Заявление на получение патента
Для оказания помощи ИП в заполнении всех необходимых параметров (средняя численность наемных работников, количество транспортных средств, количество обособленных объектов (площадей)), с учетом рассмотрения которых может быть выдан патент, ФНС России рекомендует использовать форму заявления на получение патента
Пунктом 5 статьи 346.45 Кодекса установлено, что патент выдается по выбору ИП на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.
Согласно нормам статьи 6.1 Кодекса срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (пункт 1 статьи 55 Кодекса).
Налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, рассчитывается от налоговой базы, которая, в свою очередь, определяется путем деления размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент (пункт 1 статьи 346.51 Кодекса).
Классификатор кодов по видам предпринимательской деятельности,
в отношении которых предусмотрено применение на территории
города Москвы патентной системы налогообложения
Код |
Наименование вида предпринимательской деятельности, установленное Законом субъекта Российской федерации |
|
Ремонт и пошив швейных,
меховых и кожаных изделий, |
Пункт 1 в таблице в статье 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Ремонт, окраска и пошив обуви |
Пункт 2 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Парикмахерские и косметические услуги |
Пункт 3 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Химическая чистка, крашение и услуги прачечных |
Пункт 4 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Изготовление и ремонт
металлической галантереи, ключей, |
Пункт 5 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Ремонт и техническое
обслуживание бытовой
|
Пункт 6 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Изготовление и ремонт мебели |
Пункт 7 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий |
Пункт 8 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Техническое обслуживание
и ремонт автотранспортных и
|
Пункт 9 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Оказание услуг по
перевозке грузов автомобильным
|
Пункт 10 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Оказание услуг по
перевозке пассажиров автомобильным
|
Пункт 11 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Ремонт жилья и других построек |
Пункт 12 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Производство монтажных,
электромонтажных,
|
Пункт 13 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги по остеклению
балконов и лоджий, нарезке стекла |
Пункт 14 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги по обучению
населения на курсах и по
|
Пункт 15 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными |
Пункт 16 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги по приему
стеклопосуды и вторичного сырья, за
|
Пункт 17 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Ветеринарные услуги |
Пункт 18 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Сдача в аренду (наем)
жилых и нежилых помещений, дач,
|
Пункт 19 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Изготовление изделий народных художественных промыслов |
Пункт 20 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Прочие услуги
производственного характера (услуги
по |
Пункт 21 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Переработка давальческой
мытой шерсти на трикотажную |
Пункт 22 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Выделка шкур животных |
Пункт 23 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Расчес шерсти |
Пункт 24 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Стрижка домашних животных |
Пункт 25 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Ремонт и изготовление
бондарной посуды и гончарных |
Пункт 26 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Защита садов, огородов
и зеленых насаждений от |
Пункт 27 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Изготовление валяной обуви |
Пункт 28 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Изготовление
сельскохозяйственного инвентаря из
|
Пункт 29 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Граверные работы по
металлу, стеклу, фарфору, дереву,
|
Пункт 30 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Изготовление и ремонт деревянных лодок |
Пункт 31 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Ремонт игрушек |
Пункт 32 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Ремонт туристского снаряжения и инвентаря |
Пункт 33 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги по вспашке огородов и распиловке дров |
Пункт 34 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики |
Пункт 35 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Изготовление и печатание
визитных карточек и |
Пункт 36 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Копировально-множительные,
переплетные, брошюровочные, |
Пункт 37 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Зарядка газовых баллончиков для сифонов |
Пункт 38 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Производство и реставрация ковров и ковровых изделий |
Пункт 39 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Ремонт ювелирных изделий, бижутерии |
Пункт 40 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Чеканка и гравировка ювелирных изделий |
Пункт 41 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Монофоническая и
стереофоническая запись речи, пения,
|
Пункт 42 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги по уборке жилых
помещений и ведению домашнего
|
Пункт 43 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги по оформлению
интерьера жилого помещения и |
Пункт 44 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Проведение занятий по физической культуре и спорту |
Пункт 45 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги носильщиков
на железнодорожных вокзалах,
|
Пункт 46 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги платных туалетов |
