09.07.2017 0 комментариев

Зачастую работодатель задается вопросом: в каком порядке должен быть оплачен результат интеллектуальной деятельности наемного работника. Входит ли такое вознаграждение в заработную плату или подлежит оплате сверх ежемесячного оклада? Разобраться в данном вопросе и прояснить некоторые нюансы взаимоотношений работодателя и работника-автора поможет эта статья.

Какое авторское произведение является служебным

Самый простой способ определить, является ли созданное автором произведение служебным результатом интеллектуальной деятельности (РИД) - это внимательно ознакомиться с трудовым договором и должностной инструкцией работника.
Если в должностных обязанностях автора четко прописано, что он обязан создавать/участвовать в создании произведения или изобретения, значит результат является служебным.
Еще одним документом, устанавливающим подобные обязанности для работника, является служебное задание работодателя.
Также обстоятельствами, которые подтверждают служебный статус РИД, являются:

  • индивидуальный план работы как основание для создания объекта;
  • произведение/изобретение, которое было создано в рабочее время.

Для признания РИД служебным достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных оснований. Если же основания отсутствуют, то исключительные права на объект принадлежат полностью автору. Работодатель вправе приобрести в таком случае произведение, заключив с работником лицензионное соглашение.

К служебным результатам деятельности относят:

  • произведения;
  • изобретения, промышленный образец, полезная модель;
  • селекционные достижения;
  • секреты производства.

Распределение прав автора и работодателя

Если объект был сделан в рамках служебных обязанностей, то все исключительные права на него с момента создания автоматически получает работодатель.

Работодатель же может использовать объект в коммерческих целях, получать имущественную выгоду.

Еще один вопрос, который зачастую возникает в правоприменительной практике - является ли служебным РИД, который был создан не в рамках трудовых обязанностей, но с использованием материальных ресурсов работодателя. Например, автор создал произведение на рабочем ПК, затрачивая трафик Интернета, электроэнергию и иные ресурсы работодателя. Законодатель поясняет эту ситуацию следующим образом: работодатель вправе требовать у автора предоставления простой неисключительной лицензии на результат его творчества и возмещения расходов.

Право автора на вознаграждение

Размер вознаграждения должен быть согласован между автором-работником и работодателем и предварительно письменно закреплен.
Работник может требовать выплаты вознаграждения только у непосредственного своего работодателя, у которого он был трудоустроен на момент создания объекта и с котором был заключен . Если сторонние лица в последствии приобрели права на РИД у работодателя, то они не обязаны осуществлять никаких выплат в пользу автора.

Заработная плата и авторское вознаграждение

Входит ли авторское вознаграждение в состав заработной платы, тем более если трудовой договор или иные должностные документы обязывают работника заниматься созданием творческих объектов? Этот вопрос ставит в затруднение не только субъекты трудовых взаимоотношений, но и судебные органы. Долгое время судебная практика признавала, что вознаграждение автору не полагается, поскольку он и так получает зарплату.
Логика суда была в следующем: оклад - это ежемесячная выплата работнику за выполнение его трудовых функций. Так как создание произведений определено работодателем как функционал работника и прописано в трудовом договоре/должностной инструкции, сумма зарплаты включает в себя авторское вознаграждение.
Однако с этой позицией согласиться нельзя, и она на сегодняшний день успешно оспаривается в суде. Авторское вознаграждение должно выплачиваться работнику за право использования работодателем произведения, то есть является выплатой уже в рамках самостоятельного гражданско-правового договора между сторонами. Признание вознаграждения как части зарплаты неправомерно. Работодатель может быть освобожден от такой выплаты только при одном обстоятельстве: если он не использует РИД в коммерческой деятельности, не сохраняет его как секрет.

Расчет и согласование суммы вознаграждения

Стороны, как правило, согласовывают размер выплаты в отдельном локальном акте. Еще до создания объекта они вправе заключить соглашение об авторском вознаграждении, в котором подробно

  • расписать порядок расчета и оплаты,
  • закрепить твердую сумму или предельный размер,
  • определить процент прибыли от использования объекта в коммерческой деятельности/реализации продукции с использованием РИД и т.д.

