Поднимаемый здесь вопрос об объектах электросетевого хозяйства (их еще называют электросетевыми объектами, что тоже правильно и не противоречит законодательству) имеет очень важное значение в деятельности электросетевых организаций, уставной целью деятельности которых является эксплуатация именно таких электросетевых объектов (будем дальше именовать их для удобства чтения и понимания – ЭСО).

Но еще большую важность этот вопрос имеет для неспециализированных организаций, да и для граждан тоже, имеющих такие ЭСО в собственности или на так называемом «балансе».

Вынужденно обладая такими ЭСО (в их число преимущественно входят трансформаторные подстанции, воздушные и подземные кабельные линии электропередачи, хотя есть и другие объекты, но их значительно меньше), их собственники (или «балансодержатели») часто встречаются с трудностями не столько технического, сколько финансово-экономического характера. Хотя технических трудностей тоже хватает, но вынуждены обращаться за юридической помощью обладатели ЭСО для разрешения большей частью финансово-экономических проблем.

Проблемы же возникают, действительно, серьезные. В их основе лежат самые обычные технические условия, выданные еще в давние времена электросетевыми компаниями (в то время их так еще и не называли) этим нынешним «счастливым» обладателям ЭСО (или их правопредшественникам). Исполняя данные технические условия и выстраивая свои ЭСО для собственного электроснабжения, многие их собственники вначале даже и не представляли себе какие трудности их ожидают.

В подавляющем большинстве случаев конфликты обладателей ЭСО с электросетевыми компаниями начинались с договора технического обслуживания ЭСО, который собственник ЭСО вынужден был заключать с электросетевой компанией в момент завершения его (ЭСО) строительства и пуска в эксплуатацию. Не заключать такой договор собственник ЭСО, находящийся в тот момент буквально в кабальных условиях, никак не мог, поскольку не получил бы в Энергонадзоре (нынешнем Ростехнадзоре) акт допуска ЭСО в эксплуатацию.

Решая сиюминутную проблему запуска ЭСО в эксплуатацию, его обладатель фактически закладывал тем самым себе же «мину замедленного действия». Как показывает практика осуществления технического обслуживания (оставим здесь без обсуждения вопрос его качества) по заключенным таким образом договорам, оно (обслуживание) совершенно неожиданно для собственника ЭСО оборачивалось еще и неправомерными подключениями к обслуживаемому ЭСО других посторонних потребителей электроэнергии. Причем эти подключения часто производились электросетевыми компаниями без ведома и согласия собственников ЭСО.

Порой об этих несогласованных подключениях собственники ЭСО узнавали значительно позже таких подключений. И если раньше такие факты либо молча и безропотно «проглатывались» ими (собственниками), то сейчас, в силу рыночных отношений, по таким поводам разгораются серьезные конфликты.

Обостряются эти конфликты с электросетевыми компаниями, как правило, с момента прекращения собственником ЭСО оплаты по договору его технического обслуживания. В основание отказа собственник ЭСО совершенно справедливо указывает на достижение электросетевой компанией двойного положительного экономического эффекта по имеющемуся договору технического обслуживания. Такой эффект действительно имеет место, так как электросетевая компания мало того, что получает хоть какую-то оплату (то есть, получает прибыль) за осуществление (если еще осуществляет) технического обслуживания ЭСО, так еще организует через этот ЭСО переток электроэнергии для других потребителей. И благодаря такому перетоку электросетевая компания получает дополнительные и порой весьма существенные доходы. Как ни парадоксальны такие ситуации, но они довольно часто встречаются.

Другим вариантом такого же неблагоприятного экономического положения собственника ЭСО является чрезмерная обременительность содержания ЭСО как по финансовым затратам, так и в силу технической сложности. Естественно, что особую тяжесть это представляет для физических лиц – собственников ЭСО.

Конечно, у определенной части таких собственников ЭСО наблюдается практика самостоятельного подключения к своим ЭСО других потребителей электроэнергии и взымания с них за это как «платы за подключение и выделения мощности», так еще и платы за энергоснабжение. Но эта тема для отдельного обсуждения.

Также отдельно возможно обсуждать и группу тех собственников ЭСО, упорно отказывающихся от оплаты электросетевым компаниям за техническое обслуживание ЭСО и накапливающих задолженность, но считающих достаточным продолжение беспрепятственного перетока электроэнергии через ЭСО другим потребителям.

Продолжая же вести речь только о тех доведенных до отчаяния собственниках ЭСО, кто пытается избавиться от своих ЭСО, не желая нести бремя их содержания, можно отметить, что их предложения ограничиваются, как правило, предложениями «передать ЭСО безвозмездно на баланс» местным электросетям. В основном это те собственники ЭСО, у которых в силу разных обстоятельств даже не осталось своих энергопотребляющих объектов, которым требуется электроснабжение. Но продолжая сохранять право собственности на ЭСО, их собственники («балансодержатели») фактически несут финансовое бремя обеспечения электроэнергией посторонних для них лиц. И таких случаев достаточно, судя по обращениям на специализированные сайты и форумы от таких собственников ЭСО за помощью и консультациями.

