Отчетность 2-ТП (отходы) – ежегодная статистическая отчетность, в которой указываются сведения по обращению с отходами производства и потребления. Форму предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

Под термином - обращение с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под термином - отходы производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

ФЗ №89 Об отходах производства и потребления.
Форма отчетности 2-ТП (отходы) утверждена Приказом Росстата N529 от 10.08.2017 г.

Кому нужно сдавать отчетность 2-ТП (отходы)?

До сих пор существует миф , о том, что отчетность 2-ТП (отходы) сдают только те организации, у которых образуется более определенного количества тонн отходов в год. Это давно не так, на сегодняшний день, форма отчета по отходам 2-ТП (отходы) обязательна для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Если не сдавать отчетность , то инспектор может это выявить в ходе проведения проверки предприятия, а также после завершения срока приема отчетности формируется список из организаций-нарушителей.

Некоторых может сбить с верного пути формулировка, что форму предоставляют юр. лица и ИП, осуществляющие деятельность по обращению с отходами. В понятие деятельность по обращению с отходами входит накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках) в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Таким образом, под данное определение подпадают все предприятия . Отходы образуются у всех и перед тем, как вывезти их, происходит временное накопление в специально отведенных местах (например, мусорный контейнер).

Ответственность за непредоставление отчетности 2-ТП (отходы) определяется статьей 8,5 КоАП РФ (20-80 тысяч рублей на юридическое лицо). Стоит иметь в виду, что цена подготовки отчета 2-ТП (отходы) гораздо ниже штрафа.

Не путайте отчетность 2-ТП (отходы) с отчетностью СМСП (отчет субъектов малого и среднего предпринимательства). Это разные документы.

Куда сдавать форму 2-ТП (отходы)?

Отчетность нужно сдавать в местное Управление Росприроднадзора до 1 февраля каждого года.

Сам отчет вы можете оформить несколькими путями:

  1. Сделать отчет в программе Модуль природопользователя (бесплатная программа, скачать ее можно с сайта Росприроднадзора).
  2. Сделать отчет в программе произведенной частной фирмой (бывают платные и бесплатные, с последними нужно быть внимательными, так как они не всегда вовремя обновляются).
  3. Сделать отчет 2-ТП (отходы) полностью самому в MS Excel, для этого нужно скачать форму для заполнения.

Заполнение формы 2-ТП (отходы)

Рассмотрим подготовку отчетности 2-ТП (отходы) без использования программного обеспечения. При использовании программ принцип тот же.

Предполагаем, что вы уже скачали форму отчета из Приказа Росстата №529 и открыли ее в MS Excel.

Первая и последняя страница – это информация о предприятии. Тут все просто, вписываете сведения, которые вас просят написать (если адрес – значит адрес и т.д.).

Первая и единственная таблица (иногда ее делят на 2 страницы) заполняется согласно инструкции и названия столбцов. Обратите внимание, что нужно указывать только фактически образовавшиеся отходы 1-5 класса опасности. Количество отходов указывается в тоннах, и округляются: с точностью до одного знака после запятой - для отходов 4-5 класса; с точностью до трех знаков после запятой - для отходов 1-3 класса.

В отчетность заносятся все виды отходов производства и потребления, находившиеся в обращении организации за отчетный год, кроме радиоактивных.

Немного поясним, как заполнить таблицу. Исходные данные берутся из подтверждающих документов и журнала учета отходов .

  1. Названия, коды и класс опасности отходов прописываются в соответствии с новым ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов). Напоминаем, последняя цифра кода обозначает класс опасности.
  2. Наличие отходов на начало отчетного года – это количество отходов оставшихся с предыдущих лет, на начало отчетного периода.
  3. Образование отходов за отчетный год . Записываете суммарное количество каждого вида отходов образовавшихся от вашей деятельности (без учета отходов поступивших от других юридических и физических лиц).
  4. Графы Обработано, Утилизировано, Обезврежено отходов относятся к собственной деятельности предприятия по обращению с отходами.
  5. Передача отходов другим хозяйствующим субъектам . Тут отметим столбцы хранение и захоронение. Разница в том, что хранение – это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а после захоронения с этими отходами не планируют совершать каких-либо действий.
  6. Размещение отходов на эксплуатируемых объектах за отчетный год . Заполняется аналогично для своих мест размещения отходов.
  7. Наличие отходов на конец отчетного года . Рассчитывается путем сложения образовавшихся, поступивших и наличия отходов на начало отчетного года, затем последовательно вычитаем обработанные, утилизированные, обезвреженные, переданные другим организациям и размещенные отходы.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений (любое территориально обособленное подразделение, где созданы рабочие места более чем на 1 месяц) данная отчетность заполняется по каждому обособленному подразделению и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений. Также отчетность 2-ТП (отходы) должны предоставлять филиалы, представительства и подразделения действующих на территории России иностранных организаций .

Пояснительная записка к форме отчетности 2-ТП (отходы)

Необходимость наличия пояснительной записки не указана, но если ее будут требовать, то она должна содержать следующую информацию:

  1. Данные организации (ИНН, наименование, юр. адрес и адреса площадок).
  2. Номер и дату выдачи лицензии по обращению с отходами 1-4 класса.
  3. Лимит на размещение отходов (реквизиты документа) или информацию о предоставлении отчетности СМСП .
  4. Информацию о реорганизации или ликвидации (консервации) предприятия (или отдельных структурных единиц).
  5. Объем основного производства (план на этот год, показатели за 2 прошедших года и разница между ними).
  6. Причины увеличения (снижения) образования отходов.
  7. При наличии объектов размещения отходов и установок по обезвреживанию или использованию отходов указываются их характеристики, производительность и другие данные.
  8. Выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия при обращении с отходами.

