Реформирование ЖКХ привело к появлению в счетах за жилищно-коммунальные услуги новой строки «электроэнергия МОП». Непонимание того, что такое МОП в многоквартирном доме и как рассчитывает сумма на оплату электричества, по сей день вызывает споры и негодования среди жителей многоэтажек.

Понятие освещение МОП

Расшифровывается аббревиатура МОП, как места общего пользования в многоквартирном доме, к которым, в соответствии со ст.36 ЖК РФ , относятся: лестничные площадки, чердаки, лифты и лифтовые шахты, коридоры и др. Понятие МОП применительно только к многоквартирному зданию, так как только в этом едином комплексе недвижимого имущества существует отношение собственности к ним.

Освещение МОП – жилищная услуга, оказываемая собственникам помещений, на которую требуется такой коммунальный ресурс, как электроэнергия. Более простая расшифровка понятия – услуга по подаче света в помещение коллективного пользования. Ранее этот пункт входил в состав статьи «ремонт и содержание жилья». Но в постановлении правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг» произошло выделение электроснабжения в общественных местах МКД, как отдельной услуги.

Кто оплачивает

Расходы за предоставленные жилищные и коммунальные услуги, в том числе содержание МОП, согласно ст. 39 п.1 ЖК РФ , несут собственники жилых и нежилых помещений. Также, в соответствии с постановлением №354 собственник обязан ежемесячно оплачивать электроснабжение МОП, .

Расчет стоимости освещения

Для определения объема электроэнергии, затраченной на общественные нужды, берут следующие показатели:

  1. Общее потребление электричества в доме. Показатель получают с помощью специального общедомового счетчика, который должен быть в каждом многоквартирном доме.
  2. Совокупное потребление электричества во всех жилых помещениях. Для данного показателя берутся данные индивидуальных квартирных счетчиков или нормативы потребления для квартир без них.
  3. Траты электроэнергии юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети.

Фактическое электропотребление в помещениях общего пользования рассчитывается как разность между показателями. Оно умножается на установленный в регионе тариф и делится между всеми собственниками, пропорционально их доле в праве общей собственности на имущество. Получается, что площадь помещения в собственности влияет на размер оплаты. Точная формула расчета представлена в приложении №2 к постановлению правительства №354 .

Согласно ст. 13 П.5 ФЗ №291 от 04.11.09 «Об энергосбережении» каждый многоэтажный дом до 01.07.2012 г. должны быть оборудован коллективными приборами учета коммунальных ресурсов, куда входит и электроэнергия. Если собственники не сделали это самостоятельно, то до 01.07.2013 г. счетчик устанавливается .

В соответствии с п.7 ст. 11 этого закона , при строительстве нового многоквартирного дома застройщик должен обеспечить соответствие здания требованиям энергетической эффективности и оснащенности новостройки приборами учета.

В ряде старых домах коллективный счетчик не установлен, поэтому плата за освещение общественных помещений рассчитывается по нормам потребления электроэнергии, установленными в каждом регионе, и распределяется аналогично предыдущему способу. Стоит отметить, что оплата по нормативам предполагает использование повышающих коэффициентов. Такая мера введена для повышения мотивации собственников к установке общедомовых приборов учета.

Проблемы при расчете освещения МОП

Почему проблема освещения помещений, относящихся к местам общего пользования, стоит так остро, ведь жильцы и раньше оплачивали эту услугу в составе другой статьи. До 2012 года сумма за статью «ремонт и обслуживание жилищного фонда» рассчитывалась по тарифу, т.е. была фиксированной.

В настоящее время, имея общедомовые счетчики, используют фактические показания, который могут быть различаются на протяжении года. Негодование по оплате за освещение мест общего пользования началось с того, что жильцам начали приходить квитанции, в которых сумма за освещение общедомовых помещений превышала индивидуальное потребление. Здесь и возникает проблема.

Энергопотери в МКД

Коллективный прибор учета электроэнергии показывает помимо фактических показаний, потери электричества во внутридомовых сетях, возникающих по ряду причин:

  • Устаревшая электрическая проводка и отсутствие энергосберегающего электрооборудования, находящееся в местах общего пользования. Например, отсутствие энергосберегающих лампочек.
  • Поломка индивидуального счетчика. Неисправный прибор учета не отражает реального потребления ресурса. Нередки случаи, когда жильцы дома заведомо не оповещают энергоснабжающую организацию о поломке, применяют специальные устройства для некорректной работы прибора.
  • Незаконное подключение к общедомовой сети. Самостоятельное подключение к линии, минуя счетчик, и отсутствие договора с энергосбытом также приводят к неучету ресурса.
  • Отсутствие правильной организации съема данных приборов учета в доме. Например, снятие показаний индивидуальных квартирных счетчиков в период с 23 по 27 число месяца, а показаний коллективного – 29 числа, приводят к значительным искажениям данных.
  • Неэффективное использование электрооборудования, находящегося в общей собственности (включение освещения днем, сильное ночное освещение)

Обслуживанием, ремонтом и содержанием в исправном состоянии электросетей занимается , которой собственники оплачивают работы по содержанию общественного имущества, в том числе внутридомовых электросетей. При ненадлежащем исполнении обязанностей, ведущим к возможным причинам повышения расходов электроэнергии в помещениях, входящими в состав мест общего пользования, жильцы вправе требовать качественное обслуживание и замену оборудования.