Помимо двустороннего соглашения работодатель может прописать порядок определения вознаграждения в локальном нормативном акте компании. В таком документе закрепляется размер выплаты с уточнением, что автор при несогласии может обжаловать размер в судебном порядке. Как правило, в суде доказать необоснованность и незаконность предела вознаграждения работнику довольно сложно.

Представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человек в рамках того, что он создал. Регламентирующие и защищающие отношения по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем. Однако защита авторских и смежных прав, при этом далеко не самый последний вопрос, над которым будущему писателю стоит задуматься.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

К пример у, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

1. Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

1.1. Объекты прав

— литературные произведения;
— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
— хореографические произведения и пантомимы;
— музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
— географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
— другие произведения.

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

1.2. Субъекты прав

Первоначальным субъектом авторского права является автор (соавторы) – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 Гражданского кодекса РФ). Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство.

1.3. Сроки авторских прав

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти.

Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти.

В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу.

Авторы произведений — участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования.

1.4. Исключительные авторские права

Понятие исключительных прав нашло свое отражены в статья №1291 ГК РФ Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

1.5. Знак авторского права

Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — ©. Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках. Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство.

Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Важно, на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

1.6. Авторское право в интернете

Информационные ресурсы (сайты, форумы) в сети Интернет состоят из различной информации представленной в электронном виде, это и текстовые, аудио, видеоматериалы, программы, фотографии картинки и прочее.

Интернет сеть позволяет копировать данную информацию, и передавать, а также размещать на сторонних ресурсах.

Доказать, что было началом, яйцо или курица весьма сложно, но возможно.

Статья 144.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет порядок защиты авторских прав в сети интернет.

Суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, заявителя в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», до предъявления иска.

Такое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и подписано квалифицированной электронной подписью в установленном федеральным законом порядке.

Заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается в Московский городской суд.

При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. Непредставление указанных документов в суд является основанием для вынесения определения об отказе в предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в котором суд разъясняет право на повторную подачу указанного заявления с выполнением требований настоящей части, а также право на подачу иска в общем порядке. При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в соответствии с настоящей статьей посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на указанные объекты, могут быть представлены в электронном виде.

2. Авторское право является

Авторское право распространяется на обнародованные и необнародованные произведения на территории РФ и за её пределами, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ и за её пределами, и признаётся за авторами независимо от их гражданства.

2.1. Источники авторского права

1) Законы:

— Российские, а именно Конституция, Гражданский, Административный, Уголовный кодексы;
— Международные.

2) Подзаконные акты:

а) постановления Правительства РФ;
б) положения, принятые Правительством РФ;
в) нормативные акты министерств и ведомств.
г) постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит­ражного судов.

3) Локальные акты:

а) акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);
б) уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

2.2. Авторское право организации

Организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом.

Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм принадлежит его автору или соавторам. Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациям, а на произведения, включенные в эти передачи, — их авторам.

2.3. Авторские права на музыку

Организации сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям, в противном случае это приводит к нарушению авторских прав. Чтобы включать записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов.

2.4. Права на видео

В соответствии со статьей 1257 ГК РФ Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

2.5. Составителей сборников

Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации.

Такое же право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного рода. Это право не препятствует другим гражданам выпускать в свет те же произведения, если они их самостоятельно систематизировали или обработали. Составитель сборника, обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений.

2.6. Переводчика

3. Использования авторских прав и их управление

Использование произведения может осуществляться на основании лицензионного договора, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

3.1. Передача авторских прав

Согласно ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав, на основе авторского договора о передаче неисключительных прав или на основании авторского договора заказа, причем правовое регулирование последнего осуществляется ст. 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

3.2. Коллективное управление

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.

В соответствии с п.1 ст.1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами : Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

4. Нарушение авторских прав

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
— Административная ответственность за нарушение авторских прав
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

1. копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
2. распространение произведения (прокат, продажу и др.);
3. публичную демонстрацию;
4. публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
5. трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
6. перевод произведения на другие языки; переработку произведения (плагиат).

4.1. Авторские права в ютуб

Самое частое нарушение на Youtube считается «Совпадение со сторонним содержанием» - это значит, что в вашем ролике использовалась нелицензионная музыка или часть видео уже выложенного ранее в Ютубе, без добросовестного использования, выразившегося в указании, что данная информация заимствована из такого-то источника. Это категорически запрещается.

