Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ административное и административно-процессуальное законодательство, в том числе об административных правонарушениях, относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции РФ федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона; субъектами РФ могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указанного правового акта субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

Федеральным законом, регулирующим административную ответственность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ включает пять разделов:

1) Общие положения. Они содержат нормы, которые выделяют административную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности с присущими ей особенностями. Здесь определяются система законодательства об административных правонарушениях, административное правонарушение как основание административной ответственности, система и сущность административных наказаний, порядок их назначения и содержатся нормы, регулирующие общие вопросы административной ответственности.

2) Особенная часть. Здесь дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов наказания за их совершение.

3) Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. В этом разделе систематизированы нормы, которые закрепляют систему субъектов юрисдикции об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел.

4) Производство по делам об административных правонарушениях. В этом разделе определяются задачи и принципы производства, участники производства, их права и обязанности, стадии производства.

5) Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. В этом разделе сосредоточены правовые нормы, определяющие как общие начала производства по исполнению постановлений об административных наказаниях, так и о назначении конкретных административных наказаний.

КоАП РФ предусматривает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.


Это, в частности, означает, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться лишь путем внесения изменений и дополнений в КоАП РФ и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП.

КоАП РФ отнес к ведению РФ установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов администра

тивных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет: а) в соответствии с законодательством о судебной системе подсудность дел об административных правонарушениях судам; б) законодательством о защите прав несовершеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) установленной структурой федеральных органов исполнительной власти подведомственность их федеральным органам исполнительной власти. Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за административные правонарушения путем издания законов. Ими могут быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об административных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП РФ. В случае противоречия между ними действует КоАП РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В КоАП РФ сформулировано понятие обратной силы закона, а именно; закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Согласно КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц.

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.

Внимание, уделяемое в настоящее время административной ответственности, вполне обоснованно: административные правонарушения - самые распространенные из всех видов правонарушений, и уже в силу этого, противодействие им приобретает первостепенное значение.

Административная ответственность выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие.

Особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Административная ответственность широко практиковалась в СССР. Законодательство носило некодифицированный характер. Впервые законодательство об административных правонарушениях было кодифицировано 1984 в виде КоАП РСФСР. Нормы создавались по образцу норм Уголовного Кодекса путем их упрощения таким образом, чтобы применять их могли не только судьи, но и должностные лица, вообще не имеющие юридического образования.

Распад СССР привел к декодификации административно-деликтного законодательства. Важным этапом в становлении правового государства явилось принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 г., одобренного Советом Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 г. и подписанного Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который вступил в действие на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2002 г.

Структура КоАП состоит из 5 разделов, объединяющих 32 главы:

  • 1. Первый раздел - общие положения, то есть структура законодательства, виды наказаний.
  • 2. Второй раздел - особенная часть (17 глав, где по родовому признаку сгруппированы составы административных правонарушений);
  • 3. Третий раздел - структурно-компетенционные нормы, определяющие тех, кто может рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • 4. Четвертый раздел - производство по делам об административных правонарушениях;
  • 5. Пятый раздел - исполнение постановления по делу об административных правонарушениях.

Раздел I «Общие положения» методологический самый важный. В нем зафиксирован современный подход к пониманию объема законодательства об административных правонарушениях; определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в круг субъектов административной ответственности введены юридические лица; терминологически административные взыскание трансформировались в административные наказания; усовершенствована их система (упразднены исправительные работы, введен новый вид наказания - дисквалификация).

Раздел II «Особенная часть» наиболее развернутый структурный элемент кодекса, содержащий систему административных правонарушений, группируемых по определенным сопредельным признакам (например: посягательство на права граждан в области охраны собственности, в области предпринимательской деятельности и т.д.). В отличие от КоАП 1984 г. теперь этот раздел включает не 10, а 17 глав. Количество конкретных составов административных правонарушений с 273 возросло до 402.