Вместе с тем, имевшая место в прошлом (в дорыночные времена), практика «передачи имущества с баланса на баланс» в настоящее время прекращена в отношении коммерческих организаций, то есть тех организаций, целью которых является извлечение прибыли. Под такой передачей понимается безвозмездная сделка дарения имущества, которая в соответствии с пп.4 п.1 ст.575 ГК РФ запрещена коммерческим организациям (а все без исключения электросетевые компании являются именно такими коммерческими организациями).

В силу законодательного запрещения электросетевые компании имеют в настоящее время право приобретать ЭСО у их собственников исключительно только на возмездных условиях, то есть, заключая с этими собственниками договоры купли-продажи или аренды этого имущества.

Однако, несмотря на существующие законодательные ограничения какие-то электросетевые компании все же продолжают практику безвозмездного приема ЭСО, и при этом еще и требуют от их собственников дополнительных финансовых вложений в различных суммах, якобы для возмещения затрат этих электросетевых компаний по уплате налогов (НДС, на прибыль и т.п.). Такие парадоксальные ситуации с определенной частотой случаются, о чем можно узнать на специализированных сайтах и форумах. Вот, например, один из таких случаев: http://www.energovopros.ru/voprosy-i-otvety/elektrosnabzhenie/chastnaja-podstancija-elektroset/26647/

Поэтому для тех собственников ЭСО, имеющих твердое намерение избавиться от бремени их содержания и не рассчитывающих на продажу, правильным решением будет являться обращение в муниципальные органы с заявлением о передаче своих ЭСО в муниципальную собственность. Такое право собственников предусмотрено действующим законодательством, а именно, ст.236 ГК РФ, которая предоставляет собственникам имущества право на отказ от права собственности на их имущество.

На муниципальные же органы в связи с этим возлагается обязанность приступить к процедуре признания отчуждаемого собственником ЭСО бесхозяйным в соответствии со ст.225 ГК РФ. Причем эта обязанность предусмотрена не только указанной правовой нормой, но и п.4 ст.14 Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Уже в период разрешения вопроса о признании ЭСО бесхозяйным имуществом (на это закон дает 1 год) муниципальный орган может передать их местной электросетевой компании. По истечению же года эти ЭСО могут быть переданы разными способами, зависящими от статуса (организационно-правовой формы) электросетевой компании. Если электросетевая компания является муниципальным унитарным предприятием (МУП), то ЭСО став муниципальным имуществом, просто передаются распоряжением муниципального органа в хозяйственное ведение этого МУП. Если же электросетевая компания является обычным хозяйственным обществом (то есть ООО или АО), в котором не участвует муниципальное образование, то передача возможна на условиях договора аренды или купли-продажи.

Вопрос 1. На каких основах базируются функционирование и жизнеспособность отечественной электроэнергетики?

Ответ. Базируются на технологической и экономической основах. Технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (ЕНЭС), территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

Э к о н о м и ч е с к о й основной функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничном рынках.

Вопрос 2. Какие методы государственного регулирования и контроля применяются в электроэнергетике?

Ответ. В соответствии с Федеральным законом (ФЗ) «Об электроэнергетике» (ст. 20, п. 2) применяются следующие методы государственного регулирования и контроля:

государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами;

государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории РФ правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии; управление государственной собственностью в электроэнергетике; лицензирование отдельных видов деятельности в сфере электроэнергетики, предусмотренных законодательством РФ; техническое регулирование в электроэнергетике; государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами электроэнергетики требований ФЗ «Об электроэнергетике» и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, в том числе технических регламентов, устанавливающих требования к безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии.

Правительство РФ устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе и его уровня и т. д., утверждает правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности), а также осуществляет технический контроль и надзор в электроэнергетике.

Вопрос 3. Что представляет собой недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии?

Ответ. В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» от 27.12.2004 г. № 861 предусматривается обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Вопрос 4. Что представляет собой электрическая сеть?

Ответ. Представляет собой совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящую из подстанций, распределительных устройств (РУ), токопроводов, воздушных (ВЛ) и кабельных (КЛ) линий электропередачи, работающих на определенной территории.

Вопрос 5. Какие лица относятся к субъектам электроэнергетики?

Ответ. Относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе:

производство электрической и тепловой энергии;

поставки (продажу) электрической энергии;

энергоснабжение потребителей;

предоставление услуг по передаче электрической энергии; предоставление услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

сбыт электрической энергии;

организацию купли-продажи электрической энергии.

Вопрос 6. Что понимается под объектами электроэнергетики?

Ответ. Понимаются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Вопрос 7. Что относится к объектам электросетевого хозяйства?

Ответ. Относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Вопрос 8. Что представляет собой электроэнергетическая система?