5. Защита авторских прав

В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.

Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.

Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.

Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. Вообще арбитраж услуги адвоката в последнее время стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.

У нас идет спектакль, за который мы платим авторские автору данного произведения. А в другом театре идет похожий спектакль, где на афише написано, что он поставлен по мотивам произведения этого же автора. При использовании формулировки по мотиву ‒ нужно ли оплачивать авторские в РАО автору? И не должен ли другой театр платить нам, так как используют похожий спектакль? Названия разные, но с одними героями. У них спектакль появился недавно, у нас идет давно. И какой критерий, когда произведение становиться по мотивам. Там вроде в % считают от авторского текста. Как на самом деле?

На основании п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ.

Кроме того, право на неприкосновенность произведения закреплено пунктом 1 ст. 1266 ГК РФ, в силу которой не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

Возможно, вас заинтересует:

Вместе с тем, ответ на вопрос требует оценки данного произведения. Если данный спектакль является переработкой произведения автора или содержит отдельные части, принадлежащие автору (исполнителю), то его постановка без согласия автора (исполнителя) и выплаты ему вознаграждения не допускается.

Оценочное суждение в данном случае может дать только суд, сопоставив содержание данных спектаклей, степень их тождественности. При этом нет определенного критерия оценки в процентом соотношении, либо в каких-то конкретных единицах. Соответственно, каждая спорая ситуация разрешается судом индивидуально, в зависимости от представленных доказательств, обстоятельств.

У вас похожий вопрос? Воспользуйтесь услугой: .

При необходимости могут быть привлечены эксперты, которые дадут соответствующую оценку обоим произведениям. В случае коллективного управления авторскими или смежными правами автора (исполнителя) требования могут быть предъявлены РАО.

Право требовать уплаты Театра 2 какого-либо вознаграждения в пользу театра законом не предусмотрено. Вместе с тем, если действия Театра 2 повлекли возникновение убытков, то театр вправе потребовать их компенсации. Доказать связь между их действиями и возникшим убытком, оценить зачастую представляется достаточно затруднительным.

Использование произведения без согласия автора (исполнителя) не допускается. Конкретных критериев оценки использования, нарушения не существует, такая оценка осуществляется судом. В случае нарушения авторских или смежных прав автор (исполнитель) или РАО может предъявить соответствующие требования в арбитражный суд об уплате вознаграждения.

Возможно, вас заинтересует: .

Современная эстрадная песня стала таким же неизменным спутником нашей жизни, как сон или еда. С юридической точки зрения, песня - объект авторского права. Например, если в автобусе играет радио, где звучат песни современных авторов, владелец компании-перевозчика, предприниматель, должен платить за музыку в самом прямом смысле слова. Об этом - в интервью с представителем Российского авторского общества (РАО) в Архангельской области Татьяной Пьянковой.

- Татьяна Михайловна, как обстоит дело с соблюдением авторских прав в Поморье?

Точно лучше, чем это было в 1993 году, когда я только начинала работу. Сейчас о главе Гражданского кодекса, посвящённой авторскому и смежному праву в регионе знают многие. Здесь не обошлось без нашего вклада.

РАО - аккредитованная государством организация, которая выступает от неопределённого круга лиц - правообладателей, но не обязательно авторов. Авторское право - имущественное: оно может быть предметом купли-продажи, залога, дарения. И не всегда правообладатель - это непосредственно автор. Могут быть наследники, если автору умер, а срок охраны авторского права - 70 лет.

В нашем законодательстве чётко определено: все, кто публично исполняет произведения, как «живьём», так и с помощью технических средств, организаторы концертов и дискотек, владельцы предприятий общепита и торговля, муниципальные учреждения - пользователи. Они обязаны иметь разрешение на использование произведений, у которых есть правообладатели.

- Как можно получить это разрешение?

Пользователь заключает с РАО лицензионный договор.

С разрешения правообладателя

- Предполагаю, не все пользователи понимают, зачем им разрешение.

Да. Приходят, например, представители предприятий общепита и говорят: «Мы не сами проводим мероприятие с живым исполнением, мы просто сдаём площадь». Но мы отвечаем: «Ответственность несёте вы. Ведь, если бармен торгует напитками не по лицензии, то ответственность несёте вы. Так же и с музыкальными произведениями».