Если нет отходов

Иногда задают вопрос, как заполнить отчетность 2-ТП (отходы), если отходы не образовались. В таком случае нужно подать нулевую форму , но мы советуем проверить, все ли отходы вами учтены, так как от любой деятельности образуются отходы .

Сдача отчетности

  1. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах.
  2. Иногда требуется электронная версия отчета (лучше брать с собой).
  3. При себе иметь доверенность на представление интересов организации.

По всем вопросам, в том числе, если вам требуется помощь, консультации или Вы хотите заказать подготовку отчетности 2-ТП (отходы) , пишите в наш адрес, наши

Проект ПНООЛР – проект по отходам, в котором определяются нормативы образования отходов и устанавливаются лимиты на их размещение на полигоне.

С 5 августа 2014 действует приказ Минприроды РФ № 349 по ПНООЛР (рег. № 34446 Минюст РФ от 24.10.2014), обязывающий предприятия крупного бизнеса разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Ответственность за отсутствие проекта ПНООЛР для предприятий – штраф до 250 000 рублей , плюс необходимость разработать данный документ (КОАП РФ, ФЗ № 195 от 30.12.2001, ст. 8).

1. Законодательное обоснование ПНООЛР

Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Скачать текст закона ФЗ № 89:

ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Срок действия ПНООЛР – 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета о неизменности производственного процесса . Форма, состав и требования к составлению данного отчета прописаны в этом же нормативном акте.

На основании разработанного и согласованного проекта предприятию выдается Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение . Документ содержит список отходов, образующихся от предприятия (или его филиала), предлагаемые годовые нормативы образования отходов и лимиты на размещение для тех отходов, которые планируется передавать на объекты размещения отходов. ПНООЛР согласовывается в территориальном отделении Росприроднадзора либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утверждён собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта, однако в целом по стране подобные документы целиком или практически полностью основаны на Приказе № 349.

Что дает разработка:

  • Стабильная работа предприятия в течение 5 лет без остановок производства и серьёзных штрафных санкций.
  • Получение лимитов на размещение отходов , утвержденных Росприроднадзором согласно требованиям ФЗ № 89. Вы точно знаете, сколько мусора Вы можете иметь.
  • Разрешение на размещение отходов на бытовых полигонах сроком на 5 лет.

1.1 Образование отходов

Будь то бумага в урне офисного помещения или свалка химических реактивов за углом завода, закон в 99% случаев классифицирует их как отходы.

Любому предприятию необходим проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов , если в его ведении находится деятельность по обращению с отходами.

1.2 Нормативы образование отходов и лимиты на размещение отходов

При разработке определяются — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (скачать ). Иначе, для предприятия создаются плановые показатели отходов.

В органе, согласующем проект, утверждаются , т.е. предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

2. Стоимость проекта ПНООЛР

Стоимость проекта на 1-10 источников отходов составит от 20 000 рублей . В цену входит разработка, выплата всех госпошлин и согласование в Росприроднадзоре со 100%-ной гарантией. Уточняйте цену на 11 и более источников у менеджеров.

На стоимость влияет:

  • наличие паспортов отходов,
  • наличие лабораторных исследований,
  • срочность оказания услуги.

3. Кому нужен проект отходов ПНООЛР?

ПНООЛР разрабатывается и утверждается согласно Приказу Минприроды России от 25.02.2010 N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», а также согласно соответствующим нормативным актам субъектов РФ.

Проект разрабатывается для юридического лица или индивидуального предпринимателя в целом либо отдельно для каждого его филиала (в случае их наличия) при условии, что все филиалы находятся в пределах одного субъекта РФ.

Если филиалы находятся в разных субъектах, необходимо разрабатывать разные ПНООЛР для каждого филиала и подавать для утверждения в территориальные отделения Росприроднадзора или уполномоченные органы исполнительной власти субъекта.

Малый или средний бизнес

Критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к малому и среднему предпринимательству указаны в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Критерии основаны на долевом участии в уставном капитале предприятия государственного капитала, негосударственных фондов, иностранного капитала, на среднесписочной численности работников, доходности предприятия и пр. Чаще всего ПНООЛР разрабатывают филиалы предприятий крупного бизнеса, а также государственные и муниципальные организации.

Проект разрабатывается предприятиями крупного бизнеса (штат от 250 сотрудников, либо выручка/стоимость активов от 1000 млн. рублей в год), муниципальными и бюджетными учреждениями, компаниями с иностранным капиталом (доля иностранного капитала в УК которых более 25%), которые взаимодействуют с опасными отходами или оказывают негативное воздействие на природу.

Для предприятий малого и среднего бизнеса требуется просто ежегодно делать (среднего и малого бизнеса) об образовании у них отходов.

Посмотрите актуальный вебинар по разработке ПНООЛР в 2018 году

4. Разработка проекта ПНООЛР

Проект ПНООЛР стоит начать разрабатывать за 6-8 месяцев до визита проверяющих органов. Но если штрафа не избежать, есть способы минимизировать сумму.

  1. Инвентаризация источников образования отходов. В ЭкоПромЦентре – бесплатно! (Это экономия до 20 000 рублей !) включает выезд эколога, разработку предложения.
  2. Расчет количества и классов отходов, отражаемых в лимитах на размещение. Параллельно оформляются .
  3. Разработка проектной документации ПНООЛР. От качества написания и подбора документов зависит, будет ли ваш проект согласован или нет. В ЭкоПромЦентре – от 7-10 дней.
  4. Согласование проекта ПНООЛР в Росприродназоре в течение 30 рабочих дней (по регламенту).
  5. Выдача готовых лимитов на 5 лет.