Ответ. В соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), представляет собой электрическую часть энергосистемы и питающихся от нее приемников электрической энергии, объединенных общностью процесса производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии.

Вопрос 9. Что представляет собой естественная монополия?

Ответ. В соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ представляет состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимыми субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие.

Вопрос 10. Какое отключение считается веерным?

Ответ. Считается обусловленное технологическими причинами ограничение (полное или частичное) режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих договорных обязательств или техническим состоянием его энергетических установок.

Вопрос 11. Чем приемник электрической энергии отличается от потребителя электрической энергии?

Ответ. К приемнику электрической энергии относятся аппарат, агрегат и др., предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии, а к потребителю электрической энергии относится электроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории.

Вопрос 12. Какой объем организационных работ требуется выполнить для подключения потребителя электрической энергии к электросетям и заключения договора энергоснабжения?

Ответ. Требуется выполнить следующий объем работ:

получить согласие балансодержателя ВРУ на подключение мощности (ВРУ – вводно-распределительное устройство, представляющее собой совокупность конструкций, аппаратов и приборов, устанавливаемых на вводе питающей линии в здание или в его обособленную часть, а также на отходящих от него линиях);

получить ТУ и/или разрешение электросетевой компании на присоединение мощности и выполнить их;

оформить и согласовать с заинтересованными организациями (с балансодержателем сети, электросетевой и энергосбытовой компаниями) акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (АРБП);

разработать проект электроснабжения и согласовать его в части учета электроэнергии с энергосбытовой организацией и в полном объеме – с территориальным органом Ростехнадзора (если мощность электроустановки меньше 10 кВт, то достаточно разработать схему электроснабжения и согласовать ее только с энергосбытовой компанией в части учета электроэнергии);

получить от Ростехнадзора акт допуска электроустановки в эксплуатацию, для чего необходимо оформить документацию согласно перечню, приведенному в ответе на вопрос 191, и представить электроустановку к осмотру инспектору Ростехнадзора;

оформить и заключить с энергосбытовой компанией договор энергоснабжения.

В общей сложности потребителю электрической энергии необходимо оформить и заключить д в а договора (договор технологического присоединения к электросети с электросетевой компанией и договор энергоснабжения с энергосбытовой компанией), разработать д в а проекта (внешнего и внутреннего электроснабжения), провести согласования разработанной технической документации (АРБП, проектов (схем) электроснабжения и др.) с семью организациями (табл. 1), получить от Ростехнадзора акт допуска электроустановки в эксплуатацию и т. д. (Не много ли надзорных организаций для одного потребителя?)

Перечисленные этапы работ можно представить в виде табл. 1.

Таблица 1

Комплекс работ по оформлению и заключению договора энергоснабжения


Вопрос 13. Каковы сроки выполнения перечисленных выше работ?

Ответ. Практика разработки, оформления и согласования перечисленной выше документации в системе московских организаций (энергосбытовой, электросетевой, архитектурно-планировочной и т. д.) показывает, что срок выполнения этих работ колеблется в широких пределах и при благоприятных обстоятельствах составляет от 5 до 7 месяцев (не менее). К этому необходимо добавить время на проведение проектных, монтажных и наладочных работ (разработка и согласование проекта (схемы) электроснабжения, проведение монтажных работ, проведение измерений сопротивления изоляции проводов и кабелей и проверка устройств защитного заземления и зануления и др.).

Вопрос 14. В каких случаях возникает необходимость в оформлении (переоформлении) договора энергоснабжения?

Ответ. Возникает в следующих случаях:

при смене собственника (арендатора) помещения (здания, сооружения);

при изменении названия и реквизитов организации;

при необходимости увеличения существующей мощности сверх пределов, разрешенных энергоснабжающей организацией;

при монтаже новой или реконструкции действующей электроустановки;

по письменному указанию энергосбытовой организации, например, в случае ее реорганизации (так, по письменному уведомлению ОАО «Мосэнергосбыт» всем потребителям этой системы было предписано переоформить договоры энергоснабжения, заключенные до 1 апреля 2005 г. Текст уведомления приведен в прил. 2).

Вопрос 15. Какими основными законодательными документами следует руководствоваться при оформлении договора энергоснабжения?

Ответ. Следует руководствоваться:

ГК РФ, часть вторая, параграф 6 «Энергоснабжение», часть первая ст. 15 и другие статьи, касающиеся оформления договоров поставки и взаиморасчетов;

ФЗ «Об электроэнергетике» от 20.03.2003 г. № 35-ФЗ;

ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ;

Правилами учета электрической энергии;

Положением об основах организации энергосбытовой работы с потребителями энергии (утверждено Правлением РАО «ЕЭС России» 14.02.2000 г.) и др.

Вопрос 16. Какими основными положениями следует руководствоваться при оформлении договора об оказании услуги по присоединению к электрической сети?

Ответ. Следует руководствоваться:

ГК РФ, часть первая, подраздел 2 «Общие положения о договоре»; ФЗ «Об электроэнергетике»;

постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям»;

приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) от 15.02.2005 г. № 22-э/5 «Об утверждении Методических указаний по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» и др.

