Согласно Постановлению Правительства от 26 февраля 1996 г. 167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”, деятельность компаний, выступающих в качестве лизингодателей, т.е. лизинговых компаний, подлежит обязательному лицензированию. Это требование распространяется и на лизинговые компании, являющиеся нерезидентами в отношении их деятельности на территории РФ.

Лицензирование осуществляется Министерством экономики РФ. Для получения лицензии согласно Положению о лицензировании (пункт 8) лизинговая компании должна представить следующие документы:

а) заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов лизинговой компании;

в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;

г) справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о постановке лизинговой компании на учет;

д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органом Государственной налоговой службы РФ;

з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

Рассмотрев документы, представленные организациями-заявителями, Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ направляет свое заключение о выдаче, отказе в выдаче, продлении, переоформлении, аннулировании, приостановлении или возобновлении срока действия лицензии в Комиссию при Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации, состоящую из представителей заинтересованных министерств и ведомств. Комиссия на основе коллегиального обсуждения предлагает свои рекомендации Минэкономики России для окончательного решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче, а также о сроке действия лицензии. В соответствии с Положением о лицензировании (пункт 18) срок действия лицензии может быть от одного года до пяти лет. С учетом рекомендаций Комиссии Минэкономики России оформляет лицензию, которую подписывает заместитель министра экономики В.В. Коссов. После этого лицензия передается на ответственное хранение в Государственную регистрационную палату при Минэкономики России, где она вносится в сводный Государственный реестр, о чем выдается заявителю соответствующее свидетельство вместе с самой лицензией. Лицензия - это ценная бумага, имеющая более 12 степеней защиты. Как утверждают специалисты Гознака, это максимальное число степеней защиты для ценных бумаг. Следует иметь в виду, что в Палате организована служба подтверждения подлинности лицензий, выданных лизинговым компаниям и свидетельств о внесении в Госреестр любому заинтересованному юридическому и физическому лицу независимо от его местонахождения. Это дает возможность лизингополучателю оперативно удостовериться в наличии у лизинговой компании действующей лицензии на деятельность по лизингу.

Законодательство по лицензированию лизинговой деятельности:

1. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. №1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”

2. Постановление Правительства РФ №633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” (включая Временное положение о лизинге)

3. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. 167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”

4. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 марта 1996 года №66 “О постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №167 “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

5. Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 20 июня 1996 года №91 “Об организации работы в Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

6. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 14 марта 1996 года №ПВ-6-02/180 “О положении о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

7. Письмо Министерства экономики РФ от 10 июля 1996 г. №ВК-765/8-721 “О лицензировании лизинговой деятельности”

2. Территория интересов лизинговых компаний

Некоторые лизинговые компании, в случае, если потенциальный лизингополучатель находится за пределами области, в которой она расположена, не всегда соглашается работать с ним (сложность контроля, судебных процедур, обслуживания оборудования, различные местные особенности законодательства, отсутствие контактов с местными властями и т.д.).

Географический интерес лизинговых компаний может определяться кредитной политикой банка, финансовые ресурсы которых они привлекают.

3. Внутренняя структура лизинговых компаний

Большинство лизинговых компаний имеет достаточно простую внутреннюю структуру. Рассмотрим ее на примере лизинговой компании “Инком-лизинг”. Как сообщил заместитель ее генерального директора Владимир Гусев, эта компания организационно делится на три структуры: отдел клиентских отношений (коммерческий отдел), отдел расчетов и финансового анализа, бухгалтерию. В дополнение к этим основным разделам практически во всех лизинговых компаниях есть своя юридическая служба, либо один юрисконсульт, если компания организационно входит в структуру какого-либо банка и для решения сложных правовых задач прибегает к услугам его юридической службы.

