• II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
  • Позитивное право направлено на упорядочение общественных отношений, на обеспечение осуществления субъектами права своих субъективных прав и выполнения юридических обязанностей, что становится возможным в процессе претворения предписаний правовых норм в жизнь общества, т.е. их реализацию в деятельности государственных и негосударственных организаций, людей, социальных общностей.

    Тема реализации права относится к разряду центральных и значимых в теории государства и права. Ее актуальность и проблематичность вызвана отсутствием в науке теории государства и права единства мнений относительно определений таких понятий, как реализация права, соблюдение, использование, исполнение, применение права.

    В юридической науке сложилось два основных подхода к пониманию сущности понятия «реализация права». Прежде всего, реализацию права определяют как строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний, воплощение этих предписаний в поведение людей (Н.И. Матузов, В.В. Оксамытный и др.).

    В этом значении реализация права характеризуется с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны реализация права выражена в совокупности последовательно совершаемых субъектами правомерных действий, предусмотренных нормами позитивного права. В свою очередь реализация права с субъективной стороны можно рассматривать как отношение субъекта права к реализуемым правовым предписаниям, как характеристику интеллектуального (сознательного) и волевого признаков субъекта права в момент совершения предписываемых действий.

    Другой подход предполагает, что реализация права это не только процесс или внешнее проявление процесса правового регулирования, а это его конечный результат. В данном аспекте исследователями (Н.А. Катаев, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, В.И. Власов) реализация права определяется, как достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий.

    В современной юридической науке большинством ученых реализация права рассматривается как претворение предписаний правовых норм в жизнь и поведение людей, как конкретное проявление процесса правового регулирования.

    Существует достаточно большое количество дефиниций реализации права, среди которых можно выделить следующие.



    А. Б. Венгеров: «реализация права – это такое социальное поведение субъектов пра­ва, в котором воплощаются предписания правовых норм как формы практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей»

    В. В. Лазарев, С. В. Липень: «Реализация права - это осущест­вление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, их организаций, органов государства».

    В. В. Оксамытный: «Реализация права - это процесс вопло­щения правовых предписаний в правовом поведении участников общественных отношений».

    Л. А. Морозова: «Под реализацией права принято понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отноше­ний (государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, физических лиц)».

    В. М. Сырых: «Деятельность членов гражданского общества и государства, его органов по переводу действующих норм права в конкретные правоотношения понимается как реализация норм права».

    Таким образом, реализацию права можно определить как претворение в жизнь предписаний правовых норм посредством правомерного поведения субъектов права, выраженное в осуществлении ими субъективных прав и выполнении юридических обязанностей.



    С учетом приведенного определения можно выделить следующие признаки реализации права.

    1. Реализация права это претворение в жизнь предписаний правовых норм.

    Это означает, что реализация права представляет собой процесс проведения позитивного права в жизнь, но не в жизнь неодушевленного окружающего материального мира, а в общественные отношения между людьми, т.е. внедрение правовых норм установленных (санкционируемых) государством в поведение людей.

    2. Реализация права это претворение в жизнь предписаний правовых норм посредством правомерного поведения субъектов права. Данный признак указывает, что субъекты права (государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане и др.) осуществляют свои действия (бездействия) руководствуясь нормами права, т.к. реализация права невозможна при противоправном поведении, т.е. нарушении субъектами правовых предписаний.

    3. Реализация права находит свое выражение в осуществлении субъектами права субъективных прав и выполнении юридических обязанностей. В данном случае предполагается, что предписания правовых норм содержат субъективные права и юридические обязанности субъектов, и они направлены к конкретным адресатам, которые в ходе выполнения правовых предписаний осуществляют соответствующие права и обязанности.

    4. Реализация права – это сложное действие права, которое осуществляется в различных правовых формах , в зависимости от методов правового регулирования, общественных отношений и субъектов права на которые оказывается правовое воздействие.