4.1 Инвентаризация источников образования отходов

Для разработки проекта проводится инвентаризация источников образования отходов . Этот процесс включает проверку соответствия учетных данных (согласно П риказу МПР РФ от 1 сентября 2011 г. N 721. Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами) реальному положению дел на производстве.

Первичный учет отходов показывает текущее положение по образованию отходов (место образования на производстве), по приему отходов от сторонних лиц, по передаче отходов на обезвреживание, утилизацию, размещение, по размещению на собственных объектах.

Данные учета, а также данные статистической отчетности (2ТП-отходы) используются при инвентаризации отходов. При этом отходы идентифицируются, составляется их перечень, идентифицируются источники их образования, места, где производится их сбор и накопление (сроком до 11 месяцев ), каким образом производится транспортирование отходов (например, между структурными подразделениями предприятия) обработка, утилизация, обезвреживание или размещение отходов.

По результатам инвентаризации рассчитывается годовой норматив образования (предлагаемый норматив) для каждого отхода I-V классов опасности. Для отходов, которые предполагается передавать на размещение (хранение, захоронение) на объекты размещения отходов (принадлежащие предприятию или иным лицам) в проекте устанавливаются лимиты на размещение отходов.

Кроме этого, в ПНООЛР указываются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также реквизиты текущих договоров с ними на передачу отходов для дальнейшего обращения (обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения).

Деятельность по обращению с отходами I IV классов опасности, кроме накопления, в обязательном порядке в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».

5. Содержание и расчеты по проекту ПНООЛР

5.1 Состав проекта ПНООЛР

В проекте обосновываются предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год (в тоннах в год) на основании нормативов образования отходов . Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:

  • единица произведенной продукции, единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (например, километр) — для отходов обслуживания транспортных средств;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • человек — для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
  • единица места — для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.

Методические указания по ПНООЛР описывают, как должен быть составлен проект по отходам:

  1. титульный лист;
  2. структура ПНООЛР (содержание);
  3. общие сведения о хозяйствующем субъекте;
  4. сведения о хозяйственной и иной деятельности;
  5. расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год;
  6. сведения о предлагаемом образовании отходов;
  7. сведения о местах накопления отходов;
  8. сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения;
  9. сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов;
  10. сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;
  11. предложения по лимитам ежегодного размещения отходов;
  12. список использованных источников;
  13. приложения.
  14. В раздел «Приложения» ПНООЛР включаются:
  15. заверенные хозяйствующим субъектом копии документов, подтверждающих данные материально-сырьевого баланса по основному производству;
  16. заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов конкретным хозяйствующим субъектам с целью их использования, обезвреживания, размещения конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности;
  17. карта-схема расположения самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов размещения отходов;
  18. карта-схема расположения мест накопления отходов;
  19. иные документы и материалы по усмотрению хозяйствующего субъекта.

Чаще всего, помимо этого инспекторы рекомендуют прикладывать копии уставных документов предприятия, свидетельств ОГРН, ЕРРЮЛ/ЕГРИП, ИНН, свидетельств или иных документов о праве собственности на здания, сооружения, однако требовать данные документы инспекторы не вправе, и отказать в утверждении ПНООЛР по причине отсутствия данных документов в проекте также нельзя.

5.2 Важные моменты при написании проекта ПНООЛР

Поскольку цель организации, это получить на руки согласованные нормативы и лимиты, в проекте отходов должны быть наглядно отражены важные для инспектирующих органов Росприродназора моменты:

  • Наличие площадок под отходы. Есть ли они на территории объекта? являются ли обустроенными/пригодными для формирования партий отходов? Нужно подробно описать, как и куда, для каких целей (видов обращения) будут отправляться отходы с предприятия.
  • Техническая оснащенность. Способно ли предприятие само или посредством третьего лица заниматься деятельностью с отходами?
  • Отходы. Сколько будет видов отходов размещено на площадке? Какое количество каждого вида? Какие классы опасности у отходов?
  • Вместимость площадок. Указать, достаточного ли они размера и соответствуют ли технические параметры планируемой деятельности с отходами?
  • Внесение в госреестр объектов содержания отходов. Нельзя просто указать место на территории объекта. Нужно предварительно зарегистрировать его как площадку для размещения отходов (см. Порядок ведения госкадастра отходов, закон № 792 от 30.09.2011).

В конце этой статьи описаны некоторые нюансы разработки и утверждения проекта по отходам.

5.3 Технический отчет по обращению с отходами

Проект ПНООЛР ни в коем случае не должен быть отпиской. Иначе придется об этом пожалеть уже через год на этапе подачи технического отчета по обращению с отходами в Росприроднадзор. Хозяйствующий субъект обязан ежегодно в уведомительном порядке предоставлять информацию о фактических объемах отходов за год.

Сведения техотчета должны отражать количественные и качественные данные по видам, классам и объемам отходов производства за год на конкретном объекте. Также в отчет включаются справки, накладные и прочие документы, свидетельствующие о произведенном вывозе отходов на площадку.

В ПНООЛР указываются места накопления отходов на предприятии, их местонахождение, вместимость и оборудование. Места накопления отходов должны соответствовать санитарным и экологическим нормам. Санитарные нормы прописаны в СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Документ включает требования к оборудованию мест накопления (в СанПиН используется термин «складирование»), критерии предельного накопления отходов, требования к перемещению отходов по территории и транспортированию отходов за границы территории предприятия. Кратко описаны требования к оборудованию объектов размещения отходов (далее — ОРО, включая полигоны, шламохранилища и т.д.). Более подробно требования к ОРО регламентированы в документах:

  • СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»,
  • СанПиН 2.1.7.722-98 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»

СанПиН 1746-77 «Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов».

5.4 Объекты размещения отходов ОРО

Объекты размещения отходов (ОРО), на которые согласно ПНООЛР планируется передавать отходы, должны иметь лицензию на размещение отходов и быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».