Вопрос 17. Действуют ли Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 06.12.1981 г. № 310?

(До сих пор некоторые энергосбытовые компании включают в договоры энергоснабжения штрафные санкции к потребителям на основании этих правил. Например, в типовой договор ОАО «Калужская сбытовая компания» включен п. 6.2: «При нарушении Покупателем режима ограничения потребления электрической энергии покупатель производит оплату превышения установленного ограничения в 10-кратном размере»).

Ответ. Приказом Минтопэнерго России от 10.01.2000 г. № 2 указанные Правила были признаны недействующими на территории России с 1 января 2001 г. как вошедшие в противоречие с действующим законодательством.

Вопрос 18. В каких случаях может быть ограничена или прекращена подача электроэнергии?

Ответ. Ограничение или прекращение подачи электроэнергии может иметь место в следующих случаях:

при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения;

при применении данной меры к неплательщикам.

В первом случае основополагающим документом является «Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения» (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.06.1999 г. № 664), а также ГК РФ (ст. 546, пп. 2, 3).

Во втором случае основным документом является «Положение об основах организации энергосбытовой работы с потребителями энергии» (утверждено Правлением РАО «ЕЭС России» 14.02.2000 г.).

Вопрос 19. Каким правительственным документом определяется порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок), регламентируется процедура технологического присоединения и устанавливаются требования по выдаче ТУ для присоединения к электрическим сетям?

Ответ. Определяются «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» (постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861).

Вопрос 20. В чем заключается суть Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям?

Ответ. Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, регламентируют процедуру технологического присоединения, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования по выдаче индивидуальных ТУ для присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.

Вопрос 21. На кого распространяется действие Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям?

Ответ. Распространяется на лица, энергопринимающие устройства которых были ранее присоединены к электрической сети и которые заявили о необходимости пересмотра (увеличения) величины присоединенной мощности.

Вопрос 22. Что представляет собой территориальная сетевая организация?

Ответ. Представляет собой коммерческую организацию, оказывающую услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к

Вопрос 23. Что относится к услугам по передаче электрической энергии?

Ответ. Относится комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.

Вопрос 24. Какие процедуры устанавливает «Положение об основах организации энергосбытовой работы с потребителями энергии»?

Ответ. Устанавливает процедуры энергосбытовой деятельности в дочерних (зависимых) АО РАО «ЕЭС России» и определяет порядок их работы как энергоснабжающих организаций с потребителями энергии, а также регулирует порядок ограничения и прекращения подачи энергии абонентам по иным основаниям, чем ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по оплате энергии.

Вопрос 25. Какие функции осуществляют энергосбытовые организации?

Ответ. Осуществляют в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Энергосбыт является обособленным подразделением АО-энерго, исполняющим функцию непосредственного взаимодействия с абонентами по вопросам реализации энергии.

Вопрос 26. Что представляет собой договорная работа энергосбытовой организации?

Ответ. Представляет собой планомерную и упорядоченную деятельность Энергосбыта по юридическому оформлению финансовых и экономических взаимоотношений с потребителями энергии с целью создания наиболее комфортных условий для потребителей, обеспечения соблюдения принципов публичности договора энергоснабжения и создания условий для эффективной продажи энергии потребителям (абонентам).

Вопрос 27. В каких формах Энергосбытом ведется договорная работа?

Ответ. Ведется в следующих формах:

заключения договора с потребителем, ранее не имевшим договора с какой-либо энергоснабжающей организацией или если прежде действующий договор был расторгнут по инициативе потребителя (вновь заключаемый договор);

перезаключения договора энергоснабжения на новый срок или на новых условиях и (или) изменения существенных условий действующего договора энергоснабжения, в том числе в случаях истечения срока действия договора энергоснабжения либо изменения положений законодательных актов;

заключения договора с потребителем, заключенный с которым прежде договор энергоснабжения был расторгнут по инициативе энергоснабжающей организации (повторный договор).

Вопрос 28. При каких условиях абонент может передавать электроэнергию, принятую от энергоснабжающей организации, субабоненту?

Ответ. Субабонентом является юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие границу балансовой (эксплуатационной) принадлежности электрических сетей с основным абонентом и получающие электроэнергию по отдельному договору.

Абонент может передавать электроэнергию субабоненту только с согласия энергоснабжающей организации.

Вопрос 29. Каков порядок оформления технологического присоединения к электросетям и заключения договора энергоснабжения владельцем нежилого помещения?