Большая часть ответственных решений относительно предложенных компании лизинговых проектов принимается исходя из рекомендаций аналитического финансового отдела. Этим отделом, в частности, просчитывается такая характеристика, как лимит кредитных рисков, осуществляется наблюдение за динамикой финансового состояния предприятия, анализируются результаты аудиторских проверок. В комплексе этот анализ позволяет установить момент, когда предприятие-клиент может пойти на следующий проект лизинга. Эта информация передается в отдел клиентских отношений, менеджеры которого предлагают клиенту начать детальную проработку такого проекта. Однако при проведении переговоров и заключении лизинговых соглашений лизингополучателям приходится общаться лишь с менеджерами отдела клиентских отношений. С самого начала реализации проекта лизинга для какого-либо предприятия за ним устанавливается контроль со стороны менеджера компании, который, как правило, ведет этот проект до его полной реализации.

4. Типы лизинговых компаний

На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:

1. лизинговые компании – дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;

2. лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;

3. полукоммерческие лизинговые компании;

4. лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;

5. иностранные фирмы – поставщики оборудования;

6. международные лизинговые компании.

Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.

1). Коммерческие лизинговые компании, созданные банками, либо сами являющиеся коммерческими банками, в большинстве случаев ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает преимущественного обслуживания клиентов “собственного” банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеют большой портфель заказов. Они, как правило, похожи на западные, используют наиболее современные методы работы, имеют квалифицированный персонал.

В качестве примера этого типа компаний можно назвать: ТОО “Интеррослизинг” (создан ОНЭКСИМбанком и Международной финансовой компанией), ЗАО “ИНКОМ – лизинг” (дочерняя компания ИНКОМБАНКа), ЗАО “РК – лизинг” (банк Российский кредит), ЗАО “СБС- лизинг” (банк СБС-Агро), ЗАО “РГ – лизинг” (Сбербанк), ЗАО “Промстройлизинг” (Промстройбанк), ОАО “Лизинговая компания ЛИЗИНГБИЗНЕС” (Мосбизнесбанк), ООО “Сбербанкинвестстрой” (Сбербанк), АОЗТ “Балтийский лизинг” (Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), ТОО “Межсбер – Юраско Лизинг” (Межэкономсбербанк), ЗАО “Лизинговая компания “Инвестиционный альянс” (Сбербанк г. Екатеринбург), АОЗТ “Лизинг-СЗМ” (Лесопромышленный банк, Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), АОЗТ “Дальлизинг” (Владивостокский филиал КБ “Восток”), ТОО “Петролизинг” (Петровский, г. Санкт-Петербург),

АОЗТ “Сибирский лизинг” (Интернациональный торговый банк, г.Омск), ТОО “Уральская лизинговая компания” (Уралпромстройбанк, г. Екатеринбург), лизинговая компания “Красные ворота” (основной учредитель Инсвестсбербанк).

Кроме вышеперечисленных, получили лицензии на проведение лизинговых операций: Инвестиционный банк “ВОСТОК - ЗАПАД”, Российско-американский инвестиционный банк, АОЗТ Коммерческий банк “Кредит Свисс” и некоторые другие.

2). Коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку. Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий определенной отрасли. Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, практики считают: сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки).

К лизинговым компаниям этого типа относятся: “РОСАГРОСНАБ”, “РОССТАНКОИНСТРУМЕНТ”, ЗАО “Аэролизинг”, ЗАО “Лукойл – лизинг”, ЗАО “Медлизинг”, ЗАО “Лизингуголь”, ЗАО “Геолизинг”.

Некоторые лизинговые компании организованы по территориально-отраслевому принципу: Тюменская агропромышленная компания, ООО “Урал – авиализинг”, ОАО “Московская лизинговая промышленная компания”.

3). Полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов и финансируемые (частично или полностью) за счет соответствующих бюджетов, а также региональные организации, созданные для поддержки малого предпринимательства и получившие лицензию на проведение лизинговых операций: ЗАО “Московская лизинговая компания” (основной учредитель – Московский Фонд поддержки предпринимательства), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно технической сфере, ЗАО “Сибирская лизинговая компания”, ООО “Дагестанская лизинговая компания”, ОАО “Тюменская лизинговая компания”, ЗАО “Тверская лизинговая компания”, Региональное агентство поддержки малого бизнеса “Иркутский БИЗНЕС-ПАРК”, АОЗТ “Ростов-Надежда”, Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.

