Земельный налог (ЗН) относится к местным сборам. Поэтому его ставка и льготы урегулированы двухуровневой системой нормативных актов. С одной стороны, это НК РФ – источник федерального законодательства, с другой – акты муниципальных властей.

В городах общефедерального значения по поводу ЗН приняты городские законы. Льготы по земельному налогу на остальной территории РФ могут быть установлены выборными органами:

  • городов и округов;
  • поселений;
  • внутригородских и муниципальных районов.

Чтобы сориентироваться в этом разнообразии, собственникам земельных участков необходимо узнать о льготах, действующих по месту нахождения земельного участка. Если они установлены – их можно использовать совместно с федеральными. Если нет – остается уповать только на НК РФ. В любом случае, необходимо пользоваться обновленными базами нормативных актов.

Нижеизложенная информация актуальна на первое полугодие 2017 года.

Вычет при расчете базы земельного налога по НК РФ

Анализ преференций отдельных категорий граждан, предусмотренных НК, нужно начать со ст.391, которая установила порядок расчета налоговой базы для ЗН. По общему правилу, налоговая база определяется кадастровой стоимостью принадлежащей гражданину земли на праве:

  1. пожизненного владения;
  2. бессрочного пользования;
  3. собственности.

Согласно п.5 этой нормы, облагаемая ЗН база на территории одного муниципального субъекта уменьшается на необлагаемую сумму в 10 000 руб. в расчете на каждого плательщика:

  • кавалера ордена Славы всех степеней;
  • героя РФ или СССР;
  • инвалида І и ІІ гр.;
  • ветерана или инвалида ВОВ и боевых действий;
  • участника ядерных и термоядерных испытаний, жертвы и ликвидатора техногенной и радиационной катастрофы на ЧАЭС, ПО «Маяк», р. Теча.

С позиции юриста уменьшение базы расчета ЗН льготой не является. Однако со стороны плательщика это так. Уменьшенная база ведет к понижению итоговой суммы, подлежащей оплате. Если налоговая льгота превышает или равна стоимости участка, облагаемая ЗН база считается равной нулю, попросту говоря – налог платить не надо.

Право на уменьшение налоговой базы предоставляется в активном (заявительном) порядке. В отличие от организаций, которые рассчитывают ЗН самостоятельно, для физических лиц он определяется налоговым органом, поэтому:

  • Чтобы использовать возможность уменьшения налоговой базы, необходимо подать в инспекцию ФНС:
  1. заявление по утвержденной форме;
  2. документы, подтверждающие льготу (в оригинале – для осмотра, копию – в материалы ФНС).
  • Льготник должен заявить о желании использовать положенные ему выгоды в срок, установленный местными властями (январь – начало февраля года, следующего за отчетным по ЗН);
  • Суммировать возможности по уменьшению базы ЗН невозможно. Так, нельзя получить вычет в 20 000 (10 000 + 10 000), основываясь на наличии статуса испытателя термоядерного оружия и инвалида одновременно. Если человек одновременно располагает основаниями получить вычет по двум и более основаниям, он должен остановиться на одном.

Федеральные льготы по земельному налогу в 2017 году

Установленные на всероссийском уровне преференции касаются в основном организаций. Согласно ст.395 НК, не подлежат налогообложению:

  • учреждения – в отношении земли под дорогами общего пользования;
  • религиозные структуры касательно участков, используемых для строительства и обслуживания сооружений культового и благотворительного назначения;
  • организации инвалидов;
  • предприятия народных промыслов – относительно земель, использующихся для изготовления и продажи изделий ручной работы;
  • резиденты свободной экономической зоны – на 5 лет, а ее участники – на 3 года с момента приобретения земли в собственность;
  • управляющие компании ИЦ «Сколково»;
  • предприятия судостроения – резиденты особой промышленной зоны.

Единственной категорией физлиц, которым льгота по ЗН установлена на федеральном уровне, являются представители коренных малочисленных народностей Дальнего Востока, Сибири и крайнего Севера РФ. Эти люди полностью освобождены от уплаты ЗН. Кроме того, сбор не уплачивается с земель, принадлежащих их общинам, если они используются для организации этнозаповедников и сохранения традиционного способа жизни.

