местной администрации и решений депутатского корпуса Киевского Совета. То же можно сказать и о выступлениях такой оппозиции в регионах страны. Результаты всем известны. Почему они такие? Ответ прост. Такая оппозиция обычно не выдвигает политических требований, а потому её и не слышит власть. Существует ли социальная оппозиция в Украине? Да. Но она не носит массовый характер и практически редко достигает успеха в своих требованиях к власти.

3. Социально-политическая оппозиция.

Такая оппозиция имеет право на успех, если она представлена своими кадрами в различных институтах власти. В качестве управленческих и контролирующих органов, в представительных выборных органах вплоть до Верховного Совета и в других организациях, влияющих на качество жизни простого человека.

Почему её нет? Да потому, что простой народ не представлен в этих органах. Да потому, что после введения Закона о выборах депутатов по закрытым партийным спискам простой народ был лишён своего конституционного права избирать и быть избранным во власть.

Народ отстранили от процесса управления государством. Ведь существующие партии - это группировки «наймитов» одного лидера-олигарха, это бизнес-проекты под завоевание властных кресел у государственного корыта-бюджета. О какой социальной защите простого населения могут заботиться те, кто, обокрав весь народ и само государство, стали за его счёт миллиардерами и миллионерами, владельцами фабрик, заводов, тысяч гектаров пахотной земли? Ну, какую социальную идеологию могут предложить основные спонсоры и члены партий «Наша Украина» и «Батькивщина»? Неужели, такие долларовые миллиардеры как Тарута, Гайдук, Коломойский, Боголюбов, Жеваго будут думать о простом человеке?

В Украине сегодня нет социально - политической оппозиции. А очень жаль.

4. Политическая оппозиция.

Тоже можно сказать и о политической оппозиции. Она возникает тогда, когда существующая власть проводит реформирование общества на основе идеологии, которая ведет к ухудшению жизни населения государства. В этом случае формируется политическая оппозиция, которая заявляет народу о том, что необходимо менять не только такую власть, но и предложенную обществу идеологию.

А какую идеологию нам предлагают политические партии, которые записывают себя в оппозицию? Ведь не секрет, что партии в Украине давно являются бизнес - структурами для лоббирования своих меркантильных интересов в органах власти, группировками людей по своим интересам. Ну, в крайнем случае, партии формируются клановыми семьями под одного лидера, “крёстного отца”. Скажите, чем отличается идеологическая основа программ партий типа «Наша Украина» от “Трудовой Украины” или “РУХа” от ХДПУ? Назовите хотя бы пару отличий в идеологии т.н. партий “Батькивщина” и “СОБОР”. Если не считать разность взглядов на сроки и способы достижения цели в превращение Украины в придаток Европейского Союза и НАТО вы не отличите идеологию Партии Регионов от СПУ или СДПУ(о). А сколько у нас развелось либеральных, социал-демократических, христианских и пр. партий-однодневок. Кто назовёт разницу между ними?

5. ПАРАНОЙЯ оранжевой кучки реваншистов.

И вот тут те, кто сегодня потерял власть, понимая, что их действия и завывания нельзя отнести ни к одному виду цивилизованной оппозиции, пошли на обман. На привычную ложь и брехню. Они вдруг начали называть себя «демократической оппозицией». Особенно смешно звучат заявления некоторых не в меру экспансивных дамочек и бывших студентов философских факультетов о создание в Украине т.н. объединённой демократической оппозиции. Кстати, почему объединённой, а не единой? Это означает, что внутри этих политсил существует своя внутренняя оппозиция, которая приведет это объединение к обязательному развалу.

Позвольте, скажете Вы, но эти люди уже были при власти. Действия сегодняшних «оппозиционеров» «НУ» и «БЮТ» в составе государственной власти больше напоминали метание буйного душевнобольного по палате, тем самым они показали свою полную политическую импотенцию. Тогда все увидели их настоящее лицо, их маргинальность и политическую несостоятельность. Уже первые месяцы новой власти полностью разоблачили демагогический характер посулов "оранжевой власти". Главное, чем стали заниматься новые власти, это распределение властных кресел, передел собственности и проведение мер по дальнейшему подчинению украинской экономики диктату ведущих транснациональных компаний.