Особенностью этого вида лизинговых компаний, особенно созданных непосредственно государственными и муниципальными структурами, является жесткая ориентированность на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед такими компаниями вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоит не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний.

4). Лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие прямых связей ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами, такие как: ЗАО “Юнит Лизинг”, ТОО “Лизинговая компания “Северная Казна”, ЗАО “Крейт Лизинг” и другие. Как правило, эти компании создаются для привлечения корпоративных клиентов, имеющих возможность приобретать большие объемы оборудования, например оргтехники, торгового оборудования и т.д.

5). Иностранные фирмы – поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий, в основном большегрузных автомобилей, хотя в последнее время эта тенденция постепенно распространяется и на производителей множительной, оргтехники, в некоторых случаях, печатного оборудования. Они используют лизинг в качестве инструмента сбыта своей продукции. Они были вынуждены создавать лизинговые компании в связи с постепенным насыщением рынка и возросшей конкуренцией. Типичными примерами таких компаний являются: XEROX, IVECO, SCANIA, DAF.

Лизинговые сделки, заключаемые иностранными фирмами-производителями, обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента конечного лизингополучателя.

6). Международные лизинговые компании используют возможность получения более дешевых по сравнению с внутренними кредитных ресурсов и высокую степень осторожности к неизвестным российским лизинговым компаниям со стороны западных производителей и поставщиков оборудования. Такими компаниями являются, например, Российско-британское СП “РЫБКОМФЛОТ” и ЗАО Российско-германская лизинговая компания (РГ-лизинг), активно занимающаяся в последнее время лизингом полиграфического оборудования.

Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования (“смол тикет лизинг”).

Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Тщательные исследования показали в целом приемлемость правовой и финансовой среды. Коммерческие возможности и конкурентное давление вынуждают начать лизинговую деятельность в России для поддержки международных поставщиков. Несколько известных лизинговых компаний, включая АТ&Т Капитал, Рэнк Ксерокс Лтд., Хьюлетт Паккард Гес.М.б.х., уже начали или готовятся начать операции в России. Главной задачей международных лизинговых компаний, действующих в России, является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей.

Международные лизинговые компании создают свои филиалы с полным владением или совместные предприятия, или одновременно следу ют обоим этим стратегиям. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.

Национальный институт прессы Центр "Право и средства массовой информации"
Автор-составитель Ф.Кравченко

Лизинг

дипломная работа

1.3.3. Лицензирование лизинговой деятельности

В соответствии со ст. 6 Закона о лизинге лизинговая деятельность осуществляется лизингодателями (лизинговыми компаниями или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей) на основании специальных разрешений (лицензий), полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Основы лицензирования и виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию, определены Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Порядок лицензирования лизинговой деятельности -- Положением о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167, которое применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 158-ФЗ.

Согласно п.18 Положения о лицензировании лизинговой деятельности лицензия на осуществление лизинговой деятельности выдается на срок до пяти лет, а по заявлению лизинговой компании может выдаваться на меньший срок, но не менее одного года.

Для получения лицензии лизинговая компания должна представить в лицензионный орган следующие документы:

  • заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии;
  • копии учредительных документов лизинговой компании;
  • копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;
  • справку налогового органа о постановке лизинговой компании на учет;
  • документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;
  • баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период (кроме вновь создаваемых лизинговых компаний);
  • копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки налоговым органом (кроме вновь создаваемых лизинговых компаний);
  • документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.
  • Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской Федерации должно осуществляться после их постановки на учет в целях налогообложения на территории Российской Федерации.
  • Денежная система Российской Федерации. Теория и практика использования лизинга в России и за рубежом

    По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле...

    Использование лизинга в инвестировании

    На законодательном уровне формирование нормативной базы началось с принятия части второй Гражданского кодекса РФ. Непосредственно вопросам финансовой аренды (лизинга) посвящены положения параграфа 6 главы 34 ГК РФ. Именно в этом параграфе (ст...