ОРО вносится в ГРОРО на основании заявления и сведений, полученных в ходе инвентаризации ОРО, которая проводится в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».

5.5 Расчет нормативов образования отходов

Таким образом, в ПНООЛР есть два разных норматива – норматив образования отхода на единицу продукции, сырья или услуги и норматив образования отходов, рассчитанный на 1 год. Эти показатели взаимосвязаны. При увеличении норматива образования отхода на единицу продукции, сырья, услуги вырастет и предлагаемый годовой норматив.

Нормативы образования отходов рассчитываются с использованием нескольких методов:

  • метод расчета по материально-сырьевому балансу (с использованием сведений о количестве сырья и материалов, нормах убыли и количестве продукции);
  • метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов. В этом случае используются отраслевые справочники и сборники показателей. Наиболее широко используются такие документы, как Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления, Москва, 1999 год; Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР (Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.03.1982) и проч.
  • расчетно-аналитический метод – выбирается при наличии конструкторско-технологической документации (технологических карт, рецептур, регламентов, рабочих чертежей);
  • экспериментальный метод – расчет нормативов проводится на основе опытных измерений в производственных условиях, применяется для технологических процессов, допускающих определенный диапазон изменений составных элементов сырья. Метод используется довольно редко, в основном на объектах, использующих новые технологии, не имеющие аналогов;
  • метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод). Используется для определения нормативов образования отходов на основе статистической обработки информации по обращению с отходами за базовый (не менее 3-х лет) период. Удобен для расчета таких отходов, как макулатура, отходы упаковки от сырья и прочих отходов, для которых затруднительно произвести расчет по другим методам. Минус данного метода в том, что на новых предприятиях он неприменим, к тому же часто фактическое образование отходов зависит от множества причин, и выборка за несколько лет может не достоверно отражать тенденцию образования отхода

Ход мысли разработчика проекта отходов ПНООЛР будет примерно следующим:

Предприятию нужно Х тонн сырья/материалов в единицу времени. Из Х тонн сырья/материалов У тонн перешло в готовое изделие (товар или услугу). N изделий получено. Z коэффициент естественной убыли. V тонн/литров выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферу и водные источники, соответственно.

На основе этих исходных данных делается расчет предполагаемых объемов образования отходов каждого вида в тоннах в год. При этом учитываются общепринятые используемые в отрасли.

Если в процессе задействованы разные виды сырья, то расчет ведется по материально-сырьевому балансу производства.

5.6 Где брать исходные данные для проекта отходов?

В разработке прибегают к информации, содержащейся в технологических картах, регламентах использования сырья и пр. Берутся прошлогодние замеры по выбросам и сбросам. Все эти сведения объединяются в таблицу и прилагаются к проекту ПНООЛР.

6. Сдача проекта нормативов отходов

Для подачи ПННОЛР на утверждение необходимо предоставить заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установленного образца и проект. Выдача Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является платной государственной услугой, поэтому необходимо оплатить государственную пошлину за ее оказание.

Территориальные органы Росприроднадзора в течение 30 рабочих дней с даты приема заявления и проекта принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении.

Основанием для отказа согласно Приказу N 50 является:

  • наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями;
  • отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в ГРОРО;
  • превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

Никакие другие причины не могут быть достаточным основанием для отказа в утверждении ПНООЛР. Сам проект должен иметь установленную Приказом № 349 структуру и включать необходимые приложения.

Проект отходов распечатывают в 2-х экземплярах. Один хранится на предприятии. Второй отправляется в местный орган Росприроднадзора. Обязательно нужно приложить диск с электронной копией проекта. Более подробно этапы согласования описаны на странице .

Законом предусмотрен вариант подачи проекта ПНООЛР в электронном виде с применением электронной подписи юрлица.

6.1 Проект по отходам для филиалов

Если предприятие имеет филиалы или подразделения внутри одного субъекта РФ, то данное юрлицо вправе самостоятельно решить, будет ли разрабатываться один или несколько проектов ПНООЛР.

Если же филиалы предприятия принадлежат к разным субъектам РФ, то для каждого субъекта должен быть свой вариант проекта отходов.

6.2 Переоформление ПНООЛР не производится

ПНООЛР переоформлению не подлежит, но можно переоформить Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Переоформление производится только в том случае, если изменились реквизиты заявителя (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, ОГРН, Ф.И.О и другие личные данные для индивидуального предпринимателя), изменился ОРО, указанный в ПНООЛР, либо его реквизиты.

Для переоформления нужно представить заявление о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин переоформления) и оригинал выданного ранее Документа. Рассмотрение заявления производится в течение 10 рабочих дней. Если у хозяйствующего субъекта изменились непосредственно производственный процесс, структура предприятия, способы обращения с отходами – необходимо разработать новый ПНООЛР.

7. Согласование проекта ПНООЛР

Сразу несколько контролирующих органов осуществляют надзор за отходами предприятий: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, природоохранная прокуратура и некоторые другие.

По закону проект ПНООЛР проходит согласование в Росприроднадзоре от 30 рабочих дней (т.е. полтора месяца). По факту согласование в Санкт-Петербурге занимает от 2 месяцев до полугода .

Ускорение согласования достигается, в том числе, благодаря корректному составлению документации на этапе подачи.

8. Получение лимитов на размещение отходов

9. Продление лимитов по отходам

Действуют лимиты 5 лет, после чего их требуется продлевать. Ежегодно лимиты требуется продлевать (делается ).

Для крупных организаций и промышленных заводов срок разработки и согласования лимитов по отходам может достигать года, а в некоторых случаях полтора. Оставшиеся 3,5 года пролетают довольно быстро, и снова требуется делать продление лимита по экологии.