Льготы по земельному налогу в Москве

Столичные льготы установлены ст. 3.1 профильного закона «О ЗН» от 24.11.04 №74. Согласно ему, от обложения налогом освобождены юрлица:

  • органы столичной власти и предприятия коммунальной собственности;
  • предприятия, где доля трудоустроенных инвалидов составила 50% штата при условии, что фонд их зарплаты составляет 25% общего фонда оплаты труда;
  • потребительские кооперативы, в том числе жилищные и строительные;
  • коммерческие структуры – в отношении участков, на которых расположены объекты образования, культуры и здравоохранения;
  • научные учреждения – относительно участков, используемых для реализации уставных целей.

Множество субъектов хозяйствования могут рассчитывать на уменьшенную сумму ЗН и выплачивать лишь процент от начисленной суммы.

Предусмотрены следующие категории льготников:

  • кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы, «За службу Родине в ВС СССР».

Они освобождаются от уплаты ЗН относительно одного участка земли. Этот участок может быть не единственной их земельной собственностью – ограничений по этому поводу не предусмотрено. Земля может принадлежать льготнику на любых основаниях – праве собственности, бессрочного пользования или владения.

Для физлиц в столице актуальна возможность уменьшить налоговую базу. Расчет скидки производится по принципу, описанному в НК РФ. Кроме того, необлагаемые минимумы можно суммировать:

  • столичный закон №74 установил его на уровне 1 млн.руб.
  • НК РФ – в размере 10 тыс. руб.
  • льготник, одновременно подпадающий под действие обоих актов вправе претендовать на уменьшения базы на сумму 1 млн. 10 тыс. руб.

Вычет из базы обложения ЗН в объеме 1 млн. руб. положен:

  • инвалидам детства, а также взрослым, отнесенным к I и II гр.;
  • ветеранам и инвалидам ВОВ и военных конфликтов с участием РФ;
  • участникам ядерных испытаний, жертвам и ликвидаторам катастроф на ЧАЭС, ПО «Маяк», р. Теча.
  • получившим лучевую болезнь в итоге испытаний и учений;
  • многодетным родителям/усыновителям, при условии, что второй родитель/усыновитель данную льготу не использует.

Следует учесть, что вычет не положен собственникам участков, переданных в аренду по договору. Но если отношения оплатного пользования юридически не оформлены, орган ФНС о договоренности не узнает. Тогда вычет может быть применен.

Московские правила относительно льгот по ЗН действуют только в пределах столицы. Московская область и советы депутатов населенных пунктов районов абсолютно независимы в реализации своих полномочий относительно ЗН от столичных властей. Поэтому единства в перечнях льготников не наблюдается: одни сельсоветы предоставляют преференции ветеранам труда или пенсионерам по возрасту (читайте также: какие льготы есть у пенсионеров ?), другие – многодетным семьям (читайте также: льготы многодетных семей в России). Решение полностью зависит от волеизъявления представителей общины.

Льготы по земельному налогу в Санкт-Перербурге

Отдельным плательщикам ЗН предусмотрены послабления. Они перечислены в городском законе «О ЗН» №617-105 от 23.11.12. Так, уплата ЗН не является обязательной для:

  • некоторых госучреждений;
  • собственников земли, на которых находятся автодороги общего доступа;
  • религиозных организаций – относительно участков под строениями культового и благотворительного предназначения;
  • организаций инвалидов;
  • компаний, реализующих проект «Сколково»;
  • резидентов особой промышленной зоны.

Освобождаются от ЗН лица таких категорий:

  • герои РФ, СССР, социалистического труда;
  • полные кавалеры Славы и Трудовой Славы;
  • инвалиды детства, взрослые I и II гр., а также III гр. при условии наличия ограничений способности к труду 3-ей степени;
  • родители, усыновители, попечители несовершеннолетнего инвалида либо трех детей до 18 лет;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и военных конфликтов РФ;
  • участники ядерных и термоядерных испытаний, жертвы и ликвидаторы техногенных и радиационных катастроф на ЧАЭС, ПО «Маяк», р. Теча;
  • получившие лучевую болезнь в результате испытаний;
  • пенсионеры в случае, если размер участка не превышает 25 соток;
  • уволенные из ВС РФ или СССР, если продолжительность их службы превысила 20 лет;
  • супруги и дети военно- и госслужащих, потерявшие кормильца по причине гибели при исполнении служебных обязанностей.