    Лизинг на предприятии

    Лизинговыми компаниями (лизингодателями) могут быть только коммерческие организации, создаваемые в установленных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых формах...

    Лизинг: виды, сущность, перспективы

    Лизинговые операции использовались еще в СССР. В России в 1990 г. стали создаваться специализированные лизинговые компании. Компания «Балтийский лизинг» занималась лизингом морских и речных судов, автотранспорта, компьютеров...

    Лизинговый рынок в Краснодарском крае

    Представители большинства лизинговых компаний отмечают, что они развиваются, несмотря на состояние законодательной и нормативной базы для лизинга. Хотя законодательство, регулирующее лизинг, по их мнению, оставляет желать лучшего...

    Основы лизинга и его законодательное обеспечение в России

    Оценка стоимости промышленного предприятия

    Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок лицензирования оценочной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Орган...

    Система управления и эффективность лизинговой деятельности

    Эволюция становления лизинга в странах с развитой рыночной экономикой

    Экономическое содержание и классификация расходов предприятия

    Получение лицензии на транспортную деятельность позволяет на законных основаниях осуществлять деятельность в области перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн по РФ...

    Лизинговые компании ожидают, что экономическая ситуация в 2016 году сменит гнев на милость - и рынок лизинга оживет. Рост отрасли прогнозируется в исследовании Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

    Ожидания лизингодателей, отражавшие всеобщий пессимизм в конце прошлого года, изменились в сторону позитива. Так, большинство компаний надеются на прирост или сохранение объемов сделок в 2016 году. Структура рынка лизинга при этом существенно изменится.

    Произойдут эти изменений в результате экономических причин - а это коррекция цен на вагоны, сокращение грузоперевозок, колебания валютного курса. Но свой вклад в перемены также внесли и форс-мажорные события - прекращение полетов на ранее популярных маршрутах, банкротства крупных авиаперевозчиков и туроператоров. Поэтому НАФИ прогнозирует, что наиболее устойчивыми в 2016 году должны стать сегменты, включенные в контур господдержки - это автотранспорт и сельское хозяйство, и отрасли, связанные с экспортными производствами. Наибольший риск НАФИ видит в сегменте строительной техники и частично - в грузовом автотранспорте. «Несмотря на ожидаемый рост сделок, лизингодателям приходится проявлять повышенное внимание к клиентам: в условиях кризиса на рынке появляются и новые схемы мошенничества»,- говорит управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев.

    За первые пять месяцев 2016 года на рынке лизинга наблюдается положительная динамика, этим и объясняется улучшение деловых ожиданий участников рынка. Часть лизингодателей все еще скептически относятся к перспективам роста рынка лизинга в текущем году и предполагают его сжатие темпами до 5%. В пользу сохранения негативной динамики на рынке говорит отсутствие крупных сегментов имущества, которые могли бы стать драйвером развития.

    В то же время заметно выросла доля компаний, у которых наблюдается быстрый прирост новых сделок, и такие компании ждут роста рынка на 5–10%. Ожидания роста сделок обоснованы, считает Павел Самиев. Во-первых, начинает работать «эффект базы» - рынок сильно просел за два года. То есть дальнейшее падение этого сегмента рынка становится маловероятным, определенный минимальный объем инвестиций в основной капитал все равно будет сохраняться. Во-вторых, объемы сделок растут из-за роста курса валюты - закупаемое импортное оборудование стоит дороже чем раньше - и годовая инфляция. В-третьих, рынок лизинга очень чувствителен к инвестициям, и так же как он быстро сокращается в кризис, столь же быстро и восстанавливается, как только субъекты экономики приспособятся к новым условиям ведения бизнеса.