Немаловажным фактором возмущения жильцов, связанных с некорректным начислением суммы за электричество, затраченного на освещение мест общего пользования, является так называемая «оплата за соседа». Недобросовестные жильцы передают недостоверные данные, подключаются в обход счетчика и т.д., что и приводит к потерям, которые и УК распределяют среди собственников.

Ответственность за неуплату

На основании договоров с ресурсоснабжающими компаниями, ТСЖ и УК несут обязанность по оплате предоставленных ресурсов, так как относятся к исполнителям коммунальных услуг. Поставщик энергоресурса имеет право подать в суд за неуплату с требованием взыскать задолженность, и суд, в большинстве случаев, эти иски удовлетворяет. В свою очередь, УК и ТСЖ подают иски на взыскание долга с собственника, так как в его обязанностях оплачивать предоставленный ему коммунальный ресурс.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства приносит ряд новшеств, с которыми жители страны не всегда могут сразу разобраться. Появление в квитанции нового пункта “электроэнергия МОП” не стало исключением. Плохая осведомленность населения о том, что из себя представляет эта услуга, приводит к нежеланию ее оплачивать. Каждому собственнику следует знать, что электроснабжение помещений, относящихся к местам общего пользования – услуга, которая существовала всегда, но выделилась в отдельный вид относительно недавно, поэтому обязанность по ее оплате лежит на его плечах. Для разрешения проблем или споров, связанных с предоставлением данной услуги, рекомендуется обращаться в УК.

В соответствии с жилищным законодательством услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в многоквартирный дом коммунальных ресурсов).
В данной статье рассмотрена такая услуга, как электроснабжение мест общего пользования, появление которой в «жировках» вызвало бурю негодований у жильцов.

Что такое «освещение мест общего пользования»?

Ранее собственники помещений в многоквартирных домах, сами того не зная, оплачивали энергоснабжение мест общего пользования в составе тарифной статьи «ремонт и обслуживание жилищного фонда» (жилищная услуга). Однако с тем фактом, что энергоснабжение есть коммунальная услуга, не поспоришь. Данный вывод следует из и подтверждается Письмом Минрегиона РФ от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 . Минрегион разделяет такие понятия, как «освещение помещений общего пользования» и «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования».

При этом под освещением понимается оказание жилищной услуги, а именно:

б) обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг ).

Потребление электроэнергии на освещение Минрегион связывает с предоставлением коммунальной услуги. Как следует из названного письма, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Позиция Минрегиона была подтверждена Решением ВС РФ от 17.07.2008 № ГКПИ08-665 . Заявитель оспаривал положения Правил установления нормативов , согласно которым коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг. По мнению заявителя, стоимость таких коммунальных услуг должна определяться расчетным путем и оплачиваться в соответствии со ст. 39 и 156 ЖК РФ . Однако Верховный суд не согласился с данным подходом, поскольку плата за коммунальные услуги - это плата за количество потребленных коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, которые не входят в состав общего имущества .

Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс - электроэнергия. По справедливости расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме. Чем же вызвано их нежелание оплачивать новую строку расходов? Попробуем разобраться в причинах.

В чем проблема?

Только на первый взгляд сумма, подлежащая оплате за освещение мест общего пользования, переместилась в платежном документе из одной строчки (ремонт и обслуживание жилищного фонда) в другую (электроснабжение). Ранее данные расходы оплачивались по тарифу на содержание и ремонт, утвержденному общим собранием собственников помещений (членов ТСЖ) или органом местного самоуправления. Немаловажный момент - утвержденный тариф не всегда соответствует фактически понесенным расходам. Но даже при оплате снабжения электроэнергией мест общего пользования в составе коммунальных услуг эта проблема не решается.

Действительный размер платы за коммунальные услуги становится очевидным только тогда, когда в многоквартирном доме появляется общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии. В соответствии с п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Важно отметить, что показания коллективного прибора учета отражают не только совокупное потребление электроэнергии во всех помещениях дома (то есть жилых, нежилых, местах общего пользования), но и потери во внутридомовых сетях, которые также должны возмещаться собственниками. Объективно образуется превышение объема электроэнергии, зафиксированного коллективным счетчиком на входе в дом, над суммарным объемом, плату за который управляющие организации и ТСЖ получают от собственников (для обладателей индивидуальных счетчиков - по их показаниям, для жильцов, не имеющих их, - по нормативам потребления). Желая избежать убытков, управляющие компании и товарищества «раскидывают» эту разницу на собственников помещений в доме и включают в платежные документы новую строку «освещение мест общего пользования», что вызывает сопротивление со стороны жильцов.