Раздел III «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержат нормы, определяющие с учетом пресечений в сфере реализации исполнительной власти систему названных субъектов, наделяемых юридически-властными полномочиями, а также объем их компетенции в отношении составов правонарушений, т.е. подведомственность дел об административных правонарушениях.

Раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях», содержащих административно - процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения разрешения дел об административных правонарушениях. В состав КоАП этот раздел включен в силу того, что пока еще не разработаны реальные проекты административно - процессуального законодательства, подобные УПК, ГПК и АПК.

Раздел V «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» посвящен основам административно-исполнительного производства.

КоАП определяет структуру всего законодательства об административных правонарушениях, какие акты в соответствии с ним могут и должны быть приняты, причем перечень является закрытым:

  • 1. Постановления правительства, которые призваны урегулировать отдельные процедуры применения мер обеспечения или порядок исполнения отдельных видов наказания, например, условия отбывания административного ареста.
  • 2. Акты федеральных органов исполнительной власти, которыми утверждается перечень должностных лиц этих органов, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях. Каждый контрольно-надзорный орган утверждает для себя внутриведомственный акт.
  • 3. Акты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок применения отдельных мер обеспечения в протоколах по делам об административных правонарушениях.
  • 4. Методические разъяснения органов.

КоАП РФ закрепляет общие положения и принципы законодательства об административном правонарушении; устанавливает административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение; регулирует производство по делам об административных правонарушениях; устанавливает порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний; устанавливает виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

  • 1. Защита личности
  • 2. Охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • 3. Охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • 4. Защита общественной нравственности;
  • 5. Охрана окружающей среды;
  • 6. Охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;
  • 7. Предупреждение административных правонарушений.

Вместе с другими нормами административного права КоАП призван обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а так же регулятивные нормы многих отраслей права. КоАП основывается на таких принципах как: принцип равенства пред законом, презумпция невиновности, обеспечения законности при применении мер административного принуждения, гуманизм при ведении дел об административных правонарушениях.

Особенности КоАП:

  • 1. Содержит систему материальных норм (общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний, принципы их применения) и процессуальных норм (производство по делам об административных правонарушениях);
  • 2. Нормы КоАП универсальны, т.к. защищают как регулятивные нормы административного права, так и регулятивные нормы других отраслей права;
  • 3. Закрепляет ответственность физических и юридических лиц;
  • 4. Регламентирует ответственность за административные правонарушения в двух юрисдикционных режимах: административный и судебный (6 из 9 наказаний назначаются только судом); ответственность за административный правонарушения регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов, поэтому КоАП четко определил: за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность; какие санкции могут быть им установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ.

Административная ответственность в современных рыночных условиях представляет собой институт государственного принуждения. Меры административной ответственности применяются в единстве со многими другими мерами административного принуждения.

Российское государство всеми имеющимися правовыми средствами ведет решительную борьбу с административными правонарушениями. Для этого оно пользуется не только мерами убеждения, но и мерами административного наказания, предусмотренными соответствующими нормативно-правовыми актами.

Основными источниками законодательства об административной ответственности являются:

  • 1. Конституция Российской Федерации. Конституция в широком смысле - основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником законодательства об административной ответственности. Нормы, содержащиеся в Конституции, являются, прежде всего, нормами конституционного и одновременного административного права.
  • 2. Нормативные указы Президента РФ. Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе и законодательстве об административной ответственности.
  • 3. Постановления Правительства РФ. Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно правового нормотворчества: утверждает, акты об органах исполнительной власти издает правовые положения и иные акты, содержащие административно правовые нормы либо целиком, посвященные административно - правовым вопросам.
  • 4. Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и другими органами исполнительной власти. При том непременном условии, что в названных актах содержится административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют подведомственный характер.

Необходимо подчеркнуть роль источников законодательства об административной ответственности на уровне субъектов РФ, издаваемых организациями государственной власти нормативных актов, содержащихся административно-правовые нормы. К этим актам относится конституционные и иные нормативные акты республик в составе РФ; законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности на территории конкретного субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что административная ответственность выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и другие административно-правовые отношения. А также в КоАП РФ перенесен центр тяжести на защиту прав граждан, что придает новому Кодексу черты подлинно демократического закона.