    Лизинг будет расти параллельно восстановлению кредитования

    Наряду с позитивными ожиданиями роста рынка со стороны лизингодателей наблюдается также разморозка банковского кредитования, считает Павел Самиев. Опрошенные НАФИ руководители крупных лизинговых компаний отмечают постепенный рост конкуренции и готовности банков кредитовать бизнес. Согласно данным Банка России, в марте 2016 года появились признаки излишней ликвидности в банковской системе - с одной стороны, банки стали больше средств размещать на счетах в Банке России. А с другой стороны - кредитные организации погашают задолженность по ранее взятым обязательствам. Рост кредитной активности банков влияет и на расширение фондирования для лизингового рынка, как одного из понятных и защищенных продуктов и заемщиков.

    Рынок лизинга в прошлом году подкосил туризм и авиакомпании

    В структуре лизинговых сделок продолжаются системные изменения.

    В течение 2014–2016 годов рынок существенно трансформируется под влиянием коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав. Внесли свой вклад в коррекцию рынка и банкротства авиаперевозчиков и туроператоров, а также закрытие ряда популярных туристических маршрутов. Последствия выражаются в сжатии сегментов железнодорожной техники и авиатехники, и как следствие - в росте доли сегментов, сфокусированных на малом и среднем бизнесе (МСБ), в первую очередь - автотранспорта, подчеркивает Павел Самиев. В результате таких изменений доля крупного бизнеса в сделках в прошлом году снизилась ниже 50%. В 2016 году эта тенденция сохранится - предполагаемое сжатие авиализинга не сможет оказывать поддержку сегменту крупного бизнеса, при этом восстановление ж/д-сегмента ожидается меньшим по масштабам, чем «просадка» авиасделок.

    На коне - село, автоотрасль и оборонка

    Ориентиры лизинговых компаний по сегментам также меняются. В 2016 году менее рискованными и более быстрорастущими будут сегменты, в которых существуют госпрограммы поддержки - сельское хозяйство, автомобильная отрасль, предприятия оборонной промышленности и их подрядчики.

    Автомобильный сегмент, помимо программы субсидирования, поддержат государственные закупки в сфере городского транспорта, инфраструктурных проектов. Среди других сегментов он может продемонстрировать наибольшие темпы прироста. В структуре автосегмента будет продолжать расти доля машин отечественной сборки, в грузовиках участники рынка отмечают вероятность перетока спроса в пользу менее грузоподъемных машин в результате введения системы «Платон». Поддержку автосегменту в 2015 году оказали также массовые совместные предложения лизингодателей и поставщиков (и дилеров). Однако на 2016 год расширения их числа лизинговые компании не ждут, основное внимание будет уделяться работе в рамках госпрограммы субсидирования. Ряд компаний, тем не менее, полагают, что сегмент грузовой автотехники находится в зоне повышенного риска в связи с экономической ситуацией в стране

    Кроме транспорта шансы роста имеют сегменты имущества для нефтедобычи, золотодобычи, химической промышленности и прочие отрасли, связанные с экспортом,- падение курса рубля позволяет компаниям-экспортерам наращивать инвестиции.

    Сегментами со слабыми перспективами, в которых ожидать рост не приходится, лизингодатели считают строительную технику и отчасти грузовой автотранспорт.

    Рокировка ждет и крупнейшие сегменты лизинга

    Крупнейшие сегменты - авиационный и ж/д-лизинг - могут вновь поменять свою динамику.

    Авиализинг после трех лет рекордных объемов сделок и удерживания позиций драйвера, в 2016 году может существенно просесть. Банкротство одного из крупнейших перевозчиков - «Трансаэро», а также закрытие для полетов туристов таких направлений, как Турция и Египет, обусловило рост предложения изъятых самолетов на рынке, отмечает Павел Самиев. Эти же события одновременно снизили аппетиты и спрос российских авиакомпаний на расширение парка. Авиакомпании пытаются переориентировать новые освободившиеся мощности на внутренние перевозки, однако эффект пока слабый - стоимость билетов довольно высока, а принимающая инфраструктура и объем предложения внутреннего туризма ограничены.