Ответ. Порядок и процедура такого оформления определяется действующими законодательными и правовыми нормативными документами и уточняется внутриведомственными распоряжениями с учетом местных условий. Например, распоряжением Правительства Москвы от 30.04.2002 г. № 618-РП установлено, что владелец нежилого помещения должен:

получить от электросетевой компании ТУ (разрешение) на присоединение мощности;

оформить в Ростехнадзоре разрешение на использование электроэнергии в термических целях;

обеспечить выполнение проекта электрооборудования нежилого помещения проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;

согласовать проект электрооборудования нежилого помещения с Энергосбытом в части учета электроэнергии и с Ростехнадзором в полном объеме;

выполнить за счет собственных средств и силами лицензированной организации электромонтажные и пусконаладочные работы;

получить от Ростехнадзора акт допуска электроустановки в эксплуатацию;

заключить договор энергоснабжения с Энергосбытом.

Вопрос 30. Что представляет собой юридическое лицо?

Ответ. В соответствии с ГК РФ (ст. 48, п. 1) представляет собой организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Вопрос 31. По каким причинам возникло в настоящее время ограничение возможности присоединения потребителей к электрическим сетям?

Ответ. Основной причиной такого ограничения является дефицит мощности, т. е. разность между требуемой мощностью энергосистемы при нормальных показателях качества электроэнергии (ПКЭ) и рабочей мощностью в данный момент времени с учетом перетоков мощности.

Например, в Московской энергосистеме в настоящее время дефицит мощности составляет 4,5 тыс. МВт, а новая генерирующая мощность, которая будет введена в строй через два года, сократит этот дефицит всего на 500 МВт (по материалам газеты «Энергетика и промышленность России». № 5. 2006).

Вопрос 32. К каким нежелательным последствиям может привести снижение уровня качества электроэнергии?

Ответ. Уровень качества электроэнергии, поставляемой потребителям энергоснабжающими организациями, определяет надежность, экономичность и безопасность работы электроустановок, устойчивость протекания технологических процессов производства. Согласно ГК РФ (ст. 469, пп. 1, 2) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

Любое отклонение хотя бы одного из ПКЭ, например, уровня напряжения, от стандартизированного по ГОСТ 13109-97 значения приводит к невосполнимым убыткам, связанным с ростом потерь электроэнергии в электросетях, ухудшением пропускной способности и удорожанием эксплуатации электросетей, сокращением срока службы электрооборудования, снижением производительности технологического оборудования, браком продукции, недопустимыми погрешностями в приборах учета электроэнергии и др.

Методы определения количественных значений таких убытков приведены в .

Вопрос 33. К каким нежелательным последствиям может привести превышение потребителем разрешенной ему мощности?

Ответ. Может привести:

к снижению частоты в энергосистеме сверх допустимых пределов с последующим возникновением (угрозой возникновения) аварийной ситуации;

к отклонению напряжения (увеличению потерь напряжения);

к возрастанию тока, потерь активной и реактивной мощности, что ухудшит пропускную способность и приведет к удорожанию эксплуатации электрических сетей.

Вопрос 34. Что представляет собой система электроснабжения общего назначения?

Ответ. В соответствии с ГОСТ 13109-97 представляет собой совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей (приемников электрической энергии).

Вопрос 35. Какие услуги оплачивает потребитель при оформлении и заключении договора энергоснабжения?

Ответ. В общем случае оплачиваются услуги следующих организаций:

АПО за разработку ситуационного плана;

территориальной организацией геолого-геодезических и картографических работ за изготовление геоподосновы кабельной трассы в схеме внешнего электроснабжения объекта потребителя;

электросетевой организации за оказание услуги по присоединению к электрической сети (согласно договору возмездного оказания услуг по ликвидации технологического ограничения);

органа Ростехнадзора (его автономного инженерно-технического центра) за согласование проекта электроснабжения;

органа Ростехнадзора за повторный вызов инспектора Ростехнадзора;

Ростехнадзора в целом за сертификацию качества и безопасности электрической энергии, за разработку документов по вопросам аккредитации лицензионных и сертификационных центров (лабораторий) по видам топливно-энергетических ресурсов, участие в работе комиссий по аккредитации сертификационных центров (лабораторий) по проведению сертификационных испытаний, экспертизу материалов, представляемых организациями на аккредитацию, и т. д.;

Ростехнадзора за обучение и участие в повышение квалификации кадров энергетики, а также за участие в комиссиях по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках ответственных за электрохозяйство, работников, их замещающих, и специалистов по охране труда, контролирующих электроустановки;

Отдела подземных сооружений (ОПС) за согласование проекта кабельной трассы;

энергосбытовых организаций за оформление документов для потребителей (например, справки об отсутствии задолженности по оплате за потребленную электроэнергию), а также за выполнение услуг по включению, замене, проверке и др. приборов учета электроэнергии (например, в системе ОАО «Мосэнергосбыт» данный вид платной услуги утвержден приказом от 18.04.2006 г. № ПО/01-261/6);

энергосбытовых организаций за проверку качества электрической энергии и выявление причин, влияющих на некачественное энергоснабжение, и помощь в их устранении.

Вопрос 36. Что представляют собой технические регламенты, и действительно ли при завершении их разработки и внедрении они заменят собой действующие нормы и правила работы в электроустановках?