С одной стороны, собственников можно понять: суммы, подлежащие оплате за электроэнергию, для них действительно оказываются сюрпризом. И здесь нельзя исключать такие факторы, как «питание» от дома пристроенного магазина, круглосуточное невыключение света в подъездах и т. д. С другой стороны, кто, кроме собственников, должен оплачивать электроэнергию, потребленную в помещениях общего пользования, принадлежащих этим собственникам на праве общей долевой собственности? Управление многоквартирным домом полностью передано в руки собственников, чем обусловлена их полная ответственность (в том числе и материальная) за все, что происходит в доме. Понятно, что ресурсоснабжающие и сетевые организации, основная цель деятельности которых - извлечение прибыли, не желают нести убытки из-за того, что поставляемый ими ресурс никем не оплачивается.

ТСЖ и управляющие организации
в ответе за недобросовестных собственников

Зачастую «крайними» в рассматриваемой ситуации становятся ТСЖ и управляющие организации. Нежелание собственников платить за электроэнергию, необходимую для освещения мест общего пользования, вынуждает ТСЖ и управляющие организации уклоняться от заключения договоров на электроснабжение мест общего пользования. Энергоснабжающая организация, в свою очередь, обращается в суд с требованием о взыскании задолженности за фактически поставленное в дом количество электроэнергии. Как правило, суды признают требования энергоснабжающих организаций обоснованными и удовлетворяют их в полном объеме на следующих основаниях.

В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг ТСЖ и управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг. Они обязаны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельно производить коммунальные ресурсы в целях оказания гражданам коммунальных услуг (пп. «в» п. 49 названных правил).

Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 , исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в целях:

Оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

Использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

Компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

При этом количество электрической энергии, приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Исходя из смысла п. 8 Правил содержания общего имущества в качестве такой границы выступает внешняя граница стены дома.

Следовательно, ТСЖ и управляющие организации обязаны заключать договоры энергоснабжения на весь объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом. Основания для исключения из установленного договором электроснабжения объема отпуска электроэнергии объема, потребляемого в местах общего пользования жилых домов, отсутствуют (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 № 17АП-5144/2008-ГК ). Для расчета количества приобретаемой исполнителем коммунальных услуг электрической энергии энергоснабжающая организация должна принять показания приборов учета, установленных на вводе в жилой дом (постановления ФАС СКО от 10.07.2007 № Ф08-4023/2007 , ФАС УО от 06.03.2008 № Ф09-1227/08-С5 ).

Вместе с тем ресурсоснабжающая организация не вправе принудить управляющую организацию или ТСЖ к заключению договора энергоснабжения на общедомовые нужды (Постановление ФАС УО от 18.03.2008 № Ф09-1663/08-С5 ). Однако оплатить весь объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом, им придется (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2008 № 17АП-4487/2008-ГК ). При этом даже отсутствие договора между ТСЖ (управляющей организацией) и энергоснабжающим предприятием не является препятствием для взыскания задолженности по оплате всего объема электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом (постановления ФАС ЗСО от 26.08.2008 № Ф04-5159/2008(10329-А70-28) , ФАС СЗО от 23.06.2008 № А05-10604/2007 ).

Обязательное условие для взыскания задолженности с управляющей организации и ТСЖ - наличие у них статуса исполнителя коммунальных услуг. Так, отказывая в передаче дела в Президиум, ВАС РФ в Определении от 14.07.2008 № 7416/08 указал: ответчик не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни потребителем (покупателем) поставляемой истцом электроэнергии, ни организацией, управляющей многоквартирными домами, а взимаемая ответчиком плата за ремонт и содержание общего имущества в обслуживаемых им домах, в том числе за содержание электрооборудования для освещения мест общего пользования, не является платой за собственно освещение помещений общего пользования. В рассматриваемом деле иск был предъявлен к организации, ответственной за содержание и ремонт общего имущества, но не исполняющей обязанности по предоставлению коммунальных услуг, что и явилось причиной для отказа в удовлетворении требований энергоснабжающего предприятия о взыскании задолженности за потребленную в местах общего пользования электроэнергию. Аналогичные выводы прозвучали также в Постановлении ФАС СЗО от 07.06.2008 № А26-3192/2007 .

Управляющие организации и ТСЖ, как исполнители коммунальных услуг, обязанные оплачивать весь объем поставленных в дом коммунальных ресурсов, находятся в прямой зависимости от платежеспособности и «платежеактивности» собственников помещений в многоквартирном доме. Являясь по сути посредниками между собственниками и энергоснабжающими компаниями, ТСЖ и управляющие организации не должны нести убытки из-за нежелания собственников оплачивать электроэнергию, необходимую для освещения мест общего пользования. Однако на практике все происходит иначе. Как поступать ТСЖ и управляющим организациям, если собственники отказываются платить? Напрашивается один ответ: так же, как поступает энергоснабжающая организация, если перед ней у ТСЖ или управляющей организации существует задолженность, - отстаивать свои интересы в суде, предъявляя иски к собственникам помещений в регрессном порядке.