    Сегмент ж/д-техники, по оценкам профильных участников, достиг своего минимума и заметно сокращаться уже не будет, напротив, более вероятен разворот тренда и рост сегмента. Темпы роста при этом будут во многом зависеть от политики списаний старых вагонов, позитивное влияние на рынок уже оказал запрет с 2016 года использования вагонов с продленным сроком службы. Также на объемы сделок будут влиять степень консолидации рынка и «переупаковка» лизинговых сделок в арендные. Профильные лизингодатели отмечают постепенный рост погрузки в основных типах вагонов и низкий уровень производства типового подвижного состава, что способствует снижению профицита вагонов на сети и росту ставок аренды.

    Легковой и грузовой автотранспорт (суммарно) останутся лидирующим сегментом в 2016 году, при этом вырастет доля ж/д-техники, а доля авиализинга упадет ниже 15%

    Все, что уже могло оказаться в дефолте, в цифрах учтено

    Качество лизинговых портфелей на рынке ухудшилось в 2015 году, но в данный момент стабилизируется. Большинство лизингодателей полагает, что основные проблемные сделки уже проявились, и уровень просроченной задолженности в 2016 году заметно увеличиваться не будет, хотя проблемность части портфеля будет сохраняться. Доля проблемной задолженности, по оценкам, будет составлять около 1/10 портфеля, при этом доля реструктурированных сделок может быть в два раза больше - от 16% до 20% портфеля.

    В той или иной мере все участники рынка провели соответствующие мероприятия по урегулированию просроченной задолженности. Многие лизингодатели при наступлении проблем у клиентов предпочитают идти на реструктуризации сделок, а не изымать и реализовывать имущество. В то же время в нынешнем году начнут «вызревать» уже сделки, реструктурированные в 2014–2015 годах, и хотя большинство из них успешно реализуются, часть реструктурированных сделок все равно могут стать дефолтными.

    Мошенники не дремлют

    Кризис в экономике подстегивает рост мошенничества и появление новых схем обмана лизингодателей. Самые распространенные среди нынешних проблем - подделка документов и перепродажа предмета лизинга, рост мошенничеств, связанных со страхованием и с поставкой предметов лизинга, а также случаи продажи «чистого» лизингополучателя в промежуток между оплатой аванса и поставкой предмета лизинга.

    В целом же спрос на лизинг будет расти: потенциальные лизингополучатели проявляют к этому инструменту все больший интерес. Исследования показывают, что популярность лизинга среди предпринимателей растет. Так, на каждые три компании, готовые взять банковский кредит, приходится одна компания, которая планирует приобрести имущество через лизинг.

    ЦБ готовит отрасли мягкий вариант регулирования

    Как заявила на прошлой неделе первый зампред Центробанка Ксения Юдаева, прдставляя «Обзор финансовой стабильности», тесная взаимосвязь лизинговых компаний с банками и негосударственными пенсионными фондами (НПФ) является источником системного риска для всей финансовой системы. По ее словам, масштабы лизингового рынка велики: так, совокупный рыночный портфель по итогам 2015 года - остаточная стоимость лизинговых платежей без НДС - составил 3 трлн рублей. Эта сумма «выводит рынок по значимости на второе место после банковского сектора». При этом банковский сектор и лизинговая отрасль находятся в тесной взаимосвязи - крупнейшими игроками на рынке лизинговых услуг являются компании, входящие в банковские группы. Банк России считает, что лизинговый рынок является «информационно непрозрачным», поскольку только половина его участников ведет отчетность по МСФО, которая позволяет более качественно анализировать лизинговый портфель. А из 50 крупнейших компаний почти половина отказалась раскрывать информацию о себе.

    Поэтому ЦБ и Минфин создают рабочую группу для совместной разработки мер по реформированию лизинга. Это означает, что отрасль лизинга, скорее всего, ждет лицензирование, с последующим требованием вести отчетность по международным стандартам и публикацией ее как на собственных сайтах компаний, так и на сайте регулятора.

    Елена ГОСТЕВА

    См. также инфографику на сайте источника

    Лицензирование деятельности лизинговых компаний, использующих для осуществления своей деятельности средства федерального бюджета и имеющих отраслевой характер, подлежит согласованию соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Во исполнение этого постановление приказом министерства экономики от 20 июня 1996 года №91 создана Комиссия при министерстве по лицензированию, утвержден порядок организации работ по лицензированию, создано структурное подразделение в Государственной регистрационной палате при Минэкономики для рассмотрения документов на получение лицензий.