Пункт 47 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги поваров по изготовлению блюд на дому |
Пункт 48 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Оказание услуг по
перевозке пассажиров водным
|
Пункт 49 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Оказание услуг по
перевозке грузов водным транспортом
|
Пункт 50 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги, связанные со
сбытом сельскохозяйственной
|
Пункт 51 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги, связанные с
обслуживанием сельскохозяйственного |
Пункт 52 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги по зеленому
хозяйству и декоративному
|
Пункт 53 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты |
Пункт 54 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Занятие частной
медицинской деятельностью или
|
Пункт 55 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Осуществление частной
детективной деятельности лицом,
|
Пункт 56 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги по прокату |
Пункт 57 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Пункт 58 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
||
Обрядовые услуги |
Пункт 59 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Пункт 60 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
||
Услуги уличных патрулей,
охранников, сторожей и |
Пункт 61 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
|
Пункт 62 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Розничная торговля,
осуществляемая через объекты
|
Пункт 63 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Услуги общественного
питания, оказываемые через
объекты |
Пункт 64 в таблице статьи 1 Закона г. Москвы «О патентной системе налогообложения» № 53 от 31.10.2012 |
|
Выполнение переводов с одного языка на другойКонкурс ... (опыт) работы по виду деятельности , являющимся предметом... адрес (юридический и почтовый), коды Росстата, данные о руководителе... определены специальные понятия и классификаторы : типы обращений в... или иным видом предпринимательской деятельности , и/или... В связи с проведением 20 ноября 2013 года «Дня правовой помощи детям» информируем о действующих нормативных правовых актах на территории Российской Федерации, пДокумент... видов деятельности " "ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ... связанных с осуществлением предпринимательской деятельности , утв. Постановлением... "Перечнем кодов подвидов по видам доходов... Russian Classification of Economic Activities ок 029-2007 (кдес ред. 1)ДокументОбщероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности при... кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из... виды деятельности сосредоточены главным образом в сфере предпринимательской деятельности . ... 3. Нормативное регулирование отдельных видов экономической деятельности 5РефератОбщероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Задачами работы выступают: - определение субъектов и форм осуществления предпринимательской деятельности ... |
При регистрации новый экономический субъект должен определиться с видом предполагаемой предпринимательской деятельности. Для этого статистическими органами разработан классификатор ОКВЭД, который содержит подробный перечень всех возможных сфер занятости. Обновленный список ОКВЭД-2 в 2019 году с расшифровкой по видам деятельности должен использоваться всеми предпринимателями и организациями.
Что такое ОКВЭД
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — это статистическая информация, которая дает представление о том, чем занимается организация. ОКВЭД выбирается изначально при регистрации фирмы или ИП. Допускается внесение одновременно нескольких кодов, даже если они фактически не все будут задействованы в работе в дальнейшем. При этом следует выбрать основной ОКВЭД, который будет относиться к большей части от общей деятельности экономического субъекта.
Коды ОКВЭД дают представление о выбранном направлении в экономической деятельности, помогая систематизировать данные контролирующим органам. Выбранные коды практически не влияют на дальнейшую работу субъектов. Хотя существует некоторая зависимость между ОКВЭД и действующим режимом налогообложения. Так, характеризующие оптовую торговлю коды не применяются как основные при ЕНВД.
Основной ОКВЭД влияет на ставку страховых взносов от несчастных случаев (травматизм), уплачиваемую в ФСС. Перечень кодов подразделяется на классы профессионального риска. Чем опаснее виды задействованных работ, тем выше их размер. Минимальные платежи на травматизм составляют 0,2% от начисленной зарплаты, максимальные – 8,5%.
Работодателям ежегодно необходимо подтверждать действующий основной код ОКВЭД, на основании которого ФСС определяет ставку по взносам на травматизм. Сведения подаются до 15 апреля и носят уведомительный характер. Если этого не сделать, тариф может быть установлен автоматически в максимальном размере.
Несмотря на тот факт, что при регистрации допускается выбирать любое количество кодов ОКВЭД, рекомендуется придерживаться все же реальных данных. При необходимости впоследствии список можно изменить, дополнив или удалив значения.
Где предпринимателям и организациям может потребоваться основной ОКВЭД? Помимо занесения в государственные реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП, его указывают в следующих случаях:
- при формировании отчетности, налоговых деклараций и расчетов;
- при регистрации в ПФ, ФСС и прочих фондах;
- при лицензировании деятельности;
- при прочей необходимости, например, при открытии банковского счета.
Расшифровка
Виды экономической деятельности в 2019 году будут классифицироваться в соответствии с перечнем в последней редакции – ОКВЭД-2. Необходимость обновления классификатора была продиктована потребностью максимально приблизить российские нормы стандартизации к Европейскому экономическому сообществу. Список кодов, принятый еще в 2017 году, обязателен для всех экономических субъектов. Каких-либо изменений и дополнений в 2019 году не планируется.