Физическое лицо - допустим, местный артист, который будет петь, - вести коммерческую деятельность не может. Ответственность по закону несёт либо юридическое, лицо либо индивидуальный предприниматель. Это, как правило, сами организаторы.

Не важно, если действие не происходит в кругу семьи.

- То есть не имеет значение, для извлечения прибыли мероприятие или нет?

Нет. В Гражданском кодексе чётко определено, что использование чьей-то интеллектуальной собственности может вестись с разрешения правообладателя как в благотворительных целях, так и в иных. Правообладатель может разрешать или запрещать другим лицам использовать результаты своей интеллектуальной деятельности. Но отсутствие запрета не считается разрешением.

- Должно быть у вас большой объём работ ы.

Сейчас столько работы! Огромный объём!

- Не является ли это следствием несовершенства законодательства?

Является.

- А в какой части?

Для нас работа по нарушениям - очень трудоёмкий процесс. Мы заключаем договор с владельцами площадок - театров, клубов, а собственник сдаёт в аренду свои какие-то площади организаторам, и зачастую заведомо знает, что на мероприятии обязательно будет публичное исполнение. И владелец площадки избегает ответственности. Ему всё равно, что происходит, главное - получить арендную плату. По закону ответственность существует. Но нам надо потрудиться, чтобы привлечь к ответственности владельца площадки.

- То есть административная ответственность низка?

Да, её очень трудно добиваться. Очень тяжело конфисковать имущество третьего лицо при бездоговорном публичном исполнении. Надо соблюсти уйму нюансов. Как правило, концерты идут вечером. А надо на месте составить протоколы о нарушении. И не всегда на месте можно найти всех ответственных лиц. Но суды очень щепетильны в этом плане - сбора доказательства, привлечения к ответственности как нарушителя именно владельца помещения.

Мера ответственности предусмотрена административным и гражданским кодексом. Если организатор категорические отказывается работать на законных основаниям, мы приходим на концерт с сотрудниками УВД. Составляем материалы по нарушениям законодательства. А дальше решает суд. Административный штраф - небольшой: от 10 до 20 тысяч рублей на ИП, от 30 до 40 тысяч рублей - на юрлицо. Но есть перспектива рассмотрения дела и по гражданскому законодательству. А там штрафы уже от 10 тысяч до пяти миллионов рублей за произведение.

По факту выручки

- А как должно быть по правилам?

Предположим, Филипп Киркоров проводит тур из 30 городов разных регионов России. Организатор турне обращается по месту регистрации своего юрлица в представительство РАО в Москве, заключает лицензионный договор на весь тур. Там чётко обозначается, какие произведения, в каком городе будут исполняться. Потом нам предоставляется «распоясовка» концертов: сколько билетов запланировано продать в том или ином городе, стоимость билетов.

Если, например, тур проводится по городам Северо-Запада, то такой договор можно заключить в Санкт-Петербурге. Если концерты проходят только в Архангельской области, то обращаться нужно в наше представительство в Архангельске.

Прошло мероприятие - и организаторы отчитываются. Указывают, сколько билетов было продано фактически, на какую сумму. В кассовой рапортичке указываются сведения о произведениях: название произведения, автор музыки и текста. Затем по факту выручки деньги перечисляются на расчётный счёт Российского авторского общества. Авторское вознаграждение - 5 процентов от валового сбора. Полученная сумма пропорционально разбивается на авторов. Например, считывается количество произведений того или иного автора, включенных в концерт. Каждому поступает сумма на лицевой счёт.

Определённая сумма перечисляется на содержание авторского общества.

- Какой процент, если не секрет?

Раньше было от 10 до 15 процентов. Какой сейчас, я не знаю.

Работаем точно также. Предположим, исполняется песня «От зари до зари» на музыку румынского композитора Темистокле Попа и слова Роберта Рождественского. Начисления их наследникам идут точно также через авторское общество, в котором они состоят.

- То есть наши местные организаторы должны также заявляться вам по зарубежным правообладателям?

Конечно. Так и происходит. То же самое «Колесо» предоставляет сведения и отчёты. Расчёт с автором идёт независимо от гражданства. В принципе, даже российский автор может состоять в зарубежном авторском обществе. В таком случае ему перечислят процент через ту организацию, в которой он состоит.