Волею властьимущих налог на землю относится к налогам муниципальным, то есть таким, которые взимаются в пользу местных бюджетов (городских и поселковых и т.д.). Согласно п. 2 ст. 387 главного законодательного акта в области налогообложения - Налогового Кодекса, власти муниципальных образований вправе решать не только, в каком размере брать плату за землю, но и то, кому и какие льготы по земельному налогу устанавливать. Обзор последних - читайте ниже.

Два уровня льгот

Предоставление льгот по оплате налога на земельный участок производится на двух уровнях.

Первый уровень - общегосударственный. К нему относятся льготы и послабления, утвержденные НК РФ.

Второй, как мы уже говорили - муниципальный. Он находится в полном ведении органов местного самоуправления. Однако и здесь прослеживается общая тенденция. Как правило, все регионы и их муниципальные образования стараются в первую очередь предоставить привилегии, так называемым федеральным льготникам. Это всем известные:

  • Герои РФ и СССР, Герои Труда, полные кавалеры Ордена Славы;
  • Ветераны ВОВ и ветераны боевых действий;
  • Чернобыльцы, лица, пострадавшие от воздействия радиации, а также военнослужащие и граждане, участвовавшие в ликвидации подобных аварий и катастроф;
  • Инвалиды 1 и 2 группы, семьи воспитывающие ребенка-инвалида и инвалиды с детства;
  • Пенсионеры и малоимущие граждане;
  • Многодетные семьи.

Льготы федерального значения

Льгота по уплате земельного налога первого уровня для физических лиц определена п.5 ст. 391 НК России. Ее суть в предоставлении налогового вычета из базовой кадастровой стоимости земельного участка. Размер такого вычета составляет 10 тыс. рублей. Вычет дается только на один участок в данном муниципальном образовании и только федеральным льготникам (пункты 1-3 и 5 из списка выше).

В свою очередь некоторые организации и ЮЛ также имеют право на общегосударственные льготы (ст. 395 НК России). Например, не облагаются налогом земли принадлежащие:

  • ФСИН;
  • религиозным и благотворительным организациям;
  • сообществам инвалидов;
  • коренным народам Севера;
  • резидентам специальных экономических зон и т.д.

Вот и все, что предусмотрело для граждан федеральное законодательство. Поговорим о законодательстве местном.

Льготы регионального значения

Итак, какие же налоговые льготы по земельному налогу в 2015 году действуют по стране?

В Московской области действуют два закона о льготном налогообложении. Первый касается преимущественно юридических лиц (закон МО N 151/2004-ОЗ от 24.11.04г.). Второй - имеет непосредственное значение к главному городу федерального значения России и направлен он непосредственно на отдельные группы физических лиц (законом г. Москвы №74 от 24.11.04г.).

Согласно последнему льгота в виде налогового вычета в 1 млн. руб. предоставляется федеральным льготникам под пунктами 1-4 и 6 из списка, приведенного нами выше. О свих правах на льготы получатели обязаны сообщить в управление ФНС г. Москвы не позднее 01.10 текущего года. Так, льготы по уплате налога на земельный участок в 2015 году даются тем, кто подал соответствующее заявление до первого октября 2014 года.


В Санкт-Петербурге налог за землю не платят федеральные льготники из списка выше. При этом на пенсионеров накладывается дополнительное ограничение по площади участка, не облагаемой налогом - 2,5 тыс. кв.метров. Помимо федеральных льготников особые привилегии получают военнослужащие, в том числе военные пенсионеры, а также семьи военнослужащих и госслужащих, потерявшие кормильца. Указанные нормы закреплены в ст. 5 закона Санкт-Петербурга №617-105 от 23.11.12г.