Из чего состоят коды ОКВЭД? Полный перечень включает в себя 21 раздел, каждый из которых имеет буквенное обозначение на латинице (от А до U). Так происходит обобщение информации. Например, раздел А – это виды деятельности, связанные с сельским и лесным хозяйством, рыболовством, охотой. Раздел F связан со строительством, в том числе и со специализированными работами.
Как будет выглядеть код экономической деятельности? В показателе может присутствовать от 2-х до 6 знаков. Чем больше цифр в коде, тем детальнее представлена деятельность.
Какой вид кода выбрать при регистрации? Зависит от планируемой деятельности. Далеко не всегда рекомендуется прибегать к полной расшифровке, если не планируется детальный характер работ.
Пример 1. Организация планирует заниматься розничной торговлей продуктами питания в специализированных магазинах. Какие коды ОКВЭД в 2019 году следует указать в регистрационных документах? Согласно классификации ОКВЭД2, этот вид деятельности находится в разделе G класса 47, подкласса 2 – 47.2. Более детальную выборку можно сделать, если речь идет об отдельных видах продукции. Например, продаже мучных кондитерских изделий будет соответствовать ОКВЭД 47.24.21, а торговля молочными продуктами – 47.29.11.
Как правильно выбрать коды
Действующий с 2017 года список ОКВЭД2, по сравнению с предыдущей версией ОКВЭД1, содержит расширенный перечень работ, имеет более детальную расшифровку и разбивку на классы. Коды предыдущего классификатора могут не совпадать с существующей версией. Если экономический субъект при регистрации указывал ОКВЭД согласно предыдущей редакции перечня, то дополнительных действий предпринимать не потребуется. Налоговые органы самостоятельно присвоят экономическому субъекту новые параметры деятельности.
Как правильно выбрать ОКВЭД? Для начала нужно определиться с общим характером будущей деятельности, найти соответствующие разделы и подразделы. После чего формируется класс и подкласс. Согласно требованиям законодательства, код должен состоять минимум из 3-х цифр, при необходимости формируется более детальная классификация.
Выбранные коды ОКВЭД прописываются в заявлении при регистрации экономического субъекта, при этом первое значение будет рассматриваться как основное. Количество кодов не ограничивается. При необходимости данные допускается корректировать, добавляя новые или удаляя предыдущие. Для этого потребуется внести изменения в учредительные документы, предоставив обновленные сведения в налоговые органы.
Выбор подходящих кодов ОКВЭД – достаточно кропотливая работа. Необходимо заранее определиться с классификацией деятельности и ее расшифровкой. И хотя внести изменения в дальнейшем не сложно, предприниматели могут потерять драгоценное время, исправляя первоначальные данные.
Код вида предпринимательской деятельности для патента - 2018 - 2019 по сравнению с предыдущими годами не изменился. Структура кодов определяется нормативными документами ФНС.
Виды деятельности при патентном налогообложении: чем регулируются, каковы ограничения
Код вида предпринимательской деятельности можно найти в Классификаторе видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП), утвержденном приказом ФНС России от 15.01.2013 № ММВ-7-3/9@ (далее — Классификатор).
Бизнесмен вправе приобрести патент, подтверждающий переход на патентную систему. Последняя предусматривает уплату фиксированного налога, зависящего от потенциально возможного годового дохода. Основные правила, выполняя которые бизнесмен может рассчитывать на право воспользоваться этой системой, установлены ст. 346.43 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).
Барьером при реализации данного права для предпринимателя будет численность персонала. По всем направлениям своей деятельности, в том числе облагаемым по правилам других налоговых режимов, он вправе принять на работу в совокупности не более 15 человек до истечения срока патента (п. 5 ст. 346.43).
Вторым ограничением станет максимальный размер годового дохода, который устанавливается законами регионов. Доход бизнесмена по общему правилу, установленному в п. 7 ст. 346.43 НК РФ, не должен превышать 1 млн руб. по каждому из видов (исключения содержатся в п. 8 ст. 346.43 НК РФ).
По положениям п. 2 ст. 346.43 НК РФ патентная система применима к 63 видам бизнеса. Перечень широк и содержит различные варианты — от ремонта обуви до аренды недвижимости. Законодатель в подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ позволяет субъектам Федерации своими законами дополнять этот перечень другими бытовыми услугами.