- Ваша работа затруднена международным законодательством в сфере авторского права?

Нет, поскольку для нас первично российское законодательство.

- Наверняка не все организаторы согласны платить за исполнение зарубежных песен.

Было дело, приехал в Архангельск цирк из Кирова. Сначала они отказались составлять с нами договор. Мы - в УВД. Провели проверку, составили протокол. После этого цирк заключил с нами договор. Но был момент, когда в общении они нам сказали: «Мы же используем произведения иностранных авторов или тех, которые изъяли свои произведения из реестра РАО». Но в таком случае пользователь обязан заключить договор с правообладателем.

А это представители цирка не сделали. Значит они - нарушители и несут ответственность по «административке». Другое дело - можем ли мы потом выйти по «гражданке» от имени тех, кто изъял? Да, можем.

70 лет. Затем произведение становится достоянием народа. Иногда исполнители говорят: «Мне автор подарил песню». На самом деле, просто разрешил её исполнять, но автор при этом не отказывается от авторского вознаграждения. Есть, конечно, начинающие авторы, для которых важен сам факт того, что известный артист исполняет их песню. Они, бывает, не настаивают на вознаграждении, но это должно быть оформлено письменным договором.

Нелегальные автобусы и понижающий коэффициент

- Вы сами проводите проверки?

Проводим. Как правило, совместно с сотрудниками полиции.

Предположим, в магазине или в парикмахерской стоит ФМ-радиоприёмник, через него транслируется, скажем, «Русское радио». Что нужно делать владельцу точки, чтобы не влететь на штраф?

Заключить с нами договор, потому что это использование музыкального фона в бизнесе. В договоре будет указан канал (в свою очередь все радиоканалы тоже имеют с нами договоры). Составляя договор с предпринимателем, мы определяем ставку: она может быть фиксированной, зависящей от посадочных мест, от площади, на котором ведётся бизнес и т. д. Затем должен быть предоставлен отчёт. Предприниматели указывают, какие каналы использовали в отчётный период. Потом отчисления за использование радио распределяются через сетку вещания авторам звучавших в эфире композиций.

Кстати, обратите внимание, телеканалы всегда дают бегущей строкой, какие композиции каких авторов использовались.

- А если брать статистику, в каких сферах самый высокий процент нарушителей?

Пожалуй, это пассажирские автобусы. А наименьший - в общепите. Хочу сказать, что с нами очень хорошо работают сотрудники УМВД, как в Архангельской области, так и в Нарьян-Маре.

- А какие деньги примерно платят предприниматели, которые используют радио в помещениях общепита?

Кто-то - 700 рулей, кто-то три тысячи, а кто-то - 12 тысяч.

Величина платежа зависит от количества посадочных мест, от стоимости входных билетов, от количества рабочих дней. Например, где используется телевизор - это 52 рубля с посадочного места в месяц. Но в Архангельске идёт понижающий коэффициент, это не город- «миллионник». Для кафе с 36 посадочными местами, это примерно 1400 рублей в месяц. Для предприятия - это один-два заказа.

Да, тут работа идёт по принципу «курочка по зёрнышку». Но если бы рамки ответственности были бы ещё более жёсткими, то работа была бы ещё эффективней. Сейчас штраф для ИП - от 10 до 20 тысяч, а для юридического лица - от 30 до 40 тысяч. Думаю, это не очень ощутимо для нарушителя. А вот когда после этого мы идём в суд, то компенсация возрастает в десятки раз и это действительно заставляет нарушителя задуматься.

- Интересно, кто платил такую компенсацию?

Среди тех, кому пришлось выплачивать компенсацию - Архангельский драмтеатр, Дом офицеров Архангельского гарнизона, владелец детского кафе в ТЦ «Экватор», "Севмаш" и другие.

- Вы работали с операторами автобусных перевозок?

В своё время мы встречались с ассоциацией автотранспортников, но работа пока не сложилась.

- Это непаханное поле для вас?

Да. Поскольку у нас всего четверо сотрудников на всю область.

Выплаты по авторским договорам

Хотя в гражданском законодательстве понятие «авторский договор» отсутствует, однако в рамках налоговых правоотношений такой термин используется и в настоящее время.