Учитывая, что проблема оплаты собственниками коммунальной услуги «энергоснабжение мест общего пользования» появилась совсем недавно (в настоящее время далеко не все управляющие компании ввели новую статью в квитанции, опасаясь социальной напряженности), судьи на местах еще не сталкивались с делами по взысканию соответствующей задолженности с собственников помещений в многоквартирном доме. Однако подобные дела немногим будут отличаться, например, от взыскания в судебном порядке с собственников задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Сколько платить?

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как распределяются расходы по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между собственниками. Приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет порядок расчета платы за электроснабжение в зависимости от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета. Наиболее интересен случай, когда на вводе в дом установлен коллективный счетчик.

1. Если ни в одном помещении дома нет индивидуального прибора учета, то в соответствии с пп. 1 п. 2 приложения 2 определять плату за электроснабжение в отношении жилых помещений следует пропорционально числу граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении. Из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, нужно вычесть суммарный объем потребления электроэнергии в нежилых помещениях (кроме помещений общего пользования), например в магазинах, офисах, находящихся на первом этаже дома (такой объем согласно п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг определяется расчетным путем, исходя из мощности потребляющих устройств). Именно эта разница распределяется между собственниками квартир. Обращаем особое внимание на то, что в данном случае не применяются нормативы потребления. Получается, что плата за электроснабжение квартир может колебаться в течение года.

2. Если счетчики есть лишь в части помещений, то алгоритм расчета несколько усложняется (пп. 1 п. 3 приложения 2 ). Во-первых, собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления (как если бы в доме не было ни коллективного, ни индивидуальных счетчиков). Во-вторых, обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так:

Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают и технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (п. 25 , 26 Правил установления нормативов ). То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают частичку электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку «освещение мест общего пользования» незаконно). И, напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на освещение мест общего пользования.

3. Если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель «Суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления» будет равен нулю. Другими словами, расходы на «общедомовую» электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

Как видим, согласно законодательству стоимость электроэнергии, потребляемой на освещение мест общего пользования (а также работу внутридомового оборудования), а также потери включаются в плату за коммунальную услугу электроснабжения. Однако это, естественно, не по душе собственникам помещений. Ведь традиционно население платило либо по показаниям индивидуального счетчика, либо по нормативам потребления. Такой порядок и сейчас предусмотрен в Правилах предоставления коммунальных услуг по отношению к ситуации, когда дом не оборудован коллективным прибором учета (см. п. 16 указанных правил, а также пп. 3 п. 1 приложения 2 к ним). Но даже при установке общедомового счетчика граждане не готовы видеть в своих квитанциях суммы платы за электроэнергию в размере, превышающем фактическое потребление ими электроэнергии внутри квартиры.

Можно долго обсуждать справедливость выбранных законодателем методов распределения платы за «общедомовую» электроэнергию, и всегда найдутся недовольные. Например, кому-то покажется нелогичным, что чем больше электроэнергии потребляется в жилом помещении, тем больше собственник данного помещения вынужден платить за электроэнергию, израсходованную в местах общего пользования. Принимать в качестве базы для распределения расходов количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, также не всегда корректно, так как количество фактически проживающих и количество зарегистрированных в жилом помещении граждан могут не совпадать. В целом вызывает недоверие подход, согласно которому обладатели счетчиков обязаны платить за потребление электроэнергии сверх их показаний, ведь тогда они должны оплачивать и сверхнормативный расход коммунального ресурса потребителями, не имеющими приборов учета, а также потери в неисправных сетях. Кстати, такими доводами мотивировал свои требования признать недействующим п. 3 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданин, обратившийся в Верховный суд. Однако заявитель не нашел поддержки (см. Определение ВС РФ от 26.04.2007 № КАС07-128 ).

Опасаясь негативной реакции собственников помещений на увеличение сумм платы за электроснабжение, управляющие организации и ТСЖ идут на разнообразные ухищрения. Кто-то вводит отдельную строку - «освещение мест общего пользования», распределяя стоимость «общедомовой» электроэнергии. Кто-то «прячет» такие расходы в статью «содержание и ремонт общего имущества». Введение новой строки, относящейся к коммунальной услуге, не требует согласования с собственниками, но однозначно вызовет всплеск недовольства жильцов, по мнению которых такая строка появилась «ниоткуда», ведь если раньше они ее не оплачивали, то и сейчас требования управляющей организации необоснованны. Второй вариант возможен лишь с согласия собственников помещений, ведь размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается их общим собранием. Очевидно, что собственники до последнего будут против включения такого расхода в смету на управление домом.

Единственным решением для ТСЖ и управляющих организаций представляется повышение правосознания собственников помещений и информационно-разъяснительная работа с ними.

Резюмируем вышесказанное.