ВАЖНО! Выбрав по отдельным видам деятельности применение патентной системы, субъект располагает возможностью применять по отсутствующим в перечне, но реализуемым им направлениям работы иные режимы (п. 1 ст. 346.43 НК РФ).
Классификатор и его применение
Как нормативный документ Классификатор является существенной частью общей системы кодирования информации для целей налогового администрирования, отраженной в положении «О единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации МНС России», утвержденном приказом МНС РФ от 02.06.2003 № БГ-3-13/285. В акте отражены коды видов деятельности и порядок присвоения им идентификационных обозначений.
Хозяйствующий субъект, найдя в Классификаторе вариант бизнеса, которым он планирует заниматься, указывает в заявлении о регистрации ИП наименование вида деятельности, приведенное в законе региона, и код по Классификатору. При этом, выбирая патентную систему, бизнесмен уплачивает только невысокую фиксированную ставку (см. подробнее в ст. 346.50 НК РФ).
ВАЖНО! При изучении Классификатора необходимо обратить внимание, что после каждого кода указывается ссылка на нормативный акт области или республики, которым установлена возможность применения патента, а также срок окончания действия нормы.
Таким образом, выбрав в 2018 — 2019 году в своем регионе патентную систему обложения для определенной услуги, в 2019 — 2020 году предприниматель может утратить эту возможность не только из-за истечения 6 или 12 месяцев срока патента, но и из-за прекращения действия нормативного акта.
Правила формирования кода
Идентификационный код вида предпринимательской деятельности для применения патентной системы определяется в соответствии с правилами, установленными Классификатором.
Он состоит из 6 цифр, которые расшифровываются следующим образом:
- ХХ — идущие впереди численные значения отражают номер вида деятельности согласно п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Если бытовая услуга не упомянута в статье, но установлена законом региона, в этой позиции ставится 99 (см. п. 2.1 Классификатора).
- ХХ — следующие значения говорят о коде субъекта Федерации.
- ХХ — последние 2 знака обозначают порядковый код, возникающий в результате дифференциации вида бизнеса, указанного в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, нормами регионального законодательства.
Перед принятием решения о выборе патентной системы код может быть использован для расчета стоимости патента. Калькулятор, позволяющий сделать это для всех муниципальных образований, находится на сайте ФНС РФ. Бизнесмену достаточно ввести вид деятельности и наименование субъекта Федерации. Заявление на получение патента может быть направлено в ФНС по почте, лично или по каналам электронной связи (п. 2 ст. 346.45 НК РФ).
Расчет стоимости разрешения будет произведен ИФНС исходя из параметров, учитываемых при расчете для каждого конкретного кода и указанных ИП в заявлении. В случае несогласия с данными, представленными ИП, налоговый орган вправе самостоятельно переоценивать и исправлять их, производя перерасчет (см. постановление 13-го Арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 по делу № А56-36832/2016).
***
Вид предпринимательской деятельности для патента - 2018 — 2019 определяется нормативными актами ФНС РФ и законами субъектов Федерации. Изменение регионального законодательства и внесение в список новых видов, а также срок прекращения возможности их налогообложения на основе патента можно проверить по Классификатору.
По Конституции РФ 1993 г. Президент не является главой исполнительной власти, каковым он был по ранее действовавшей Конституции.
Являясь главой государства, он наделен существенными полномочиями, дающими ему возможность активно влиять на организацию и функционирование механизма исполнительной власти.
Прежде всего речь пойдет о его полномочиях по формированию структуры и системы федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению последнего назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, а также федеральных министров. К компетенции Президента РФ отнесено образование федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, назначение руководителей государственных комитетов, федеральных служб и др. Система федеральных органов исполнительной власти также утверждается указами Президента РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В настоящее время, как уже отмечалось, она определяется Указом «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г.
Президент РФ осуществляет общее руководство деятельностью Правительства РФ и непосредственно руководит работой некоторых федеральных органов исполнительной власти. В их числе: министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, национальной политики по налогам и сборам; службы внешней разведки, железнодорожных войск, безопасности, охраны, пограничная; федеральное агентство правительственной связи и информации. Положения об этих органах утверждаются Президентом РФ.
Президент РФ назначает ряд должностных лиц, имеющих прямое отношение к функционированию исполнительной власти. Это лица высшего командования Вооруженных Сил РФ, полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ, дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства, участвовать в формировании его Президиума, принимать решение об отставке Правительства.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, вводит на территории РФ военное и чрезвычайное положение, руководит Советом Безопасности РФ.