Это бравурное самоназвание группы политических маргиналов Украины, придерживающихся, по их же собственным словам, демократических ценностей и либеральных свобод. По своей сути они являются разрушителями всех жизненных устоев не только государства, но и регионов, в него входящих.

Более того, эти люди, выражая свою оппозиционность действующей власти, сами стремятся эту власть вновь себе заполучить, хотя они и так пронизывают все эшелоны государственной власти в Украине, особенно в регионах и областных центрах. Попытки лидеров такой оппозиции и их западных спонсоров выдавать себя за "демократов" заслуживают лишь презрения. В любом случае нельзя верить на слово утверждениям такой оппозиции.

Можем ли мы с Вами назвать демократической оппозицией такое сборище бывших вассалов, которые не два года, а на протяжении 15 лет находясь у власти (не буду перечислять фамилии и занимаемые ими должности, вы их знаете) издевались над собственным народом, над нашей Родиной? Я бы назвал такую оппозицию одним словом - РЕВАНШИСТСКОЙ.

Вывод . В Украине нет политической оппозиции. Есть ПАРАНОЙЯ ОРАНЖЕВОЙ КУЧКИ РЕВАНШИСТОВ!

ОППОЗИЦИЯ - (лат. oppositio противопоставление) - политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления государственной власти. О. - одна из форм реализации принципа политического плюрализма, права на объединение. О. подразделяется на системную и внесистемную. Системная О. разделяет основные ценности, принципы и цели политической системы, однако расходится с правящей элитой в оценке приоритетов вырабатываемой политики и методах ее осуществления. Так, напр., в демократических государствах между правящими силами и О. нет разногласий относительно прав человека, существующих политических процедур, формы правления и государственного устройства. Дискуссии и конфликты возникают по поводу оценки степени и методов вмешательства государства в экономику, величины государственных расходов на социальные программы, методов проводимой внешней политики. Внесистемная О., наоборот, ставит под сомнение основополагающие политические ценности, принципы существующей политической системы, призывает к радикальному изменению политического режима. В политической науке по степени интенсивности различий между господствующим и оппозиционным мнением различают радикальную, умеренную и лояльную О.; по целям деятельности - конструктивную и деструктивную. Др. разновидностями О. являются парламентская и внепарламентская. Первая из них, как правило, выступает против курса, проводимого правительством, и стремится отправить его в отставку. Ее деятельность протекает в основном в стенах парламента и ограничивается парламентскими процедурами. В ряде стран, ориентирующихся на английскую модель, парламентская О. имеет официальный статус (в Великобритании "официальная оппозиция Ее величества"); ее лидер номинально утверждается главой государства и получает жалованье из государственной казны (см. Теневой кабинет}. Парламентской О. гарантируется право на получение официальной документации регулярной информации от правительства. Парламентские фракции О. имеют, как правило, те же права, и фракции правительственного большинства. Гарантией прав парламентской О. служит право обращения определенной части депутатов в конституционные суды, что также предусмотрено Конституцией РФ. Внепарламентская О. осуществляет свою деятельность в форме митингов демонстраций, пикетов, носящих протестный характер.
Похожие на ОППОЗИЦИЯ слова / понятия:

Что такое Оппозиция? Значение и толкование слова oppozitsija, определение термина

1) Оппозиция - - организованная группа, противостоящая по оценкам, программе, политике правящей элите.

2) Оппозиция - - 1.противопоставление своей политике другой; 2. Выступление против мнения большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных и иных структурах, декларирующих свою приверженность демократическим процедурам. Различается О. умеренная, радикальная, лояльная (готовая к соглашению и поддержке власти), конструктивная (формулирующая содержательные, деловые предложения), деструктивная (разрушительная).