Штрафы за отсутствие действующих лимитов по экологии (по отходам, выбросам, сбросам) достигают 250 000 рублей и приостановки деятельности на 90 дней. Чтобы этого избегать, обращайте внимание на документы по экологии в своей организации, и если срок их действия подходит к концу, обращайтесь к разработчикам.

10. Пример проекта ПНООЛР 2017

Образец проекта 2016, согласованного в 2017 и разработанного по методикам 2015 года, можно посмотреть и скачать

11.1 Изменения технологического процесса

В первую очередь, перед тем как начинать разработку, необходимо проанализировать деятельность хозяйствующего субъекта. Планируются ли изменения в технологии производства, реструктуризация предприятия, закупка дополнительного оборудования? Если да, необходимо учесть все изменения на перспективу в ПНООЛР. Оборудованы ли места накопления отходов согласно санитарным и экологическим нормам? Если нет, нужно провести необходимые работы.

11.2 Лицензируемые виды деятельности

Помимо этого четко определитесь со способами обращения с отходами на предприятии. Еще совсем недавно лицензированию подлежали только обезвреживание и размещение отходов, сейчас же к лицензируемым видам деятельности относятся и сбор, и транспортирование (даже между филиалами одного предприятия), и обработка, и даже утилизация собственных отходов в своем производстве.

Банальное обезвреживание аккумуляторной кислоты в транспортном цехе теперь нуждается в лицензии. Получение такой лицензии – обычно долгий и дорогостоящий процесс, поэтому зачастую гораздо рациональнее найти организации, уже имеющие лицензию на прием таких отходов, и передавать отходы им. В целом, нужно взвесить все факторы и рассчитать, что выгоднее и безопаснее – утилизировать или размещать отходы на своем предприятии либо передавать сторонним лицам.

Перед разработкой убедитесь, что у предприятия заключены необходимые договоры на передачу отходов для утилизации или обезвреживания лицензированным предприятиям , а твердые коммунальные отходы транспортируются лицензированными перевозчиками на лицензированный полигон, внесённый в ГРОРО .

Договоры, срок действия которых истек, необходимо продлить, а передачу отходов по цепочке контрагентов более, чем из двух лиц – оформить документально и получить копии всех договоров и лицензий в цепочке. По этой причине начинать разработку ПНООЛР близко к концу года нецелесообразно – по ходу разработки и согласования проекта срок действия договоров закончится.

11.3 Подтверждение класса опасности

Формально для того, чтобы проект был разработан и утвержден, паспорта отходов не требуются. Однако подтверждение класса опасности отходов и разработка паспортов – обязанность хозяйствующих субъектов, закрепленная в Федеральном законе № 89-ФЗ. К тому же, в проекте необходимо будет указать номера заявлений об отправке разработанных паспортов в Росприроднадзор. Из-за отсутствия данной информации в утверждении ПНООЛР вполне может не отказано, хотя в Приказе № 50 об этом и не сказано.

11.4 Соблюдение сроков разработки

Поэтому перед разработкой проекта советуем сначала разработать паспорта отходов, так как это небыстрый процесс. Даже если имеются паспорта старого образца (до введения нового Федерального классификационного каталога отходов в 2014 году, далее ФККО), рекомендуем их пересмотреть, возможно, дополнить новыми отходами либо заменить старые. Кроме того, разработка ПНООЛР – тоже долгая работа, оптимальный срок начала разработки – примерно за полгода-год до окончания срока действия текущего проекта в зависимости от размера предприятия, перечня отходов и других обстоятельств.

11.5 Отходы и сырье: рециклинг отходов

В ходе идентификации отходов на предприятии стоит учесть несколько факторов. Остро стоит в последнее время вопрос о том, что считать отходом, а что – сырьем. Часто технологический процесс предусматривает образование отходов, которые прямо на производстве собираются, накапливаются и идут на вторичное использование, либо реализуются сторонним предприятиям.

Если вы используете свой отход повторно – это может быть расценено как утилизация отхода и подпадает под лицензирование. Однако можно так составить технологический регламент и организовать процесс, что отход как таковой не образуется. Возможен перевод из отходов в сырье — т.н. .

Таким образом, если вещества были удалены из технологического процесса, то они являются отходом. Однако если данный отход можно продать заинтересованным лицам, то на отход нужно разработать технические условия, определить его как товар согласно ОКПД 2 и реализовать по договору купли-продажи. В данном случае лицензия не нужна, и включения отхода в ПНООЛР тоже возможно избежать.

Особенно это актуально сейчас для фермерских хозяйств, занимающихся животноводством и птицеводством . Известно, в каких количествах они образуют отходы навоза и помёта. Для того, чтобы навоз или помёт продать в качестве удобрения, нужно провести сертификацию его как товара по ГОСТам и с учетом технических требований стандартов и технических условий.

В сертификате соответствия в разделе «продукция» нужно указать технические условия или описание товара. Однако затруднение может вызвать тот факт, что перед продажей навоз или помёт необходимо выдержать в хранилище в течение длительного срока – от 10 месяцев и выше, в результате чего отход высушивается и приобретает свойства удобрения. А его класс опасности снижается .

Помните, что накопление отхода свыше 11 месяцев – это уже хранение отхода , которое подлежит лицензированию, а объект такого хранения – внесению в ГРОРО. Все это необходимо учитывать при выборе стратегии перевода отхода в товар. Схожая ситуация с другими отходами, которые образуются непосредственно в ходе производства, как, например, опилки на столярном производстве либо бой кирпича при разборке зданий.

Ответ РПН по сточным водам

Трудности вызывает и вопрос, являются ли сточные воды отходами, если они откачиваются из выгребных ям, а не уходят в общегородскую канализацию? На этот вопрос есть пояснение от Росприроднадзора.