Президент РФ вправе отменять правовые акты Правительства РФ, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Его указами регламентируются многие важные стороны деятельности и механизма исполнительной власти.
В распоряжении Президента РФ имеется создаваемый им в соответствии с Конституцией РФ специальный аппарат – Администрация Президента РФ. В ее задачи входит обеспечение деятельности Президента РФ необходимыми организационными и информационными условиями. В ее составе действует несколько структурных подразделений. Среди них наиболее существенна роль Главного государственно-правового управления и Главного контрольного управления. Первое из них ведет юридическую работу: подготовку проектов нормативных указов Президента, обеспечение его правовой информацией и т.п. Функции второго связаны с осуществлением контроля за исполнением указов Президента РФ органами исполнительной власти.
Вопросы хозяйственного обслуживания Президента и его Администрации отнесены к ведению Управления делами Президента РФ.
Существует ряд органов, действующих непосредственно при Президенте РФ, но отнесенных к числу федеральных органов исполнительной власти. Это, например, Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.
Президент РФ регламентирует своими указами многие стороны государственной службы. В составе его Администрации вопросы этого профиля отнесены к компетенции Совета по вопросам государственной службы и Управления по кадровой политике.
К содержанию книги: Административное право
Смотрите также:
Президент РФ является главой государства. Он находится над всеми ветвями власти, и при этом не входит ни в одну из них. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Основные функции Президента РФ:
1) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
3) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
4) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
Президентская власть в Российской Федерации самостоятельна и существует наряду и в системе с законодательной, исполнительной и судебной властями, а Президент Российской Федерации как орган этой власти самостоятелен в отношении других органов государственной власти.
Президент Российской Федерации как орган государства, конечно, не является законодательным органом, но он - субъект законодательной власти. К тому же он - нормотворческий орган (ст. 90 Конституции Российской Федерации). Указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, однако они образуют вместе с Конституцией и федеральными законами единую правовую систему государства, дополняют, конкретизируют и развивают законодательные акты. В этом также находит свое конкретное проявление осуществление его законодательной власти.
В отличие от предшествующей, Конституция Российской Федерации 1993 г. не наделяет Президента функциями главы исполнительной власти.
Определяя основные направления деятельности Правительства его Председатель руководствуется как Конституцией Р.Ф. и федеральными законами, так и указами Президента Р.Ф.
О самостоятельности и независимости исполнительной власти РФ можно говорить, лишь по отношению к законодательной и судебной властей. Президентская же власть, поглощая частично функции собственно исполнительной власти, стоит над этой властью, подчиняет и контролирует ее. Но президентская власть не тождественна исполнительной, не сливается с нею. Существуя относительно обособленно, исполнительная власть отнюдь не независима от власти президентской, подчинена ей и контролируется ею.
Т.е. в известном смысле исполнительная власть, по Конституции Р.Ф. 1993 г., это обособленная и специфическая форма власти президентской.
В соответствии с п. 3 ст. 115 Конституции Р.Ф. Президент Р.Ф. вправе отменить постановления и распоряжения Правительства Р.Ф. в случае их противоречия Конституции Р.Ф., федеральным законам и указам Президента Р.Ф.
На него, следовательно, возлагается как право решать вопрос законности, т.е. о соответствии Конституции Р.Ф., федеральным законам и указам Президента Р.Ф. принимаемых Правительством актов, так и исключительным правом их отмены.
Заметим, что компетенция Президента Р.Ф. в этом отношении шире соответствующего конституционного правомочия Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку последний, в соответствии с п. 2 ст. 125 Конституции Р.Ф., вправе принимать постановления о разрешении дела о соответствии нормативных актов Правительства Р.Ф. Конституции Р.Ф. Несоответствие этих правовых актов не только Конституции Р.Ф., но также федеральным законом и указам Президента вправе устанавливать лишь Президент Р.Ф. Он же отменяет указанные правовые акты.
Статья 112 (п.п. 1 и 2) Конституции Р.Ф. уполномочивает Председателя Правительства Р.Ф. не позднее недельного срока представить Президенту Р.Ф. предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предложить Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Р.Ф. и федеральных министров. Хотя в ст. 112 прямо не говорится, но из ее смысла следует, что Президент Р.Ф. утверждает как структуру федеральных органов исполнительной власти, так и персональный состав (о Председателе Правительства Р.Ф. уже говорилось) Правительства Р.Ф., т.е. непосредственно лично формирует центральный орган исполнительной власти.