1. Энергоснабжение мест общего пользования есть не что иное, как коммунальная услуга.

2. Указанная услуга оказывается собственникам помещений в многоквартирных домах, следовательно, именно они должны оплачивать ее на основании показаний коллективного прибора учета электроэнергии, установленного на вводе в дом.

3. Учитывая, что услуга энергоснабжения мест общего пользования оказывается энергоснабжающими организациями на основании договоров с исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ или управляющие организации), последние несут обязанность по оплате этих услуг.

4. Платежеспособность исполнителей коммунальных услуг напрямую зависит от платежеспособности собственников. Взыскание с товарищества собственников жилья или управляющей организации задолженности по оплате электроэнергии влечет взыскание указанной задолженности с собственников в регрессном порядке по искам ТСЖ (управляющей организации).

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В конце года 2010 г. Минрегионом был опубликован финальный проект нового документа «Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения предоставления коммунальных услуг».
Это основной документ, согласно которому нам предоставляются коммунальные услуги и рассчитываются коммунальные платежи.
Сам по себе документ я бы назвал несколько революционным. В прямом и переносном смысле.
В первом смысле революционность данного документа заключается в том, что в нем учтены все недочеты прошлого документа – Постановления Правительства РФ №307. На этих изменениях (точнее некоторых основных моментов) я остановлюсь более подробно.
Во втором смысле, революционность проекта заключается в том, что принятие этого документа, а точнее работа коммунальных и ресурсоснабжающих служб в соответствии с ним, могут подтолкнуть к социальному взрыву практически всех слоев населения. Ну, из-за инертности нашего общества, которое привыкло стойко переносить тяготы и лишения всех аспектов свой жизни, социальный взрыв может и не возникнуть. Возмущенные люди ограничатся разговорами на кухне, да придворовых скамейках.
Ну, не будем заостряться на политико-социальных аспектах новых правил, а приступим к особо интересным моментам, на мой взгляд, их экономической составляющей. И так, в чем изменения? Во-первых, изменены формулы расчета платежей. Во-вторых, в новые правила введен термин «Общедомовые нужды» В-третьих, изменен подход к начислению платежа «Общедомовых нужд» собственникам помещений.
Давайте рассмотрим эти изменения на примере электроэнергии.
Ранее в своих статьях опубликованных на своем сайте и Живом Журнале (http://nightberserker.livejournal.com/ и http://razborki.ucoz.ru/publ/kak_nado_nachisljat_o..._nam_ego_nachisljajut/1-1-0-10) я подробно расписал, как должны были начисляться платежи за электроэнергию согласно Постановлению № 307, и как они начислялись (с нарушениями) на самом деле.

Сейчас предлагается размер платы за приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы (электроснабжения и пр.), рассчитывать по тарифам (ценам) ресурсоснабжающих организаций, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Для расчета размера платы за коммунальную услугу электроснабжения (руб.) в квартире будет использоваться простая формула №5 (ранее использовалась формула №9, которая включала в себя плату за пресловутое ОДН):

Где:
Vi - количество электрической энергии, определенный по показаниям квартирного прибора учета в квартире (кВт∙час);
Т - тариф на электроснабжение - руб./кВт∙час, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть у нас есть расход электроэнергии по показаниям нашего счетчика, к примеру, 150 киловатт. Есть установленный тариф, допустим 1,53 рубля. Перемножив эти две цифры, получаем платеж за использование электроэнергии в размере 229,5 рублей.
Вроде бы все просто, сколько потратили, столько и заплатили, нет в расчете лишних составляющих. Но это только на первый взгляд.

Измененные Правила гласят, что: «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме при любом способе управления таким многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, и плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям на общие домовые нужды».

Я специально подчеркнул в данном положении любой способ управления. Ранее за ОДН расплачивались жильцы только тех домов, которые находились в непосредственном управлении (см. ЖК РФ).

Жильцы домов, находящихся в прямом управлении не платили за ОДН. Управляющие компании сами оплачивали все расходы, связанные с ОДН, за счет перераспределения средств поступающих от жильцов. То есть просто предоставляли услуг меньше, ровно на сумму уплаченного ОДН. Меньше подметали, меньше мыли подъезды и пр.

Теперь за ОДН будут платить все. И жильцы, чьи дома находятся в непосредственном управлении, и в прямом управлении и пр.

Новые Правила уравняли в этом вопросе всех.

Следующее кардинальное изменение в Правилах это подход к начислению ОДН. Если ранее, завуалированное ОДН, было привязано к потреблению энергоресурса. То есть, чем больше ты потребил электричества, тем больше у тебя ОДН. Не пользовался электроэнергией – ОДН равен нулю. Теперь все иначе. Размер платежа за ОДН привязан к размеру жилплощади. И не важно, сколько вы потребили электроэнергии, платить за ОДН придется всегда, даже если вы отсутствовали пару месяцев дома (п.47).