Ответ. Технический регламент представляет собой документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (в том числе для обеспечения электрической безопасности, единства измерений, взрывобезопасности и т. д.). Технические регламенты в законодательном порядке предусматривают проведение сертификации и упорядочивают систему надзора (контроля) за деятельностью предприятий и организаций. В техническом регламенте предполагается вместо произвольного набора многочисленных требований иметь только один документ (технический регламент), в котором исчерпывающим образом изложены все требования в данной сфере деятельности, расширить которые уже будет невозможно.

Более подробные сведения о технических регламентах и сертификации электроэнергии приведены в .

Вопрос 37. В чем состоит одна из основных идей ФЗ «О техническом регулировании»?

Ответ. Состоит в разделении требований к товару (в частности, к электрической энергии) на две части:

на безопасность людей и животных, за которую несет ответственность государство через свои законодательные акты;

на потребительское качество товара (электрической энергии), за которое отвечают коммерческие (энергоснабжающие) организации и требования к которому диктует потребительский рынок.

Чтобы поднять ответственность рынка на законодательный уровень, вводятся технические регламенты, которым придан статус федеральных законов.

Вопрос 38 (без ответа). Территориальная сетевая организация помимо органа управления и соответствующих служб (службы присоединения и перспективного развития, отдела работы с потребителями, сектора учета и распределения электроэнергии и др.) имеет районные филиалы. Например, только в ОАО «Московская городская электросетевая компания» насчитывается 23 таких филиала.

Почему в этих филиалах (районах) нет единой структуры (например, в одних районах имеется должность начальника участка, в других районах такой должности нет), единых требований и единой процедуры оформления АРБП, единых часов приема посетителей, а также единых требований к согласованию проектов кабельных трасс?

Аналогичная картина наблюдается и в городских отделениях ОАО «Мосэнергосбыт», и в управлениях АПО.

Евгения 30.04.2017

Александр 18.05.2017

Здравствуйте! Помогите пожалуйста советом. Подал заявку в РОССЕТИ г. Оренбург на технологическое присоединение энергопринимающих устройств п.14 правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, нежилое помещение (гараж) к ГСК не отношусь, подавал в ГСК заявление на подключение к электроснабжению отказали. Согласно п.3 абзац 2 правил технологического присоединения энергопринимающих устройств сетевая организация обязана заключить договор. Ответ от РОССЕТЕЙ в прикрепленном файле.

Александр 30.08.2017

Ирина Ивановна 01.07.2017

я приобрела дачный участок и домик в 1016 году, на поставку электроэнергии Тулэнерго ранее старым собственником был оформлен договор, установлен счетчик, подключен свет, но не открыт лицевой счет. Необходимо ли заявление старого собственника на переоформление договора на нового собственника

Галина 23.04.2017

Помогите расшифровать расчет квитанции ЖКХ (полная расшифровка, по всем пунктам конкретно). С указанием всех расчетов, откуда, что берется. Где мои расходы, где общедомовые и т.д. Спасибо!!!

Евгения 30.04.2017

как начисляется ОДН и какой максимальный размер начисления. Есть обще домовой прибор учёта и на каждую квартиру есть индивидуальный прибор учёта

Андрей 13.05.2018

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как перевестись на сельский тариф. Где получить акт о разграничении балансовой принадлежности? Сколько он стоит?Какая форма справки от председателя о кол-ве КВТ, выделенных на дом?

Ирина Ивановна 01.07.2017

Так же интересует вопросы: 1.По площади дома. У нас в разные месяцы берется разная площадь дома и она не соответсвует общей площади дома на сайте Реформа ЖКХ. Прошу помочь разобраться 2. По ОДН 3. По несоответсвию тарифа на СОИ