В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. Ели же такие они удаляются иным способом без сброса в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми идет в соответствии с законодательством об отходах.

Учет отходов от автотранспотра

Еще один момент, могущий вызвать затруднения при разработке ПНООЛР на этапе определения номенклатуры отходов, это выбор способа обращения с отходами, образующимися от автотранспорта. Согласно ФККО в перечень отходов от технического обслуживания и ремонта автотранспорта образуется порядка 15 наименований отходов.

При этом довольно часто автопарк находится у предприятия в собственности, однако сам ремонт силами предприятия не выполняется. Для этого заключают договоры со сторонними организациями (станциями технического обслуживания) либо осуществляют ремонт по гарантийному обслуживанию фирмой-производителем автомобилей.

На практике после ремонта автомобиля отработанные детали, тормозные колодки, фильтры практически никогда не попадают обратно на предприятие-собственник автомобиля. Отходы остаются у СТО, которая, в свою очередь, должна их либо утилизировать или обезвредить (при наличии лицензии на данные виды обращения с отходами), либо передать другой организации, у которой есть на это лицензия и производственные мощности.

В данном случае при разработке проекта необходимо показать всю цепочку указания услуг «Собственник автомобилей – СТО – организация-приемщик отходов, осуществляющая финальный этап обращения с отходами».

Всю необходимую информацию (наименование, код и класс опасности отходов, получаемых от конкретного предприятия, вопрос отчуждения права собственности на отходы при их передаче, вид дальнейшего обращения с отходом) необходимо четко прописывать в договорах.

Несколько иная ситуация с отходами аккумуляторов автомобильных, покрышками и отработанными маслами. Эти отходы предприятие, как правило, тщательно собирает и продает сторонним лицам по договорам купли-продажи, так как данные отходы представляют высокую ценность.

В целом, разработка ПНООЛР – сложный процесс, включающий несколько этапов. В ближайшем будущем ПНООЛР как таковые исчезнут, а на смену им придут новые формы экологической документации и отчетности – комплексные экологические разрешения, декларации, программы производственного экологического контроля и т.д.

12. Словарь терминов

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (Согласно ФЗ № 89).

Удаление отходов последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды (Согласно ГОСТ Р 53692-2009).

Сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ).

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-25798/2015

г. Нижний Новгород

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-652)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фёдоровым М.С.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: Фоменко Б.А. (по доверенности от 19 октября 2015 года), Фоменко В.А. (по доверенности от 19 октября 2015 года), Питуновой И.Н. (доверенность от 01 января 2016 года),

От заинтересованного лица: Хлыниной Ю.А. (по доверенности от 05 февраля 2016 года), Шварцман О.А. (по доверенности от 16 ноября 2015 года), Ивановой Н.В. (по доверенности от 17 февраля 2016 года), Колесникова И.А. (по доверенности от 15 декабря 2015 года),

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Эй Джи Си Борский Стекольный Завод», г.Бор Нижегородская область, к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, о признании незаконными действий по возврату документов, бездействие в непринятии решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

установил:

заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий по возврату документов, бездействие в непринятии решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что направленное Департаментом в адрес общества уведомление об устранении нарушений не содержало конкретного перечня выявленных нарушений, что влечет невозможность их устранения в установленный десятидневный срок. Также заявитель отмечает, что Департаментом был нарушен срок возврата материалов, установленный п.10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Кроме того, по мнению заявителя, письмо о возврате материалов от 24.04.2015 содержит ряд существенных нарушений действующих нормативных правовых актов. Заявитель считает, что действия Департамента по возврату заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение фактически свидетельствуют об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, дополнениях к заявлению и подержана представителями в ходе судебного разбирательства.

Представители Департамента с заявленными требованиями не согласны, указывают, что основанием для возврата обществу заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение явилось устранение не в полном объеме ранее выявленных нарушений, перечисленных в уведомление об устранении нарушений от 03.04.2015. При этом, заинтересованное лицо утверждает, что возврат проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не является отказом в их утверждении.

Подробно позиция Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу изложена в письменном отзыве, дополнениях к отзыву и поддержана представителями в ходе судебного разбирательства.

В судебном заседании 15.02.2016 в порядке статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 19 февраля 2016 года до 10 часов 00 минут. Сведения об объявленном перерыве опубликованы в общем доступе в сети интернет.

После объявленного перерыва судебное заседание продолжено, представители сторон поддержали ранее изложенные позиции.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд находит требование заявителя подлежащим отклонению по следующим основаниям.

03 апреля 2015 года департаментом в адрес заявителя направлено уведомление об устранении нарушений №01-15/2008 (вх. от 10.04.205), в котором, в том числе, указаны следующие нарушения:

22 апреля 2015 года общество направило в Департамент заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также исправленный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Рассмотрев представленные документы, ввиду устранения названных нарушений не в полном объеме (не были устранены вышеназванные нарушения пунктов 19, 21, 23, 28 Методических указаний), письмом от 24 апреля 2015 года Департамент в соответствии с пунктом 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вернул обществу заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

03 августа 2015 года заявитель направил в Департамент жалобу, в которой просил признать действия по возврату материалов незаконными и выдать решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 05.06.2015.

24 августа 2015 года Департаментом направлен в адрес общества ответ на данное обращение (письмо №01-15/5646), которым фактически в удовлетворении жалобы было отказано.

Не согласившись с действиями Департамента по возврату вышеназванных материалов, а также посчитав, что в данном случае имеет месте незаконное бездействие со стороны заинтересованного лица, выразившееся в непринятии решения об утверждении нормативов, общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи и частью 1 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи и части 5 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Статьей 18 названного Федерального закона установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее Порядок №50), которым установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.