Давайте рассмотрим формулу расчета размера платы за коммунальную услугу электроснабжения (руб.), предоставляемые потребителям в многоквартирном доме на общие домовые нужды, для квартиры, по которой будет начисляться платеж за ОДН (п.6 Приложения, ф.№10).

Родн = (VD – VНП – Vквнорм – Vквсчет) х (Sкв / S д) х Т

Где:
VD - количество электрической энергии, потребленный за расчетный период и определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (кВт час);

VНП - количество электрической энергии, потребленный в нежилых помещениях (кВт час);

Vквнорм - количество электрической энергии, потребленной в жилых помещении (квартирах) по нормативу (кВт час), определяемый по формуле:

Vквнорм = Н х n,

Где:
Н - норматив потребления для электроснабжения - кВт час в месяц на 1 чел.; n- количество граждан, фактически постоянно проживающих и временно проживающих в жилых помещениях (квартираx), не оснащенных индивидуальными приборами учета (чел.);

Vквсчет - количество электрической энергии потребленной в квартирах, оснащенных приборами учета, определенной по показаниям индивидуальных приборов учета, кВт час;

Sкв - общая площадь квартиры или нежилого помещения (кв. м);

Sд - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (кв. м);

Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс (для электроснабжения - руб./кВт час) установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Давайте произведем примерный расчет платежа за ОДН электроэнергии среднестатистической квартиры, используя примерные.
И так, объем электрической энергии в расчетном периоде, определенный по показаниям общедомового прибора учета (VD) составил 12000 кВт час; Количество электрической энергии, потребленной в нежилых помещениях (офисы, магазины), подключенных через общедомовой счетчик (VНП) составило 1000 кВт час Количество электрической энергии, потребленной в квартирах, в которых нет электросчетчика, и оплачивающих электричество по нормативам (Vквнорм) составило к примеру. 4000 кВт час Количество электрической энергии потребленный в квартирах, оснащенных прибором учета (электросчетчиком) (Vквсчет) составило 5000 кВт час; Общая площадь квартиры или нежилого помещения, допустим вашей, (Sкв) – 60 кв. м; Общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (Sд) - 2400 кв. м; Тариф на электроснабжения (Т) 1,53 руб./кВт час (Для Кемеровской области).

Теперь подставим наши данные в формулу:

Родн = (12000 – 1000 – 4000 – 5000) х (60 / 2400) х 1,53=76,50 руб.

То есть платеж за «Электроэнергию ОДН» по вашей квартире составит 76,50 руб. В независимости от того, сколько вы электроэнергии потратили. Потратили 100 кВт, то ваши совокупные платежи по электроэнергии составят:

150*1,53 +76,50 = 306, 00 руб.

Если вы отсутствовали в расчетном периоде, то ваши совокупные платежи за электроэнергию составят:

0*1,53 +76,50 = 76,50руб.

То есть платить придется все равно. Конечно же, полученная сумма (76,50 руб.) условна, она может быть и меньше, а может, будет достигать и 150-200 руб. Все будет зависеть от добросовестности самих собственников жилья.

Хотелось бы заметить, что Правилами предусмотрено взимание платежей за ОбщеДомовые Нужды (ОДН) всех энергоресурсов, конечно же при наличии общедомового счетчика этого ресурса.

Таковы новые правила, по которым нам возможно придется жить. Плохие они или хорошие сложно сказать. У новых правил будет много противников, много сторонников. В любом случае довольными будут только собственники ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Первые потому что они получат деньги с жильцов, которые полностью и с лихвой покроют их затраты, а вторые, потому что им не надо будет теперь урегулировать процесс платежей ОДН с ресурсоснабжающими организациями, потому что все бремя платежей ляжет на собственников жилья.

Письмо Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 "Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги" // Официальный сайт Министерства регионального развития РФ: _http://www.minregion.ru (www.minregion.ru).

Понятие "освещение помещений общего пользования" трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг (обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме).
Проще говоря, "освещение мест общего пользования многоквартирного дома" включает в себя освещение лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования, автоматических запирающих устройств, насосов, технологические потери внутридомовых электрических сетей и другого имущества в многоквартирном доме.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как распределяются расходы по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между собственниками. Приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет порядок расчета платы за электроснабжение в зависимости от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета.
Рассмотрим случай, когда на входе в дом установлен коллективный счетчик. Если ни в одном помещении дома нет индивидуального прибора учета, то в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 2 определять плату за электроснабжение в отношении жилых помещений следует пропорционально числу граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении. Из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, нужно вычесть суммарный объем потребления электроэнергии в нежилых помещениях (кроме помещений общего пользования), например в магазинах, офисах, находящихся на первом этаже дома (такой объем согласно пункту 20 Правил предоставления коммунальных услуг определяется расчетным путем, исходя из мощности потребляющих устройств). Именно эта разница распределяется между собственниками квартир. Следует обратить внимание на то, что в данном случае не применяются нормативы потребления. Получается, что плата за электроснабжение квартир может колебаться в течение года.
Если счетчики есть лишь в части помещений, то алгоритм расчета несколько усложняется (подпункт 1 пункта 3 приложения 2). Во-первых, собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления (как если бы в доме не было ни коллективного, ни индивидуальных счетчиков). Во-вторых, обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так: объем электроэнергии по показаниям общедомового счетчика / (суммарный объем электроэнергии, измеренной индивидуальными приборами учета + суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления).
Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают и технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (пункты 25, 26 Правил установления нормативов). То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают частичку электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку "освещение мест общего пользования" незаконно). И, напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на освещение мест общего пользования.
Если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель "Суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления" будет равен нулю. Другими словами, расходы на общедомовую электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