    5. Реализация права гарантируется государством , в случае возникновения препятствий по претворению в жизнь общества предписаний правовых норм, затруднений в осуществлении субъективных прав и юридических обязанностей субъект права может рассчитывать на поддержку и защиту со стороны государства, в т.ч. на осуществление своих прав с помощью мер государственного принуждения.

    Реализация права находит свое выражение в различных формах, которые можно классифицировать по следующим основаниям.

    По уровню реализации:

    · реализация общих установлений, задач и принципов права (например, соблюдение гражданином принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и др.);

    · реализация общих норм , устанавливающих правовой статус и компетенцию субъектов права (например, реализация гражданином субъективного права на свободу передвижения, свободу совести, свободу мысли, право на отдых и т.д.);

    · реализация конкретных норм права в правоотношениях (например, реализация гражданином права на объединение путем вступления в политическую в партию, реализация гражданином своего избирательного права путем участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ).

    В зависимости от путей реализации выделяют:

    · реализацию права вне конкретных правоотношений (когда субъект реализует свои права и обязанности без вступления в правоотношения с другими субъектами – право на отдых, свобода слова и др.);

    · реализацию права в рамках конкретных правоотношений.

    По субъекту реализации:

    · индивидуальная (осуществляется субъектом права самостоятельно и единолично);

    · коллективная (требует участия нескольких лиц).

    По внешнему проявлению:

    · активная (в форме действий, например выполнение юридических обязанностей: платить налоги, воспитывать детей, воинская обязанность и т.д.);

    · пассивная (выражена в форме бездействия, например не совершать правонарушения).

    По методу воздействия:

    · добровольная (например, реализация избирательного права путем участия в выборах);

    · принудительная (например, обязанность платить алименты, освободить жилое помещение на основании решения суда).

    По характеру действий субъектов (правореализующих действий):

    · соблюдение;

    · исполнение;

    · использование;

    · применение.

    Выделение форм реализации права по последнему основанию получило наиболее широкое распространение в юридической литературе и признается большинством исследователей.

    Соблюдение права. Суть этой формы заключается в воздержании субъектами права от совершения действий, находящихся под правовыми запретами.

    По мнению Е. И. Темнова: «соблюдение (observatio - от лат. соблюдать, на­блюдать) - это воздержание субъектов права от совершения запре­щенных правом действий; это пассивная форма реализации права, ибо связана с ненарушением запретов».

    Исполнение права. Сущность этой формы реализации права сводится к совершению субъектами права активных действий по обязательному выполнению требований предписаний правовых норм.

    Так, например, М. Б. Смоленский считает, что «Исполнение представляет собой реализа­цию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложен­ных на него обязательств в интересах управомоченной стороны».

    Использование права. Эта форма реализации права сводится к совершению действий, доз­воленных нормами права, что выражается в возможности субъектов права по собственному желанию и усмотрению осуществлять свои субъективные права и законные интересы.

    По мнению В. В. Лазарева и С. В. Липеня: «Использование права - это такая форма его реализации, которая состоит в совершении действий, дозволенных правовыми нормами, в осуществлении субъектами своих прав».

    Применение права . Данная форма наступает в тех случаях, когда не наступает реализация права в форме соблюдения, исполнения, использования правовых норм, основанных на взаимном согласии субъектов права, и требуется вмешательство государства для реализации предписа­ний правовых норм применительно к конкретным жизненным си­туациям и индивидуально определенным лицам.

    По мнению М. Б. Смоленского: «Применение права - это властная де­ятельность специально уполномоченных субъектов по реализации предписаний правовых норм применительно к реальным жизнен­ным ситуациям и конкретным лицам и вынесению индивидуаль­но-правовых актов» (Аналогичные определения дают большинство авторов, например, В. В. Оксамытный,Т. Н. Радько, Р. Т. Мухаев, А. В. Клименко, В. В. Румынина и др.).

    Для эффективного регулирования отношений недостаточно принять хорошийзакон. Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию. Эта проблема, особенно не ощущавшаяся на заре цивилизации (когда фактические отношения часто приравнивались к праву), обострилась в связи с распространением обобщающих, абстрактных предписаний, регламентирующих такие же общие, типичные жизненные ситуации. Кроме того, расширились системообразующие связи юридических норм, предполагающие комплексное использование ряда различных норм для урегулирования одной социальной ситуации.