В целях налогообложения понятия используются в том значении, в котором они закреплены в соответствующем законодательстве. Исключение составляют те случаи, когда Налоговый кодекс РФ дает собственные определения. Это следует из статьи 11 Налогового кодекса РФ.

Гражданское законодательство предусматривает три основных вида договоров вместо авторского:

  • договор о передаче исключительных прав на произведение (ст. 1285 и 1234 ГК РФ);
  • лицензионный договор с автором (ст. 1286 и 1235 ГК РФ);
  • договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Следовательно, при начислении налогов под авторским договором следует подразумевать эти виды договоров.

Правила бухучета

Произведения науки, литературы и искусства (в том числе компьютерные программы) и другая интеллектуальная собственность, являющиеся предметом договоров о передаче могут учитываться в качестве нематериальных активов (п. 4 ПБУ 14/2007). Для этого должны быть соблюдены условия, указанные в пункте 3 ПБУ 14/2007.

В бухучете по договорам о передаче авторских прав отразите на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Инструкция к Плану счетов). Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» используйте, если авторское вознаграждение выплачивается сотруднику по трудовому договору (Инструкция к Плану счетов).

Начисление вознаграждения по договору о передаче авторских прав отразите проводками:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76 (70)

Начислено вознаграждение по договору о передаче авторских прав, если полученное произведение образует нематериальный актив;

ДЕБЕТ 20 (44 …) КРЕДИТ 76 (70)

Начислено вознаграждение по договору о передаче авторских прав, если полученное произведение не может быть признано нематериальным активом;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 76 (70)

Начислено вознаграждение по договору о передаче авторских прав (вознаграждение выплачивается в фиксированной сумме за временное использование произведения).

ДЕБЕТ 76 (70) КРЕДИТ 50 (51, 52, 58 …)

Выплачено вознаграждение по договору о передаче авторских прав (из кассы с расчетного счета и т. д.).

Пример

ООО «Альфа» заключило с Кондратьевым А. С., который не является сотрудником организации и не зарегистрирован в качестве предпринимателя, договор о публикации в журнале его статьи. Выпуск журнала является основным видом деятельности организации. В апреле 2015 года Кондратьев передал организации статью и все права на нее (был подписан акт приемки-передачи). Размер авторского вознаграждения составил 10 000 руб. С него бухгалтер удержал НДФЛ в размере 1300 руб. В мае «Альфа» выплатила из кассы Кондратьеву деньги в сумме 8700 руб. (10 000 - 1300).

Бухгалтер «Альфы» в учете сделал следующие проводки.

В апреле:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 50

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»

Расчет налогов

НДФЛ. Вне зависимости от которую применяет организация, с вознаграждений гражданам по договорам о передаче авторских прав удержите НДФЛ (подп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ). Исключением из этого правила является тот случай, когда наследнику выплачивается вознаграждение, которое принадлежит наследодателю (автору) на день открытия наследства.

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с вознаграждения, выплачиваемого автору, являющемуся предпринимателем

Ответ на этот зависит от того, является работа по договору предпринимательской деятельностью автора или нет.

Если создание произведений и передача прав на них не являются предпринимательской деятельностью автора, то НДФЛ при выплате вознаграждения нужно удержать. Никаких исключений в отношении налогообложения выплат по авторским договорам Налоговый кодекс РФ не содержит (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Если создание произведений является предпринимательской деятельностью автора, то НДФЛ не удерживайте. Это объясняется тем, что по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, автор сам платит НДФЛ.

Под предпринимательской деятельностью следует понимать деятельность, направленную на систематическое получение дохода (ст. 2 ГК РФ). Таким образом, если предприниматель на систематической основе работает по авторским договорам с целью получения коммерческой начисленные ему вознаграждения признаются доходом от предпринимательской деятельности.

  • либо от самого автора-предпринимателя;
  • либо от налоговой инспекции по запросу о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре о видах деятельности (кодах по ОКВЭД) (подп. «о» п. 2 ст. 5, ст. 6 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Направлять запрос в налоговую инспекцию организация не обязана. Поэтому, если автор не предъявил документы, подтверждающие, что работа по авторскому договору является одним из видов его предпринимательской деятельности, удержите НДФЛ при выплате вознаграждения.