В новоиспеченном городе федерального значения Севастополе с льготами физическим лицам пока туговато. В настоящий момент от налога на землю освобождены только территории, принадлежащие муниципалитету (закон г. Севастополя №81 от 26.11.14 г.). Остается только надеяться, что в ближайшем будущем местное законодательное собрание обязательно рассмотрит поправки, уравнивающие права физических и юридических лиц.

В Нижнем Новгороде привилегии весьма скудны. Не платят налог здесь только Ветераны и инвалиды ВОВ. Небольшая льгота по налогу на землю предоставляется также членам садоводческих кооперативов, не осуществляющие коммерческую деятельность и владельцам садов и огородов, которые по весне затапливаются талыми водами. Для них ставка платежа снижается на 3/4 (Постановление Городской Думы г. Нижний Новгород №76 от 28.10.05г.).


В Самаре (Постановление Самарской ГД № 188 от 24.11.05г.) освобождаются от платы 1 участок под жилой дом, дачу или другую жилую постройку площадью не более 600 кв. метров, гаражный участок в пределах 24 кв. метра и участок под погреб(кладовую)
в пределах 18 кв. метров для следующих граждан:

  • федеральных льготников (пункты 1,3,4-6) списка;
  • инвалидов 3 группы и инвалидов боевых действий.

В Новосибирске платить налог в этом году не будут только ветераны ВОВ. Пенсионеры и многодетные семьи имеют право уменьшить налоговую базу на 50%, а местные товаропроизводители - на треть (Решение Городского совета Новосибирска №105 от 25.10.05г.).

В Ростове-на-Дону льготы предоставляются всем типам федеральных льготников, указанных нами в списке выше. Только малоимущие семьи не освобождены от уплаты налога полностью. Им придется заплатить хотя бы половину налога (Решение Ростовской ГД №38 от 23.08.05г.).

В Саратове право на привилегии имеют все те же группы граждан - герои, ветераны, инвалиды и т.д. (решение Саратовской ГД №63-615 от 27.10.05 г.). При этом на пенсионеров и многодетные семьи наложено дополнительное ограничение по площади участка - до 1000 кв.метров.

А что же ветераны труда? Увы, ни в одном из рассмотренных нами законодательных актов они не были перечислены в списках на получение льгот по земельному налогу. Впрочем ветераны труда могут претендовать на получение льготы по другому основанию - как пенсионеры.

Льготы по земельному налогу носят компенсационный характер. Обычно они являются частью совокупности разных льгот, призванных подчеркнуть особые заслуги человека перед обществом или обеспечить налогоплательщику необходимый уровень жизни.

Льготниками могут быть как физические, так и юридические лица.

Права и обязанности как основа для реализации налоговых льгот

Налог на землю и льготы по нему состоят из следующих компонентов:

  • субъект (человека, на которого накладывается обязанность по оплате налога);
  • налоговые ставки, база, сроки;
  • порядок уплаты;
  • начисления;
  • налоговый период;
  • единица обложения.

В процессе формирования льгот главным является субъект. От его характеристик и особенностей зависит сам факт появления оснований для льгот. Поскольку налоги взимаются с владельца земли, то и льготы могут определяться только по отношению к тому лицу, которое:

  • является собственником недвижимости;
  • имеет право на пожизненное владение участком;
  • на законных основаниях может бессрочно пользоваться землей.

Льготы – это продолжение прав. Они могут быть установлены только по отношению к тому человеку, который имеет юридическое право на владение и распоряжение земельным участком.

Не могут платить налоги люди, которые землю арендуют или обладают правом на безвозмездное срочное ее использование. Поскольку они не обладают налоговой ответственностью, они не имеют права и на льготы.

Уровни формирования льгот на уплату земельного налога

В России существуют только два уровня формирования налоговых льгот: федеральный и региональный.

К первому уровню относятся все нормы, предусмотренные федеральным законодательством. Основным нормативным документом в данной области является Налоговый кодекс.