    В связи с усложнением процесса реализации права повышается значимость творчески мыслящего, инициативного адресата и профессионально грамотного правоприменителя, способного обеспечить целесообразный переход юридически должного предписания в социальную практику. В связи с этим само право все больше оказывает не только регулятивное, но и идей- но-мотивационное воздействие на личность.

    Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

    Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм .

    Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

    Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

    Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.

    Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо,исполняя возложенные на него обязанности, в то же времяиспользует определенные права,соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1)непосредственный , который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2)опосредованный , когда реализация права осуще- ствлястся государственно-властным правоприменительным решением; 3)договорный , который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

    Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

    реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

    процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;

    как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

    Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации.Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

    Формы реализации права

    Воплощение всех функций права в жизнь возможно лишь при условии реального действия правовых предписаний или реализации их в деятельности людей и организаций.

    Следует подчеркнуть, что под реализацией права понимаются только такие действия, которые соответствуют правовым нормам, так как противоправная деятельность и неправомерное поведение связаны с нарушением юридических предписаний.

    Классификация форм реализации правовых норм проводится по различным основаниям.

    Наиболее распространенной является классификация форм реализации, построенная в зависимости отхарактера действий субъектов права.

    В соответствии с этим признаком-критерием выделяют три непосредственные формы реализации: соблюдение, исполнение и использование. Этим трем непосредственным формам реализации права соответствуют три способа правового регулирования - запрет, обязывание и дозволение. Непосредственными эти формы реализации называют потому, что субъекты права сами реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи органов государства.

    В тех случаях, когда реализация права на основе взаимного согласия граждан, организаций невозможна, возникает необходимость государственного вмешательства, без которого претворение предписаний норм права в жизнь невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации - применении права.

    Относительно названных непосредственных форм реализации права следует отмстить следующее.

    Соблюдение норм права связано только с реализацией запрещающих норм. Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключается в том, чтобы не допустить совершения действий, которые причинили бы вред не только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей всегда имеет не активный, а пассивный характер. Реализация данной формы достигается не в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий.

    Исполнение как форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права.

    Наконец,использование прав или правомочий выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками общественных отношений.

    Примером может служить право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, право родителей дать ребенку имя и др.


    Похожая информация.


    Реализация права – претворение, воплощение предписаний юр норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов правоотношений.

    Формы реализации:

    1)по характеру правореализующих действий и виду реализованных юр. норм:

    Использование (связано с правами, есть выбор)

    Исполнение (связано с обязанностями – воинский долг)

    Соблюдение (вся ос.ч. запреты, если предусмотрено наказание, значит действует запрет)

    Применение правовых норм – специфическая форма реализации НП, осуществляется специально уполномоченными на то органами, ДЛ, общественными организациями.

    2) по субъектам реализации:

    Индивидуальные – право на заключение брака, на обучение, право на пикет)

    Коллективные – образование полит партий, обществ объед, право на митинги, забастовк).

    3) по уровню реализации НП:

    Реализация общих установлений (реализация задач, принципов права)

    Реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию

    Реализация конкретных ПН в конкретных правоотношениях.

    57. Правоприменение: понятие и стадии.

    Узкий подход:

    Право применяет только государство.

    Широкий подход:

    Право применяют все те, кто имеет власть (ОМСУ, власть родителей над несовершеннолетними детьми, власть над верующими (анафема), власть работодателей).

    Признаки:

    Властная деятельность уполномоченных органов

    Индивидуализация правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации).

    Творческая деятельность (судья квалифицирует преступления) – не всегда!!!

    Организующая деятельность – (прием на работу, закупка оборудования).

    Осуществляется в специально установленных З формах (приказ о зачислении на работу).

    Завершается вынесением актов (приговор суда, расторжение брака, досмотр на таможне).

    Контроль (получить разрешение).