3) Оппозиция - (лат. oppositio противопоставление) - политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления государственной власти. О. - одна из форм реализации принципа политического плюрализма, права на объединение. О. подразделяется на системную и внесистемную. Системная О. разделяет основные ценности, принципы и цели политической системы, однако расходится с правящей элитой в оценке приоритетов вырабатываемой политики и методах ее осуществления. Так, напр., в демократических государствах между правящими силами и О. нет разногласий относительно прав человека, существующих политических процедур, формы правления и государственного устройства. Дискуссии и конфликты возникают по поводу оценки степени и методов вмешательства государства в экономику, величины государственных расходов на социальные программы, методов проводимой внешней политики. Внесистемная О., наоборот, ставит под сомнение основополагающие политические ценности, принципы существующей политической системы, призывает к радикальному изменению политического режима. В политической науке по степени интенсивности различий между господствующим и оппозиционным мнением различают радикальную, умеренную и лояльную О.; по целям деятельности - конструктивную и деструктивную. Др. разновидностями О. являются парламентская и внепарламентская. Первая из них, как правило, выступает против курса, проводимого правительством, и стремится отправить его в отставку. Ее деятельность протекает в основном в стенах парламента и ограничивается парламентскими процедурами. В ряде стран, ориентирующихся на английскую модель, парламентская О. имеет официальный статус (в Великобритании "официальная оппозиция Ее величества"); ее лидер номинально утверждается главой государства и получает жалованье из государственной казны (см. Теневой кабинет }. Парламентской О. гарантируется право на получение официальной документации регулярной информации от правительства. Парламентские фракции О. имеют, как правило, те же права, и фракции правительственного большинства. Гарантией прав парламентской О. служит право обращения определенной части депутатов в конституционные суды, что также предусмотрено Конституцией РФ. Внепарламентская О. осуществляет свою деятельность в форме митингов демонстраций, пикетов, носящих протестный характер.

4) Оппозиция - 1) В широком смысле - противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своей политики другим взглядам, другой политике. 2) Группа лиц внутри партии или выборного органа выступающая против ее решений, действующая вразрез с мнением большинства.

Оппозиция

Организованная группа, противостоящая по оценкам, программе, политике правящей элите.

1.противопоставление своей политике другой; 2. Выступление против мнения большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных и иных структурах, декларирующих свою приверженность демократическим процедурам. Различается О. умеренная, радикальная, лояльная (готовая к соглашению и поддержке власти), конструктивная (формулирующая содержательные, деловые предложения), деструктивная (разрушительная).

(лат. oppositio противопоставление) - политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления государственной власти. О. - одна из форм реализации принципа политического плюрализма, права на объединение. О. подразделяется на системную и внесистемную. Системная О. разделяет основные ценности, принципы и цели политической системы, однако расходится с правящей элитой в оценке приоритетов вырабатываемой политики и методах ее осуществления. Так, напр., в демократических государствах между правящими силами и О. нет разногласий относительно прав человека, существующих политических процедур, формы правления и государственного устройства. Дискуссии и конфликты возникают по поводу оценки степени и методов вмешательства государства в экономику, величины государственных расходов на социальные программы, методов проводимой внешней политики. Внесистемная О., наоборот, ставит под сомнение основополагающие политические ценности, принципы существующей политической системы, призывает к радикальному изменению политического режима. В политической науке по степени интенсивности различий между господствующим и оппозиционным мнением различают радикальную, умеренную и лояльную О.; по целям деятельности - конструктивную и деструктивную. Др. разновидностями О. являются парламентская и внепарламентская. Первая из них, как правило, выступает против курса, проводимого правительством, и стремится отправить его в отставку. Ее деятельность протекает в основном в стенах парламента и ограничивается парламентскими процедурами. В ряде стран, ориентирующихся на английскую модель, парламентская О. имеет официальный статус (в Великобритании "официальная оппозиция Ее величества"); ее лидер номинально утверждается главой государства и получает жалованье из государственной казны (см. Теневой кабинет }. Парламентской О. гарантируется право на получение официальной документации регулярной информации от правительства. Парламентские фракции О. имеют, как правило, те же права, и фракции правительственного большинства. Гарантией прав парламентской О. служит право обращения определенной части депутатов в конституционные суды, что также предусмотрено Конституцией РФ. Внепарламентская О. осуществляет свою деятельность в форме митингов демонстраций, пикетов, носящих протестный характер.

1) В широком смысле - противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своей политики другим взглядам, другой политике. 2) Группа лиц внутри партии или выборного органа выступающая против ее решений, действующая вразрез с мнением большинства.