Законы регионального уровня расширяют количество субъектов льготного налогообложения, увеличивают диапазон льготных случаев и размеры отчислений. Однако региональное законодательство не должно принимать нормы, идущие вразрез с федеральными законами.

Чаще всего в список субъектов льготного налогообложения попадают юридические лица, чья деятельность является особо значимой для данного региона.

Не следует путать понятие льгот с ситуацией, когда предприятие не облагается налогом по причине отсутствия земли в собственности.

Льготы федерального уровня

Этот уровень льгот описан в ст. 391 Налогового кодекса России. В соответствии с п. 5 налоговые льготы могут получать только люди, отвечающие следующим требованиям:

  1. Они должны иметь звания Героя Советского Союза или Российской Федерации или быть полными кавалерами ордена Славы.
  2. Это могут быть инвалиды всех групп, кроме третьей, независимо от причин инвалидности.
  3. Семьи, имеющие на содержании инвалидов с детства, независимо от группы, причины и сроков инвалидности.
  4. Они должны иметь статус ветеранов или инвалидов Великой Отечественной войны.
  5. Обладать званием ветеранов и/или иметь статус инвалида боевых действий в горячих точках России или за рубежом.
  6. К льготникам по многим категориям относятся все военные или гражданские лица, участвовавшие в ликвидации аварии в Чернобыле и в объединении “Маяк” на Урале. В эту же категорию попадают люди, которые принимали участие в действиях по испытанию ядерного оружия. Иными словами, на данную льготу имеют право все люди, которые подверглись облучению в данных ситуациях. На льготы могут рассчитывать и все те, кто пострадал при испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне.
  7. Пенсионеры и граждане, чей доход позволяет отнести их к категории малоимущих.
  8. Семьи, признанные многодетными.

Порядок и сроки реализации льгот

Реализация льгот осуществляется на основании документов, которые подтверждают право данного субъекта на уменьшение налоговой базы. Эти документы предоставляются в налоговый орган по месту расположения участка самим налогоплательщиком. Если субъект налогообложения не доказал свое право, то налоговый орган определяет величину налога в полном объеме.

Реализация права льготы зависит и от срока представления документов. Они должны быть поданы в соответствующие государственные органы не позднее 1 февраля того года, который следует за прошедшим налоговым периодом.

Льготы юридических лиц

Для предприятий льготное налогообложение зависит от категории и целевого использования земли. Налог на землю не взимается с таких участков:

  • особо охраняемых природных территорий;
  • водных объектов;
  • территорий, занятых лесами;
  • земель, изъятых из оборота;
  • участков, на которых расположены объекты, признанные культурным и архитектурным наследием;
  • историко-культурных заповедников.

Все остальные земельные участки подлежат налогообложению. Если такой участок используется индивидуальным предпринимателем в производственной деятельности, то налог на землю он платит на общих основаниях и в полном объеме.

Льготами при уплате земельного налога пользуются следующие организации:

  1. Все учреждения уголовно-исполнительной системы. Если земля используется только для целей осуществления своих функций, то организации этой системы не платят налог совсем.
  2. Учреждения и предприятия, владеющие земельными участками, находящимися под государственными автомобильными дорогами.
  3. Религиозные организации не платят земельный налог, но только за те участки, на которых непосредственно размещены культовые здания и сооружения.
  4. Все общественные организации, 80 % уставного капитала которых состоит из взносов граждан, имеющих группу инвалидности.
  5. Организации, ведущие свою деятельность в рамках народных промыслов. Однако льготное налогообложение касается только земель, на которых этот промысел осуществляется.
  6. Организации и предприятия, которые осуществляют свою деятельность в особой экономической зоне, при условии, что налогооблагаемые участки расположены в пределах этой зоны.
  7. Организации, выполняющие функции управляющих компаний в Сколково.

В субъектах федерации список организаций-льготников может быть расширен. Могут быть увеличены и размеры налоговых вычетов.

Налоговые вычеты при купле-продаже земли

Уплата налога за землю может производиться в прямой форме или в косвенной. Налог с продажи земли – это отчисления, связанные с получением дохода от земли. Эта форма налогового бремени также обладает рядом льгот.