    Применение права - властная деятельность уполномоченных на то гос или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юр вопроса, дела, на основе юр фактов и конкретных ПН и вынесении по нему индивидуальн решения, обязательного для адресата.

    Стадии:

    1) установление фактических обстоятельств юр дела. На этой стадии необходимо выявить и зафиксировать все факты, имеющие отношение к делу;

    2) выбор и анализ НП , подлежащей применению, а также юр квалификация фактических обстоятельств дела (юр анализ соотношения смыслового содержания юр нормы с фактическими обстоятельствами дела);

    3) уяснение содержания НП, разъяснение её компетентным органам. Уяснение+разъяснение=толкование.

    3) принятие решения по юр делу и его документальное оформление (принятие правоприменительного акта);

    4) исполнение правоприменительного акта и контроль исполнением.

    58. Акты применения права: понятие и виды. Юр техника актов применения права.

    Акт применения права – это индивидуальное, властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юр дела.

    Признаки АП:

    Применяются компетентным Гос (мун) органом, ДЛ, уполномоченной общественной организацией (все кадровые назначения). ПН применяют все у кого есть власть.

    Носят властный характер, отсюда обязательный характер.

    Индивидуализируют НП, применительно к конкретным ситуациям и лицам. Здесь принципиальное отличие АП от источников (форм) права, т.к. источники – неперсонифицированны.

    Имеют как правило, документальную форму (приговор суда).

    Не имеют документальной формы – приказы в устной форме (приказ открыть огонь).

    Выступают юр фактами, т.е. влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Например, отстранение от должности одного и назначение другого.

    Классификация:

    По отраслям:

    АП – Указ Президента (кадровые назначения на гос должности)

    ТП – приказ ректора о назначении на должность

    УП – приговор суда

    УПП – очная ставка

    МП – приказ «О назначении ответственного за проведение дня города»

    По субъектам правоприменения:

    Акты исп органов – все кадровые вопросы правительства – назначение советника, прес секретаря

    Суд акты – приговор, постановления

    Контрольно-надзорные – аудиторы счетной палаты 9акты проверок). По результатам проверок президент принимает решение.

    По характеру решения:

    Запрещающие – д. Никульское была обнаружена инфекция – ввели карантин или парад победы на красной площади – пропускная система.

    Обязывающие – обязанность остановиться на требования сотрудника ДПС

    Поощрительные – приказ о премировании

    Удостоверительные акты (паспорт, зачетка, студ.билет, свид-во о рождении)

    По функциональному признаку:

    Правоприменительные – Указ о назначении мин обороны»

    Правообеспечительные – решение о выделении денег на парад 9 мая или день города, или проведение олимпиады.

    Акты-регламентаторы – акты правительства по реализации Указов Президента РФ. Регламентируется работа по срокам, лицам. Регламент ГД не подходит.

    По способу выражения:

    Акты – документы (приговор)

    Акты-действия (жест регулировщика, флаг приспустить)

    Акты символы (парад победы)

    По наименованию:

    - приказы (о назначении)

    Постановления (суда)

    Приговор

    Указания (начальника)

    Представление (к награде)

    Резолюция («оплатить» на служебной записке)

    Указы (президента о помиловании). Постановление об амнистии – это НПА, а не правоприменительный акт, т.к. не индивидуализированный, а для опред группы лиц.

    Протоколы (заседания)

    Решения

    Разрешения (о ношении оружия)

    Предупреждения

    Предписания (госпожнадзор – предписание чтобы был план эвакуации).

    Соотношения НПА и ПА:

    Общие черты:

    Являются правовыми актами

    Принимаются компетентными органами

    Носят властных характер

    Обладают юр силой и обязательны к исполнению

    Обеспечены гос принуждением – не универсальный, т.к. например представление к награде президент может не подписать, но за это не предусмотрено принуждение.

    Отличия:

    1)НПА – содержит НП

    2) НПА неперсонифицированные

    ПА – адресованы конкретным лицам, поименованы

    3) НПА выражает метод общенормативного абстрактного правового регулирования

    ПА – метод индивидуального регулирования

    4) НПА – характеризуются возможностью неоднократной реализации (не выступает юр фактом).