    Государственная регистрационная палата ведет сводный реестр всех лизинговых компаний, выдачи лицензии и ее копии осуществляется на платной основе. При проведение дополнительной независимой экспертизы расходы на нее не включаются в состав платежей за рассмотрение и выдачу лицензий и подлежат обязательной оплате компании в независимости от результатов экспертизы.

    Решение о выдаче или об отказе выдачи лицензии принимается лицензионным органом в течении 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявление с приложением необходимых документов.

    Порядок получения лицензии на лизинговую деятельность

    Для получения лицензии лизинговая компания предоставляет в лицензионный орган:

    а) заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименование обслуживающего банка и срока действия лицензии;

    б) копии учредительных документов лизинговой компании;

    в) копию свидетельства государственной регистрации лизинговой компании;

    г) справку органа Государственной налоговой службы РФ о постановке лизинговой компании на учет;

    д) документ, подтверждающих факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

    е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

    ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органами Государственной налоговой службой РФ;

    з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

    Вновь создаваемая лизинговая компания освобождается от предоставления документов, указанных в подпунктах "е" и "ж".

    Лицензия выдается Министерством экономики РФ или уполномоченным органом исполнительной власти на срок до 5 лет в течение 30 дней со дня подачи соответствующих документов.

    За рассмотрения заявления о выдачи лицензии взимаются платежи в размере трех установленных действующим законодательством, на момент подачи заявления, минимальных размеров оплаты труда.

    За выдачу лицензии взимаются платежи в размере 100 установленных действующим законодательством, на момент подачи заявления, минимальных размеров оплаты труда. За выдачу копии лицензии взимаются платежи в размере фактических затрат, связанных с ее изготовлением. Стоимость банка лицензии включается в оплату выдачи лицензии или ее копии.

    Продление срока действия ранее выданной лицензии или другое переоформление лицензии в случае реорганизации компании изменения ее наименования или юридического адреса, а также утраты осуществляется в порядке, предусмотренным ее получение.

    Лицензионный орган имеет право приостанавливать действие лицензии или аннулировать ее в случаях:

    По заявлению компании;

    При нарушении условий действия;

    При прекращение или приостановлении компанией деятельности в качестве лизингодателя;

    При нарушение или невыполнении компанией предписаний или распоряжений уполномоченных государственных органов, а также приостановлении ими деятельности компании;

    При ликвидации лизинговой компании в качестве юридического лица.

    2.1 Организационно-правовые формы лизинговых компаний

    Лизинговые компании могут создаваться в виде различных организационно правовых норм. Акционерное общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока если иное не установлено его уставом.

    Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и наименовании.

    Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона и иных правовых актов РФ. Открытое общество в праве проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов РФ.

    Число акционеров открытого общества не ограничено.

    Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

    Число акционеров закрытого общества не должно превышать 50-ти.

    В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, в течении одного года оно должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

    Акционерное закрытое общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемые другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретения акций продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали его преимущественное право приобретения акций.

    Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций, продаваемых акционерами, устанавливаются уставом общества. Срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 и более 60 дней с момента предложения акций на продажу.

    Общество, учредителями которого выступают РФ, субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.

    Преобразование и взаимодействии с юридическими лицами следует принять ввиду, что коммерческие организации могут действовать в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены Гражданским Кодексом.

    К полным товариществам, смешанным товариществам с ограниченной ответственностью, акционерным обществам закрытого и открытого типа, применяются нормы права о полном товариществе, товариществе на вере, обществе с ограниченной ответственностью, акционерном обществе. Учредительные документы полных и смешанных товариществ созданных до введения в действия ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с новыми положениями.

    Определительные документы товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и произведенных кооперативов подлежат приведению в соответствие с нормами об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и о произведенных кооперативах.