С выплат резидентам России налог рассчитайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

С выплат нерезидентам НДФЛ удержите по ставке 30 процентов (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если имущественные права передает автор произведения, то ему могут быть предоставлены профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 221 НК РФ). Другим гражданам (не являющимся авторами, в том числе и наследниками автора) профессиональный вычет не предоставляйте (письмо от 14 апреля 2005 г. № 03-05-01-04/101).

Профессиональный налоговый вычет предоставьте в размере расходов, понесенных автором при создании произведения, имущественные права на которое переданы организации. При этом расходы должны быть подтверждены документально. Если автор не может документально подтвердить понесенные им расходы, то сумму вознаграждения уменьшите на фиксированный процент. Об этом сказано в пункте 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ.

Перед тем как предоставить профессиональный вычет, получите от автора заявление (абз. 11 ст. 221 НК РФ).

Имейте в виду: если произведение создано автором в порядке выполнения им своих служебных обязанностей или служебного задания, то профессиональные вычеты не предоставляйте. В этом случае у человека нет расходов, понесенных им за свой счет. А значит, профессиональные вычеты ему не полагаются. Это следует из пункта 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 6 июня 2005 г. № 03-05-01-04/177.

Ситуация: можно ли предоставить стандартные налоговые вычеты налоговым резидентам России, получающим вознаграждение по авторскому договору

Да, можно.

Ограничения по типу договора (трудовой или гражданско-правовой (включая авторский договор)) статьей 218 Налогового кодекса РФ не предусмотрены.

Если человек получит вознаграждение в денежной форме, рассчитанный налог перечислите в бюджет в следующие сроки:

  • в день получения денег в если организация выплатит вознаграждение наличными, полученными с расчетного счета;
  • в день перечисления денег на счет гражданина, если организация выплатит вознаграждение в безналичном порядке;
  • на следующий день после выдачи вознаграждения, если организация выплатит его из других источников (например, из наличной выручки).

Эти сроки установлены в пункте 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если человек получит вознаграждение в натуральной форме, рассчитанный налог удержите с любых денежных вознаграждений, выплачиваемых ему (п. 4 ст. 226 НК РФ). Если НДФЛ удержать невозможно, уведомьте об этом налоговую инспекцию по месту учета организации, а также гражданина, которому выплачен доход (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы. Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, с авторских вознаграждений гражданам начислите взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы в ФСС РФ на обязательное социальное страхование начислять с авторских вознаграждений гражданам не нужно (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляйте в следующих случаях:

  • обязанность организации платить их предусмотрена в самом авторском договоре (абз. 4 п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ);
  • авторское вознаграждение предусмотрено трудовым договором, заключенным с автором (ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Налог на прибыль. Если автор, не состоящий в штате организации, создает произведение по ее заказу, то вознаграждение по такому договору учтите в составе расходов на оплату труда (п. 21 ст. 255 НК РФ, п. 4 письма Минфина России от 16 июня 2003 г. № 04-04-04/63) или в составе прочих расходов (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 25 января 2007 г. № 09-14/006377).

По какой статье расходов при расчете учесть вознаграждения по договорам авторского заказа, организация вправе решить самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ). Если права на произведение использованы для создания нематериального актива, то вознаграждение по авторскому договору, в том числе по договору заказа, включите в первоначальную стоимость нематериального актива (абз. 11 п. 3 ст. 257 НК РФ).

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль вознаграждение по договору авторского заказа, заключенному с сотрудником, состоящим в штате организации

Да, можно.

Вознаграждения по договорам авторского заказа при расчете налога на прибыль можно учесть так же, как и вознаграждения по любым другим гражданско-правовым договорам (п. 21 ст. 255 НК РФ, п. 4 письма Минфина России от 16 июня 2003 г. № 04-04-04/63).

В Налоговом кодексе РФ сказано, что по данной статье расходов учитываются только выплаты гражданам, не состоящим в штате организации.

Однако и вознаграждения, перечисленные штатным сотрудникам, можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Подтверждают такой подход письма Минфина России от 27 марта 2008 г. № 03-03-06/3/7, от 26 января 2007 г. № 03-04-06-02/11 и от 20 октября 2006 г. № 02-1-08/222.