В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка №50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В силу пункта 7 Порядка №50 Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:

а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.

Согласно пунктам 9, 10 Порядка №50 в случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, территориальные органы Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае, предусмотренном пунктом 9 настоящего Порядка, срок принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении исчисляется со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

В случае непредставления индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом в течение 10 рабочих дней с момента получения ими уведомления надлежащим образом оформленного заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальный орган Росприроднадзора возвращает индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу ранее представленное заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые направляется почтовым отправлением в срок, не превышающий 3 рабочих дней.

Как следует из материалов дела, 19 марта 2015 года ОАО «Эй Джи Си Борский Стекольный Завод» направлено в адрес Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), платежное поручение, а также свидетельства о постановке на налоговый учет и внесении сведений в ЕГРЮЛ.

03 апреля 2015 года департаментом в адрес заявителя направлено уведомление об устранении нарушений №01-15/2008 (вх. от 10.04.205), в котором в числе перечисленных также указаны следующие нарушения:

В нарушение требований п.19 Методических указаний операции по обращению с отходами, включающие их накопление, использование, обезвреживание, размещение, а также по передаче отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам представленные в блок-схемах технологических процессов, отображены не в полном объеме;

Таблица "Предлагаемое ежегодное образование отходов..." выполнена с нарушением требований п.21 Методических указаний;

В нарушение требований п.23 Методических указаний в таблице "Предлагаемая ежегодная передача отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения" не указаны номера и даты выдачи лицензий на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV класса опасности, а также полное наименование юридических лиц, места нахождения хозяйствующих субъектов, принимающих отходы;

В нарушение требований п.28 Методических указаний в составе ПНООЛР не в полном объеме представлены заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов конкретным хозяйствующим субъектам с целью их использования, обезвреживания, размещения конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности.

После получения названного уведомления общество представило в Департамент исправленный проект. Однако, в ходе проведения анализа представленных документов в связи с не устранением в полном объеме нарушений (не были устранены вышеназванные нарушения пунктов 19, 21, 23, 28 Методических указаний), письмом от 24 апреля 2015 года Департамент со ссылкой на пункт 10 Порядка №50 вернул обществу представленные документы.

При этом суд отмечает, что принятие решения об утверждении/отказе в утверждении ПНООЛР является вторым этапом согласования ПНООЛР, который возможен только после устранения выявленных должностными лицами территориальных органов Росприроднадзора неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении ПНООЛР предусмотрен пунктом 11 Порядка №50

Однако в рассматриваемом случае, документы обществу были возвращены в соответствии с пунктом 10 Порядка №50 в виду не устранения в полном объеме нарушений, перечисленных в уведомлении №01-15/2008 от 03.04.2015. Оснований, перечисленных в пункте 11 Порядка №50 оспариваемое письмо не содержит.

Кроме того, в судебном заседании представители Департамента настаивали на возврате обществу документов и возможность их повторной подачи после устранения замечаний.

Таким образом, доводы заявителя о том, что возврат документов в данном случае фактически являлся отказом в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, судом отклоняются как противоречащие материалам дела и фактическим обстоятельствам.

Аргументы заявителя о том, что Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не содержит положений, позволяющих осуществлять возврат рассматриваемых документов, судом также отклоняются, поскольку применительно к отношениям, связанным с разработкой и утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, возможность возврата представленных документов предусмотрена специальным нормативно-правовым актом - Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который в установленном порядке не отменен, не признан недействующим, в связи с чем подлежит применению к спорным правоотношениям.

Ссылки заявителя на письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.09.2015 №74/3-341-2015 не принимаются, поскольку данное письмо является мнением надзорного органа и не может являться документом, подлежащим обязательному применению.

Как указывалось выше, пунктом 5 Порядка №50 установлено, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатывается юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания), которые предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее - хозяйствующие субъекты), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принимающих решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

Порядок оформления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и содержание такого проекта предусмотрен разделом II Методических указаний.

Согласно пункту 19 Методических указаний в разделе "Сведения о хозяйственной и иной деятельности" ПНООЛР в текстовой форме приводится краткая характеристика и показатели хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы.

По каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам), информация по которым включена в ПНООЛР, представляются блок-схемы технологических процессов, включающие в виде отдельных блоков:

используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное;

производственные операции (без детализации производственных процессов);

производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы);

образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);

операции по обращению с отходами, включающие их накопление, использование, обезвреживание, размещение, а также по передаче отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.

В нарушение требований названного пункта Методических указаний в блок-схемах технологических процессов, заявленных в составе ПНООЛР, не отображены операции по обращению с отходами, включающие их накопление (стр. 9-21 ПНООЛР).

Вместе с тем, согласно требованиям п.6 Методических указаний при принятии территориальными органами Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в числе прочего учитываются сведения о наличии на производственной территории и вместимости обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, замечание, изложенное в уведомлении Департамента от 03.04.2015, а также в оспариваемом возврате было выставлено правомерно.

Пунктом 21 Методических указаний предусмотрено, что в разделе "Сведения о предлагаемом образовании отходов" ПНООЛР в табличном виде приводятся сведения о предлагаемом ежегодном образовании отходов отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта, информация по которым включена в ПНООЛР (приложение N 8 к Методическим указаниям) и сводные сведения о предлагаемом суммарном ежегодном образовании отходов по хозяйствующему субъекту (его филиалу(ам) и обособленным подразделениям), в целом (приложение N 9 к Методическим указаниям).