Реализовать свое право на льготы можно только при следующих условиях.

  1. Если налоговый вычет производится впервые.
  2. Человек может претендовать на данную льготу только в том случае, если приобретение оплатил сам из собственных средств. Если оплата осуществлялась иными физическими или юридическими лицами, то претендовать на льготу можно только тогда, когда часть средств уплачена лично и это можно документально подтвердить. При этом вычет будет рассчитываться только на сумму вклада.
  3. Льготой можно воспользоваться только при покупке такого земельного участка, на котором уже существуют жилые помещения или получено разрешение на их строительство.
  4. Можно воспользоваться налоговыми вычетами и в случаях изъятия земли для осуществления государственных и муниципальных нужд. Кроме того, получить вычет можно и при уступке своих прав на долю в земельном участке.

В 2014 году была установлена величина предельно допустимого вычета в 260 000 руб. Это означает, что налогоплательщик может вернуть себе причитающиеся 13% только в том случае, есть купил землю не дороже, чем за 2 миллиона. При покупке земли за большую сумму гражданину возвращают все те же 260 000 рублей.

Существует еще одна льгота по налоговому вычету при приобретении земельного участка. Она определяется не по категориям граждан, а по давности нахождения недвижимости в собственности. До 2015 года налоги с продаж не платили после 3 лет нахождения недвижимости в собственности. С 2015 года этот срок увеличен до 5 лет. Исключение сделали только для недвижимости, перешедшей к новому владельцу в процессе дарения или наследования.

В последнее время наметилась тенденция увеличения налогового бремени. Проявляется это как в виде прямого увеличения налогов, так и в уменьшении спектра и величины льгот. Остается надеяться, что кризис закончится, и опять начнутся времена усиления социальной и экономической поддержки населения.

Земельный налог - это муниципальный сбор, иначе говоря тот, средства за который поступают в бюджеты на местах (городов, поселков и т.п.). В соответствии с п. 2 ст. 387 основного закона в отношении налогообложения - Налогового Кодекса власти муниципальных образований могут самостоятельно определять как размер налога, так и группы лиц, которым следует предоставить льготы по налогу на землю. В данной статье освещаются особенности получения льгот.

Налог на землю предполагает имеет два уровня льгот

Льготы в отношении земельного налога разделяются на два уровня.

Первый - общегосударственный. Сюда включаются льготы и послабления, указанные в НК РФ.

Следующий уровень - муниципальный. Им заведуют органы местного самоуправления. Но и тут возможно заметить общие особенности. Обычно все регионы и их муниципальные образования пытаются, прежде всего, предоставить льготы так называемым федеральным льготникам.Они следующие:

  • Герои РФ и СССР, Герои Труда, полные кавалеры Ордена Славы;
  • ветераны ВОВ и ветераны боевых действий;
  • чернобыльцы, лица, пострадавшие от воздействия радиации, а также военнослужащие и граждане, участвовавшие в ликвидации подобных аварий и катастроф;
  • инвалиды 1 и 2 группы, семьи воспитывающие ребенка-инвалида и инвалиды с детства;
  • пенсионеры и малоимущие граждане;
  • многодетные семьи.

Льготы на земельный налог федерального уровня

Льгота в отношении перечисления налога на землю первого уровня для физических лиц указана в п.5 ст. 391 НК РФ. Она сводится к предоставлению

налогового вычета из базы налога, иначе говоря кадастровой стоимости участка земли. Сумма подобного вычета равняется 10 тысячам рублей. Вычет представляется лишь на один участок в одном муниципальном образовании и лишь федеральным льготникам (№1-3 и №5 из предыдущего раздела главы).

В то же время некоторые фирмы и юридические лица тоже могут оформить заявление на получение федеральных льгот (ст. 395 НК РФ). Допустим, они могут получить освобождение от перечисления налога на землю, принадлежащую:

  • ФСИН;
  • религиозным и благотворительным организациям;
  • сообществам инвалидов;
  • коренным народам Севера;
  • резидентам специальных экономических зон и т.д.