Хотелось бы отметить, что тарифы по оплате варьируются в зависимости от формы управления, избранной жильцами: ТСЖ, жилищные кооперативы и управляющие компании (при условии заключения договоров электроснабжения и купли-продажи энергии тариф значительно выше) либо непосредственная форма управления многоквартирным домом <1>. При этом льготы, установленные по коммунальным платежам, распространяются и на оплату электроэнергии, потребленной в местах общего пользования.

В чем же причина необоснованно завышенных счетов за освещение мест общего пользования? Сотрудники комитетов административно-технического контроля выделяют четыре фактора, влияющих на выставленные счета: незаконные подключения, потери в сетях, нечистоплотность некоторых жильцов и отсутствие в домах современных счетчиков
С незаконными подключениями ситуация относительно ясна: здесь виноваты владельцы магазинов или офисов, буквально ворующие свет из общей проводки дома. Их можно наказать, хотя это и сложная процедура: о выявленном должен быть составлен акт, передан в милицию, где оформят протокол об административном правонарушении. Затем оба документа передаются в энергонадзор, где решается, штрафовать нарушителя или нет

Многие, наверняка, обратили внимание, что в платежках на квартиру появилась новая строка - освещение МОП. Под этой аббревиатурой скрываются так называемые места общего пользования или лестничные клетки, чердаки, подвалы и лифты, где горят или, по крайней мере, должны гореть лампочки. Обязанность оплачивать этот общий свет на жильцов многоквартирных домов возложил Жилищный кодекс. Загляните в статью 158: собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Есть и еще целый ряд нормативно-правовых актов на эту тему, в том числе и разъясняющих, как и в каком размере жильцы должны оплачивать освещение мест общего пользования.

На самом деле, жители многоэтажек и раньше и несли бремя по оплате общего света. Но плата пряталась в строке «ремонт и обслуживание жилищного фонда». Эти средства поступали в управляющие компании, которые сами расплачивались с поставщиками электроэнергии за освещение подъездов. Высчитывалась разница между количеством электроэнергии, израсходованной за месяц всем домом, и показателями индивидуальных квартирных счетчиков (или нормативами потребления для квартир без счетчиков). «Лишние» киловатты считались освещением мест общего пользования и оплачивались управляющими компаниями. После того, как законодательство разделило многочисленные услуги, что получают собственники квартир, на жилищные и коммунальные, освещение мест общего пользования перестало считаться обслуживанием жилищного фонда. Это явно коммунальная услуга. Все точки над i расставило письмо Министерство регионального развития РФ, в котором разъяснялось, что количество электроэнергии, подаваемой для освещения помещений общего пользования и для работы электрооборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Так в платежках появилась новая строка - освещение МОП.

Встал вопрос, как теперь брать плату с жильцов? Никаких вопросов не возникло там, где установлены коллективные (общедомовые) приборы учета на вводе в дом. В этом случае плата начисляется в зависимости от потребленной энергии, и жильцы оплачивают ее фактическую стоимость. Она может быть больше или меньше - вдруг в какой-то месяц лифтом реже пользовались, лампочки на лестничных клетках перегорели или были заменены на энергосберегающие…

Если такого счетчика общего пользования нет, а их нет пока в большинстве старых многоэтажек, плата за освещение мест общего пользования рассчитывается по нормативам потребления электрической энергии, размеры которых устанавливают региональные власти. В большинстве регионов этот норматив равен 7 кВт/час на человека в месяц в домах без лифта и в два раза больше в домах с лифтом.

Чтобы посчитать окончательную сумму платежа, необходимо умножить норматив на тариф (стоимость 1 кВт/час в вашем регионе) и на количество человек, прописанных в квартире. В каждом регионе тарифы на электроэнергию разные. Возьмем, к примеру, город Москву, где в 2010 году 1 кВт/час в домах с газом будет стоить 3,45 рубля. Норматив (7) умнажаем на тариф (3,45) и на количество человек (6), получается 144,9 рубля - именно такую сумму придется платить ежемесячно семье из шести человек за освещение мест общего пользования в доме без общедомового прибора учета.

Получив квитанции к оплате ЖКХ за июль, многие жители Одинцовского района обратили внимание на новую строку в жировке — «Электроснабжение МОП». Данное новшество вызвало множество вопросов у граждан, а у некоторых недовольство и возмущение. «Очередная дурилка и выкачка денег с населения?» — забили тревогу форумчане «Одинцово-ИНФО».

