Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей , обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

Признаки права:

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением , т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

Сущность права

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход к сущности права

Функции права

Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:

Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:

1. Экономическая функция права

2. Политическая функция права

3. Воспитательная функция права

Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)

1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.

2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.

3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности.

4. Оценочная функция права – право позволяет оценить поведение человека.

Право — непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному.

Единого правопонимания в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматривается как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к трем основным типам (концепциям правопонимания):

1) нормативное правопонимание;

2) социологическое;

3) нравственное.

Эти концепции и раскрывают сущность права.

С точки зрения нормативного правопонимания , право — это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространено в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.

Такое правопонимание обладает определенными недостатками:

1) Право понимается очень узко — как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.

2) Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.

3) Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.

4) Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства (их правовой характер, соответствие идеям равенства и справедливости, интересам общества).

5) Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.

6) Этот тип правопонимания недемократичен.

7) С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.

С точки зрения социологического подхода , право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой сторону общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей. В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом правопонимании — это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей). Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается, прежде всего, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.

С точки зрения этой концепции, законы можно разделить на правовые и неправовые.

Правовые — законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось в обществе. Неправовые законы — акты законодателя, т. е. то, что имеет минимальную связь с реальностью.

Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.

Недостатком является сложность разграничения правового и не правового, возникают трудности с определением правового характера отношений. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да — то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила развитие в США.

Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми.

Достоинства нравственного правопонимания: ·

· право здесь связано с положительными общественными явлениями — со свободой, демократией и т. п.;

· данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.

К недостаткам может быть отнесено следующее:

· сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового;

· не решен вопрос о существовании права до или помимо закона.

Это понимание также исходит от различия между правом и законом и делит законы на правовые и неправовые. Однако без ответа остается немаловажный практический вопрос: если, используя те или иные критерии, мы определили закон как неправовой, то что с ним делать, вправе ли государственные органы уклониться от исполнения такого закона и не приведет ли это к произволу, анархии?

Каждый из типов правопонимания по-своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе.

Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).

Социологическая теория имеет иные социальные основания — эта концепция дает приоритет общественных отношений, он согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления.

В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи — свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному нравственному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.

Что касается российской правовой системы, то можно сказать, что здесь длительное время господствовало нормативное правопонимание, но присутствовали и нравственно-социологические воззрения в той или иной форме.

С точки зрения нравственного правопонимания, право — социально обусловленная форма и мера свободы и ответственности в обществе, выраженная в нормах и субъективных правах и являющаяся регулятором поведения людей.

Сущность права

В качестве сущностной характеристики права признается свобода. Свобода понимается как возможность действовать по собственному усмотрению, это возможность выбора, возможность поступать по своей воле, без принуждения. Но право и свобода — не одно и то же. Право — это мера свободы, ее границы, так как право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе.

Право не только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность. Право — равная мера свободы. Это означает, что оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами.

Если право предоставляет меру свободы, то она должна быть где-то выражена для того, чтобы можно было пользоваться эталоном свободы. Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.

Право состоит из объективного и субъективного права. Объективное право — общие нормы, правила, независящие от конкретного человека. Субъективное право — это правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права; это мера возможного поведения лица.

В качестве сущностной характеристики права была названа свобода, но иногда под сущностью права понимают справедливость. В отличие от справедливости, свободу можно понимать однозначно, а справедливость — это оценочное понятие, каждый имеет свои представления о ней.

Объективные свойства права

Право — это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Дать понятие чего-либо, в том числе и права, — это значит назвать его свойства, отличающие его от всех иных явлений окружающей действительности. Свойства права — качества, характеристики, отличающие это явление от иных, сходных с ним. Значит, объективные свойства права — это то, что отличает право от иных регуляторов поведения. Эти свойства называются объективными потому, что от конкретного человека не зависят.

Можно выделить следующие объективные свойства права:

1) нормативность. Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения. Нормативность показывает, что право вбирает в себя, фиксирует отношения, нормальные для данного общества, принятые в нем. Нормы права — это общеобязательные правила поведения;

2) общеобязательность. Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся. Если бы нормы права не были обязательными, то не было бы порядка, так как люди следовали бы праву по своему усмотрению;

3) принудительность. Принудительность означает, что если лицо добровольно не исполняет требования норм права, то его можно заставить это сделать с помощью принуждения или насилия, либо можно наказать его за отступление от правовых требований;

4) формальную определенность. Формальная определенность означает, что поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы. Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Эти формы являются внешними проявлениями права, источниками, из которых мы получаем знания о действующем праве (например, формой права может быть закон, правовой обычай, судебный прецедент и др.). Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать границу поведения;

5) системность. Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других. Системность означает, что все правила четко разделимы, но при этом согласованы друг с другом; понять содержание правовой нормы можно, только применяя ее в комплексе, в совокупности с другими нормами;

6) динамизм и стабильность. Динамизм и стабильность показывают взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений. Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь общества. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность. Но вместе с тем право предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся в обществе, — в этом проявляется его динамизм. Динамизм права — это его изменчивость, способность меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни;

7) реальную применимость. Реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует.