К сожалению, на этом федеральные льготы для россиян заканчиваются. Перейдем к муниципальным льготам.

Льготы регионального (областного) уровня

Какие льготы в отношении налога на землю предоставляют в текущем году в конкретных городах России?

В Московской области существуют два закона, в которых оговаривается льготное налогообложение. В первом речь ведется, прежде всего, о юридических лицах (закон МО N 151/2004-ОЗ от 24.11.04). Во втором приводятся льготы, которые введены в столице России именно для физических лиц (закон г. Москвы №74 от 24.11.04г.).

В соответствии с ним льгота в качестве налогового вычета размером 1 млн. руб. предоставляется федеральным льготникам под номерами 1-4 и 6 из перечня, приведенного в статье выше. Владельцы участков должны самостоятельно заявить о своих правах на льготы в управление ФНС г. Москвы не позже 01.10 текущего года. Например, льготы по уплате налога на землю в данном году предоставляются тем, кто направил необходимое заявление до 1.10. 2014 года.

В Санкт-Петербурге от земельного налога освобождены федеральные льготники из перечня. Причем для пенсионеров введено дополнительное ограничение по размеру земли, не облагаемой налогом - 2,5 тыс. кв. метров. Также послабления получают военнослужащие, включая военных пенсионеров, а также семьи военнослужащих и госслужащих, потерявшие кормильца. Данные правила указаны в ст. 5 закона СПб №617-105 от 23.11.12г.

В Севастополе - новом городе федерального значения - физическим лицам приходится нелегко. На данный момент от земельного налога освобождены лишь владельцы земли, которая включена в муниципалитет (закон г. Севастополя №81 от 26.11.14 г.). Однако можно надеяться, что в скором времени местные власти обязательно внесут поправки, уравнивающие права физических и юридических лиц.

В Нижнем Новгороде также льгот недостаточно много. От налога здесь освобождены лишь Ветераны и инвалиды ВОВ. Также введены незначительные послабления для членов садоводческих обществ, не реализующие коммерческую деятельность и собственников садов и огородов, которые весной затапливаются талыми водами. Для них ставка уменьшается на ¾ (Постановление Городской Думы г. Нижний Новгород №76 от 28.10.05г.).

В Самаре (Постановление Самарской ГД № 188 от 24.11.05г.) не перечисляют взносы за 1 участок, находящийся под жилым фондом, дачей либо иное жилым зданием площадью максимум 600 кв. метров, гаражный участок в границах 24 кв. метра и земля под погреб (кладовую) в границах 18 кв. метров для следующих граждан:



В Новосибирске в 2015 году не перечисляют налог лишь ветераны ВОВ. Многодетным семьям, а также пенсионерам предоставляется возможность снизить налоговую базу на 50%, а местные товаропроизводителям - на 1/3 (Решение Городского совета Новосибирска №105 от 25.10.05г.).

В Ростове-на-Дону льготы могут оформить все федеральные льготники, приведенные в перечне выше. А вот многодетным семьям не придется перечислять налог в полном объеме. Им можно перечислить 50% (Решение Ростовской ГД №38 от 23.08.05г.).

В Саратове право на льготы имеется также у всех федеральных льготников (решение Саратовской ГД №63-615 от 27.10.05 г.). Для многодетных семей и пенсионеров введено дополнительное ограничение по площади земли - до 1000 кв. метров.

А как же ветераны труда? К сожалению, ни один указанный закон не рассматривает данную группу граждан в качестве льготной в отношении налога на землю. Однако ветераны труда могут претендовать на получение льготы по другому основанию - как пенсионеры.

18.11.2010 / в / от

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее — федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

  • Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие «организации» дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР».

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ «О земельном налоге и налоге на имущество организаций». Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 «О земельном налоге» налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации».

  • Организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 «О земельном налоге» (далее — Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве — в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, — в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица — в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, — в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В.В. Авдеев

Теги: 0 0 Адвокаты http://сайт/wp-content/uploads/2017/10/logo.png Адвокаты 2010-11-18 14:55:08 2016-11-04 22:46:10 Земельный налог: льготы по земельному налогу