Марина 19.01.2018

Добрый день! Прошу дать консультацию по следующей проблеме. Прибор учета нашего предприятия установлен в ТП, которая принадлежит (в собственности) сетевой организации. ТП представляет собой отдельное кирпичное здание, расположенное на отдельном, специально для этого выделенном земельном участке (собственность муниципальная, у сетевой организации договор аренды), вне территории нашего предприятия (у нас собственность частная), хотя земельные участки смежные. В Акте по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок определены "Контакты присоединения шин к шпилькам трансформатора 0,4кВ в РУ-0,4кВ ТП-69". О разграничении балансовой принадлежности здания, сооружения ТП, его отдельных помещений - строительной части в акте ничего не сказано. Показания прибора учета снимались ежемесячно. Но сотрудники электросетей постоянно теряли ключи от ТП. За 15 лет они 12 раз срезали и сбивали замок на двери РУ-0,4кВ, поэтому давно уже оставили запасной ключ нам. С годами мы стали снимать показания счетчика самостоятельно и сообщать их как в Электросети, так и в Энергосбыт (очевидно, это нарушение и с нашей стороны, и со стороны Электросетей, и Энергосбыта). В феврале 2107г. неизвестные лица вскрыли дверь в помещение РУ-0,4кВ и похитили прибор учета. Энергоучет приехал с проверкой прибора учета и обнаружил его отсутствие. В результате на нас составили Акт о неучтенном потреблении электроэнергии. Соответственно энергосбытовая компания, с которой у нас заключен договор энергоснабжения, выставила нам счет за безучетное потребление электроэнергии. На все наши обращения в сетевую организацию и энергосбытовую компанию об отмене Акта о неучтенном потреблении на основании п.145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442): "Если прибор учета, собственником которого является потребитель, установлен и допущен в эксплуатацию в границах объектов электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, то такая организация несет обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, по снятию, хранению и предоставлению его показаний лицам, определенным в соглашении с собственником прибора учета, или по обеспечению допуска собственника прибора учета к прибору учета для снятия его показаний, по своевременному информированию собственника прибора учета о его выходе из строя (его утрате или неисправности)", нам отвечают, что если согласно Акта разграничения граница балансовой принадлежности электроустановок ("Контакты присоединения шин к шпилькам трансформатора 0,4кВ в РУ-0,4кВ ТП-69") находится внутри помещения РУ0,4 кВ, то и само помещение РУ-0,4кВ тоже находится на нашем балансе, и мы должны нести ответственность и за само помещение РУ-0,4кВ, и за дверь этого помещения, и за замок на этой двери, и, соответственно, за наш прибор учета, тем более, что и ключ от этой двери у нас был (выдача ключа никак не оформлялась). Так как мы отказываемся оплачивать счет за безучетное потребление электроэнергии, энергосбытовая компания будет подавать в суд. Еще такой момент: 1) в Акте о неучтенном потреблении в качестве адреса места осуществления безучетного потребления указан адрес нашего объекта, а не адрес ТП, где был установлен прибор учета (адреса отличаются). 2) в качестве описания объекта указано не ТП, а просто наш вид деятельности - "производство…". Прошу Вас дать консультацию: кто в данной ситуации прав - мы или сетевая организация, и есть ли у нас перспектива оспорить Акт о неучтенном потреблении электрической энергии и, соответственно, начисления, сделанные на основании этого Акта, в суде. Спасибо.

Поднимаемый здесь вопрос об объектах электросетевого хозяйства (их еще называют электросетевыми объектами, что тоже правильно и не противоречит законодательству) имеет очень важное значение в деятельности электросетевых организаций, уставной целью деятельности которых является эксплуатация именно таких электросетевых объектов (будем дальше именовать их для удобства чтения и понимания - ЭСО).

Но еще большую важность этот вопрос имеет для неспециализированных организаций, да и для граждан тоже, имеющих такие ЭСО в собственности или на так называемом «балансе».

Вынужденно обладая такими ЭСО (в их число преимущественно входят трансформаторные подстанции, воздушные и подземные кабельные линии электропередачи, хотя есть и другие объекты, но их значительно меньше), их собственники (или «балансодержатели») часто встречаются с трудностями не столько технического, сколько финансово-экономического характера. Хотя технических трудностей тоже хватает, но вынуждены обращаться за юридической помощью обладатели ЭСО для разрешения большей частью финансово-экономических проблем.

Проблемы же возникают, действительно, серьезные. В их основе лежат самые обычные технические условия, выданные еще в давние времена электросетевыми компаниями (в то время их так еще и не называли) этим нынешним «счастливым» обладателям ЭСО (или их правопредшественникам). Исполняя данные технические условия и выстраивая свои ЭСО для собственного электроснабжения, многие их собственники вначале даже и не представляли себе какие трудности их ожидают.

В подавляющем большинстве случаев конфликты обладателей ЭСО с электросетевыми компаниями начинались с договора технического обслуживания ЭСО, который собственник ЭСО вынужден был заключать с электросетевой компанией в момент завершения его (ЭСО) строительства и пуска в эксплуатацию. Не заключать такой договор собственник ЭСО, находящийся в тот момент буквально в кабальных условиях, никак не мог, поскольку не получил бы в Энергонадзоре (нынешнем Ростехнадзоре) акт допуска ЭСО в эксплуатацию.

Решая сиюминутную проблему запуска ЭСО в эксплуатацию, его обладатель фактически закладывал тем самым себе же «мину замедленного действия». Как показывает практика осуществления технического обслуживания (оставим здесь без обсуждения вопрос его качества) по заключенным таким образом договорам, оно (обслуживание) совершенно неожиданно для собственника ЭСО оборачивалось еще и неправомерными подключениями к обслуживаемому ЭСО других посторонних потребителей электроэнергии. Причем эти подключения часто производились электросетевыми компаниями без ведома и согласия собственников ЭСО.

Порой об этих несогласованных подключениях собственники ЭСО узнавали значительно позже таких подключений. И если раньше такие факты либо молча и безропотно «проглатывались» ими (собственниками), то сейчас, в силу рыночных отношений, по таким поводам разгораются серьезные конфликты.