Основные черты административной ответственности:

а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение.

в) субъектами административной ответственности могут бытьфизические лица и юридические лица.

г) за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.

д) административные взыскания применяются, широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами.

е) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

ж) Применение административного взыскания не влечёт судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

з) меры административной ответственности применяются в соот­ветствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что её основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.

Основания административной ответственности:

    нормативное основание адм. ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации адм. ответственности;

    фактическое основание адм. ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава адм. правонарушения;

    процессуальное основание адм. ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к адм. ответственности.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ. В основе – административный проступок.

Применение административного взыскания

Перечень субъектов определен законодательно

Сравнительная простота порядка привлечения

Регулируется нормами административного права

СУБЪКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ . Административный орган. Должностное лицо. Суд

СРОКИ НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ

Два месяца со дня совершения или обнаружения проступка. Месяц со дня отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ. Предупреждение. Административный штраф. Возмездное изъятие. Конфискация. Лишение специального права

Административный арест. Административное выдворение. Дисквалификация

54Правовые основы административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственнссти, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, со­вершившему правонарушение. В широком смысле- это кара со стороны государства за совершение административного правонарушения

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц является КоАП. Законодательство об административных правонарушениях юридических лиц ещё не кодифицировано.

Для того, чтобы привлечь лицо к админ. Правонарушению, попадающему под КоАП необходимо процессуальное оформление правонарушения, для привлечения лица действие должно быть зафиксировано должностным лицом. Но они должны действовать в пределах своих полномочии.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих основаниях.

Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм. юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

Административная ответственность юр. лиц.

Юр. лица подлежат адм. ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ. Это означает, что ответственность юр. лица наступает за деяния, образующие юридические составы адм. правонарушения.

Юридические лица подлежат адм. ответственности и за нарушения законодательства субъектов РФ в случаях, если правонарушение предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

Вид и размер адм. наказания налагается на юр. лицо с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юр. лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (см. комментарий к ст.4.1).

Административная ответственность должностных лиц.

Адм. ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им адм. правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. в КоАП об адм. ответственности закрепляется понятие должн. лица.

Адм. ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов адм. правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.

Источники административного права

Замечание 1

Административно-правовые отношения базируются на законодательной основе, которая представляет собой целостную систему нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Нормы административного права, выраженные и закрепленные в нормативно-правовых актах, имеют первостепенное значение. В настоящее время в правотворческом процессе существуют три основных приема изложения норм административного права в нормативно-правовых актах:

  • прямой, когда все аспекты нормы изложены в статье непосредственно;
  • отсылочный, когда присутствует отсылка от одной статьи к другой в одном нормативно-правовом акте;
  • бланкетный, когда статья дает отсылку не к другой статье, а к иному порядку правовой регулировки, например, правилам претворения в жизнь какого-нибудь вида работы, условиям международного договора и т. д.

Нормативно-правовые акты представляют основной вид источников административного права, как внешних конкретных форм выражения правовых норм.

Среди данных источников необходимо назвать следующие:

  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • кодифицированные нормативные акты, в частности, Кодекс об административных правонарушениях РФ;
  • федеральные законы;
  • подзаконные федеральные акты (указы Президента РФ, Распоряжение Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти);
  • законодательные акты субъектов Федерации;
  • подзаконные акты субъектов Федерации;
  • нормативные акты руководителей, глав администраций;
  • распоряжения, постановления правительств и административных учреждений субъектов Федерации;
  • административно-правовые договоры нормативного содержания в области административного права;
  • международные правовые акты.

Конституция РФ

Замечание 2

Конституция РФ является главным законом страны, отражающим общие положения по всем отраслям права, в том числе и по административному. В этой области она, прежде всего, разделяет возможности федеральных государственных органов и органов власти субъектов РФ по части административного законодательства.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В данном случае действует то, что законы и другие акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не должны им противоречить. Если же имеется противоречие между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее общего ведения с субъектами Федерации, то функционирует федеральный закон РФ.