Для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно требованиям п. 4 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Вместе с тем, в разделе "Сведения о предлагаемом образовании отходов" ПНООЛР в таблице (т.2 л.д.82-90) общество фактически объединила цех, участок и т.п. в одно структурное подразделение "Управление", не указав соответствующие нормативы образования отходов (не заполнив графы "6", "7"), что противоречит пункту 21 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний в раздел "Приложения" ПНООЛР включаются:

заверенные хозяйствующим субъектом копии документов, подтверждающих данные материально-сырьевого баланса по основному производству;

заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов конкретным хозяйствующим субъектам с целью их использования, обезвреживания, размещения конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности;

карта-схема расположения самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов размещения отходов;

карта-схема расположения мест накопления отходов;

иные документы и материалы по усмотрению хозяйствующего субъекта.

Вместе с тем в составе раздела «Приложения» в заверенных хозяйствующим субъектом копиях договоров на передачу отходов конкретным хозяйствующим субъектам с целью их использования, обезвреживания, размещения, заявленных в составе раздела ПНООЛР «Приложения», перечни конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности представлены не в полном объеме.

Так, по договорам №202/14 от 01.04.2014 с ООО «ПромТранс», №213/14 от 02.06.2014 с ООО «ПромТранс», №158/13 от 01.03.2013 с ООО «ПромТранс», №2 от 11.02.2013 с ООО «Креза», №141011 от 27.10.2011 с ООО «Гласе ресайклинг компани», №ПМ-14/10-1 от 14.10.2013 с ООО «Промышленный металл», №2013/304 от 24.12.2013 с ООО «Тросифоль», №б/н от 02.02.2011 с ООО «МагистральИнвест», №Н-9 от 01.01.2009 с ООО «МагистральИнвест», №10 от 01.04.2013 с ООО «ТехСнаб», №12 от 15.08.2012 с ООО «ТехСнаб», №2 от 20.12.2012 с ООО «Промсервис», №02/03/2015 от 02.03.2015 с ООО «БорПром», №2013/29 от 15.02.2012 с ООО «Фурор», передача конкретных количеств данных видов отходов, их классов подтверждена справками к договорам, подписанными главным инженером ОАО «Эй Джи Си БСЗ» Г. С. Нагибиным в одностороннем порядке.

Однако данные справки не являются частью договоров, подписаны в одностороннем порядке, что не позволяет проверить логичность заполнения форм, предусмотренных п. 23 Методических указаний - "Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения".

Кроме того, в нарушение требований п.28 Методических указаний в составе раздела «Приложения» ПНООЛР не представлены заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу конкретного количества отхода «Лом шамотного кирпича незагрязненный» конкретным хозяйствующим субъектам с целью его использования (утилизации).

Ссылки заявителя на статью Гражданского кодекса Российской Федерации судом не принимаются, поскольку в рассматриваемом случае помимо общих норм гражданского законодательства подлежат применению специальные нормы, регулирующие порядок обращения с отходами, направленные на обеспечение прослеживаемости отходов от лица, образовавшего данные отходы, до конечного места размещения (обезвреживания) данных отходов.

Таким образом, суд находит правомерными требования Департамента в части устранения обществом нарушений пунктов 19, 21, 28 Методических указаний.

Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией Департамента относительно нарушения обществом пункта 23 Методических рекомендаций.

Так, данным пунктом предусмотрено, что в разделе "Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения" ПНООЛР приводятся данные о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения в табличном виде (приложение N 11 к Методическим указаниям).

В данном разделе указываются также полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (последнее - при наличии), место нахождения (жительства) и ИНН хозяйствующих субъектов, принимающих отходы.

Как следует из материалов дела, в разделе "Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения" заявителем указаны наименования юридических лиц, ИНН и адреса хозяйствующих субъектов, принимающих отходы (т.2, л.д.99-131).

При этом, заявитель указал полное наименование юридических лиц, сократив только организационно-правовую форму организаций (например ООО "ПромТранс", ООО "Эдельвейс" и др.).

Частью 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.

При этом, согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, а также организационно-правовая форма.

Таким образом, законодатель разделяет наименование юридического лица и организационно-правовую форму юридического лица. Следовательно, обязанность по указанию полного наименования юридического лица не свидетельствует о необходимости указания также в полном объеме и организационно-правовой формы.

При этом, суд также учитывает, что аббревиатуры организационно-правовых форм общеизвестны, а данное требование, предъявленное в рассматриваемом случае Департаментом к заявителю носит формальный характер, поскольку сокращенное или развернутое указание организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, принимающих отходы, никоим образом не может повлиять на полноту сведений о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

Между тем, как было указано выше, правомерно указанные Департаментом в уведомлении от 03.04.2015 нарушения обществом требований пунктов 19, 21, 28 Методических указаний, заявителем при повторном обращении 22 апреля 2015 с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и исправленным проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, устранены не были, в связи с чем у заинтересованного лица отсутствовали основания для рассмотрения (проверки) проекта с целью принятия соответствующего решения.

Таким образом, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу правомерно, на основании пункта 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возвратил заявителю представленные им материалы.

Нарушение срока направления в адрес заявителя уведомления о возвращении обществу материалов (проекта), учитывая не устранение последним всех нарушений, перечисленных в уведомлении от 03.04.2015, не нарушает права общества и не может свидетельствовать о незаконности действий Департамента по возвращению данных материалов.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что заявитель не лишен права после возвращения ему материалов, снова обратиться в Департамент с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением исправленного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с положениями статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренных частью 4 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">200 и частью 2 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действия, а также бездействия Департамента незаконными, что в соответствии с частью 3 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями , - , 180-182, Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

ОАО «Эй Джи Си Борский Стекольный Завод», г.Бор Нижегородская область (ИНН 5246002261) в удовлетворении заявления отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья Л.В. Соколова

Суд:

АС Нижегородской области

Истцы:

ОАО "Эй Джи Си Борский стекольный завод"

Ответчики:

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (ИНН: 5260107770 ОГРН: 1025203013516)