Обостряются эти конфликты с электросетевыми компаниями, как правило, с момента прекращения собственником ЭСО оплаты по договору его технического обслуживания. В основание отказа собственник ЭСО совершенно справедливо указывает на достижение электросетевой компанией двойного положительного экономического эффекта по имеющемуся договору технического обслуживания. Такой эффект действительно имеет место, так как электросетевая компания мало того, что получает хоть какую-то оплату (то есть, получает прибыль) за осуществление (если еще осуществляет) технического обслуживания ЭСО, так еще организует через этот ЭСО переток электроэнергии для других потребителей. И благодаря такому перетоку электросетевая компания получает дополнительные и порой весьма существенные доходы. Как ни парадоксальны такие ситуации, но они довольно часто встречаются.

Другим вариантом такого же неблагоприятного экономического положения собственника ЭСО является чрезмерная обременительность содержания ЭСО как по финансовым затратам, так и в силу технической сложности. Естественно, что особую тяжесть это представляет для физических лиц - собственников ЭСО.

Конечно, у определенной части таких собственников ЭСО наблюдается практика самостоятельного подключения к своим ЭСО других потребителей электроэнергии и взымания с них за это как «платы за подключение и выделения мощности», так еще и платы за энергоснабжение. Но эта тема для отдельного обсуждения.

Также отдельно возможно обсуждать и группу тех собственников ЭСО, упорно отказывающихся от оплаты электросетевым компаниям за техническое обслуживание ЭСО и накапливающих задолженность, но считающих достаточным продолжение беспрепятственного перетока электроэнергии через ЭСО другим потребителям.

Продолжая же вести речь только о тех доведенных до отчаяния собственниках ЭСО, кто пытается избавиться от своих ЭСО, не желая нести бремя их содержания, можно отметить, что их предложения ограничиваются, как правило, предложениями «передать ЭСО безвозмездно на баланс» местным электросетям. В основном это те собственники ЭСО, у которых в силу разных обстоятельств даже не осталось своих энергопотребляющих объектов, которым требуется электроснабжение. Но продолжая сохранять право собственности на ЭСО, их собственники («балансодержатели») фактически несут финансовое бремя обеспечения электроэнергией посторонних для них лиц. И таких случаев достаточно, судя по обращениям на специализированные сайты и форумы от таких собственников ЭСО за помощью и консультациями.

Вместе с тем, имевшая место в прошлом (в дорыночные времена), практика «передачи имущества с баланса на баланс» в настоящее время прекращена в отношении коммерческих организаций, то есть тех организаций, целью которых является извлечение прибыли. Под такой передачей понимается безвозмездная сделка дарения имущества, которая в соответствии с пп.4 п.1 ст.575 ГК РФ запрещена коммерческим организациям (а все без исключения электросетевые компании являются именно такими коммерческими организациями).

В силу законодательного запрещения электросетевые компании имеют в настоящее время право приобретать ЭСО у их собственников исключительно только на возмездных условиях, то есть, заключая с этими собственниками договоры купли-продажи или аренды этого имущества.

Однако, несмотря на существующие законодательные ограничения какие-то электросетевые компании все же продолжают практику безвозмездного приема ЭСО, и при этом еще и требуют от их собственников дополнительных финансовых вложений в различных суммах, якобы для возмещения затрат этих электросетевых компаний по уплате налогов (НДС, на прибыль и т.п.). Такие парадоксальные ситуации с определенной частотой случаются, о чем можно узнать на специализированных сайтах и форумах. Вот, например, один из таких случаев: http://www.energovopros.ru/voprosy-i-otvety/elektrosnabzhenie/chastnaja-podstancija-elektroset/26647/

Поэтому для тех собственников ЭСО, имеющих твердое намерение избавиться от бремени их содержания и не рассчитывающих на продажу, правильным решением будет являться обращение в муниципальные органы с заявлением о передаче своих ЭСО в муниципальную собственность. Такое право собственников предусмотрено действующим законодательством, а именно, ст.236 ГК РФ, которая предоставляет собственникам имущества право на отказ от права собственности на их имущество.

На муниципальные же органы в связи с этим возлагается обязанность приступить к процедуре признания отчуждаемого собственником ЭСО бесхозяйным в соответствии со ст.225 ГК РФ. Причем эта обязанность предусмотрена не только указанной правовой нормой, но и п.4 ст.14 Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Уже в период разрешения вопроса о признании ЭСО бесхозяйным имуществом (на это закон дает 1 год) муниципальный орган может передать их местной электросетевой компании. По истечению же года эти ЭСО могут быть переданы разными способами, зависящими от статуса (организационно-правовой формы) электросетевой компании. Если электросетевая компания является муниципальным унитарным предприятием (МУП), то ЭСО став муниципальным имуществом, просто передаются распоряжением муниципального органа в хозяйственное ведение этого МУП. Если же электросетевая компания является обычным хозяйственным обществом (то есть ООО или АО), в котором не участвует муниципальное образование, то передача возможна на условиях договора аренды или купли-продажи.