Также вознаграждения по договорам авторского заказа можно учесть в составе прочих расходов на основании подпункта 37 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-03-06/1/303, УФНС России по г. Москве от 25 января 2007 г. № 09-14/006377).

По какой из указанных статей расходов списать вознаграждения по договорам авторского заказа, организация вправе решить самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Если права на произведение использованы для создания нематериального актива, то вознаграждение по договору авторского заказа включите в первоначальную стоимость нематериального актива (абз. 11 п. 3 ст. 257 НК РФ).

Если сотрудник создает произведение в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания (то есть условие о выплате авторского вознаграждения предусмотрено трудовым договором), вознаграждение учтите при расчете налога на прибыль в составе расходов на оплату труда. Это следует из статьи 255 Налогового кодекса РФ.

Порядок уменьшения налоговой базы на сумму вознаграждения по авторскому договору зависит от метода расчета налога на прибыль, применяемого в организации.

Если организация применяет кассовый метод, то начисленное вознаграждение учтите в составе расходов на оплату труда (прочих расходов) только после фактической выплаты его человеку (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, то начисленную сумму вознаграждения по авторскому договору включите в состав прямых или косвенных расходов (п. 1 ст. 318 НК РФ). Факт оплаты здесь значения не имеет (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Момент включения в налоговую базу зависит от того, к каким расходам относится выплачиваемое вознаграждение - к прямым или косвенным.

Организации могут самостоятельно определить в своей учетной перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг (п. 1 ст. 318 НК РФ). Вознаграждения по авторским договорам, которые относятся к прямым расходам, включите в налоговую базу по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Вознаграждения, которые относятся к косвенным расходам, учтите при расчете налога на прибыль в момент начисления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Если организация оказывает услуги, то прямые расходы можно учесть, как и косвенные, в момент их начисления (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

В торговых организациях вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, признаются косвенными расходами (абз. 3 ст. 320 НК РФ). Поэтому учтите их при расчете налога на прибыль в момент начисления.

Упрощенка. Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то вознаграждения по авторским договорам уменьшают налоговую базу (подп. 6 п. 1 ст. 346.16, абз. 2 п. 2 ст. 346.16, п. 21 ст. 255, подп. 32 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если эти расходы связаны с возникновением нематериального актива, то вознаграждение включите в его первоначальную стоимость (п. 4 ст. 346.16, абз. 11 п. 3 ст. 257 НК РФ).

При расчете единого налога сумму вознаграждения учтите только после ее фактической выплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Страховые взносы и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с авторского вознаграждения также учтите в расходах в момент их уплаты (подп. 7 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, вознаграждения по авторским договорам не уменьшают. Такие организации не учитывают никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Однако сумму единого налога можно уменьшить на сумму пенсионных взносов и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, которые уплачиваются в том числе и с вознаграждения (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). При этом соблюдайте ограничение: общий размер вычета (страховые взносы плюс больничные пособия, выплаченные за счет организации) не должен превышать 50 процентов от суммы единого налога (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, при расчете единого налога не учитывайте. Связано это с тем, что ЕНВД рассчитывают исходя из вмененного дохода (ст. 346.29 НК РФ). Вместе с тем сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму пенсионных взносов и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, которые уплачиваются в том числе и с авторского вознаграждения (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). При этом соблюдайте ограничение: общий размер вычета (страховые взносы плюс больничные пособия, выплаченные за счет организации) не должен превышать 50 процентов от суммы ЕНВД (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Общая система + ЕНВД. При совмещении ЕНВД с общей системой налогообложения порядок учета вознаграждений, выплаченных по авторским договорам, зависит от того, для каких целей были приобретены имущественные права на произведение.

Если права на произведение используются для ведения деятельности, облагаемой ЕНВД, то вознаграждения по авторским договорам не учитывайте при расчете единого налога (ст. 346.29 НК РФ). Если права приобретены для деятельности организации на общей системе налогообложения, то вознаграждения по авторским договорам учтите при расчете налога на прибыль (п. 21 ст. 255, подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если расходы невозможно отнести к одному виду деятельности, то сумму выплачиваемых вознаграждений по авторским договорам нужно распределить (п. 9 ст. 274 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

В расходы по налогу на прибыль включите лишь часть авторского вознаграждения и взносов, относящихся к деятельности организации на общей системе налогообложения.