    ПА действует только 1 раз и выступает юр фактом.

    5) НПА – всегда имеет документарную форму

    ПА – не всегда имеет документальную форму.

    Правоприменительные акты имеют четкую структуру и состоят из 4х частей:

    1) вводная часть - наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дата принятия, наименование органа/ДЛ, которое принимает решение, по какому делу;

    2) описательная часть содержит указания на юр факты, которые явились предметом рассмотрения, указывается – когда, где, при каких обстоятельствах, каким способом совершены деяния;

    3) мотивировочная часть - анализ, оценка доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактич обстоятельств, их юр квалификация, ее обоснование, ссылки на соответствующие процесс нормы;

    4) резолютивная часть - решение по делу (формулируется конкретное решение о правах и обязанностях, об избранной мере юр ответственности).

    59. Пробелы в праве: понятие, виды, способы их преодоления и устранения.

    Пробел в праве - полное либо частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

    Псевдопробел – мнимый – отсутствие нормы, при отсутствии необходимости в ней.

    Виды:

    По отраслям:

    В КП – Ельцин по мнению Зюганова не выполнял свои обязанности и КПрф при поддержки партии «Яблоко» хотели отрешить президента от должности. Но ни в КРФ, ни в ФКЗ нет нормы, закрепляющей сколько времени необходимо не выполнять обязанности.

    По источникам (формам):

    В правовом обычае

    Нормативном договоре

    Юр прецеденте. Это 4 основных источника.

    В религиозных текстах (мусульманское право) – основной источник права коран – отсутствие информации о захвате заложников, угоне, захвате судна.

    По виду НПА:

    В законе

    В подзаконных актах

    По виду прецедента:

    - суд прецедент

    Адм прецедент

    По элементу нормы права:

    В гипотезе

    В диспозиции

    В санкции. Например, ввели запрет за распитие спиртных напитков в общественных местах, но отсутствуют санкции за это.

    По времени появления:

    - первоначальный – на момент издания НПА, в результате упущения правотворческих органов.

    Вторичный – появляются после издания НПА, нормативных договоров, в процессе развития общественных отношений.

    По причинам появления:

    Объективная – нельзя было предусмотреть на момент написания: незаконное радиовещание (международное уголовное преступление, т.к. может создавать помехи), этих норм объективно не могло существовать в древних источниках. Или УК РСФСР 22 года – отсутствие норм о компьютерных преступлениях.

    Субъективная – недостаток юр образования, непрофессионализм – в зак органе, особенно в ФС, ГД должны преобладать юристы, хотя бы простое большинство.

    Понятие «правовой вакуум» Малиновский (МГИМО) ввел это понятие – состояние близкое к этому возможно во время соц катаклизмов (кардинальная смена власти). До 1922, до принятия УК РСФСР, УК 1903г. не действовал, были разъяснения, но фактически в них не было ни одного состава, т.е. с 17 по 22 год было состояние близкое к правовому вакууму.

    По степени неурегулированности:

    Полное отсутствие норм

    Может не хватать какой-то одной нормы, или элемента нормы, статьи.

    Например, ФЗ «О легализации незаконных доходов».

    Пробел можно ликвидировать: в результате законотворчества принять ФЗ, ФКЗ, подзаконный акт.

    Конституционное собрание предусмотрено, но как оно формируется. Численность, состав – не сказано ничего.

    Преодоление:

    Аналогия Закона - способ преодоления пробел, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы, конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношениями.

    К ней можно обратиться:

    Если есть пробел

    В 1 очередь ищем в том же НПА, потом актах этой же отрасли, далее в наиболее близкой отрасли (в ГК – предр.пр.,СП, ЖП, Комм.пр.).

    Современное УК запрещает применение аналогии и права, и закона (после смерти Сталина 1957-58гг.).

    Если берем норму из сходной отрасли – это субсидиарное применение права (ЖП из ГП).

    Если норма отсутствует в сходной отрасли, то применяется аналогия права – способ преодоления пробела, при котором он устраняется на основе принципов права.