Самые прогрессивные, демократичные нормы не будут действовать в обществе, не готовом к их восприятию. С точки зрения реальной применимости права, считается, что лучшим будет вариант, когда правовые предписания будут пусть и несовершенны, не столь прогрессивны, но при этом пригодны для использования в данном конкретном обществе.

Все эти свойства раскрывают понятие, сущность и социальное назначение права.

Социальное назначение права состоит в том, что оно является регулятором общественных отношений. Быть регулятором общественных отношений означает:

· закреплять сложившиеся общественные отношения;

· способствовать развитию существующих и появлению новых общественных отношений;

· обеспечивать защиту сложившихся общественных отношений от нарушений.

Социальное назначение права конкретизируется в его функциях.

Функции права — это определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права на поведение людей, общественные отношения.

Выделяют следующие функции права:

1) Общесоциальные функции права, которые понимают двояким образом.

В одном варианте под общесоциальными функциями понимают направления действия права в различных сферах, областях общественной жизни (влияние права на экономику, отношения людей в семье, в коллективе и т. д.).

В другом варианте общесоциальные функции — это направления действия права, общие для права и иных социальных явлений. В этом случае право проявляет себя так же, как и другие явления общественной жизни (религия, политика, экономика и др.), оказывают на общество такое же воздействие, как и иные социальные феномены (это более распространенный вариант трактовки общесоциальных функций права).

К общесоциальным функциям права относятся:

а) ценностная (ценностно-ориентационная) функция. Воздействие состоит в том, что в праве содержится, выражается определенная система ценностей. Право аккумулирует ценности, принятые в данном обществе. У каждого человека складывается своя система ценностей, и когда человек сталкивается с правом, то эти две системы взаимодействуют. При этом право ориентирует людей на общепринятые ценности, закрепленные в нем; право побуждает людей строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями, направляет их поведение на достижение и признание (уважение) этих ценностей;

б) воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества — традиционной (обычной), нравственной, религиозной (конфессиональной), — право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания);

в) информационная функция. Право представляет собой определенную информацию — о правовом и неправовом, законном и незаконном, правомерном и неправомерном, о содержании неких правовых категорий и т. д. Воздействие состоит в том, что право доносит эту информацию до человека; через определенные источники (законы, постановления, указы и т. д.) люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка;

г) политическая функция. Право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы;

д)·экономическая функция. Право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.;

е) культурная функция. Право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры.

2) Специально-юридические функции — такое воздействие права, которое свойственно только праву, специфично для права, в них право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе, юридические средства. Эти функции права различаются в зависимости от задач, целей, которые они решают, а также в зависимости от правовых средств, используемых для достижения этих целей.

Специально-юридические функции права делятся на две группы: регулятивные и охранительные.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права — регулировать общественные отношения:

а) фиксировать субъектный состав правовых отношений;

б) определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий;

в) формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.

В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы.

Регулятивная функция реализуется через две свои разновидности:

а) регулятивно-статическую функцию, смысл которой в том, чтобы закрепить, зафиксировать достигнутый уровень развития общества. Этот уровень выражается в субъективных правах;

б) регулятивно-динамическую функцию, задача которой — обеспечить положительное развитие общества; средства реализации этой функции — обязывание (позитивное).

В содержание охранительной функции вкладывается понятие такого правового воздействия, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. Задача охранительной функции права: вытеснить, устранить из жизни общества все то, что мешает его нормальному развитию. Правовые средства: запреты, санкции норм права, юридическая ответственность. В основе охранительной функции права находятся главным образом запрещающие правовые нормы. Содержание охранительной функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной и т. д.).

Принцип понимается как начало, основа чего-либо. Соответственно, принципы права — это основы права.

Принципы права — основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования.

Каждый принцип — это представления людей о том, каким должно быть право, как надо регулировать общественные отношения. Принципы характеризуются определенной субъективностью, ибо формируются в сознании человека. Однако, вместе с тем, принципы объективны. Объективность принципов права проявляется в том, что принципы отражают окружающий человека мир, существующие общественные отношения.

Принципы права не могут быть неизменными, они меняются вместе с развитием общества. Принципом права может стать не любая идея о праве; принципы права — только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования.

В правовой системе принципы права играют весьма существенную роль:

Принципы права можно представить как арматуру права, его скелет. Принципы права обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие принципам права.

Значение принципов права в правовой системе определяется тем, что они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Такие принципы права позволяют ориентироваться в правовой системе.

В ряде случаев принципы права могут служить основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться при решении дела на принципы права, а не на конкретный закон.

В правовой системе можно выделить множество различных принципов. С точки зрения охвата, выделяют принципы:

1) Общеправовые , действующие во всей правовой системе. Именно эти принципы составляют предмет общей теории права. Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества.

К общесоциальным принципам права относят:

· политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);

· экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);

· нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования.

К ним относят:

· принцип законности;

· принцип равенства перед законом;

· принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности;

· принцип судебной защиты прав и свобод граждан;

· принцип единства прав и обязанностей;

· принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

2) Межотраслевые , действующие в нескольких отраслях права (например, принципы судопроизводства, такие как гласность, состязательность, принцип национального языка судопроизводства, независимости судей, тайны совещательной комнаты и др., действуют и в уголовном, и в гражданском процессе; принципы диспозитивности, материальной ответственности, неотвратимости наказания также являются межотраслевыми).

3) Отраслевые , действующие в отдельных отраслях права (например, принцип единобрачия, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип обязательности выборов в избирательном праве, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, презумпция виновности ответчика в гражданском праве и т. д.).

4) Принципы правовых институтов — положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права (например, институт договора в гражданском праве строится на основе таких принципов, как обязательность выполнения условий договора, недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора и др.).

Перечень принципов права не является исчерпывающим. В рамках курса теории государства и права изучаются в основном общеправовые принципы права. Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права.

Наиболее значимые из общеправовых принципов:

а) принцип социальной справедливости. Правовое регулирование — это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как многогранная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием. Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии;

б) принцип единства прав и обязанностей. Он выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность;

в) принцип гуманизма, который означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма в конституционном выражении выглядит следующим образом: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции РФ);

г) принцип сочетания убеждения и принуждения в праве. Убеждение и принуждение — методы государственного руководства обществом. Главная задача правового государства состоит в установлении разумного их сочетания;

д) принцип демократизма, который означает принадлежность всей власти народу. Он реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д.;

е) принцип законности, который означает требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний правовых норм.

Понятие и сущность права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие и сущность права.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Лекция 2. Право, нормы права, источники и отрасли Российского права

Право возникает на определœенном этапе общественного развития. Появление права связано с появлением государства.

Право - социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества.

На современном этапе человеческой истории (ХХ-ХХ1 вв.) противостоят два подхода к пониманию сущности права.

Первый подход - классовый: право - орудие насилия, средство подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными.

Второй подход (общечеловеческий): право - средство общественного компромисса, орудия снятия общественных противоречий, механизм управления общественными делами.

При любом подходе к праву оно выступает в качестве средство, обеспечивающее порядок в обществе.

Выделяют следующие признаки права:

Волевой характер;

Общеобязательность;

Нормативность;

Связь с государством;

Формальная определœенность;

Системность.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, право - ϶ᴛᴏ система общеобязательных, формально определœенных юридических норм, выражающих конкретные интересы общества (классов и т.д.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

2. Норма права: понятие, признаки, структура.

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством системы социальных норм: нормы морали, нормы нравственности, религиозные нормы, нормы права. Последним из них принадлежит особая роль, поскольку за ними стоит механизм государственного принуждения.

Норма права - общеобязательное, формально определœенное правило поведения, устанавливаемое и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Признаки нормы права:

1) общеобязательность – властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

2) формальная определœенность – нормы выражаются в письменной форме в официальных документах;

3) связь с государством – норма устанавливается государственными органами и обеспечивается принуждением и убеждением;

4) предоствительно – обязывающий характер- норма не только предоставляет одним субъекта права, но и возлагает на других субъектов обязанности;

5) микросистемность – норма состоит из трех взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, которые образуют структуру правовой нормы.

Гипотеза представляет собой условие действия нормы, ᴛ.ᴇ. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. К примеру, имея право на пенсионное обеспечение по возрасту, его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

Диспозиция показывает, каким должна быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, указанных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

Санкция - последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (к примеру, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная - с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Нормы права группируются в отдельные части - отрасли, институты.

Отрасль права - это совокупность однородных правовых норм, регулирующих определœенную область (сферу) общественных отношений (конституционное, уголовное, гражданское право).

Институт права - совокупность норм, регулирующих узко однотипные отношения в рамках отрасли. В качестве примеров конституционных институтов можно назвать институт гражданства, институт народовластия; в рамках международного публичного права - институт правопреемства, институт признания, институт ответственности и др.

3. Понятие и виды источников (форм) права .Нормативно - правовой акт: понятие и виды.

Источники права различаются в трех смыслах: материальном (отражает первооснову права), идеологическом (правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право) и формально-юридическом (внешняя форма выражения и существования правовых норм).

Выделяют 4 основные формы (источники) права:

1) нормативный акт - это принятый в установленном порядке уполномоченным на то органом письменный, официальный документ, содержащий предписания общего характера и постоянного действия, и рассчитанный на многократное применение.

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент - ϶ᴛᴏ судебное или административное решение по конкретному делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространено в странах англо – саксонской правовой системы – США, Великобритания);

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор 1992 ᴦ.).

Особое место в этой системе занимает нормативно - правовой акт.

Нормативно-правовые акты обладают определœенной юридической силой, которая характеризует место нормативно-правового акта в системе законодательства. С этих позиций всœе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

К законам относятся: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации;

К подзаконным актам относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, инструкции, положения министерств и ведомств, государственных комитетов, решения местных органов власти и управления, локальные нормативные акты.

Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражается в помещении полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене ʼʼСобрание законодательства Российской Федерацииʼʼ, либо в ʼʼРоссийской газетеʼʼ).

Нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия.

Действие нормативно - правового акта во времени обусловлено вступлением его в юридическую силу и утратой юридической силы.

Согласно ФЗ ʼʼО порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ и актов палат Федерального Собрания РФʼʼ, перечисленные нормативные акты вступают в силу одновременно на всœей территории нашего государства через 10 дней после их официального опубликования.

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во времени:

По истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (к примеру, федеральный закон о федеральном бюджете действует только в течение одного финансового года);

В случае их отмены;

При замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, ᴛ.ᴇ. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или устраняет ответственность.

Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всœех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта (граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства).

4. Система российского права и отрасли права

Систематизация - это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) институт права.

Отрасль права обусловлена качественной однородностью какой-либо сферы общественных отношений.

Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование.

Конституционное право - ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, регулирующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ʼʼведенияʼʼ входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности и др.

Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федерации, выступающая отправной базой для всœего текущего правотворчества.

Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств; ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций всœе субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д.

Гражданское право регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан реализуются на базе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). При этом не всœе имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец - ответчик; должник - кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинœения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве.

Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации.

Финансовое право регулирует финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета͵ денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают всœе юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер.
Размещено на реф.рф
К числу базовых нормативно-правовых актов относятся Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Земельное право призвано регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределœения земельного фонда, определœения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт - Земельный кодекс Российской Федерации.

Трудовое право регулирует сферу трудовых отношений (формы рациональной организации общественного труда, его оценка и оплата͵ определœение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных договоров; вопросы социального страхования, охраны труда, техники безопасности). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс Российской Федерации.

Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ.

Уголовное право - совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право - отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности, участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелœей, потерпевших, экспертов, представителœей обвинœения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ).

Гражданско-процессуальное право - это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Понятие и сущность права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и сущность права." 2017, 2018.

Пришла пора рассмотреть понятие и сущность права. Что под ним чаще всего подразумевают? Современное основывается на том, что оно является системой формально-определенных, в которых выражена государственная воля, основанная на интересах народа. Характер этой воли общечеловеческий, классовый. Современные понятия права утверждают, что оно является чем-то сформировавшемся на справедливости, равенстве, единстве. Однако до сих пор многие убеждены в том, что право - это не свобода, а один из механизмов порабощения людей. Взглядов существует не так-то уж и мало.

Понятие и сущность права

Право призвано регулировать делать так, чтобы на никто и никогда не мог покуситься. То же самое касается и имущества людей. Право загоняет нас в определенные рамки, которые созданы для того, чтобы мы были защищены и обеспечены. Но ведь право нас во многом ограничивает? Да, права одних заканчиваются там, где начинаются права других. Грань переступать нельзя, но оно и к лучшему.

Рассмотрим же, наконец-то, понятие и сущность права. Конечно же, право должно иметь обязательный государственно-волевой характер. Его классовая и общечеловеческая сущность проявляется именно в этом. Да, считается, что право выражает волю народа. Чем обусловлена эта воля? В большинстве случаев - экономическими условиями жизни. Чуть меньше на нее влияют условия природные, духовные и так далее. Согласитесь, что справедливость - это тоже понятие довольно-таки относительное. В разные времена ей придавали разное значение.

Институт представительной власти появился уже давно. Благодаря нему народная воля и смогла воплотиться в законе, который имеет общеобязательный характер.

Общественная воля становится волей государственной. Последняя имеет следующие признаки:

Она должна стимулировать всевозможные притязания и интересы населения;

Она не должна находиться в зависимости от интересов отдельных лиц, объединений, слоев, групп и так далее;

Он должна охраняться специально созданными органами.

Рассматривая понятие и сущность права, стоит сказать, что характер его является нормативным. Это связано с проявлением его в реальной жизни. Оно представлено совокупностью различных юридических норм. Нормативное выражение очень важно, так как воля, воплощенная в законе, не будет иметь никакой юридической силы.

Государство должно находиться в определенной связи с правом. Она проявляется в том, что государство имеет возможность прибегать только к тем принудительным мерам, которые не противоречат праву. В принципе, это относится только к в котором действительно учитываются существующие законы.

Право носит общеобязательный характер. Это означает, что законы создаются для всех и не должно существовать отдельных лиц, на которых бы не действовали принятые и санкционированные нормы.

Важна формальная определенность права. В данном случае его характеризует:

Специфическая структура норм (они состоят из гипотезы, диспозиции, а также санкции);

Связь с обязанностями, которые необходимо выполнять для того, чтобы быть обладателем права;

Юридической техникой, которой оформляются нормы.

Нормы права государство заключает в определенные формы, которые являются способами выражения его воли. НПА (то есть нормативно-правовой акт) - это основная НПА могут быть различны. Конечно же, самым значимым из них в нашей стране (как и во многих других) является именно Конституция.

Право имеет властно-регулятивный характер. Да, оно - достаточно мощный регулятор общественных отношений, которое необходимо для того, чтобы существовал порядок.

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством , направленных на регулирование общественных отношений. Данное определение права раскрывается через совокупность следующих признаков:

1. Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм , обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.

2. Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое - систему права .

3. Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства , каждая историческая эпоха представлена определенной системой источников (форм) права.

4. Интеллектуально-волевой характер права. Право выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.

5. Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности , этим обеспечивается общеобязательность норм права. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права .

По мнению М.Н.Марченко к наиболее важным отличиям правовых и неправовых социальных норм относятся следующие критерии: характер отношений, порядок и способ их установления, формы и способы выражения, формы и средства обеспечения, характер и степень определенности мер воздействия. Нормы права закрепляют основные общественные отношения, содержатся в актах, санкционируемых государством, излагаются в письменной форме, обеспечиваются системой санкций и гарантий со стороны государства.Нормы права состоят из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения (регулятивные нормы, нормы прямого регулирования) и исходных (отправных, учредительных) норм, и в действительности являются общими правовыми предписаниями.

Норма права в конечном счете является не только социальным, но государственным регулятором общественных отношений, так как именно государство гарантирует ее реализацию. Право «всегда есть прежде всего совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов».Но право не просто система норм, а упорядоченная совокупность предписаний, санкционированных государством. От общественных организаций могут исходить иные социальные нормы, но не нормы права. В тоже время, государство, создавая право, лишь формулирует его (является в формальном смысле), определяет его границы, а не основания, которые необходимо искать в обществе (в «общей воле»), общество является источником права в материальном смысле. Право должно соблюдаться всеми субъектами права, в том числе государством, в противном случае оно становится не обязательным, т.е. не правом, а произволом. В тоже время государство должно обеспечивать реализацию правовых норм с помощью средств и приемов правоприменительного механизма.

Сущность и содержание права

(в материальном смысле) в конечном итоге является не личность , а общество. На-циональный характер правотворчества связан с формой на-ционального (суверенного) государства. Историко-органическое понимание права тесным обра-зом связано с изучением теории факторов развития (природа, личность, общество). Категория «дух народа», раскрывается через систему связей (экономических, политических, юридических и др.), соответствующих реальным отношениям. Идея порядка, основанного на праве, составляет главную цель государственного союза.

Если право определяется «совокупностью рамок и правил», охраняющих частные интересы, то свободу составляют «личное сознание и общее право».Е.Н.Трубецкой писал: «Свобода внутренняя предполагается правом как условие его существования...», или «где вовсе нет свободы, там вообще не может быть никакого права».Е.Н.Трубецкой подчеркивает, что свобода является содержанием права, у В.О.Ключевского - личное сознание и право являются простыми элементами системы права , в отличие от свободы, которая является сложным элементом. Свобода связана, как и право, с фактом личного сознания, одна-ко подчеркивается в свободе «стремление определять себя к деятельности».Связь понятия свободы с действием проявляется следующим образом: «под свободой, с одной стороны, мы разумеем всю сумму действующих и законом определенных прав, которые определяют простор деятельности каждого человека». Или другое определение: «под свободой разумеется... и общее право или признанное стремление человека самому определять себе известный простор для деятельности».

Недопустимо смешивать требования политической обязательности с практической необходимостью, в противном случае - можно утратить самое понятие о праве, так как «обязательность - понятие из области права, а необходимость - простой факт. Где действует постоянное и обязательное право, там не остается места для личного уговора». В.С.Нерсесянс отмечает, что по своей сущности право является формальным равенством. Все определения права в различных концепциях отражают или предполагают этот принцип. «Отсюда и внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений, как: право - это формальное равенство; право - это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей; право - это всеобщая справедливость и т.д. Ведь всеобщая формально-равная мера так же предполагает свободу и справедливость, как последние - первую и друг друга».Таким образом, сущность права проявляется в историческом, экономическом, культурно-религиозном, национальном, специально-юридическом аспектах. Содержание права исторично, сущность права изменчива и инварианта. Большое влияние на понимание сущности права оказывает юридическая доктрина.

Понятие права в объективном и субъективном смыслах

Объективное и субъективное право - юридические понятия, которые обозначают масштаб свободы и тех, кто ею обладает. Объективное право (это и есть право в собственном смысле как система норм) является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические прецеденты , правовые обычаи и другие конкретные формы права определенного периода. Объективным данное право является в силу того, что не зависит непосредственно от воли и сознания отдельных лиц.

Субъективное право всегда обеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субъективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права . Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности : на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия , на образование и т.д.

Объективное право зависит от изданной государством нормы, а субъективное право может существовать независимо от нее. Объективное право неразрывно связано с субъективным. Объективное право - это юридические нормы, выраженные в определенных юридических формах, субъективное право означает те юридические возможности, которые возникают и реализуются на основе объективного права (законодательства).

Основные концепции правопонимания

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека , включающей в себя познание права , его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов. Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества , взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права , правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом. Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых. Если «понятие права - это сжатая юридическая теория, то юридическая теория - это развернутое понятие права. Ведь только юридическая наука в целом (как совокупное понятийно-теоретическое знание о праве) и есть систематическое и полное раскрытие понятия права в виде определенной теории».В зависимости от выбора предмета изучения правопонимание может быть правильным или искаженным, положительным или отрицательным, полным или неполным.

Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех не существует. Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания. Так выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права - нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др. Необходимо при этом учитывать исторические условия функционирования права, их соответствие определенным ценностям, устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям.

1. Естественно-правовая концепция . Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями этого направления являлись Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др. Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством , право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др. Развитие нравственной основы права происходит в ущерб ее формально-юридическим свойствам. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости, Ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий». Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека . объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль . Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием . Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам. Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности , правового государства ». «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики.

2. Историческая школа права . Наибольшее развитие получила в конце XVIII - начале XIX вв. в трудах представителей немецкой исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта и др.). Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению. Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа». Поэтому немецкая историческая школа придерживалась консервативных взглядов и идейно была направлена против универсализма римского права , выражала стремление отстоять самобытность национальных форм и содержания права. Известной идеологической формулой данной школы был тезис о том, что «Дух народа определяет право народа». Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории ». Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает прежде всего внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Выражаясь современным языком, эта школа выступила против «глобализации» права и правосознания. В данной теории справедливо подчеркивалась естественность развития права, зависимость законодателя от убеждений нации и от традиционных нормативно-правовых установок. Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству приводила к необоснованному игнорированию формально-юридического и естественно-правового начала. В тоже время достоинством данного учения являлась разработка эволюционности, органичности развития права, отрицание необходимости революционных волеустановлений. Т.е. право в данной теории рассматривалось через теорию правоотношения . Немецкая историческая школа права повлияла заметно на развитие русского позитивизма и государственнического подхода (Кавелин, Чичерин, Сергеевич).

3. Нормативистская теория права . Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов , договоры , предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы. В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства. Недостатком данного понимания является рассмотрение права отдельно от экономики , политики, социальной системы. «Догматическое направление в отличие от исторического имеет целью систематическое изложение норм гражданского права ; материалом для догматики является все положительное право; не ограничиваясь описанием и обобщением, догматик задается целью определения юридических понятий…Определение основано также на обобщении». В рамках данного учения фактически происходит отожествление государства и права , а государство рассматривается с точки зрения организации правопорядка , т.е. под государством понимается прежде всего государственный режим. Обращение преимущественно к формальной стороне права игнорирует его содержательную сторону, прежде всего, права личности. Абсолютизируется роль суверена, т.е. государства в определении содержательных характеристик права. Под правом понимается в основном - порядок должного поведения, так как право по Кельзену принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно не имеет юридической силы вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы права. Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик. Признаются широкие возможности государства влиять на общество, его развитие и недооценивается роль последнего, в том числе в правотворческом процессе.

4. Марксистская теория права . Эта теория приобрела завешенную форму в XIX - XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Таким образом, в праве прежде всего классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Формальные аспекты права (правомерное, неправомерное) преувеличиваются в ущерб содержательным, общесоциальным началам права. Содержание права носит узкоклассовый характер.

5. Психологическая теория права . Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности - правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида - переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право. Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право - устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Т.е. наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого. Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения . Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права , уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика , судебная психиатрия и др.).

6. Социологическая теория права . Эта теория получила наибольшее распространение в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляревского, Ковалевского и др. Она основывается на эмпирических исследованиях, связана с развитием и функционированием правовых институтов. Под правом здесь понимаются прежде всего юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений . Возрастает значение договорного права, но «обязательная сила договоров определяется их формою, а не их содержанием, т.е. соглашением, а не интересами, как утверждает Иеринг». Главное для данного направления - изучение реального правового порядка, а не предписаний, исходящих от юридической нормы, т.е. изучается прежде всего «живое право». Право и закон здесь разделяются, если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего. Формулируют «живое право» прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения. Данное понимание права близко к доктрине общего (англосаксонского) права и было направлено в определенной мере против консерватизма немецкой исторической школы права. М.М.Ковалевский отмечал, что «немецкие юристы утратили сознание той связи, в какой право состоит с ростом культуры и гражданственности. Идея внутреннего развития и тесной зависимости, существующей в каждый данный момент между правом и экономическим, общественным, политическим и религиозно-нравственным укладом нации…Без истории нельзя указать ни органического характера законодательства, ни скрывающихся в нем несовершенств, источник которых всецело лежит в том, что жизнь обогнала юридическое творчество». Отмечается приоритет содержания над правовой формой. По мнению Б.А.Кистяковского, «недостатком социологической юриспруденции является разработка впоследствии только социологических проблем о причинах и силах, ведущих к образованию и развитию правовых учреждений». Судьи здесь не связаны жестко с юридическими нормами и разрешают дела по «судейскому усмотрению». Разновидностями данного правопонимания являются социальная концепция права и солидаристское учение о праве, в которых право рассматривается как средство достижения социального равновесия и сотрудничества различных социальных слоев в осуществлении власти и преобразований общественной жизни. Акцентируется при этом внимание на регулятивных, социальных функциях права как средства разрешения возможных социальных конфликтов. Теория способствует ориентации права на общедемократические ценности.

7. Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Последователи данного подхода в правоведении признают прежде всего практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений. Сторонники «широкого» понимания права исходят из того, что право не тождественно законодательству, данный подход прежде всего направлен на познание сущностной (философско-ценностной) основы права, на изучение смысла права, общеправовых начал и принципов. Право здесь рассматривается как форма свободы, например, в либертарной теории права: право как форма свободы, формальная свобода. В понятие права включаются такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права . Источником и целью права признаются общественные отношения, соответствующие естественно-правовым принципам справедливости. Оба подхода сходятся в понимании права, как совокупности норм, установленных и охраняемых государством.

Право и закон

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Как и в вопросе соотношения права и государства здесь преобладает два основных подхода. Первый ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным . То, что исходит от государства в форме его общеобязательных велений и является правом. Второй подход к разрешению права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства явлением. Считается даже, что право предшествует закону в качестве естественного права. Право при этом определяется как форма выражения свободы, как формальная свобода. Государство рассматривается ограниченным в своих действиях правом.

Пытаясь решить проблему соотношения закона с правом, исследователи нередко обращаются к различным моральным категориям - справедливости, гуманизму и т.д. В этих же целях используется иногда понятие «правовой идеал», который и составляет содержание правовых законов. Таким образом, все иные законы, которые не содержат в себе «правового идеала», т.е. не соответствуют правовым принципам - не являются правовыми. Но стремление подвести под закон жесткую моральную основу не всегда соответствует предназначению права. Право не всегда является нормативно закрепленной справедливостью. Введение понятия «правовой закон» также не способствует разрешению проблемы соотношения права и закона, даже усложняет проблему. Хотя законы и можно признать не правовыми, в тоже время необходимо отметить, что «не может быть права до и вне своей формы (закона). Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантии реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не являются».

В настоящее время приходится констатировать нерешенность проблемы соотношения права и закона, поэтому продолжают существование различные теории правопонимания . Кроме того, необходимо учитывать, что в каждой стране существуют свои подходы к данной проблеме. Например, в России не существует в целом проблемы противоборства права и закона, традиционно право рассматривается в единстве с законом, важным является не противопоставление естественного права позитивному, а достижение соответствия между содержанием и формой позитивного права. Но на теоретическом уровне предпринимаются значительные усилия для отграничения права от «неправового закона». Каким бы не было существо спора, закон всегда должен соответствовать праву, закрепленному в виде основополагающих принципов права , которые играют роль ориентиров, определяющих пути совершенствования правовых норм и правового регулирования общественных отношений.

Право и экономика, право и политика, государство и право

Вопросы соотношения права и экономики , права и политики являются спорными в юридической науке. Согласно одному подходу вмешательство государства в экономику не должно быть, экономика должна развиваться по своим внутренним законам . Согласно второму походу, право наоборот должно регулировать детально экономику. Государство вмешивалось во все экономические отношения, пытаясь ими управлять на всех уровнях (плановая экономика). Жесткое воздействие государства на экономику охватывало и производство, и обращение, и потребление. Экономическая деятельность при данной модели управления жестко детерминирована государством, в том числе с помощью правовых актов. Либеральная школа экономики (Хайек, Фридмен) считали, что право, законы должны создавать своеобразную регулятивную среду для обеспечения экономики необходимыми правовыми средствами нормальной экономической конкуренции . Роль государства при этом ограничивается лишь созданием правовых условий. Сфера дозволений, диспозитивных отношений расширяется.

В настоящее время сформулированы в России основные направления использования правовой формы для обеспечения реализации модели правового государства , предполагающего рыночную модель экономики. Цели экономического развития при этом формулируются в законодательстве, четко определяется круг субъектов экономических отношений, регламентируется порядок разрешения споров о праве, устанавливаются правовые формы осуществления коммерческой деятельности, антимонопольное законодательство и способы, виды юридической ответственности (из договора , из причинения вреда и др.).

Рассматривая соотношение права и политики, необходимо учитывать, что политика появилась вместе с государством. Исторически государство является первым инструментом политического воздействия на общество . Традиционно политика рассматривается как государственное управление обществом. Распространен взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями. Некоторые представители науки считают политику средством политической борьбы. Основным объектом политики являются проблемы, нарушающие баланс общественных сил и интересов, которые можно решать путем реформ в государственно-правовой сфере. В античных государствах соотношение права и политики получило самые разнообразные формы. Здесь определилось понятие политики как светского, общественного института, выражавшего общие интересы полиса (города-государства). Получили большое признание приоритет законов перед государственной властью (Платон) и идея справедливости как главная основа политики (Аристотель). Характерной чертой политики средневековых государств являлась политическая раздробленность (сеньориальная монархия, в том числе и как основную цель политики государств-членов ООН . Общепризнанные демократические основы права получили распространение в современных конституциях . Права человека стали главным ориентиром и средством осуществления политики и для государства, и для общественных объединений . Политика правового государства не может быть свободна от требований конституции, от норм международного права и международных договоров . Государство проводит эти принципы во внутренней и внешней политике, соблюдает в процессе принятия политических решений.

Единство государства и права проявляется в том, что они возникают и развиваются совместно, имеют одинаковые подходы к сущности и типологии, выступают средствами и инструментами власти . Различия между государством и правом состоят в том, что государство является особой организацией политической власти, а право выступает в роли социального регулятора. Государство при этом выражает силу, а право волю. Если первичным элементом системы права является норма права, то первичным элементом государства - государственный орган . Воздействие государства на право состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право в результате правотворчества , а также реализует его в процессе правоприменения . С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата и компетенцию его органов.

Типы права: различные подходы

Типология права - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиций формационного и цивилизационного подходов. В рамках формационного подхода главным критерием типа права являются социально-экономические признаки. Базис (тип производственных отношений) является фактором общественного развития, который определяет тип надстроечных элементов: государства и права . В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Здесь продуктивна сама идея - делить право на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество . Но формационный подход не дает возможности в должной мере учитывать культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

В рамках цивилизационного подхода типология права выводится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков цивилизации. В соответствии с этими критериями выделяют такие принципы права : национальные правовые системы (конкретно-исторические совокупности права, юридической практики и правовой идеологии государства) и правовые семьи (совокупности правовых систем, выделяемых на основе общности правовых источников, структуры права и исторических способов формирования права). Различаются следующие правовые семьи : англосаксонская, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.