Конституция предусматривает, что федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона. Но при этом субъекты Федерации могут издавать не только законы, но и иные правовые акты. Однако форма указанного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

Законодательство об административных правонарушениях сегодня разделяется на две отдельные ветви:

Кодекс об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях является ключевым федеральным актом, он устанавливает административную ответственность физических лиц.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. По своей структуре он состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть констатирует основные положения в области административной ответственности, а Особенная дает классификацию административных правонарушений и указывает конкретные виды административных взысканий за их совершение.

Данная структура специфична и тем, что в ее составе присутствуют разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их зону ответственности и подведомственность им дел, а также выполнение распоряжений о наложении административных взысканий.

Не многим отличается действующий Кодекс от КоАП РСФСР 1984 г., его структуру вполне даже можно считать преемственной. Отличие состоит в том, что новый Кодекс помимо прочего включает актуальные сегменты, приуроченные к Общим положениям, Особенной части, субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, производству по данным делам, выполнению распоряжений по ним.

Замечание 3

Кодекс об административных правонарушениях учитывает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых согласно с ним законов субъектов РФ о административных правонарушениях.

Федеральные законы об административных правонарушениях до подключения их в КоАП используются на территории РФ непосредственно. К ведению РФ КоАП относит, прежде всего, установление:

  1. совместных положений и основ законодательства об административных правонарушениях;
  2. списка видов административных санкций и инструкций их применения;
  3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение;
  4. производства по делам об административных правонарушениях;
  5. выполнения распоряжений о наложении административных взысканий.

По мере обновления и изменения некоторых статей административного законодательства, обновляется с учетом поправок и КоАП.

Это совокупность нормативно-правовых актов в их иерархии, устанавливающих основания и порядок применения административной ответственности. В систему административного законодательства входят общие принципы и нормы международного права, Конституция РФ, Кодекс об Административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), а также законы субъектов РФ.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Основой всей правовой системы Российской Федерации является Конституция РФ. Она определяет предметы ведения федерации, ее субъектов, а также совместного ведения. Статья 72 Конституции относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Согласно конституционному принципу, нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с правовыми актами РФ и не могут им противоречить. В случае правовой коллизии напрямую действуют нормы законодательства РФ.

Правовые акты, смягчающие или отменяющие ответственность за какое-либо правонарушение, имеют обратную силу, т.е. применяются к отношениям, возникшим до их принятия (распространяются на правонарушения, совершенные до их издания). Правовые акты, устанавливающие вновь или усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют.

Основным документом, устанавливающим основания и порядок применения мер административной ответственности, является КоАП РФ. Он был принят 30 декабря 2001 года. КоАП РФ состоит из 5 разделов: Общие положения (ст.ст.1.1-4.7), Особенная часть (ст.ст.5.1-21.7), Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст.22.1-23.62), Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст.24.1-30.11), Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 31.1-32.11). Как видно из перечня разделов, новый КоАП РФ является комплексным нормативно-правовым актом, сочетающем в себе нормы материального и процессуального права, а также положения организационно-функционального характера и исполнительного производства.

Отвечая своему юридическому назначению, КоАП РФ закрепляет важные положения, общие для применения административной ответственности как на федеральном, так и региональном уровнях. Такими положениями являются: определение компетенции Российской Федерации в лице ее органов государственной власти и представляющих их должностных лиц; закрепление единственного основания административной ответственности - административного правонарушения; установление единой системы юридического реагирования на противоправное поведение - административных наказаний, а также общих правил их назначения; распространение сферы применения административной ответственности не только на физических, но и различного рода юридических лиц; определение круга органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания; систематизированный перечень составов административных правонарушений.



Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность. Четких указаний на этот счет КоАП РФ не содержит. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации самостоятельно законодательствуют; органами государственной власти субъектов принимаются законы, устанавливающие административную ответственность, которые должны соответствовать основным положениям КоАП РФ.