Раньше собственники квартир энергоснабжение в местах общего пользования тоже оплачивали, только оплата входила в тариф «Содержание и ремонт жилого помещения». А с 1 июля расходы на электроэнергию из данного тарифа исключили, и вывели ее в отдельную строку в квитанции — «Электроснабжение МОП».

«Раньше электроэнергия входила в тариф обслуживания мест общего пользования, теперь же ее выделили в отдельную строку. А из суммы за «Содержание и ремонт жилого помещения» затраты на электроэнергию соответственно вычли, — прокомментировал начальник МУП «Управление жилищного хозяйства» Мамикон ВАРТАПЕТЯН . — Отвечать, зачем это сделано, должны те, кто разрабатывает законы и вводит тарифы. Это новшество не только для МУП «УЖХ», а всех Управляющих компаний. Мы просто исполнители тех решений, которые принимаются на уровне Правительства. Таким образом, собственникам жилья еще раз наглядно продемонстрировали, что они отвечают не только за свою квартиру, а за весь дом» .

Места общего пользования, чердак, подвал, лифтовое хозяйство — вся потребляемая электроэнергия в многоквартирном доме отображается на счетчике, по показаниям которого и рассчитывают ежемесячную стоимость «Электроснабжения МОП». «Мы выставляем сумму к оплате по счетчикам, которые установлены в домах. Эти деньги сразу поступают энергоснабжающей организации и не задерживаются у нас ни дня» , — пояснил Вартапетян.

Если кто-то в местах общего пользования установил дополнительное освещение или незаконно подключился к электросети, платить за утечку электроэнергии придется всем жильцам дома. «Сумма за электроснабжение мест общего пользования раскладывается пропорционально на всех. И рассчитывается по квадратным метрам, — рассказал начальник МУП «УЖХ». — Таким образом, если в трехкомнатной квартире я живу один, а в другой квартире, но однокомнатной, живут пять человек, это не означает, что я буду платить меньше. Проживая в трехкомнатной квартире, я занимаю в доме большую долю собственности, чем те, кто живут в однокомнатной. Поэтому и должен платить больше. У кого больше площадь — тот больше и платит».

«Количество людей, зарегистрированных в квартире, отношения к освещению мест общего пользования не имеет. Сумму оплаты рассчитывают по площади квартир, так как общедомовое имущество делится пропорционально площади каждой квартиры, а не количеству проживающих, — дополнительно разъяснил novichok на форуме «Одинцово-ИНФО». — Лампочка светит что для одного, что для семерых, тут только разница в пользовании лифтом, но это, сами понимаете, рассчитать нереально, кто из какой квартиры сколько раз его использовал. Думаю, теперь эту строку расходов отследить жителям будет легче, чем раньше, когда она была включена в «Содержание и ремонт». Вот тогда вообще было непонятно, откель ноги растут. Сейчас жильцы могут в УК хоть каждый месяц запрашивать показания общедомового счетчика и расчет потребления на свою квартиру».

Уменьшение сумм по оплате за электроснабжение МОП возможно, если жильцы дома проявят хозяйский подход к делу. В тех домах, где жильцы выберут инициативную группу, которая будет контролировать регулярность снятия показаний индивидуальных счетчиков всеми жильцами дома, чтобы выявлять несанкционированные подключения к электросети, размер начислений за МОП может снизиться. Если же у жильцов появятся сомнения относительно того, в надлежащем ли состоянии находится проводка дома, следует обратиться в Управляющую компанию с требованием провести аудит электросетей жилого дома. После устранения самовольных подключений и потерь жильцам будет начисляться реальная оплата за электроснабжение мест общего пользования.

Как уже отмечал начальник МУП «УЖХ», затраты на электроснабжение мест общего пользования из графы расходов на «Содержание и ремонт жилого помещения» были вычтены. Между тем, многие обращают внимание, что сумма за «Содержание и ремонт…» при этом существенно не убавилась. «Рупь убавили — два прибавили!» — недоумевают форумчане. По сути, так и есть. Но это связано не с «таинственными махинациями» Управляющих компаний, а с тем, что с 1 июня повысились тарифы. Из строки «Содержание и ремонт» убрали электроэнергию, но сам тариф на «Содержание и ремонт» увеличился. Также возрос тариф и на электроэнергию. «Вот вам рупь убавили, два прибавили, арифметика для первоклассника. Если действительно хотите разобраться, идите в бухгалтерию. Получите полный расчет!» — призывает на форуме «Одинцово-ИНФО» novichok.

Добавим, что в администрации Одинцовского района круглосуточно работает Ед иная дежурная диспетчерская служба. Помимо всех вопросов, касающихся жизнедеятельности района, туда можно сообщать о нарушениях в деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ и оплаты тарифов за оказанные услуги. Тел. службы — 596-21-66, 596-14-35.