    Аналогия должна применяться в строгом соответствии с требованиями законности , разумности и целесообразности .

    В каждом конкретном случае решение , принятое по аналогии имеет значение для этого случая.

    Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить со­держание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.

    Реализация права - это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возмож­ностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

    Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воп­лощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юри­дические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму. Юридические механизмы реализации права многообраз­ны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.

    Частью механизма реализации права выступают меха­низмы защиты субъективного права, т. е. механизмы юриди­ческой ответственности. В процессе защиты право восста­навливается, и вновь появляется возможность его реализа­ции. Юридическая ответственность в известной мере обес­печивает охрану субъективных прав от незаконных посяга­тельств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.

    Непосредственная реализация, т. е. осуществление пра­ва в фактическом поведении, происходит в трех формах.

    Форма первая - соблюдение запретов. Здесь реализу­ются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюде­ния запретов необходимо воздержание от запрещенных дей­ствий, т. е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на долж­ность судьи без согласия соответствующей квалификацион­ной коллегии судей". Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воз­держание от представления к "назначению на должность су­дьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

    Форма вторая - исполнение обязанностей. Это реали­зация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: упла­тить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ "кредитор, уступивший требование друго­му лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значе­ние для осуществления требования".

    Форма третья - использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: "Собственнику принадле­жат права владения, пользования и распоряжения своим иму­ществом". Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъек­тивное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совер­шения юридических действий (передача вещи в залог, даре­ние, продажа и т. д.), через предъявление требования к обя­занному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если дол­жник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном по­рядке.

    Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организа­ции добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых исполь­зуют субъективные права, исполняют обязанности и соблю­дают установленные законом запреты. Вместе с тем в неко­торых типичных ситуациях возникает необходимость госу­дарственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

    Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, преж­де всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Напри­мер, реализация права на пенсию включает в качестве не­обходимого элемента постановление комиссии органа соци­ального обеспечения о назначении пенсии отдельному граж­данину. Выделение жилья из муниципального или государ­ственного жилого фонда требует индивидуального властно­го решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т. е. путем принятия индивидуальных властных решений, граж­данам и организациям выделяются земельные участки, на­ходящиеся в собственности государства.

    Во-вторых, взаимосвязи между государственными орга­нами и должностными лицами внутри государственного ап­парата имеют в большинстве своем характер власти и под­чинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т. е. акты приме­нения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).

    В-третьих, право применяется в случаях возникнове­ния спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обра­щаются для разрешения конфликта в компетентный госу­дарственный орган (так, хозяйственные споры между орга­низациями рассматривают арбитражные суды).

    В-четвертых, применение права необходимо для опре­деления меры юридической ответственности за совершен­ное правонарушение, а также для применения принудитель­ных мер воспитательного, медицинского характера и др.

    Таким образом, применение права - это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

    Применение права имеет следующие признаки:

    1) осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти;

    2) имеет индивидуальный характер;

    3) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности;

    4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

    5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

    Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще встарь говорилось: «Напрасно законы писать, коли их не исполнять». Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.

    Французский мыслитель Ш. Монтескье в своем знаменитом труде «О духе законов» писал: «Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются везде». Звучит весьма современно и актуально.

    Простое принятие все новых и новых правовых норм не может само по себе дать желаемого социального эффекта - необходимо добиваться их действительной реализации, логического конечного результата, реального воздействия на регулируемые отношения.

    Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

    Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.

    В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере онолегитимно. Отвечает ли право подлинным чаяниям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.

    Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как «свой», он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.

    Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.



    Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель., достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

    Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

    Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы «приложения», отраслевой принадлежности и т.д.

    В науке различают четыре основные формы реализации права : 1) соблюдение; 3) исполнение; 2) использование; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм

    Соблюдение. При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

    Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

    а)это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;

    б)это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

    в)она касается главным образом правовых запретов,

    г)осуществляется вне конкретных правоотношений,

    д)происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

    При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

    Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг - отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд - вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

    Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

    В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

    Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется «вмешательство» надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

    Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

    Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание.