Все акты нормативно-правового характера имеют территориальные границы своего действия. То есть они функционируют в определенном пространстве, что устанавливает масштабы их применения. Данная точка зрения может быть аргументирована непосредственно положениями обсуждаемых актов.

Так, нами было установлено (см. информационные материалы и схему на рис. 1.1 в первом параграфе работы), что законы и подзаконные акты принимаются на федеральном уровне. Соответственно, юридическая сила Конституции нашего государства, федеральных конституционных законов и федеральных законов определяет их действие на всей территории Российской Федерации. При этом территорией нашей страны признаются не только территории всех ее субъектов (республик, краев, областей и т.д.), но и внутренние воды, а также территориальное море. Особо подчеркнем отнесение к ней и воздушного пространства над ними 11 См.: Статьи 15, 67, 76 Конституции РФ. .

По территориальному критерию аналогичны рамки действия указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ и актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб и агентств). Они вступают в силу одновременно и действуют на всей территории нашего государства 22 См.: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] [ред. от 14.10.2014] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru, (дата обращения 29.01.2016).. Как, например, требования Приказа МВД России от 23 декабря 2011 г. N 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» 33 Рос. газ. - 2012. - 29 февраля. .

Следующий территориальный уровень границ действия актов обсуждаемого вида - отдельные территории субъектов Российской Федерации (иногда их называют регионами) и муниципальных образований. На соответствующих отдельных территориях нашей страны действуют такие акты, как конституции (уставы) и законы субъектов РФ, акты высших должностных этих субъектов, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальные акты. В качестве примера можно привести Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» 11 Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2007. - N 69. .

Интересна практика правоприменения, которая формируется из-за того, что на территории различных регионов в актах по-разному регламентируются вопросы в одной и той же сфере регулирования. В частности, С.Г. Моняк обращает внимание на эти особенности при квалификации деяний, ответственность за которые предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП). Автор отмечает, что в соответствии с данным Кодексом индивиды привлекаются к ответственности за потребление наркотических средств (ст. 20.20) и за появление в состоянии опьянения, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21) в транспортных средствах общего пользования. Однако при этом в КоАП РФ не указано, что же относится к таким транспортным средствам. А в многочисленных актах, принимаемых в различных субъектах Российской Федерации, рассматриваемый термин очень неоднозначно трактуется. Это создает ситуации, когда при совершении одинаковых действий граждане на территории одних регионов привлекаются к административной ответственности, в других регионах России - нет. Так, С.Г. Моняк подчеркивает, что, например, в г. Благовещенске Амурской области лицо, находящееся в коляске мотоцикла и совершающее вышеуказанные действия, подлежит административной ответственности по ст. 20.20 КоАП РФ. А в г. Таганроге Ростовской области «подобное деяние не может быть признано административным правонарушением…, поскольку там транспортные средства общего пользования - трамваи, троллейбусы, автобусы, …имеющие более восьми мест для сидения, не считая водителя, и предназначенные для перевозки пассажиров на условиях договора перевозки…» 11 См.: Моняк С.Г. Некоторые проблемы квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.20 и 20.21 КоАП РФ // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы II Всерос. Науч.-практ. Конф., 17 мая 2013 г. : в 2 т. / - Краснодар: Краснодар. Ун-т МВД России, 2013, т. 1. С. 45-50..

При определении границ действия актов обсуждаемого вида в пространстве также выделяются акты, для которых характерна экстерриториальность действия - то есть распространение правовых актов субъектов правотворчества за пределы территории их юрисдикции 22 См.: Актуальные проблемы теории государства и права. С. 271..

Одним из примеров экстерриториальности является действие в пространстве некоторых положений уголовного законодательства. Оно установлено Уголовным кодексом (УК) РФ наряду с общим правилом территориальности (когда все совершившие преступления на территории страны подлежат уголовной ответственности в соответствии с данным Кодексом). В то же время в статью 11 УК РФ включено правило о том, что лица, которые совершили преступление на любом судне, приписанном к порту РФ, находящемся вне пределов нашего государства, подлежат уголовной ответственности согласно УК РФ. Это правило применяется при условии, если иное не предусмотрено международным договором России и если вышеназванное судно находится в открытом водном, либо воздушном пространстве. Более того, в соответствии с УК РФ несут ответственность также лица, которые совершили преступления на военном корабле либо военном воздушном судне РФ - независимо от места их нахождения. Военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами нашего государства, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, также несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации 33 См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник (2-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. А.В. Бриллиантова. - М: Проспект, 2015. С. 36-38..

Как уже отмечалось, сложности возникают и при определении границ действия актов в пространстве, когда преступное деяние совершено на территории одного государства, а последствия обнаружились на территории другого. По мнению А.Н. Игнатова, учитывая тот факт, что состав преступления как основание ответственности будет закончен только после наступления последствий, предпочтение следует отдавать действию законов места наступления таких вредных последствий. В данных ситуациях действие акта (УК РФ) в пространстве будет определяться тем, что преступления считаются совершенным на территории Российской Федерации не только в тех случаях, когда они выполнены на данной территории в полном объеме. Но, также и в тех случаях, когда приготовление либо покушение были осуществлены на территории иностранных государств, а окончены они были (в полном объеме выполнена объективная сторона формального состава преступления либо наступили общественно опасные последствия при материальном составе преступлений) на территории нашей страны.

То есть, если вернуться к тому вопросу, который обсуждался в предыдущем параграфе, можно ответить, что в отношении виновных лиц (независимо от их гражданства), которые фальшивые российские рубли изготавливали за границей, а сбывали в России, должен действовать уголовный закон Российской Федерации, в случае их задержания на территории России 11 См.: Игнатов А.Н. Указ соч. С. 124-126; Уголовное право России. С. 36-38...

Таким образом, в материалах данного параграфа подтверждена аргументированность выводов ученых, которые утверждают: «По территориальному критерию все нормативные правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны» 22 Теория государства и права: Учебник / Под. ред. М.Н. Марченко. - М.: Изд. «Зерцало», 2013. С. 543. .

Теория государства и права: Шпаргалка Автор неизвестен

41. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

Действие нормативно-правовых актов в пространстве основано на 4 принципах:

1 . Территориальный принцип – закон действует на всей территории гос-ва, т. е. в рамках гос. границ. В отношении некоторых лиц, помещений, участков местности и трансп. средств может быть установлен и особый правовой режим напр. связанный с дипломатическими иммунитетами. Это, однако, нельзя понимать в том смысле, что, напр., территория американского посольства в Москве является территорией США и на ней не действуют законы РФ. Они действуют, но с учетом дипломатических иммунитетов, установленных международным договором. Действие закона может быть распространено за пределы территории гос-ва на объекты, условно приравненные к его территории, напр.: 1) на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, 2) на космические аппараты, на гражданские суда и самолеты в открытом море и над ним, на военные корабли и самолеты независимо от места их нахождения (принцип флага). С другой стороны, действие некоторых законов может быть ограничено определенной территорией (напр. акты, регулирующие режим свободной экономической зоны).

2. Принцип гражданства – законы гос-ва обязательны для граждан этого гос-ва, где бы они ни находились. Иногда из этого принципа законом делается исключение. Напр., гражданин РФ.

совершивший деяние, запрещенное УК РФ за границей, не может быть привлечен в РФ к уг. ответственности за это деяние, если оно не является преступлением в месте его совершения.

3. Реальный принцип – закон обязателен для всех лиц, где бы они ни находились, если поведение этих лиц посягает на важнейшие интересы охраняемые данным гос-вом. Напр., УК РФ действует в отношении иностранцев, совершивших преступления за пределами РФ, если это преступление посягает на интересы РФ.

4. Универсальный принцип – это принцип международного сотрудничества в правовой сфере. Гос-во распространяет действие своего закона за пределы своей территории, если это вытекает из международного договора (напр., участники Конвенции ООН по морскому праву приняли на себя обязательство бороться с пиратством в открытом море, при этом не имеет значение ни флаг судна, ни гражданство пиратов и потерпевших).

Из книги Самоучитель езды на автомобиле автора Геннингсон Михаил Александрович

10. Разворот в замкнутом пространстве Для проведения занятия на площадке сделаем коридор из вешек, как показано на рис. 23. Рис. 23Упражнение 1. Разворот в левую сторону с применением заднего хода.Для того чтобы разворот был наиболее эффективным, необходимы три условия: *

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Из книги Судебная практика с комментариями по трудовому законодательству автора Бойкова Оксана Сергеевна

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ 1. По отраслям права выделяются нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.2. По функциям: регулятивные нормы и

Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

39. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В соответствии с Конституцией неопубликованные нормативно-правовые акты, ограничивающие права и свободы гражданина и человека, не применяются.Порядок опубликования ФКЗ, ФЗ, постановлений

Из книги Федеральный закон «Об оружии» автора Автор неизвестен

40. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ И ПО КРУГУ ЛИЦ Действие нормативно-правовых актов во времени. В материальном праве, напр. гражданском и уголовном, по общему правилу применяется нормативно-правовой акт, действовавший во время возникновения

Из книги Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура автора Кассу Жан К

42. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА Систематизация норм права – упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.Формы систематизации: инкорпорация и

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Полная современная энциклопедия этикета автора Южин Владимир Иванович

Статья 30. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления

Из книги Справочник риэлтора автора Соснаускене Ольга Ивановна

Символизм во времени и пространстве Скорее, существуют символисты, чем единый или определенный символизм. Без сомнения, первоначальный импульс дала Франция, и ее место в развитии символизма трудно переоценить. Рассматривая символизм в других странах, можно легко

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора

Из книги Шпаргалка по договорному праву автора Резепова Виктория Евгеньевна

В узком пространстве При встрече в узком коридоре с начальником или дамой воспитанный мужчина обязан остановиться или посторониться, пропуская идущих с легким поклоном или поздоровавшись.Если мужчина встречается с сослуживцем, человеком, примерно равным ему по

Из книги автора

Предисловие Риэлторская деятельность представляет собой действия по совершению гражданско-правовых сделок с земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями и правами на них и осуществляется на основе соглашения с

Раздел IV
ДЕЙСТВИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Глава 17. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Статья 66. Действие нормативного правового акта во времени

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Статья 67. Обратная сила нормативного правового акта

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.
Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Статья 68. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.
(часть 1 статьи 68 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Статья 69. Прекращение действия нормативного правового акта

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:
истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);
признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;
признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;
отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.
(абзац 5 статьи 69 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)

Пределы действия нормативных правовых актов в пространстве - это ограничение действия нормативного акта только той территорией, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего правотворческого органа. Эти пределы определяются на основе территориального и экстерриториального принципов.

В соответствии с территориальным принципом действие нормативного правового акта распространяется на всю территорию в пределах государственных или административных границ деятельности правотворческого органа. Так, федеральные законы и иные нормативные акты федеральных органов власти действуют на всей территории России, акты субъектов РФ - только на территории этих субъектов Российской Федерации, а акты муниципальных образований применяются только в границах этих административных единиц.

Характерным примером территориального принципа действия законодательного акта может служить ст. 13 Трудового кодекса Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3; СЗ РФ 2002. № 30. Ст. 3014; СЗ РФ 2002. № 30. Ст. 3033; СЗ РФ 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700. РФ о действии законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве. Согласно указанной статье правовые акты, принятые на федеральном уровне, распространяют свое действие на трудовые и непосредственно связанные с ними отношения на всю территорию Российской Федерации, если только в самих этих актах не предусмотрено иное (ч. 1 статьи). Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ (ч. 2). Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования (ч. 3). Локальные нормативные акты организаций, касающиеся вопросов регулирования трудовых правоотношений, действуют только в пределах принявших их организаций (ч. 4).

Формулируется принцип территориальности и в Уголовном Кодексе РФ (ст.11 УК РФ), при этом допускаются иные варианты действия УК РФ в пространстве, если таковые будут предусмотрены международным договором. Согласно данной статье УК РФ распространяет свое действие на деяния, совершенные на территории РФ, в пределах территориальных вод РФ (ширина 12 морских миль), а также совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Так, преступление считается совершенным на территории РФ, если на территории РФ были совершены действия (бездействие) и наступили общественно опасные последствия; или если на территории РФ были совершены действия (бездействие), а общественно опасные последствия наступили за ее пределами; или если действия (бездействие) были совершены за пределами РФ, а общественно опасные последствия наступили на территории РФ.

Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

Таким образом, территория государства включает в себя:

  • 1. часть суши (сухопутная территория) с внутренним водным пространством (реки, озера и т.п.) в пределах границ государства;
  • 2. внутренние воды. Статья 1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833) относит к внутренним морским водам России воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат Российской Федерации согласно перечню, установленному Правительством РФ, а так же морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Под территориальным морем понимается морской пояс, прилежащий к сухопутной территории государства или его внутренним морским водам в пределах до 12 морских миль. Во внутренних водах государство в соответствии с международным морским правом в полном объеме осуществляет свои суверенные права и регламентирует порядок любых видов деятельности, в отличие от территориального моря, где суверенные права государств в определенной степени ограничены;
  • 3. воздушное пространство над территорией государства, под которым понимается пространство над сухопутной территорией и водной территорией, в том числе и над территориальными водами. Боковые пределы воздушного пространства государства ограничиваются государственными сухопутными и морскими границами. В теории международного права верхним пределом суверенного воздушного пространства предлагается считать границу между воздушным и космическим пространством на высоте 100-110 км от уровня Мирового океана;
  • 4. воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;
  • 5. космические объекты, находящиеся под флагом или гербом государства;
  • 6. так называемая "квазитерритория" (территория посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).

В Российской Федерации континентальный шельф и исключительная экономическая зона не включаются в состав территории государства, однако нужно помнить, что по ст. 11 УК РФ его действие распространяется на преступления, совершенные в пределах континентального шельфа или в исключительной экономической зоне, иными словами, считается совершенным на территории Российской Федерации. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. С. 253-254.

В соответствии с Конституцией РФ определяется порядок действия на территории России норм международного права. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В соответствии с федеративным устройством государства, в России действует приоритет федерального законодательства, осуществляемого органами федеральной власти в пределах их компетенции, над законодательством субъектов РФ и местными, муниципальными нормативными актами.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а так же в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержаться в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. С. 95.

Экстерриториальность действия нормативного правового акта означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территориальных границ деятельности этого субъекта.

Иными словами, применение на территории Российской Федерации законодательства иностранных государств в некоторых случаях допускается, но лишь настолько, насколько это допускается национальным законодательством и определено в межгосударственном соглашении.

Порядок, в соответствии с которым действие нормативно-правовых актов не распространяется на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

Экстерриториальность выступает в форме иммунитета дипломатических консульских представителей, а также возможности применения актов уголовно-правового характера на территории другого субъекта Федерации, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. С. 254.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и по кругу лиц пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». К тому же, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

I. Вступление в силу нормативных правовых актов

Действие закона, равно как и любого иного нормативного правового акта, начинается с момента вступления его в силу.

В государственно-правовой теории и практике признано, что в современной России нормативные правовые акты вступают в силу в связи со следующими факторами:

а) с момента, указанного в самом акте или акте, его сопровождающем, путем указания на конкретную (календарную) дату (например, Уголовный кодекс РФ вступил в юридическую силу с 1 января 1997 г.);

б) в связи с иными обстоятельствами, указанными в акте («с момента подписания», «с момента опубликования», «с момента принятия», например, Конституция РФ) и т.д.;

в) по истечении определенного срока после их официального опубликования.

Существенно следующее: ситуацию «истечение определенного срока» регулирует специальный Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (от 25 мая 1994 года). Обратим внимание на содержательные положения этого закона.

1. Соответственно ст. 2 данного акта датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Датой принятия иных (текущих) федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуют не позднее 10 дней после их принятия.

3. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Собрании Законодательства Российской Федерации» или в «Парламентской газете».

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и т.д. вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Действие нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ регулируются специальным Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно­правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Обратим внимание на следующие положения.

1. Нормативные правовые акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

2. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования. Иные акты правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу через 10 дней после их опубликования.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных правовых актах.

Прекращение действия нормативных правовых актов

Законы, также как и иные нормативные правовые акты, прекращают свое действие с момента утраты ими юридической силы.

Согласно сложившейся практике, это происходит в результате следующих обстоятельств.

1. В результате истечения срока действия закона или иного нормативного правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такие акты издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории на определенный срок.

2. В результате прямой отмены действующего нормативного акта, другим актом, изданным компетентным государственным органом. Например, Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской об административных правонарушениях» (принят 20 декабря 2001 г. - СЗ РФ, 2002. № 1. Ст. 2) признал утратившими силу сразу 137 законов и других актов, связанных с вопросами административной ответственности.

3. В результате замены действующего нормативного правового акта другим актом, фактически устанавливающим в данной области новые принципы и нормы регулирования. Так, в связи с принятием Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г.) одновременно прекратила действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г.

4. Прекращение действия нормативного правового акта может наступить в связи с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых он был принят. Известно, что с распадом СССР утратили силу все акты, устанавливающие систему, полномочия союзных государственных органов.

Рассмотрение действия нормативного правового акта во времени предполагает рассмотрение еще двух понятий «обратная сила нормативного правового акта» и «переживание нормативного правового акта».

Обратная сила закона. С действием закона во времени связаны вопросы их обратной силы.

Существует общее правило, что все нормативные правовые акты действуют после принятия только на будущее. Они не распространяют свое действие на отношения, существовавшие до их вступления в силу (то есть не имеют обратной силы, ретроспективного действия). Однако из этого правила есть исключения. В некоторых случаях закону может быть придана обратная сила, то есть его нормы станут распространяться на отношения, существующие до принятия такого акта.

Обратная сила - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативного правового акта на обстоятельства, имевшие место до его принятия.

Существенно то, что обратная сила нормативного правового акта используется в определенных исключительных случаях. Во- первых, тогда, когда законодатель по необходимости придает обратную силу нормативным правовым актам или отдельным их предписаниям, предусматривая такую возможность в самих нормативных правовых актах. Во-вторых, обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом. В ст. 54 Конституции РФ по этому поводу сказано: «Закон, устанавливающий или

отягчающий ответственность обратной силы не имеет... Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Итак, обретение законом обратной силы, т.е. исключение из общего правила имеет место:

1. Если указание на это содержится в самом акте.

2. Если данный акт устраняет или смягчает уголовную или административную ответственность.

Следует подчеркнуть, что в уголовном, административном праве, предусматривающих штрафные санкции, обратная сила закона не может приводить к установлению или усилению наказания за деяния, совершенные до принятия соответствующего закона. Придание обратной силы закону используется в основном в гражданском праве.

Существует также такое понятие, как «переживание закона», т.е. закон, утративший юридическую силу по специальному указанию нового закона признается действующим применительно к отношениям, возникшим или существовавшим во время его действия. На практике это означает, например, что суд во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона.

Действие нормативных правовых актов в пространстве.

Право действует не только во времени, но и в пространстве. Очевидно, законодатель, разрабатывая новые нормативные правовые акты, учитывает их пространственные возможности, пределы. Лица, организации, реализующие (применяющие) предписания правовых актов также принимают во внимание их пространственные параметры. С этим связано определение территориальной юрисдикции (в процессуальном праве) и др.

Действие нормативного правового акта в пространстве - это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.

В пространстве нормативные правовые акты в зависимости от своего вида могут быть:

а) общегосударственными, распространяются на всю территорию страны;

б) региональными (действующими на территории субъектов РФ);

в) местными, действующими на территории муниципального образования;

г) локальными, действующими в пределах предприятий, организаций (ИТУ, воинской части и т.д.);

д) распространяющимися на территорию, указанную в самом нормативном правовом акте (например, районы Крайнего Севера);

е) предназначенные для действия за пределами государства.

Под территорией Российской Федерации понимается: часть

суши, которая определена государственной границей: внутренние воды; двенадцатимильные прибрежные территориальные морские воды (12 морских миль примерно 22 км); воздушное пространство над территорией государства, доступное обычным летательным аппаратам (самолетам); воздушные суда Российской Федерации, гражданские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; военные корабли в любом месте; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

Объектами, приравненными к государственной территории, признаются трубопроводы, подводные кабели, недра в пределах государственной границы, континентальный шельф, космические объекты.

Действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Этот принцип означает: во-первых, в пределах границ государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории (например, территории посольств) и лица (например, дипломатические представители), на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Во-вторых, нормы, содержащиеся в Федеральных законах могут применяться за пределами Российской Федерации в отношении российских граждан. В-третьих, при рассмотрении определенных категорий юридических дел допускается применение иностранного законодательства (например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок), по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Итак, по пространственному (территориальному) критерию все нормативные правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть и акты, действие которых распространяется за пределами страны.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

Данный аспект действия нормативных правовых актов предполагает выяснение вопроса о том, кому адресуются, предназначаются предписания, содержащиеся в этих актах, т.е. определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Существенно то, что порядок действия нормативных правовых актов по кругу лиц определяется правовым статусом соответствующих субъектов. В соответствии с этим критерием действие нормативных правовых актов по лицам определяется так:

1) нормативные правовые акты, действующие в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, находящихся на территории государства (Конституция РФ);

2) акты, действующие только в отношении российских граждан (Закон о выборах Президента РФ);

3) нормативные правовые акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства);

4) акты, действующие в отношении субъектов, обладающих специальным (профессиональным) правовым статусом (адвокаты, военнослужащие, сотрудники ОВД, врачи и т.д.);